Заветы св. ап. Павла Св. ап. Павел завещает каждому из нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды» ( 1Кор. 16:13 ). Это не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни. Жизнь каждого из нас омывается слезами и наполнена многими и разнообразными бедствиями. Нет возможности исчислить все виды тех страданий, какими Господу Промыслителю нашему угодно посещать каждого из нас на его земном пути. Болезни, обиды, оскорбления, голод, нищета, потеря близких – все это только начало бесконечного списка видов скорбей человеческих. «Стойте в вере», – говорит св. ап. Павел. Вера – это неиссякаемый источник ободрения, укрепления и успокоения плачущих и страждущих человеческих сердец. Вера говорит каждому страдающему сердцу, что нет ни одной слезы, проливаемой нами, нет ни одного страдания, переносимого нами, о котором не знал бы Всевидящий наш Небесный Отец. Вспомним Иова, жившего на земле задолго до Рождества Христова. Этот богатый и славный, счастливый в земном смысле человек, попущением Божиим лишился и богатства и славы. Вот он обнаженный смиренно сидит на окраине селения и очищает раны своего тела, пораженного проказой. В сердце и на устах его нет ни одного слова ропота на Господа Бога. Его жена ходит из дома в дом, чтобы тяжелой работой снискать себе пропитание и накормить больного мужа. Она теряет покой духа, и ропот наполняет ее сердце. Однажды она приходит к своему мужу и говорит: «Что ты долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты. Итак: похули Бога и умри». Иов кротко сказал ей в ответ: «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» ( Иов. 2:9–10 ). Вот какую веру обнаружил этот страдалец и вот в чем источник утешения и силы духа у праведного и многострадального Иова! Он остался верен Господу до конца. И Господь наградил за его веру, за его терпение, за его праведность, послав ему опять здоровье и всякие земные блага. – Так умели принимать страдания истинные Божии рабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг. 17.05.2013 822 Время на чтение 44 минут В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30-40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы - закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. В результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинг рада был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов - в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воитель, предстоятель, дипломат 20.10.2015 466 Время на чтение 10 минут Время сейчас такое: люди полагают, что свобода мнений - это возможность говорить и писать всё что угодно. Клеймить исторических деятелей, героев, иерархов, даже святых. Некоторым это доставляет удовольствие - унизить высокостоящего, закидать грязью чистого и тем как бы сравняться с ними. Люди забыли об ответственности за свои слова; мыслят лозунгами, стереотипами. Даже приговорами. Митрополит Николай (в миру - Борис Дорофеевич Ярушевич) - из тех, кому доставалось и достаётся со всех сторон. Его, борца с обновленчеством, главу Петроградской автокефалии после ареста его соратника - епископа Алексия (Симанского), обвиняли и в раздорах с Патриархом Алексием I, и в симпатиях к Сталину, и в сотрудничестве с органами, в соглашательстве... Обвинители далеки от понимания исторических обстоятельств и времени, в которое выпало нести тяжкое служение нашим первоиерархам. Ведь период от 1917 года до крушения СССР явил настоящий подвиг духовности нашей Церкви. С одной стороны, этот подвиг слагали новомученики за веру, принявшие смерть от рук богоборческой власти. С другой - «бескровные мученики», принявшие на себя клевету и поношения, тяготы общения с представителями властей, зачастую буквально одержимых сатанинской идеей искоренения православной веры. Благодаря и тем, и другим, за веру жизнь свою положившим и всеми силами спасавшим жизни чадам Христовым, до сих пор не погибла наша Церковь. Отношения между Церковью и властью не были простыми никогда - ни при князьях и царях, ни при советских руководителях страны, ни сейчас. Однако православная церковь, следуя византийскому принципу «симфонии», всегда стремилась к гармонизации и в конечном счёте - подчинению Церкви государственной власти. Для православного верующего отрицание государственной