Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков. Он первый из князей  принял постриг (1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги. Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Он часто посещал его, и в его словах прп. Никола ясно распознал мысли братьев. «Советую тебе, как и научающим тебя, — говорил он ему тогда, — заботиться больше о себе самом. Разве ты не советуешь больным воздержание? Если никто из князей не шел этим путем, я буду первым, по примеру Царя Небесного».  Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и преподобный исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе высказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, — ответил преподобный. — Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься, Через 3 месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года.  Когда же он скончался (14 окт. 1143), то огромная огорченная толпа собралась на  его погребение. Более всех плакали его братья. Игумен подарил старшему из них, Изяславу, крест его, подушку и скамейку, на которой он молился. Когда же князя Изяслава разбил паралич и он лишился языка, послали в монастырь за святой водой. Но настоятель приказал сначала облить этой святой водой гробницу прп. Феодосия и с нею вместе послать власяницу прп. Николы. Когда посланец подходил к городу, больной пришел в себя и проговорил.- «Идите все за город навстречу преподобным Феодосию и Николе!» Когда же посланец вошел, он воскликнул: «Никола, Никола Святоша!» Его напоили святой водой, облекли во власяницу, и он исцелился. С тех пор в боях он стал носить эту власяницу на кольчуге. Однажды он впал в грех и не посмел надеть власяницу. В этом бою он был убит. Погребли его, по его завещанию, во власянице прп. Николы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. По преданию, благодаря этой иконе жителям с. Устинка Курской губ. (ныне эти места относятся к Белгородской обл.) было даровано избавление от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой свт. Николая. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Никола святоша, Черниговский, Печерский (ск. 1143), первый русский князь, принявший монашество, сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским). Не по душе миролюбцу были постоянные ссоры русских князей. В февр. 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение 30 лет. Он стяжал дар прозорливости и врачевания. Память прп. Николе отмечается 14/27 окт., 28 сент./11 окт. и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого поста. Никола студеный (волчий сват, Новоезерские морозы) Народное название дня прп. Николая, исповедника, игумена Студийского (ок. 868), 4/17 февр. Редкий год на Руси в этот день не бывало морозов. Считалось, что морозы новоезерские – самые крепкие. Крестьяне говорили, что в этот день Никола Студийский и Кирилл Новоезерский (праздновался в этот же день) морозы на Руси ставят. В это время происходили звериные свадьбы, поэтому в народе Николу Студеного называли волчьим сватом. Николай Кочанов (Николай Кочанский, Кочанов день)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1142 г.) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, святой князь–мученик Игорь Ольгович († 1147 г.). Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти 40 лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц. В 1138 году великим князем киевским стал старший брат Игоря — Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю». Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, князя переяславского. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобный Никола, именованный Святоша, Печерский чудотворец, был сын Давида, князя Черниговского, и внук Святослава Ярославича, создавшего в Киеве великую Печерскую церковь . Имя Святоша – уменьшительное от имени его в язычестве Святослав. Святоша был женат и имел детей. В 1107 г. оставив семью и мир, он удалился в Киевопечерскую обитель и принял монашество с именем Николая. Три года служил в поварне, рубил дрова, носил воду из Днепра, затем по три года служил привратником и при трапезе. Братья его всячески старались возвратить его в мир, действовали чрез врача, который говорил ему, что жизнь и труды монастырские не по нем; но св. князь отвечал, что такая жизнь и труды нужны ему для спасения, и что Господь помогает ему, и наложил на себя еще подвиг молчания. Трудясь, он постоянно повторял молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и меня», пищи употреблял мало, деньги и подарки, получаемые от родных, раздавал бедным и странникам или употреблял на украшение церкви и покупку книг. В 1142 г. примирил князей черниговских со своими братьями. В 1143 г. скончался, прожив в обители 36 лет. Мощи св. Святоши почивают в Антониевской пещере, в Киев. Яхромская икона Божией Матери находится в Космине монастыре, в 40 верстах от города Владимира, на реке Яхроме. Явилась она в 1482 г. благочестивому отроку Косьме, на дереве, при потоке Яхромы, когда он сопровождал одного больного. Косьма снял икону с дерева, больной, прикоснувшись к ней, получил исцеление. Икона – совершенное подобие Успенской, в Киево-Печерской лавре. Косьма основал монастырь на месте явления иконы, почему монастырь и называется Косьминын. 