Иконография Н. богата и разнообразна . Формирование иконографического типа святого происходило в тверской и московской иконописной среде под влиянием особой атмосферы почитания его в Ниловой пуст., где бережно хранилась память о внешнем облике пустынника. Впервые образ Н. был представлен на «штилистовой» иконе Спасителя вместе с прп. Макарием Калязинским, прп. Ефремом Новоторжским и мц. Параскевой. Икона принадлежала царю Иоанну IV Грозному, была пожертвована им в Борисоглебский мон-рь в Торжке, до нач. ХХ в. находилась в соборе этой обители. Скорее всего она была написана в Москве царским изографом для государя, совершавшего в 60-х гг. XVI в. поездку по тверским землям (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1465. Л. 6. Записка архим. Ниловой пуст. Арсению о древней иконе Н. Сост. А. К. Жизневский, председатель Тверской УАК. 14 янв. 1871 г.). После основания Ниловой пуст., в 1595 г., пришли из Оршина Вознесенского мон-ря иноки-иконописцы Иов и Нифонт и выполнили для надгробной часовни 3 образа Н.: 1-й - ростовой (святой в монашеском одеянии); 2-й - изображение преподобного на фоне обители («остров весь написан»); 3-й - житийный. Ранние иконы преподобного не сохранились. Очевидно, они стали образцом для мастеров, создававших позднее изображения Н. В деревянном Богоявленском соборе обители еще до открытия св. мощей преподобного в 1667 г. находился ростовой образ, упомянутый в «Книге переписной Ниловой пустыни 1636 года» (составлена во время настоятельства свт. Нектария (Теляшина)): «Образ Нила-чудотворца на празелени 10 пядей» (РГБ. Ф. 200. 104. Л. 5. Переписные книги Ниловой Столобенской пуст. XVII в.). Икона считалась чудотворной, в 1-й трети XIX - нач. ХХ в. располагалась в правой части иконостаса придела Благовещения Пресв. Богородицы в Богоявленском соборе пустыни. Нагробная икона Н. послужила образцом для шитого покрова, исполненного в 40-х гг. XVII в. Он описан в «Книге переписной Ниловой пустыни 1647 года»: «На верху гробницы икона преподобного Нила-чудотворца девяти пядей, на празелени, и покрыт образ покровом темно-лазоревым атласом. А на том покрове вышит Преподобный Нил-чудотворец. И венец около главы вышит золотом. А около покрова вышиты тропарь и кондак Преподобному Нилу-чудотворцу» (Там же. Л. 47). Известен покров Н. 1663/64 г. (вклад И. М. Милославского «на многоцелебный гроб» святого, СПГИАХМЗ) на голубовато-зеленом шелке, сплошь зашитом золотым и серебряным орнаментом «на аксамитное дело». Голова Н. покрыта островерхим схимническим куколем, в правой руке свиток, над головой святого - образ Св. Троицы, на кайме вкладная надпись. У Н. широкие плечи и сравнительно мелкие черты лица: близко посаженные глаза с большими контрастными подглазиями, длинный прямой нос и средней величины светлая борода, более узкая и округлая на конце.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Нилова пустынь: Мон-рь и мир. М., 20173; она же. Владимирская-Селигерская икона Богоматери: История и архетип чудотв. образа//III Дёминские чт.: Тез. докл. М., 2018. С. 19-20; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 96; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 168-169, 234. Кат. 124, 125; Гадалова Г. С. Лит. памятники, посвященные прп. Нилу Столобенскому в тверских хранилищах//Нил Столобенский: Животворящие истоки: Мат-лы науч. конф. Тверь, 2005. С. 34-39; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 188-189, 198-199, 329, 330. Кат. 160, 171; Ступени мастерства: Кат. икон, реставрированных студентами Рос. академии живописи, ваяния и зодчества, 1997-2007 гг. М., 2007. С. 192-195. Кат. 47; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции/ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116; Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ. М., 2009. С. 290-293. Кат. 846-857; Нило-Столобенская пуст.: Новые открытия: Из истории Спасо-Андроникова мон-ря: Сб. ст./Сост.: Т. В. Барсегян. М., 2010. (Труды ЦМиАР. Т. 4); Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 184-187, 230-231. Ил. 112-114, 143; Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 292-296, 343-344, 349-350, 356-359. Кат. 258-261, 300, 305, 310-312; Музей рус. иконы: История собрания, обзор коллекций, новые поступления и открытия. М., 2011. С. 64-65, 132. Ил. 73, 143; Чубур А. А. Из истории духовного подвига пустынножительства: Мифы, факты и «белые пятна» в житие прп. Нила Столобенского//История в подробностях. М., 2014. 