Радуйся добродетели, когда поступаешь добродетельно, но не превозносись ею, чтобы не случилось крушение в пристани (прп. Нил Синайский , 73, 233). Источник. Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей (прп. Нил Синайский , 73, 235). Источник. Ничего не почитай по достоинству равным добродетели, потому что она – образ Божий, как Сам Бог, непреложна (прп. Нил Синайский , 73, 240). Источник. ...Вслед добродетели идти должно, пока не сойдем с поприща жизни (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда (прп. Нил Синайский , 73, 247). Источник. Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение добродетели совершают нечисто (прп. Мил Синайский, 73, 252–253). Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все искушается (прп. Нил Синайский , 255). Блажен, кто чист в добродетели и нелицемерен в душе; будет он судить мир, а не судим вместе с миром (прп. Нил Синайский , 73, 255). Источник. ...Не начало только добродетели положить надлежит, но и увенчать ее и привести к концу... (прп. Нил Синайский , 73, 289). Источник. Добродетель в старости может быть названа не добродетелью, но бессилием. Посему в юности наипаче должно нам упражняться в добродетели, и в юном теле показывать благоразумие, приличное сединам (прп. Нил Синайский , 73, 329). Источник. Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на Небесах, которого невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслию объять (прп. Нил Синайский , 73, 341). Источник. ...Если будешь не пристрастен к вещам, то удобно исполнишь всякую добродетель (прп. авва Зосима, 91, 126). Источник. ...Если бы и мы предварительно посевали в себе семена кротости и смирения и располагали к ним сердце своё, то враг не имел бы места сеять в нем злые семена свои. Но как он находит нас пустыми без добрых помыслов, или даже более того, самих себя разжигающими на худое, то берет отсюда поводы наполнять нас своим злом. При любви же к добродетели бывает совершенно противное сему, ибо тогда Господь, видя, как душа жаждет спастись и как усердно возделывает в себе добрые семена, ради сего благого произволения ее, исполняет ее Своими дарами (прп. авва Зосима, 91, 128). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил Смирнов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картин Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием… В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

http://fond.ru/kalendar/913/nil/

...Кого ни начнет оно одолевать с какой-либо стороны, заставит его пребывать в келье ленивым, беспечным, без всякого успеха духовного, или, выгнав отсюда, сделает потом непостоянным во всем, праздношатающимся, нерадивым ко всякому делу... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 121). ...От уныния праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость, любопытство... (прп. авва Серапион, 56, 254). Как скоро упадешь духом, размысли, сколько благ уготовано верным, и удобно приобретается тобою духовный плод (прп. Нил Синайский , 72, 240). Источник. ...Душа, когда отовсюду окружило ее уныние, скоро бывает подавлена, если не найдет, кто простер бы к ней руку, и утешил ее (прп. Нил Синайский , 72, 361). Источник. Хороню утвердившееся дерево не преклоняется от напора ветров, и уныние не поражает окрепшие души (прп. Нил Синайский , 90, 257). Источник. Терпение, благодушие и любовь благодарны и в скорбях; а уныние, льготность и самолюбие радуются покойной жизни (прп. Нил Синайский , 90, 260). ...Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении, не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно и против искушений (прп. Нил Синайский , 90, 274). Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния (прп. Нил Синайский , 90, 274). Источник. Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела, ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных (прп. Нил Синайский , 90, 275). Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя (прп. Нил Синайский , 90, 275). Во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; тугому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние и, наблюдая за твоими трудами, пытает их все, – и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым (прп. Нил Синайский , 90, 276). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

