Делал и молился Работы Николая Широкого неканонические, поэтому принимают их не все. Есть, например, люди, которые выступают резко против сердечек из кленового капа. Говорят, что сердце – это «не наш», а католический символ. Николай покорно разводит руками и просит «не бить священным кулаком по грешному лицу», иначе говоря, не забывать, что фигурки ангелов – это все же творчество. Когда его отвели к мурановскому священнику отцу Сергию (Правдолюбову), он опасался именно такого непонимания. Но батюшка, человек невероятной веры, духовной силы и образованности, воспринял работы как творческие и близкие. Это была большая моральная поддержка для художника. А недавно один из строящихся московских храмов заказал партию ангелов для продажи в церковной лавке. – Не скажу, что я каждого ангела освящаю молитвой, все равно это больше творчество. Но вот была история: сказали, что человеку тяжело, надо бы помочь, хотят подарить ангела. Я делал и молился. Я надеюсь, что это сработает. Бывали случаи невероятные, но я не ставлю это себе в заслугу. Когда люди сами верят в свои силы, в то, что должно быть хорошо, – это получается. Николай мог бы припомнить десяток историй из серии невероятных. Так, однажды позвонила ему женщина: племянницу кладут в больницу с разрывом мениска (хрящевая прокладка коленного сустава. – Прим. ред.). Молодая девчонка – и вынуждена будет страдать. Сделай, говорит, ангела бегающего. А Николай не может бегающих. Он либо стоячих делает, либо тех, которые подвешиваются за веревочку. Но женщина не переставала: придумай что-нибудь, очень нужно поддержать человека. Николай вспомнил игрушку на колесиках из детства: тащишь ее за веревку, она катится и перебирает ножками. Племяннице передали бегающего ангела прямо в больницу, а на следующий день операцию отменили, решили лечить по-другому, потому что все оказалось не так страшно. – Сказать, что из-за ангела отменили операцию, – это галиматья какая-то. Но хотя бы полпроцента если этого есть, я счастлив. Пожар и 20 рублей на гвозди

http://pravmir.ru/angelyi-zhivut-v-muran...

Благодаря мудрому мужу, поддержке близких, у меня никогда не было  метаний между «семьей» и «работой». Все шло естественно, гармонично. Когда появился первый ребенок, например, Наталья Николаевна, мама отца Николая, говорила: «Иди немного поработай. Тебе же хочется». И я раз в неделю – 2-3 часа – работала в спектакле. Так потихонечку у меня все и сочеталось. Не было барьеров, когда хочется, а тебе не велят. Бывают у некоторых случаи, когда муж говорит: «Будешь только дома сидеть!» Женщине нужно быть мудрой, найти контакт с мужем, донести до него свои ощущения. Плохо, когда супруги не обговаривают между собой, что они чувствуют. Ведь какие-то вещи они могут ощущать по-разному. И он начинает давить, она – замыкаться в себе. Вместо того чтобы выяснить ситуацию. Даже отец Николай сразу не поверил, когда я попросила: «Благослови скрипку оставить». Но если я приняла решение – не сверну с пути. Позднее многие, особенно музыканты, с кем я когда-то училась, спрашивали: «Как же так?! Ты ведь, наверное, страдаешь!» А я не страдала вовсе: времени не было. Надо батюшке и в церкви помогать, у меня там хор – 50 человек, которым я руковожу. И переход из скрипачки в дирижера и руководителя хора был естественен, без надрыва. Помогать мужу надо обязательно. Так, чтобы он чувствовал поддержку. Для этого не обязательно лезть во все его дела. Дети, что-то по храму, хор — все. В большее я не влезаю. Ведь  наша помощь еще и в том, когда у мужа есть уверенность: жена всегда его выслушает, всегда – на его стороне. Мы всегда находим время пообщаться с отцом Николаем. Пусть иногда быстро, лишь за чашкой чая. Если бы отец Николай не благословил оставить скрипку? Да я как-то не переживала по этому поводу. Благословит батюшка – слава Богу. Не благословит – тоже хорошо. Значит, оно мне не надо. На самом деле в некоторых случаях долго рассуждать – вредно. Иногда нам по-женски кажется, что знаем правильное решение, а на самом деле это не так. А муж, помолившись, знает, на что благословлять. Но это вовсе не значит, что муж должен быть деспотом, стучать кулаком по столу: «Я так сказал!» У нас такого никогда не было, чтобы отец Николай приказал, и все! Он всегда спросит мою точку зрения, выслушает, поймет и примет решение. И я не морочу ему голову по всякому делу – там, где могу справиться сама. А вот обращаться в глобальных вопросах к мужу – это естественно и для священнической семьи, и для не священнической. Если между мужем и женой – любовь, дружеские отношения, на самом деле все происходит естественно.

http://pravmir.ru/matushka-svetlana-soko...

