Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу († 969 г.), которая так известна усмирением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губернии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просветитель Волыни и основатель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, который в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие–многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставления», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена. Наконец, даже святые и равноапостольные братья–просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Волынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посылали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простирались в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри. Андрей Тотемский, блаженный Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Толшемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный город Вологодской губернии). Крестьяне–родители не могли дать сыну образования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян. Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты — научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, не далеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце. Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), и потому покинул мир; услыхал еще, что истинный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф. 19, 29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

У меня дворец, у меня сказочная роскошь, у меня возможность исполнять всякую мою прихоть, как только я такую прихоть придумаю; другой без пристанища, без одежды, без насущного хлеба… Могу ли я быть спокойным? Меня будет грызть совесть, пока я не уравняю нашего положения. Дать всем бедствующим то, что у меня есть — на это не хватит никаких американских миллиардов. Средство одно — стать самому в состояние тех же лишений, той же ограниченной жизни. И вот, почему мы видим, что святые с какой-то изощренностью отказываются от всех земных преимуществ и, раздав все свое имущество бедным — этим не ограничиваются, а еще начинают работать для них. Для истинного христианина есть какая-то отрада в том, чтобы делить со Христом Его уничиженное положение на земле. Преподобная Евфросиния, княжна Полотская, живя в затворе на палатах Спасского храма Полотской обители, занималась дорого тогда оплачиваемым трудом переписки священных книг и посылала их епископу. Он их должен был продавать и вырученные деньги распределять между бедными. «Христос в терниях: неужели же я, увенчанный розами, пойду по пути, осыпанному цветами? Христос с прободенными руками: неужели же я буду тешить и ублажать мое тело? Христу негде главы преклонить: неужели же я буду жить во дворцах? Христа гнало высшее сословие его современников: неужели же мне искать видного положения в высших кругах? Христу помогали в нуждах Его внимавшие Ему люди: неужели же мне жить ни от кого независимым человеком, величаясь этою самостоятельностью и ни в чем себя не ограничивая?» Преподобный Никола Святоша, сын Черниговского князя, первый из русских князей принял иночество. Он добровольно проходил разные послушания в Печерской обители: три года работал на братию в поварне, сам рубил дрова, носил из реки воду на плечах своих и приготовлял братскую пищу. Потом он служил привратником монастырским, как сторож, не отходя никуда, а для отдыха садился на куче сора. После этого стал прислуживать на трапезе. Когда родственники его, чрез близкого князю врача, уговаривали его не срамить их такою жизнью, он отвечал:

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Успокоенный этими словами, Мономах решился написать своим сыновьям поучение, выразив в нем ту самую мысль, какая содержится в прочитанном им псалме (41-м), а именно, что человек должен всегда идти путем правым и во всем полагаться на одного Бога, который не даст погибнуть творящему Его волю 51 . Вместе с «домом Владимира» замечательным очагом христианского благочестия была тогда Киево-Печерская обитель, сиявшая такими подвижниками, как Антоний великий († 1073 г.), положивший начало отшельничеству в России, Варлаам, сын боярина, покинувший богатый дом, семью, блеск мирской для спасения души, знаменитый Феодосий, основатель общежительного Киево-Печерского монастыря (в 1062 г.). Нестор летописец , Иоанн многострадальный, Моисей Угрин, второй Иосиф по целомудрию. Никола Святоша (Святослав), сын Черниговского князя Давида Святославича, и множество других. Одни из них отличались дивным терпением и самоотвержением, глубоким смирением, кротостью, целомудрием, воздержанием, нежною христианскою любовью и милосердием к нуждающимся в телесной и душевной помощи; другие – прилежным изучением Св. Писания 52 и постоянным применением слова Божия к жизни или усердным списыванием св. книг на пользу ближних; третьи, наконец, славились силою веры и молитвы, дарами прозорливости, исцелений, чудотворений. В начале XII века, когда число иноков простиралось до 180, было между ними тридцать, которые имели силу одним словом изгонять бесов 53 . Иноки киевопечерские пользовались общим и высоким уважением, – и не напрасно. Представляя собою живой пример христианских добродетелей, они были наставниками князей и народа, безбоязненно обличая пороки и преступления времени, невзирая на лица, и на могущие возникнуть для обличителей тяжёлые последствия. Так, игумен Иоанн, обличавший великого князя Святополка II за ненасытимое корыстолюбие и притеснение подданных, заключён был в темницу. Иные принимали предлагаемые им епископские кафедры, открывавшие им более обширное поприще для христианской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Царевичем Дмитрием Угличским замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великокняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как, например, у святого Александра Невского, у святых Давида и Евфросинии Муромских, у святой Евдокии Московской и др. Кроме них есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы, например, бывший Черниговский князь преподобный Никола Святоша, князь преподобный Олег Брянский, преподобная княжна Евфросиния Полоцкая, преподобная княжна Евфросиния Суздальская и др. Таких лиц в своем перечне мы не ставим. Мы видели, что святые князья и княгини переплелись между собой в близком плотском родстве, так как почти все они вели семейную жизнь. Особенно ясно видна эта связь по крови в благодатном потомстве Владимира Мономаха и Всеволода Большое Гнездо. Очевидно, святые князья и княгини зрели для Неба, обильно в сем вспомоществуемые друг другом благодаря близким степеням плотского родства. Так велико значение христиански настроенной семейной среды! Так велико значение христианского семейного воспитания! Так действенна евангельская закваска, в полноте введенная в семейную жизнь! Смуты удельно-вечевого времени, тягости татарского ига, без сомнения, мало помогали правильному складу духовной жизни и развитию духовных дарований. И однако какое за это время мы имеем обилие священных имен! Князья Древней Руси по преимуществу были носителями высоких христианских религиозно-нравственных начал. Какое восхитительное зрелище величия духовного и красоты небесной представляют собой эти благодатные отрасли дома святого равноапостольного и великого князя Владимира! Какой из христианских народов может утешаться подобным представительством на Небе!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Церковь Рождества Христова, весьма древняя, ибо она ископана была руками преподобных Печерских, смежна с церковью святого Феодосия; но мы не взошли в сию последнюю, потому что она была наполнена народом, который в ней оставался после литургии для слушания панихиды; ибо благочестивые поклонники особенно любят совершать их в пещерах, там где столько нетленных угодников свидетельствуют о грядущем воскресении. У входа в церковь Владыка помазал меня миром, истекавшим из одной мироточивой главы, пред коей горела свеча в углублении пещеры. Потом, в преддверии церкви Рождественской, мы поклонились благоговейно части мощей одного из младенцев, убиенных Иродом в Вифлееме, которую Патриарх Иерусалимский Феофан принес в благословение Лавре; наконец приблизились к последней раке Лонгина, вратаря Печерского. «Вот и вратарь, блюдет врата пещерные, – сказал мне Владыка; – им заключается ряд стольких преподобных. – Ты видел пред собою целый подземный мир христианский и все степени церковные: святителей, пресвитеров, диаконов, схимников, затворников, мучеников, благочестивых жён и дев, отроков и даже воинов: от князя до последнего вратаря, все здесь обретаются, иногда же князь и вратарь в одном смиренном лице, как преподобный Никола Святоша Черниговский. Всех призывает ко спасению Господь, всем хочет спастись и в разум истины прийти, лишь бы только шли