НПЛ. С. 20–22, 204–206. НПЛ. С. 20, 204. Там же. С. 21, 205. Женой Всеволода стала дочь Святослава Давыдовича, одного из черниговских князей, к тому времени уже более 10 лет бывшего иноком Киево-Печерского монастыря (известен как прп. Никола Святоша). Отец Святослава, Давыд Святославич, в 1095 г. также княжил в Новгороде. Там же. С. 22, 206. НПЛ. С. 473. НПЛ. С. 163. Там же. С. 22. Ср.: Там же. С. 207. Янин В. Л. Печать Новгородского епископа Ивана Попьяна (1110–1130)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 9. Л., 1978. С. 54–56. Янин В. Л.Печать Новгородского епископа... С. 53–56; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. М., 1998. С. 28–29, 119. Янин В. Л. Печать Новгородского епископа… С. 54, 55, 56. В конце 1980-х гг. В. Л. Янин, обосновывая иную гипотезу (см. примеч. 108), писал о Иоанне уже как о противнике республиканских преобразований. Хорошев А. С. Указ. соч. С. 26. Там же. С. 27. Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 68. Там же. С. 69. Янин В. Л.Актовые печати Древней Руси… Т. 1. С. 48. Мусин А. Е. 1130 год: Епископ Иоанн Попьян и кризис церковно-государственных отношений в Древней Руси//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 12. Новгород, 1998. С. 197. См. также: он же. Загадки дома Святой Софии... С. 60–61. Мусин А. Е. Загадки дома Святой Софии... С. 63. См. также: он же.1130 год… С. 202–203; он же. Древнерусское общество, епископат и каноническое право в XII–XIV вв.//Miscellanea Slavica: Сборник статей к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 346–347. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М., 1955. С. 170–181. Это жалованные грамоты князей Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю на волость Буец (1130 г., здесь и далее датировка В. Л. Янина: Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарий. М., 1991. С. 135–146), князя Изяслава Мстиславича основанному им Пантелеймонову монастырю на село Витославлицы и др. (1134 г.), князя Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю на волость Ляховичи (1134 г.?), Уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича Новгородской епископии 1136/37 г. (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. 79–81. С. 139–141; Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 147–148).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Общее впечатление от Патерика: здесь веет совсем иной дух, нежели в житии Феодосия. Почти непонятной представляется связь преподобного Феодосия с этими духовными детьми его. Скажем сразу: здесь все сурово, необычайно, чрезмерно – и аскетизм, и тавматургия , и демонология . Социальное служение монашества отступает на задний план. Впрочем, в изображении Патерика Печерский монастырь, как таковой, вообще утрачивает свое лицо. Общежития, по-видимому, не существует. Рядом уживаются богатство и бедность. Величайшие подвиги одних совершаются на фоне распущенности и своеволия других. Недаром самые яркие и впечатляющие образы Патерика принадлежат затворникам. Конечно, и дух преподобного Феодосия еще живет в монастыре. Верен ему в своем смиренном трудничестве Никола Святоша (Святослав), из князей Черниговских, первый князь-инок на Руси. Он постригся в 1106 году (скончался около 1142 года) и в течение трех лет проходил послушание в поварне, к великому негодованию своих братьев-князей. Потом три года был привратником, служил при трапезной, пока, принуждаемый игуменом, не поселился в собственной келье. Его никто не видел праздным: работа на огороде, изготовление одежды сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Свои большие средства он употреблял на помощь бедным и на «церковное строение»; в монастырь пожертвовал и немало книг. После его смерти брат Изяслав, получивший исцеление от его власяницы, всегда надевал ее на себя перед битвой. Своеобразное служение миру носит Прохор Лебедник, постригшийся в конце XI века. Свое прозвание он первоначально получил от изобретенной им формы постничества. Он никогда не ел другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Замечательно, однако, что Поликарп, автор его жития, подчеркивает особую легкость его жизненного пути («легко проходя путь») как воплощения Христовой бедности: «бысть житие его, яко единого от птиц… на неоранне земле ненасеянна пища бываше ему». Во время голода аскеза святого превращается в подвиг благотворения. Он печет свой хлеб из лебеды для множества приходящих к нему, и горький хлеб чудесно становится сладким. Однако украденные у него хлебы горьки, как полынь. Это чудо имеет аналогии в житии св. Саввы Освященного. Во время бедственного недостатка соли Прохор раздает пепел, чудесно превращающийся в соль. Это приводит его в столкновение сначала с