В основном объёме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почётного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует надпись на южной стене храма). В лотках свода, разделённых орнаментальными полосами, написана Троица Новозаветная (восточный лоток), " Преображение " и " Вознесение " (на боковых лотках), и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объёме храма на западной стене развёрнута большая композиция " Покров Богородицы " , раскрывающая посвящение храма, а по сторонам арочного прохода в трапезную- " Притча о милосердном самаритянине " и " Явление Христа Марии Магдалине " . В простенках на уровне первого и второго света представлены образа избранных святых. На боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции: на северной стене- " Христос и самаритянка " , на южной- " Христом среди учителей " . Живопись в трапезной исполнена в 1908 г. на средства потомственного почётного гражданина Ивана Афанасьевича Кулакова. В шелыге свода в круглых медальонах помещены изображения ангелов и херувимов, ниже сцены Богородичного цикла. На восточной стене над входом в холодный храм написаны Христос с предстоящими Богоматерью и Николаем Чудотворцем, а ниже, по сторонам арки на алтарных стенах приделов, - " Моление о чаше " и " Тайная вечеря " . Над западным входом - композиция " Воскрешение Лазаря " , по сторонам входа - апостолы Пётр и Павел. Живопись исполнена в академической манере, в орнаментальном обрамлении клейм использован мотив плетёнки и бегущей волны. Росписи в алтаре выполнены в недавнее время и художественной ценности не представляют. Главный иконостас храма нач. 19 в., исполненный в стиле зрелого классицизма, перевезён во Владимирский собор г.Нерехты. По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " , 11 выпуск, стр.230-233; Д.Ф.Белоруков, стр.247. Покровская церковь с. Кулиг каменная, с каменной колокольней и оградой, построена в 1794 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви. Престолов три: в честь Покрова Божией Матери, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. Николая. Капитал церкви в билетах вечного вклада 150 руб.

http://sobory.ru/article/?object=13254

Потом я себя утешал тем, что наш ракетный залп, как церковный ЗУР (зенитные управляемые ракеты), разогнал и посбивал бесов-“стеллсов”, которые, по некоторым предположениям, именно там, в атмосфере, более всего и роятся… 3. Кулаком дно бочки вышибая.. Престольный праздник — день святителя Николая — отмечали мы два раза в году: и летний, и зимний. На летний праздник богослужение было более многолюдное и торжественное. По его завершении в церковном дворе за все удлинявшимся с годами столом под вишнями трапезничали все прихожане. На зимний же к праздничному столу (в доме настоятеля) приглашались в основном именинники Николаи и гости. Общие трапезы старались сделать поразнообразней и поэкзотичней — шашлыки, оригинальные соусы, горы мороженого. Обычно готовить приглашали профессионального повара — то корабельного кока, то шеф-повара ресторана. Особенно запомнился приготовленный как-то коком французский луковый суп — куриный бульон, лук, сливки и пр. по рецепту. Я сидел во главе трапезы, но поесть не получалось: к столу стояла очередь прихожан с блокнотами и ручками — все хотели записать рецепт и узнать тонкости приготовления этого кулинарного шедевра. Самый же забавный случай произошел на “зимнего Николу” году где-то в 97м. Поскольку 19 декабря приходится на период Рождественского поста, то и трапеза, естественно, должна быть постной. Что весьма ограничивает возможности угощения. В тот год я решил сделать пивной стол — множество разных видов морепродуктов: соленых и копченых — и пиво. Пиво я купил не бутылочное, а только появившееся тогда в продаже и потому экзотичное бочковое — в алюминиевых бочонках с приспособлением для розлива по бокалам. Инструкции, как вставить краник, не было. Я покрутил бочонок в руках, осмотрел с разных сторон и… сделал противоположное необходимому: перевернул бочонок вверх дном, под него подсунул краник и стал давить. Не идет. Тогда я крепко стукнул кулаком по днищу. И… выбил крышку, которая оказалась снизу. Пивная река бурно и пенисто понеслась по столу; гости вскочили, пытаясь спасти выходные костюмы.

