Никола Утешитель, Никола на водах спаситель, Никола Милостивый, Никола Заступник, Никола скорый помощник, Никола Радости… Какою близостью, родственной теплотой звучат даже такие, непонятные при первом взгляде названия церквей, как Никола Мокрый, Никола в Сапожках… Ведь эти «сапожки» были мечтой многих, очень многих лапотников, недостижимой их мечтой, и в этом наивном эпитете слышна их радость при виде обутого в эту «мечту» любимого Святителя. Я не знаю, есть ли подобные, дышащие интимной близостью, названия греческих церквей, но в Италии я таких не встречал. В описаниях чудес, совершившихся в русской земле по молитве Николе Угоднику, звучат те же ноты его любви к «малым сим», помощи обессиленным, облегчения угнетенных. Никола Угодник в представлении русского народа прежде всего таков: он покровитель бездомных, странников и заблудшихся путников, он спаситель от гнева стихий, огня и воды, утишитель бурь, он покровитель и помощник в тягостном труде, утешитель в скорбях, заступник грешников перед Господом, разрешитель гнетущих сомнений и в обобщении всех этих ипостасей – заступник земли русской, ее людей, всех вместе и каждого в отдельности. Глубочайший знаток души русского народа Н. С. Лесков не раз дает на страницах своих произведений яркие, правдивые до последнего слова иллюстрации этой части русского религиозного мышления. Измученная пыткой старуха Плодомасова , не чая ниоткуда помощи, молится именно ему, Скорому Помощнику, зовет его, и уверенная в его помощи, торопит его приход: – Поспешай, поспешай! – кричит она, ощущая всем своим духом его близость. И чудом или «случаем» он приходит. Насквозь русский «Очарованный странник» всей своей русской душой обижается на очень симпатичного и нужного ему в тот момент башкирца за «обделение» Николы Угодника пожертвованием. Он оскорблен этим в своем национальном достоинстве. Многие, очень многие русские крестьяне не верили даже священникам, говорившим, что св. Николай был грек, а не русский. Никола Милостивый, Никола Заступник был близок и родственен им, но они не знали и не представляли Святителя Николая в образе грозного воителя, устрашающего и поражающего еретиков. Тот же Лесков вкладывает это понимание лишь в речь самодура-купца, требующего изображения св. Николая, «заушающего Ария» и тут же он опровергает эту неподтвержденную легенду словами профессора-богослова.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