киевскими купцами-спекулянтами, а потом и с самим князем Святополком, который не остановился, ради корысти, перед ограблением соляных запасов святого. Соль, конечно, обращается обратно в пепел, и корыстолюбивый князь, оставивший вообще в Патерике по себе недобрую память, примиряется с Прохором и игуменом Иоанном. Впоследствии для погребения святого он бросает даже поле битвы перед сражением, за что получает победу над «агарянами» (половцами), по молитве святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Осмотрим, прежде всего, верхний монастырь. Он окружен со всех сторон высокою глухою каменною стеною, с башнями на углах. Стена эта сооружена в XVII в. малороссийским гетманом Иваном Мазепою. Впоследствии она несколько раз перестраивалась и расширялась. В верхний монастырь ведут трое ворот: Западные, или святые ворога, Северные и Восточные. Главный вход в Лавру составляют Западные ворота. Они называются еще «святыми» и находятся в углублении, или уступе, который образует наружная каменная стена на западной стороне, посредине ее. Стены уступа пред святыми воротами украшены изображениями преподобных печерских Ближних и Дальних пещер. С левой стороны от входа изображены во весь рост преп. Антоний с сонмом святых печерских угодников, почивающих в его (Ближних) пещерах, и с иконою Успения Божией Матери в руках; а с правой – преп. Феодосий, в мантии и епитрахили, с крестом в правой руке, окруженный святыми, почивающими в его (Дальних) пещерах. Чрез св. ворота можно только входить в Лавру. Никто никогда не въезжал в них. Чрез эти же ворота вступали и ныне вступают Царственные Особы, приходящие на поклонение святыням Лавры. Троицкая церковь над св. воротами Над св. воротами находится церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. Она очень древнего происхождения. Ее построил преп. Никола Святоша, сначала бывший Черниговским князем, а потом постригшийся в Киево–Печерской Лавре и в течении трех лет исполнявший послушание вратаря при св. воротах. Троицкая церковь впоследствии обновлялась, между прочим в конце XVII в. на средства гетмана Ивана Мазепы. Особенно замечательна живопись сей церкви, представляющая редкий памятник южно–русской церковной иконописи самого начала XVIII в Великая соборная церковь Лавры и ее святыни От Троицкой церкви над святыми воротами прямая дорожка, устланная серыми гранитными плитами, ведет к главному святилищу Киево–Печерской Лавры. Это святилище есть Великая, или соборная Лаврская церковь Успения Пресв. Богородицы. Устройство ее, начатое преподобными Антонием и Феодосием, окружено было многими чудесными событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Основатели Печерской обители прославились как при своей жизни, так и после смерти многими чудесами, особенно дарами помощи в скорбях, исцелений, изгнания злых духов. Скончался преподобный Антоний в возрасте 90 лет от рождения, в 1073 году. Его святые мощи положены были в пещере под монастырем, где преподобный провел в непрестанной молитве последние 16 лет своей жизни и они, как говорится в житии, «подобно мощам Моисея»... сокрыты от зрения людей. 127 В 1074 году скончался преподобный Феодосий. Через восемнадцать лет, 14 августа 1092 года, его нетленные мощи были перенесены в великую Успенскую церковь Печерского монастыря. Среди иноков Печерского монастыря было немало святых подвижников, достигших высокого духовного совершенства и благодатных дарований. Преподобный игумен Феодосий принимал в число братии людей самого разного звания и происхождения. Среди них были киевляне, выходцы из Полоцка, Чернигова и других русских городов, варяги, угры (венгры), армяне, крещенные половцы и даже сирийцы; были выходцы из княжеских родов, бывшие бояре и дружинники, купцы и крестьяне. Киево-Печерский Патерик содержит жития многих святых иноков обители, живших в Киевский период. Никола-Святоша (Святослав), князь Черниговский, употребивший все свои богатства на строительство церквей и милостыню бедным, сам пребывал в обители в непрестанном труде и молитве. Преподобный Прохор Лободник совершал особый подвиг постничества – не ел ничего, кроме хлеба, приготовленного им самим из травы лебеды. Когда в Киеве настал голод, Прохор стал кормить своим хлебом многих нуждающихся, причем вкус этих лепешек из лебеды оказался приятен и сладок. Преподобный Агапит известен как «безмездный» (т.