5(47). С. 50-57; Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 303-306. Кат. 57; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014; Образы рус. святых в собр. Исторического музея. М., 2015. С. 280-287, 378-381, 390-399. 66, 67, 90, 93; Новые открытия рус. иконописи: К 10-летию основания Музея рус. иконы: Кат. выст. М., 2016. С.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Кипарисовый гроб был положен в дубовый, обложенный изнутри свинцовыми листами. 5 сент. 1877 г. над погребением Н. освящена придельная ц. во имя прп. Нила Столобенского. На гробнице Н. имелась надпись: «Здесь почиет архиепископ Нил,/Известно Богу - он праведно жил,/Трудился святителем под 40 лет,/Труд его знает ученейший свет./В град Ярославль, великий и славный,/Позвал владыку Бог вседержавный;/И долго владыка здесь Богу служил,/И здесь же владыка сном смертным почил...» ( Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. 436. Л. 79 об.). К 2018 г. захоронение Н. на территории совр. Ярославского гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, вероятно, сохранилось, однако точное место его погребения никак не обозначено. Н. являлся почетным членом КазДА (1844), Русского археологического об-ва (1852), Африканского ин-та в Париже (1853), Московского об-ва испытателей природы (1856), Казанского ун-та (1856), Русского географического об-ва (1857), С.-Петербургского ун-та (избран 27 янв. 1869). Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1835) и 1-й степени (апр. 1838), св. кн. Владимира 2-й степени большого креста (10 апр. 1842), панагией с драгоценными камнями (5 апр. 1847), орденом св. блгв. кн. Александра Невского (30 марта 1852), панагией, украшенной алмазами, за участие в коронации (26 авг. 1856), алмазным крестом для ношения на клобуке (5 мая 1858), бронзовым наперсным крестом в память о Крымской войне (1853-1856), золотой коронационной медалью, большой серебряной медалью в память воссоединения униатов с правосл. Церковью, большой серебряной медалью по случаю освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1858 г., серебряной медалью с изображением имп. Александра I по случаю восстановления памятника-часовни на Бородинском поле. Н. С. Лесков назвал Н. прототипом главного героя своего рассказа «На краю света» ( Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 89). Соч.: О бесноватых, упоминаемых в Евангелии//Некоторые упражнения студентов СПбДА 6-го учеб.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сюжетные композиции с образом К. встречаются и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи ок. 1715 г. из б-ки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (ЧерМО; см.: Соловьёва. 2006; Карбасова. 2011. С. 257, 261, 295, 299, 303, 305. Вкл. Ил. 14). В Житии 1804 г. (ЧерМО, см.: Хрусталёв. 2000. С. 58; Рыбаков. 1995. С. 47) проиллюстрированы мн. чудеса К. На титульном листе преподобный изображен в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой - развернутый свиток. Панорама мон-ря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью. Изредка - гл. обр. в вологодских храмах - образ К. вводился в деисусный чин иконостаса. Напр., в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с прп. Никодимом Кожеезерским - икона значится среди произведений, поступивших в АМИИ из ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Сырья (бывш. Сырьинский мон-рь; см.: Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 276. 474; сохр. также икона блаженных Василия и Максима Московских). К редким иконографическим сюжетам относятся образы Спаса Смоленского с припадающими прп. Кириллом Белозерским и К. сер. XVII в. (ок. 1645 (?), из местного ряда иконостаса ц. свт. Епифания Кипрского, КБМЗ), с прп. Александром Свирским и К. (вероятно, кон. XVII - нач. XVIII в. под записью, АМИИ), с К., прп. Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание). Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