власти, при которой он живёт, нежелательно: ведь власть даётся от Бога. И, если дана нам была коммунистическая атеистическая власть, значит, нашему народу следовало пройти муки искупления грехов, претерпеть все испытания, тяготы, пытки и смерть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Златоуст XX века 11 Нам известен целый сонм мучеников и исповедников Русской Православной Церкви этого века и обычно мы связываем время их гонений с именами либо Ленина, либо Сталина (до 1943 года). Но нередко мы забываем, что одним из самых жестоких гонителей, который и по числу уничтожения храмов, и особенно по темпам этого уничтожения, быть может, превзошедший вышеупомянутых «вождей», был пресловутый «свободолюбец» и «либерал» Никита Хрущев. Не кто иной, как этот разоблачитель «культа» в 1962 году заявил в интервью: В 1980-м «я вам покажу по телевизору последнего попа». Не так давно в Москве прошла выставка, посвященная правлению Хрущева, там был устроен специальный раздел «Хрущев как гонитель Церкви», где это хлесткое обещание поместили под его портретом. Если Ленин начал свою богоборческую деятельность закрытием Троице-Сергиевой Лавры, то Хрущев закрыл в 1959 году Киево-Печерскую Лавру (атеистический музей в нем просуществовал до 1988 года). Из восьми Семинарий, открытых во времена Сталина, осталось только три. Упразднялись целые епархии, как, например, Новгородская. Буквально за пять лет из 7,5 тысяч православных храмов, действовавших на территории СССР, осталось не более 1,5 тысяч! Горели костры из иконостасов. Священники не посылались в лагеря, но увольнялись, становились гражданскими людьми, и такая участь постигала даже епископов... Был подготовлен к закрытию знаменитый Псково-Печерский монастырь, монахов уже готовили к выселению. Такая же угроза нависла и над открытой в годы войны Троице-Сергиевой Лаврой, братию собирались перевести в Ростов, хотя там ни один монастырь не был тогда открыт... Причем, что характерно – удар, как и при Ленине, наносился только по Православию. Ведь при Ленине некоторое время вполне благожелательно относились практически ко всем вероисповеданиям, кроме Православия. Во многих руководящих статьях приводилась мысль о том, что раскольники, сектанты – «наши союзники». Во всяком случае в хрущевские времена мне не доводилось слышать о закрытии мечетей, синагог, костелов, лютеранских храмов. В этом плане политика Ленина и Хрущева, кстати говоря, также существенно отличалась от сталинской, когда, например, после войны были закрыты все католические монастыри, а все униатские храмы переданы православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

(Историко-канонический очерк) Вопрос о роли мирян в управлении церковным имуществом, – подлежащий нашему исследованию, – настойчиво выдвигается современной русской церковной жизнью, в связи с назревающими реформами строя церковного управления и, в частности, – с реформированием прихода, и до последнего времени служит предметом ученых исследований, публицистических статей, предсоборных совещаний. Быть объективными выразителями мнения древней вселенской церкви по этому вопросу – составит нашу задачу: мы ставим себе целью вслушаться, без всяких предвзятых тенденций, в голоса канонов древней вселенской церкви, которая отзывалась – в лице святых соборов и отцов – на все запросы своей еще в то время юной и не во всех деталях внешне и внутренне организованной жизни. Предварительно несколькими штрихами мы нарисуем путь возникновения и первоначального увеличения церковных имуществ, урегулирование которых и входило в сферу забот отцов древней церкви. Глава I Необычайный религиозный подъем, испытываемый верующими в первые времена по вознесении Господа, высокий дух христианской любви, проникавший их взаимные отношения, – побуждали многих из них продавать свои движимые и недвижимые имущества с тем, чтобы вырученные от этого деньги принести к ногам апостолов в полное их распоряжение 1 . С такою щедростью верующие несли к апостолам, а затем и к их преемникам – епископам – свое достояние; таким обильным потоком лились их пожертвования, что у служителей церкви открылась возможность не только отправлять богослужение с должным благолепием, но и снабжать клириков всем необходимым и оказывать посильную помощь бедным и убогим, находившимся в их общинах. И вот, часть приношений отделялась для таинства евхаристии, остальное делилось между клириками и бедными. Распределение производилось апостолами, позже – епископами. 