Он встал и нетвердо, улыбаясь полупьяно, загородил о. Нилу дорогу. – Нет, уж я пойду. И пора, пора мне. – Ну, послушайте, вот; ну, простите меня. Я человек горячий, я действительно нек-т-р-рых по-пов не люблю, но не вас – нет, не-ет. Хорошо: пусть там школы школами, а церкви церквами. Школы будут для школ, мужики для мужиков, а церкви для церквей. Только вы сами не должны уходить… Нетт. О. Нил улыбнулся. Фаддей Ильич был так смешон, – толстый, растопыренный, со смущенным лицом, что сердиться на него было трудно. «Ах, неразумие, неразумие, – подумал о. Нил, – и вино. До чего распаляет человека». – А если я про надоровского батюшку – это не от злобы. Ну, что он? Ну, поскакал? Так ведь дрожал-то после сколько. Нет, это я без злобы. О. Нил вздохнул и сел на ступеньку. – Что мы с вами, враги, что ли? Фу ты, Господи Боже! Даже жарко стало. Он отер пот и сел рядом с о. Нилом. – Да, вы говорите: стекол нет? На сто рублей? Они сразу стали тише, не верилось, что за десять минут эти люди чуть не поссорились. – Я так и размышляю, – говорил о. Нил. – Если бы где-либо у знакомого купца попытать, с уступочкой… для храма. – Мм… с уступочкой. Фаддей Ильич вздохнул. – Это надо обмозговать, о. Нил, обмозговать. Но, перебрав несколько фамилий, все не могли они остановиться ни на чем. Тогда Фаддей Ильич вдруг крякнул, сказал: – Знаю. О. Нил, не беспокойтесь. Я хозяин, я вас обидел… стекла вам будут. – Как же вы думастес? Фаддей Ильич пыхтел, был грустен. – Да уж везет вам, что тут! Третьего дня старушку, нынче меня. Но потом он захохотал, обнял о. Нила. – Пузо-то, пузо-то, – хлопал себя по животу, – толстый дурак, дал-таки себя объехать. Ну, уж я даю стекол, я, что там. О. Нил смеялся и благодарил, хотя не очень верил. – Вы серьезно? – Дворянинс, дворянин! Уж я вам говорю! Фаддей Ильич покрутил ус. Вид его снова стал величествен. Когда о. Нил возвращался, уже светало. Он был в отличном настроении и думал о церкви. Одно его немного смущало: отчего все меньше становится истинно верующих? Над ними, священниками, часто смеются, в церковь, действительно, ходят мало. «Надо певчих завести, певчих, – соображал он, – из учеников. Пусть стараются. Православные любят пение». Эта мысль его утешила. Почти у калитки дома он остановился… В сереющей мгле, за рекой, виднелись копны; Венера у горизонта сияла слезой – мир был так мирен, сладостен, нежен, как стих акафиста. Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения Старец Нил Сорский, родившийся в 1433 г., происходил из московской боярской семьи Майковых . На иноческое поприще Нил вступил в Кирилло-Белозерском монастыре. Недовольный тамошним монашеским бытом, Нил решил отправиться на святую Афонскую гору и познакомиться с житием святогорских иноков в надежде получить там ответ на разные мучившие его вопросы. Живая религиозная душа юного Нила, его мистические наклонности и богословские искания не нашли полного удовлетворения в несколько суховатой духовной атмосфере Кирилловой обители . Нил, как и другие русские иноки, много наслышан был о Святой горе и о жизни святогорцев. Первые связи Древней Руси с Афоном восходят к XI в. В XII в. там уже был русский монастырь с названием Ксилургу; в 1169 г. русские монахи получили на Афоне еще один монастырь — св. Пантелеимона, который стал называться Русским монастырем . В XIII в. сношения с этими обителями были надолго прерваны из-за татарского нашествия и опустошения Южной Руси. Интенсивные взаимосвязи восстановлены были лишь в конце XIV и в XV в., когда многие русские иноки побывали на Афоне. В Спасо-Каменном монастыре, как уже упоминалось, одно время настоятелем был грек Дионисий, который ввел в обители Афонский устав. На Святой горе переводилось много книг (в основном это делали южные славяне), эти переводы приходили на Русь; среди них были книги, содержавшие общие сведения об исихазме . Нил со своим другом Иннокентием Охлебининым († 1521) побывали на Афоне уже после победы исихастов . Близкое ознакомление с жизнью святогорских иноков, встречи со старцами и подвижниками, чтение аскетических и мистических творений, которые Нил мог изучать уже в Кирилловом монастыре,— все это определило направленность его духовных исканий. Паломничество на Афон сделало из Нила приверженца исихии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436462/

