Новогодние думы «Ты надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей» ( Пс. 70:5 ). Еще один год прошел, и еще ближе каждый из нас подошел к пределу своей земной жизни. «Время коротко», – говорит св. ап. Павел ( 1Кор. 7:29 ). Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошедший год, разделяя с нами свои надежды и ожидания будущего, уже переселились в вечность. Не подлежит сомнению, что и некоторые из нас в течение наступающего года переселятся туда же. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Стоя пред закрытыми дверями будущей жизни, не зная, что ожидает нас за ними, посмотрим внутрь себя, чтобы спросить: как мы готовим себя к вечному спасению? Будем помнить всегда, что при краткости земной жизни за правильное употребление времени можно купить целую вечность блаженства, равно как и за злоупотребление – целую вечность скорби! Как же драгоценна тогда для нас земная жизнь, не только каждый год, но каждый час, каждая минута! Ничто не мешает человеку исполнять важнейшие христианские обязанности, совершать дела благочестия, веровать, молиться, приносить покаяние, приобретать добродетели смирения и чистоты, быть милосердным, не превозноситься, читать слово Божие, участвовать в святых таинствах – словом, быть истинным христианином! Нет должности или работы в обществе, которая поглощала бы все время жизни. Вспомните: древние христиане, находясь и в римском языческом войске, и при дворе языческих царей, умели быть верными исполнителями христианского долга. И не было от первых христианских времен таких забот семейных, которые не позволяли бы доброму семьянину быть вместе с тем и настоящим христианином. Время для приготовления к вечной жизни должно быть и у нас; и оно есть при всех обстоятельствах земной жизни христианина. Как сказано в Свящ. Писании: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» ( Еккл. 3:1 ). И что же? Пусть испытает себя каждый из нас в глубине своей совести: много ли времени посвящал он Господу Богу? Может ли сказать каждый из нас, что он готов непостыдно предстать душою пред Лицом Всевидящего Судии мира? Такое самоиспытание будет лучшим приготовлением к вступлению в новый год жизни. Оно покажет нам, от чего нам нужно уклоняться и бегать, к чему стремиться и чего искать, что исправить и улучшить в своей жизни на будущее время. Смерть не должна застать нас не готовыми к суду Божию!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

О радости Что такое радость? Радость – это ощущение полноты жизни, не знающей никаких изъянов и недостатков. Радость – это мир совести, не смущаемой и не колеблемой никаким страхом или чувством горького раскаяния. Кто же из нас, живущих на земле, может быть носителем такой радости? Такая радость не может быть уделом того, кто служит грехам, страстям и живет не думая о смерти и о том, что его ждет по смерти. Христианская радость живет в том сердце, которое исповедует веру в Господа и прославляет Его не только своими устами, но и своими делами. А разве истинный раб Божий, истинный христианин, не имеет скорбей, болезней и печалей в этой земной жизни? Конечно, имеет. «В мире будет иметь скорбь», – сказал Господь ( Ин. 16:33 ). Если Сам Господь понес тягчайшие муки в Своем земном подвиге; если Пресвятая Его Матерь, Которую с благоговением мы прославляем, претерпевала неизмеримые страдания в Своей земной жизни, – то тем более не свободны от скорбей, болезней, испытаний все мы, подверженные грехам и страстям. Но духовные радости верующего сердца являются для этого сердца силой, преодолевающей все земные скорби и страдания. Кто был несчастнее, с внешней стороны, святых апостолов Христовых? Их били палками, камнями, их много раз пытались убить, и на конце их апостольского подвига всех их подвергли мученической смерти. А они говорят, что своими страданиями хвалятся, им радуются. И это потому, что их сердца были отданы Господу, и Господь обитал в их сердцах. Как говорит св. ап. Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Христос – Источник радости. Он давал Своим ученикам силы переносить испытания, утешал, веселил, радовал их среди мучений. Как ужасны были страдания святых мучеников Христовых в первые века христианства! Каким пыткам и терзаниям не подвергали их! Им жгли пятки, ребра, вырывали ногти, вырезывали уши, языки, бросали в кипящую воду, требуя от них отречения от Христа. Никто из них не отрекался от Бога, не променял своих страданий за имя Христово на земное богатство и славу, на временную сладость греха. Они отдавали свою жизнь за Господа Иисуса Христа, потому что в их сердце жил Христос, и своим духовным взором они видели простертые над ними венцы вечной жизни. Телесные мучения не только не лишали их внутренней радости о Господе, но приумножали ее в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Осенние думы Со страниц Свящ. Писания мы видим, что, часто, поясняя истины Своего Божественного учения, Господь наш Иисус Христос приводил примеры из жизни природы (см. Мф. 6:28–29 ; Ин. 4:35 ; Мк. 13:28 ). И мы с вами, послушные заветам Своего Божественного Учителя, бросим наш мысленный взгляд, в эти дни поздней осени, на просторы лесов, полей, лугов. Что мы сейчас видим там? Деревья сбрасывают с себя засохшие листочки и оголяют свои ветви; трава сохнет, никнет, темнеет; цветы завяли и погибают; ветер кружит опавшие листья по дорогам и тропинкам; часто моросит мелкий дождь. А на полях? Хлеб уже убран, поля почернели... Природа умирает медленной смертью. А ведь недавно была весна в природе: раскрывались деревья, покрывались цветами луга, сады; весело щебетали птицы. Природа ликовала, переживая свой расцвет. Было и лето, когда природа цвела и зрела во всем блеске своей силы и красоты, когда она дышала тысячами разнообразных ароматов своих цветов, когда на полях колыхались густые ряды колосьев жита, пшеницы. Но... прошла весна, окончилось лето, наступила неизбежная осень, пору которой переживаем мы сейчас. Разве не говорит нам – так властно, так ярко – эта осень в природе об осени человеческой жизни, о той осени, в которую вступили уже многие из нас и вступят те, кто еще идет тем же неизбежным путем к этой поре? Серебром покрывается голова человека, со всей силой открываются все таившиеся раньше болезни... руки и ноги теряют свою крепость и силу, мутнеет зрение, слабеет слух, угасает все жизненные силы. А была весна и у каждого из нас, когда в дни золотого детства и ранней юности так легко дышалось, так легко верилось; когда весело и радостно было на сердце, и скорби, как когти хищной птицы, не рвали этого сердца на части; когда не хотелось и думать о болезнях или будущей старости. Было и свое лето – пора жизненного расцвета, когда человек вьет свое семейное гнездо, когда он весь, без остатка, отдается избранной им любимой и дорогой работе, но – лето жизни проходит. Оно мчится так же быстро, как каждою осенью кажется человеку, что незаметно промчалось лето в природе. И вот видит человек себя вступившим в осень своей жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Правило жизни «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ). Эти короткие и понятные всем евангельские слова Христовы содержат в себе сущность всех других евангельских наставлений. «В этом закон и пророки», – говорит Спаситель и заповедует в Своих словах любовь к людям, любовь друг ко другу во всех ее проявлениях. И кто исполняет это святое евангельское правило, тот достигнет высоты духовного совершенства, потому что он исполняет требование наибольшей заповеди христианской жизни – заповеди о любви. Господь не требует никаких особых подвигов с нашей стороны. Он ясно говорит каждому из нас: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А о том, как мы должны поступать с людьми и как мы хотим, чтобы с нами поступали люди, всегда скажут нам и совесть наша, и сердце, и разум. Ты хочешь, чтобы никто не насмехался над твоими слабостями и недостатками. Это неприятно тебе, это бывает тяжко для тебя. Так ты сам, как говорит Апостол, «удерживай язык твой от зла» ( 1Петр. 3:10 ). Тебе бывает тяжело переживать осуждение тебя со стороны других. Не осуждай сам никого. О, если бы мы чаще себе напоминали великие слова Христовы: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь обещает каждому из нас: если мы не будем осуждать, а будем прощать, Он не осудит и нас, простит и нам. Ты хочешь, чтобы люди к тебе не были жестокосердными, злыми. Сам не будь черствым. Открывай свое сердце перед бедой и скорбью ближнего твоего, будь милостивым, любящим брата своего. Господь воздаст нам вечным воздаянием, если мы будем милостивыми; Он обещает помилование всем тем, кто проявит добродетель милосердия в своей жизни земной. А вечное помилование – это то, что носит в своих чистых и святых мечтах каждый истинный христианин, о чем он пламенно просит, думая о смерти и отчете по смерти за все свои дела, совершенные в дни земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Скорби