Воспоминания о Митрополите Николае Воспоминание о дорогом незабвенном Владыке Николае сводится к одной любви. Любовь – это Владыка! Владыка – это любовь! Тот, кто имел счастье видеть его и общаться с ним, тот познал все радости рая и узнал истинную любовь. Мы, его духовные дети, на протяжении многих лет никогда не видели его строгого взгляда и не слышали ни одного строгого слова. Мы только чувствовали его безграничную любовь, изливающуюся на всех и на каждого в частности. Любовь, которая смиряла нас со всеми превратностями жизни, исцеляла от всех недугов и давала нам полное счастье. Владыка был очень снисходителен к нашим слабостям, все нам прощал, очень бережно и нежно обращался с каждым из нас. Он сделал для нас храм дороже родного дома. Своей глубокой верой он заражал всех. Во время его богослужений мы чувствовали, как высоко парит его дух и увлекает за собой всех молящихся: иконы оживали, и храм наполнялся святыми. Все чувствовали блаженство от близости Бога, Владыка был проводником к Нему. Не было ни одного дня, когда Владыка не сказал бы проповеди. Говорил он простые, живые, любящие слова, от которых у слушателей дрожали губы и неудержимо катились слезы, смягчались сердца и загорались любовью. Это чувство объединяло всех в единой любви и благодарности к Богу, к Владыке, к ближнему и даже... к врагу. Кругом были счастливые и добрые лица. У него любовь к Богу не имела границ. Говоря о страданиях Иисуса Христа, нравственных и физических, он страдал сам, а мы ясно видели страдающего Господа, мы слышали стук молотка, вбивающего гвозди в Его божественные руки; вместе с Ним, висящим на кресте, нас обжигало иерусалимское солнце. Мы все это видели своими духовными очами, переживали, страдали сами, глядя на плачущее, страдающее лицо дорогого Владыки. Владыка не щадил своих сил; во время всенощной он сам всех помазывал елеем, потом говорил проповедь продолжительностью от 1 часа до 1 часа 40 минут и вновь каждого благословлял. В последние годы его лицо иногда выражало физическое страдание. Он переутомлялся, но нас никогда не оставлял без благословения ни после всенощной, ни после обедни. Преисполненный благодати он щедро раздавал ее нам, своим чадам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

27.03.2024 В советское время о Первой мировой войне было принято отзываться как о чуждой народу и неудачной. Имена героев сознательно замалчивались: им не ставили памятники, об их подвигах не говорилось в учебниках. Был забыт и подвиг военного духовенства. Только в последние годы стали известны имена военных священников, выполнявших на войне свой пастырский долг, и совершенные ими подвиги. Ярких священнослужителей, прошедших по дорогам войны, было немало. Так, в рядах военного духовенства некоторое время находились архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). В качестве военных пастырей и проповедников на войне побывали архимандрит Нестор (Анисимов) и иеромонах Николай (Ярушевич), впоследствии митрополиты, а также известные философы иереи Павел Флоренский, Валентин Свенцицкий и др. Как и в мирное время, задача военных пастырей состояла прежде всего в совершении таинств и в проповеди Евангелия. Во время сражения, в соответствии с инструкцией, местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт(1). Сюда доставляли раненых, которых нужно было исповедовать и причащать. Священники должны были иметь и медицинские навыки, чтобы в случае необходимости помочь врачам и санитарам в их работе. В перерывах между боями пастырь служил молебны на позициях и беседовал с воинами. В задачу священника входило также и погребение убитых. Удивительно, но примеры подлинного героизма имели место всюду — и в тыловых госпиталях, и на передовой. Подвиг, но не обязанность Представление о подвигах военного духовенства часто сводится к стереотипу, что священнослужители на войне в случае необходимости вели воинов в атаку. Но с пастырской точки зрения, этот подвиг вызывал споры. Протопресвитер Георгий Шавельский, признавая в таком проявлении героизма высшую любовь к ближнему, всё же был против того, чтобы вводить подобный подвиг в обязанность, ибо это превратило бы служение пастыря в воинское служение (2). Однако патриотический подъем был столь велик, что таких случаев было немало.