е. не берущий платы) врач, который исцелял больных молитвой и отваром из овощей, составлявших его пищу. Преподобный Григорий Чудотворец , один из любимых учеников преподобного Феодосия, отличался великим смирением и кротостью, и приобрел особый дар молитвы, благодаря чему изгонял бесов и наказывал грабителей, покушавшихся похитить церковные сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти другого своего брата, Романа, он в течение семнадцати лет занимал смоленский стол, выступая в это время сторонником Всеволода Большое Гнездо. В 1191 г. по приказу Давыда мощи свв. Бориса и Глеба были перенесены из Вышгорода в монастырь на Смядыни близ Смоленска, причем остается неясным, коснулось ли это перенесение всех мощей или только их части. В летописи Давыд, как и его брат Роман, удостоен посмертной похвалы. Давыд Святославич, внук Ярослава Мудрого, родился около 1053 г., умер в Чернигове весной 1123 г. Его имя наряду с именами его братьев Глеба (убит в 1078 г.) и Романа (убит в 1079 г.) принадлежит к наиболее ранним свидетельствам династического почитания святых Бориса-Романа и Глеба-Давида. От киевского князя Всеволода Ярославича (1078–1093) Давыд получил Смоленск и княжил там до 1097 г. Новый киевский князь Святополк II перевел Давыда в 1095 г. в Новгород, откуда тот, однако, вернулся на смоленский стол уже в начале следующего года. Благодаря упорству своего младшего, но значительно более энергичного брата Олега и согласно постановлению княжеского снема в Любече летом 1097 г. (“каждый да держит отчину свою”), Давыд как старший из сыновей Святослава занял черниговский стол, тогда как Олег до конца жизни (1115 г.) оставался его соправителем. Давыд вел лояльную политику по отношению к обоим киевским князьям (Святополку, а затем Владимиру Мономаху ) и, в частности, принимал участие в их многочисленных военных предприятиях, главным образом против половцев. 2 мая 1115 г. Давыд участвовал в торжественном перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в посвященную им каменную церковь в Вышгороде. Вскоре после этого он и в Чернигове основал каменный храм в честь братьев-мучеников, в котором и был впоследствии погребен. Судя по всему, Давыд был женат дважды. От первого брака у него было трое сыновей, старший из которых, Никола-Святоша, родился около 1080 г. и в 1106 г. стал монахом Киево-Печерского монастыря, а второй был наречен Всеволодом в честь тогдашнего киевского князя, дяди Давыда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Моисей Угрин, или венгерец, служивший отроком у святого князя Бориса. Когда Борис был убит, Моисей спасся бегством, потом был взят в плен королём Болеславом, закован в цепи и уведён в Польшу. Здесь он дал обет безбрачия и поступил в монахи по возвращении в Киев. Испытав много искушений перенесённых им с твёрдостью, он был пострижен в монахи одним афонским иноком, а после ряда мучений, которым подвергли его в Польше вернулся в Киев, где и поселился в пещере преподобного Антония – и подвизался вместе с этим великим подвижником и преподобным Феодосием. Святой Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи. Глава его, покрытая пеленою и скуфьёю, выходит из земли (преставился 1160 г.). Существует в народе поверье, будто св. Иоанн каждый год; понемногу входит в землю, и когда совсем войдёт, то будет конец миру; но поверье – это неверно: тайна кончины мира чудесно скрыта от нас. Преподобный Марк пещерник, живший в XI веке, Всю жизнь рыл пещеры и могилы для братий, отличался большим воздержанием; даже воду употреблял в самом незначительном количестве, имея за мерку медный крест. Крест этот сохранился до сих пор; благочестивым поклонникам предлагают из него испить воды. При жизни Марк прославился чудесами; его молитвенного слова слушались мёртвые. Никола Святоша, князь Черниговский, бывший некоторое время привратником Печерского монастыря, преставился в 1136 году (подробнее о нём см. выше в конце III гл.). Преподобный Григорий чудотворец, исцелитель бесноватых; жил он в одно время с преподобным Феодосием, отличался нестяжанием, послушанием a смирением, имел дар изгнания бесов, так что, завидя его, издали вопили они: «изгонишь ты нас молитвою своею, Григорий!» Преподобный Онисим, в затворе подвизавшийся. Преподобный Матфей прозорливый, имел дар прозорливости, часто являлись ему чудные видения в поучение братии; скончался в глубокой старости, спустя почти 15 лет после кончины преподобных Антония и Феодосия (1088 г.). Сохранилась в пещере и трапеза, где собирались святые подвижники; в трапезе этой покоятся нетленные мощи преподобных: Исаии чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского, Сильвестра, Пимена постника и Онуфрия молчаливого. Из названий видно, чем, каким подвигом каждый из них прославился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом игуменья Феофания часто рассказывала следующее слово из пролога: «Один послушник, занятый делом не успел спросить y своего старца благословения лечь спать, как его старец уже заснул. Семь раз послушнику очень хотелось ложиться, но всякий раз он удерживался и тихо