10-е число Преподобный Евфимий Солунский (новый) происходил из Галатии от благочестивых родителей и был воспитан в благочестии. Жил в IX веке. По смерти отца, матери хотелось женить Евфимия, и он не воспротивился; но после рождения ребенка, которого одного считал достаточным для утешения матери и жены, тайно оставил свой дом, чтобы поступить в монастырь. В это время ему было 18 лет. Сначала поселился он на Олимпе, а потом перешел на Афон. По дороге узнав, что его мать и жена с дочерью живы и скорбят о нем, послал им св. крест с советом последовать своему примеру. Св. Евфимий был очень послушен, смирен и терпелив в перенесении оскорблений и этим достиг того, что уничтожил в себе всякие страсти. На Афоне принял схиму и 3 года провел в пещере, питаясь самой скудной растительной пищей. Подвизался довольно долгое время еще на столпе, подобно св. Симеону Столпнику. Под конец жизни удалился на гору Паристера, близ Солуни. Тут собралось к нему множество иноков, и пустыня сделалась как бы городом. Св. Евфимий руководил всех в добродетельной жизни. Он был удостоен дара прозорливости и чудотворений. Скончался после 42-летней подвижнической жизни. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память коего 20 янв. Мощи его оказались нетленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Миронег. Михаил, епископ Поросьскый. Михаил, епископ Юрьевский. Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский. Муром. Н. Неофит, епископ Черниговский. Нестор, летописец. Никита, св. мученик. Никита, епископ Белогородский. Пикифор, митрополит. Николай, архимандрит. Николай Святоша, князь. Никола. см. Ждан. Николай Чудотворец. Новгород. О. Олег Святославич, князь Черниговский. П. Павел, апостол. Переяславль. Петр, епископ Переяславский. Петр, игумен. Передслава Владимировна, княгиня. Печенеги. Пинск. Плакида, Евстафий, св. мученик. Плесков. Полоцк. Поромона двор. Прохор, игумен Печерский. Путьша. Р. Рим. Рогнеда. Роман (Глеб), св. князь. Русская земля (страна). Русь. С. Савва, игумен Преображенского монастыря. Савва епископ Дафнитский. Сарра, жена Авраама. Святополк Владимирович, князь. Святополк Изяславич, вел. князь Киевский. Святослав Владимировииу князь Древлянский. Святослав Игоревич, князь. Святослав Ярославич князь Черниговский, потом вел. кн. Киевский. Святоша, князь. Сильвестр игумен монастыря св. Михаила. Симеон епископ Смоленский. Симеон епископ Туровский. Словени. Смоленск. Смядина, река. Содом. Соломон царь. Солунь. Софии св. церковь . Софроний, игумен монастыря св. Михаила. Станислав Владимирович, князь Смоленский. Стефан Первомученик. Судислав Владимирович, князь, сын Владимира Св. Т. Татары. Талец, убийца князя Глеба. Тьма, река. Тмутаракань. Торчин (Турчин), повар князя Глеба. Туров. У. Угры. Угорская гора. X. Халдеи. Халдейская пещь. Ховал. Ц. Царьград. Ч. Червену город. Чернигов. Чехи. Ю. Юлиану кесарь. Я. Ярополк Святославич, князь Киевский. Ярослав Владимирович, князь. Ярослав Георгиевич, сын Георгие Ярославича, князя Пинского. Ф. Феодосий Печерский . Феоктист, епископ Черниговский. Феофил, игумен монастыря св. Димитрия. Феофил, епископ Черниговский. 1 А. А. Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия. Спб. 1892, стр. 3, примеч.; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. 1908, стр. 55–56. Ср. Хр. М. Лопарев. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба (в Памятн. древн. письмен. XCVIII. 1894), стр. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

в)  Не то мы говорим, будто бы священнослужители всегда и в наше время не заслуживают укоров, будто они всегда и во всем правы, – будто все они святы , – Боже сохрани нас от такого самохвальства и превозношения фарисейского! Есть, к сожалению, много темных пятен и в священнослужителях церковных; эти пятна, как известно, на белом еще более видны, чем на темном и сером, скажем даже более: что простительно мирянину, то не может быть прощено лицу духовному. Но все-таки и то нужно сказать, что в священнослужителях Церкви мы должны уважать их высокое священное звание, их честь и благодатные дары, данные им от Бога, их права и высокие обязанности, а, может быть, и кой-какие заслуги пред Богом и пред людьми… Да и не нам судить наших отцов духовных; есть над ними судьи и начальники – старшие; а главное, есть над ними верховный Судия – Пастыреначальник Господь, Который с неба надзирает за ними и знает – как и чем наказать Своих недостойных служителей. Мне отмщение (Я им мститель); Аз воздам (Я им отомщу), – глаголет Господь и о недостойных пастырях. III. Братия мои возлюбленные! Бодрствуйте над собой, дабы не попасть в сети духа злобы, ненавидящего служителей Христовых по тому уже одному, что они служители Божии. Не присоединяйтесь