Николин день Любит и чтит русский верующий народ великого угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, и потому день, когда Церковь прославляет его подвиги, является для верующих большим праздником. Накануне и в самый день праздника все храмы переполнены молящимися, как в Великие двунадесятые праздники. День 19 декабря радостен еще тем, что это день тезоименитства Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского – выдающегося церковного деятеля наших дней, ближайшего помощника Святейшего Патриарха Алексия и любимого москвичами архипастыря. Всенощную и литургию Владыка совершает в храме свв. апостолов Петра и Павла на Преображенской площади города Москвы, и особенно тепло проходят здесь эти службы. Храм залит электрическим светом, а там, где меньше электрического света, мерцают лампады, и нежные отсветы их различного цвета вливаются в общий свет, как вливается тихая молитва каждого отдельного человека в общую молитву в храме, в хвалебный гимн Богу. В правом приделе храма, перед украшенным с особым усердием и благолепием образом Святителя Николая, так же, как и перед его образом на аналое посредине храма, беспрерывно горит масса свечей. Двери раскрыты, их закрыть невозможно, потому что там теснятся люди, не сумевшие войти в храм. Клубами врывается морозный воздух и свежие его струи, доходящие до главного алтаря, несколько облегчают дыхание. Всенощная совершается истово и с усердием. Сколько поэзии, бездонной святой глубины, очарования в наших русских всенощных, в мерцании лампад, в пении и чтении псалмов и стихир, в этом неподвижном стоянии богомольцев, готовых стоять до конца, сколько бы ни длилось богослужение. Владыка, с сослужащим ему духовенством, проходит на солею. Он идет в конец храма, чтобы Свет Христов принести всем, и тем, кто стоит в дверях храма, и за дверями, и дальше за ними, там во дворе. Когда раздаются его молитвенные возгласы, истово крестятся богомольцы. По возвращении духовенства на амвон, настоятель храма произносит краткое сердечное приветствие Митрополиту Николаю и подносит ему в подарок митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Пастырь добрый (памяти Митрополита Николая) «И знаю Моя и знают Мя моя...» Все, кто знал владыку Николая, никогда не забудут его ласкового взгляда, доброй улыбки, бесконечной любви и благодати, которые он излучал. Во время его богослужений все присутствующие переживали необыкновенный молитвенный подъем. Своей глубокой верой он заражал всех, и никто в храме не оставался равнодушным, все молились искренне и вдохновенно. Нам казалось, что мы слышим шелест ангельских крыльев и ощущаем Божественное присутствие в храме, а лицо Владыки во время литургии буквально преображалось и светилось неземным светом. И не только мы, простые молящиеся, но и маститые протоиереи, протодиаконы и иподиаконы испытывали особое волнение и трепет, и особый духовный подъем во время служения Владыки Николая. Служил Владыка очень часто и во многих храмах, главным образом, на отдаленных окраинах города. Добираться в эти храмы часто приходилось с большим трудом, так как пользовался Владыка городским транспортом (трамваем в основном), никаких машин в то время в его распоряжении не было. Особенно трудно было ездить вечером, в рабочее время, когда Владыке, чтобы попасть ко всенощной где-нибудь за Невской заставой или на другой окраине города, надо было ехать в переполненном трамвае, часто «висеть» на площадке вагона. И он, без ропота и сетования, ехал в тесноте и неудобстве и никогда не опаздывал к началу службы. Ровно в назначенное время он появлялся на пороге храма, так что остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно время проверять». За каждым богослужением Владыка говорил слово. Говорил он очень просто и вместе с тем необыкновенно образно горячо, вдохновенно, увлекательно. За ним прочно закрепилось название «Златоуст»; слушая его, можно было живо представить себе, о чем он говорил, пережить еще и еще