община. М. 1995. 2(26). 60–65. пер.://NS 9 .308). 309–316. 282 . Леннгрен Т. П. Великий старец Нил Сорский //Московский журнал. 1999. 3. 40–43. 283 . Лилиенфельд Ф. фон. О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского //ТОДРЛ 1962. 18. 80–98. 284 . Лилиенфельд Ф. фон. О некоторых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории//Правосл. община. М. 1995. 2(26). 55–60. 285 . Нил Сорский /Сост. Ермаков Р. М. 1995. 72. 286 . Первушин А. В. Размышления о Ниле Сорском //ВРСХД 1978. 128. 33–40. 287 . Питирим (Нечаев) , митроп. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий //Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 75–85. 288 . Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни//ХЧ 1877. 1. 114. 289 . Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского //ТОДРЛ 1974. 29. 125–143. 290 . Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М. 1975. 37–54. 291 . Прохоров Г. М. Нил Сорский (ок.1433–7. V.1508)//СККДР 9 .27). 2:2. 133–141. 292 . Романенко Е. [В.] История канонизации преподобного Нила Сорского //ЖМП 1999. 11. 65–73. 293 . Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества: Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.//Истор. вестник. М.; Воронеж 1999. 3–4. 89–152. 294 . Седакова О. А. Лилиенфельд Ф. фон. Нил Сорский и его сочинения: Кризис традиции в России времен Ивана III//Культура и общество Древней Руси (X-XVIII вв.). М. 1988. 2. 246–267. же в кн.: Русь между Востоком и Западом: Культура и общество, X-XVIII вв. М. 1991. 2. 325–347. [Реферат кн. Lilienfeld F. von. 9 .303).]. 295 . Смолич И. Великий старец Нил Сорский (К истории русского старчества)//АО 1998. 2(16). 164–172. 296 . Флоровский Георгий , прот. Преподобный Нил Сорский //ВРСХД 1953. 1(26). 1953. 4–5. 297 . Целиков В. А. Эстетика Нила Сорского //Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. статей. М. 1987. 1. 43–68. 298 . Davids A. J. М. Nil Sorskij und der Hesychasmus in Russland. Eine quellengeschichtliche Untersuchung//JÖB 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. ... думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною (прп. Нил Синайский , 71, 184). ...До безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равнобожии, не признает Промысла и попечительности Всесовершеннейшего... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением; если только дунуть, обращается в ничтожество (прп. Нил Синайский , 71, 184). Бегай гордости, человек... чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. ...Из всех грехов больший грех есть гордость; за нее изобретатель всего худого диавол низвержен с неба... (прп. Нил Синайский , 71, 399). Источник. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он (прп. Нил Синайский , 89, 303). Источник. ...Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности (прп. Исаак Сирин , 58, 155–156). Источник. ...Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения (прп. Исаак Сирин , 58, 156). Источник. Бойся гордости, и будешь возвеличен (прп. Исаак Сирин , 58, 302). Источник. ...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 351). ...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей , 29, 41–42). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

XVI век Преподобный Нил Столобенский Веками люди, решившие удалиться от мира в молитвенное уединение, уходили в горы и леса, на затерянные острова и в безлюдные пустыни. Там строили себе кельи, выкапывали землянки. Но далеко не все из них сумели до конца претерпеть тяготы отшельнической жизни. Великий молитвенник и аскет, преподобный Нил Столобенский, оставил потомкам поучительную историю своего отшельничества. За сорок лет уединения от мира этот святой прошел через многие искушения и сомнения. И преодолел их силой духа и строгостью к самому себе. Когда к преподобному Нилу приходили люди, желавшие подражать его житию, он предупреждал: «Ты должен быть готов к величайшим трудностям и непрестанной внутренней борьбе. Поверь, чадо: все христианские подвижники в той или иной мере испытали скорби и маету сердечную. Первый порыв часто сменяется долгими днями сухости душевной, тоски по прошлому. А тут еще голод, неудобства, холода… Человеку очень трудно устоять в этом изнурительном испытании». Преподобный Нил вырос в селении под Новгородом, в зажиточной семье свободных крестьян. Что же толкнуло преподобного Нила на трудный путь уединения? Как он сам говорил впоследствии – это поиск мира душевного, желание отречься от житейских страстей, на которые он успел насмотреться в своей деревне. Сначала юноша Нил отправился в псковскую землю, в знаменитую Крыпецкую обитель в честь Иоанна Богослова. Монастырь этот был основан преподобным Саввой Крыпецким. Там Нил принял иноческий постриг и несколько