Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Монастырская колонизация в Московском центре Что касается московского центра, то здесь в XVI–XVII вв. было основано 54 новых монастыря, из них 32 в городах и 22 в сельской местности, но вблизи городов. 16 городских монастырей было основано в XVI в. и столько же в XVII в., а из загородных монастырей лишь 9 приходятся на XVI в., 13 — на XVII в. Столица, Москва, разумеется, стоит на первом месте. Из основанных здесь новых монастырей заслуживают упоминания следующие: столь знаменитый в позднейшее время, сохранившийся и доныне Донской монастырь (1592), Знаменский (1613), Страстной женский монастырь (1614), Заиконоспасский (1660), а также Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — любимое детище патриарха Никона . Из монастырей, появившихся во Владимирской земле, следует упомянуть Успенскую пустынь, в 35 км от города Суздаля, основанную по собственному почину монахом Ионой (1624), Успенскую Флорищеву пустынь (1654) и Введенскую Островскую пустынь (около 1695 г.); две последние позже, в конце XVIII и начале XIX в., стали очагами русского старчества. Монах по имени Лукиан в 1594 г. основал Богородицкую пустынь, примерно в 25 км от города Переславля-Залесского. В Костромской земле основано было 6 монастырей, которые ничем особенным не знамениты . В Ярославской земле суровым подвижником прп. Геннадием († 1565) в 1529 г. был основан Спасский монастырь, а в 1543 г. прп. Адрианом († 1550) — Успенский монастырь, в 6 км от города Пошехонье. 11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило-Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436510/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Нил Столобенский, прп. Описания иконы Нил Столобенский, прп. - житие Преподобный Нил Столобенский, Селигерский (память 27 мая и 7 декабря по старому стилю) Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (U 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Нил Столобенский, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Декабрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8932.jpg:   Размер: 354x1200, 0.42 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (150) , (6) . Описание: [Москва. 2002.] Прп. Нил Столобенский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2002 г. Нило - Столобенская пустынь. Тверская епархия. Файл 8934.jpg:   Размер: 393x984, 0.39 MPix, 48 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (224) , (10) . Описание: Прп. Нил Столбенский и его келейная Владимирская Селигерская икона Божией Матери. Конец XVIII — начало XIX века. Мастерская Ниловой пустыни(?). Дерево, левкас, темпера. 19х14,1 см. Икона реставрирована. Файл 11972.jpg:   Размер: 778x1024, 0.8 MPix, 160 Kb. Дата: 2011-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (395) , (24) . Описание: Икона " Нил Столбенский " . Дерево, масло. 27Х22,5. Россия, середина XIX в. Святой изображен на фоне написанных с картографической точностью построек Нило-Столобенской пустыни. Сверху островной монастырь осенен келейным образом преподобного - Селигерской-Владимирской иконой Божией Матери, поддерживаемой двумя Ангелами. Файл 12509.jpg:   Размер: 776x948, 0.74 MPix, 275 Kb. Дата: 2011-05-09, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (417) , (31) .

http://pravicon.com/icon-2582

По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; U 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии. В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существует две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому. Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «Одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схима преподобного на скульптурах традиционно окрашивается в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нил Столобенский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3076