http://pravenc.ru/text/1840279.html

В 1647 г. б-ка обители насчитывала 88 книг, в 1663 г.- 266 книг (174 печатные и 92 рукописные), в 1836 г.- 767 книг. В 1857 и 1873 гг. были составлены новые описи б-ки, в 1862 г.- каталог. В 1890 г. рукописные книги (129) были описаны А. Е. Викторовым . В 1913 г. б-ку разместили на 2-м этаже юго-зап. части братских келий и настоятельского корпуса. К 2018 г. значительная часть рукописного собрания Н. С. п. хранится в НИОР РГБ, отдельные рукописи - в б-ке РАН, рукописном отделе ГАТвО, Австрийской национальной б-ке, частных собраниях. Старопечатные книги хранятся в различных б-ках, музеях и личных собраниях ( Барсегян. 2005. С. 248). Некоторые книги находятся в монастырском музее «Наследие преподобного Нила» ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 428-436, 621). Святыни и достопримечательности Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 К 1917 г. в Н. С. п. находились: мощи прп. Нила Столобенского (рака установлена в Богоявленском соборе), у к-рых совершались чудеса исцеления; чудотворные Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери (по преданию, келейная икона прп. Нила, находилась у раки с мощами). Надгробная икона прп. Нила, написанная в 1595 г. насельниками Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря монахами Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила, находилась в иконостасе Благовещенского придела Богоявленского собора, Чудотворный скульптурный образ прп. Нила пребывал на месте пещеры преподобного, в нижнем храме во имя св. Иоанна Предтечи Покровской ц. Почитались гробницы устроителей пустыни - прп. Германа и свт. Нектария, колодец прп. Нила, часовня над дубом прп. Нила. Торжественно отмечались престольные праздники храмов Н. С. п.: Крещение Господне, Благовещение и Покров Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста Господня, дни памяти арх. Михаила, св. Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, прп. Нила Столобенского (7 дек., 27 мая), Всех святых, в земле Российской просиявших. Грамотой еп. Тверского и Кашинского (впосл. митрополит) Вениамина (Пуцек-Григоровича) в 1756 г. был установлен ежегодный крестный ход из Осташковской слободы (позднее г. Осташков) в Н. С. п. в день обретения мощей прп. Нила и дано разрешение обносить их в этот день вокруг мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

В Новое время Ж. и. как с традиционным, так и со свободным размещением сюжетов стали писать гораздо больше. Преобладали небольшие образы, являвшиеся предметами личного благочестия. Наметилась тенденция к сокращению житийных клейм до минимума, напр. до 4, как на иконе «Св. Александр Невский, с житием» (XIX в., частное собрание; см.: Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. М., 2008. С. 233), иногда до 2, представлявших главные деяния святого. Особенностью Ж. и. этого периода стало расширение их тематики - иллюстрирование Житий святых, почитание которых не было широко распространено, как правило, такие иконы создавали для частных заказчиков. Особенно много патрональных икон писали в селах Владимирской губ., снабжавших иконописной продукцией всю Россию: «Свт. Сильвестр, папа Римский, с житием», «Прав. Елисавета, с житием», «Прав. Симеон Богоприимец, с житием» (частное собрание). В XVIII в. в Ж. и. свт. Николая Чудотворца встречается сюжет «Чудо о трех отроках, иссеченных на части», лит. основа к-рого была заимствована из западноевроп. традиций ( Комашко. 2006. С. 138-139). Прп. Нил Столобенский, с житием. Икона. 1771 г. (ВОКМ) Прп. Нил Столобенский, с житием. Икона. 1771 г. (ВОКМ) Новый круг святых появляется в XVIII в. чаще всего в народной Ж. и., напр. свт. Модест Иерусалимский как покровитель скотоводства; в среде старообрядцев - сщмч. Харалампий. Иногда повествовательный аспект был настолько важен, что средник с образом святого отсутствовал (икона «Житие сщмч. Харалампия» с Ветки, кон. XVIII в., старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). В массовом иконописании XIX в. житийное повествование концентрировалось на рассказе-напоминании Жития святого. Традиц. принципы Ж. и. отчасти сохраняла в XIX в. старообрядческая икона с ее обычно пространными повествовательными циклами. Однако для этих икон характерны однообразие в композиционном построении клейм и отступления от лит. основы, приводящие иногда к ошибкам и противоречащие тексту Жития святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