http://old.pobeda.ru/i-mirovaya-voyna/po...

Заповеди блаженства Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики. Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства, в которых указал нам путь к небу – в Царство Небесное. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других. А нищий духом – это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто себя всегда укоряет и никого не осуждает. Духовная нищета – это смирение перед Богом и перед людьми. Будем всегда помнить, что в Царстве Небесном не будет душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божии, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены. Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий. Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех – это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчаяние и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь – в прощении от грехов, и в царстве будущего века – в вечном и благодатном веселии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедни­чества (Гомилетический этюд)    Истинная импровизация имеет две нераздельных стороны – оратор знает то, что он скажет 1 , и не знает того, как он скажет.    Импровизации внезапные в узком смысле – те, которыми приходится отвечать, напр., государственному деятелю в парламенте на неожиданные вопросы, адвокату при ведении процесса защиты, профессору, вызываемому к ответу на возражения со стороны слушателей, и пр. – не подрывают нашего определения. Оратор, поставленный в необходимость говорить неожиданно для него, не мог, естественно, приготовить формы для своей речи, но он не говорит, не зная предмета своей речи 2 , – иначе сказать, материальная основа его импровизации уже была готова для момента импровизирования.     В нашем определении импровизации implicite дается мысль о необходимости оратору для импровизирования дарований, общей подготовки и специальных предварительных опытов на поприще ораторской деятельности вообще. Прежде всего мы и попытаемся вскрыть содержание этой мысли в отношении исключительно к ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ импровизации, так как в рамки своего очерка мы помещаем вопросы импровизации, связанные именно с деятельностью проповеднической. Мы укажем – eo ipso –  иллюзорность тех положений, которые направлены со стороны некоторых гомилетов против этой нашей, пока еще априорной для нас, мысли.     Первое необходимое условие, condition sine qui non импровизации 3 , есть ДОСТАТОЧНЫЙ запас знаний, запас мыслей, и когда речь идет о церковном проповедничестве – особенно идей религиозных, необходимо усвоение сознанием проповедующего всего круга христианских истин, учения веры с особенностями его внешнего обозначения и изложения 4 , – настолько ПРОЧНОЕ, чтобы проповедник-импровизатор СВОБОДНО, в момент произнесения проповеди , мог избирать из своей сокровищницы мыслей всё, отвечающее поставленной в его речи цели 5 . Без этого условия, при наличности прекрасных внешних сторон ораторства – голоса, жестов, «огненного» взора, свободного слововыражения – бывает только импровизация слов, но не идей. Недостаток мыслей заставляет возвращаться к идее, уже исчерпанной; налицо – амплификация речи повторениями, варьирование терминов, и речь производит впечатление колокола, издающего всегда один и тот же звук. По меткому выражению одного из западных гомилетов (Мюллуа), это – поистине – погребальный звон красноречию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

монахиня Магдалина (Некрасова) Скачать epub pdf О жизни в эмиграции, о возвращении, ссылке и побеге, а также о знакомстве с игуменом Никоном (Воробьевым) рассказывает его духовная дочь монахиня Магдалина (Некрасова) Это было 17 декабря 1957 года. Это я точно знаю. В 56 году, за год до этого, меня чудом (а это все – Божья милость, великая милость, благодаря которой не погибла целая семья, состоявшая из моей больной мамы и трех маленьких детей, которым к 57 году было 15, 13 и 11 лет). Вернулся отчим, которому дали 25 лет исправительно-трудовых лагерей в Коми АССР. Ему не хватило одной буквы до расстрела. 