II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К Императору Николаю Павловичу «Препровождая переводы книг Иова и Исаии к комиссию дух. училищ, архим. Макарий одновременно посылал те же переводы на Высочайшее имя с приложением особых прошений» (П. В. Птохов, 139). 74 332 Всемилостивейший Государь. С глубочайшим благоговением принося Вашему Императорскому Величеству книгу Иова на российском языке, переведенную мной с еврейского, всеусерднейше молю, да милостивно воспримете ее в Монаршее священнейшее благоволение и покровительство. Всемилостивейший Государь. Бог пекущийся о всяком черве, о всякой травке, и всякое создание Свое наделяющий всем благопотребным, по роду и назначению каждого, не мог, по Своей очевидно преимущественной любви к человеку, оставить его при одном, столь сомнительном и неверном, руководстве разума, который у различных мыслителей, и часто у одного и того же странным образом противоречит себе самому, и разрушает собственные свои построения. Но в значительном разнообразии тех народных писаний, которым усвояется слава Божественного происхождения, нет такого предания древности, которое по беспристрастному свидетельству самого разума, основанному на неподвижных началах здравого суждения, при всем повреждении природы человеческой уцелевших, было бы столь достойно премудрости, благости, всемогущества и святости Божией, столь достойно величия бессмертной души человеческой, столь соответственно вопиющим нуждам грешного и страждущего человечества, как христианская Библия. Поэтому, она есть самое чистое, полное, истинное откровение и Слово Божие к людям. Поэтому, она есть дражайший дар Божий и самим Богом устроенный орган, посредством, которого Премудрость Его разливает животворный свет истины и добродетели в человечестве. Поэтому, она есть педагогическая книга, по которой Творец и Правитель мира воспитывает и возводит народы к истинному просвещению. Поэтому, она есть святейшее собрание законов и прав Царствия Божия. Всемилостивейший Государь, великим благодеянием, которое Ваше Императорское Величество сотворили многим народам, составляющим Российское Государство, даровав им законы, приведенные в изящный порядок и в вожделенную ясность, Ваше Величество открыли восхительные надежды, что Российская церковь получит от благословенной десницы Монарха Святую Библию на живом российском наречии, в переводе с оригинальных языков еврейского и еллинского, в той полноте, в той общей для всех вразумительности, в какой было благоугодно Господу Богу даровать ее людям, бесчисленно-разнообразными путями обращаемым Его благостью от заблуждений, и спасаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

302. Беседа в день Святителя Николая и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорена в Чудовом мон. декабря 6-го; напечатана в Моск. Вед. 1854 г., в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Какие полные собрания в церквах собирает ныне Святитель и Чудотворец Николай! В особенности это потому, что за Соименного ему Благочестивейшего Царя нашего стремятся принести молитву верноподданные: но и вообще наш православный народ являет много усердия к Святителю Николаю, и любит чтить его память. Вдали от Отечества нашего, вдали от наших времен жил и прославился Святитель Николай: но близким и как бы присным нам он представляется; и как Церковь в общественном Богослужении и преимущественно часто прибегает к его предстательству пред Богом, назначив для сего день в каждой неделе, так преимущественно часто прибегают к нему и частно произвольные молитвенники. Слава его (впрочем и не одного его) простерлась и за пределы Православия, и даже за пределы Христианства; и оттуда простирают к нему молитвенные гласы некоторые, требующие помощи выше земной: и, видно, не без успеха, потому что иначе и не образовался бы у них сей обычай; видно и туда он уделяет нечто от сокровища данной ему благодати, подобно как Христос Спаситель от Своей всемощной чудодейственной силы уделил нечто и для языческой жены хананейской. Как это происходит, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное, а иногда разнообразное направление, и наполняет обширный круг? – Если спросим о сем Апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: «вся... сия» – подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, пространства, – «вся... сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет» ( 1Kop. XII. 11 ). Подвластные часто не могут знать, почему так или иначе действует человеческая власть, кольми паче власть непостижимого Божества. Впрочем, как Дух Божий, по беспредельной благости, готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды – достойным, и, сообразно с законом премудрости – способным употребить оные для благих целей: то можно полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, ниспосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени, силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  разделы   рассылка  распечатать В. Григорян Почему Ленин ненавидел религию К 90-летию октябрьского переворота Источник:  Вера-Эском Несколько лет назад лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что местонахождение тела Ленина в Мавзолее соответствует " православным канонам " . Насколько можно понять, он сравнил останки своего кумира с мощами святых, которые действительно пребывают в церквях, в специальных ковчегах. Поэтому доводы христиан, что человеку прилично быть погребённым в земле, приводят коммунистов в некоторое недоумение. Им совершенно непонятен трагикомизм ситуации, когда самый известный атеист всех времён и народов искусственно сохраняется " нетленным " , вопреки желанию упокоиться рядом с матерью. Боготворя насилие над чужой волей, он сам сделался его жертвой. Любое зло имеет свою предысторию. Есть мнение, что Ленин был очень похож на своего прадеда со стороны матери – Мойшу Ицковича Бланка, во крещении Дмитрия Ивановича. То был человек исключительно конфликтный, всё время с кем-то судился у себя в Житомире. Некоторые историки еврейского происхождения считают его антисемитом – дело в том, что Бланк мечтал всех российских иудеев обратить в православие. Так как о добровольности крещения единокровцев Дмитрий Иванович мог только мечтать, свои надежды он связывал с благой энергией государственного аппарата. На этот счёт им был составлен на идише проект, поданный императору Николаю Павловичу. Тот, впрочем, не слишком воодушевился, занятый " обращением " староверов. Убеждение, что государство должно навязывать веру, продержалось у нас до 1904 года, когда святой Царь-мученик пресёк, наконец, эту практику. Но было поздно. Маятник насилия начал обратный путь, с тем чтобы ударить уже по православию. Тому же Ленину было за что сводить счёты. Возьмём хотя бы историю его венчания с Крупской, которое произошло в Шушенском. Других форм заключения брака для " лиц православного исповедания " в то время не существовало. Для людей неверующих это выглядело, конечно, унизительно и глупо. Как утверждал Ленин, именно дух недобровольности заставил его покончить со всякими вопросами религии в пятом классе гимназии.

http://religare.ru/2_47568.html

А.В. Попов Глава 4. 1903 год § 1. Второе посещение Канады епископом Тихоном В ноябре 1902 года психически неуравновешенный монах Серафим (Уствольский) 557 , выдававший себя за епископа-миссионера, якобы посланного в Америку восточными патриархами, водворился в Йонкерсе и стал без ведома преосвящ. Алеутского совершать там богослужения и требоисправления. «“Мне очень тяжело видеть теперь Юнкерскую паству, – говорил не раз Преосвященный, – тяжело вступить под кров храма, по легкомыслию некоторых и по злобе недоброжелателей ставшего одно время приютом кощунника-надругателя и оскверненного им”. И приход не мог не сознавать правды этого чувства...» 558 . Уяснив, что представляет собой лжемитрополит Серафим (на праздник Рождества Христова 1902 года «епископ» возложил на себя белый клобук с крестом), христиане Йонкерса отвернулись от Уствольского 559 . Однако, воспользовавшись крайней нехваткой православного духовенства, «архиепископ Виннипегский и митрополит Всеамериканский» начал продавать священный сан всем желавшим рукоположиться 560 . «Теперь ближайший к Иорктону 561 православный священник живет в Миннеаполисе, за 700 миль. Помимо Миннеаполиса под ведомом его находятся колонии в Миннесоте, Висконсине, Норд Дакоте и пр. Поэтому часто посещать Иорктон он не имеет никакой возможности. Не удивительно, что буковинцы иногда готовы сами идти к любому священнику, какой только появляется в их местах. Придет униатский – идут к нему: все же он русский священник. Придет французский либо индианский – идут и к нему, хотя и ни звука не поймут из его речи: дескать, лучше даже такой священник, чем никакого» 562 . Угроза расползания серафимовского лжедуховенства по Северной Америке 563 стала одной из причин вновь предпринятого Тихоном (Беллавиным) пастырского путешествия, т.