2 В начале своей жизни церковь владела, по преимуществу, движимой собственностью, которую составляли – деньги, плоды, вино, масло, одежда для бедных 3 . Недвижимое имущество могло быть отнято при всяком новом гонении, и потому церковь не стремилась к его приобретению, хотя и имела недвижимости, по свидетельству церковных историков, уже в III веке. Еще со II века многие богатые и знатные фамилии, по обращении своем в христианство , приносили в дар церкви богатые участки земли и другую недвижимость. Когда в начале IV века христианство сделалось господствующей религией, когда церковь получила в государстве официальное положение, с правом владеть всякого рода имуществами, – церковные имущества особенно интенсивно стали умножаться, чему много содействовало и государство своими дарами; повсюду воздвигались храмы, возводились церковные постройки и пр. Такова, вкратце, история первоначального возникновения церковных имуществ, под именем которых, по канонам древней церкви, безраздельно считались имущества, предназначенные и на храм, и на содержание клира, и на благотворительные цели 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКТУСОВ Николай Петрович (20.02.1883, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.07.1959, Москва), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП. Род. в семье священника, учился в Астраханских ДУ и ДС, затем в КазДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия за работу «Второе послание к Солунянам св. ап. Павла (Опыт экзегетического анализа)» и правом на соискание степени магистра без дополнительных устных испытаний. По решению Совета академии Д. был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре Свящ. Писания НЗ. В 1907-1908 гг. прослушал краткосрочный курс отд-ния словесности при историко-филологическом фак-те Казанского ун-та для преподавателей средних учебных заведений. В 1908-1909 гг. преподавал лит-ру, лат. и рус. языки во 2-й и в 3-й жен. гимназиях, а в 1910-1919 гг.- в 1-й муж. гимназии г. Царицына. В 1919 г. директор 1-й муж. гимназии по выборам. С 1919 г. лектор Царицынского ун-та на педагогическом отд-нии. С 1920 г. преподавал те же предметы в г. Новороссийске. В 1920 г. состоял председателем Педагогического совета Новороссийской гимназии по выборам. В 1920-1923 гг. преподавал в рабочем техникуме г. Туапсе. Д. был преподавателем и лектором военных школ: школы красноармейских частей 10-й армии (1919), школы красноармейцев при 31-й дивизии 3-го батальона 3-го стрелкового полка 32-й бригады (1920) и Морской обороны вост. сектора Чёрного м. (1921-1923). В 20-х гг. Д. переехал в Москву. Преподавал на рабочем фак-те при Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева (1923-1933), во Всесоюзном ин-те журналистики (1931-1938), в Ин-те красной профессуры (1933-1938), в Московском ин-те истории, философии и лит-ры (1938-1941), а также на Центральных газетных курсах (1938-1939, 1942-1944) и в Московском техникуме машиностроения им. С. Орджоникидзе (1942-1944). В 1944 г. Д. был приглашен в число преподавателей открывшихся Правосл. богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в авг. 1946 г. в МДАиС. В янв. 1947 г. Аттестационная комиссия Московской Патриархии под председательством митр. Николая (Ярушевича) утвердила Д. в звании доцента. Он быстро включился в научно-богословскую работу и, еще будучи доцентом, начал вести самостоятельный академический лекционный курс Свящ. Писания НЗ, основываясь на разработках проф. Н. Н. Глубоковского . Также преподавал в академии слав. и лат. языки, а с 1954 г.- факультативный курс основ педагогики. По воспоминаниям преподавателей и студентов, «всех слушавших лекции Николая Петровича поражала широта его эрудиции в области его новой специальности, именно эрудиции, а не просто начитанности», «он мог основательно ответить на любой вопрос - не только богословский». В 1949 г. Д. купил у одного из московских коллекционеров собрание старинных крестиков, положившее начало музею при воссозданном Церковно-археологическом кабинете.

