Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны свт. Петр, митрополит Киево-Московский, с именем коего издревле в отечественной истории нашей соединяется наиме­нование уроженца и игумена Волынского. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находятся свт. Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней волынской дворянской фамилии Кульчицких. Вследствие векового, неразрывного единства, в каком земля Волынская на­хо­ди­лась всегда с остальными областями Русскими, по единству веры и на­род­ности, непрерываемому в самые трудные времена польского преобладания в пределах Западной России, на Волынь из России являлись непрестанно то князья, то всероссий­ские первосвятители, архипастыри и другие подобные им лица, по разным обстоятельствам посещавшие Волынские пределы для устроения Волынской Церкви, назидания ее древних городов и т. п. Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу (+ 969 г.), которая так из­вест­на усми­рением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губер­нии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просвети­тель Волыни и основа­тель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, кото­рый в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие-многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставле­ния», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена. Наконец, даже святые и равноапостольные братья-просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Во­лынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посы­лали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простира­лись в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри.

http://pravicon.com/info-2002

Не менее важной поддержка темы «братской любви, уважения и безусловного подчинения» была и для Владимира Всеволодовича Мономаха и его потомков. Захват Мономахом в 1113 г. киевского престола с грубейшим попранием как старых («родового сюзеренитета»), так и новых, утвержденных в Любече («кождо да держит отчину свою»), принципов престолонаследования, которое можно квалифицировать лишь как династический переворот, требовало, безусловно, своего морально-идеологического обоснования. После смерти Святополка Изяславича 16 апреля 1113 г. Владимир Мономах, являясь представителем династически младшей – третьей – ветви Ярославичей, физически, вероятно, оставался старшим среди внуков Ярослава Мудрого – он родился 1 января 1054 г. И все же законных прав на Киев он не имел. Тем более не имели их его сыновья Мстислав, Ярополк и Вячеслав, которые занимали киевский престол по очереди. Не было таких прав и у Юрия Владимировича Долгорукого, который всю жизнь боролся за Киев. Таким образом, каждый из них был по своему заинтересован в укреплении основных принципов культа Бориса и Глеба и канонизации Давида Святославича. Главными же конкурентами (как династическими, так и реальными, политическими) Мономашичей были чернигово-северские Святославичи. Позиция Олега Святославича – упорного и бескомпромиссного борца за отцовский трон – ни у кого из современников иллюзий не вызывала. Наоборот, позиция Давида Святославича – более уравновешенного, склонного (как показывают приведенные В. Н. Татищевым сведения) к значительным компромисам на фоне брата выглядела более привлекательной. К тому же он пережил своего неугомонного брата и оставался черниговским князем – единственным реально-возможным претендентом на киевский стол. Отмечу также, что именно на 1-ю четверть в. – период пребывания Давида на черниговскому столе – приходится едва ли не наибольшее количество событий, связанных с канонизацией лиц, в той или иной степени связанных с Черниговской землей. 17 февраля 1106 г. сын Давида Никола Святоша первым из князей Руси добровольно принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел остаток своей жизни. Став иноком, он основал, по преданиям, Николаевский лечебный монастырский корпус для бедных с храмом свт. Николая при нем, а в 1106–1108 гг. построил церковь Св. Троицы над лаврскими вратами (т. е. закладка храма состоялась фактически при постриге Святоши). Прп. Святоша был хорошо образованным человеком, имел собственную большую библиотеку, которую передал монастырю, как и свои

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

