ЦВ 15-16 (460) август 2011 /  26 августа 2011 г. Свидетельство о вере через диалог с миром Вот уже 65 лет Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата занимается разрешением сложнейших задач, которые ставит перед Церковью время.  История одного из важнейших синодальных учреждений началась в 1946 году. Осмысливая прошедшие десятилетия, понимаешь, что всё многообразие жизни Русской Православной Церкви проходило в то время через ОВЦС. Апостол Павел, говоря о различных церковных служениях, указывает на то, что все они должны быть направлены на созидание Тела Христова (Еф. 4, 12). Для отдела всегда было важно поддерживать тесную связь со всем церковным организмом, не замыкаясь в границах своей основной деятельности. Именно внутри его структуры велась работа, которая впоследствии стала сферой ответственности самостоятельных синодальных учреждений: Отдела по религиозному образованию и катехизации, Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и др. Можно без преувеличения сказать, что во второй половине XX века Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата сосредотачивал в себе и развивал то многообразие церковных служений, которое ныне определяет лицо возрождающегося русского православия. А сколько выдающихся иерархов, ревностных пастырей, талантливых богословов, посвятивших свою жизнь служению Церкви Христовой, трудилось и продолжает трудиться в стенах этого синодального учреждения! Конечно же, вехи истории отдела тесно связаны с личностями его председателей. Более того, служение каждого председателя — целая эпоха в жизни не только отдела, но и всей Русской Церкви. На начальном этапе его истории отдел возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). За время председательства в ОВЦС владыка Николай пережил и период восстановления структур Церкви во второй половине 1940-х, и начало хрущевских гонений в конце 1950-х.

http://e-vestnik.ru/analytics/svidetelst...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими» 70 лет назад произошла встреча И.В.Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Протоиерей Николай Булгаков   10:52 04.09.2013 3369 Время на чтение 19 минут Эта историческая, как ее сразу стали называть - и, конечно, справедливо, - встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы. «Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась, - вспоминал Марк Харитонович Трофимчук (1919-2005), в течение многих лет бывший преподавателем церковного пения и руководителем хора в Московской Духовной семинарии. - И таким неожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви - местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинг радского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции Описание: Архиепископия сформировалась на основе приходов, организованных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 г. Временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета в марте 1921 г. было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В силу исторических обстоятельств в 1931 г. приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с этим решением и заявила о своей верности Московскому Патриархату, основав в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились другие; позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия . В послании к пастве в феврале 1931 г. митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы... не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений». 29 августа 1945 г. митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом, в котором излагалась просьба об объединении с Русской Православной Церковью. В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев». 7 сентября 1945 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской Патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5510399...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 – †5.2.2006 С преподобным преподобен будеши… Древнее изречение явило свою вечную правоту в жизни отца Иоанна. Он застал многих людей, которых мы теперь почитаем в лике святых Русской Церкви. В отрочестве он паломничал к старцу священноисповеднику Георгию Коссову 1 . Большое влияние на юного Ивана оказал священномученик владыка Серафим (Остроумов). Батюшка приобщился и к оптинской традиции, окормляясь у последнего оптинского старца игумена Иоанна (Соколова). В монахи батюшку постриг духовник — глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) 2 . Псково-Печерский монастырь познакомил батюшку с преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным) 3 и сослужителем праведного Иоанна Кронштадтского митрополитом Вениамином (Федченковым) 4 . Архимандрит Иоанн родился в Орле. С шести лет проходил пономарское послушание; был при владыке Серафиме (Остро­умове). Закончив среднюю школу и бухгалтерские курсы, работал в Москве бухгалтером, окормлялся у игумена Иоанна (Со­колова), последнего оптинского старца. В январе 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а 25 октября 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I совершил иерей­скую хиротонию в Измайловском храме Рождества Христова. Закончив Московскую Духовную семинарию и академию и подготовив в 1950 г. диссертацию, отец Иоанн не смог ее защитить, потому что был арестован как ревностный пастырь и приговорен к семи годам лагерей. Освобожденный досрочно в 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию, а через два года — в Рязанскую, где за 11 лет служения 5 раз перемещался с прихода на приход. 10 июня 1966 г. отец Иоанн принял монашество. Постригал его глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). В марте 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1970 г. он был введен в сан игумена, в 1973 г. — в сан архимандрита. Богата жизнь батюшки на встречи с преподобническим житием. Отец Иоанн непрестанно впитывал живое слово Божиих людей, и когда оно звучало издалека — заочно. Батюшка никогда не виделся с митрополитом Сурожским Антонием, и все же духовное единство — в молитве — было. Архимандрит советует просить о близких словами владыки Антония: “Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь имярек в Свою руку и делай то, что я жажду делать, но не могу. Аминь”.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать. В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн. В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ca...

