Из истории известно о столкновении северного и южного течений монашеской жизни в споре о монастырских владениях конце XV века. Во главе нестяжателей стоял прп. Нил Сорский , за монастырские земли – прп. Иосиф Волоцкий . После поражения нестяжателей то, что сочеталось в духовной школе преподобного Кирилла – созерцательная жизнь и благотворительность, оказывается уже несовместимым. Преподобный Нил стоял за главное – внутреннее делание и тесно с ним связанную нестяжательносгь, но он потерял связь с жизнью государства, в этом его слабая сторона. Монашество московского направления наоборот, органически срастается с государством и продолжает традицию благотворительности, но уже в ущерб духовному деланию 687 . Проф. Г. П. Федотов , пользуясь данными проф. Е. Е. Голубинского , приводит сведения о резком уменьшении числа канонизированных святых последующих веков: на первую половину XVI века падает 22 святых, на вторую – 8, на первую половину XVII века – 11, на вторую – 4. В XVII веке убыль идет резко и равномерно; по четвертям XVII века соответственные цифры дают 7,4,2,0 688 . И. М. Концевич связывает это оскудение святости не только с поражением нестяжателей – представителей школы созерцательного подвига – в споре о земельных владениях, но и с отрывом от традиций восточного монашества после гибели Византийской империи в середине XV века (1453 г.) 689 . Печальным явлением следующих веков (XVI-XVII) стало изменение отношения к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Рост монастырских владений приводит к неприязни со стороны крестьян, которые отныне считают отшельников личными врагами и часто убивают их. И. М. Концевич приводит такие данные: «Два прп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преподобный Агапит Маркушевский (1578 г.) убит крестьянами, и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преподобный Нил Столобенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся прп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преподобный Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, прп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото» 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К наиболее ранним памятникам с образом Н. принадлежит цикл из 38 миниатюр в лицевом Житии нач. XVII в. из б-ки гр. Ф. А. Толстого (РНБ. Q. I. 329). Рукопись создана неизвестным иноком в Троицкой Герасимовой пуст. в Вологде. Каждая миниатюра исполнена темперой на отдельном листе, имеет расширенное описание сюжета. Цикл содержит и традиц. сюжеты, и самобытные композиции: «Чудо о рыболове», «Прп. Нил принимает рыбу», «Чудо о дровосеке», «Прп. Нил сделал гроб, приходил к нему плакать». Вначале Н. представлен младенцем, затем юношей, молодым иноком; на о-ве Столбном - в зрелом возрасте, в его темно-русых волосах и бороде заметна первая седина, и, наконец, старцем в схиме, с крупными выразительными чертами лица, с окладистой седой бородой. На иллюстрации к «Чуду об образе прп. Нила» подписаны имена иноков-иконописцев - старца Иова и его ученика Нифонта. Во 2-й пол. XIX в. появились хромолитографии с сюжетами Жития Н., многие из них, как и иконы, имели 52 клейма (РГБ, СПГИАХМЗ, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Эстампы печатались в мастерской Троице-Сергиевой лавры, в московской мастерской И. А. Морозова (70-80-е гг. XIX в., нач. XX в.). Редкий по иконографии образ Н. с 12 праздниками кон. XVII в. (из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ) выполнен провинциальным иконописцем скорее всего для к.-л. сельской церкви на Севере или в Верхневолжье. Вместо традиц. образа Воскресения Христова в среднике представлен Н. на фоне мон-ря - икона свидетельствует об особом почитании Н. в крестьянской среде. Необычные образы «Преставление прп. Нила Столобенского» (ТОКГ, музей «Наследие прп. Нила») созданы в 1882 г. Ф. Ф. Пуклиным, в 1883 г.- А. Н. Шумихиным. Образцом для мастеров послужили клейма житийных икон, где в интерьере кельи изображено тело Н., повисшее на крюках, вбитых в стену. Сохранился образ преподобного, молящегося пред иконой Богоматери с Младенцем в интерьере кельи (в книге на аналое текст: Пс 50. 1), созданный в 1910 г. (музей «Наследие прп. Нила»). Изредка встречаются поясные или ростовые фронтальные изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Основные святыни: мощи прп. Нила, Столобенского чудотворца; мощи свт. Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского; чудотворная Казанская икона Божией Матери, оставшаяся невредимой после нескольких пожаров, пожертвованная в обитель в 2005 году. В 80 км от монастыря находится скит, открытый на месте святого Оковецкого источника, где имеется купальня и часовня. Открыто монастырское подворье в г. Торжок Тверской области. Храмы. Богоявленский собор, престолы: центральный – Крещения Господня, левый придел – свт. Николая, правый придел – Благовещения Пресвятой Богородицы. Крестовоздвиженская церковь, престолы: центральный – Воздвижения Креста Господня. Надвратные церкви - Петра и Павла, Нила Столобенского и больничная церковь Всех Святых. Скиты: Оковецкий Свято-Преображенский (Селижаровский р-н, д. Оковцы, Святой Источник), Никольский (Фировский р-н, д. Жабны). Подворье: Ильинский храм (г. Торжок, ул. Красная гора, 1). Престолы: верхний придел – прор. Ильи, нижний придел – вмц. Параскевы. К монастырю относится часовня, которая находится на берегу оз. Селигер в 8 км. к городу в д. Залучье, во имя Казанской иконы Божией Матери. Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова пустынь) находится на острове Столобном озера Селигер в Осташковском районе Тверской области, в нескольких километрах к северу от города Осташкова. Остров Столобный до 1523 года был покрыт густым лесом и практически необитаем. В том году на нем поселился смиренный отшельник преподобный Нил, инок Крыпецкого монастыря. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму, затем выстроил деревянную келью и часовню для молитвы. Среди необычайных подвигов, молитвы, поста и бдения преподобный Нил скончался 7 (20) декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на острове Столобном, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после его преставления, послужили причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители- Нилова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Святыней обители является древняя икона Св. Николая Чудотворца. Количество братии невелико. Управляет ею настоятель-иеромонах. Нилова Столобенская пустынь в Осташковском уезде. Нилова пустынь находится в Осташковском уезде, на одном из островов озера Селигера, называемом «Столобное», и частью на полуострове Светлице. К югу от монастыря в 7 верстах находится город Осташков. Столобный остров до 1528 года был необитаем и покрыт глухим лесом. В этом году поселился на нем смиренный отшельник, прп. Нил. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму; затем он выстроил келью и часовню для молитвы. Проводя дни и ночи в молитве, он не позволял себе и на минуту прилечь на ребрах, но, или, облокачивался на деревянные крюки, вбитые в стены кельи его, и в таком положения пользовался кратковременным отдыхом. Среди необычайных подвигов молитвы, поста и бдения прп. Нил скончался 7 декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на Столобном острове, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшая вскоре после преставления его, послужила причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители – Нилова пустынь. Основателем монастыря на месте подвигов прп. Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на Столобном острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так открылась Нилова пустынь. Она начала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам московских царей. Но потом с XVIII века начался упадок Ниловой пустыни. С 1764 года она числится за штатом. Нилова пустынь по зданиям своим в настоящее время может быть причислена к лучшим обителям Россия. Посреди монастыря находится собор, – великолепное четырехугольное здание новейшей архитектуры, – во имя Богоявления Господня, с двумя престолами. Внутри собор богато отделан и украшен. Другой храм – больничный, во имя Всех Святых, бывший до 1883 года соборным. Третья церковь – во имя Св. Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы – построена на месте пещеры, ископанной прп. Нилом. В соборном храме открыто покоятся мощи прп. Нила, открытые в 1667 году. Обретение мощей празднуется ежегодно 27 мая; к этому дню в монастырь собираются десятки тысяч богомольцев со всех концов России. Устраивается крестный ход из г. Осташкова, который плывет в обитель на барже, украшенной разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов, наполненных народом. Мощи прп. Нила обносятся вокруг монастыря, и служится торжественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Имеются единичные примеры, когда архитектура зданий Ниловой пуст. на иконах не соответствует их реальному облику: на иконе кон. XVIII в. (ТГОМ) иконописец обобщенно, без проработки деталей, изобразил мон-рь. На уникальной аналойной иконе кон. XIX - нач. XX в. (из собрания А. И. Буркина, музей «Наследие прп. Нила») Н. представлен дважды: стоящим со свитком в руке, указывая на мон-рь, и в коленопреклоненном молении, в руке - игуменский посох; мон-рь показан символически как образ Небесного Иерусалима. На иконе кон. XIX в. работы И. С. Чирикова, выполненной для серии аналойных икон-святцев домовой Введенской ц. великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге (ГРМ), Н. предстает на фоне романтического пейзажа с вымышленными храмами, палатами, лесом. В XIX в. получили распространение литографии и хромолитографии с видом мон-ря и молящимся на облаках Н. Особой популярностью пользовались печатные листы, выполненные по оригиналам осташковского худож. Я. М. Колокольникова-Воронина (ГИМ, Осташковский КМ, музей «Наследие прп. Нила» и др.), а с нач. ХХ в.- хромолитография по рисунку худож. Лужкова «Вид Ниловой пустыни с процессией крестного хода, совершаемого ежегодно 27 мая из города Осташкова в обитель» (1906, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Известна хромолитография «Прп. Нил Столобенский», отпечатанная в 1907 г. в типографии рус. Ильинского скита на Афоне (музей «Наследие прп. Нила»). На ней изображены Н., стоящий в юго-вост. части о-ва Столбного, комплекс обители и в небе ангелы с иконой Божией Матери. Вторую значительную группу икон составляют житийные образы Н. В «Книге переписной 1647 года» сообщается, что в сенях перед трапезной палатой в Богоявленском соборе находилась «икона чудотворца Нила, вверху семи пядей, а поперек шести пядей. В среднике писан Горний Иерусалим. Здесь же, в среднике, писан остров Столобное, монастырь, и церкви, и Преподобный Нил-чудотворец, в рост. А около той иконы написаны чудеса в лицах, 64 изображения… у чудотворца Нила венец и цаты резные, позолоченные… И всех крестов у иконы чудотворца Нила 14… И у той же иконы пелена - в среднике атлас, на золотом фоне, а крест нашитый, червчатый, а вокруг атлас зеленый, кисти шелковые, а лампада на железном подсвечнике, налита воском, поставлена у гробницы чудотворца Нила» (РГБ. Ф. 200. 104. Л. 57). Несомненно, это была чудотворная почитаемая икона Н.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

на золотом, охристом или зеленоватом фоне, напр. иконы посл. трети XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»), нач. XX в. (собор Покровского мон-ря в Москве). Подобные изображения имеются в настенных росписях московских храмов, напр. ц. Покрова на рву (вост. часть придела св. Василия Блаженного, ок. 1905, мастера из Палеха). На большой иконе рубежа XIX и XX вв. (собрание Ф. Р. Комарова) святой написан прямолично, он сидит, погруженный в глубокую молитву, опираясь на крюки; иконописный образ восходит к ранним скульптурам Н. Поясное изображение Н. 1-й пол. XIX в. было в интерьере ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в дер. Кравотынь Осташковского р-на Тверской обл. (не сохр.). В XIX - нач. ХХ в. получили распространение подобные миниатюрные образки, выполненные в технике темперы, чеканки и штамповки по металлу, росписи по эмали (музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Встречаются изводы с поясным образом Н. и его изображением на фоне обители, иногда его писали с Владимирской (Селигерской) иконой Божией Матери в руках. На минейных иконах кроме фронтальной фигуры под 27 мая встречается сюжет «Обретение св. мощей прп. Нила Столобенского» (эмалевая минея на май, 3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь в Финляндии). В кон. XIX - нач. ХХ в. создавали много заказных икон с образами Н. и тезоименитых святых заказчика и его семьи. Сохранились изображения Н. со свт. Николаем Чудотворцем, блгв. кн. Александром Невским и вмч. Пантелеимоном, преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, равноап. имп. Константином, прп. Кириллом Новоезерским и др. Часто на таких иконах помещалось скульптурное изображение святого (напр., «Господь Вседержитель с прп. Нилом Столобенским и свт. Николаем Чудотворцем», «Прп. Нил Столобенский, с ангелом-хранителем и избранными святыми» и др. (музей «Наследие прп. Нила»)). Небольшие «раздаточные» образки Н. писали в Осташковском, Ржевском, Зубцовском, Старицком и др. районах В. Волги. Они могли быть монохромными или яркими по цветам (синий, вишневый, красный, белый и черный), что характерно для крестьянских мастеров.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Началось восстановление Ниловой пустыни. В восстановлении монастыря принимали участие добровольцы – паломники, жители города Осташкова и района; на восстановление монастыря Тверским экскаваторным заводом (директор П.