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид - прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)). Интерьер Никольского храма был интересен своей барочной отделкой, частично сохранившейся и сейчас. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, скульптуру и искусную деревянную резьбу. В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек. В феврале 1930 года колокола сняли, храм закрыли. Первоначально в нем поселили высланных из средней и южной части СССР " кулаков " , затем в здании храма, лишившегося купольного завершения, действовал завод игрушек и валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, - многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново. Сегодня в Николо­Владычненском храме покоятся мощи Святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского (1585-1588 гг.), перенесенные из Софийского собора 26 сентября 1998 года. В настоящее время храм Николая Чудотворца во Владычной слободе-один из наиболее известных приходских храмов города. Источники: http://history.nason.ru/hramy/58/; http://www.booksite.ru/fulltext/; Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века. В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому. Вот выдержка из челобитной Вологодскому архиепископу Сильвестру от крестьян Владычной Никольской слободы о ходатайстве для них новой царской грамоты, взамен сгоревшей.

http://sobory.ru/article/?object=01095

— Брось брехать — твоим потом! — желчно усмехнулся Алёхин. — Строковых твоих пот и кровушка — вот да! Люди гнули хрип на тебя. Но нонче другие времена… А с бумажками теми ты, Михайла, лучше сходи туды, куды естество затребует. Мужики сдержанно засмеялись. Но двое-трое вступились за Охотникова, среди них оказался бывший каторжанин Николай Плотников. С месяц назад он прибыл из-под Нерчинска: охрана и начальство сгинули, а каторжане разошлись кто куда. Теперь сын Николая, Савелий, стал хозяином достаточным, имел свой дом, прикупил пахотной земли, и Николай был признателен Михаилу Григорьевичу. От сына первым долгом зашёл к Охотниковым, кланялся в ноги, пытался руку поцеловать у Михаила Григорьевича. Полина Марковна радовалась: — Слава-те Господи: тепере никто не страдат за Васеньку. Поила и потчевала Николая три дня и три ночи. — Вы, злыдни, не забижайте Михайлу Григорича! — сипел выпивший (он снова горько запил) Николай, размахивая иссечённым рубцами кулаком. — Вы всего-навсего в подмётки и годитесь ему! Николая прервали: — Да сядь ты, каторжанское помело! Но Николай не унимался. Его за полы чекменя утянули на лавку, он — в драку. Вытолкали на улицу. Он там буйствовал. Потом направился в лавку за косушкой, и вечером его видела валяющимся под заплотом в соседстве с кучей навоза. Вступился за Охотникова и Лёша Сумасброд, посвёркивая своими косоватыми голубенькими глазами: — Мои голуби клюют просо во дворе Григорича — он хоть раз согнал их? А ты, Иннокентич, позапрошлом годе как обошёлся с моими голубями? Присела стайка подле твоих ворот — зёрнышек поклевать, так ты, идолюга, выследил и троим крылья перешиб сушиной. Сапогом придавил, как окурки, а тушки забросил в огород к соседу. Но люди-то всё видали! Мужики густо, кашляюще засмеялись: — Алёша, побей, отколошмать Иннокентича: неча ему твоих пернатых сродственничков забижать! Детские глаза Сумасброда с вызовом смотрели на хохочущих мужиков, но никто не привык видеть в Григории Соколове серьёзного, дельного человека, а потому по-своему истолковали его настроение:

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

25 февр. 1935 г. А. был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии. Лжесвидетелями против А. выступили деятели обновленчества и григорианского раскола . На допросах А. держался мужественно, недвусмысленно изложил свою церковную позицию. На вопрос следователя, с кем из правосл. архиереев А. общался в Харькове, он ответил, что хорошо знал и встречался со сщмч. Константином (Дьяковым) , архиепископами Борисом (Шипулиным) и Онуфрием (Гагалюком), епископами Стефаном (Андриашенко), сщмч. Макарием (Кармазиным) , сщмч. Павлом (Кратировым) и сщмч. Дамаскином (Цедриком) . Все они служили в одном храме и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме, обсуждали церковные вопросы, в т. ч. о расколах - григорианском и лубенском. 11 сент. 1935 г. специальная коллегия областного суда приговорила А. и благочинного свящ. сщмч. Митрофана Вильгельмского к 10 годам лишения свободы, свящ. сщмч. Александра Ерошова и псаломщика мч. Михаила Вознесенского - к 5 годам, свящ. сщмч. Михаила Дейнеку - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальн. Восток в тот же лагерь, где находились архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники священномученики Виктор Каракулин и Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. против А., архиеп. Онуфрия, священников священномучеников Ипполита Красновского, Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова , Николая Кулакова , Максима Богданова , Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского , Павла Попова , Павла Брянцева и псаломщиков мучеников Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В нач. марта 1938 г. все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. А. был расстрелян вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), священниками Ипполитом Красновским, Николаем Садовским, Митрофаном Вильгельмским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Михаилом Дейнекой, Александром Ерошовым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиками Григорием Богоявленским и Михаилом Вознесенским по приговору тройки НКВД от 17 марта 1938 г. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115876.html