ожидал, пока старец проснется. Старец проснулся и спросил y послушника: Ты что делал теперь? – Ничего, отче. – Говори правду, что ты делал: я видел над твоею головою семь золотых венцов. – Прости меня, отче: семь раз я хотел ложиться, и семь раз удерживался, потому что не получил еще благословения». «Поступайте так, и вы угодите Богу, – говорила она; – какое бы ни давали вам послушание, не гнушайтесь им и не считайте его низким для себя. Никола Святоша, князь Черниговский, много лет был вратарем в Киево-Печерской лавре и считал себя счастливым. Преодолевайте греховные влечения и для того внимательно слушайте, что читается в церкви. Не страшитесь трудов, поста, лишений, продолжительных молитвословий; всегда помните, что вас никто не уговаривал вступить в монастырь: вы пришли по собственному желанию потрудиться здесь, чтобы получить там, в вечности, воздаяние за все лишения и скорби, если только вы будете переносить их благодушно и с любовью. Вот как учит своих учеников отец наш, преподобный Сергий: «Кто потерпит нынешнее мужественно, тот возвеселится в будущем. Разве мы напрасно несем подвиги, когда надеемся получить вечную жизнь? Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но присносущно возмездие. Не обленимся же! Мало потерпим, да венцами нетленными украсимся от Христа Бога и Спаса душ наш их!» 41 . Вот так и вы исполняйте безропотно всякое послушание, и тем сами себе угладите путь к царству небесному, и крест вам не будет казаться тогда тяжелым бременем. Велик грех , когда сестры, вступая в общежитие, не понуждают себя прилагать свой труд к общим трудам. Страшно пользоваться чужими трудами, позволяя себе лениться в общежитии. Велик грех, когда монашествующие простирают свою нерадивость до такой степени, что забывая заповеди евангельские, начнут поносить пред миром святую обитель, которая, как мать, приняла их под свой кров, начнут выставлять миру на посмешище немощи своих сестер, пришедших в монастырь, как во врачебницу для исцеления душевных язв. И в мире, между самыми невежественными мирянами, считается за бесчестье говорить дурно о своей матери, что же сказать о монашествующих, которые не страшатся злословить святую обитель? Этим доказывается, что они свели дружбу с врагом человечества. Страшитесь впасть в столь великое беззаконие!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примерно к 1093-1095 годам относится оформление Киево-Печерского летописного свода (так называемой Начальной летописи). В 1096 году Печерская обитель сильно пострадала от набега половцев под предводительством хана Боняка. Все деревянные постройки были сожжены, обитель разграблена, святыни осквернены, множество иноков было убито, другие были уведены в плен, в их числе священномученик Евстратий Постник и преподобный Никон Сухой. Вскоре после половецкого набега, уже при новом игумене Феоктисте, Печерская обитель стала восстанавливаться. Собрались уцелевшие и появились новые насельники. Один из них – бывший черниговский князь, преподобный Никола Святоша. В 1106 году на пожертвованные им средства в обители строится надвратный Троицкий храм. В 1108 году на средства князя Глеба Всеславича была построена каменная трапезная с церковью. В том же году состоялась официальная канонизация преподобного Феодосия Печерского. В 1115 году преподобный Нестор завершил летописный свод «Повести временных лет». В том же году новым печерским игуменом был избран Прохор. В 1151 году, во время войны киевского князя Изяслава Мстиславича со своим дядей Юрием Долгоруким за великокняжеский престол, Печерский монастырь был разграблен и сожжен торками. В 1168 году на настоятеля Печерской обители, преподобного Поликарпа, была наложена епитимья митрополитом Константином II. Архимандрит Поликарп был устранен от управления обителью и отправлен в заточение. Это явилось следствием их спора о посте по Господским праздникам, если этот день выпадает на среду или пятницу, разгоревшегося сразу после вступления митрополита на кафедру в 1167 году. В 1168 году Рождество Христово пришлось на среду – архимандрит Поликарп благословил своих духовных чад и печерскую братию разговляться в этот день и был наказан митрополитом. Однако церковно-общественное мнение было на стороне преподобного Поликарпа. Поэтому последующее в 1169 году разорение Киева (в том числе и Печерской обители) было признано наказанием за «неправду митрополичью». Впоследствии это признал и Константинопольский патриарх, отозвавший митрополита Константина II в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Северо–западный угол Лаврского двора занят зданиями, которые в совокупности своей составляют больничный монастырь. В него ведут особые ворота, находящиеся рядом с святыми Лаврскими воротами, к