на спасительный зов сей. Памятуй виденное тобою, и молитвами преподобных Печерских да обретёшь и ты спасение». При сих назидательных словах вышли мы из подземной церкви Рождества Христова, как бы из вертепа Вифлеемского и, поднявшись несколькими ступенями к восточному устью дальних пещер, вступили опять в малое их преддверие, а оттоле – на открытый балкон, с коего открывается обширный вид на Днепр, на необозримое за ним пространство во все стороны. Как выразить всё, что поразило взоры, что взволновало душу при столь внезапном переходе из мрака пещерного на Божий свет? – Первое чувство была безотчётная радость, первым действием свободный вздох! – расширилась грудь и жаждала напитаться этим чистым ароматическим воздухом, который стал отогревать её после сырости подземной; глубокие внутренние помыслы на минуту уступили впечатлениям внешним; но они были невинные, детские: всё утешало в природе и на её приветливую улыбку невольно улыбалось сердце; человек делался ребенком! – Никогда краше не представлялась мне Божия вселенная: ярче сияло солнце и прозрачнее струился синий Днепр; как некое море расстилался он пред глазами, которые только что освободились от тесноты пещерной и весело разбегались вниз и вверх, по его привольному простору; беспредельным казалось лесистое Заднепровье, под лёгким полуденным паром яркого небосклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ярославцы вологжанам. Конечно грешил русский человек и порою часто грешил. Но умел и искренно и горячо каяться. Вспомним, как покаяние – плод воздействия пр. Сергия – приводит в конце жизни коварного, строптивого кн. Олега Рязанского, изменившего Руси во время Мамаева нашествия, к принятию схимы и строгой подвижнической жизни в основанном им Солочинском монастыре. Кн. Василько Романович Волынский, брат Даниила Галицкого, друг сербского короля Стефана Драгутина, храбрый и неутомимый воин, жизнь свою закончил в 1276 г. монахом в дикой пещере, под Львовом, замаливая грехи своего прежнего участия в междоусобных распрях. Святцы наши повествуют о корыстолюбивом угнетателе бедных – Никите, внезапно покаявшемся, всенародно исповедавшем свои грехи, отдавшем себя на истязание комарам в болоте, заключившемся потом в тесный столп. Совершив великие подвиги, он принял насильственную смерть. Источались от мощей его чудеса, и он, Никита, столпник Переяславский, причислен был к лику святых. Огромное влияние на выработку истинного русского миросозерцания оказывали монастыри. «За стенами монастыря», писал историк С. Соловьев , «грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремлет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест, по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Не удивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». В обители вступали князья и княгини: святые Евфросиния Полоцкая, Никола Святоша Черниговский, Игорь Черниговско-Киевский, Евфросиния (в миру Евдокия, супруга Донского) Московская, Петр и Феврония Муромские, а также Василько Волынский, Олег Рязанский, потомки бояр: святые митрополиты Алексий, Филипп, архиепископы Казанские: Гурий и Герман; преподобные – Сергий Радонежский, Савва Вишерский, Нил Сорский , Кирилл Новоазерский, Галактион Новгородский, Григорий Пельшемский, Корнилий Комельский, Арсений Комельский, Иаков Железноборовский, Адриан Андрусовский, Блаженный Лаврентий Калужский, Николай Кочалов Псковекий, Иоанн Власатый Ростовский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

на ассигнации. Чудотворная икона находится в отдельной нише по правую сторону иконостаса, на возвышенном пьедестале, в резном и позолоченном киоте, вставленном в бронзовую позолоченную раму с зеркальным стеклом. Святая икона писана на кипарисной доске, на наложенном поверх неё загрунтованном холсте. Божия Матерь изображена во весь рост с Предвечным Младенцем в левой руке. С обеих Её сторон помещена следующая надпись: «Тя, исплетшую мирови венец, песнословим! Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог ! Радуйся, неувядаемая розго!» В 1858 году устроена была нынешняя золотая риза вместо прежней, до того обветшавшей, что из неё стали выпадать жемчужины. Весу золота в ризе 16 фунтов 30 золотников. Венцы и сияние сделаны бриллиантовые с таковою же одною короною и с камнями под сапфир. Средина ризы украшена вся сплошь бриллиантами разной величины; остальная часть вынизана жемчугом. В число украшений золотой ризы вошло множество всевозможных драгоценных каменьев. К чудотворной иконе Всех скорбящих Радость прибегают не только православные, но и лица других исповеданий. Самый храм с раннего утра до позднего вечера остаётся незапертым; никому не возбраняется прибегать к Матери скорбящих, немощных и болящих и призывать Её заступление и ходатайство в болезнях и печалях. «Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь». 