Письмо Николая Кузанского от 1453 г. к аббату и братьям в Тегернзее, написанное по поводу таинственной теологии Дионисия Ареопагита Источник Скачать epub pdf (Переведено с немецкого Gessammelte Werke Nicolaus von Cusa, Tubingen – в выдержках – 1871 г.) 1 Достопочтимый Отец. Возлюбленные во Христе братья. Из ваших, всегда мне любезных писем, я увидел, что вы хотите знать мой взгляд на то, как Великий Дионисий Ареопагит велит Тимофею возвышаться без знания к таинственному богословию. Хотя тот ревнующий о Боге картезианский монах 2 придирчиво прочел писания канцлера Герсона и придерживается взгляда, что Герсон 3 не имеет правильного мнения о таинственной теологии, понимая последнюю как чистое созерцание, однако, насколько я это вижу и насколько дает это знать текст новейшего перевода, 4 Дионисий не имел в виду ничего иного, как сделать для Тимофея ясным, что созерцание, которое состоит в вознесении нашего разума вплоть до единения с Богом, и того видения, что без завесы (sine velamine) не может достичь своего завершения до тех пор, пока утверждается, что Бог познается им, как это и показал Дионисий в одном письме к монаху Гайю. 5 Здесь, говорит он, [на пути мистики ] надо вознестись над всем познаваемым, а также и над самим собою; тогда проникнешь в облака и мрак. Если мой дух больше не познает, это значит, что он пребывает во тьме незнания. Если он ощутит этот мрак, – это знак того, что здесь Бог , которого он ищет. В слабых глазах того, кто хочет увидеть солнце, возникнет тьма, произведенная превосходством (excellenciam) солнца. Это знак того, что он на правильном пути, что он видит солнце. Если же мрак не приходит, это значит, что он не на правильном пути подходит к всепревосходящему свету. Впрочем, хотя почти все мудрые и говорят, что мрак мы находим тогда, когда у Бога отнимается все, так что идущий находит скорее ничто, чем нечто, я все же не того мнения, что проникнет в мрак только тот, кто ограничил себя исключительно отрицательным богословием. Ибо, так как оно только снимает, но ничего не полагает, то через него Бог познается не открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

XV век Николай Кузанский XV век дал миру немало великих ученых, первооткрывателей и религиозных деятелей. Одним из них стал епископ Николай Кузанский. Этот немецкий философ и богослов был чем-то сродни великому русскому мыслителю Михаилу Ломоносову. Ведь им обоим с юных лет пришлось отчаянно бороться за свое право учиться грамоте и заниматься науками. Николай родился в простой семье из южной Германии, в селе под названием Куза. Потому-то впоследствии его и прозвали Кузанским. «Я появился на свет в 1401 году. Отец мой занимался рыбной ловлей и, кроме того, возделывал виноградник. Родители даже не помышляли отдать меня в школу – сызмальства я трудился наравне со взрослыми». Так вспоминал свое тяжелое детство прославленный деятель христианской Церкви. Но Николай с раннего возраста тянулся к знаниям. И, будучи подростком, он попросту сбежал из отчего дома. Способный мальчик сумел найти приют в Голландии. Там он и учился в школе. А потом поступил в знаменитый Гейдельбергский университет в Германии, где, как особо талантливый студент, учился за казенный счет. Но, даже окончив университет с отличием, Николай Кузанский стремился умножить свои знания. «Я поехал в Италию, в богословский институт города Падуи. Я хотел как можно глубже постичь Бога и Его творение – человека и природу». Позже Николай Кузанский напишет в одном из своих философских трудов: «Все люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение». Уже в 22 года этот исключительно одаренный юноша стал доктором канонического права. А в 25 лет, получив сан священника, был назначен секретарем легата, то есть полномочного представителя Римского папы, в Германии. Еще через два десятка лет Николай Кузанский в сане кардинала сам стал папским легатом. Это была стремительная для тех времен карьера. Но имя Николая Кузанского осталось в веках вовсе не из-за его высокой должности. Этот человек всю жизнь исследовал законы мироздания. И достиг высот познания, совершив немало великих открытий. Николая Кузанского называют одним из крупнейших философов эпохи Возрождения. Многие афоризмы этого мыслителя остались в обиходе до сих пор. Например, известное изречение: «Мы живем в придуманном мире» – не что иное, как цитата из его трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Теологические дополнения (De theologicis complementis) «Теологические дополнения» Николая Кузанского, крупнейшего немецкого мыслителя XV века, представляют собой философско-теологические комментарии собственной математической работы. Этот трактат вплоть до конца прошлого века был практически обойден вниманием исследователей, хотя о необходимости чтения этого текста говорил еще священник Павел Флоренский. Публикуемый материал содержит перевод упомянутой работы и комментарии. Статья 14 сентября, в день Воздвижения Господня 1453 года, Николай Кузанский в письме аббату и монахам монастыря в Тегеернзее сообщает: «Написал на днях книжку о «Математических дополнениях» (...) Она очень необычна, ибо там прояснено все, доселе неизвестное в математике. К этой книжке присоединил о «Теологических дополнениях», где перенес математические фигуры в теологическую (theologicalem) бесконечность...» Математическое наследие Николая Кузанского охватывает почти два десятилетия; оно сосредоточено, как видно уже из названий, на проблеме квадратуры круга: «De arithmeticis complementis» (1445); «De geometricis transmutationibus» (1445), «De circuli quadratura» (1450), «Quadratura circuli» (1450), «De mathematicis complementis» (1453), «Dialogus de circuli quadratura» (1457), «De caesarea circuli quadratura» (1457), «De perfectione mathematicae» (1458); «Aurea propositio in matbematicis» (1459), «Declaratio rectilineationis curvae», «De una recti curvique mensura» (последние два текста без ясной датировки).