III. Блаженный Иероним хотя и имел степень пресвитера, но на самом деле оставался простым монахом, считая себя недостойным служить у Престола Божия. IV. Император Феодосии Великий, по требованию Амвросия Медиоланского , совершает публично покаяние при вратах храма. Константин Великий , смиряя в себе чувство владыки всего мира, на Первом Вселенском Соборе не садился на трон, а стоял из уважения пред собравшимися отцами Церкви. V. Преподобный Святоша (уменьшительное от имени Святослав), князь Черниговский, в иночестве Николай (Никола), был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни и что все земное протекает, проходит мимо, а будущие блага непреходящи и вечны, и бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом любящим Его. И оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Печерский монастырь и сделался иноком. Это было в лето 1106 года февраля 17-го дня. Все бывшие при нем черноризцы признают его добродетельное житие и послушание. Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи, часто даже носил их с берега на своих плечах, и с трудом братья его, князья Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хотя с год поработать в поварне на братию; после же этого приставили его к монастырским вратам, так как во всем он был искусен и совершенен. И пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе. Наконец, волею игумена и всей братии принужден он был иметь свою келью, которую сам и построил. И доныне эту келью зовут Святошиной, также и огород, который он ископал своими руками. Говорят также об этом блаженном Святоше, что никто никогда не видал его праздным; всегда в руках у него было рукоделие, чем он и зарабатывал себе на одежду. На устах его постоянно была молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Никогда не вкушал он ничего иного, кроме монастырской пищи, хотя он и много имел, но все то отдавал на нужды странным и нищим и на церковное строение. Книг его и доныне много в монастыре Печерском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп. Никола Святоша, князь преп. Олег Брянский, преп. княжна Евфросиния Полоцкая, преп. княжна Евфросиния Суздальская и др. Таких лиц в своём перечне мы не ставим. Мы видели, что святые князья и княгини переплелись между собою в близком плотском родстве, так как почти все они вели семейную жизнь. Особенно ясно видна эта связь по крови в благодатном потомстве Владимира Мономаха и Всеволода Большое Гнездо. Очевидно, святые князья и княгини зрели для неба, обильно в сем вспомоществуем друг другом, благодаря близким степеням плотского родства. Так велико значение христиански настроенной семейственной среды! Так велико значение христианского семейного воспитания! Так действенна евангельская закваска, в полноте введенная в семейную жизнь! Смуты удельно – вечевого времени, тягости татарского ига, без сомнения, мало помогали правильному складу духовной жизни и развитию духовных дарований. И, однако, какое за это время мы имеем обилие священных имен! Князья древней Руси по преимуществу были носителями высоких христианских религиозно-нравственных начал. Какое восхитительное зрелище величия духовного и красоты небесной представляют собою эти благодатные отрасли дома святого равноапостольного и великого князя Владимира! Какой из христианских народов может утешаться подобным представительством на небе! Переходим к прославленным от Господа представителям боярского и других высших сословий. Здесь мы видим в сонме святых прежде всего мучеников, – таковы: варяг Феодор с сыном Иоанном (983 г., пам. 12 июля), первый открытый обличитель язычества киевлян, отказавший в выдаче им своего сына для принесения в жертву языческим богам и за то вместе с сыном убитый ими; боярин Феодор (1245 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Пвшу епископу над княземъ гробъ недокончянъ бысть. Епископу рекшу: «Се уже солнце заходить, заутра похоронимъ и». Всмъ сдящимъ над княземъ, шедъше въ церковь повдаша епископу: «Солнце не заходить но во единомъ мст стоить». Епископъ же удивився и похвали Бога. Дóндеже камень сровнаша и князя вложиша въ грабъ, тогда солнце заидеть. Разумите чядо, како Богъ прославялетъ своа угодники и ходящая в повелниихъ его и сд таковыми чюдесы: аггелъ явися въ голубин образ, благоухание от тла, явися звзда с небеси пришедши, над тломъ ста, солнце заити не смаше повелниемъ Владычьнимъ, Дóндеже въ гробъ тло святое вложено бысть. Каку славу приемлеть на небеси! Речеть ли кто, яко жены н им, но и дти имаше. Преподобныи Никола Святоша 529 его