На торжественном мероприятии присутствовали моряки Новороссийской военно-морской базы, курсанты Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, воспитанники Морского технического лицея г. Новороссийска, кадеты Новороссийского казачьего кадетского корпуса, воспитанники воскресных школ г. Новороссийска, многочисленные жители города. За богослужением пел хор духовенства Новороссийской епархии (регент — протоиерей Сергий Кулаков). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом. «Всех вас сердечно приветствую с особым событием. Здесь, на берегу Цемесской бухты, на Малой земле, на земле, политой героической кровью наших воинов, мы закладываем кафедральный собор Новороссийска», — сказал Предстоятель, отметив, что город и порт Новороссийск всегда имел особое значение для нашей страны, в том числе для материального благополучия нашего народа. «Но мы знаем, что не может быть подлинного благополучия человека, если все его помыслы и все его ценности лежат исключительно в материальной плоскости, потому что жизнь, основанная на материальном факторе, перестает быть человеческой жизнью, — подчеркнул Святейший Владыка. — Подлинная человеческая жизнь имеет мощное вертикальное измерение, имеет духовную составляющую. И когда эта духовная составляющая надламывается или разрушается, тогда разрушается и человеческая личность, тогда разрушается народ, разрушаются страны и государства. И об этом легко говорить здесь, на Малой земле. Ведь не одним только оружием мы победили здесь страшного врага. Каким должно было быть внутреннее состояние людей, которые под покровом ночи пересекли Цемесскую бухту и высадились здесь, перед лицом вооруженного и страшного противника? Какую нужно было иметь силу духа, чтобы идти навстречу морю огня? Но ведь пошли наши отцы и деды и принесли великую победу своему народу». «Если посмотреть на историю нашего государства, мы всегда терпели поражения не столько от внешнего врага, сколько из-за своего внутреннего состояния, — продолжил Патриарх. — А внутреннее состояние человека всегда определяется духовной составляющей. И когда терпели поражения, это всегда происходило в результате нашего греха, нашей духовной расслабленности, потери веры и национального самосознания. И сегодня, когда Отечество наше стремительно развивается, когда многое меняется к лучшему, мы должны особое внимание обратить на духовное воспитание нашей молодежи, на укрепление духа нашего народа. Ради этого мы и строим новые храмы. Ради этого здесь, на героической Малой земле в Новороссийске, и будет, по милости Божией, возведен храм в честь святителя и чудотворца Николая, покровителя мореплавателей».

http://patriarchia.ru/db/text/3806207.ht...

Над составлением новой книги трудились: Михаил Григорьевич Талалай – кандидат исторических наук, видный исследователь русского зарубежья, сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Маргарита Анатольевна Бирюкова – библиограф, краевед, член Союза писателей России. Публикация новых ценных материалов в настоящем, наиболее полном виде стала возможна, в том числе, благодаря содействию ряда исследователей из США, Италии, Сербии и Германии. Так, рукопись 3-го тома воспоминаний М.Г. Талалай получил из стен Джорданвилльского монастыря, где хранятся архивы Русской Православной Церкви заграницей, при поддержке о. Владимира Цурикова. «Краткая объяснительная записка» Н.Д. Жевахова, рассказывающая об истории Барградского подворья до 1932 года и раскрывающая хозяйственно-финансовую сторону его жизни, предоставлена для публикации директором Свято-Николаевского исследовательского центра (Centro Studi Nicolaiani) при Базилике св. Николая о. Джерардо Чоффари. Никола Страдиоти (Бари) предоставил архивные фотографии Н.Д. Жевахова. Алексей Борисович Арсеньев (Новый Сад, Сербия) снабдил текст Н.Д. Жевахова некоторыми важными примечаниями. Михаэль Хагемейстер (Бохум, Германия) указал ценные сведения из биографии князя Жевахова и предоставил для публикации открытку с его последним известным автографом (от 29 июля 1944 г.). Составители выражают им сердечную благодарность! СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: ЧАСТЬ I. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. Третий том. Публикация М.Г. Талалая. Предисловие автора. С. 7; Гл. 1. По пути в Сербию. С. 12; Гл. 2. Белград. С. 22; Гл. 3. Российский посланник В.Н. фон Штрандтман. С. 25; Гл. 4. Поиски выхода. С. 27; Гл. 5. Положение епископов. С. 29; Гл. 6. Первые впечатления. С. 32; Гл. 7. Сербский язык. С. 38. Гл. 8. Земун. С. 41; Гл. 9. Рука промысла Божия. С. 47; Гл. 10. Вршац. С. 51; Гл. 11. «Русско-сербское общество». С. 57; Гл. 12. Обращение Польской Церкви. С. 62; Гл. 13. Заря новой жизни. С. 66; Гл. 14. В западне. С. 74; Гл. 15. Новый Сад. С. 79; Гл. 16. Мытарства. С. 82; Гл. 17. Итоги. С. 93; Гл. 18. Отъезд в Италию. Венеция. С. 95; Гл. 19. Рим. С. 98; Гл. 20. Прибытие в Бари. С. 104; Гл. 21. Вдова Кулакова и ее дочь. С. 110; Гл. 22. Псаломщик Каменский. С. 120; Гл. 23. Монахиня Матрена Зайцева. С. 139.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

