Участники международной богословской конференции ответили авторам " письма десяти " Москва, 13 октября 2007 г. 12 октября 2007 г. в 10-00 в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему: «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук». Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы. Последнее время все чаще поднимается вопрос об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса «Основ Православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в «письме десяти». Для объективной оценки необходимо поставить этот вопрос в контекст истории и зарубежного опыта. В пресс-конференции «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук» приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах, а также Зубанова С.Г., доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ, и Рязанцев И.П., доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ. Вёл пресс-конференцию В.Р. Легойда, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «Фома». С самого начала был затронут вопрос о якобы ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти». «Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», - заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.

http://pravoslavie.ru/24390.html

В РИА «Новости» прошла конференция «Теология в светских государствах Европы» 12 октября 2007 г. 19:05 12 октября в 10.00 в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему: «Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук». Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , была посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы. Последнее время все чаще поднимается вопрос об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса «Основ Православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в «письме десяти академиков». Для объективной оценки необходимо поставить этот вопрос в контекст истории и зарубежного опыта. В пресс-конференции «Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук» приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах, а также доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ С.Г. Зубанова и доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ И.П. Рязанцев. Вел пресс-конференцию В.Р. Легойда, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома». С самого начала был затронут вопрос о ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти». «Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», — заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, т.е. семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам—– это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются светским вузам — их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает проф. К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии также теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России — т.е. готовит священнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/307704.htm...

В Москве проходит Богословская конференция Свято-Тихоновского университета 10 октября 2007 г. 11:32 Открытие осенней сессии XVIII Международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  состоялось 9 октября. Конференция проходит под эгидой Синодальной Богословской комиссии . Открытие конференции приурочено ко дню памяти св. апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который является небесным покровителем ПСТГУ. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев зачитал на открытии форума приветствие председателя Синодальной Богословской Комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета . Патриарший экзарх отмечает широкий круг участников конференции из многих стран мира: России, Украины, Беларуси, Великобритании, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Ирландии, Румынии, США и Франции. «Такое международное научное сотрудничество является особенно важным для отечественной богословской науки», — говорится в послании. Отмечается также, что в 2007 году исполняется 225 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины выдающегося богослова и иерарха святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. К этим датам приурочена секция конференции «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков». Пленарное заседание международной конференции, которая будет работать в течение трех дней, было посвящено теме «Взаимовлияние восточного и западного богословия». Преподаватель ПСТГУ священник Павел Ходзинский сделал доклад «Восток и Запад в " русском синтезе " митрополита Филарета Московского». Анализ сочинений и проповедей митрополита Филарета показал, что святитель творчески перерабатывал сочинения античных и современных ему западных авторов таким образом, что его «богословские прозрения» оказывались «неизмеримо глубже частной работы по преодолению западного мистицизма». Второй доклад на пленарном заседании был сделан гостем из Германии — профессор теологического факультета Университета г. Трир Вальтер Ойлер возглавляет Институт изучения наследия Николая Кузанского, которому и было посвящено выступление. Исследователь показал вклад знаменитого латинского философа и богослова XV в. в экклезиологию своего времени, отметив, что на его мировоззрение «наложила отпечаток его заинтересованность Восточной Церковью». Программа конференции обширна. 10 и 11 октября работа продолжится в следующих секциях: «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков»; «Византийское богословие IX-XV вв.»; «Патрологические исследования в ХХ в.»; «Единство Церкви в историческом и каноническом аспектах»; «Протестантизм и Православие: поиск традиции и ее свидетельство»; «Проблемы философии религии и религиоведения» и др. Подробную программу конференции можно найти на сайте ПСТГУ . «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/306300.htm...