Внутренний, или нравственный, церковный суд, действующий в совести и над совестью, в области духовной жизни человека имеет свое приложение в исповеди как акт богоучрежденного таинства покаяния. Он имеет своим основанием евангельский закон, предметом – грех , во всех его степенях и видах проявления, как противное началам евангельского закона движение человеческой души, обвинителем – самою совесть кающегося. Внутренний суд Церкви чужд каких бы то ни было процессуальных юридических форм, не имеет по самому своему существу внешних принудительных форм, основываясь на свободном подчинении подсудимого власти духовного отца и суду своей карающей совести; не может быть речи о каких-либо гражданских последствиях этого суда, не имеющего никаких принудительных мер к обвинению. Для полноты характеристики внутреннего суда мы должны, наконец, сказать о том, что он имеет в своем распоряжении лишь строго исправительные меры воздействия на человека, определяя себя как врачевание человека. Внешний церковный суд – иначе, общественный или публичный – по своим основным свойствам представляет собою институт, отличный от суда внутреннего, близкий по своему внешнему обрядовому аксессуару к светскому – гражданскому и уголовному суду. Основаниями его являются тот же евангельский закон, который лежит краеугольным камнем в суде внутреннем, интимном, и церковный канон как церковно-правовая норма; объектом же своим этот вид церковного суда имеет не грех, но греховное преступление, или выявленное вовне греховное движение человеческой души, связанное с нарушением законов христианской веры, нравственности и дисциплины. Таким образом, в некоторых отношениях церковный суд касается общественной жизни христиан, рассматривая внешние противоевангельские и противоканонические действия человека как члена общества, совершенные публично, могущие произвести соблазн в церковном обществе, это – во-первых; во-вторых – касается потому, что в круг своей юрисдикции вводит такие предметы: веру, правила нравственности, богослужение, церковную дисциплину, – которые, по выражению епископа Иоанна Смоленского, «раскрываются под формами жизни общественной и имеют с нею существенную связь» 2 . Внешний церковный суд имеет свою организацию судебной власти и юридические формы, в которых по установленным законам должна производиться его судебная деятельность, покоящаяся уже на его внешней принудительной силе; имеет в своем распоряжении систему церковных наказаний, налагаемых им за нарушение членами Церкви евангельских и церковно-правовых норм, и в числе этих наказаний располагает, если и не во всех периодах своего существования, такими наказаниями, которые сопровождаются гражданскими последствиями для подсудимого (заключение в монастырь, денежные штрафы, извержение клириков из сана).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Возрожден храм воинской славы 12 мая 2015 г. 18:07 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 9 мая 2015 года. Дорогие братья, сестры, друзья, Христос Воскресе! Вновь поздравляю вас с продолжающимися пасхальными днями и особенно с отмечаемым ныне 70-летием Победы нашего народа, с датой окончания Великой Отечественной войны. Сегодня будет проходить парад на Красной площади, сегодня ветераны получат поздравления в самых разных городах и весях не только Российской Федерации и не только стран исторической Руси, но и стран всего мира. Состоится массовое шествие в центре Москвы — от Белорусского вокзала, откуда уходили на фронт многие и многие тысячи людей, до Красной площади. А вчера совершилось освящение последнего храма, который был разрушен в Москве — храма Преображения Господня на одноименной Преображенской площади. Это храм воинской славы, который не случайно связывается с самыми судьбоносными периодами истории нашего Отечества, в том числе с появлением при императоре Петре I регулярной русской армии. Это храм, в котором служил пламенный проповедник Слова Божия митрополит Николай (Ярушевич). Это храм, который и разрушен был, возможно, именно потому, что в нем служил любимый всей церковной Москвой и многими во всей Русской Церкви архипастырь. Святейший Патриарх совершил освящение этого воссозданного храма в присутствии воинства, представителей высшего государственного руководства и большого числа молящихся, в том числе тех, кто в течение многих десятилетий собирал подписи под прошениями, отправляемыми священноначалию Церкви и властям, о восстановлении этого храма. Я как «абориген» север-востока Москвы прекрасно помню Преображенскую площадь в 70-е и 80-е годы. Это место всегда поражало своей непередаваемой духовной пустынностью. Площадь, отмеченная в истории тем, что в ее районе начиналась воинская слава петровской армии, известная тем, что рядом находится старообрядческое кладбище, также ставшее одним из значимых мест христианского наследия города, — представляла собой обычную транспортную развязку. На ней не было ничего, что свидетельствовало бы о ее богатой истории. Самым примечательным зданием оставался в течение нескольких десятилетий Институт дальней радиосвязи — уважаемое учреждение, в котором совершались и совершаются многие труды, важные для нашего государства и для нашего воинства. Но на этом здании в советское время не было вывески, так как институт был сугубо секретным. И больше ничего значимого на площади не было — были только выходы из метро, довольно неказистые по виду.