– Нет, я, конечно же, против латышского национализма, но в Латвии, как и во многих других нормальных государствах, должен быть один государственный язык! – Это в каких же таких " нормальных " ?! – не без горькой иронии спрашиваю я. – Евросоюза, конечно! На мое недоумение, зачем было вообще затевать референдум, если его результаты были столь предсказуемы, рижский профессор Александр Гапоненко, один из инициаторов и организаторов голосования ответил предельно доходчиво: " В очередной раз поднять проблему и, что называется, " посчитаться " ! Результатами я более, чем доволен! " Профессор возглавляет Институт европейских исследований, общественную организацию " За честность и справедливость " и движение " Родной язык " , великолепно владеет латышским, но сам в референдуме не участвовал, а о латвийском гражданстве даже не помышляет: " Одной сдачи языкового экзамена мало, необходимо " присягнуть " искажению нашей общей истории и признать нормальным то положение русскоязычных, которое практически не изменилось за два с лишним десятилетия независимости Латвии " . Впрочем, все, с кем мне удалось пообщаться за четыре дня пребывания в этой действительно милой и уютной республике, согласились с тем, что градус национализма в последние годы заметно снизился. Люди просто разошлись на два лагеря, контакты между которыми сведены до уровня крайней необходимости. Ироничные анекдоты на эту тему весьма популярны: – Райнис, сынок, тебе скоро тридцать! Пора бы подумать и о женитьбе! Посмотри какие вокруг тебя красавицы и умницы: Вайра, Солвита, Винета! – А я люблю Илюшу! – Как?! Он же русский!!! К слову, недавний рижский гей-парад взывал возмущение горожан всех национальностей, нормальные же смешанные браки все-таки встречаются. Особенно в самой Риге и Латгалии, восточной части Латвии, где русскоязычные составляют от 50 до 80% населения, сами же латгальцы, живущие, в основном, в сельской местности, используют не латышский, но более древний латгальский язык и страдают от национализма лишь немногим меньше русских. Крупнейший город этого региона – Даугавпилс (в прошлом Двинск) – очень напомнил мне белорусскую провинцию – чистый, аккуратный, хотя и с матерщиной на готических стенах. Правда, без единой официальной русской вывески. Местный градоначальник – Жанна Кулакова – сама из русских, но как и рижский мэр Нил Ушаков, повлиять на общегосударственную политику не в состоянии. Последний даже не может существенно помочь крупнейшей русской библиотеке Латвии, которую в честь своего отца – рижского писателя Николая Задорнова – основал и содержит за свой счет известный московский сатирик. В апреле библиотеку посетил Владимир Мединский, и теперь его фотография соседствует с изображением Никиты Михалкова:

http://religare.ru/2_95225.html

Отец Николай был строгим, особенно в алтаре. Никаких хождений по горнему месту не терпел! Митрополит Леонид (Поляков) рассказывал такую историю. Однажды архиепископ Сергий (Ларин) был в Патриархии, и его отчитывал отец Николай Колчицкий. В один момент владыка ударил кулаком по столу и сказал: «Протопресвитер Николай Колчицкий, встаньте! Вы разговариваете с архиепископом Русской Православной Церкви. Что вы себе позволяете? Почему вы разговариваете с архиереем в таком грубом тоне?» Отец Николай моментально встал и сразу попросил прощения, сказав: «Простите, владыка. Я не имел права разговаривать с вами в таком тоне. Но по существу я прав, а по форме нет». А через некоторое время владыка получил из Патриархии пакет, в котором было ему письмо об отправке за штат. После этого случая ни один архиерей не смел перечить отцу Николаю Колчицкому. «Он прекрасно разбирался в людях» Перед тем, как назначить священника на тот или иной приход, отец Николай сначала приглашал его послужить в соборе. Присматривался к человеку. Затем назначал на тот приход, куда этот человек лучше всего подходил. И делал это совершенно безошибочно. Прекрасно разбирался в людях. Один священник, многие годы служивший в кладбищенских храмах, говорил, что отец Николай прозорлив. Он рассказывал, что, когда обратился к отцу Николаю за назначением, тот ему сказал: «Твое место на кладбище». И слова оказались пророческие: по своему укладу этот батюшка более всего подходил для кладбищенского служения. Протопресвитер Николай Колчицкий; иподиакон Платон (Лобанков); Святейший Патриарх Антиохийский Феодосий VI. 1959 г.    «Благословите, Ваше Преосвященство!» Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов) рассказывал, что попал в число еще первых сидельцев. Отсидел пять лет и в Рождественский Сочельник 1941 года пришел в храм святителя Николая в Хамовниках. Увидел, что на праздничной воскресной службе стоит человек 15–20. Подумал, отчего такое запустение. Пришел в грустное, удрученное, унылое состояние. На следующий день, в праздник Рождества Христова, пошел в Елоховскую церковь.

http://pravoslavie.ru/106661.html

По окончании школы Михаил, серебряный медалист, без экзаменов был принят на юридический факультет Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. Там он был избран секретарем комсомольской организации факультета и членом парткома МГУ. В университете Михаил женился на студентке философского факультета МГУ Раисе Титаренко. После завершения учебы Горбачев был уверен, что его направят в Прокуратуру СССР. Но «наверху» решили, что молодых юристов, не имеющих жизненного и профессионального опыта, рискованно определять на работу в высший эшелон прокурорского надзора. В итоге молодая чета Горбачевых направилась в Ставрополь. В краевой прокуратуре Михаилу предложили поехать в заштатный район. Но Горбачев, мечтавший о карьере, решил прорваться в крайком комсомола. Тогда сотрудников, имевших высшее образование, в аппарате Ставропольского крайкома ВЛКСМ насчитывалось всего шесть человек. Бывший первый секретарь этого крайкома Виктор Мироненко в декабре 2008 г. рассказал мне, что перед визитом к нему Михаил заручился поддержкой в крайкоме КПСС в лице заместителя заведующего орготделом Николая Поротова. Того молодой юрист привлек тем, что не только имел высшее образование, но был орденоносцем и членом КПСС. Ну, а далее Михаил, при поддержке Раисы, «очаровал» первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС Федора Кулакова, далее председателя КГБ СССР Юрия Андропова и даже «неподкупного и сухого» Михаила Суслова, не говоря уже об Андрее Громыко, который был известен на западе, как «мистер Нет»... Основным средством продвижения по карьерной лестнице М. Горбачев сделал умение войти в доверии к старшим товарищам, вовремя поддакивать им, убедительно рассуждать на актуальные темы, не забывая при этом о саморекламе. Вскоре Горбачев на Ставрополье прослыл трибуном-пропагандистом. В период Хрущева, а затем Брежнева, это качество у комсомольских и партийных деятелей весьма ценилось. Известно, что тезисы выступлений Михаилу готовила жена-философ Раиса. С тех пор ее советы для Михаила стали непререкаемым руководством по жизни. Он уверовал в свою счастливую звезду и в то, что он предназначен для великих дел. Эту уверенность, точнее самоуверенность и самовлюбленность, подпитывали семейные рассказы о том, что родился он на соломе в сенях, как когда-то Иисус, а его первое имя Виктор (победитель) дед при крещении изменил на Михаил (равный Богу). Это со слов самого Михаила Сергеевича. Раиса эту веру поддерживала. И, видимо, не зря. В марте 1985 г. Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/25/ta...