Б. Панкратов) неоднократно выделялись средства, техника, рабочие. В 1992 г. был создан фонд «Обретение», главной задачей которого была организация разработок программ, направленных на сохранение культурного и исторического наследия. Аккумулирование средств для финансирования этих программ и мероприятий фонда и создание общественной организации, которая объединяла бы не только средства, но и силы людей, чья цель – обретение нашим городом былой славы, возрождение традиций. По инициативе администрации МО «Осташков» и фонда «Обретение» на ГРТК «Тверь» 30 сентября 1998 г. проводился многочасовой теле радио марафон «Всем миром» с целью привлечения благотворительной помощи на восстановление духовной, исторической и культурной святыни общероссийского значения – Нило-Столобенской пустыни на Селигере. На собранные средства были произведены работы по расчистке территории, начата реставрация монастырских зданий и сооружений. Монастырь Нило-Столобенская пустынь. Остров Столобный, название которого увековечил и прославил на весь христианский мир преподобный Нил Столобенский, стал после блаженной кончины святого местом паломничества богомольцев. В 1594 г. была открыта обитель, получив наименование Нило-Столобенской пустыни. Первым настоятелем (строителем) монастыря был поставлен иеромонах Герман. Много трудов по благоустройству обители совершил его преемник и ученик инок Нектарий, ставший игуменом Столобенским, посвященный впоследствии в архиерейский сан. При строительстве каменного Богоявленского собора в мае 1667 г. земля вдруг осыпалась, и открылись святые мощи преподобного. Они торжественно перенесены в храм в 1669 г. Мощи почивали в серебряной позолоченной раке, устроенной в 1764 г. При мощах хранилась мантия святого, а также чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по месту явления чудес названная также Селигерской. Принесенная на остров прп. Нилом, она всегда находилась в его келье и потому стала именоваться еще и Келейной. Монастырь являлся образцом иноческого быта. Из Ниловой пустыни вышли некоторые высшие иерархи Русской Православной Церкви: инок Евфимий в конце XVII в. был митрополитом Новгородским, инок Иоасаф с 1725 г. - епископом Воронежским и т. п. Велико было значение Нило-Столобенской пустыни как культурно-просветительного центра.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Прп. Макарий Калязинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1684 г. В Новое время мн. древние престолы во имя М. уже не существовали и ареал почитания преподобного и распространения его изображений несколько сузился, в основном он был ограничен Тверской епархией, включая те территории, к-рые ранее управлялись Новгородскими архиереями, и охватывал соседние земли В. Поволжья. Образ М. как одного из самых чтимых Тверских святых помещался на иконах и в храмовых росписях вместе с др. местными чудотворцами, в т. ч. со святыми некогда новгородских Торжка и Осташкова; иногда он составлял пару с прп. Нилом Столобенским. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Тверских, М. и прп. Нила Столобенского, а также икона, на которой к этим святым были добавлены фигуры преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских (Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 153-155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Музей русской иконы, Москва; Иванникова А. П. Возрожденные из небытия//Русское искусство. М., 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. сходный по композиции образ св. Иоанна Предтечи, 3 К-польских святителей, преподобных Антония и Феодосия Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. и Нил Столобенский изображены в верхней части композиции на 2-м плане. Сохранились данные и о др. иконах, в к-рых образ М. соседствовал с образами Тверских святых и рус. преподобных, в т. ч. прп. Сергия Радонежского: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и М., а на парном образе были представлены свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, а также супруга последнего кнг. прп. Анна Кашинская; в ту же обитель кашинский купец И. И. Осекин вложил аналойную икону святителей Иоанна Златоуста и Арсения Тверского, М. и ангела-хранителя с мощами свт. Арсения и М. ( Лебедев А. Н. Описание кашинского Сретенского жен. 2-кл. мон-ря и его пустынно-кладбищенской церкви Тверской епархии. Ярославль, 1866. С. 71-72, 77-78). На рубеже XIX и XX вв. для Троицкой ц. в Кашине была написана икона «Собор Тверских святых и местночтимых угодников Божиих», снимок с к-рой был прислан известному агиологу Казанскому (бывш. Тверскому) архиеп. Димитрию (Самбикину) старостой храма И. Я. Кункиным (см.: Димитрий (Самбикин), архим. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местно чтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4. Ил. на с. 2). На этой иконе, отличавшейся полнотой подбора святых, связанных с Тверской епархией, М. представлен в 5-м снизу ряду справа, среди преподобных, рядом со своим племянником прп. Паисием Угличским; мн. преподобные держат в руках макеты храмов основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Когда дошел черед матери больной девочки прикладываться к иконе, она сказала монахам: «Сия икона нездешняго чюдотворца: мне,- де,- не таков явися» (РНБ. Соф. 1476. Л. 168-170; кон. XVII - 1-я треть XVIII в.). Оказалось, что чтимая икона является образом прп. Нила Столобенского. Возможно, эта икона, к-рую вначале ошибочно принимали за образ Н., повлияла на формирование иконографии святого. Самое раннее известное в наст. время изображение Н. находится в сборнике-конволюте (БАН. Плюшк. 103), на листах 348-360 к-рого в 1675 г. в Ниловой пуст. было переписано «Предание», о чем говорит запись писца на л. 360 (по мнению Е. Э. Шевченко, монограмму писца можно расшифровать как «монах Макарии»); в этой же части конволюта на л. 347 находится краткий текст о Н., на обороте того же листа - миниатюра с изображением святого, что позволяет ее датировать тем же временем, что и тексты. Для изображения Н. художник выбрал тип ростового образа преподобного с куколем на плечах. Вероятнее всего, он ориентировался на икону прп. Нила Столобенского. Н. представлен в молении Спасителю, изображение пустыни отсутствует. Над фигурой святого читается надпись: «Преподобный отец Нил Скитскии», в облачном сегменте - «Иисус Христос [Спаси]тель человеком». Художник изобразил святого средовеком со впалыми щеками, с короткой, слегка заостренной и разделенной на прямые пряди бородой. Преподобный одет в ниспадающую тонкими складками темную мантию и светлую зеленоватую рясу, куколь лежит на плечах. Фигура Н. дана в 3/4-ном повороте влево, устремлена вверх (он стоит словно на пуантах), взор обращен на Спасителя. Пропорции удлиненные: узкие плечи, небольшая голова, изящные руки. По композиции и типу изображения миниатюра имеет сходство, напр., с образом «Прп. Нил Столобенский» кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК; см.: Полякова. 2006. С. 104-105), на к-ром подвижник тоже представлен в молении Спасителю: близки общий абрис фигур святых, то же молитвенное положение рук. Уподобление Н. Столобенскому преподобному скорее всего произошло случайно, из-за сходства имен.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Прп. Нил Столобенский родился в конце XV столетия в одном селе Новгородской области, Деревской пятины, Жабенского погоста. Кто были родители преподобного и какое имя носил он в миру — неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу и, оставив родительский дом, удалился в Псковскую область, в монастырь святого Иоанна Богослова, именуемый Крыпецкий. Здесь он принял пострижение в монашество и был назван Нилом, во имя Нила Постника, подвижника Синайской горы. Приняв на себя ангельский образ, прп. Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители — неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском уезде в дремучем лесу, близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями. Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвой. Видя высокую жизнь пустынника, исконный враг нашего спасения диавол восстал на него со всей злобой. Первоначально он старался устрашить святого и изгнать его из пустыни разными привидениями. Принимая на себя вид страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, диавол внушил разбойникам замысел убить святого Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, бестрепетно вышел к ним навстречу со своей келейной иконой Пресвятой Богородицы, и сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких людей. Разбойникам показалось, что святого сопровождает целый полк вооруженных воинов; в ужасе они упали на землю к ногам прп. Нила и, открыв ему свое злое намерение, просили прощения в грехе. Кроткий и незлобивый подвижник сказал им: «Не ваше это дело, чада, но общего нашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом». И преподав им наставление, преподобный с миром отпустил разбойников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010