стало складываться еще при его жизни. После кончины Н. начали совершаться чудеса у его гробницы. Через неск. лет по его преставлении на остров приходили иноки из различных обителей, в т. ч. насельник новгородского мон-ря игум. Антоний, вместе с к-рым в течение 3 лет на Столбном прожил пришедший из Николаевского Рожковского мон-ря инок Герман (буд. прп. Герман Столобенский). Точных сведений о времени канонизации Н. нет. Возможно, его прославление произошло в 60-90-х гг. XVI в., поскольку 1-й иконный образ (Н. изображен на иконе Спасителя вместе с Тверскими святыми - преподобными Макарием Калязинским, Ефремом Новоторжским и Параскевой Ржевской) известен со времени правления царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В 1591-1594 гг. на острове вокруг построенного Германом с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников деревянного храма в честь Богоявления Господня сложилась монашеская община, в 1594 г. основана Нилова Столобенская в честь Богоявления мужская пустынь. В 1595 г. иноками-инокописцами Иовом и Нифонтом из Оршина мон-ря в честь Вознесения Господня (см. Оршин в честь Вознесения Господня женский монастырь ) для надгробной часовни Н. были выполнены 3 образа святого (в полный рост, на фоне строений обители и в житии). Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) 27 мая 1667 г. при рытье рва под фундамент каменного Богоявленского собора были обретены нетленные мощи Н. Этому событию предшествовали чудесные знамения: 10 днями ранее рыбаки ночью видели большой огненный столп над монастырем, опустившийся на землю; за 2 дня 2 рыбака видели горящую свечу над гробницей Н., а в самый день обретения иером. Александру во время дневного сна явился Н., повелевший ему воспрянуть ото сна. Грамотой новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 10 июня 1667 г. (ТГОМ. КОФ 1843/8) был установлен день обретения св. мощей Н., ставший одним из самых почитаемых церковных праздников в Верхневолжье.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

В иконописи XX в. образ Е. встречается в группе Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др.). Иконографическим образцом является рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной,- Е. прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 239). Святой представлен на иконах Собор Новгородских чудотворцев, созданных в Вел. Новгороде во 2-й пол. XX - нач. XXI в. (образ 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа, совр. список в соборе Св. Софии). Кроме того, Е. изображается на иконах Собор Тверских святых, напр. нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального Воскресенского собора Твери. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 109-110; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Я. Э. Зеленина, Ю. Б. Комарова Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/182091.html