http://pravenc.ru/text/178764.html

Москва. Церковь Рождества Христова в Измайлове. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1675 г. в слободе Измайлово в вотчине бояр Романовых по повелению царя Алексея Михайловича. Каменный храм построен костромскими мастерами в стиле позднего узорочья. В 1690 г. были выстроены и освящены приделы, в 1760 гг. пристроена колокольня в стиле барокко и трапезная. Попечителями храма были русские самодержцы. Святые, изображенные на иконах, Алексей, Божий человек, Федор Стратилат и Мария Египетская, были небесными покровителями царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царицы Марии Ильиничны. Во время эпидемии чумы 1771 г. верующие приходили в этот храм к особо чтимой иконе Иерусалимской Божией Матери. Это одна из копий той иконы, которую евангелист Лука написал спустя 15 лет после распятия Христа. Икона много путешествовала, когда-то по преданию спасла Константинополь, в конце концов оказалась в Упенском Соборе Московского Кремля. Была она там до нашествия Наполеона, после чего бесследно исчезла. К счастью, в Измайлово была копия, успевшая к тому времени прославиться своими чудесами. Она сейчас является главной святыней храма. Храм в годы советской власти не закрывался. Главный престол освящен в честь Рождества Христова, южный придел - в честь Казанской иконы Божией Матери, северный - во имя святителя Николая. C 1944 года отец Иоанн (Крестьянкин) начал служить псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай(Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре отец Иоанн сдал экстерном экзамены за курс семинарии и на праздник Иерусалимской Божией Матери 25 октября 1945 года патриархом Алексием I он был рукоположен в сан священника в том же храме Рождества, где и остался служить. В 1950 году он был арестован за ревностное пастырское служение и по приговору (антисоветская агитация) получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима в Каргопольлаге. Там он работал на лесоповале. С 1967 года иеромонах Иоанн до своей кончины в 2006 году он служил в Псковско-Печерском монастыре. К нему все эти годы со всех концов России и даже Зарубежья шли и шли верующие.

http://sobory.ru/article/?object=03247

На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. 22 июня, 2010 О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В последнее время нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что Русская Православная Церковь, будучи в Советском Союзе гонимой, не прикладывала никаких усилий для победы и даже прямо или косвенно поддерживала германских агрессоров. Не только антиклерикалы, но и верующие требуют во имя исторической справедливости тему участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне не поднимать. Насколько правомерен такой подход? 22 июня во всех храмах Русской Православной Церкви по сложившейся традиции служат панихиды по воинам и мирным жителям России, погибшим в Великой Отечественной войне. В своих обращениях к верующим в этот день пастыри часто напоминают людям о «вождех и воинех за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся». О народном героизме, в свою очередь, вспоминают обычно 9 мая. А вот о патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, в современных российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но учителя, как правило, в силу опять-таки своего советского образования по привычке не уделяют ему внимания. Это особенно прискорбно, поскольку вся Русская Церковь, подчинявшаяся патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), с редкой по тем временам решимостью выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Быстрота реакции и объем работы на благо армии и тыла, которую осуществило тогда церковное руководство, поражает ещё более, если вспомнить о катастрофическом положении самой Русской Церкви. К началу войны в СССР в живых и на свободе оставалось всего лишь 4 правящих архиерея: сам патриарший местоблюститель митрополит Сергий, а также митрополиты Сергий (Воскресенский) , Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , которые не исключали возможности и своего собственного ареста, что ставило Церковь в СССР на грань полного и окончательного уничтожения.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

