Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Коваленко В. П. Благоверный черниговский князь Давид Святославович Благоверный черниговский князь Давид Святославич занимает заметное место в истории Чернигово-Северской земли: он стал родоначальником одной из ветвей Святославичейчерниговских Давидовичей. Родился будущий святой в семье 4-го сына Ярослава Мудрого Черниговского (1054–1073 гг.) и великого Киевского (1073–1076 гг.) князя Святослава Ярославича и его жены дочери германского графа Письменные источники не сообщают точный год рождения Давида, однако анализируя дошедшие до нас краткие упоминания о его молодых годах, можно предполагать, что это случилось в начале – середине 1050-х гг.: около 1080 г., по мнению исследователей, у Давида Святославича и его жены Феодосии (как считает М. Димник, она была Н. Баумгартен считал ее дочерью маркграфа немецкого рода появился первенец – будущий князь-инок Никола Большинство историков, принимая во внимание сообщение «Повести временных лет» о Любечском съезде и разделе вотчины Святослава Ярославича между его потомками, считали Давида вторым (после Глеба, князя Новгородского, убитого 30 мая 1078 его Однако часть историков, отмечая несоответствие между активностью Олега Святославича в борьбе за отцовское наследие и его отстранение после Любеча с 1-го места в черниговской династии, пытались старательно обходить вопрос о результатах раздела вотчины Святослава Ярославича, отмечая ее принадлежность потомкам с этим согласились далеко не все. Уже Н. Н. Карамзин и Н. И. Костомаров, вопреки летописцу, в перечне Святославичей ставили Олега перед Давидом, намекая этим на его П. В. Голубовский первым открыто высказал предположение, что старшим в конце в. среди Святославичей оставался Интересно отметить, что в другом месте своего фундаментального исследования по истории Киевской Руси, анализируя события, изложенные в былине «Иван Гостиный сын», эту же мысль высказал и Б. А. Из современных исследователей старшинство Олега признают М. Димник, Н. Ф. Котляр, той же позиции придерживаюсь и В частности, М. Димник в качестве главного аргумента сослался на изображение семейства Святослава на цветной заставке из изготовленного по его заказу «Изборника», где среди княжеских сыновей после старшего Глеба вторым стоит Олег. Первым же назвал Олега Черниговским князем (т. е. старшим в роду), еще М. Впрочем, в «Слове о князьях» XII в. Давид действительно назван старшим в роду: «Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией (Возможно, здесь идет речь о периоде после 1015 г., уже после смерти Олега Святославича).