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В сер. XVIII в. выполнен образ 7 Белозерских святых и мч. Мины, предстоящих Св. Троице (в изводе «Сопрестолие»), из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (КБМЗ). На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» посл. четв. XVIII в. из ц. Богоявления в Белозерске показаны 9 святых: Н., Иродион Илоезерский, Мартиниан и Ферапонт Белозерские, Зосима Ворбозомский, Кирилл Белозерский, Кирилл Новоезерский, Даниил Шужгорский, Филипп Ирапский. Преподобные стоят фронтально в 2 ряда, в облачном сегменте изображен Спаситель, благословляющий 2 руками. Н. помещен слева вверху, рядом с прп. Иродионом Илоезерским, по традиции он одет в схиму. Композицию этого образа точно повторяет исполненная в масляной технике икона Белозерских святых нач. XX в. (часовня во имя прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске). Размещение образа Н. рядом с прп. Иродионом Илоезерским, вероятно, не случайно и связано с тем, что святые были прославлены примерно в одно время. Появление икон с сюжетом «Собор Белозерских святых», а также лицевого сборника с Житиями Белозерских преподобных было связано с формированием Собора Белозерских святых. Но поскольку Белозерье так и не выделилось в самостоятельную адм. единицу, то отдельный Собор Белозерских святых не получил церковно-юридического признания, и Белозерские святые вошли в Собор Вологодских и Белозерских святых, к-рый был установлен в янв. 1756 г. по благословению еп. Вологодского и Белозерского Серапиона (указ об установлении Собора см.: ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 2051. Л. 4-5). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Н. представлен в центре нижнего ряда правой группы предстоящих Вологодских святых ( Романенко. 2003. Вкл. Рис. 19, 20). Впосл. Белозерские святые вошли в состав Собора Новгородских святых (установлен предположительно ок. 1831). Н., как и др. Белозерские преподобные, изображен в композиции «Собор Новгородских святых» на иконе кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Филиппа в Вел. Новгороде (на иконах XVIII в. под святым с именем «Нилъ», очевидно, подразумевался прп. Нил Столобенский). Преподобный представлен (вполоборота вправо) в 5-м ряду крайним слева, рядом с преподобными Антонием Вологодским и Кириллом Новоезерским. Он одет в схиму, руки воздеты в молитвенном жесте. Композиция повторена в хромолитографии Е. И. Фесенко (Одесса, 1902; частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Однако и жизнь этих святых имела сходные черты, оба избрали уединенное подвижничество: один - на острове, другой - в лесной пустыни, окруженной непроходимыми болотами. Образ прп. Нила Столобенского был не единственной отправной точкой в создании иконографии Н. В поздних иконописных подлинниках под 7 или 8 мая подчеркивается «подобие» Н. прп. Кириллу Белозерскому: «Сед, брада аки Кирила Белозерскаго, но у сего курчевата, ризы преподобническия, в руках свиток» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 27; сер. XIX в.), «Сед, брада Кирилы Белозерскаго, курчевата, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 157 об.; 30-е гг. XIX в.). В Атласе изображений святых, изданном Г. В. Маркеловым, находится прорись кон. XVIII - нач. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 381. 189), сделанная, по мнению исследователя, с иконы Н. XVI в. Однако в каталоге прорисей, составленном М. В. Федосеевой, этот образ значится как «неизвестный преподобный - с иконы XVIII в.» (Там же. С. 632. 58). В правом верхнем углу листа карандашом надписано: «Препод. [Нил Сорский?]». Атрибуция принадлежит известному собирателю, знатоку и реставратору древнерус. живописи Ф. А. Каликину ( Басова. 2010. С. 15). На рисунке у Н. слегка раздвоенная борода с «курчеватыми» прядями на конце; образ поясной, прямоличный, куколь преподобного лежит на плечах, видны шнуры от аналава, крестообразно стягивающие подрясник. В руках преподобный держит развернутый свиток. Изображений Н., в к-рых узнаются черты прп. Кирилла Белозерского, известно немного. Напр., на миниатюре из сборника 90-х гг. XVII в. (из собрания А. С. Уварова, ГИМ. Увар. 107-1°. Л. 63 об.) святой представлен в монашеской мантии и схиме, с непокрытой головой. У него округлая борода, волнистые волосы, высокий лоб с характерными залысинами, как у прп. Кирилла Белозерского. В одном из иконописных подлинников под 2 авг. подчеркнуто сходство Н. со сщмч. Власием Севастийским: «Сед, власы густы, брада до пояса, доле Власиевы, раздвоилась, риза преподобническая, в руке свиток, в нем писано: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни»» (РНБ. Погод. 1931. Л. 198 об., 20-е гг. XIX в.), но подобные изображения святого с длинной бородой не обнаружены.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

2) Блгв. кн. Феодор Новгородский († 5.06.1233) – возможно, вследствие особого почитания Царским Домом блгв. кн. Александра Невского, братом которого был св. Феодор; так, в Александро-Невской лавре одна из церквей была посвящена св. Феодору. Местное празднование было установлено в 1614 г. при перенесении мощей из Юрьева мон-ря в Софийский собор Новгорода. 3) Прп. Нил Столобенский († 7.12.1554, пам. 27 мая). Общецерковное празднование установлено, вероятно, в связи с тем, что Нилову Столобенскую пустынь 12.07.1820 посетил имп. Александр I. Местное празднование установлено в 1595 г. В месяцеслов Следованной Псалтири в этот период были внесены следующие имена святых, что подразумевало общецерковное прославление: 4) прп. Никандр Псковский († 24.08.1581). Местное празднование было установлено митр. Новгородским Никоном ок. 1649–1652 гг. и подтверждено Патриархом Иоакимом в 1686 г. 5–6) Преподобные Сергий и Герман Валаамские (пам. 11 сент., 28 июня), по указу Святейшего Синода от 20.10.1819, который последовал в связи с тем, что в авг. 1819 г. имп. Александр I совершил паломничество на Валаам. 7) Прп. Арсений Коневский († 1447, пам. 12 июня), по указу Святейшего Синода 1819 г. Особо стоял вопрос об общецерковном почитании киевских святых, прославленных в 1643 г. свт. Петром, митр. Киевским, как местночтимых. По указу Синода 1762 г. (подтвержденному в 1775 и 1784 гг.) киевские святые могли вноситься в общие (московские) месяцесловы, а службы им – печататься в Минеях месячных. К киевским святым относились: Указ 1762 г. не был в полной мере осуществлен. Нормативные месяцесловы синодального периода – в Типиконе и Следованной Псалтири – не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми (естественно, кроме тех святых, которые ранее были прославлены как общецерковные). Месяцесловы других богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Это стало возможно, когда киево-печерские святые, не имевшие ни отдельных служб, ни памятей, стали в соответствии с церковной традицией располагаться в месяцеслове по тезоименитству.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

