Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай как проповедник 10 Одним из отраднейших явлений последнего времени следует назвать выход в свет «златотканного произведения» – «Сборника» слов, речей и посланий Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского. Высокочтимый автор сборника, не без оснований признанный «Русским Златоустом» не только у нас, но и за границей, внес новые, свежие веяния в область гомилетики. Он – мастер художественного слова и несомненно крупнейший современный оратор, всегда вдохновенно ровный и увлекательный. Из прежних русских ораторов, отчасти подобных направлением Митрополиту Николаю, можно указать в прошлом веке разве на Митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) ; Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского; Димитрия (Муретова) , архиепископе Херсонского; протоиерея Родиона Путятина ; Гавриила, епископа Имеретинского и Евгения, архиепископа Ярославского. Но даже проповеди знаменитого Иннокентия (Борисова) , архиепископа Херсонского, при всем картинном блеске своем, пафосе, пышности и, казалось бы, теплоте чувства, не всегда создают в читателе впечатление, подобное впечатлению от речей Митрополита Николая. Причина того в том, что архиепископ Иннокентий отпечатлевает в своем проповедничестве, наряду с апостольским горением духа своего, еще ораторские – чисто человеческие – увлечения. Его речь заметно во многих местах изливалась не из всецело молитвенного настроения, но с примесью и земных чувств церковного оратора-художника. Потому некоторые из проповедей Митрополита Херсонского можно сравнить с вином не цельным, а в какой-то мере разбавленным водой человеческих порывов. Наоборот, в проповедническом творчестве Митрополита Николая гармонически сочетались, как два взаимопроникающих элемента, библейская мысль и пастырски-отеческое переживание и любовь к пастве. Его проповедь более похожа не речи великих миссионеров, действовавших в Боге с одной целью возродить для неба новых духовных чад. Он исключительно в положительной форме, т.е. без обличения верующих, живописует перед ними единственную ценность и красоту христианского идеального настроения. У него не человеческая жизнь освещает идеологию Священного Писания, а наоборот, сама жизнь облекается во свет библейской оценки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Память о Владыке Николае живет и в следующем поколении его современников В Петергофе Владыка Николай начал свое служение простым иеромонахом с 1918 г. В эти голодные годы мой дедушка отправил свою семью в Великий Устюг. Из Петергофа он писал: «К нам прислали чудного пастыря, какие проникновенные ночные исповеди он проводит!» Служили тогда в Крестовоздвиженской церкви, что на Правленской улице. Когда эту церковь закрыли, служба возобновилась в нашем придворном соборе. В храме было очень холодно и сыро, сыпалась краска. Но всех согревала молитва пастыря. Прихожане сразу полюбили о. Николая. На день его Ангела ему подарили поярковые валенки. Первое время он ездил из города и часто шел пешком до храма в своем монашеском одеянии. Шел он мимо бывшей гимназии Павловой. Моя мама – Лена Усанова, с подружками старались в перемену выбежать, чтобы получить его благословение. Мама с 15 лет пела в соборном хоре: пела и ее сестра – Наташа, моя тетя. Хор всегда с радостью ездил с Владыкой по окрестным церквам Петергофа. Позже Владыка жил некоторое время в Петергофе, в доме 40 по Красному пр. (рядом с собором). Он занимал две комнаты на втором этаже. Летом по вечерам, мама с подругой Галей Корольковой, бегали мимо этого дома забирать с пастбища своих коз и часто видели, как Владыка в белом подряснике сидел у окна и что-то писал, и он всегда их благословлял. И им так хотелось пропеть ему «Испола эти деспота». Первая дочь мамы была с рождения тяжело больна. Каждое воскресенье мама ее причащала. И Владыка Николай говорил: «Она у Вас вся пропитана Святыми Тайнами». Владыке Николаю пришлось много пострадать от безбожной власти. Петергофцы в своих молитвах всегда были с ним. В этом небольшом воспоминании мне хотелось показать, как горячо любила его Петергофская паства. Прихожанка вновь открытого собора св. апостолов Петра и Павла в Петергофе. Валентина С. Господь сподобил меня увидеть Владыку Николая, когда мне было 20 лет, в первый год Отечественной войны, в Церкви Св. Илии пророка, что в Обыденском переулке г. Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Совещание глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года ЖМП 7 июль 2018 /  6 июля 2018 г. 13:15 Нельзя отпугивать Церковь от государства О совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года 70 лет назад произошло знаменательное событие в истории вселенского Православия. В июле 1948 года Русская Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, и в программу юбилейных торжеств было включено проведение Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей. Путь к нему открыт был после победоносного завершения Великой Отечественной войны. Заметные перемены к лучшему в положении Православной Церкви, имевшие место начиная с 1943 года, когда после встречи трех митрополитов в Кремле с Иосифом Сталиным на Архиерейском Соборе был избран Святейший Патриарх Сергий, преодоление внутренних расколов способствовали росту авторитета Русской Церкви в православном мире. Московская Пат­риархия тогда предприняла шаги к консолидации вселенского Православия, к преодолению осложнений во взаимоотношениях между Поместными Церквами. В этой связи достаточно упомянуть хотя бы наше успешное посредничество в нормализации статуса Болгарской Церкви, которая три четверти века находилась под отлучением со стороны Константинопольской Патриархии. Впервые на Ближний Восток В этом контексте особое значение имела поездка делегации Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием I по странам Ближнего Востока: 22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую землю. Среди лиц, сопровождавших Патриарха в этой поездке, были митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский Виталий (Введенский), протопресвитер Николай Колчицкий. Пат­риарх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась на Кипр, где состоялась первая встреча Святейшего Патриарха Алексия с Пат­риархом Александрийским Христо­фором. Во время поездки по Ближнему Востоку Патриарх Алексий посетил Александрию, Бейрут и Дамаск, побеседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии, прекрасно знавшим русский язык. После поездки Алексия I и возглавляемой им паломнической делегации на Ближний Восток у Русской Православной Церкви установились особенно теплые и братские отношения с Антиохийским Патриархатом. Из Сирии Патриарх Алексий I возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай вместе с протопресвитером Николаем Колчицким отправились в Англию.

http://e-vestnik.ru/analytics/70_let_sov...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) С детских лет отец Иоанн рос в церкви: в возрасте шести лет был пономарем, затем исполнял обязанности иподиакона. Владыка Николай (Никольский), услышав, что его двенадцатилетний иподиакон хочет быть монахом, сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом». В 1929 году Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы, работал в Орле бухгалтером, но был уволен, и в 1932 году переехал в Москву, где стал работать главным бухгалтером на маленьком предприятии (это давало возможность часто посещать храм). С 1944 года будущий старец служил псаломщиком в храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору («антисоветская агитация») получил семь лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Отец Иоанн был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг, работал на лесоповале. Через три года по состоянию здоровья (без его просьбы) был переведен в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевым, где работал бухгалтером. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, отец Иоанн был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности, почти одиннадцать лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, преподобный Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

День памяти Владыки Николая 13 декабря. В этот день, 30 лет тому назад, в 1961 г. перестало биться сердце доброго и любимого архипастыря Владыки Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, а для нас, ленинградцев, Николая Петергофского. Это был необыкновенно любвеобильный, внимательный всем и всегда доступный пастырь, который душу свою отдал за Русскую Православную Церковь , за свою паству, за свою веру. Много испытаний выпало на его долю. Епископом он стал в самое трудное для Церкви время, в 1922 г. Борьба с обновленчеством, церковные нестроения, тяжелые бытовые условия, ссылка в далекие Зырянские края – все это он пережил в самом начале своего архипастырского служения. Многие ленинградцы помнят его благоговейные службы в многочисленных еще тогда храмах нашего города, его боговдохновенные проповеди, слушать которые съезжались со всего города. А служил он по преимуществу в самых