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

I. Преподобный, ныне прославляемый, Никола Святоша, князь черниговский, был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни, и что все земное протекает, проходит мимо, а будущия блага непреходящи и вечны, и бесконечно царство небесное, приготовленное Богом любящим Его. И, оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Киево-Печерский монастырь и сделался иноком. Это было в 1106 году. Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи, часто даже носил их с берега на своих плечах, и с большим трудом братья его, Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хотя с год поработать на поварне на братию; после же этого приставили его к монастырским воротам, так как он был на все искусен. И пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе. Наконец волею игумена и всей братии принужден он был иметь свою келлию, которую сам и построил. И до ныне эту келлию зовут Святошиной, также и огород, который он ископал своими руками. Блаженный князь Святоша никогда не был праздным: всегда у него в руках было рукоделье, чем он и выработывал себе на одежду. На устах его постоянно была молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго!» Пищу он употреблял всегда монастырскую и то, что приносили ему братья-князья и бояре, он раздавал нищим и странным. Так в трудах и лишениях провел преподобный более тридцати лет, не выходя из монастыря. Когда он скончался, то почти все жители Киева стеклись в Печерский монастырь, чтобы воздать преподобному последний долг. За глубокое смирение св. князя Господь наделил его даром чудотворений: даже оставшаяся после него одежда источала исцеления. Так, когда брат блаженнаго, князь Изяслав, сделался тяжко болен, то на него надели власяницу преподобного Николы, и больной тотчас выздоровел. Много было и других чудодейственных знамений от мощей блаженнаго, доныне почивающих в киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сортировать по Исключить новости Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество 27 октября. ПРАВМИР. Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138; память 11 февраля). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом. Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Кострома. Церковь Рождества Христова (Николы Мокрого) на Дебре (утраченная). Никола Мокрый Карта и ближайшие объекты Церковь, построенная в честь Рождества Христова («Никола Мокрый») на Дебре, впервые упоминается в писцовой книге 1628 г. Храм был построен во имя святителя Николая Чудотворца на берегу реки Волги, возле пристаней. Выбор такого места объясняется почитанием этого святого как покровителя путешествующих по водам. Каменная церковь с такою же колокольней была построена в 1734 г. на средства прихожан. Она привлекала внимание прихожан своими вмурованными в стену изразцами. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, еще один престол находился в колокольне во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в начале 1930 гг. и вскоре разрушена. http://oldkostroma.ru Рождества Иисуса Христа, что на Дебре. Каменная, с каменною колокольнею, построена в 1734 году. Престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь: Божией Матери, празднования Ея Иконы всех скорбящих Радость, святителя Николая, и преподобнаго Серия, Радонежскаго чудотворца. Причта: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 979 кв. саж. План и межевая книга на землю имеются. Прихожан муж. пола 132, жен. 149, дворов 33. В пользу причта получаются проценты с капитала 450 рублей. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863. С. 14. Христорождественская в Дебре г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1734 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Престолов 3: в главной – летней в честь Рождества Христова, в зимней - во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговскаго чуд., в колокольне во имя преп. Сергия Радонежскаго чуд. Постоянныя средства церкви: проценты с капитала в 4959 р., заключающагося в билетах разнаго наименования (184 р. в год); арендная плата с церковнаго дома до 100 р. и с ¼ торговой лавки до 70 р. в год.

http://sobory.ru/article/?object=35328

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Еп. Тмутараканский (Таматархский), кон. XI - нач. XII в. Постриженик Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). Дважды упоминается в Киево-Печерском патерике . В Слове о Никите-затворнике (см. Никита , свт., еп. Новгородский), написанном в 1-й трети XIII в. иером. Поликарпом , говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1077/78-1088) Н. («Никола, иже после епископ бысть Тмутараканю») был одним из наиболее авторитетных иноков обители, к-рые вывели из затвора неопытного юного монаха Никиту. Не исключено, что до своего поставления Н. был каким-то образом связан с игум. Никоном, жившим на Таманском п-ове до 1078 г. и основавшим там мон-рь, что и предопределило рекомендацию Н. на Тмутараканскую кафедру позднее. Другое упоминание Н. содержится в послании Владимирского еп. свт. Симона киево-печерскому мон. Поликарпу среди имен пострижеников Киево-Печерской обители, возведенных к 20-м гг. XIII в. на ту или иную кафедру; в перечне Симон в целом придерживается хронологического порядка. «Никола Тьмутороканю» указан между Миной, еп. Полоцким (поставлен митр. Никифором I 13 дек. 1105), и свт. Феоктистом , еп. Черниговским, поставленным из киево-печерских игуменов тем же митрополитом 11 (12) янв. 1113 г. Притом что летописание того времени довольно внимательно фиксировало хиротонии митр. Никифора I (1104-1121), Н. среди ставленников последнего не упоминается. Т. о., Н. в качестве Тмутараканского (Таматархского) епископа или принадлежал к иной юрисдикции, а не к Киевской митрополии, как полагал В. А. Мошин ( Мошин. 1932), или был поставлен раньше, поскольку в кон. XI - нач. XII в. Тмутаракань (Таматарха) перешел к Византийской империи ( Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 87). По всей видимости, более справедлива т. зр. Мошина. Наиболее вероятное время епископства Н.- 2-е княжение в Тмутаракани кн. Олега (Михаила) Святославича (1083-1094) ( Присёлков. 2003. С. 89-90). Возвращение князя из ссылки было связано с его подчинением верховной власти визант. императора. В таких условиях Тмутараканский епископ должен был подчиняться К-польскому патриарху (после 1079 в Тмутаракани не было князя, к-рый мог бы восстановить там епископскую кафедру, существовавшую уже в X в.). Этнический состав населения территории епархии был многообразен (греки, хазары, касоги, зихи, евреи), древнерусское население составляло меньшинство.