В продолжение этих лет обитель часто посещал бывший « лечец» Святоши, « сирианин» Петр, и неотступно уговаривал его оставить послушание, вернувшись к мирской, княжеской жизни. Случалось, Святоша заболевал, но всякий раз выздоравливал до прихода к нему Петра и без помощи его лекарств. И вот однажды занемог сам Петр. Святоша при этом пообещал ему исцеление в 3 день, если только он не будет лечиться. Вняв этому совету, Петр действительно в 3 день выздоровел. Тогда Святоша обратился к нему с просьбой о пострижении в монашество – « по трех бо месяцех, рече, отхождю света сего», – но говорил так, предсказывая смерть самому Петру. Однако последний не понял предсказания и умолял Святошу поведать ему о своей болезни, сожалея о нем, как и о том, что вот уже 6 лет подвижник живет в монастыре, а места своего не имеет. После этого друзья, спустившись в пещеру, выкапывают « гроб». Петр выражает желание, чтобы останки его были положены в этом гробу, лишь бы Святоша продолжал жить. Затем Петр принял постриг и « пребысть плачася день и нощь не престаа за 3 месяци», желая умереть вместо своего друга. И наконец Святоша предупредил его: « Дръзай, чадо, готов буди, в 3 бо день отъидеши». Так и случилось. Сам же Святоша « по том пребысть лет 30 не исходя из монастыря, дóндеже преставился в вечный живот». А когда о смерти подвижника узнал его брат, князь Изяслав, то просил для себя у игумена крест с парамана Святоши и некоторые его вещи. Получив их, он « вдасть игумену 3 гривны злата, да не туне възмет знамение братьне». 376 Как видим, число 3 (которое вообще чаще других числовых образов встречается в «Киево-Печерском патерике», например, еще: в Сл. 8 – Житии Феодосия, 377 Сл. 17 – о Никоне, Сл. 29 – об Иоанне Затворнике, Сл. 34 – о Спиридоне и Алимпии и др.) использовано автором данного рассказа в качестве весьма заметного семантического компонента его сюжетной организации. Несомненно, тройка прежде всего выступает здесь как этикетный символ, вполне типичный, если не тривиальный для средневековой литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крикнули отцу Николе. Он остановился. Когда мы подошли, отец Никола и сам уже не сомневался, что мы заблудились. Причем заблудились буквально в трёх соснах. Ведь дорога из Пантелеимонова монастыря в Дафни одна, сбиться с неё невозможно, она протоптана двести лет назад, и по ней каждый день ходят паломники. Вид у нашего проводника был растерянный и виноватый. Все понимали, что случилось какое-то наваждение. Алексей то и дело смахивал с лица пот и молчал. Я плохо скрывал свою досаду, граничащую с раздражением. «Отмахали столько вверх, в гору, по жаре. И всё напрасно. То же мне, монах-агиорит. 30 лет живет здесь, а в дорогах путается», — думал я. Не прошло и минуты как мне стало ужасно стыдно и за эти мысли и за раздражение. Отец Никола, подобрав под себя ноги, сел на землю с каким-то странным видом. По его сухому лицу катились большие капли пота. Мне показалось, что ему плохо, и я испугался. —          Всё нормально, — сказал отец Никола, глядя не на меня, а куда- то вперед. Но вид монаха всё больше и больше внушал беспокойство. Взгляд его сделался напряженным. Было такое впечатление, что он смотрел куда-то сквозь деревья, не видя их. Отец Никола словно оцепенел. — Идите, идите, я вас догоню, — вдруг настойчиво сказал он. – Идите! В ту секунду мы поняли только то, что отец Никола хочет быть один. Но мы не решались оставить его и лишь отошли поодаль, ожидая, что будет дальше. Отец Никола по-прежнему неподвижно сидел на земле с застывшим, отсутствующим взглядом. Мы с Алексеем переглянулись, не понимая, что делать. Молчание и напряжение висели в воздухе. Неожиданно монах вскочил как ошпаренный: — Так, — сказал он резко, будто за этим должно было последовать «слушай мою команду!». — Нет благословения идти в Дафнии! Нет благословения! Назад, скорее назад в монастырь! Это выглядело так, будто в это мгновенье отец Никола получил от кого-то важную депешу. Он почти бегом бросился вниз, к монастырю, повторяя: «Назад! Назад!…» Мы побежали за ним. Через мгновенье ударил большой монастырский колокол. Отец Никола обернулся и победно посмотрел на нас. Его глаза горели так, будто он разгадал какую-то каверзную загадку:

http://pravmir.ru/otec-nikola/

Ново-Никола, погост. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Сретения Господня , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1781. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, Судогодский район, п/о Муромцево погост Ново-Никола (урочище Ново-Никола, бывш. село Ново-Николаевское тож) Координаты: 55.891015, 40.881699 Проезд: Южный выезд из райцентра Судогда через микрорайон " Красный Химик " на Муромцево, 3км. В пос. Муромцево развилка, правый указатель " Алфёрово " , двигаться по нему 4км. В месте, где высоковольтная ЛЭП пересекает дорогу на Алфёрово, находится правый поворот на городское кладбище, сворачиваем и двигаемся л ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Южный выезд из райцентра Судогда через микрорайон " Красный Химик " на Муромцево, 3км. В пос. Муромцево развилка, правый указатель " Алфёрово " , двигаться по нему 4км. В месте, где высоковольтная ЛЭП пересекает дорогу на Алфёрово, находится правый поворот на городское кладбище, сворачиваем и двигаемся лесом на запад до кладбища и церкви 1км. Асфальтированная дорога. По кладбищу автомобильного движения нет, поэтому к церкви следует подъезжать в левый объёзд через лес, грунтовой колеёй с сезонным проездом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Действующий храм. Следует отметить разночтения в наименовании местности. В настоящий момент на современных картах населённого пункта нет, обозначено нежилое урочище Ново-Никола, или Новая Никола. В госорганах охраны памятников церковь по состоянию на 1996г. числится находящейся в погосте Ново-Никола. Это название и принято здесь, в Каталоге. На сайте sudogda.ru наименование бывшего села похожее, но несколько другое. Дополнительную информацию о храме можно посмотреть там же по ссылке http://sudogda.ru/real/real_010.htm Село Ново-Николаевское (Ново-Никола) находится в 40 верстах от Владимира и в 6 верстах от уездного города Покрова. Погост «Николы Чудотворца Нового» с церковью во имя Николая чудотв. существовал уже в начале XVII ст. и отмечен был в патриарших окладных книгах с 1628 г. Название «новый» местное предание объясняет тем, что церковь первоначально существовала в д. Райках, а потом была перенесена на новое настоящее ее место. Но исторически вероятнее другое объяснение: в начале XVII ст. на реке Судогде существовала другая церковь Николы чудотворца на «старом яму» (нынешний г. Судогда), когда же на той же реке построена была недалеко в 6 верстах другая церковь Николая чудотв., то естественно, в отличие от первой стали называть ее «Никола-Новый».