отдаленных храмах, на окраинах города и в пригородах, так как будучи самым молодым из всех викарных архиереев, получал назначения от Митрополита именно в такие храмы, да и настоятели стремились заполучить на свои праздники именно его, любимого всеми архипастыря. И вот, в тесноте переполненных трамваев, с пересадками, чуть ли не вися на подножках, добирался он до места служения. В лучшем случае удавалось найти извозчика, а еще реже машину. Часто водители, узнав, что надо везти «попа», отказывались это делать. И несмотря ни на что, он был всегда аккуратен, никогда не опаздывал к богослужению, не раздражался и не сетовал. Остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно проверять время». Богослужения Владыка совершал с каким-то особенным вдохновением и своей молитвенностью заражал всех сослужащих и молящихся. А его проповеди заставляли забывать и о времени, и об усталости, их можно было слушать без конца и запоминать надолго. После литургии Владыка обычно благословлял всех молящихся, которые бесконечной вереницей в течение полутора, двух часов подходили к нему. И каждому он находил приветное слово и дарил ласковую добрую улыбку. Отходили от него сияющие и умиротворенные излучаемой им благодатью. А за всенощной он всех до единого помазывал один, без помощников (тогда не было обычая помазывать в нескольких местах). Особенно любили верующие нашего города благотворительные службы, когда надо было поддержать нуждающийся храм. Приглашали Владыку Николая и хор духовенства под руководством диакона И. Г. Павлова. Собирались лучшие силы священнослужителей. Хор пел великолепно, очень духовно и стройно. И. Г. был прекрасным регентом, а в дни войны ему пришлось быть ректором Ташкентской консерватории. Апостол обычно читал протодиакон Феодор Юдин, поражая всех своей необыкновенной «тягой». Евангелие поручали читать протодиакону Феодору Алфимову, а после чтения Евангелия выходил на проповедь епископ Николай... Говорил он на евангельские темы, связывая их с нашей жизнью, говорил вдохновенно, образно и в то же время очень просто, понятно всем. Слушали его, затаив дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Закрыть itemscope itemtype="" > ОВЦС и раскол в Московской Патриархии К юбилею самого «эффективного» церковного отдела 01.06.2021 2623 Время на чтение 8 минут Раз в пять лет СМИ сотрясают новости о юбилеях Отдела внешних церковных связей, так называемого «церковного МИДа», «внешнего церковного ведомства», «самого эффективного отдела». Хотя в далеком 1946 году Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, состоявший из трех человек (митрополита Николая (Ярушевича), референта и машинистки) был лишь одним из трех рядовых отделов. Почему же мы не празднуем юбилеи отделов, созданных тогда же – Отдела религиозного образования или Управления делами Патриархии? По идее, нужно праздновать 75-летие формирования всего управленческого аппарата Московской патриархии при патриархе Алексии I (Симанском) в целом и чтить мудрость и величие этого святителя. При нём впервые возник не только ОВЦС, но и несколько других отделов. И он, патриарх, действительно, был олицетворением Церкви. Тогда каждым из направлений церковной деятельности занимался конкретный человек с немногими помощниками: за просвещение отвечал митрополит Григорий (Чуков), за отношения с поместными Церквами – митрополит Николай (Ярушевич); «главой администрации» патриарха и лицом, контактирующим с властями, был протопресвитер Николай Колчицкий. Все отделы размещались в Чистом переулке и их руководители чувствовали единство с патриархом. «Пусть все кругом меняется, мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность Церкви», – говорил патриарх Алексий. И этот консерватизм много кому не нравился. В 1960-е годы произошло обособление Отдела внешних церковных сношений. Он переехал в отдельное здание неподалеку, в Гагаринский переулок, что означало своеобразный и на первый взгляд неочевидный раскол в Русской Православной Церкви. Уже с 1950-х годов шло постепенное ограничение власти патриарха. Возросла «опека» над ним, патриарха стремились изолировать от паствы, предоставляли ему искаженную или неполную информацию. Пока Святейший Алексий (Симанский) возмущался закрытием храмов, монастырей, семинарий и академий по всему СССР , ОВЦС трансформировался в альтернативный орган церковного управления, лояльный к власти и к гонениям на Церковь. Возрастал он и становился могучим именно в период правления богоборца Хрущева.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/ov...