24.10. Всех скорбящих Радость – в лаврской больнице Всех скорбящих Радость – в лаврской больнице В Киеве, в церкви лаврской больницы, во имя святителя Николая, находится древняя чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Правнук великого Ярослава, черниговский князь Никола Святоша, так прозванный за своё благочестие, устроил, ещё в 1106 году, первые святые врата и, приняв иночество в Печерском монастыре, сам нёс послушание вратаря. При этих же вратах он учредил для бедных больницу и приставил к ней своего врача Петра, родом сирианина. При больнице, прислуживая больным, провёл праведник Никола около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором Лавры, находится больничный монастырь, устроенный также Николою Святошею, с церковью в честь его ангела, святителя Николая. В этой церкви находится чудотворная икона Богоматери Скорбящих Радость, по всей вероятности, поставленная туда им же, блаженным строителем больницы и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Когда же он ждал смерти, призвал к себе братию и сказал ей то же, что в первый раз: о послушании и покаянии, и что блажен тот, кто сподобляется быть положенным в пещере. Сказав это, он почил в Господе с миром и был положен с честью там же, в пещере, где подвизался. По успении своем он чудотворением возвестил о своем блаженстве. Один из братии, именем Вавила, много лет больной ногами, принесен был к мощам этого блаженного и, обняв тело его, тотчас исцелился и с того часа до смерти своей никогда не болел ни ногами, ни чем-то другим. Позднее Вавила поведал братии (в числе которой был и святой Симон, составитель этого жития) о чудесном явлении своего исцелителя. «Когда, сказал он, – я лежал и кричал от боли, внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: „Приди ко мне, и я исцелю тебя“. Я хотел спросить его, как и когда пришел тот сюда, но он вдруг стал невидим. И я, поверив явившемуся мне, постарался, чтоб меня принесли к его мощам. И так исцелился». И отсюда поняли все, что блажен и угодил Господу этот преподобный затворник Афанасий. Его святыми молитвами да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить богоугодно в покаянии и затем получить вечную жизнь во Христе Иисусе, Живодавце нашем, Которому слава с Источником Жизни, Богом Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Николы Святоши, князя Черниговского 27 (14) октября Он был поваром Печерским три года, вратарем три года, исцеляя и пророчествуя, спас Петра врача, с ним и сам вместо того, чтоб умереть, остался жить и потом тридцать лет подвизался, не выходя из монастыря. « Проходит образ мира сего. Владычество переходит от народа к народу. Господь низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их» ( 1Кор. 7:31 ; Сир. 10:8, 17 ). Об этой непрочности земного и преходящего величия помыслил блаженный и благоверный князь Никола Святоша, сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную Печерскую церковь . И понял он, что только на небе не преходит образ Ипостаси Божией, Его присносущное Слово, и там только Царство всех веков и величие во всяком роде и роде, уготованное Царем царей и Господом господствующих для любящих Его. И потому, оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного Царствия (как тот древний индийский царевич Иоасаф) и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ, противоположный всякому образу этого мира, преходящего как тень и небытие, и, насколько возможно, соответствующий неизменному образу Ипостаси Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изображение Н. до его пострига, как князя Черниговского, участника событий междоусобной брани 1097-1100 гг., на миниатюрах исторической хроники - Радзивиловской летописи - не встречается (БАН. 34.5.30, кон. XV в.). Образ князя-инока впервые появляется в иллюстрациях в КПП. Ксилография с изображением Н. из цикла 40 иллюстраций для 1-го его изд. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 231 об.