Статистика Лавджой Артур Онкен Артур Онкен Лавджой (англ. Arthur Oncken Lovejoy, 10 октября 1873, Берлин — 30 декабря 1962, Балтимор) — американский философ и историк идей. Родился в Берлине в семье Реверенда Лавджоя из Бостона, который учился в Берлине на врача, и Сары Онкен, уроженки Гамбурга. Мать Лавджоя покончила с собой, когда сыну не было и двух лет, после чего его отец, бросив медицинскую карьеру, стал священником. Лавджой получил образование в Калифорнийском университете и в Гарварде, где, в частности, посещал лекции Уильяма Джемса и где защитил магистерскую степень. Лавджой начинал свою преподавательскую карьеру в Стенфорде (1899—1901), затем преподавал семь лет в Вашингтонском университете в Сент-Луисе. После непродолжительного сотрудничества с Колумбийским и Миссурийским университетами получил должность профессора философии университета Джона Хопкинса в Балтиморе, где и работал до своего ухода на пенсию в 1938. Он никогда не был женат и не имел собственной семьи. Философские труды Философские труды посвящены вопросам эпистемологии и особенно истории идей. Он является одним из основателем самого направления. История идей призвана исследовать наличие и влияние одних и тех же идей в самых различных областях наук и в разные периоды истории. Наиболее значительным его трудом считается книга «Великая цепь бытия» (1936), в которой он прослеживает судьбу философской идеи принципа изобилия. Сам этот термин введен Лавджоем. Он утверждает, что данный принцип был впервые сформулирован Платоном, и позже так или иначе встречается во всей мировой философии. Формулировка принципа изобилия: все существующие возможности непременно полностью реализуются. Согласно Лавджою, эта идея была введена в христианскую теологию неоплатониками, и позже сказалась в космографических концепциях Николая Кузанского, Джордано Бруно и Иоганна Кеплера. В метафизике Лавджой находит эту идею, прежде всего у Спинозы, у которого она проявилась как учение о том, что все идеи, содержащиеся в божественном разуме, должны быть осуществлены, и у Лейбница — как принцип достаточного основания. Также Лавджой указывает важное значение принципа непрерывности в истории биологической теории. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/972

Статистика Франк Семён Людвигович Крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, в частности под влиянием Николая Кузанского и Владимира Соловьёва (особенно концепции положительного всеединства). Детские годы Семён Франк родился в интеллигентной еврейской семье. Его отец, врач Людвиг Семёнович Франк (1844—1882) — выпускник Московского университета, переселился в Москву из Западного Края во время Польского восстания 1863 года, в качестве военного врача участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, был удостоен ордена Станислава. В 1891 году, через 9 лет после смерти мужа, мать С. Л. Франка — Розалия Моисеевна Россиянская — вторично вышла замуж за аптекаря В. И. Зака, незадолго до того вернувшегося из десятилетней сибирской ссылки, которую он отбывал за участие в «Народной воле». В детстве Семён Франк получил домашнее образование у своего деда, Моисея Мироновича Россиянского, который был в 60-х годах XIX века одним из основателей еврейской общины в Москве. Научная карьера. Ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде, С. Л. Франк принимал участие в марксистских кружках — под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А. И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. Вскоре после этого уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене. Первая печатная работа Франка («Теория ценности Маркса») была посвящена критике марксизма (1900). В 1902 г. в сборнике «Проблемы идеализма» был опубликован его первый философский этюд («Ницше и любовь к дальнему») — с этого времени творчество Франка становится связано всецело с проблемами философии. После сдачи магистерского экзамена (1912) Франк становится приват-доцентом Петербургского Университета и в этом же году переходит в православную веру. В 1915 г. защищает магистерскую диссертацию («Предмет знания»), в которой касается онтологических условий возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности, тем самым примыкая к течению интуитивизма. Книга «Душа человека», опубликованная в 1918, была представлена Франком как диссертация на степень доктора, но из-за внешних условий русской жизни защита её уже не могла состояться. В 1917 Франк занимал кафедру философии в Саратовском Университете, а с 1921 — в Московском Университете. В 1922 выслан из России, устроился в Берлине и вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н. А. Бердяевым, с которым работал вместе и в Москве (в «Академии духовной культуры»). С 1930 переселяется во Францию, откуда в 1945 переехал в Лондон. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/114

Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.107–109. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнов А.В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: Два типа рационализации мистицизма//Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. – М., 1993. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 37 – 58. Соколов В.В. Николай Кузанский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.37–58. Соловьев В.С. Николай Кузанский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.    Тажуризина З.А. Николай из Кузы//Николай Кузанский. Сочинения  в двух томах. – М.: Мысль, 1972. – Т. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. –  М.: МГУ, 1972. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.   Философский словарь. – М.: Республика, 2001. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002. Франк С.Л. Реальность и человек. –  М.: Республика, 1997.   Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .   Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.128–134. Штайнер (Штейнер) Р. Мистика на заре духовной жизни Нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Ереван: Ной, 1993. С.53–67. Штерн К. Николай Кузанский – оригинальный немецкий мыслитель//Средние века. – М.: Наука,   М., 1965. – Вып. 28. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Библиография работ автора:

http://bogoslov.ru/person/3044487

Forrest P. God Without the Supernatural: A Defense of Scientific Theism, Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.   Другие значимые современные работы включены в упоминаемые далее сборник Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine и в номера журналов International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion, посвященные пантеизму и панентеизму .   Анализ и критика Работы по истории пантеизма Baltzly D. Stoic Pantheism//  Sophia . 2003. 42(2). Р. 3-34. Автор отстаивает точку зрения, что стоическое учение следует рассматривать как пантеизм, и приводит аргументы в поддержку этой позиции. Бутаков П. Был ли бог стоиков личностью? (Was the Stoic God a Person?)//Schole. 2017. 11 (2). Р. 558-569. В статье рассматривается вопрос о том, предполагал ли пантеизм стоиков в античности Бога как личность. Критические аргументы направлены против отождествления так называемого «личностного пантеизма» и пантеизма стоиков. Moran D. Pantheism from John Scottus Eriugena to Nicholas of Cusa//  American Catholic Philosophical Quarterly . 1990. 64(1). P. 131-152. В статье рассматривается проблема пантеизма в средневековой философии, в особенности аргументы Николая Кузанского в отношении пантеистического учения. Lauer Q. Hegel " s Pantheism.//Thought: Fordham University Quarterly. 1979. 54 (1). P. 5-23. В статье рассматриваются теологические воззрения Гегеля, анализируются пантеистические идеи в его философии. Parkinson, G.H.R. Hegel, Pantheism, and Spinoza//Journal of the History of Ideas. 1977. Vol. 38, No. 3. P. 449-459. В статье рассматривается преемственность пантеистических идей между Спинозой и Гегелем, исследуется степень влияния, которую оказал Спиноза на формирование пантеистических идей у Гегеля. Copleston , F.C. Pantheism in Spinoza and the German Idealists.//Philosophy. 1946. 21 (78) P. 42-56. Коплстон рассматривает проблему соотношения пантеизма и атеизма. Он анализирует замечание Шопенгауэра о том, что пантеисты фактически отрицают существование Бога, рассматривая позиции Спинозы и немецких идеалистов.

http://bogoslov.ru/article/5998375

А. этого периода ориентирована, с одной стороны, на полемику с новой (возникшей в VII в.) и очень активной религией - исламом (хотя не оставляются и прежние задачи, связанные с неоплатонизмом и особенно иудейством), с др.- на борьбу с реанимируемым язычеством и антропоцентризмом, порожденным эпохой Возрождения. Однако апологетических работ, оставшихся от этого периода, немного. Первое из визант. сочинений, полемизирующее с мусульманством,- «Состязание христианина с сарацином» прп. Иоанна Дамаскина . Им же написана работа «Источник знания», обобщающая и классифицирующая плоды христ. богословия предшествующих веков, а также включающая идеи апологетического и философского характера. На борьбу с исламом направил свои сочинения арабоязычный писатель еп. Феодор Абу Курра , составивший 52 трактата в форме диалога, 17 из к-рых содержат полемику с исламом; Никита Византийский написал апологетическое толкование христ. веры и систематическое опровержение Корана в 30 главах; имп. Иоанну VI Кантакузину принадлежат 4 трактата и 4 апологии, в к-рых критически рассматривается Коран и ведется полемика с мусульманством (подробно о визант. апологетических трудах, направленных против ислама, см.: Σδρκα Ε. Η κατ το Ισλμ πολεμικ τν Βυζαντινν Θεολγων. Θεσσαλονκη, 1961). В нач. XII в. Николай , еп. Мефонский, пишет обширный апологетический трактат «Опровержение наставлений Прокла Платоника». На Западе центром апологетической деятельности в эту эпоху стала Испания. Здесь в 1250 г. для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудаизмом был открыт ин-т, в к-ром особое внимание обращалось на изучение евр. и араб. языков. Из апологетов наиболее известны Раймонд Мартин («Pugio fidei adversus Mauros et Iudaeos» - Оружие веры против мавров и иудеев) и Альфонсо де Спина («Fortalium fidei contra Iudaeos, Saracenos aliosque Christianae fidei inimicos» - Твердыня веры против иудеев, сарацин и других противников христианской веры). Необычной для своего времени была работа кард. Николая Кузанского «Cribrationum Alkorani» (Опровержение Корана), в к-рой он указывал на связь мусульманства с христианством.