к тем, кто готов слушать и распространять всякий дурной слух о пастырях Церкви. Помните, за всякое слово, тем более слово лживое, клеветное, злорадостное, мы некогда дадим строгий ответ в день суда, великого и страшного. Уважайте своих пастырей, как слуг Христовых, и помните, что этим вы оказываете любовь Самому Господу Иисусу Христу. (Составлено с дополнениями по «Пропововедям», приложенным к «Руководству для сельских пастырей» за 1885 г., октябрь). Поучение 2-е. Преп. Никола Святоша (Без смирения или нищеты духовной нет спасения) I. Npenoдoбhый, ныне прославляемый, Никола Святоша, князь Черниговский, был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни, и что все земное протекает, проходит мимо, а будущие блага непреходящи и вечны, и бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом любящим Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Повсеместно распространенный образ пещерной подвижнической жизни, принятый на Востоке, становится у нас вследствие суровых климатических условий особым подвигом. Монах обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Пещерничество как специальный подвиг продолжалось и после того, как монастырь был уже выстроен над землей. Но теперь оно, как правило, соединялось с другим подвигом – с затворничеством. Наиболее известные печерские затворники – Исаакий, Никита, Лаврентий – проводили в молчании десятилетия, посвящая свою жизнь молитве и телесным подвигам. Например, Иоанн Многотерпеливый провел в затворе более 30 лет. И за все это время никто не слышал от него ни одного праздного слова, лишь слова молитвы. До сих пор в Киево-Печерской Лавре можно увидеть железные вериги этого подвижника, которые он никогда не снимал. Помимо пещерного, сурового направления духовной жизни, восходящего к преподобному Антонию, существовал и путь кротости и смирения, восходящий к преподобному Феодосию. Так, своеобразное служение миру несет монах Прохор Лебедник. Он получил свое прозвище от изобретенной им формы постничества: не есть другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Во время голода Прохор кормил многих нуждающихся незатейливыми продуктами своей аскетической кухни. Инок Алимпий иконописец – труженик, не дающий отдыха своей руке, кроткий, никого не карающий и возлагающий надежды лишь на одного Бога. Он раздавал бедным все свои средства. По зависти Алимпий был оклеветан и гоним своими братьями. Его чудесные краски совершали исцеления. Подражает Феодосию в своем смиренном трудничестве Никола Святоша, бывший князь Святослав Черниговский, первый князь-инок на Руси. Как простой монах, он проходил послушание на братской кухне, шил одежды и работал на огороде. Не довольствуясь такими послушаниями, Николай просил у игумена назначить его привратником. Став им, он кланялся каждому входившему в монастырь и просил молитв за себя – грешного и убогого привратника. Такое смирение князя-инока вызвало бурю негодования его братьев-князей, которые просили у игумена прекратить унижения родственника и не назначать их брату никакого послушания. Однако Николу никто и никогда не видел праздным, а работая, он непрестанно произносил молитву Иисусову. После его смерти брат Изяслав, получивший исцеление от власяницы Николы, всегда надевал ее на себя перед битвой. Свои немалые княжеские средства Никола Святоша употребил на церковное строительство и на помощь бедным. Он пожертвовал в монастырь также немало книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Преподобный Никола Святоша, сын Давида Святославовича, князя Черниговского, оставил для Бога честь и богатство, славу и власть княжения своего и постригся в Печерской обители в инока. Как же он в этом звании вёл себя? «Прежде всего», сказано, «в послушании преуспе». Князь Никола работал сначала на братию три года в поварне, своими руками рубил дрова и на своих плечах переносил их с берега реки в монастырь. Потом был поставлен сторожем у ворот монастырских, и в этой должности пробыл также три года не отлучаясь никуда, кроме церкви; затем взят был для служения при трапезе и исполнял и эту должность тоже со всяким усердием. Наконец, когда Никола с честью вынес все послушания, игумен и братья посоветовали ему сесть в своей келье и безмолвствовать. Он и это послушание исполнил, насадил около своей кельи сад, и во все дни иночества своего никогда не оставался праздным, и всегда имел в руках работу, а в устах молитву Иисусову. Без дела, говорится в житии его, никто и никогда не видал его. При этом должно заметить, что во всю жизнь он довольствовался лишь одною пищей общей, братской, а что приносили ему как князю, то всё он раздавал нищим или жертвовал в монастырь. Вникайте же, иноки ленивые! Вот человек царского рода, могший, пожалуй, воссесть и на престоле царском, сделавшись иноком, работает на братию в поварне, рубит дрова, несёт их из леса в монастырь на раменах своих, служит сторожем при вратах монастырских, служит при трапезе, насаждает вертограды, и во всё время иночества