Thessaloniki 1985. 266 . Nil Sorskij. La vita e gli scritti/A cura di Enzo Bianchi. Torino 1988. 2 1999. 184. Исследования и материалы 267 . Архангельский А. С. Преподобный Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. СПб. 1882. 268 . Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского //Литература Древней Руси. Источниковедение. Л. 1988. 96–106. 269 . Белякова Е. В. Скитский устав и его значение в истории русского монашества// Церковь в истории России. М. 1998. 1. 21–29. 270 . Блудилина Н. Д. Внутренний мир человека в изображении Нила Сорского //Герменевтика древнерусской литературы. М. 1992. 3. 344–374. 271 . Боровкова-Майкова М. С. К литературной деятельности Нила Сорского . СПб. 1911. (ПДП 177). 272 . Большаков С. Н. Преподобный Нил Сорский //ВРЗПЭ 1960. 36. 46–56. 273 . Бубнова В. А. Нил Сорский (историческое повествование). СПб. 1992. 158. 274 . Бубнова В. Дорогою к Нило-Сорской пустыни//Памятники Отечества. М. 1993. 3–4. 162–165. 275 . Бычков С. С. Характер цитации в «Предании» Нила Сорского как показатель его оригинальности//Русская литература XI-XX веков: Проблемы изучения: Тез. докл. науч. конф. молодых ученых и специалистов, 29–30 апреля 1992 г. СПб. 1992. 55. 276 . Гладышева Е. В. Интерпретация христианства в этических представлениях Нила Сорского //Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 2000. 1. 68–80. 277 . Гречев Б. Г. Преподобный Нил Сорский и «Заволжские старцы» – публицисты//БВ 1908. 2:5. 57–82; 3:9. 49–66; 3:11. 327–343. 1909. 2:5. 45–56,·2:6. 326. 278 . Гуреев М. Пустынь// Истина и жизнь. М. 1996. 11. 46–49. 279 . Григорьев Дмитрий, прот. Преподобный Нил Сорский , преподобный Иосиф Волоцкий и русское старчество в связи с творчеством Ф. М. Достоевского и полемикой вокруг него//Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 136–140. 280 . Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев – «списатели книг»//Древнерусское искусство: Рукописная книга. М. 1974. 2. 150–167. 281 . Кочетков Георгий, свящ. Святой Нил Сорский как выразитель церковной традиции//Правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  Если говорить об отечественных мыслителях, то наибольшее влияние на Нила Сорского оказали идеи, выраженные преподобным Сергием Радонежским. Особенно это заметно в проповеди Нилом Сорским задач внутреннего самосовершенствования. Однако, в отличие от великого троицкого игумена, идее и практике " общего жития " Нил Сорский предпочел " скитничество " .   И все же, Нил Сорский многое почерпнул на Востоке. В своих произведениях он выступает как последовательный проповедник идей и практики индивидуального мистико-аскетического иноческого подвига. Полное отречение от всего мирского, уход из мира, отказ даже от того, что может дать мир иноку, — эти принципы лежали в основе скитского бытия " заволжских старцев " . Даже количество совместно проживавших скитников ограничивалось, а идеальным случаем Нил Сорский считал уединенное отшельничество, или же безмолвное житие с одним или с двумя братьями: " Или уединенное отшельство, или с единемъ, или множае со двема безмолвствовати " .   Важнейшим условием исполнения аскетических принципов было " нестяжательство " — т.е. нищелюбие, принципиальный отказ от владения имуществом: " Стяжания же, яже по насилию от чужихъ трудовъ собираема, вносити отнюдь несть нам на пользу: како бо можемъ сохранити заповеди Господни, сия имеюще? " " Нестяжание вышши есть… " — повторяет Нил Сорский слова Исаака Сирина. И еще: " В келлияхъ нашихъ сосуды и прочия вещы многоценны и украшенны не подобает имети " . Даже храмы, по мнению преподобного, не должны быть богатыми, ибо так завещали святые отцы и знаменитые иноки прошлого: " Того ради и намъ сосуды златы и сребряны, и самыя священныя, не подобаетъ имети, такожды и прочая украшения излишняя, но точию потребная церкви приносити " .     " Сребролюбие " же преподобный Нил называл одним из главных душевных недугов, который, когда он укрепляется в человеке, становится злее всех недугов ( " всехъ злейший бываетъ " ). " Аще повинемся ему, въ толику пагубу ведетъ, — пишет Нил Сорский, — яко Апостол нарещи его не токмо корень всему злу, гневу и скорби, и прочиимъ, но и идолослужение именовати " . При этом " нестяжание " , бедность, по убеждению преподобного Нила, это не только идеал личной жизни инока, но и жизненный идеал всей обители. Ведь, по его мнению, владение любым имуществом становится причиной нравственной деградации монашества. В то же время Нил Сорский считал, что монастыри должны содержаться за счет государственной и, в частности, великокняжеской казны. Кстати, именно за великокняжеский счет содержались и " заволжские " скиты.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=3...