http://sobory.ru/article/?object=06164

Господи, благослови И уразумев [суетность мира], оставив княжение и славу, честь и богатство, и слуг, и весь двор, блаженный князь Святоша всем этим пренебрег и стал монахом. И все печерские черноризцы знают его добродетельное житие и послушание. Три года Святоша пробыл в поварне, работая на братию; и своими руками он колол дрова для приготовления гороховой каши, и часто с берега на своих плечах носил дрова; с трудом отговорили его братья, Изяслав и от такого рода занятий. Однако этот истинный послушник с мольбою упросил, чтобы ему еще один год варить ягловую кашу на братию. И так как Святоша был искусным и совершенным во всем, потом приставили его к монастырским воротам; и здесь пробыл он три года, не отходя никуда, кроме церкви. И после того велено ему было служить в трапезной. И, наконец, по воле игумена и всей братии, // л. 25 об. он был принужден завести свою келью, которую сам построил, и доныне зовется она «Святошиной», как и сад, что он своими руками насадил. Рассказывают же о нем и то, что во все годы монашества его никто никогда не видел Святошу праздным: когда сидел или пел молитвы, он занимался рукоделием, что удовлетворяло его потребность в одежде. Не вкушал он ничего иного, [кроме дозволенного монахам]; хотя он и много имел, но все то на нужды странников и нищих отдавал и на церковное строение. Книги же его многие сохранились и доныне в монастыре. Сам же Святоша всегда ел монастырскую пищу. Еще во время княжения имел этот блаженный князь Святоша лекаря весьма искусного по имени Петр, родом сирийца, который вместе с ним пришел в монастырь. Но, видя добровольную нищету князя, служащего в поварне и у ворот, Петр покинул его и стал жить в Киеве, врачуя многих. И часто приходил он к блаженному, и, видя его в злострадании и безмерном посте, увещевал Святошу, говоря: «Княже, следовало бы тебе обратить внимание на свое здоровье, чтобы не погубить плоть свою безмерным воздержанием, ибо когда-нибудь ты изнеможешь так, что не в силах будешь нести лежащее на тебе бремя, которое сам возложил на себя Бога ради. Ведь не желает Бог сверх //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Святоша, Святослав Давидович) († ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии , 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский. Н. был старшим сыном черниговского кн. Давида Святославича (1097-1123). Свои имена - династическое и христианское - Н. унаследовал от деда, киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (1073-1076), крестильное имя которого известно по показаниям Любечского синодика ( Зотов. 1892. С. 24, 33). Эта пара мирского и христ. имен перешла не только к Н., но и к его двоюродному брату Святославу (Николаю) Ольговичу ( Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 593-594), что свидетельствует о политических амбициях, которые имели относительно своих сыновей Давид и Олег Святославичи ( Литвина, Успенский. 2006. С. 425). Современники не только называли Н. полным именем - Святослав («…пострижеся Святослав сын Давыдов внук Святославль» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281 (1106/07)), но и использовали его уменьшительную форму - Святоша («Святоша же и Путята прияста град и посадиста посадника Святополча Василя» - Там же. Стб. 272 (1097)). Происхождение антропонима «Святоша» имеет разные объяснения. Предполагают, что он появился после пострижения Н. и был связан с его благочестивой жизнью в Киево-Печерском монастыре (так считал, напр., Н. М. Карамзин ), а затем, уже задним числом, был использован летописцем при описании предшествующих событий. Более вероятно, однако, др. объяснение: Святоша - это гипокористика от имени Святослав («маленький, младший Святослав»), появление которой было вызвано необходимостью отличать молодого княжича от его прославленного деда - основателя черниговской ветви Рюриковичей. Киево-Печерский патерик (КПП) называет святого, за малым исключением, Святошей. Как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, это имя, к-рое князь «носил с юности, замечательным образом подошло к избранному им монашескому пути» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 442).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