После этого Константин Иванов исполнил на баяне попурри известных песен. И вновь на сцену вышла прекрасная Ольга Колесник, она прочитала своё стихотворение «Время». Зрители провожали Ольгу дружными аплодисментами. Поэт Николай Берёзкин прочитал своё стихотворение о том, к чему всегда призывал И.И. Крафт, о трезвом образе жизни. Далее опять звучали песни в исполнении уже полюбившегося зрителям Ярослава Ковальчука – «Весна-красна» и «Ветер перемен». Впервые в концерте приняла участие Маргарита Радкевич. Она, аккомпанируя себе на гитаре, исполнила две песни: первая «Молитва» и вторая Булата Окуджавы про виноградную косточку. Также дебютировала на традиционном концерте, посвящённом И.И. Крафту, Вера Шандакова. Она сердечно обратилась к собравшимся с добрыми, идущими из глубины души словами и проникновенно прочитала стихотворение Вероники Тушновой. Зрители восторженно встретили выступление Веры Шандаковой. Продолжил программу неизменный участник этих творческих встреч Григорий Кулаков. Он исполнил несколько песен под дружный аккомпанемент зрительских аплодисментов. Прекрасную оптимистичную точку в концертной программе поставила Людмила Анисимова. Она блестяще исполнила песню о вечном чувстве, которое весной особенно остро ощущается, – о любви! Зал ей просто рукоплескал. По окончании концерта Игорь Трошев всех собравшихся пригласил на чаепитие. Здесь гостеприимно были накрыты столы: цитрусовые, печенье, конфеты, чай. Игорь Жоресович Трошев, сын знаменитого писателя Жореса Трошева, известный художник-карикатурис, представил на суд зрителей экспозицию своих работ-карикатур о вреде пьянства и алкоголизма. Зрители с интересом познакомились с работами художника. Несомненно, эта тематика сейчас, впрочем, как и сто лет назад, во времена И.И. Крафта, очень актуальна и злободневна. Участники мероприятия особо благодарят всех организаторов этого очень нужного и востребованного мероприятия: неутомимого энтузиаста Виктора Михайловича Белошапкина, интеллигентного, доброжелательного Игоря Жоресовича Трошева, радушно предоставившего площадку для проведения вечера Николая Александровича Балышева.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/11/...

Хочется обратить внимание на то, что строителем крупнейшего храма в городе был крестьянин. Обыкновенный деревенский житель, который хотел и умел работать и которого позже новая власть лентяев и завистников объявила «кулаком» – кровопийцей и мироедом. А ведь таких трудяг были далеко не единицы. Следует отметить ещё одного человека, принимавшего активное участие в строительстве собора и руководившего его возведением. Это церковный староста соседнего Христорождественского храма купец 2 гильдии Михаил Дмитриевич Сомов. В 1879 году, когда новый собор был построен и начались внутренние отделочные работы, он пожертвовал 1500 рублей на устройство храмовых и местных икон. В том же году за свою благотворительную деятельность и усердие М.Д. Сомов получил благословение Святейшего Синода и специальную грамоту. А один из четырёх сыновей Михаила Дмитриевича – Иван – тоже был церковным старостой, но уже как раз Спасо-Преображенского собора. В 1905 году за многие пожертвования на украшение церкви он был награждён золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. Пять лет велись отделочные работы в храме. В 1884 году новый собор был освящён в присутствии духовенства и высоких чинов из губернского центра и при большом стечении ковровчан и жителей близлежащих селений. До этого праздничного дня не дожил архитектор Н.А. Артлебен. 25 марта 1882 года (по новому стилю) ему исполнилось 55 лет, а на следующий день он скончался… Главный престол освятили в честь Преображения Господня, придельный южный – во имя святителя и чудотворца Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дворяне Ковровского уезда Култашевы в освящённый собор приложили крест с частицами мощей великомучеников, который был утверждён в икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собор, как и предполагалось, был приписан к Христорождественскому храму. Христорождественский причт осуществлял служение в Спасо-Преображенском соборе и первым священником «по совместительству» стал Алексей Григорьевич Радугин, который являлся таковым до своей кончины в 1905 году.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. В 1897 году в центре села Кулаково, что расположено в 15 километрах от города Тюмени, было начато строительство каменного храма. Строителем храма стал выходец из крестьянской семьи, уроженец вышеуказанного села – Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836-1901), человек, который личным трудом и умом своим в течение всего жизненного пути смог собрать немалое состояние и, что главное, тративший это состояние на многие нужные обществу дела. Николай Мартемьянович был купцом 1 гильдии и известен был как в Тюмени, так и в Москве. Помимо того, что им был создан великолепный храм, он также построил здание школы в селе. Известно, что на 1914 год в Кулаково действовали двухклассное училище и школа Министерства народного просвещения, в которых учились 50 мальчиков и 25 девочек. Чукмалдин до конца своей жизни вносил ежегодно на содержание школы 540 рублей. При школе была создана библиотека, для которой Николай Мартемьянович присылал из Москвы книги. Рядом со школой он же устроил парк-дендрарий, чтобы дети изучали наглядно ботанику и могли знакомиться с разными видами растений. Рядом был вырыт пруд, который и до последнего времени использовался для водоснабжения села, здесь и сейчас на праздник Крещения Господня устраивается Иордань и крещенские купания. Примечательно, что после смерти Н. М. Чукмалдина Кулаковская школа стала именоваться «Чукмалдинской». Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 (22) мая, на день памяти и во имя Святителя Николая Чудотворца. Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где Николай Мартемьянович скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя. По принятому до революции штату Свято-Никольской церкви полагался священник, дьякон и псаломщик. К сожалению, имена служившего здесь духовенства не сохранились. Также к церкви были приписаны часовни: во имя Святителя Николая Чудотворца, во имя святых великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, святителя Василия Великого. Чукмалдиным был внесен капитал 12 тыс. рублей на вечное время по билету Госкомиссии по погашению долгов и на вечное поминовение раба Божия Николая – проценты с означенного капитала в количестве 390 рублей поступали на содержание церковного причта. Также проценты от другого вклада шли на ремонт и поддержание благолепия храма.