к. весной 1903 года епископ собирался отъехать в Россию и не думал возвращаться в США 564 . 21 февраля/6 марта 1903 г. В пятницу первой седмицы Великого поста еп. Тихон отслужил на Сербском кладбище в Colma панихиду по скончавшемуся в феврале 1900 года Николаю Павловичу Ренскому 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В. А. Федоров Глава 8. Конфессиональная политика Александра II и Александра III 1. Конфессиональная политика при Александре II. Церковные реформы 1860–70-х гг. Во время проведения крестьянской реформы 1861 г. царское правительство, прекрасно понимая, что подготовленные к обнародованию законодательные акты не могут удовлетворить крестьян, готовилось к предотвращению ожидаемой вспышки крестьянских волнений. Помимо принятых полицейских и военных мер, оно обратилось за содействием к Церкви. 24 ноября 1860 г. министр внутренних дел В.Н. Панин направил обер-прокурору Св. Синода А.П. Толстому от имени царя предписание: «Вменить в обязанность чрез епархиальное начальство приходским по губерниям священникам, чтобы они по обнародовании Указа и Положения об улучшении быта крестьян, при каждом удобном случае внушали бы крестьянам, чтобы они и впредь усердно и постоянно исполняли свои обязанности к государю и установленным властям, объясняя при том, что дарованные крестьянам права и льготы упрочат их благосостояние лишь при постоянном их трудолюбии, нравственном поведении в точном исполнении облегченных повинностей к владельцам земли. Вместе с тем приходские священники должны иметь самое бдительное наблюдение, дабы церковнослужители, нередко в самых близких отношениях к крестьянам состоящие, не распространяли никаких ложных слухов относительно смысла изданных постановлений и, напротив, в случае неправильных толков объясняли бы Положения согласно буквенному их содержанию и в духе данных начальством предписаний». Приходские священники обязывались немедленно доносить властям о всех случаях «ложных слухов и толков» 293 . Александр II обратился также к содействию влиятельного митрополита Московского Филарета (в миру – Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867). Это был высокообразованный и независимых взглядов выдающийся церковный деятель и писатель, он считался признанным авторитетом в канонических и церковно-административных вопросах. С 1817 г. – епископ Ревельский, с 1819 г. – епископ Ярославский, с 1821 г и до своей кончины он возглавлял Московскую епархию. Именно ему Александр I в 1823 г. поручил важное секретное дело – составить манифест о передаче престола Николаю Павловичу, минуя цесаревича Константина. При Николае I Филарет был возведен в сан митрополита и введен в состав постоянно присутствовавших членов Св. Синода. Однако Филарет не любил сановный Петербург и практически постоянно проживал в Москве. Здесь, помимо исполнения своих пастырских обязанностей, он занимался литературной деятельностью, но главным образом – переводом на русский язык Библии. Большим успехом пользовались его блестящие проповеди, за которые он был прозван «московским Златоустом». Опубликованный в 1845 г. сборник проповедей Филарета был переведен на французский и немецкий языки. Филарета уважал А.С. Пушкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В комиссию Духовных училищ В связи с письмами архим. Макария к м. Филарету от 23 марта 1834 г. 63) и от 29 дек. 1841 г. 66), и к С. Д. Нечаеву 71), находится ряд его писем – докладных записок в комиссию дух. училищ, в Св. Синод, Императору Николаю Павловичу и Московскому генерал-губернатору кн. Д. В. Голицыну. Все они касаются предмета, сделавшегося с средины 30-х годов важнейшим интересом архим. Макария, именно, перевода Библии на русский язык, и напечатания как ее, так и других книг, которые могли бы содействовать распространению в народ, духовного просвещения. В этом архим. Макарий признавал наибольшую нужду, и в удовлетворении