25 февр. 1919 г. была вскрыта рака с мощами Н. После закрытия Ниловой Столобенской пуст. мощи Н. в 1928 г. были вывезены с о-ва Столбного и помещены в Осташковский краеведческий музей. В 1930 г. музей был перенесен в летний храм Вознесенского собора закрытого в 1928 г. осташковского в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря (туда же были помещены и мощи Н.). В 1947 г. в ц. Вознесения Господня (бывш. Вознесенском соборе) возобновлены богослужения, в 1950 г. над мощами Н. была устроена сень. В 1991 г. Нилова Столобенская пуст. была возрождена. 9 июля 1995 г. состоялось перенесение туда мощей Н. Торжественную церемонию возглавлял патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в ней приняли участие епископ (впосл. митрополит) Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), епископ (впосл. митрополит) Истринский Арсений (Епифанов), епископ (впосл. митрополит) Петрозаводский и Олонецкий Мануил (Павлов), архиепископ (впосл. митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин), архиепископ (впосл. митрополит) Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), архиепископ Костромской и Галичский (впосл. митрополит) Александр (Могилёв), наместник Ниловой Столобенской пуст. архим. Вассиан (Шуста) с братией, жители Верхневолжья и многочисленные паломники. Тогда же была возобновлена традиция ежегодного крестного хода из Осташкова в Нилову Столобенскую пуст., а в самой пустыни установлен праздник перенесения мощей Н. Иноки мон-ря занимаются сбором сведений о чудесах Н. в XX - нач. XXI в. В июле 2011 г. в Ниловой Столобенской пуст. открыт и освящен музей «Наследие преподобного Нила». В 2003-2004 гг. в дер. Соснице Осташковского р-на Тверской обл. был построен храм во имя преподобных Н. и Германа Столобенских (освящен 5 июня 2005 архиеп. Тверским и Кашинским Виктором). Н. почитается старообрядцами-поповцами Белокриницкой иерархии . Иконография Прп. Нил Столобенский принимает рыбу. Миниатюра из Жития прп. Нила Столобенского. Нач. XVII в. (РНБ. Q.I.329. Л. 14) Прп. Нил Столобенский принимает рыбу. Миниатюра из Жития прп. Нила Столобенского. Нач. XVII в. (РНБ. Q.I.329. Л. 14)

http://pravenc.ru/text/2577609.html

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

(прп. Нил Синайский , 74, 149). Источник. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть (прп. Нил Синайский , 74, 225). Источник. ...Бдение, и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит он ради ненавистного тщеславия и высокомерия... (прп. Нил Синайский , 74, 333). Гели кто из болезнующих злым недугом тщеславия хочет избежать рук зловреднейшего и злейшего полчища демонов, пусть наложит узду на собственные свои уста... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. ...Уловляемый тщеславием человек не может уже быть в мире ни с самим собой, ни с ближним... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией... (прп. Нил Синайский , 74, 396). Источник. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. ...Тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения (прп. Нил Синайский , 91, 277). ...Гроздь винограда, до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая (прп. Нил Синайский , 91, 277). Тщеславный монах – бесплатный работник – несет труд, а награды не получит (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский , 91, 278). Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз (прп. Нил Синайский , 91, 278). Источник. На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молится в клети своей (прп. Нил Синайский , 91, 278). Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много того же, в чем подозреваешь другого (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. Ничто не сокрыто от Судии; поэтому напрасно стараемся грешить скрытно (прп. Нил Синайский , 71, 247). Источник. Кто не возненавидит греха, тот, если и не делает греха, причисляется к грешникам (прп. Нил Синайский , 71, 253). Источник. Всякий худой поступок вооружает диавола, но вооруженный жестоко обходится с вооружившими (прп. Нил Синайский , 71, 254). Источник. Греховные дела называть должно не только зловонными и бесплодными, но и мертвыми (прп. Нил Синайский , 71, 341). Источник. ...Грех справедливо может быть назван железом, рассекающим и убивающим душу (прп. Нил Синайский , 71, 359). Источник. ...Познание грехов есть утро души, а осуждение их – начало спасения (прп. Нил Синайский , 72, 20). Источник. ...Грех обыкновенно и начинается, и снова прекращается в человеческом произволении (прп. Нил Синайский , 72, 165–166). Источник. Поблажать греху и возбуждать себя к оному – почитай собственноручным самоубийством и самым горьким умерщвлением... (прп. Нил Синайский , 72, 262). Источник. ...Грех, как ядовитый змий, вкрадывается весьма тихо, а когда усилится, угрызает и с укоризною взывает сердцу: «Прекрасно! прекрасно! я достиг своего!» (прп. Нил Синайский , 72, 263). Источник. Многовидно и многообразно к жизни человеческой примешивается грех. Причиною же сему то, что люди не пользуются Божиим содействием в труде рук своих (прп. Нил Синайский , 72, 356). Источник. Если и по крещении бываем мы подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому, что мы нерадим о заповеди и пребываем в самоугодии по собственному нашему произволению (прп. Марк Подвижник , 88, 504). От своей похоти рождается грех мысленный; а от этого происходит совершение сообразного тому действия. Лишь только кто отступит (от обязательства крещения), тотчас бывает содержим грехом (прп. Марк Подвижник , 88, 507). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010