http://bogoslov.ru/article/3117155

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Николай Кузанский Профессиональные интересы: Философия, Политология, Богословие, Естествознание Краткая биографическая справка: Николай Кузанский  (1401–1464) [лат] – богослов, философ, политический мыслитель, математик, географ и астроном: кардинал Николай Кребс из Кузы на Мозеле. Его называют последним схоластом  и первым гуманистом, рационалистом  и мистиком. Сын рыбака, в юном возрасте поступил в школу " духовных братьев общей жизни " , затем учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах. Вступил в монашеский орден августинцев. Н.К. обладал всеми знаниями своей эпохи, и одновременно был верным членом католической Церкви. Как знаток греческого языка, он был включен в состав церковного посольства в  Константинополь для переговоров с об унии. В Константинополе Н.К. познакомился с Георгием Гемистом Плифоном, работал с греческими текстами. В богословии Н.К. развивал апофатический принцип Дионисия Ареопагита, соединяя апофатическую (отрицательную) теологию и спекулятивный логицизм. В философии Н.К. примыкает к платонизму. В сочинении о вращении земли он на сотню лет предварил Коперника. Его же должно считать родоначальником математического учения о бесконечном, которое он выводил из философского   принципа  " совпадения противоположных " . Библиография работ о персоне: Андрушко В.А. Николай Кузанский и его " Диалог об игре шара "http://Философские науки. – М., 1979. – 3. Асмус В.Ф. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского//Фронт науки и техники, – 1938. – 2.

http://bogoslov.ru/person/3044487

Александр Голицын Скачать epub pdf Это отрывки из книги Голицина Et Introibo ad altare Dei: the mystagogy of Dionysius Areopagita: with special reference to its predecessors in the Eastern Christian tradition (Analekta Blatadon 59; Thessalonike: Patriarchikon Idruma Paterikon Meleton ; George Dedousis, 1994). Это его докторская диссертация написанная в Охфорде с Kallistos Ware. Сочинения, вошедшие в историю под названием Corpus Areopagiticum, оказали значительное влияние на развитие мировой философии последних полутора тысяч лет. В «Corpus Areopagiticum» входят следующие сочинения: «О Божественных именах», «О церковной иерархии» («О церковном священноначалии»), «О таинственном богословии» («О мистической теологии»), «О небесной иерархии» («О небесном священноначалии»), десять Посланий (четыре Послания Гаию служителю, Послание Дорофею литургу, Сопатру иерею, Поликарпу иерарху, Димофилу служителю, Титу иерарху, Иоанну Богослову). Corpus Areopagiticum вызывал большой интерес уже в Средние века. Начиная с Константинопольского собора 533 г., он активно обсуждался. К нему обращались и крупнейший схоластик восточного христианства – Иоанн Дамаскин , и крупнейший схоластик западного мира – Фома Аквинский. На основе сочинений Дионисия Ареопагита развивали свои неоплатонические воззрения ирландец Иоанн Скот Эриугена, французские мыслители Алан Лилльский и Александр из Гэльса. Идеи Дионисия Ареопагита оказали значительное влияние на развитие философских исканий мыслителей Сен-викторской школы. С началом исихастских споров в Византии в XIV столетии на авторитет Дионисия Аореопагита ссылались как аскетически настроенные паламиты, так и их противники – варламиты. Дионисий Ареопагит оказал влияние на европейских мистиков, например, Майстера Экхарта. Дионисий Ареопагит вызвал большой интерес у неоплатоников эпохи Возрождения: Николая Кузанского, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, который поставил Ареопагита выше Платона и Аристотеля. Идеи Ареопагита обсуждали Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, деятели Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