и радости Если бы спросить любого человека, много ли у него на земном его пути скорбей, то, нет сомнения, каждый бы ответил: многое множество скорбей и внешних и внутренних. Это – бесчисленные болезни, посещающие нас; опасности от злых людей, всякого рода обиды, потеря близких людей; скорби и страдания, порождаемые нашими страстями зависти, гордости, ревности, самолюбия. И не исчислить всех видов скорбей, какие неизбежны для каждого из нас в земной нашей жизни. А много ли радостей в земной жизни человека? И на этот вопрос конечно, каждый из нас ответит: многое множество. Сама жизнь земная – разве это не источник радости для каждого из нас? Радостью для нас является наше здоровье и отдых после честно исполненного труда. А самый труд, совершаемый во благо семьи, во благо людей – разве это не источник радости? И если скорбей многое множество у человека на пути к вечной жизни, то и радостей немало. А чего больше – скорбей или радостей? Мы не будем исчислять, чего больше в жизни человека: у одного больше скорбей, у другого больше радостей. Мы скажем о другом. Мы напомним о том, что у верующего человека всегда радостей больше, чем скорбей. Ведь сама вера наша – это неисчерпаемая сокровищница радости. Вера наша, это – светоч, ведущий нас по земном пути. Вера – это наша сила. Перед ней не могут устоять никакие страдания человеческие на земле. Любое страдание переносится и побеждается силой веры в Господа нашего Спасителя. Все, что связано с нашей верой, что порождается и укрепляется в нас верой, – это все радости для нашего сердца. Например – молитва верующего сердца к Богу. На своей молитве мы раскрываем сердце перед Лицем Господа Всемогущего и нашего Небесного Отца, – и сердце наше после искренней и горячей молитвы наполняется тихой о Господе радостью. И потому после такой молитвы, которая исходит не только из уст наших, но и из глубины сердца, становится легко и тепло на душе верующего человека. А какая радость сознавать, что мы пребываем в непрерывном общении с Небесной Церковью! Какое утешение для верующего человека знать, что мы не порываем взаимных связей любви со всеми усопшими отцами, братьями, сестрами. Ибо Бог наш, в Которого мы веруем, «не есть Бог мертвых, но живых», – говорит нам слово Божие ( Мф. 22:32 ); у Бога все живы. И при этом знать, что через молитву об умерших, через подаяние милостыни в память усопшего, мы состоим в постоянном общении с ними, ибо они слышат наши молитвы, и Господь благословляет их по нашим молитвам: знать о том, что и они знают о нас, – это радость для нас, теряющих в своей земной жизни отцов, матерей, братьев, сестер, детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

«Христианской кончины живота нашего у Господа просим» С различными просьбами мы обращаемся к Господу словами церковных молитв во время богослужения. Мы просим избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды; мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих. Мы ищем себе прощения грехов и прегрешений наших. Среди этих прощений, с которыми мы обращаемся к Богу в часы богослужения, есть молитва , которая объединяет всех нас, при которой низко склоняются наши головы, а некоторые из нас сопровождают ее и земным поклоном. Это молитва: «Христианской кончины живота нашего (жизни нашей), безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим». Мы просим у Господа – и несколько раз за нашим богослужением – о том, чтобы кончина наша была мирной и непостыдной. Это значит, мы желаем того, чтобы смерть была для нас началом вечных радостей. Значит, мы ищем того, что составляет цель нашей земной жизни, того, к чему стремится всякая истинно-христианская душа. Вечное блаженство – заветная мечта каждого христианина, и потому это прошение так близко сердцу каждого из нас. Такая кончина, христианская и непостыдная, не может быть случайностью, не дается нам только по одному нашему – хотя бы и горячему – желанию. Ведь и плод не сразу мы видим созревшим на древе. Весною он завязывается, летом наливается и зреет, и к осени мы его срываем. И христианской непостыдной кончине должна предшествовать христианская непостыдная жизнь. Кто из нас может без умиления вспомнить о кончине преп. Серафима? Предчувствуя близкую кончину, он просил заблаговременно ископать для него могилу. Накануне своей смерти – это было 1 января 1833 года – он подошел к своей могиле, и, стоя около нее, в течение долгих минут пел пасхальные