сынъ б и ина два сына. 530 Или речеть кто, яко дому не им, того ради заповдь Господню исправити возможе? Многажды бо слышахъ нкыя невгласы глаголюща: «Съ женою и съ чяды своими не можем спастися». Се бо князь не единъ домъ имаше но многи, князь всеи земли Черниговьскои. Завовдь Владычню исправи в семъ живот своемъ, ни с кмъ вражды им. Постыдитеся враждующи на братию свою и на единоврникы своя. Въстрепещете, въсплачете пред Богом пакы славы отпадаете за едино злопомнение. Но не даи же вы Господь, се слышавшимъ отпасти славы с сима страстотерпцема, ею же днесь убиениа празднуемъ, ею же чюдеса предъ очима вашима предлежитъ. Сею прославимъ и сею възвеличимъ, сима въспоимъ. Приди, Давиде, и рци: «Радуитеся, праведнии о Господ». Воспои, Соломане: «Праведници въ вкы живуть и от Гсопода мъзда ихъ». Се бо сам Богъ прославляеть сею святою, глаголя: «Праведници просвтятся яко солнце въ слав отца ихъ. Ид же буду азъ, и ти будуть съ мною». Гд Христос съ Отцемъ на престол и си святая у престола съ архаггелы безъ престани поють пснь аггельскую: «Святъ Отец, святъ Сынъ и пресвятый Духъ въ единомъ Божеств въ бесконечныя вкы». 524 ...княжаше в Чернигов въ большемъ княженьи, понеже бо старии братьи своеи.– Черниговская земля делилась на несколько княжеств; в системе этих княжеств Черниговское занимало центральное место; княжил в Чернигове обычно старший в роде из князей черниговской династии – потомков Святослава Ярославича. После смерти своих братьев – Глеба (ум. в 1078 г.) и Романа (ум. в 1079 г.) – Давыд Святославич был старшим в роде. Под словом «братьи» имеются в виду не только братья Давыда Святославича – Олег (ум. в 1115 г.) и Ярослав (ум. в 1129 г.), но и его племянники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Давыд Святославич, сын Святослава Ярославича, брат святых Бориса и Глеба, – сказано в «Слове о князьях», – Давыд этот ни к кому не имел вражды. Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял. Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией своей. Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал. Когда крест кому целовал, крепко держал слово. Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил. Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему. В великой тишине княжил он. Когда же порешил Бог взять душу его от тела, епископ Феоктист, видя, что князь – недолго он болел – уже преставиться хочет, повелел петь канон кресту, – и вдруг верх терема расселся, и ужаснулись все. Влетел в терем голубь белый, сел князю на грудь. И князь испустил душу, голубь невидим стал. А терем наполнился благоуханием. И после вечерни понесли князя в святой Спас. Появилась звезда и стала над крестом. Когда перенесли князя в построенную им церковь Бориса и Глеба, – звезда перешла от Спаса к церкви мучеников святых. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: “Уже солнце заходит, завтра похороним его”. Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, назад вернувшись в церковь, поведали епископу: “Солнце не заходит, но во едином месте стоит”. Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, – тогда солнце зашло. Видите, дети мои, как Бог и здесь, на земле, прославляет угодников Своих, исполняющих повеления Его. Такие чудеса творил он: Ангел Божий в образе голубином явился, терем благоуханием от тела наполнился, явилась звезда, с небес пришедшая и над телом стала, солнце повелением владыки нашего зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб. Какую славу получит он на небесах! Может, кто скажет, что князь Давыд жены не имел? Но он и детей имел. Блаженный Никола Святоша был сын его, и еще два сына было у него. Или скажет кто, что дома не имел он, потому заповедь Господню и исполнил? Не раз слышал я, как невежи некие говорят: «С женою-де и с детьми своими спастись невозможно». Этот князь не один дом имел, а много – всей земли Черниговской был он князем. А заповедь господню исполнил, в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал он. Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лучше всего дух Феодосиевского общежития выразился в истории Николы Святоши, которая вошла в Печерский патерик. Никола Святоша – это князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук великого князя Ярослава. В 1106 году он вступил в число братии Печерского монастыря. О его аскетическом житии Патерик повествует особенно торжественным слогом. Исполненный смирения, Никола Святоша не чурался монастырских работ, которые выполняет простой послушник: вначале он три года проработал на кухне, откуда выходил только в храм на богослужение, затем еще три года был монастырским привратником, потом прислуживал другим монахам в трапезной. Лишь после многолетнего трудового послушания он, по благословению игумена, выстроил себе маленькую келью. Современники рассказывали, что Святоша никогда не оставался в ней без дела: в руках у него постоянно была какая-нибудь работа; он сам себе соткал монашескую рясу из особо грубой пряжи. Иисусова молитва («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго») не сходила с его уст – в русскую агиографию Никола Святоша вошел как первый делатель непрестанной Иисусовой молитвы. 56 лет подвизался он в монастыре и преставился в 1142/45 г. Его брат, князь Изяслав Давыдович, возложением на себя рубашки Николы Святоши исцелился от тяжелого недуга. При вступлении в Печерский монастырь Никола все свое княжеское достояние раздал нищим . Житие св. Феодосия дает нам множество примеров того, как велико было уважение к нему и в монастыре, и в Киеве. В своей борьбе за воплощение в жизнь христианского идеала он не делал различия между великими и малыми, между богатыми и бедными. Дух социальной справедливости и внутреннего единства людей в тех условиях способствовал христианизации общества. Особенно убедительно должна была действовать на общество христианская стойкость игумена, проявившаяся во время тяжелой и длительной ссоры со Святославом, который, попирая справедливость, изгнал из Киева своего старшего брата, великого князя Изяслава. Печерский монастырь и его братия оказались в немилости у своевольного князя; Великий Никон во второй раз покинул монастырь и на несколько лет ушел в Тмутаракань, в основанную им прежде обитель. Лишь Феодосий не выказал страха и убедил князя в его неправоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Никола Святоша был сын благочестивого князя Черниговского Давида Святославича. В мире Святослав, во святом крещении Панкратий, преподобный Никола имел жену и детей, и одна из дочерей его была супругою блаженного князя Псковского Всеволода – Гавриила. 185 В 1097 году великий князь Святополк отдал Святославу Давидовичу город Луцк, составлявший тогда столицу особых удельных князей луцких. Это было в то время, когда Давид Игоревич, известный в истории ослеплением несчастного Василька, задумал возвратить себе прежнюю свою отчину Владимиро-Волынскую, данную ему на Любечском съезде (1097) и потом отнятую (1099) великим князем Святополком. Овладев некоторыми городами в Галиции, Давид внезапно напал на город Владимир, в котором на ту пору сидел сын великого князя Мстислав Святополкович, и осадил Владимирскую крепость. 186 Однажды, когда осажденные перестреливались с осаждающими, Мстислав, желавший личною храбростью ободрить Владимирцев, вышел на стену, чтобы выстрелить в неприятеля, как вдруг внезапно был поражен стрелою, от которой скончался. Уведомленный об этом Святополк послал на помощь осажденным своего воеводу Путяту, который пришедши в Луцк к Святоше, застал здесь послов Давида, подосланных последним, с целью разузнать о действиях Святополка в пользу Владимирцев. Убежденный Путятою, Святослав схватил послов Давидовых и вместе с воеводою великого князя отправился во Владимир против Давида. 187 Путяга и Святоша пришли ко Владимиру в полдень, когда Давид, убежденный в бдительности послов своих, беспечно отдыхал после обеда, у стен крепости. Луцкий князь вместе с Путятою напал на сонного и начал рубить его. С своей стороны Владимирцы то же сделали вылазку из крепости, и Давид побежал от Владимира с племянником своим Мстиславом. После этого Святоша и Путята взяли город, и, посадив в нем наместника Святополкова – Василия, разошлись во своя-си, один в Киев к великому князю, а другой в Луцк на свое княжение. 188 Но в то же время не дремал и Давид. Он бежал к половцам, и встретившись на дороге с ханом половецким Боняком, вместе с ним отправился к Луцку и в отмщение за помощь, оказанную Владимирцам осадил Святошу. Не имея ни возможности, ни сил защищаться против неприятеля несравненно сильнейшего, Святоша поспешил заключить мир с Давидом и его союзниками – и за сим немало немедля, оставил беспокойный удел, и добровольно отправился к отцу своему в Чернигов. 189

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010