«Ох уж этот святоша!» – восклицает женщина, видя нетипичное поведение другого человека. Впрочем, усердно исполняющий все заповеди Бога человек может вызывать и зависть. Матушка Екатерина Немчинова: Вот мы уже привыкли, что «святоша» – слово обидное. В самом названии сквозит ирония. Так называют тех людей, следование которых канонам религии, а также доброта – напускные, неискренние. А ведь раньше святошей называли человека, который был не только верным служителем Церкви или усердно верующим мирянином, но и просто честного, бескорыстного, отзывчивого. Также на Руси «Святоша» было ласкательным вариантом имени Святослав. Еще в толковом словаре великорусского языка Владимира Даля (середина XIX века) отмечено как минимум два значения слова «святоша». В Архангельской губернии это инок, чернец; либо пустынник, скитник. А в Орловской – нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. «Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое богопочитание». И если в словаре Ушакова еще упоминается первоначальное значение этого слова, то более поздние составители толковых словарей русского языка в ХХ веке Ожегов, Шведов, Кузнецов и прочие его «стыдливо» опускают, оставляя перерожденный смысл как единственный. Зато приводятся примеры употребления слова «святоша» в литературе, правда, без ссылки на автора и произведение: «Вместе с тем во внешности этого изувера аскетическая изможденность сочеталась с самодовольством святоши». «Святоши упрекали его в неверии, ученики доказывали ортодоксальность критической философии». «…никогда ни один человек не был сотворен свободным от порока, – разве что какой-нибудь святоша, которому прикормленный им льстец из благодарности считает нужным возносить хвалы». «Пастырь овец православных» – «Человек, который занимается непонятно чем» Матушка Екатерина Немчинова: Православного священника часто теперь называют в просторечии «поп», особенно когда хотят сказать о нем пренебрежительно. А ведь до середины XVIII века это было общепринятым названием священнического сана: поп, протопоп – эти слова фигурируют в богослужебных книгах дониконовской печати. «Поп» – это упрощенное русское произношение позднегреческого слова «папас», т.е. «отец».

http://pravmir.ru/pochemu-tserkovnyie-sl...