Иконография Прп. Герман пишет Житие Нила Столобенского. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Прп. Герман пишет Житие Нила Столобенского. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Г. сохранилась в составе житийных циклов прп. Нила Столобенского, причем не прослеживается устойчивой традиции изображения его облика. Наиболее ранним образцом является миниатюра «Построение храма в Ниловой пустыни» в рукописи Жития прп. Нила нач. XVII в. из Троицкой Герасимовой обители на Кайсаровом ручье в Вологде (впосл. в б-ке Ф. А. Толстого; в наст. время: РНБ. Q 1 329. Л. 34): Г. в монашеской мантии и клобуке, с небольшой окладистой бородой, без нимба, благословляет строителей церкви. На иконе прп. Нила Столобенского с 19 клеймами жития кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина, Москва) представлен ряд композиций: приход на о-в Столобное иноков (Г. и игум. Антоний, плывущие в лодке); Г. с иноками в Прасаловском (согласно надписи) мон-ре вручает епископу письмо о составлении Жития прп. Нила; епископ и Г., пишущий Житие святого; Г. благословляет создать первый образ прп. Нила иноков-иконописцев Иова и Нифонта (изображены коленопреклоненными, с нимбами). На всех клеймах устроитель Ниловой пуст. представлен в монашеском одеянии и с четками, в куколе или с непокрытой головой, с седой бородой средней величины, имеет нимб, назван преподобным («с. пб. Гермон»). Неск. аналогичных сюжетов воспроизведено на иконе прп. Нила Столобенского с 52 клеймами жития (40-50-е гг. XIX в.) из часовни монастырского с. Сиговка (в наст. время в Казанской ц. дер. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.), где Г. написан без нимба, иногда в профиль, с короткой бородой и длинными прядями, а в композиции исцеления Исаии Травкова во время молебна у гробницы прп. Нила - в мантии и епитрахили, с раскрытой книгой. На одном из клейм близкой по составу иконы 1902 г. мастера из Торжка Н. И. Новосёлова (ГЭ; находилась в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Стеклянном заводе в С.-Петербурге) Г.- средовек, с небольшой темной бородой, совещается с Борисом Холмогорцем о постройке первого храма, на другом - он стоит с богомольцем, поведавшим ему об иноках-иконописцах. С нек-рыми отличиями, напр., в изображении облика и возраста подвижника, ландшафта мон-ря указанные сюжеты повторяются на др. иконах XVIII - нач. XX в. (ВГИАХМЗ, ТГОМ, частные собрания Москвы, С.-Петербурга и Твери).