25 статья, 10 пункт. Наступил 56 год, когда после смерти Сталина пришел Хрущев и стал освобождать людей из лагерей. И вот мой отчим был освобожден и приехал к нам из Инты, которая находится на севере, у Воркуты, в пустыню Казахстана. В ссылку. Мы жили там в землянке в глинобитном домике, и я там работала бухгалтером. Нас все время проверяли, чтобы мы не выходили за переделы нашей ссылки, а если бы мы убежали, то это – 20 лет строгого режима, то есть смерть. Но мама мне все время говорила, что мне надо добежать до Москвы. И я действительно убежала тогда, потому что семья погибала. Так вот, в 56 году нас всех освободили, и архиепископ Ермоген, Царствие ему Небесное, который в Ташкенте был правящим архиепископом и до которого я во время побега добралась, предложил мне работать у него бухгалтером свечного производства, которое у них было начато. Я стала там работать и проработала год. Через год архиепископа Ермогена сняли. Там все время шли проверки – хороших священников, а тем более архиереев убирали, ставили работников КГБ. Я уехала потому, что один батюшка, отец Серафим, сказал мне, что нужно доехать до Москвы, идти к митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) , который был у нас в Париже и там собрал всю эмиграцию, соединил и воссоединил с Московской Патриархией. Потом, к сожалению, парижский митрополит Евлогий, который все это делал, умер. Дальше в Париж присылали таких архиереев, которых русская эмиграция принять не могла, и эмиграция снова разбилась на три юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Сортировать по Исключить новости Мужики Как-то захожу в квартиру к одному такому больному, помню, что жена его называла «Коленька». Казалось, он дремлет, но как только я стал к нему приближаться, больной открыл глаза и молча остановил меня взглядом. Потом спрашивает: «Ты и есть батюшка? «– «Я и есть, — отвечаю, — можешь не сомневаться». «Тогда получи», — и в меня летит костыль. Едва увернулся. 6 июня, 2010 Как-то захожу в квартиру к одному такому больному, помню, что жена его называла «Коленька». Казалось, он дремлет, но как только я стал к нему приближаться, больной открыл глаза и молча остановил меня взглядом. Потом спрашивает: «Ты и есть батюшка? «– «Я и есть, — отвечаю, — можешь не сомневаться». «Тогда получи», — и в меня летит костыль. Едва увернулся. Оказывается, не так и давно в церковных хорах пели одни мужчины, а исполнять обязанности псаломщиков женщинам благословили только на поместном соборе в начале прошлого века. Нет, я вовсе не собираюсь спорить и умалять роль женщины в Церкви, просто иногда кажется, будто мужиков, на самом деле, в храмах не было и вовсе. И от этого становится грустно. Прошла всего какая-то сотня лет и уже нормой стало услышать: – Это, что, у вас на клиросе бас появился? Интересно, как это вам удалось мужичка заполучить? Ещё и с музыкальным образованием? И поёт Христа ради?! Батюшка, да ты кудесник! Рассказывай, и как это тебе удалось? Мужчин в храме ценят. Порою, расхваливая священника, его пастырские качества в подтверждение этих самых качеств, говорят с уважением: — У них в храме много мужчин. И причащается сильная половина рода человеческого сразу же после детей. Сперва несут и ведут малышей, а потом окруженные женским большинством, подталкиваемые и направляемые, идём мы, те, кто когда-то строил храмы и дома, защищал свои семьи, воспитывал будущих мужчин. Теперь нас в храмах осталось мало, впрочем, такое положение дел отражает и реальный расклад роли мужчины и вне церковных стен. Рассказывают, как-то, это ещё в пятидесятых, в одном из московских храмов служил литургию митрополит Николай Ярушевич, известный проповедник и церковный дипломат. Один из тех трёх святителей, кто был приглашен на приём к товарищу Сталину в 1943 году. Так вот, выходит он в конце литургии с чашей на амвон. Людей в храме полно, много причастников — и только одни женщины. Владыка с досадой: «Что, только женщины, ни одного мужчины?» И вдруг в толпе слышится сдавленный мужской голос: — Есть, есть, владыка, я причастник, вот, только никак сквозь толпу не пробьюсь. И тогда митрополит громко с воодушевлением произносит: — Православные, расступитесь, дайте возможность мужчине первым подойти к чаше, и, вообще, берегите мужчин!»