никто и никогда не видит его праздным, но всегда имеющим в руках работу. Вам ли после этого впадать в лень и глупую праздность? Вам ли роптать, жаловаться, соблазнять других? Ведь вас никто не гнал насильно в монастырь, вы сами в него пришли. Никто не принуждал вас давать обеты смирения, терпения, послушания, труда непрестанного! Вы сами их дали. Зачем же лгать пред Богом? Зачем делать себя посмешищем дьяволу? Худо, весьма худо это, братия мои! Опомнитесь же и примитесь за труд; смиритесь и послушание возлюбите, обуздайте плоть свою и распните её с её страстями и похотями; объявите непримиримую брань врагу нашего спасения и боритесь с ним до конца. Трудно это? Так призовите на помощь благодать Божию, при которой возможно всё. Да знайте, что она крепче, нежели самая сильная воля. Аминь. 15-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

При Ростиславе вновь и в полной мере были признаны традиционные полномочия константинопольского патриарха в отношении русской церкви. Поэтому князь пользовался безусловной поддержкой церковных кругов, что не в последнюю очередь нашло свое отражение в посмертной летописной похвале. Святополк Владимирович, старший сын Владимира Святославича, родился до 978 г., умер после 1022 г., киевский князь в 1015–1019 гг. В четырехлетней борьбе Владимировичей за киевский стол законный наследник Святополк потерпел поражение, несмотря на поддержку со стороны своего тестя, польского князя Болеслава I, и печенегов. В решающей битве летом 1019 г. он был разбит и бежал в Польшу. Агиографическая традиция приписывает Святополку убийство своих братьев Бориса и Глеба. Святополк (Михаил) Изяславич, сын Изяслава Ярославича, родился в 1050 г., умер 16 апреля 1113 г. В 1078–1087 гг. был князем- наместником в Новгороде, в 1088 г. перебрался на туровский стол, где благодаря этому было учреждено самостоятельное епископство. 24 апреля 1093 г. Святополк стал князем киевским. Поначалу киевская знать встала в оппозицию к Святополку, из-за чего он вступил в конфликт и с влиятельным Киево-Печерским монастырем, и в 1095 г. изгнал его настоятеля в Туров. Несколько лет спустя состоялось примирение, и уже в 1108 г. Святополк активно способствовал установлению общерусского почитания св. Феодосия Печерского . Для эффективного отпора половцам Святополк вступил в союз с Владимиром Мономахом . К наиболее важным совместным предприятиям против степняков относится поход 1111 г., по ряду признаков напоминающий “крестовый поход”. Повесть временных лет оценивает киевское княжение Святополка довольно критически. К числу его построек относится соборная церковь (καθολικν) монастыря Св. Михаила Архангела (1108–1112 гг.), украшенная превосходными мозаиками и фресками. Святоша-Никола (Святоша – уменьшительная форма от имени “Святослав”), сын черниговского князя Давыда Святославича, родился около 1080 г., умер после 1142 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причина этого конечно в том, что здесь на их долю выпадали наиболее тяжелые труды, а их-то они всегда и искали. На трудах в пекарне и в по святых нашей Церкви. Кроме преп. Феодосия, там трудился, например, преп. Никола Святоша – бывший князь черниговский. «Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи; часто даже носил их с берега на своих плечах, и с трудом братья его Изяслав и Всеволод удержали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хотя с год поработать на братию». После этих трудов он еще три года служил за братской трапезой, с тем же усердием, а тем же смирением. Горько было братьям этого инока-князя видеть такое, на их взгляд, унижение их рода и они всячески пытались возвратить его в мир. К Николаю Святоше ходил в монастырь один близкий ему человек, врач Петр, родом сириянин. По просьбе братьев князей он употреблял все свое красноречие, чтобы отвратить святого от подвигов его, от непосильного труда, безмерного поста и воздержания. «Князь! – говорил он. – Следовало бы тебе поберечь свое здоровье и не губить так плоть свою безмерным трудом и воздержанием... Бог хочет не поста или труда непосильного, а только сердца чистого и сокрушенного. Да ты и не привык к такой нужде, какую переносишь теперь, как подневольный раб. И благочестивым братьям твоим Изяславу и Всеволоду в великую укоризну твоя нищета... Берегись! Когда-нибудь недуг соберется отовсюду, и ты, не имея крепости, скоро и жизни лишишься, и нельзя уже мне будет помочь тебе... » _ Какой князь делал так? Блаженный ли отец твой Давид или дед твой Святослав?» и т.д. Но красноречие врача находило достойный ответ в словах подвижника. «Я благодарю Господа, – говорил Святоша, – что Он освободил меня от рабства миру и сделал слугой рабам Своим, этим блаженным черноризцам. Братья же мои пусть за собой смотрят: каждый свое бремя должен нести... Я обнищал ради Бога, чтобы Его приобресть... Для меня умереть за Христа – приобретение, а сидеть в сорной куче, подобно Иову, – царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010