http://sobory.ru/article/?object=03056

Храм устроен прихожанами по сборной книжке, из существовавшей здесь с 1865 г. деревянной часовни, через пристройку к ней алтаря, трапезы и паперти с колокольней с 1867 по 1869 г.г. 4 ноября 1869 г. храм освящен. До выделения в самостоятельный приход в 1870 г., Абрамовка состояла в приходе Богородице-Знаменской церкви села Щелкунского. При въезде в село с запанной стороны находился приходской храм с тремя главами во имя Собора Пресвятой Богородицы, деревянный, на каменном фундаменте. В сентябре 1882 г. Абрамовский приход посетил епископ Екатеринбургский и Верхотурский Нафанаил, в это время там служили священник Тихомиров Никой Иоаннов. В 1902 г. Абрамовский приход имеет жителей 627 м.п. и 701 ж.п., все они православные. Каменная однопрестольная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящена в 1911 г. После этого службы проходили в ней, Соборо-Богородичная церковь стала приписной. В Абрамове раскулачивание проходило более менее спокойно. Особенно богатых здесь не было. Кое-как нашли 2-3 «кулацких» семьи, которые держали по 2 лошади и коровы. На всякий случай включили в число «кулаков» священника местной церкви и дьяка. «Кулаков» провожали на выселение всей деревней. Соборо-Богородицкая церковь была закрыта 1920-е г.г. и снесена, а Введенская церковь была закрыта в 1930-е г.г., возвращена Церкви в 1995 г. После возвращения прихожанам села Абрамово храм был в разрушенном состоянии. Фактически отсутствовала кровля, со стен осыпалась штукатурка, фрески частично сохранились только в южном крыле храма, да и то были побиты. Основные восстановительные работы в храме начались в 2011 г. Храм покрыли временной кровлей, вставили окна. С 2012 по 2016 г.г. полностью восстановили внешнюю часть купола, отстроили разрушенную колокольню, произвели кровельные работы всего храма, восстановили и защитили от разрушения внешние стены храма, заменили половое покрытие, установили иконостас, защитили от разрушения внутренние стены храма. Восстановили фрески Святителя Николая и Иоанна Предтечи. Написаны фрески Серафима Саровского и Симеона Верхотурского. В 2014 г. храм посетил Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. В настоящий момент продолжаются восстановительные работы. Роспись купола и стен храма.

http://sobory.ru/article/?object=11098

Приход закрыли сравнительно поздно - в 1930 году. И началось типичное для того времени разорение: в храме была пересыльная тюрьма для крестьян «кулаков», потом в ней делали игрушки, позже было общежитие. До сих пор в храм приходят старички и показывают, где они жили. Потом в храме расположилась валеная фабрика - валенками смердило на всю округу. Пожилые прихожанки до сих пор с ужасом вспоминают этот далеко не благовонный запах. Приход начал возрождаться в 1993 году. Во время реставрации церкви Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Храм выделяется среди созданных в то же время в Вологде аналогов большими размерами, пятью световыми барабанами и двустолпным строением. В остальных чертах (высокий подклет, внешний декор, двухапсидность, перестроенная в XVIII веке колокольня) церковь Николая во Владычной слободе — типичный для Вологды посадский храм второй половины XVII века. Г. К. Лукомский так описывал храм: «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками». В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь ещё в начале XX века находились живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены всходы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века. Её стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжёлый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010