http://pravmir.ru/muzhiki/

Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Настоящий биографический очерк составлен по материалам, помещенным в ЖМП за 1945–1960 годы, и рукописи биографии, составленной сослужителем Владыки протоиереем Н. Пасунько, охватывающей период жизни незабвенного Владыки до 1926 года 4 . Можно с уверенностью утверждать, что имя Митрополита Николая известно во всех уголках земного тара. Передовое человечество, независимо от религиозных и политических убеждений, знает его как пламенного борца за мир и отмечает с глубокой признательностью его проникновенные проповеди и речи. Совершенно объективно и вполне заслуженно Митрополита Николая в широких церковных кругах именуют русским Златоустом. Верующие люди, имевшие возможность читать и счастье слышать его как в России, так и за рубежом, никогда не забудут Владыку и его полного любви голоса. Кроме всего этого, Митрополит Николай является образованнейшим архиереем, удостоенным высшей ученой степени доктора богословия и у нас, и за границей. Присуждение степени доктора богословия православному русскому архиерею в заграничном (Парижском) университете – явление, не имевшее прецедентов в прошлом, но вполне заслуженное. В настоящем кратком очерке хотелось бы отметить несколько страниц богатой историческими материалами биографии высокочтимого Владыки. Фамилия Ярушевич – старинная белорусская. В Гродненской епархии имелось несколько приходских священников – Ярушевичей. Один из Ярушевичей, магистр Петербургской Духовной Академии, является автором очень ценной монографии о ревнителе Православия в Западном крае князе Константине Ивановиче Острожском. В Литовской Духовной Семинарии окончил курс первым учеником Дорофей Ярушевич» отец Владыки Николая. Как даровитый студент он был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии Дорофей Ярушевич вернулся на подину, принял сан священника и служил (затем протоиереем) в г. Ковно. В семье о. Дорофея 31 декабря 1891 г. с/с (13 января 1892г. н/с) родился сын Борис, будущий Владыка Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Николай (Ярушевич) Высокопреосвященный Митрополит Николай, в миру Борис Дорофеевич Ярушевич, окончил Петербургскую Духовную Академию весной 1914 г. первым по списку и получил степень кандидата богословия. Академию он окончил по двум отделениям: историческому и западных исповеданий (миссионерскому) и был оставлен на кафедре церковного права профессорским стипендиатом. С юных лет стремился Борис посвятить себя служению Церкви Божией, мечтал принять монашество. И вот, 10/23 октября 1914 г. в академическом храме Петроградской Духовной Академии Преосвященным ректором, епископом Анастасием двадцатидвухлетний Борис Ярушевич был пострижен в монашество с именем Николай. На другой день 11/24 октября, в храме Иоанновского монастыря (что на Карповке) Владыка Анастасий рукоположил инока Николая в сан иеродиакона, а в воскресенье 12/25 октября в академическом храме – в сан иеромонаха. Проповеднический талант рано проявился у молодого монаха. Даже его проповедь на вступительном экзамене в Академию (1910 г.) заслужила особого одобрительного отзыва. Много проповедовал он и будучи полковым священником Лейб-гвардии Финляндского полка (с 18 октября по 27 декабря 1914 г.) В связи с тяжелым заболеванием ревматизмом иеромонаха Николая отзывают с фронта и он возвращается к научно-педагогической работе в Академии. 19 августа 1915 г. иеромонах Николай назначается преподавателем литургики, гомилетики, церковной археологии, практического руководства для пастырей, немецкого языка в семинарии. Одновременно напряженно трудится молодой инок над магистерской диссертацией, защита которой состоялась 16 декабря 1917 г. Капитальный труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)» был высоко оценен Советом Петроградской Духовной Академии и удостоен Макарьевской премии. 