песнопения. В эту же ночь, на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери Умиление, он под утро отошел ко Господу. Может ли быть мирной такая кончина, когда только в предсмертные минуты умирающий вспомнит о том, что он прожил свою жизнь бесплодно, в одной лишь суете, грехах, служении телу, и увидит, как много на его совести грехов и вовсе нераскаянных, и неискупленных перед Богом? Будем же готовиться к кончине своей сегодня, не откладывая на завтра, потому что никто из нас не знает, когда будет угодно Богу отозвать нас к Себе, и, пока глаза видят, и ноги ходят, и в груди бьется живое сердце, каждый из нас пусть потрудится для своей души и для ее вечного блаженства. Мы все оставим на земле: и одежды, о которых мы нередко чрезмерно заботимся, и любимые вещи, и близких людей; возьмем с собой только то духовное богатство, которое сумеем скопить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Николай – первый настоятель и организатор прихода Петропавловского собора в Петергофе Резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина от 20.11.1918 г. исполняющим должность настоятеля Петергофского Петропавловского собора был назначен отец иеромонах Николай (Ярушевич) . Петропавловский собор как бывший придворный, не имел своего прихода. Богослужения совершались только в воскресные и праздничные дни по придворному этикету («по-скору»). Для организации прихода требовалась упорная ежедневная работа и отцу Николаю пришлось начинать все сначала. Со свойственным ему организаторским талантом принимается о. Николай за пастырское делание и организует приход согласно приходскому уставу 1918 года. Каждое приходское начинание благословлялось им как инициатором той или другой стороны приходской жизни, и в каждом деле он сам принимал активное участие: обходил квартиры православных жителей Нового Петергофа, заполнял опросные карточки для составления приходской книги, лично знакомился со своими прихожанами, ободряя и утешая их в эти трудные годы (1918–1920 гг.). Много потрудился о. Николай при организации церковного любительского хора и кружка декораторов при храме. С начала 1919 г. начинаются уроки Закона Божия. Старшими группами руководил лично о. Николай. Постепенно вводятся ежедневные богослужения, на которые собиралось множество верующих. Особенно привлекали богомольцев вдохновенные проповеди молодого настоятеля. За каждым богослужением он с особым подъемом благодатно поучал свою паству. И уже тогда за ним укрепилось звание «Новый Златоуст». Если для иного священнослужителя проповедничество является трудным делом, то для о. Николая это его стихия, его призвание: «Живым глаголом жечь сердца людей». 15.12.1919 г. о. Николай был возведен в сан архимандрита и назначен Наместником Александро-Невской Лавры. Петергофцы были рады столь высокому положению своего любимого батюшки и, чтобы закрепить не только духовную связь с ним, но и официальную, избирают его почетным настоятелем своего собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич) Дата рождения: 12 января 1892 г. Дата смерти: 13 декабря 1961 г. Дата хиротонии: 25 марта 1922 г. Дата пострига: 5 ноября 1914 г. Страна: Россия Биография: Родился 31 декабря 1891 г. (по новому стилю 12 января 1892 г.) в г. Ковно Каунасского района Литвы, в семье потомственного священника, настоятеля ковенского Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. В 1909 г. окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге. По окончании первого курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия. 23 октября 1914 г. пострижен в монашество, 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — в сан пресвитера. Вскоре после рукоположения выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 г. в связи с тяжелой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) был отозван с фронта. С 1915 г. преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Петроградской духовной семинарии. В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением). С 1918 г. — настоятель Петропавловского собора в Петергофе. В 1919 г. возведен в сан архимандрита, исполнял обязанности наместника  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . 25 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии . С 17 сентября 1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 г. возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. В 1936-1940 гг., оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198727...