Закрыть Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма? Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ 07.12.2019 24329 Время на чтение 6 минут Скандальная история с выступлением на региональном этапе Рождественских чтений в пригороде Санкт-Петербурга Петергофе доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина) становится еще более скандальной из-за скандального подключения главного церковного блогера протодиакона Андрея Кураева . Мы писали об этой истории. Отец Августин выступил на чтениях с докладом, посвящённым разоблачению регулярно клевещущего на нашу Великую Победу, церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова. Ранее Кураев не был замечен в симпатиях к власовцам и протоиерею Митрофанову, но в последнее время наш протодиакон «пробивает одно дно за другим, опускаясь всё ниже и ниже». Пробил и это дно. В довольно пространном тексте Кураева содержится много разных посылов и оценок, которые заслуживают отдельного внимания. Наш протодиакон попытался не только защитить церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова, но и заодно дискредитировать (или хотя бы бросить тень) всех, кто ему по разным причинам не нравится. И архимандрита Августина, и митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), и ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Силуана (тоже Никитина, но однофамильца архимандрита Августина), и протоиерея Александра Пелина, и своего давнего оппонента протодиакона Владимира Василика (которого походя обвиняет чуть ли не в невежестве, хотя отец Владимир доктор исторических наук в отличие от Кураева). И даже самого Святейшего Патриарха Кирилла, которому тоже достаётся в кураевском тексте. В дискредитации епископа Силуана помог протодьякону тут же подключившийся к его обсуждению и осуждению бывший высокопоставленный церковный клерк, а ныне вольный публицист Сергей Чапнин, чью реплику сразу под своим текстом приводит Кураев. Кураев, походя, попытался пнуть главу Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, цитату из которого он приводит. Поскольку спорить с мыслью Владыки по существу Кураев не в состоянии, он просто откровенно передергивает смысл сказанного митрополитом Константином. Митрополит говорит о том, что во время Сталинградской битвы митрополит Николай (Ярушевич) служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери. А Кураев глумливо переиначивает мысль, мол, митрополит Николай не мог молиться о победе в Сталинградской битве, поскольку был далеко от Сталинграда в Ульяновске, а значит, Сталин никак не мог его привлечь к молитве за победу. Глупейший пассаж. Получается, что молитва ограничена стенами храма. Может, молитва Кураева и ограничена стенами того помещения, в котором он молится, если он молится вообще при его занятости на блогерском поприще, но, вообще-то, молитва всех православных преодолевает эти стены. По крайней мере, мы в это верим.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/07/pr...

Пн Митрополит Волоколамський «Сприяти множенню добра правди» (до церковних зв " 19 жовтня 2021 р. 14:52 Отдел внешних церковных связей  — старейший синодальный отдел Московского Патриархата, который часто называют церковным Министерством иностранных дел. Действительно, Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви, созданный вскоре после Великой Отечественной войны, прежде всего был призван к установлению контактов на международном уровне. О вызовах времени, на которые приходилось отвечать ОВЦС за свою 75-летнюю историю, о его трудах и перспективах «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей  митрополит Волоколамский Иларион ( 9, 2021 , PDF-bepcuя ) . Спасти духовные школы и монастыри Отдел внешних церковных связей был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла после жесточайших гонений 1930-х годов и тяжелейших испытаний, вызванных войной. За три десятилетия, прошедшие со времени Октябрьской революции, были утрачены практически все каналы коммуникаций, выработанные в предреволюционный период. Контакт с русским церковным зарубежьем был в значительной степени потерян. Практически всю систему внешних церковных связей надо было выстраивать заново. Эта миссия легла на плечи первого председателя Отдела — приснопамятного  митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) . Вместе с немногочисленной группой сотрудников он без малого 15 лет трудился над возрождением и углублением традиционных форм межцерковных отношений. Первый председатель Отдела положил начало целому ряду новых направлений в сфере внешнецерковной деятельности, во многом определив основной вектор ее дальнейшего развития. Владыка Николай уделял много времени формированию контактов с общественными организациями, государством, миром политики, науки, культуры. Свои труды по внешней деятельности Церкви митрополит Николай начал еще до создания ­ОВЦС, осенью 1945 года, когда совершил поездку во Францию для присоединения митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев, а также митрополита Серафима (Лукьянова) к Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5854201...