– Нус, – сказал Фаддей Ильич, когда дошли до террасы, – минуту обжидане; распорядки наведу, и закусим. С балкона открылась речка и луг; копны сена толпились, разлился горизонт – далекий, мягкий; над ним небо, фиолетовое от зари, с бледной звездой. О. Нил сел, поправился, с наслаждением вздохнул; пахло сеном и резедой. – Благодать, – сказал он, когда Фаддей Ильич вернулся. – Такой легкий дух, тишина для меня первое удовольствие. – Философ вы, конечно, о. Нил. Вам все церковь, премудрость, благочестие. А я не могу. На охоту тянет. Думаю, завтра в Колотово – утят искать. Петров день! О. Нил поморщился. – Извините меня, – этого не одобряю. Не люблю убийства. Тварь создана не нами, нам ли жизни ее мешать? – А рыбку любите? Ушицу, а? – У рыб кровь холодная. Да и апостолы были рыбарис. – Что апостолы! Думаете, нет охотников из священников-то? – Ну, уж, что вы! – Очень просто. Вот пример: батюшка надоровский. Человек умный, прекраснейший, вроде вас, а подите ж… О. Нил обеспокоился. – Да. Охотился с борзыми. – Грех-то, грех какой! – Конечно, было подстроено. Ехали с Иваном Федорычем, тот и подвез его к своей охоте. Сам слез и говорит: «Простите, о. Петр, вас кучер довезет, а мне тут зайчишку потравить, – я потом подъеду». – «А как же, спрашивает, вы его травить будете?» – «Да так». А уж лошадь другая припасена была. Только они беседуют – катит русак. Иван Федорыч порскнул – глядь, поп-то, – простите, о. Нил, на другую лошадь, да за ним. «Уйдет, кричит, уйдет!». В рясе и скачет. – Ай-ай-ай! – Аккурат на мужиков, представьте себе. Ха-ха. Те в обиду: как так, наш батюшка в доезжачих. Что вы думаете: чуть не расстригли, по доносу. О. Нил был подавлен. И закуска, уха, которую подали, не шла ему в горло: точно был он виноват за недоровского батюшку, точно сам гнался за зайцем. – Под ерша еще пропустим, – чик! – гремел Фаддей Ильич, наливая водку. О. Нил решил отклонить разговор. – Как же насчет стекол полагаете вы, Фаддей Ильич? Посодействуйте до конца. У вас знакомство – быть может, возможно для храма с уступочкой-то?