лет проводил строгое монастырское житие. А в 1515 году Нил испросил благословение игумена монастыря удалиться в молитвенное уединение. Настоятель не хотел отпускать Нила: «Брат Нил, я не хочу тебя неволить. Но здесь, в монастыре, ты можешь принести много пользы. Ведь ты – хороший пример для других монахов». Однако Нил все-таки уговорил игумена отпустить его на путь отшельничества. В глухом лесу возле речки Серемхи, что на Валдае, преподобный Нил срубил себе келью и оставался здесь 13 лет. Питался кореньями и грибами, пил только ключевую воду, закаляясь телесно и духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Создавая богословский трактат об умном делании на основе творений святых отцов, преп. Нил Сорский расставил в нем свои, русские, акценты. Таким акцентом, безусловно, является тема монашеского нестяжания. Сама по себе эта тема традиционна для святоотеческой письменности. Святые отцы учили, что нестяжательная жизнь отсекает попечения и создает необходимые условия для молитвы. «Молитва, – говорил Нил Синайский , – требует великого безмолвия и долгого свободного времени» 126 . Ему вторит Иоанн Лествичник : «Нестяжательный чисто молится; а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 127 . В своей главе «О сребролюбии» Нил Синайский рисует выразительный образ замученного стяжательством монаха: «А кто печется о волах, ежедневно пересчитывает стада овец, непрестанно ухаживает за виноградниками, рощами, нивами и садами, так что и продолжения дня недостаточно ему для сих работ; тот – где и когда будет иметь вспомнить о Боге?.. А если и найдет возможность изредка делать это между многих дел, то как принесет он Владыке чистое моление, когда мысль его не отрешена от того, о чем имеет он много заботы и попечения?.. Или не примечаешь, как сокрушают тебя днем дела, а ночью забота о них, время отдыха делая временем мучений? Ибо тогда память, приводя на мысль, кто нарушил межу, кто причинил вред плодам, кто прекратил водотечи для орошения, кто потравил пастбище, кто делает или сделал другую какую-либо обиду, и о каждом он упорствует и спорит, – приводит тем в неистовство раздражительную силу души, возбуждая ко мщению, не давая времени на сон и покой, и тем паче на молитву» 128 . Рассуждения Нила Сорского показывают, что наибольшее влияние на него в этом вопросе оказал именно преп. Нил Синайский (святой, в честь которого, видимо, был пострижен Нил Сорский ). Нил Синайский четко формулирует, что есть нестяжание. Это неимение излишнего. «Мерою приобретения должна служить потребность, что превышает эту меру, то есть излишество» 129 . Так же определял нестяжание и преп. Нил Сорский . «От излишнего же надо всячески отказываться», – говорил он 130 . Нил Синайский различал две степени нестяжания: высшую, райскую, доступную только некоторым великим святым, – когда подвижник не прилагает никаких усилий для своего пропитания: питается травой и уповает на Бога; и среднюю, скромную, при потовом труде в уповании на Бога. Причем отдавал предпочтение средней степени: «Но много имеет полезного и средняя нестяжательность, как сообразная со временем и нуждою» 131 . Средней меры нестяжальности придерживался и преп. Нил Сорский : «Мы избираем селения безмолвия... приобретая нужное на потребу от трудов своих. Если же нет, то, принимая малую милостыню, откуда усмотрит благость Его» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Язычник зрит богатство и поражается ему, как некоему чуду, а я на то же самое богатство смотрю свысока и насмехаюсь над ним… Язычник видит беду и ропщет, а я взираю на нищету – и скачу, и радуюсь, ибо истинным богатством признаю добродетель» . Осуждая пристрастие к материальным благам, преп. Нил предостерегает читателя и от «сети» людской славы, лишающей праведную жизнь подлинного христианского смысла и извращающей основную нравственную цель человеческого совершенствования. «И знай, благороднейший, – пишет преп. Нил комиту Ириму, стремившемуся занять высокую кафедру епарха, – знай, что мала, ничтожна, мимолетна и ничем не лучше весенних цветов сия достойная смеха и отвратительная слава, воздаваемая тебе людьми» . В другом письме преп. Нил с нежной любовью назидает своего ученика, чтобы тот не предавался земным забавам. В частности, он предостерегает его и от жажды земных почестей. «Смотри, сын, – пишет он, – чтобы, ища славы у людей, не остался ты без славы Божией». «Не продавай дела рук твоих за славу человеческую и не отдавай будущей славы за ничего не стоящую похвалу. Слава человеческая – в