ее видел успех того миссионерского дела среди язычников, магометан и евреев, в служении которому он видел призвание России. Этим значением русской Библии (и других духовного содержания книг), с точки зрения архим. Макария, и неуспехом его проектов, объясняется как размер его писем, так и тон их, сначала спокойный, а потом постепенно перешедший в настойчивый, пророчески обличительный, грозный. В комиссию дух. училищ архим. Макарий послал два письма, при сделанных им переводах на русский язык книг Иова и прор. Исаии. Хранятся они в архиве комиссии в Делах 1837 г. 5356 и 1839 г. 5943. Напечатаны они, первое полностью, второе в своей конечной части, П. В. Птоховым, на стр. 135−138 его книги: «Архимандрит Макарий». 72 326 Благотворнейшие попечители церковного юношества! С чувством благоговения приношу высокому сословию Вашему кн. Иова, переведенную мной с еврейского языка на российский, и всепокорнейше прошу восприять дело рук моих, в снисходительное благоволение и благотворное покровительство и призрение, как плод попечений Ваших о воспитании для Св. Церкви служителей, как некий труд моей души, старающейся изъявить перед Вами благодарение о насущном хлебе, который от Отца Небесного из священных рук Ваших приемлю, как малую лепту, которую хочу вложить в сокровищницу храма Божия от моей бедности, как выражение моего желания видеть в Российской церкви полный состав Боговдохновенных Писаний на российском языке в переводе с оригинальных в той общей, для всех вразумительности, в какой Господу Богу было благоугодно даровать их людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Д.Н. Бантыш-Каменский Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 Содержание Государствование Императора Петра Великого 1-й Генерал Фельдмаршал Граф Федор Алексеевич Головин 2-й Генерал-Фельдмаршал Герцог Крои 3-й Генерал-Фельдмаршал Граф Борис Петрович Шереметев 1-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенат Барон Огильвий 2-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенент Гольц 4-й Генерал-Фельдмаршал, 1-й Генералисимус Князь Александр Данилович Меншиков 5-й Генерал-Фельдмаршал Князь Аникита Иванович Репнин Государствование Императрицы Екатерины I 6-й Генерал-Фельдмаршал Князь Михаил Михайлович Голицын 7-й Генерал-Фельдмаршал Граф Сапега 8-й Генерал-Фельдмаршал Граф Яков Вилимович Брюс Государствование Императора Петра II 9-й Генерал-Фельдмаршал Князь Василий Владимирович Долгорукий 10-й Генерал-Фельдмаршал Князь Иван Юрьевич Трубецкой Государствование Императрицы Анны Иоанновны 11-й Генерал-Фельдмаршал Граф Миних 12-й Генерал-Фельдмаршал Граф Ласси Правление Великой Княгини Аннаы Леопольдовны 2-й Генералисимус Принц Брауншвейг-Люнебургский Антон-Ульрих Государствование Императрицы Елисаветы Петровны 13-й Генерал-Фельдмаршал Лудовик-Вильгельм, Принц Гессен-Гомбургский 14-й Генерал-Фельдмаршал Граф Кирилл Григорьевич Разумовский 15-й Генерал-Фельдмаршал Князь Никита Юрьевич Трубецкой 16-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Борисович Бутурлин 17-й Генерал-Фельдмаршал Граф Алексей Григорьевич Разумовский 18-й Генерал-Фельдмаршал Степан Феодорович Апраксин 19-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Семенович Салтыков 20-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Иванович Шувалов 21-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Иванович Шувалов 23-й Генерал-Фельдмаршал Принц Георг Голштинский     Государю Императору Николаю Павловичу, Самодержцу Всея России Всемилостивейший Государь! В незабвенный 1812 год имел я счастье посвятить Александру Благословенному Деяния Любимцев Петра Великого. Он благосклонно принял труд мой и поощрил к дальнейшим занятиям. Ваше Императорское Величество удостоили меня одинакого счастья, дозволив, в 1830 году, украсит Августейшим Именем Вашим Историю Малой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «К каждому паломнику относимся максимально чутко» Итоги четырех дней пребывания мощей святителя Николая в Петербурге 18.07.2017 762 Время на чтение 3 минуты 17 июля состоялся брифинг для журналистов, посвященный первым дням пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. За четыре дня в Александро-Невскую Лавру пришло на поклонение 96100 человек, из них 8700 человек прошли по