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Справедливость требует отметить, что оба последних жития, с точной формулировкой умного делания, составлены в XVI веке, после трудов Нила Сорского . Тем не менее мы решаемся утверждать, с высокой долей вероятности, непрерывность духовной, мистической традиции, идущей от преподобного Сергия к Нилу. Видения небесного мира, характеризующие северных подвижников, могут только укрепить нас в этом убеждении: таковы видения преподобного Кирилла (голос Богоматери) и явление Самого Христа преподобному Иоасафу. Еще одно последнее наблюдение. Мистическое самоуглубление, бегство в пустыню не мешает северным подвижникам прославлять любовь как «главизну добродетелей». О ней проповедуют Дионисий Глушицкий и его биограф. О ней говорит Иоасафу явившийся Спаситель. И контекст, и разъяснения не оставляют сомнений в том, что эта любовь направлена не только к Богу, но и к человеку. IX. Преподобный Нил Сорский В Ниле Сорском (1433–1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство. Он завершает собой весь великий XV век, столь значительный в истории русской святости. Из всех древнерусских святых он один писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство Нила, мы лишены его жития. Неизвестно даже, было ли оно когдалибо написано; предание говорит, что оно сгорело во время татарского разорения вологодских скитов в 1538 году. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы; поэтому наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны 451 . Дворянский род Майковых считает Нила Сорского в числе своих предков. Сам Нил, называющий себя «по реклу [прозвищу] Майков», добавляет: «поселянин», что указывает, вероятнее всего, на его крестьянское происхождение. Есть известие, что он был в миру «скорописцем», списателем книг. Во всяком случае, он рано постригся: «от юности моея», – пишет он. Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах цареградских», куда он ходил со своим учеником святым Иннокентием (Охлябининым). В XV веке сношения Руси с православным Востоком не были редки. Игумен Кассиан Спасо-Каменного монастыря два раза ездил в Константинополь по вопросу «о церковном исправлении». Известный старец Паисий Ярославов, живший в том же монастыре (ему предлагали Московскую митрополию, и он от нее отказался), и святой Нил в конце XV века считались столпами северного пустынничества и вместе с тем представителями греческой школы монашества. Некоторые его современники называли Нила учеником Паисия, который был старше его и, возможно, был его духовником. Если Паисий является адресатом двух писем Нила 452 , то именно он, а не Нил, ставит канонический вопрос, на который Нил должен был ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

  Преподобный Нил Сорский (в миру Николай Майков, 1433-1508), был великим подвижником так называемой «Северной Фиваиды», центра духовной жизни на Русском Севере. Основатель скита на реке Соре (Белозерский край), последователь византийских Отцов Церкви «исихастов» («безмолвников», или «молчальников») – Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Иоанна Лествичника (сочинения некоторых из них в русском переводе хранились в личной библиотеке Достоевского), Нил Сорский был талантливым духовным писателем, автором посланий, Предания и Устава, состоящего из одиннадцати глав – «слов».   Опираясь на учение византийских отцов Церкви, преподобный Нил размышляет о «мысленном делании», «делании сердечном», «учит умной (Иисусовой) молитве», «трезвению», «хранению сердца».   Имя преподобного Нила дважды упоминается в черновиках Достоевского: к роману «Подросток» (1875 г.) и к «Дневнику писателя за 1876 год». Приведем первую запись: «А кто не хочет трудиться, пусть тот и не ест, – сказано прежде (Нил Сорский)» (16, 143). Характерно, что Достоевский, превосходно знавший Новый приводит это суждение, восходящее к апостолу Павлу (2 Послание к Фессалоникийцам: 3, 10), сославшись на Нила Сорского, а не на первоисточник, что, на наш взгляд, является прямым свидетельством знакомства писателя с Преданием и Уставом преподобного Нила.   Приведенная выше запись Достоевского отсылает нас к следующему месту труда Нила Сорского. На вопрос: «Что авва Нил заповедует о трудах телесных?» – тот отвечает: «Они необходимы во всяком месте на земле, не исключая и пустынного иночества. От св. Отец строго передано нам, говорит преподобный Нил, чтобы дневную пищу и все для нас благопотребное, и Господу и пречистой Его Матери непротивное, мы приобретали своим рукоделием и В подтверждение своей мысли преподобный Нил ссылается на упомянутый выше стих Послания апостола Павла.   Вторая черновая запись Достоевского (к «Дневнику писателя за 1876 г.») касается вопроса о монастырской собственности: «О святом Ниле Сорском и о собственности. («Новое время», 8 марта, 9 (24, 157). Запись навеяна рецензией А. Суворина на вышедшую анонимно книгу Д.И.Ростиславлева «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (СПб., 1876 г.), где приводятся сведения о больших доходах церквей и монастырей, в частности, Ниловой пустыни.