http://pravenc.ru/text/2565954.html

Разделы портала «Азбука веры» мученик Евгений Поселянин Святые вожди земли Русской " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Святые вожди земли Русской " > Оглавление Святая Русь. Ее путь и вожди Избранный народ отторгся Призвание России. Св. равноапостольная Ольга. Св. равноапостольный Владимир Святые мученики князья Борис и Глеб Семья Ярослава Мудрого. Св. великая княгиня Анна и св. князь Владимир Новгородские. Прп. Никола Святоша, князь Черниговский Семья Владимира Мономаха. Блаженная княжна Анна. Св. Мстислав Владимирович Великий Сыновья св. Мстислава. Св. Всеволод Псковский и св. Ростислав Св. князь Константин Муромский. Мученическая кончина святого великого князя Игоря Суздальско-Владимирское княжество, как предтеча Москвы. Его создатель св. Андрей Боголюбский. Сыновья его, свв. Глеб и Изяслав Св. Мстислав Храбрый Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, прп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Св. Петр и Феврония Муромские. Великий князь Константин Всеволодович Приближение татарского ига Нашествие Батыя. Мученики: князья Роман, Олег, Феодор, Евпраксия, Иоанн Рязанские. Владимир, Всеволод, Мстислав, Агафья, Мария, Христина, Феодора Владимирские. Св. великий князь Георгий Всеволодович, св. Василий Константинович Ростовский, Василий Козельский Подвиги князей русских во время ига. Св. Василий и Константин Ярославские. Подвиг мученичества св. князя Михаила Черниговского, внук его св. Олег Брянский. Кончина великого князя Ярослава Всеволодовича Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский В Городце в 1263 году Благоверные князья: Роман Рязанский, Роман Углицкий, Василий и Владимир Волынские, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и Анна Кашинская Москва. Св. Даниил Александрович Московский. Иоанн Данилович Калита. Дмитрий Иоаннович Донской и св. Ефросиния, великая княгиня Московская Игумен земли Русской Нравственный облик в Бозе почившего Государя Александра Александровича Об авторе

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Hukoлa Святоша, Печерский, прп. Ключевые слова: Преподобный, Русь, Украина, Киев, Печеры, Тула, Волынь, X-XVII Дни празднования: 27 октября (14 октября по старому стилю) Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Никола Святоша, Печерский, прп. - житие Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (+ 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского (+ 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом (+ 1138). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимос[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8742.jpg:   Размер: 354x1200, 0.42 MPix, 58 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (129) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2542