17. Каков Платон и Роман, такова и зима. 18. Каков Платон (Роман), такова и зима. 21. Введенье ломает ле денье (тульск.) . На введенье толстое ле денье (ряз.). Введенские морозы зимы не ставят (моск.) . Введенье пришло – зиму привело. 24. Екатерининские гулянья; первое катанье на санях. На Екатеринин день и на Андрея гадают. 26. Вот тебе, бабушка, Юрьев день! (Стар. срок перехода крестьян, запрещенного Борисом Годуновым.) Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора. Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре. На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день. Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори. Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день. Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября, 23 апреля) . Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень Георгий с мостом, Никола с гвоздем. 30. На Андрея Первозванного наслушивают воду (тихая вода – хорошая зима; шумная – морозы, бури, метели) . Декабрь. Студень. Декабрь год кончает, зиму начинает. Год кончается, а зима начинается. 1. Пророк Наум наставляет на ум (отдают в ученье детей) . 4. Варвара мосты мостит (южн.) . На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Трещит Варюха – береги нос и ухо! Варвара мостит, Савва (5 декабря) гвозди острит, Никола (6 декабря) прибивает. Варвара мостит, Савва стелет (Никола гвоздит). Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует. Просаввилась, проварварилась (приговаривал мужик с плеткою, когда жена его, за многими праздниками, осталась без рубахи) . Св. Варвара ночи урвала. Варвара ночи украла, дня притачала. 5. Савва стелет. Савва гвозди острит. Савва засалит (путь) . 6. Два Николы; один травный, другой морозный. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит. В осень Егорий с мостом, Никола с гвоздем. Никола загвоздит, что Егорий намостит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Венгры расположились заступами, или заставами, т. е. отрядами, стоявшими один за другим; отряд Алтунопы пригнал к первому, заступу, пустил стрелы и побежал; венгры погнались за ним, и, когда бежали мимо Боняка, тот ударил им в тыл; Алтунопа в это время также вернулся; таким образом венгры очутились между двумя неприятельскими отрядами и не могли возвратиться к своим; Боняк сбил их в мяч точно так, как сокол сбивает галок, по выражению летописца. Венгры побежали, много их потонуло в реках Вагре и Сане, потому что бежали горою подле Сана и спихивали друг друга в реку; половцы гнались за ними и секли их два дня, убили епископа и многих бояр. Ярослав, сын Святополка, убежал в Польшу, а Давыд, пользуясь победою, занял города: Сутейск, Червен, пришел внезапно на Владимир и занял посады; но Мстислав Святополчич заперся в крепости с засадою, или заставою (гарнизоном), состоявшею из берестьян, пенян, выгошевцев. Давыд осадил крепость и часто приступал к ней; однажды, когда осажденные перестреливались с осаждающими и летели стрелы, как дождь, князь Мстислав хотел также выстрелить, но в это время стрела, пройдя в скважину стенного досчатого забрала, ударила ему под пазуху, от чего он в ту же ночь умер. Три дня таили его смерть, в четвертый объявили на вече; народ сказал: «Вот князя убили; если теперь сдадимся, то Святополк погубит всех нас», и послали сказать ему: «Сын твой убит, а мы изнемогаем от голода; если не придешь, то народ хочет передаться». Святополк послал к ним воеводу своего Путяту; когда тот пришел с войском в Луцк, где стоял Святоша Давыдович, то застал у него посланцев Давыда Игоревича; Святоша поклялся последнему, что даст знать, когда пойдет на него Святополк; но теперь, испугавшись Путяты, схватил послов Давыдовых и сам пошел на него с киевским воеводою. В полдень пришли Святоша и Путята ко Владимиру, напали на сонного Давыда, начали рубить его дружину, а владимирцы сделали вылазку из крепости с другой стороны; Давыд побежал с племянником своим Мстиславом, а Святоша и Путята взяли город, посадили в нем посадника Святополкова Василя и разошлись: Святоша – в Луцк, а Путята – в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мы с Алексеем чувствовали себя агрессорами: нас не звали – мы пришли. Мы задавали малозначащие вопросы, но отец Никола охотно, как гостеприимный хозяин, на них отвечал. Наконец, мы додумались спросить, не помочь ли чем отцу Николе. Не нужно ли масла для лампад? Мол, затем сюда и пришли. — Да-да! Как же это получается!? – начал сокрушаться отец Никола. — Лампадки у меня в скиту без масла. Не горят. А они должны быть зажжены. Да-да! Вот маслица мне нужно. — Так мы сейчас же его и купим. Пойдем в Дафни и купим, — предложил я. – Вот только дорогу туда, боюсь, не найдем. Может, вы, отец Никола, выведете нас на тропинку, а дальше мы сами дойдем, купим масло и вернемся. На том и согласились. Через десять минут отец Никола уже вел нас по дороге к Дафнии – малюсенькому афонскому порту, куда прибывают паромы с паломниками. Старый монах буквально бежал впереди нас, и рваные сандалии звучно хлопали ему по пяткам. Поразительно, как проворно отец Никола скакал с камня на камень по горной тропинке. Мы еле за ним поспевали. Тропа виляла, он терялся из виду, пропадая за кустарником. И мы только слышали как он на ходу читал Иисусову молитву. Он молился тонким дребезжащим голоском, вздыхая, почти навзрыд, так, что можно было подумать, будто кричит малый ребенок, который провинился и со слезами вымаливает прощение у строгого отца. Дорога, которой мы следовали, уперлась в развилку. Одна тропинка почему-то резко поворачивала назад и, как нам показалось, вела обратно к монастырю. Другая, видимо, вела вперед, к Дафни. По ней-то мы и пошли. Прошло минут пятнадцать. Отец Никола по-прежнему бежал далеко впереди нас и громко творил Иисусову молитву. С каждой минутой все больше казалось, что мы поднимаемся резко в гору, хотя, как нам представлялось, дорога должна была идти вдоль моря без заметных взлётов и спусков. «Ну да, точно идём гору, — крутилось в голове. — Что-то не так». Мы с Алексеем остановились, пытаясь отдышаться и сориентироваться. — Надо возвращаться, — сказал я. – Мы не туда идем.

http://pravmir.ru/otec-nikola/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010