раз картины жизни и страданий Господа нашего Иисуса Христа, прочувствовать всю глубину божественной любви. А о любви Владыка говорил всегда и внушал нам, молящимся, что ее сила превозмогает все несчастья, все беды, все страдания, что мы, христиане, должны строить свою жизнь на основе любви к Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Пасхальная радость «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, – всюду они вызывают трепетание в каждом православном сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа. «Христос Воскресе!» мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!» Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему. Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей веры. Св. ап. Павел учит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» ( 1Кор. 15:14 ). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес! И мы поем в церковной песни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Очами веры мы видим священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас. Мы верим, мы знаем, что Воскресший Христос не только наш Божественный Учитель, но Он – Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово – это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы. Мы теперь знаем, после события Воскресения Христова, что Он – наш Небесный Отец, знаем, что все, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, – это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти Пасхальные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Патриарх Кирилл: Люди с сектантским мировоззрением призывают Церковь уйти в полную изоляцию 20 мая, 2016. Новостная служба Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте в честь 70-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 20 мая. ПРАВМИР. Состоявшееся 19 мая 2016 года в Москве торжественное заседание по случаю 70-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата открылось речью Святейшего Патриарха Кирилла. Хотел бы еще раз сердечно поздравить владыку митрополита Илариона и всех сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с 70-летием основания этого ведущего учреждения Русской Православной Церкви. Священный Синод для расширения и углубления внешнецерковных связей в апреле 1946 года принял решение о создании специального отдела, который возглавил выдающийся иерарх митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Отдел стал одним из важнейших инструментов организации церковной жизни и деятельности. Он обеспечивал взаимодействие нашей Церкви с другими Поместными Православными Церквами, с инославием, иными религиями, международными организациями и обществом в целом настолько, насколько в тех условиях мог осуществляться какой-то диалог Церкви и общества. Не преувеличу, если скажу, что освобождение Церкви из-под давления и репрессий атеистической государственной машины во многом было подготовлено жертвенными трудами архипастырей, священнослужителей и высокообразованных мирян, которые преданно трудились в ОВЦС в то время испытаний. Отдел внес весомый вклад и в процесс возрождения церковной жизни в новейшей истории нашего отечества. Могу свидетельствовать об этом со всей ответственностью, так как мое участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви началось около полувека назад — в 1968 году. Позднее я почти двадцать лет возглавлял это ведомство и знаю о его работе не понаслышке. Сегодня хочу с благодарностью вспомнить всех моих предшественников на посту председателя ОВЦС, с кем мне лично приходилось трудиться: и приснопамятного владыку митрополита Никодима, и владыку Ювеналия, зде присутствующего, и владыку Филарета Минского, почетного Экзарха всея Беларуси, который по состоянию здоровья, к сожалению, сегодня не смог быть с нами. Каждый из них в непростое время возглавлял это учреждение Русской Православной Церкви. Труднейшее время политического и государственного перелома пришлось как раз на период моего председательствования.