http://pravenc.ru/text/75696.html

В «следственном деле» Б. есть упоминание о несохранившемся соч. «Dei Segni dei tempi» (О знамениях времени), изданном в Венеции во время первого скитания Ноланца по Сев. Италии. Б. является автором комедии «Il Candelaio» (Подсвечник, 1582) и несохранившейся поэмы «L " Arca di Noè» (Ноев ковчег). Известны его речи: «Oratio valedictoria» (Прощальная речь, 1588), произнесенная в Виттенберге; «Oratio Consolatoria» (Утешительная речь, 1589), на смерть брауншвейгского курфюрста Юлия II. Учение Сложность интерпретации учения Б. обусловлена особенностью его метафорического, поэтического языка. Его философия («ноланская философия», «философия рассвета») является характерным для эпохи Возрождения синтезом разнородных представлений. Учение Б. возводится к идеям ренессансных неоплатоников, герметиков и каббалистов: М. Фичино , Дж. Пико делла Мирандола , Агриппы Неттесгеймского ; средневек. и ренессансных аверроистов и пантеистов: Давида Динантского , П. Помпонацци , С. Порцио. Б. также активно использовал нек-рые идеи Фомы Аквинского , Николая Кузанского , Эпикура (точнее, эпикурейско-стоического синтеза Лукреция ). Отвергая схоластический аристотелизм, Б. восторженно принимал открытия астрономии и математики своего времени, но его профетический склад ума, поэтическая натура придавали научным теориям мистическо-философский, оккультный смысл. Он считал свою философию началом нового религиозно-этического учения, новой магико-неоплатонической синкретической религии, соединяющей древнюю мудрость, магию, достижения естествознания и якобы способной заменить все исторические религии, в т. ч. христианство. Несмотря на попытки заинтересовать этим протестант. государей и протестант. ун-ты, Б. относился к протестантизму прохладно, возлагая надежды на реформирование католич. Церкви на основе своего учения. Обретение новой религиозности он видел на пути «возвращения» к «древнеегипетской» религии, представленной в сочинениях «Герметического корпуса». Главная интуиция философствования Б.- единство и бесконечность мира.

http://pravenc.ru/text/153489.html

В этом отношении ближе всего к Плотину стоит в своих построениях Η. О. Лосский, по мысли которого система бытия непременно предполагает сверхсистемное начало. Все же для Плотина один и тот же процесс ( κλαμψις, πρ οδος) определяет весь ход эволюции бытия – он охраняет одноприродность всех звеньев этой эволюции, их единосущие, т. е. таким образом тщательно устраняет момент онтологического дуализма , столь существенный для христианской метафизики. Странным представляется поэтому рецепция системы Плотина в христианской философии у многих христианских мыслителей – с особой яркостью это видно у Скота Эриугены, позже у Николая Кузанского, а затем в известной вариации у Спинозы, Шеллинга и всех философов, идущих за Шеллингом. Какие мотивы могли здесь действовать? Для дальнейшего анализа надо нам определить эти мотивы, чтобы надлежаще оценить эту рецепцию идеи всеединства. Прежде всего здесь, конечно, действует чисто философская потребность искать монизма в построениях. Онтологический дуализм с особенной настойчивостью выдвигается только религиозными мотивами – понятие «страха Божия» и есть понятие, относящееся к познанию дистанции между Богом и нами, между Богом и миром. Навязчивая же идея монизма, выдвигаемая в порядке философской мысли, ищет хотя бы номинального устранения онтологического дуализма, и здесь лежат корни того тайна го или явного выталкивания понятия творения , которым заполнены разные философские построения. Дополнительно здесь влияют разные философские апории, указанные еще Аристотелем, в сетях которого через Фому Аквината оказалась мысль на Западе, а также тенденции чистого и последовательного натурализма в естествознании, начиная с XV века. Конечно, почти у всех христианских философов, мысливших в этом направлении, слово «творение» никогда не выпадает совсем, но характерно то, что сохраняется именно слово и только. Тенденция монизма как раз и действует в том смысле, что все время хотят связать во единое целое Бога и тварный мир, т. е. установить их онтологическую одноприродность, сохраняя лишь слово творение и вкладывая в это слово смысл, по существу исключающий онтологический дуализм. Так христианская философия попадает – в данном случае неизбежно – в сети пантеизма, богословский и философский смысл чего как раз и заключается в устранении онтологического дуализма. Путь, на который вступил Плотин, сохоаняюший трансцендентность Бога и мира и в то же время создавший цельную систему в тонах монизма, потому и оказался особенно близок разным христианским мыслителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010