20 ноября 1918 г. о. Николай назначается в Петергоф настоятелем Петропавловского бывшего придворного собора, где не было прихода и надо было заново налаживать приходскую жизнь. Петергофцы горячо полюбили своего нового пастыря. Его приветливость, ласковость, доброта, скромность и в особенности его пламенные проповеди, которыми он сопровождал каждое свое богослужение, покорили все сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Николай (Ярушевич) Митр. Николай (Ярушевич) 28 января 1944 г. назначен митрополитом Крутицким , управляющим Московской епархии и, по положению Русской Православной Церкви, патриаршим наместником. В этом же году награжден предносным крестом при богослужении. В марте 1944 года выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского — дара Русской Православной Церкви. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви . В апреле 1946 г. был назначен председателем вновь созданного Отдела Внешних Церковных Сношений при Священном Синоде. 25 марта 1947 г. в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане присвоен титул " Крутицкого и Коломенского " . За совокупность богословских трудов 11 апреля 1949 года получил ученую степень доктора богословия . Святейшим Патриархом Алексием на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Так, в августе 1945 г. он блестяще выполнил миссию по воссоединению Русских Православных приходов во Франции с Матерью-Церковью. Затем возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Англию, Румынию, Чехословакию и др. В мае 1957 г. осуществил акт воссоединения Финляндской Церкви с Московским Патриархатом. Как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского Комитета защиты мира, членом Палестинского Общества при Академии Наук СССР и членом Славянского Комитета СССР. Человек редкой скромности и вместе с тем сильной воли и необычайно твердый в своих решениях. Авторитет его чрезвычайно велик как среди духовенства, так и среди мирян. Замечательно трудоспособный и на редкость выносливый. Деятельный и инициативный человек. Впрочем он был не чужд стремлений к славе земной в ущерб небесной. Он весьма дорожил той популярностью, которую имел среди жителей Петергофа, Ленинграда и Москвы. Как настоящий дипломат, он мог принять человека чрезвычайно любезно и приветливо, обещать ему много, не имея при этом намерения выполнить обещания.

http://drevo-info.ru/articles/3965.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере В храме небесного покровителя С Николо-Богоявленским собором связаны судьбы многих выдающихся пастырей Русской Церкви. Несколько лет своей жизни посвятил собору один из самых ярких церковных деятелей середины XX века архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). Интриги сослужителей, страх перед арестом и тяготы священнического быта конца 1930-х, но и любовь прихожан вкупе с опытом искренней дружбы — все это пережил он в период своего настоятельства. С Николо-Богоявленским собором связаны судьбы многих выдающихся пастырей Русской Церкви. Несколько лет своей жизни посвятил собору один из самых ярких церковных деятелей середины XX века архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). Интриги сослужителей, страх перед арестом и тяготы священнического быта конца 1930-х, но и любовь прихожан вкупе с опытом искренней дружбы — все это пережил он в период своего настоятельства. Никаких преимуществ Указом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) 4 марта 1938 года настоятелем Николо-Богоявленского собора был назначен архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). Он занимал эту должность до 19 мая 1939 года, после чего до 26 октября 1940 года состоял в штате Николо-Богоявленского собора как рядовой священнослужитель. По свидетельствам прихожан, архиепископ Николай в эти годы почти всегда служил иерейским чином, иногда без диакона (впрочем, как и митрополит Алексий). Знаки архиерейского достоинства он возлагал на себя крайне редко. Владыка нес обычную священническую череду (его чередным днем была среда) и совершал все требы — крестил, исповедовал, причащал болящих на дому, соборовал, отпевал. После освобождения от должности настоятеля никакими преимуществами по отношению к прочим священнослужителям собора иерарх не пользовался. Мария Федоровна Анфимова, духовная дочь святителя, вспоминала, что накануне и в самый день праздника отдания Пасхи 1939 или 1940 года в верхнем храме Николо-Богоявленского собора торжественно служил весь причт, а архиепископ Николай в это время служил в нижнем храме требы.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=23027

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010