И. о. декана философского факультета, доцент кафедры истории русской философии Алексей Павлович Козырев выступил со вступительным словом. Алексей Павлович отметил важность наследия П. А. Флоренского для отечественной и международной философии, науки и культуры. Ведущим утреннего заседания выступил Михаил Александрович Маслин, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Конференция продолжилась выступлениями докладчиков. Флоренский Павел Васильевич , доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Возвращение священника Павла Флоренского (1956–1982). Филипп Серс (Франция), философ, историк искусства, профессор «Collège des Bernardins», Париж. Флоренский и Кандинский . Тихонова Мария Юрьевна , директор Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Мемориальная программа: увековечивание памяти мученика священника Павла Флоренского. Едошина Ирина Анатольевна , доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета. Феномен Павла Флоренского. Ванчугов Василий Викторович , доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ. Опыты научно-технического типа философствования в России: от эпохи Просвещения до Флоренского. Маслин Михаил Александрович , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Флоренский и Розанов в их переписке. Троицкий Виктор Петрович , старший научный сотрудник Библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева». «Пределы гносеологии» Флоренского, «парадигма» Николая Кузанского и «энантиодромия» Гераклита Эфесского. Джорджия Римонди (Италия), кандидат педагогических наук, исследователь, Сиенский университет для иностранцев (ОНЛАЙН). В поиске основ религиозной метафизики. П. А. Флоренский и А. Ф. Лосев. Астанков Василий Александрович , кандидат исторических наук, главный специалист Государственного архива Российской Федерации. Неизвестные документы о священнике Павле Флоренском, его семье и окружении в фондах Государственного архива Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/text/10188711.html

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 14. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский Семен Людвигович Франк (1877–1950), один из выдающихся отечественных мыслителей, первым проложил путь от философии всеединства, основным источником которой были идеи В.  С. Соловьева , к обоснованию персоналистической метафизики. Проблема человека и понятие личности были одним из истоков его философского творчества. Так, еще в 1908 г. Франк опубликовал статью «Личность и вещь», в которой писал: «Личность не может мыслиться иначе, как в виде единства множественного» 173]. В дальнейшем он все больше отходил от проблематики философии всеединства и выдвинул в центр своих построений личность. Для раннего периода творчества С. Л. Франка характерна разработка преимущественно философской антропологии, что нашло отражение в наиболее законченном виде в книге «Душа человека» (1917). В дальнейшем Франк перешел от проблем философской антропологии к разработке системы религиозной антропологии. Его взгляды позднего периода систематически изложены в последней, опубликованной посмертно книге «Реальность и человек» (1956). Франк создал стройную религиозно-философскую концепцию, в которой раскрыты понятия свободы, благодати, греха, творчества, душевной жизни. Книгу «Реальность и человек» можно считать органичным сплавом предыдущей философской антропологической концепции и личного жизненного, духовного опыта. Франк утверждал, что старые богословские концепции о человеке несостоятельны перед судом современной философской мысли, учитывающей всю сложность пройденного человечеством пути и усложнившуюся структуру душевной жизни. Для анализа новых антропологических идей Франк прибегал к свидетельству христианского богословия, которое у него ограничивалось в основном западными и католическими отцами Церкви, такими, как блаженный Аврелий Августин и Фома Аквинский. Если он и был знаком с восточной патристикой, то, видимо, не считал нужным защищать или опровергать ее положения, поскольку у восточных отцов Церкви отсутствует рациональное, систематическое изложение мысли, которое могло бы привлечь внимание Франка. Источники мистического откровения о Боге и человеке Франк находил в западной мистике, в сочинениях Якоба Бёме, Франциска Сальского, Бернарда Клервосского, Ангелуса Силезиуса. Метод идеального богопознания он видел в трудах Николая Кузанского. Таким образом, антропологическая система Франка относится скорее к западному типу, что вполне объяснимо условиями жизни Франка, который ко времени начала работы над книгой уже долгие годы прожил на Западе. Тем не менее его выводы вполне приложимы и к восточной христианской антропологии, опирающейся на православную патристику.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