социальной очереди. Председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Павлович Богданов отметил, что общее количество человек, одновременно присутствующих в очереди, иногда достигало 10 тысяч. При этом поток граждан налажен таким образом, что город не ощущает дискомфорта, несмотря на многотысячное скопление людей в Лавре и на прилегающих улицах. Организация доступа паломников к святыне осуществляется органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, ГУ МВД, Единого центра по предупреждению чрезвычайных ситуаций, Росгвардии а также структурами Санкт-Петербургской епархии и волонтерами. В результате совместных усилий люди проводят в очереди в среднем от получаса до трех часов. Время ожидания в социальной очереди не превышает 30 минут. « Пока ритмичность работы шлюзов, распределяющих паломников на оптимальные группы, позволяет выдерживать относительно небольшую очередь, что говорит, прежде всего, о внутренней организации. Но если это не контролировать ежеминутно, то очередь может расползтись по Невскому проспекту », - добавил Л.П.Богданов, подчеркнув, что на случай увеличения потока паломников просчитан дополнительный маршрут для выстраивания очереди в Митрополичьем саду. « Лавра не первый раз участвует в подобном церковно-государственном проекте. Ежедневные заседания оперативного штаба принесения мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербург позволяют выявлять недочеты и мобильно реагировать », - заявил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. Предупреждая вопрос журналистов, сравнивающих длину очереди на поклонение святителю Николаю в Москве , растянувшуюся на несколько километров, и относительно небольшую очередь в Санкт-Петербурге, епископ Назарий подчеркнул, что не длиной очереди измеряется эффективность работы, а то, что люди в Петербурге стоят в очереди к мощам не более 3-х часов, означает, что организаторы добились полной координации усилий церковных и государственных исполнительных властей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/18/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рыцарь на троне Император Николай I и его эпоха 16.06.2007 959 Время на чтение 12 минут Памятник Николаю I - один из самых величественных монументов имперской истории России. Он вызывает удивление и восхищение не только замечательной архитектурно-эстетической композицией, но, в первую очередь, самим фактом своего существования. Сотни памятников царям, князьям и полководцам разрушали в разных городах страны, не считаясь ни с какими эстетическими, художественными утратами и материальными затратами. Из двух тысяч памятников героям русской истории, открытых к началу 1917 года, в советские годы уцелела только десятая часть. Император Николай Павлович олицетворял для революционеров, по расхожей терминологии, " мрак царизма " и голоса о сносе памятника зазвучали сразу же после падения монархии. Эти призывы фактически никогда и не смолкали. Но не случилось, не получилось. Монумент Императору непостижимым образом уцелел. Чудо, да и только... Друзья и недруги Об императоре Николае Павловиче написано немало; опубликовано огромное количество документов, отражающих время его царствования и характеризующих личность правителя. Этого монарха к числу " неизвестных героев " ушедшего времени отнести нельзя. Но при всём этом, в подавляющем большинстве случаев суждения о самом царе и времени его правления, не выходят за пределы узкоидеологических определений и клише. Нравственно-духовный облик Николая Павловича в общественном представлении всё ещё слишком неясен, психологический склад личности чрезвычайно замутнён плоскими и злонамеренными схемами и подтасовками. Начало этому " злословию " в середине XIX века положил личный ненавистник царя " русский барин из Лондона " А.И. Герцен. Минуло полтораста лет, а фабрикация инсинуаций до сих пор продолжается. Все, кто без предубеждений смотрел на исторические явления, уже давно признали в Николае Павловиче высокие нравственные и несомненные государственные достоинства. Сошлёмся только на два показательных суждения людей, по всем представлениям и того, да и нынешнего времени относящихся к самому высшему кругу русской интеллектуальной элиты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010