северу от них. Первоначальное построение больничного монастыря относится к отдаленной древности. Основателем его был вышеупомянутый Черниговский князь Никола Святоша, который последние годы своей жизни посвятил уходу за больными братиями Печерского монастыря. Больничный монастырь именовался в старину Троицким, имел особые грамоты от князей и владел собственными имениями, хотя всегда находился под общим управлением Лавры. Теперь в больничном монастыре находятся два каменных двухэтажных корпуса, из коих один служит больницею исключительно для больных из числа братии, а другой – для помещения братии, и две церкви: первая церковь (нижняя) во имя святителя Николая построена в XVIII в. В ней находятся чтимые иконы старинного письма – святителя Николая и великомученицы Варвары и гробница с частицами мощей печерских и др. святых угодников. Другая (верхняя) церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», собственно больничная, построена в 1862 году, когда был перестроен и расширен и самый больничный корпус. Церковь во имя Всех Святых над экономическими воротами Если мы выйдем из Больничного монастыря и направимся в сторону Великой Лаврской церкви, то в конце северного ряда, или корпуса соборных келий встретим поворот – дорогу к северу. Эта дорога представляет собою въезд в Лаврский двор чрез особые, северные т. н. экономические ворота. Над этими воротами находится церковь во имя Всех Святых. Она построена около 1698 года иждивением малороссийского гетмана И. С. Мазепы. Братские келии К западу от экономических ворот, по–под северною стеною Лаврской ограды в 1908 году устроен новый каменный двухэтажный корпус. Он служит частию для помещения вольнонаемных рабочих Лавры, частию же для помещения богомольцев. В этот корпус и прилегающий к нему двор имеются два наружных входа – один около экономических ворот, к западу от них, а другой – в северной стене ограды. Параллельно ему, к югу от него, идет другой старый каменный корпус, называемый клирошанским. В нем помещаются клирошане, т. е. братия, поющие и читающие на клиросах Великой Лаврской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Соответственно этому мы и разделим «первую часть» своей книги на следующие четыре отдела: Отделение первое, – с половины IX-ro века до 1015 г., куда относятся следующие святые угодники, находящиеся в духовном союзе и в ближайших отношениях с землею Волынскою: 1) святые равноапостольные братья Кирилл (869 г.) и Мефодий (885); 2) Святая блаженная княгиня Ольга (969) и 3) Святой равноапостольный князь Владимир (1015). Отделение второе – с начала XI-ro века до 1326 года; сюда относятся св. угодники Волынские и другие, проживавшие на Волыни и посещавшие ее пределы во времена удельной системы: 1) Преп. Варлаам Игумен Киево-печерский (1065), 2) Святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский (1086), 3) препод. Стефан Епископ Волынский (1094), 4) преп. Нестор Летописец (1114), 5) святитель Амфилохий Епископ Владимиро-Волынский (1122) 6) Святой благоверный князь Мстислав (1132), 7) пр. Никола Святоша, князь Луцко-Черниговский (1142), 8) Святитель Нифонт Новгородский (1156), 9) Св. Андрей Боголюбский (1174), 10) Блаженный Олег, князь Брянский (1285), и 11) Святитель Петр, Митрополит Киево-Московский (1326). Отделение третье – от первой половины XIV века до 1550 года, куда относятся святые, находящиеся в ближайших отношениях к земле Волынской во времена владычества Литовского и разделения Митрополии, как то: 1) Св. Феогност Митрополит Киево-Московский (1353), 2) Святитель Киприан, Митрополит Всероссийский (1406), 3) Св. Митрополит Фотий (1431), 4) Препод. Феодор, князь Острожский (1435) и 5) блаженная Иулиания, княжна Ольшанская (1550). Отделение четвертое и последнее – с половины XVI века до наших времен; сюда относятся святые угодники, просиявшие на Волыни и из Волыни во времена унии и латино-польского преобладания; 1) Преп. Иов, игумен Почаевский (1651), 2) Свят. священномученик Макарий, Архимандрит Овручский (1653), и 3) Наконец Святитель Иннокентий Иркутский (1731). К сему во «Второй части» мы присовокупляем несколько особенных изследований своих о Почаевской Лавре и ее святыне, как главнейшей святыне земли Волынской, вследствие чего читатели наши т. образом получают настоящий «Патерик Волыно-Почаевский,» на подобие Патерика Печерского Киевского, в коем содержатся, как известно, не только жизнеописания святых угодников Киево-печерских, но и сказание о создании Великия Печерския Успенския церкви, и другие статьи местного религиозно-нравственного содержания и характера. Соответственно основному содержанию означенных статей мы распределяем их в следующем порядке:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010