http://pravmir.ru/ptariarh-kirill-lyudi-...

Патриарх Сергий как богослов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Предисловие ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК ВОЗРОЖДЕННОЙ ЛАВРЫ Обитель преподобного Сергия, основанная в XIV веке, пережила на протяжении шести столетий различные славные и горестные страницы. В начале XV века Троицкий монастырь был разорен татарами при нашествии эмира Едигея. Трудное время пережила Лавра и в XX веке, будучи закрытой; монахи были изгнаны, колокола сброшены, святые мощи кощунственно поруганы. Святейший Патриарх Алексий I , êîòîðîìó Ãîñïîäü ñудил открывать позднее Лавру, еще будучи епископом Тихвинским, писал в 1920 году в одном письме в связи с закрытием Лавры: “Неужели мы лишимся этой святыни, и никто не сможет ее защитить?” 1 . В последующее время в Лавре был организован музей, а здания были заняты различными организациями или просто жильцами. Но вот прошло 25 лет, позади была тяжелая война, и стали говорить об открытии Лавры. На осенний праздник преподобного Сергия в 1945 году митрополит Николай (Ярушевич; † 1961), ñëóæèâøèé â Èëüèíñêîì õðàìå ðÿäîì ñ Ëàâðîé, ïîñëå Áîãîñëóæåíèÿ “ñîîáùèë îá îòêðûòèè Òðîèöå-Ñåðãèåâîé Ëàâðû è î íàçíà÷åíèè åå íàìåñòíèêîì àðõèìàíäðèòà Ãóðèÿ, êîòîðûé ñîñëóæèë ìèòðîïîëèòó ýòó Ëèòóðãèþ” 2 . Биография будущего отца наместника, прошедшего через горнило испытаний, типична для русского духовенства того времени. Он “родился 1(13) июля 1891 года в городке Опеченский Посад Боровического уезда Новгородской губернии. Родители его — Михаил и Екатерина — петербургские мещане” 3 . Он рано осиротел, в 1911 году окончил Петровское коммерческое училище в Петрограде, получив звание кандидата коммерческих наук и памятный подарок — книгу профессора М. Тареева Иеромонах Гурий (Егоров), один из создателей Александро-Невского братства. 1922 г. “ Основы христианства”. Затем в 1912 году он поступил в Петроградскую Духовную Академию. Перед поступлением в Академию он ездил в Оптину пустынь к старцу Анатолию (Потапову; †1922) 4 .

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Пн Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1943-1945 годах 10 травня 2023 р. 14:38 В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия  А.А. Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской Патриархии» за 1943-1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский) , митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский) , митрополит Николай (Ярушевич) . Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е.С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т.д., рассматривают в своих статьях М.Г. В.Г. Ю.В. А.А.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6025691...

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании общего собрания членов Издательского Совета   16 октября 2012 года состоялось общее собрание членов Издательского Совета Русской Православной Церкви. Заседание открыл председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , который в своем выступлении рассказал об основных направлениях деятельности возглавляемого им синодального учреждения. Сердечно приветствую всех членов общего собрания Издательского Совета Русской Православной Церкви! Это заседание является заключительным в нынешнем составе. Мы проработали вместе три года, и сделано было много. Сегодня мы обсудим отдельные аспекты проделанной работы и наметим планы на будущее. Начать, пожалуй, стоит с самого Издательского Совета. История этого старейшего Синодального учреждения своими корнями уходит в середину XX века. Его возглавляли такие видные иерархи нашей Церкви: Святейший Патриарх Сергий , митрополит Николай (Ярушевич) , митрополит Никодим (Ротов) , митрополит Питирим (Нечаев) и другие, но тогда, в условиях советского тоталитарного режима, стояли одни задачи, а сейчас иное время церковной жизни, время, требующее предельных усилий духовно просвещать народ, и перед нами Святейшим Патриархом и Священным Синодом были поставлены новые задачи и цели, которыми до этого никто не занимался. Нам пришлось работу Совета строить, в прямом и переносном смысле этого слова, с нуля. Еще три года назад штат Издательского Совета состоял всего из нескольких человек, которым были выделены для работы пара кабинетов. Сегодня Издательский Совет – сложившееся синодальное подразделение, решающее важные общецерковные вопросы. Структура Совета состоит из 4 секретариатов и 3 служб, в которых трудится более 60 квалифицированных специалистов, работающих над реализацией поставленных перед нами задач, а также Коллегии по рецензированию и 12 рабочих групп. Конечно, и по сей день мы испытываем некий дефицит в профильных сотрудниках, имеющих специальную подготовку, что в первую очередь относится к отделу рецензирования и экспертной оценки, на который приходится большая нагрузка. Чтобы оценить масштаб проделанной нами работы, озвучу ряд статистических данных.