«Ты призываешь многих на помощь, — сказал изумленному дивный старец, — а меня не зовешь. Между тем в ладье твоей есть часть и нашего монастыря. Но Бог дарует тишину». «Кто ты, человек Божий?» — спросил купец. «Я Антоний, начальник обители на Михайлове озере, на реке Сии», — сказал старец и стал невидим. С этого времени буря стала стихать и подул попутный ветер. Прибыв благополучно в Сийскую обитель, Карп возблагодарил за свое спасение прп. Антония и вскоре принял иноческое пострижение в его обители. Тимофей, по прозванию Рябок, живший в десяти поприщах от обители, ослеп и ничего не видел два года. Наступил праздник Живоначальной Троицы; в Сийскую обитель шли богомольцы. Слепой слышал это движение и горько плакал о том, что не может идти с богобоязненными людьми. Горячо молясь Пресвятой Троице и преподобному, Тимофей попросил свести себя в обитель и всю дорогу продолжал мысленную молитву. Вдруг он почувствовал, что начинает видеть как бы некую слабую зарю; потом начало зеленеть в его глазах: это он видел лес, которым шел. Обрадованный Тимофей боялся поверить своему исцелению и ничего не сказал спутникам. Желая испытать свои глаза, он начал всматриваться в дорогу, которой шел, и разобрал тропу. Сердце его наполнилось радостью и восторгом, но он утерпел и все еще не говорил о своем исцелении. Придя в храм обители, Тимофей увидел чудотворный образ Живоначальной Троицы и другие иконы, увидел горящие свечи и тогда во всеуслышание возблагодарил Господа и Его ученика за свое чудное исцеление. Много и других чудес происходило по молитвам сего великого угодника Божия во славу Пресвятой Троицы. Многочисленные чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Антония, побудили братию Сийского монастыря при упомянутом игумене Питириме хлопотать перед царем Иоанном Васильевичем Грозном о причтении преподобного к лику святых. Это и было совершено спустя 23 года после кончины преподобного, в 1579 году: прп. Антоний причтен был к лику святых, чтимых всей Русской Церковью. Нил Столобенский, Новгородский чудотворец