Желание, впрочем, не всегда совпадают с возможностями. «Местные кадеты не могли объединить вокруг себя значительные общественные силы, но в состоянии были в создавшихся условиях способствовать дискредитации существовавшего правительства». Государь принимает Верховное Командование В августе 1915 произошло три узловых события: наконец-то свершилась смена Верховного Командования Армией; в Швейцарии, в высокогорной деревне Циммервальд состоялась конференция, собравшая представителей социалистических партий; а в России - в это же самое время - в Думе был сформирован Прогрессивный Блок. К смене Великого Князя Николая Николаевича дело шло давно. «Двоевластие Ставки и Правительства становилось невыносимым. В Совете Министров действия Ставки подвергались резкой критике и не только со стороны «реакционных» министров, но и со стороны вновь назначенных под сильнейшим давлением Николая Николаевича... Министр Внутренних дел требовал энергичных действий, чтобы ликвидировать «безвыходное положение», когда у него как министра нет власти «ни юридической, ни фактической». Важно то, что Совет Министров признавал свою полную беспомощность: военная власть всю ответственность за неудачи переносила на правительство, а последнее эту ответственность возлагало на командование. И даже Кривошеин, считавшийся либеральным министром и популярным в думских кругах, заявлял что: «Если «верховным» будет сам Император, тогда никаких недоразумений не возникло бы, и все вопросы разрешились бы просто - вся исполнительная власть была бы в одних руках». И Государь принял единственно правильное решение - возложил на себя Верховное Командование». «- Так больше не может продолжаться, - воскликнул , ударив кулаком по столу, - я не могу всё сидеть здесь и наблюдать за тем, как разгромляют армию; я вижу ошибки, - и должен молчать! Сегодня говорил мне Кривошеин, - продолжал Государь, - указывая на невозможность такого положения. Государь рассказывал, что Великий Князь Николай Николаевич постоянно, без ведома Государя, вызывал министров в Ставку, давая им те или иные приказания, что создавало двоевластие в России.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/03/...

При администрации Кавказских Минеральных Вод 19 августа 1994 года создан Попечительский совет по обеспечению поддержки и развития Русской Православной Церкви в регионе. Председатель попечительского Совета глава администрации Кавказских Минеральных Вод Алексей Викторович Кулаковский изыскал средства на строительство собора и призвал руководство городов-курортов участвовать в возрождении православных храмов. По решению главы города Кисловодска В.Г. Бекетова были сняты налоги с выполняемых работ. Объединение тепловых сетей проложило бесплатно 23 м теплотрассы. Строителями СМУ-17 возводилась надземная часть. К лету 1995 года высота стен собора достигала уже 15 метров. Однако, в 1996 году строительные работы стали замедляться. Из-за недостатка средств первоначальные планы о завершении работ к 1998 году пришлось изменить. Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета было прекращено, строительство не останавливалось. 20 мая 1997 года на фасадах храма установлены три большие иконы на медных пластинах в технике эмали соответствующие трем престолам собора: святителя Николая Чудотворца, благоверного великого князя Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского. Избрание святых, во имя которых были освящены приделы, было обусловлено тем, что они являются небесными покровителями патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. В день престольного праздника 22 мая 1997 года впервые с начала возрождения настоятель храма протоиерей Иоанн Знаменский совершил праздничную Божественную Литургию, за которой последовал многолюдный крестный ход. 25 ноября были освящены и установлены на звоннице три больших колокола, а 29 декабря того же года восстанавливаемый храм увенчался первым куполом. В 1999 году 7 февраля была совершена первая Божественная Литургия в нижнем храме собора, освященном во имя новомучеников и исповедников Российских. 25 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, на храм был водружен главный купол с крестом, 22 мая того же года впервые День города был приурочен к престольному празднику собора. Регулярные богослужения в верхнем храме начались с Пасхи 2000 года.

http://sobory.ru/article/?object=00787

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком. Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года Н. Гурьянова взяли под стражу по «делу кулаков». В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды. В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами. По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе. Священнический путь Во время Великой Отечественной войны Н. Гурьянов, ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику. В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника. В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010