http://religare.ru/2_97419.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Юрьевна Васильева Церковный сталинизм: легенды и факты Источник:  Альфа и Омега Есть только косвенные данные о личной беседе митрополита Илии (Карами) со Сталиным. После Всеправославного совещания 1948 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов давал обед в честь участников совещания. Все, что там происходило, тщательно фиксировалось сотрудниками МИД и спецслужб. В частности, сохранилась запись тоста митрополита Илии. Он сказал, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет " сильного Православия " . Здесь над столом повисла недоуменная пауза: когда и кому Сталин говорил это, с учетом того, что вождь и близко не подходил к церковным мероприятиям? Потом Владыка помолчал и сказал, что может быть Сталин и не говорил этих слов, но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем Между тем есть и другие косвенные данные о существовавших между Сталиным и митрополитом Гор Ливанских контактах, и возможно, со временем новые документы прольют свет на их реальные обстоятельства. Вполне возможно, что митрополит Илия действительно мог брать на себя некий обет и молиться об избавлении Советского Союза от немецких полчищ, а затем сообщить об этом в Москву. Интересно, что Сталин ни через своих приближенных, ни как-то иначе не опровергал недомолвки и двусмысленности в высказываниях митрополита Илии, тем самым давая почву для различных слухов, как бы сам своим загадочным молчанием творил новый миф. Однако утверждать, что церковное возрождение 1940-х гг. начинается при непосредственном участии митрополита Гор Ливанских, приписывать какому бы то ни было его влиянию изменение государственной политики в отношении Церкви значит поддерживать этот красивый, но опасный миф. Идея использования церковных каналов в своей политике впервые возникла у Сталина не в 1943, как принято считать, а в 1942 г. Прежде всего церковные каналы использовались для связи с английскими союзниками, для влияния на общественное мнение Англии – через Англиканскую церковь – в благоприятном для СССР ключе. Здесь был задействован митрополит Николай (Ярушевич).

http://religare.ru/2_85905.html

Постройка походной церкви солдатами Духовщинского полка.Действующая армия, 1915-17 гг. ЖМП 7 июль 2014 /  Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны В советское время о Первой мировой войне было принято отзываться как о чуждой народу и неудачной. Имена героев сознательно замалчивались: им не ставили памятники, об их подвигах не говорилось в учебниках. Был забыт и подвиг военного духовенства. Только в последние годы стали известны имена военных священников, выполнявших на войне свой пастырский долг, и совершенные ими подвиги. Ярких священнослужителей, прошедших по дорогам войны, было немало. Так, в рядах военного духовенства некоторое время находились архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). В качестве военных пастырей и проповедников на войне побывали архимандрит Нестор (Анисимов) и иеромонах Николай (Ярушевич), впоследствии митрополиты, а также известные фило-софы иереи Павел Флоренский, Валентин Свенцицкий и др. Как и в мирное время, задача военных пастырей состояла прежде всего в совершении таинств и в проповеди Евангелия. Во время сражения, в соот-ветствии с инструкцией, местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт( 1 ). Сюда доставляли раненых, которых нужно было исповедовать и причащать. Священники должны были иметь и медицинские навыки, чтобы в случае необходимости помочь врачам и санитарам в их работе. В перерывах между боями пастырь служил молебны на позициях и беседовал с воинами. В задачу священника входило также и погребение убитых. Удивительно, но примеры подлинного героизма имели место всюду — и в тыловых госпиталях, и на передовой. Подвиг, но не обязанность Представление о подвигах военного духовенства часто сводится к стереотипу, что священнослужители на войне в случае необходимости вели воинов в атаку. Но с пастырской точки зрения, этот подвиг вызывал споры. Протопресвитер Георгий Шавельский, признавая в таком проявлении героизма высшую любовь к ближнему, всё же был против того, чтобы вводить подобный подвиг в обязанность, ибо это превратило бы служение пастыря в воинское служение (2). Однако патриотический подъем был столь велик, что таких случаев было немало.

http://e-vestnik.ru/analytics/voennoe_du...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010