Воспоминания, записанные со слов одной из духовных дочерей Владыки Николая Одна из духовных дочерей Владыки свидетельствует о случаях прозорливости, чудотворений и обращений людей к вере по его молитвам. 1. Однажды в Троице-Сергиевой Лавре ждали Патриарха Алексия I. У раки Преподобного Сергия дежурил юноша, будущий семинарист В., которому было велено никого не пускать до прихода Патриарха. И тут подошел Владыка, одетый не в архиерейские одежды, а в простой рясе и скуфье и попросил приложиться к гробнице Преподобного. Получив отказ, Владыка не оставил своей смиренной просьбы и с трудом получил разрешение. Когда же он выпрямился, сверкнула панагия, и молодой человек, покраснев, попросил у Владыки благословения, сильно извиняясь. Улыбаясь Владыка благословил его. Позже, Митрополит Николай сказал В.: «Ты будешь меня отпевать». Так оно и вышло, о. В., будучи регентом служил на всенощной и Заупокойной литургии во время отпевания Владыки Николая. 2. Другой случай. У духовной дочери Владыки Ларисы Прощенко заболел палец на руке. Врачи поставили диагноз: панариций. Прогноз неблагоприятный – ампутация пальца. А Лариса – врач, и кроме инвалидности, ей грозила потеря профессии. В смятенном состоянии после нескольких бессонных ночей Лариса поехала к Владыке в Петергоф. Выслушав ее и успокоив, Владыка Николай обещал помолиться о ней. Приехав домой, первый раз за несколько ночей Лариса крепко заснула и проснулась на утро без боли. На консилиуме врачи очень удивились произошедшим переменам. Ампутация была больше не нужна. Лариса вскоре выздоровела и продолжала еще много лет работать врачом. Когда она пришла благодарить Владыку, он ответил: «Бога надо благодарить», и отслужил благодарственный молебен. После смерти Владыка приснился Ларисе и сказал: «Никого в моей смерти не винить. Так угодно Господу». 3. Еще случай. Ирочка заболела тяжелой болезнью – жить оставалось несколько месяцев. Сообщили об этом Владыке. Он помолился, и Ирочка до сих пор живет. 4. Родители больного младенца обратились письменно за молитвенной помощью к Владыке. Врачи сказали, что ни говорить, ни ходить девочка не будет. Владыка прислал телеграмму: «Молюсь о младенце Евгении». Евгения давно выросла, окончила институт, имеет двоих детей. Телеграмма эта сохранилась у ее тёти, Ольги Михайловны Васильевой (Москва).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Статистика Серафим (Вырицкий), прп. 31 марта (13 апреля) 1866, д. Вахромеево, Арефинская область, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — российский купец; святой Русской Церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских.Приехав в Петербург, сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова). В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества. В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно. Выезжал за границу, доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых. Сын — Николай, родившийся в 1895 году, — в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксендзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором; после контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске.13 сентября 1920 году подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение

http://lib.cerkov.ru/authors/629

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010