http://bogoslov.ru/event/5739800

Благодаря своему знатному происхождению, превосходному образованию и личным достоинствам, преп. Нил был избран префектом Константинополя. Однако шумная жизнь столицы и бесчисленные заботы не согласовывались с его душевным настроением, и поэтому он решил оставить мир, чтобы спасаться в уединении. Посоветовавшись с супругой, он взял сына Феодула и удалился на гору Синай. Супруга же его с дочерью поступили в один из египетских монастырей. На Синайской горе преп. Нил с сыном поселились в пещере, выкопанной собственными руками. Они проводили здесь строгую подвижническую жизнь, питались дикими горькими растениями. Занятием их были непрестанная молитва, изучение и толкование Священного Писания, чтение духовных книг и рукоделие. Слава о преп. Ниле разнеслась среди православных, и к нему на Синайскую гору потянулись за духовным советом многие люди. Когда несправедливо осудили свят. Иоанна Златоустог о, то преп. Нил смело выступил на защиту своего учителя и письменно обличил императора Аркадия. Преп. Нил прекрасно знал обстановку в высшем свете столицы и понимал истинные причины гонения на свят. Иоанна, епископа-аскета и ревнителя нравственности. Через некоторое время на Синайскую гору напали варвары из Аравии, которые все разграбили, многих иноков убили, а часть увели в плен. В числе последних был и Феодул, сын преп. Нила. Варвары хотели принести Феодула в жертву богине Венере, но он был выкуплен епископом сирийского города Эмесы. Преп. Нил, узнав, что жертвоприношение не состоялось и что пленники были распроданы, начал разыскивать своего сына. Поиски привели его в город Эмесу, где находился Феодул, которого епископ уже готовил к служению Церкви. Преп. Нил был с честию принят епископом, который, против его желания, посвятил и его, и сына в пресвитерский сан. Епископ упрашивал их остаться в Эмесе, но любовь к пустынному житию не позволила им остаться в городе. Получив благословение епископа, они возвратились на любимую ими гору Синай, где преп. Нил вновь предался подвигам и богословским трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Приведем список древних аскетических авторов, которых преподобный Нил называет по имени и которых обильно цитирует: Василий Великий , Макарий Египетский (IV век), Иоанн Кассиан , Нил Синайский (V век), Дорофей, Варсонофий (VI век), Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Исаак Сирин (VII век), Симеон Стифат, Филофей Синайский (XI век), Петр Дамаскин (XII век), Григорий Синайский (XIV век). К этому списку из 14 авторов нужно добавить еще многие древние патерики, а также, возможно, и другие источники, теперь неизвестные, но могущие обнаружиться при дальнейших исследованиях. У Кассиана преподобный Нил мог научиться чувству меры, у своего синайского тезки – духу свободы, у Максима и Исаака – мистической традиции древних отцов, у Симеона и Григория – технике византийских исихастов и поэзии божественной любви. Напомним, что Древняя (Киевская) Русь знала только двух из этих 14 аскетических учителей: святого Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника . Все остальные представлены новыми переводами, принесенными из южнославянских стран на гребне великого мистического и литературного ренессанса XIV века. Примыкая к традиции северного русского пустынножительства, преподобный Нил не был, однако, сторонником абсолютного отшельничества. Он считается основателем на Руси «скитской» жизни, средней между киновией и анахоретством. При всей созерцательности своего духовного склада, преподобный Нил предпочитал «средний путь: еже со единым или множае со двема братома жити», как советует и Лествичник. Хозяйство не связывает небольшой общины, соединенной церковной молитвой. Близость братьев дает возможность отношений, построенных на чистой любви: «брат братом помогает». Впрочем, служение преподобного Нила братии не имеет характера ни управления, ни учительства. Преподобный Нил не хочет быть игуменом или даже старцем. Свое «Предание ученикам» он адресует «братии моей присным, яже суть моего нрава: тако бо аз именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель…» В противоположность большинству духовных авторитетов преподобный Нил невысоко ставит человеческое руководство на путях духовной жизни, хотя и советует пользоваться «беседами разумных и духовных мужей». Однако признает, что ныне иноки «до зела оскудели» и трудно найти «наставника непрелестна». Это недоверие к монашескому послушанию сообщает учению преподобного Нила характер духовной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Святой преподобный Нил, постник Синайский, уроженец Константинополя, жил в V веке и был учеником святого Иоанна Златоуста . Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К тому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст . Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушел на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых были и гневные обличения императора Аркадия, изгнавшего святого Иоанна Златоуста . Широко известны аскетические творения преподобного Нила, достойного ученика Иоанна Златоуста . Они совершенны по форме, глубоко православны, наполнены искренним чувством и ясной мыслью. Преподобный Нил глубоко изучил Священное Писание, оставил толкование на него, но особенно он известен аскетическими творениями. Лучшее из его духовных произведений – Книга о молитве. В этом труде преподобный Нил учит, что молитва есть «умная беседа человека с Богом. Молитвенное состояние есть состояние, свободное от страстей, посредством высшей любви восхищающее мудрый и чистый ум на высоту духовную. С великой радостью приемлет Бог молитву, принесенную в слезах. Молись сначала о приобретении слез, чтобы плачем смягчить жестокость души твоей... Молитва твоя привлекает помощь Господа в том, чтобы мог ты усердно исповедовать грехи свои и умилостивлять Бога слезами... Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, об избавлении от всякого искушения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010