http://pravenc.ru/text/164713.html

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. НОВЫЙ МЕТОД система церковного пения (аналитическая певч. нотация, муз. нотация, муз. теория и иметодика обучения), разработанная греч. учителями в 1814/15 г. НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НОТР-ДАМ ШКОЛА название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Прп. Нил Столобенский, с видом Ниловой пустыни. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР) С первых посещений о-ва Столбного прп. Герман записывал рассказы паломников о жизни прп. Нила. Видимо, ок. 1595-1596 гг. (вторично в 1598) прп. Герман направил эти записи иноку вологодской Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье Филофею (Пирогову) с просьбой составить Житие прп. Нила и службу ему. Вероятно, после завершения работы над Житием (кон. XVI - нач. XVII в.) в обители началось богослужебное празднование памяти прп. Нила. Трудами прп. Германа и братии были построены трапезная, 6 келий на острове, келья на берегу озера, хозяйственные сооружения. В Осташкове имелся монастырский двор с кельей и трапезной. Обитель пострадала в Смутное время от неурожая и голода. Преемником прп. Германа (по его завещанию) стал свт. Нектарий (Теляшин ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский). В 1620 г. митр. Новгородским и Великолуцким Макарием II иером. Нектарий был возведен в сан игумена. Он управлял пустынью в 1614-1636 и 1647-1667 гг. Своей деятельностью новый настоятель привлек к Н. С. п. внимание Новгородских архипастырей, кн. Б. М. Лыкова, в вотчине которого находилась обитель, митр. Ростовского и Ярославского Варлаама II , архим. Троице-Сергиевого монастыря прп. Дионисия (Зобниновского) , князей А. Н. Трубецкого, Д. М. Пожарского , боярина И. Н. Романова, патриаршего боярина С. В. Колтовского и др. В 1628 г. митр. Новгородский Киприан (Старорусенков) освободил Н. С. п. от посещений десятильников с целью сбора церковной дани (впосл. грамота митр. Киприана подтверждалась Новгородскими митрополитами в 1636, 1650, 1653, 1655) ( Успенский. 1902. С. 16). В 1647 г. по ходатайству игум. Нектария (Теляшина) царь Алексей Михайлович освободил пустынь от подсудности ржевским воеводам. Период 2-го игуменства свт. Нектария стал временем подъема обители, когда ее поддерживали патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) , князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М. и И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Игум. Нектарий ввел в пустыни строгий общежительный устав: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. 165. С. 218). Вероятно, по уставу свт. Нектария предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться установленным правилам.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Ок. 1505 г. в К. м. принял постриг прп. Нил Столобенский , основатель Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни , в сер. XVI в. в обители подвизались прп. Никандр Псковский , в будущем пустынножитель, основатель Никандровой Благовещенской пуст., и агиограф иером. Варлаам. После присоединения Пскова к Российскому гос-ву К. м., как и Елеазаров Трехсвятительский монастырь, находился в Торошинской губе Бельской засады Псковского у. ( Французова. 2006. С. 114). В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал пергаменную жалованную тарханную несудимую грамоту игум. Серапиону на двор в Запсковье и на деревни в Псковском, Изборском и Кобыльском уездах (подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1538, царями Феодором Иоанновичем в 1584, Борисом Феодоровичем Годуновым в 1599, Михаилом Феодоровичем в 1614 и 1623). Вторая грамота была пожалована в 1520 г. по указу Василия III дьяком М. Г. Мунехиным (Мисюрем) (адресатом инока Елеазарова мон-ря Филофея ) на ряд деревень, данных К. м. в обмен на взятые в казну монастырские деревни ( Евгений (Болховитинов). 2006. С. 207-208). В 1542 г. игум. Феоктист получил от псковичей вклады, а также купил пожни, нивы, сады, огороды и дворы в Запсковье и за Великими воротами Пскова, кроме того, мельницу на р. Пскове и неск. мест для рыбной ловли на Чудском оз. (Там же. С. 208). 17 дек. 1555 г. царь Иоанн IV Васильевич выдал К. м. («Успения Пречистые Богородицы и святого апостола и еваггилиста Иванна Богослова»), игумену Феоктисту с братией, оброчную грамоту на огород, пожню и двор в Запсковье (ДАИ. Т. 1. С. 137-139. 84). В честь Успения Пресв. Богородицы была освящена церковь при монастырской трапезной. В 1556/57 г., согласно Строевскому списку Псковской 3-й летописи, при игум. Феоктисте было закончено строительство каменной ц. св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235). При церкви был построен придел во имя свт. Саввы Сербского, в к-ром был погребен прп. Савва Крыпецкий (по мнению В. В. Седова, строительство собора завершилось до 1555, когда псковские мастера были массово привлечены для каменного строительства в Казани).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Сборник-конволют Житий Белозерских святых и повестей о святынях Белозерья из Гос. музея-усадьбы «Архангельское» (Инв. 18405, сер. и посл. четв. XVIII в.; происходит из Кириллова Новоезерского мон-ря, бытовал в Белозерье, затем поступил в б-ку князей Голицыных; описание см.: Лифшиц. 2009. С. 54-57) содержит на листах 99-108 об. (эта часть конволюта по водяным знакам датируется 50-ми гг. XVIII в.) материалы о Н. в следующем порядке: память Н., тропарь, кондак, икос, молитва (Л. 99-101), повесть «О пришествии преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чюдотворца» (нач.: «Прииде преподобный отец чюдотворец Нил со учеником своим Инокентием от Палестин неких стран...» (Л. 101 об.)), «О преставлении и о погребении преподобнаго отца Нила и о завещании его» (Л. 102), «Завет инока Инокентия, ученика преподобнаго Нила чюдотворца» (Л. 103), «Его же о церкви» (Л. 103 об.), «Изложение отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Нила чюдотворца», а именно: «Чудо о явлении царю Иоанну Васильевичу», «Чюдо преподобнаго отца нашего Нила чюдотворца о образе его, како нача писатися по явлению его» (Л. 104 об.), «Чюдо преподобнаго отца нашего Нила чюдотворца, како избави отрока от нечистых духов» (Л. 107 об.). Содержащееся в икосе и молитве моление за имп. Елизавету Петровну (1741-1761) позволяет утверждать, что тексты о святом собраны в 50-х гг. XVIII в., не позднее 1761 г. Текст «О пришествии...» Н., чудеса «О явлении царю...» и «...како избави отрока от нечистых духов» появляются в голицынской рукописи впервые. В течение 20-30 лет, которые разделяют списки РНБ. Соф. 1476 и музея «Архангельское», было отредактировано «Чудо об образе»: первоначальный сюжет о том, что в скит по ошибке привезли икону прп. Нила Столобенского, к-рый читается в Софийской рукописи, здесь исключен. Все чудеса голицынского списка имеют развитый повествовательный характер, изобилуют множеством деталей и представляют собой работу опытного агиографа. Возможно, к составлению новой редакции был причастен киевский иеродиак. Кириак (Ястребенский), сосланный в Кириллов Новоезерский мон-рь (см.: Романенко. 2009. С. 95-96).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках

http://pravenc.ru/rubrics/123208_17.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010