М. неоднороден и имеет ряд богословских и философских разновидностей: теизм , пантеизм , панентеизм и деизм. Теизм представляет собой веру в Бога как в абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром, трансцендентную ему и в то же время причастную к жизни мира. В теизме Бог рассматривается как творец мира и источник всех благ, промыслитель и судия. Теизм представлен в христианстве , иудаизме, исламе . В отличие от теизма для пантеизма характерно представление о тождестве Бога и природы. В древности пантеизм был свойственен инд. философии Веданты , считавшей мир эманацией Брахмы , греч. философской Элейской школе (бог - «единое все»), неоплатонизму , соединившему вост. учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений - хинаяне . В средние века пантеизм выразился на исламской почве в исмаилизме и мистическом суфизме . Черты пантеизма присутствуют в метафизике Иоанна Скота Эриугены , в учениях Амальрика Бенского и Давида Динантского , в мистической теософии Иоанна Экхарта . Особое значение пантеизм приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время, характерен для философских систем Николая Кузанского , итал. и нем. натурфилософов (Б. Телезио и Ф. Парацельса ), Б. Спинозы , нем. идеалистов (Ф. Шеллинга , Д. Ф. Штрауса , Л. Фейербаха ). Панентеизм (термин введен нем. философом К. Х. Ф. Краузе в 1828), согласно к-рому мир заключен в Боге, но не тождествен ему, свойственен индуистскому учению о Брахме-творце, содержащем в себе вселенную. Согласно деизму, бог - это безличная первопричина, мировой разум, породивший мир, но не слитый с ним и не участвующий в жизни мира; познать его можно лишь с помощью разума, но не откровения. Деизм получил распространение в европ. философии раннего Нового времени. В политеистических религиях черты М. сохранились в виде генотеизма , для к-рого характерна вера в неск. богов с одним высшим Богом, и монолатрии, т. е. религ. поклонения только одному Богу при допущении существования др. богов (напр., культ Атона в Др. Египте).

http://pravenc.ru/text/монотеизме.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2018 Пять тезисов Лосева и вечный чайник Обычно все философы-лекторы, от Аристотеля до доцента в вашем вузе, используют в качестве наглядного пособия преподавательский стол. «Что такое форма и материя? Вот посмотрите на стол…» — говорят они. Мы в качестве универсальной иллюстрации будем использовать чайник — вещь тоже всем известную, но философами недооцененную. Иллюстрировать мы будем философию Алексея Лосева, а точнее — некоторые, самые яркие, тезисы. Тезис первый: Идея и эйдос — это не одно и то же Лосев проделал огромный труд, проанализировав абсолютно все случаи употребления Платоном терминов «эйдос» и «идея», и пришел к выводу, что необходимо «расценить природу эйдоса как дифференциальную и природу идеи — как интегральную». Это означает, что «если фиксируется оформленность смыслового лика с точки зрения её отличия от всякого иного лика, то такая оформленность есть эйдетическая, эйдос; если же оформленность выдвигается с точки зрения её полученности и смыслового происхождения из отдельных частей или моментов, то такая оформленность есть идеальная, идея» («Очерки античного символизма и мифологии»). Например, то, что позволяет чайнику отличаться от всех иных чайников, есть эйдос чайника, а то, что превращает в чайник набор металлических или пластиковых деталей, есть идея чайника. Это «простое» платоновское различение оказало огромное влияние на всю европейскую философию, но четко проговорено было только нашим исследователем в ХХ веке. Тезис второй: Античное мироощущение раскладывается на семь элементов В своей книге «Античный космос и современная наука», вышедшей в 1927 году, Лосев попытался понять, как античность понимала космос, то есть мироздание в целом. Он читал платоновские диалоги «Парменид» и «Тимей» и толкования этих диалогов у неоплатоника Прокла, Плотина, Николая Кузанского, Аристотеля, многих-многих античных математиков, астрономов, теоретиков музыки, а также астрологов, алхимиков и магов. И пришел к выводу: чтобы описать античную мысль, нужно только три понятия — «имя, число и вещь. Выяснить их и значит дать диалектику античного космоса. Ибо он есть вещь, устроенная числом и явленная в своем имени», — говорил Лосев.

http://aquaviva.ru/journal/pyat_tezisov_...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Панентеизм Панентеизм – религиозное воззрение, утверждающее пребывание мира в Боге. Бог при этом не тождественен миру в том смысле, как это понимается в пантеизме. Этимология слова сходна со словом «пантеизм» с добавлением «en» («в»). Стандартную версию панентеизма можно также понимать как утверждение, что мира вне Бога не существует, однако Бог (в отличие от пантеизма) существует вне мира. Тезаурус Термин введен в 1828 году философом Карлом Краузе. Развитие этой концепции было связано с попыткой найти промежуточный вариант между пантеизмом и теизмом. Пантеизм, теизм и панентеизм, по задумке самого Краузе – это четко различающиеся концепции. Однако до сих пор существует дискуссия по поводу того, каким образом разграничивать пантеистическую и панентеистическую концепцию (например, панентеизм иногда считают разновидностью пантеизма). Под вопросом находится также возможность рассмотрения некоторых существовавших до введения термина воззрений как панентеистических. Например, воззрения Николая Кузанского или пантеизм в Немецком идеализме (Фихте, Шеллинг, Гегель) и многие другие пантеистические концепции вплоть до спинозизма (который считается образцом классического пантеизма) могут быть также аргументированно рассмотрены как панентеизм. Независимо от подхода к тому, как соотносятся данные идеи, панентеизм лучше рассматривать в соотношении с пантеизмом и учитывать историю развития пантеистических идей, существовавших до введения термина «панентеизм».

http://bogoslov.ru/article/6021560

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010