На смерть иерарха Яне имею права причислять себя к близким людям Митрополита Николая: наши взаимоотношения были в последнее время далеко не безоблачны – в одном из последних его писем имеются горькие строки, брошенные в мой адрес. Впрочем, и раньше мы были лишь добрыми знакомыми. Но это знакомство длилось тридцать пять лет (с того момента, когда в одиннадцать лет я прислуживал Владыке в качестве посохоносца), и мне трудно, почти невозможно, осознать его смерть. Любил ли я его? Да, любил. Мне всегда нравилась его мягкость, изящная простота в обращении, одухотворенность и в то же время живой, практический ум. Пишу эти строки, и мне слышится приятный, грудной, напевный тембр его голоса во время богослужения. И в личной беседе его речь, утрачивая напевность, сохраняла приятные, ласкающие интонации. «Здравствуйте, здравствуйте, землячок дорогой» – раздаются сейчас у меня в ушах слова, с которыми он обычно встречал меня в последние годы. И его письма, телеграммы – на всем отпечаток ласковости и приветливости, элегантности и простоты... Смотрю сейчас на его портрет, усиленно всматриваюсь в его умные проницательные глаза, которые кажутся мне при свете настольной лампы живыми, – и пытаюсь проникнуть в сложный характер Владыки, и в уме у меня рождается следующее определение: это был, прежде всего, человек высокой культуры, очень типичный представитель старой, хорошей петербургской интеллигенции. Отсюда его вежливость, обходительность в обращении. Такой была и его мать Екатерина Николаевна – красивая и в старости, умная, прекрасно воспитанная женщина. И интерес к общественным вопросам, к литературе, к искусству – это от русской интеллигенции, от той среды в которой он вращался с детства. Я помню, в тридцатых годах, когда Владыка, будучи «лишенцем» , не мог пользоваться библиотеками, – с каким живым и горячим интересом он буквально набрасывался на всякую книгу, на всякую газету, которую я (студент, а потом аспирант) приносил ему из нашей институтской библиотеки. И вечные пытливые вопросы: «А что говорят об Андре Жиде студенты? Много ли читают Ромена Роллана? Как воспринимают школьники древнерусскую литературу? Нравится ли Вам Есенин?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

«Не будь гордись, а будь смирись, и спасешься» Воспоминания монахини Магдалины (Некрасовой) Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Бургундия, Франция), с 1957 года духовно окормлявшаяся у игумена Никона (Воробьева), вспоминает о своей жизни в Вологде и о встрече с монахиней Капитолиной (Кашиной), рассказавшей ей об архиепископе Варлааме (Ряшенцеве). 2 января 1958 года я приехала в Вологду после того, как несколько месяцев искала пристанища где бы то ни было. Я хотела работать в Церкви. Поиски были совершенно безнадежными, ни один архиерей меня не принимал, смотрели удивленно, с такой скрытой, а иногда и явной улыбкой, и говорили, что «не надо». Ну, понятно, девица, которая родилась в Париже, со странной биографией, где есть и ссылка, и тюрьма, и не замужем, и без всяких отметок в паспорте. Никто не принимал. А знакомый мне еще по Парижу митрополит Николай (Ярушевич) только и делал, что писал письма то к одному архиерею, то к другому. Все так теперь называемое Золотое кольцо я объездила – и Владимир, и Калугу, и Смоленск! И вот однажды владыка Михаил (Чуб) направил меня в город Гжатск, где жил игумен Никон (Воробьев). Он сказал мне два слова о нем, и сердце мое вспыхнуло: неужели это правда? Я не буду сейчас рассказывать о том, что произошло, потому что это совершенно особая тема, наверное, самая большая в моей жизни. Но все-таки работать там было нельзя. Ни прописки, ни денег у меня не было, и отец Никон все время повторял: «Попробуйте в Вологду». Я спрашивала: «А Вы там были, Вы знаете?» Он никого там не знал и никогда не был. А это еще дальше от Москвы и еще холоднее. Уже стоял декабрь, я была в туфельках и холодном пальто из Ташкента. И все же в Вологду я попала. После того, как в Калуге меня огорошил владыка Онисифор, выгнавший меня из церкви: «Зачем Вы приходите? Нам не надо никакого делопроизводителя. Я сам печатаю свои письма». Он, видимо, просто испугался – какая-то комсомолка, вид у меня был совсем не церковный, платочков я не носила.

http://pravoslavie.ru/32127.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010