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца Прп. Никола подвизался в XII в. В миру он носил имя Святослав и был сыном князя Давида Черниговского и внуком князя Святослава Игоревича. Преподобный первым из русских князей отрекся от земного царства, чтобы облачиться в монашеское одеяние. Когда половецкий 641 хан вынудил его отказаться от Луцкого княжества, он воспользовался обстоятельствами и в 1106 г. принял постриг в Киево-Печерской лавре, чтобы наследовать Царство вечное. Отвергая любые привилегии и отличия, прп. Никола стремился проявлять смирение во всем. Это побуждало монахов прославлять Господа. Родные братья желали, чтобы он вернулся в мир, но Никола устоял перед их нажимом. Преподобный добровольно, как простой послушник, выполнял самые тяжелые работы и успешно прошел через послушания повара, привратника и служителя трапезной. Когда он таким образом показал себя безупречным в послушании, игумен позволил ему уединиться в келье, чтобы постоянно пребывать в тишине и непрерывно творить Иисусову молитву. Святой вкушал в небольшом количестве лишь то, что ему приносили с общего монастырского стола, и раздавал как милостыню беднякам и паломникам плоды из своего маленького сада и другую пищу, которую ему предлагали. В 1142 г. его брат, князь Черниговский, вступил в братоубийственную войну с братьями Великого князя Всеволода. Тогда, по просьбе последнего, прп. Никола согласился покинуть монастырь, чтобы примирить их. Возвратившись в лавру, он усилил суровость подвигов, несмотря на предостережения близких и своего бывшего личного лекаря. Однажды этот лекарь заболел сам и чудесным образом выздоровел по молитве преподобного. После этого он стал монахом. Св. Никола обрел отдых от земных трудов 14 октября 1143 г. Много месяцев спустя его брат, князь Изяслав, тяжело заболел. Едва лишь он надел власяницу преподобного и выпил монастырской воды, как тотчас исцелился. Начиная с этого дня, всякий раз, когда Изяслав плохо себя чувствовал, он использовал в качестве лекарства эту святыню. В ту же власяницу он попросил облачить себя в день смерти. 641 Половцы были кочевниками, пришедшими из степей Центральной Азии. Их также называли кипчаками или куманами. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Половцов Святослав Давыдович (Никола Святоша, преподобный), князь Черниговский Святослав Давыдович , прозвищем Святоша, внук Святослава Ярославича, князя Черниговского, действовал в ту тяжелую эпоху междоусобий, когда на великокняжеском киевском столе сидел вероломный и слабый Святополк-Михаил Изяславич (1093–1113 гг.). Трудно было в окружавшей среде остаться нравственно чистым; для этого надо было иметь тот чисто христианский склад души, то необыкновенно благородное мировоззрение, которыми отличался Владимир Мономах . С., князь небольшого удела, не остался безупречен в нравственном отношении. Он изменял то одному, то другому князю, и до 1106 г., когда в его жизни произошел крупный переворот, он был сыном своей эпохи. В борьбе Ростиславичей, Василька и Володаря, со Святополком (1097 г.) он стоит на стороне Святополка-Михаила; вместе с ним разбитый на Рожни-поле (в Волынской губ.), он бежит во Владимир-Волынский. Святополк дает ему Луцк, и здесь в Луцке С. проявляет вероломство, обычное той эпохе. Сидя в Луцке и видя возрастающую силу бывшего друга в. князя, Давида Игоревича, который с 1099 г. становится врагом Святополка, он вступает в переговоры с Давидом. Давид осадил Владимир-Волынский, и сын Святополка, Мстислав, был убит при обороне Владимира. Между Давидом и С. состоялся договор, по которому С. обязался известить Давида о первом движении в. князя на помощь осажденным владимирцам. Действительно, Путята, воевода в. князя, идет на помощь осажденному городу и по пути заходит в Луцк. Тогда С. предает им послов Давида и сам вместе с Путятой тайно нападает на Давида Игоревича, разбивает его и спасает г. Владимир от опасности. В 1106 г. в С. происходит нравственный переворот. Он удаляется в Печерскую обитель и принимает схиму. Целых 35 лет пробыл он в обители, ведя самый строгий монашеский образ жизни; он прошел разные степени монашеского послушания: 3 года пробыл в поварне, 3 года был монастырским привратником, долго прислуживал братии при трапезе; пройдя долгий монашеский искус, он поселился в отдельной келье и многие годы вел самый строгий образ жизни, заботясь о своем спасении; труд сменял молитву, молитвы сменялись трудом. Все лишнее, что получал он от своих сродников, жертвовал на устроение храма или раздавал нищей братии; много книг пожертвовал он в храм. 35 лет протекли в мире и заботах о спасении души; только перед самой смертью пришлось ему еще раз вступить в счеты князей. В 1142 г. в. князь Киевский, Всеволод Ольгович, посылает его увещевать младших Ольговичей, Игоря и Святослава, братьев в. князя, грабивших русскую землю. В том же году С. скончался, и почти весь Киев собрался на погребение этого князя-монаха, прославившегося своею высокою монашескою жизнью. П. С. Р. Л., I, 120; III, 3, 155. – Летопись по Лаврентьевскому списку, изд. Арх. Ком. (по указателю). – Соловьев, «История России», изд. Тов. Общ. Пользы (по указателю). – Макарий, «История Русской Церкви», СПб., 1857, т. II, стр. 65–66. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010