прахе; и сила ее угасает на земле, а слава добродетели вечна». «Слава, – свидетельствует преп. Нил, – слепа, потому что в жизни часто чествуются те люди, которые ни своими делами, ни своими словами не принесли никому никакого блага». Отвращая людей от «слепой» славы, преп. Нил, тем не менее, благосклонно относится к желанию юношей, посвящающих себя монашеской жизни, «заслужить благосклонность людей мудрых», но и эта благосклонность, которую преп. Нил называет «величайшей из своих похвал» является лишь средством, с помощью которого они могли бы «навыкнуть искать похвалы лишь у Бога». В своем осуждении человеческих притязаний к стяжанию богатства и людской славы преп. Нил сильно укоряет и предающихся разным земным удовольствиям. «Горе тебе, несчастнейший среди людей, – пишет он Приону, – что за малую и тленную усладу зарабатываешь ты себе вечный пламень» . Земные утехи, как учит преп. Нил, рассеивают человеческую мысль и, пленяя у человека чувство, ум и волю, лишают душу мира, необходимого ей для духовной жизни. «Не забава для души, – пишет он в другом месте, – проводить время в театрах и на конских ристалищах. Напротив, это страшный ущерб. Если же хочешь обрести подлинный душевный мир, то поспеши тогда в церковь или туда, где подвизаются монахи. Здесь найдешь ты много утешения и великое облегчение страждущему сердцу» . Дабы люди убедились в пользе пребывания в церкви, с одной стороны, и в ущербности земных развлечений, с другой, преп. Нил советует каждому сравнить свои внутренние переживания. «Испытай себя, – поучает он, – как чувствуешь ты себя, выходя из церкви и из монастыря, а как после театра или конных скачек. Сопоставь тот и другой день, и ты ясно познаешь пользу, получаемую от пребывания в церкви и монастыре, и утрату от посещения цирка и театра».

http://pravoslavie.ru/3242.html

Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил (Смирнов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картино Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием. В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Условия жизни в скиту определил, по-видимому, сам преподобный Нил. Братия скита должна была жить в избушках-кельях по одному. Лес на территории скита рубить запрещалось, чтобы из одной кельи было видно не более одной. Расстояние между ними не должно было быть достаточно значительным, чтобы иноки слышали, что происходит у соседа. В кельях нельзя было держать ничего, кроме книг, икон и самого необходимого, скромного, используемого каждый день. Слуг и скота не держали – это было запрещено. Питаться монахи должны, согласно «Правилу», от трудов рук своих; трудом же могли заниматься только таким, чтобы не покидать своей кельи. Пользоваться прибылью, получаемой насильственно от других, запрещалось. Милостыню преподобный Нил разрешал принимать лишь в крайних случаях и только умеренную. Помогать в беде другим монахи его скита должны были не материальными благами, а богатством духовным, ибо нестяжание, считал преподобный Нил, выше материальных подаяний. От монастырского правила преподобного Кирилла Белозерского преподобный Нил отступил, он ограничил процесс перерастания скита в киновию, то есть в общежитие, ограничив прием в свой скит условием, чтобы человек предварительно прошел выучку в общежительном монастыре (в скиту никого не постригали), а также неизменным требованием грамотности. В согласии с «Лествицей» Иоанна Синайского 389 , которую преподобный Нил часто цитировал, он осознавал свое направление как «средний путь» – средний между отшельничеством и общежитием. Преподобный Нил не порывал с традиционным монашеским подвижничеством, не противопоставлял скит общежительному монастырю. Он считал, что духовную нестяжательную жизнь возможно вести и в общежительном монастыре, но тогдашний монастырь, ведущий большое хозяйство и использующий чужой подневольный труд, рассеивает внимание и порождает губительные страсти. В своих сочинениях преподобный Нил постоянно напоминает о недопустимости для монахов жить вопреки Священному Писанию и не по преданиям святых отцов. Он считал, что стремление к приобретению сел и стяжанию богатства – отступничество от заветов Христа. В 1503 году на Соборе в Москве преподобный старец Нил поднял вопрос о монастырских владениях, начал говорить, чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням и кормились от трудов рук своих. Преподобного Нила поддержали белозерские пустынники, но победы на Соборе они одержать не смогли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010