Святейший Патриарх Кирилл вручает архиепископу Илариону переходящую панагию председателей ОВЦС. 1 июля 2009 г., Москва ЖМП 9 сентябрь 2021 /  19 октября 2021 г. 13:00 Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» К 75-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ Этот старейший синодальный отдел часто называют церковным Министерством иностранных дел. Действительно, Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви, созданный вскоре после Великой Отечественной войны, прежде всего был призван к установлению контактов на международном уровне. О вызовах времени, на которые приходилось отвечать ОВЦС за свою 75-летнюю историю, о его трудах и перспективах «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.  PDF-bepcuя. Спасти духовные школы и монастыри Отдел внешних церковных связей был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла после жесточайших гонений 1930-х годов и тяжелейших испытаний, вызванных войной. За три десятилетия, прошедшие со времени Октябрьской революции, были утрачены практически все каналы коммуникаций, выработанные в предреволюционный период. Контакт с русским церковным зарубежьем был в значительной степени потерян. Практически всю систему внешних церковных связей надо было выстраивать заново. Эта миссия легла на плечи первого председателя Отдела — приснопамятного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) . Вместе с немногочисленной группой сотрудников он без малого пятнадцать лет трудился над возрождением и углублением традиционных форм межцерковных отношений. Первый председатель Отдела положил начало целому ряду новых направлений в сфере внешнецерковной деятельности, во многом определив основной вектор ее дальнейшего развития. Владыка Николай уделял много времени формированию контактов с общественными организациями, государством, миром политики, науки, культуры.Свои труды по внешней деятельности Церкви митрополит Николай начал еще до создания ­ОВЦС, осенью 1945 года, когда совершил поездку во Францию для присоединения митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев, а также митрополита Серафима (Лукьянова) к Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_v...

Скачать epub pdf Глава 1 До моего переезда из Греции в Оксфорд в конце февраля 1951 года я знал Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая главным образом по журналу «Московской Патриархии», номера которого, доходили до меня в Грецию неаккуратно и с большими пропусками. Из русских парижских газет и ещё более из писем и рассказов лиц, приезжавших из Франции, я много слышал о его роли в деле воссоединения Митрополита Евлогия с Московской Патриархией и о сильном впечатлении, произведённом его личностью и церковным красноречием на русских эмигрантов во Франции. О его выступлениях в так называемой «борьбе за мир», «в защиту мира» или против атомной бомбы и т.д. я узнал несколько позже. Об этом мне стало известно в конце моего пребывания в Греции, да и то в самых общих чертах, от одного лица, приехавшего из Парижа и прислуживавшего в русской церкви в Афинах. В общем, у меня составилось впечатление о митрополите Николае как о выдающемся церковном деятеле, ближайшем помощнике Патриарха, замечательном проповеднике и вместе с тем обаятельной личности. Прибыв в Англию, я смог систематически ознакомиться с тем, что о нём писалось в ЖМП, а также узнал о нем много подробностей от архимандрита Николая (Гиббса), православного англичанина, бывшего преподавателя английского языка у детей императора Николая II. Он последовал за ним в Тобольск и Екатеринбург и был принят в Московскую Патриархию из карловацкого раскола митрополитом Николаем во время его посещения Англии в 1945 году. На архимандрита Николая (Гиббса) митрополит Николай произвёл самое сильное впечатление, он ценил его ум и находился под действием его привлекательной личности, хотя по свойству своего крайне подозрительного характера и как «заядлый англичанин» относился к нему с некоторой осторожностью. Его смущали «миротворческие» выступления митрополита Николая с их предельно резкими нападками на Западный мир. Я ему много возражал (и это было моё искреннее убеждение), что всем этим «мирным» выступлениям митрополита Николая не надо придавать никакого значения, так как они вынуждены, и он это делает ради блага Церкви и как бы взамен на те льготы и послабления, которые Сталин в послевоенные годы, несомненно, предоставлял Церкви. Должен признаться, что эти политические выступления митрополита Николая на страницах ЖМП я почти не читал, настолько мне они казались малоинтересными. Но я жалел о том вреде, который они приносили доброму имени Русской Православной Церкви на Западе и среди наших церковных раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010