- в т. ч. раскрашенный вариант (экз. в РГБ, инв. 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; тетради на 20 листах, куда вошли 32 изображения с досок 1-го издания, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762) представлена в 3-й части книги перед житийным повествованием о святом. Н. показан в рост, в легком повороте вправо, стоящим на пейзажном фоне между 2 горок, поросших деревьями, кустами и травами, близ подножия правой горки - храм. В композиции нашли отражение неск. моментов, характеризующих образ святого. Слева от него, у ног, лежат атрибуты княжеского достоинства - корона и скипетр,- как иллюстрация отринутой князем-иноком земной власти ради славы небесной; важной деталью представляется и то, что Н. показан обращенным лицом к храму, в развороте от брошенных на землю властных символов. В характеристике монашеского делания Н. запечатлена древняя монастырская традиция кропления св. водой входящих и выходящих из обители: эта обязанность была частью послушания монаха-вратаря. Поэтому в левой руке Н. изображен сосуд для св. воды (в виде котелка) с кропилом в нем, на кисти правой руки, находящейся у груди в жесте моления (в направлении храма), висит ключ. По облику святой ближе к человеку, еще только вступающему в пору старости: волосы убраны за уши назад, открывая лоб с 2 глубоко прорезанными морщинами, на макушке выстрижено гуменцо, борода средней длины, округлая; у него большие глаза, некрупный нос; одет в рясу, на к-рой лежит длинная лента схимы (параманда), и в мантию; куколь опущен на плечи. Вверху - облака, которые пронзают исходящие из правого угла в направлении святого лучи небесного сияния. По сторонам нимба Н. выгравирована надпись: «   :     /      ». Составной частью ксилографии является надпись между нижним полем композиции и орнаментальной полосой: «Никола Поваръ, славы насыщен, Святоша: Князю Вратару, Небо Князи отверзоша». Ксилография не имеет надписи с именем мастера, указан только год ее создания (в правом нижнем углу - «  » (1658)); по стилистическим признакам она была выполнена иером. Илией (Д. А. Ровинский сообщает, что подпись с именем иером. Илии есть на листе с этим изображением и с такой же датировкой, который вошел в отдельную тетрадь, изданную после 1702; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Кассиан, углицкий, 21 мая 1504 г. Прол. 1662. Начало празднов. неизвестно. Даниил, пр. переяславский, 7 апр. 1540 г. Прол. 1662. Житие писано около 1564 г. по воле царя и митрополита Макария. Мощи свидет. в 1652 г. и в 1653 г. установлено местное празднов. Арсений, пр. комельский, 24 авг. 1550 г. Прол. 1662. Савва, крыпецкий, 28 авг. 1495 г. Прол. 1677. Собор 1554. (Макар. VIII. 46). Евфросиния суздальская, 25 сент. XIII в. Прол. 1685 У. 336. Житие писано в XVI в. Григорием суздальским. Мощи обретены в 1698 г. Канонизована в 1572–1581 г. Артемий, правед. веркольский, 23 июня и 20 окт. 1545. Прол. 1685. Мощи свидетельствованы в 1583 и в 1639 г. (Леонид) и тогда же составлена служба. 5. Святые в служебниках киевских, в служебнике 1900 г. С.-Петербург. типографии и в Четиих Минеях св. Димитрия ростовского : Михаил, митропол. киевский, 30 сент. Моисей угрин, пр. печерский, 26 июля 1043 г. Дамган пресвитер, пр. печерский, 5 окт. 1071 г. Никон пр., игум. печерский, 23 мар. 1088 г. Феодор и Василий, пр. печерские, 11 авг. 1098 г. Стефан, пр. владим. на Волыни, 27 апр. 1094 г. Григорий, пр. печерский, в Днепре утопленный, 8 янв. 1094 г. Агапит, пр. печерск., 1 июля 1095 г. Евстратий печер., 28 мар. 1100 г. Варлаам, игум. печерский, 19 нояб. 1065 г. Иеремия и Матфей прозорливые, 5 окт. XI в. Марк пещерник и Феофил плачливый, 29 дек. XI в. Прохор, пр. печерский, 10 февр. 1103 г. Алипий иконописец печер., 17 авг. 1114 г. Пимен многоболезненный, 7 авг. 1110 г. Никола святоша, кн. черниговский, 14 окт. 1143 г. Константин, митр. киевский, 5 июня 1159 г. Поликарп, архим. печерский, 24 июля 1182 г. Ефрем печерский, еп. переславский, митропол. киевский, 28 янв. 1098 г. Еразм, пр. 14 февр. XII в. Иоанн многострадальный, 18 июля XII в. Лаврентий пр. 29 янв. XII в. Нестор летописец, 27 окт. около 1114 г. Никон сухий, 11 дек. XII в. Спиридон и Никодим просфорники, 31 окт. XII в. Тит пр., 27 февр. XII в. Симон, еп. владимирский, 10 мая в первой половине XII в. Афанасий, затворник печерский, 2 дек. около 1176 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010