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

502 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 3. 520 Точно: «Когда погружаясь в воду, человек сокрывается, он, по-видимому, убегает жизни в воздухе, а убегать жизни, значит умирать; когда же опять под­нимается, стремится, по-видимому, к жизни в соприкосновении с воздухом и светом и тотчас получает её» (Семь слов о жизни во Христе, 2). 595 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – художник и архитектор, ма­стер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. 599 Вавила Антиохийский (238–251) – епископ Антиохии (237–253), священномученик, пострадавший в гонения императора Деция. 601 Маккавеи – общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 гг. до н. э. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, возглавившего восстание против ига Селевкидов в 166–160 гг. до н. э. Позднее им стали обозначать всех членов его семьи и их сторонников. Маккавеи в христианской традиции стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную стро­гость в соблюдении заповедей. 608 Киприан (Цамблак; ок. 1330–1406) – митрополит Киевский, Ли­товский и всея Руси (1375–1406), святитель. Объединил в 1380–1382 и 1390–1415 гг. православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики, единственный из митрополитов Владимиро­Московской Руси XIV в., не подчинившийся власти Золотой Орды; писатель, редактор, переводчик и книгописец. 609 Нил Столобенский (кон. XV в. – 1554), преподобный. Основатель Нило-Столобенской (Ниловой) пустыни на островах на озере Селигер под Осташ­ковом. 610 Питирим († 1673) – с 1664 митрополит «Нова Града и Великих Лук»; патри­арх Московский и всея Руси (июль 1672 – апрель 1673). 613 Даниил (ок. 1492–1547) – митрополит Московский и всея Руси (1522–1539). Ученик Иосифа Волоцкого , после смерти, которого стал главой иосифлян. Составил свод русских летописей, был автором ряда богословских и назидательных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собр. Вологодского музея-заповедника. Путев. по экспозиции/ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116); на сохранившейся гравировальной доске и напечатанной с нее гравюре резцом (1777), исполненной по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (ТОКГ); на иконе 40-50-х гг. XIX в., созданной осташковским иконником для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ныне находится в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); на иконе 1902 г. письма иконописца из Торжка Н. И. Новосёлова из ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стекольном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 50-52, 128. Кат. 45; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23); на иконе нач. XXI в. иконописца из Твери В. Михайлова (музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст.). Подобные композиции встречаются на хромолитографиях «Прп. Нил Столобенский, в житии» 1880 г. мастерской Троице-Сергиевой лавры (издано «тщанием» настоятеля Ниловой пуст. архим. Арсения - РГБ, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., частное собрание) и 1903 г. московской мастерской И. А. Морозова (из собр. А. И. Буркина, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., см.: Барсегян (Куксинская). 2017. С. 526, 529, 538-540). В клеймах Н. изображен у мощей прп. Нила, иногда в профиль, стоящим отдельно или с братией на молебне, а также с больными, свидетелями чудес, и др. молящимися. На нем традиц. монашеские облачения - мантия, подрясник, епитрахиль, в руках - раскрытая книга. Голова Н., как правило, не покрыта (на вологодской иконе он в клобуке), длинные с проседью или седые волосы лежат на плечах, борода средней величины.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

В 1505 г. в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг прп. Нил Столобенский, а вскоре после него – прп. Никандр Пустынножитель. Во второй половине XIX в. в монастыре жил блаженный Корнилий. Ещё в детстве он отличался от других малышей. Когда кого-то из ребят хотели наказать за кражу свеклы, он кричал: «Это я, это я!» Став монахом Крыпецкого монастыря, Корнилий получил послушание собирать пожертвования. И это делал он необычно: приходил в какую-нибудь дальнюю деревню, садился в избе под иконой и молился об усопших этой деревни, как будто знал их. И рыбаки несли ему снетков. Корнилий всех называл «детушки мои» и часто говорил: «Другому пожелаешь – себе получишь». Блаженный исцелял и предсказывал. Предсказал, что будет захоронен неправильно; а когда положат правильно – головой на восток, – тогда в России закончится время бедствий. Умер старец в 1903 г. Много раз с тех пор его пытались перезахоронить, как положено, но всегда что-то мешало. Монастырь закрыли в 1918 г. В мае 1958 г. над могилой блаженного Корнилия был поставлен деревянный храм. А в октябре его сожгли – председатель Торошинского сельского совета с комсомольцами. 1958 год ещё не закончился, а святотатцев уже постигла кара – председатель сельсовета умер от рака, а трое комсомольцев – от несчастного случая. Вскоре было принято решение взорвать монастырь, чтобы прекратить приток паломников, но местные жители отстояли святыню. Современное состояние Монастырь вернули Церкви в 1991 г. Первым настоятелем обители был отец Дамаскин, который прошёл школу монашеской жизни в Псково-Печерском монастыре. Тогда собор и колокольня лежали в руинах, и даже келью для себя настоятелю пришлось строить самому; жизнь в неотапливаемой келье не прошла бесследно для его здоровья. Теперь архитектурный комплекс монастыря полностью восстановлен. Действуют собор Иоанна Богослова (1557-1895) и Успенский храм. Построены братский корпус, коровник и другие необходимые здания. Святыни монастыря – мощи преподобного Саввы Крыпецкого и блаженного Корнилия – находятся в соборе. Там же находятся почитаемые Тихвинская и Иверская иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010