http://patriarchia.ru/db/text/4077330.ht...

Восхищение Царства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 (к девяностолетию протоиерея Василия Николаевича Серебренникова Библейские пророки говорили о себе: “И было ко мне слово Господне”. Преподобный Силуан Афонский на поставленный им самим вопрос: “Как говорят совершенные?”, — отвечал: “Они говорят не от себя”. О ветхозаветных пророках и праведниках, общавшихся с Богом, и о великих святых нового времени, кому Господь непосредственно открывал Свою волю, знает весь христианский мир, но мало кто знает и верит, что в наши серые будни, в нашу повседневность Господь Ему Одному ведомым образом и сейчас посылает людей, умеющих слышать голос Божий и говорить не от себя. Одним из таких тайных сосудов Божественной благодати, кому Господь открывал Свою волю, был скончавшийся 30 дек. 1996 года московский протоиерей Василий Николаевич Серебренников. Он родился 30 окт. (н. ст.) 1907 года в Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата. В 1925 г. Василий Николаевич окончил среднюю школу, в 1930 г. — медицинский факультет Первого Московского Университета. В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но Господь прервал его врачебную деятельность и поставил на новое поприще. 28 марта 1948 г., на Крестопоклонной неделе митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил Василия Николаевича Серебренникова в сан диакона, через неделю — в сан иерея. Первым местом служения отца Василия был храм святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, затем с сентября 1955 г. — храм Воскресения Словущего (ныне подворье Иерусалимского патриархата) в Филипповском переулке близ Гоголевского бульвара.

http://pravmir.ru/voshishhenie-tsarstva/

Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании общего собрания членов Издательского Совета 17 октября 2012 г. 20:31 16 октября 2012 года состоялось общее собрание членов Издательского Совета Русской Православной Церкви. Заседание открыл председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , который в своем выступлении рассказал об основных направлениях деятельности возглавляемого им синодального учреждения. Сердечно приветствую всех членов общего собрания Издательского Совета Русской Православной Церкви! Это заседание является заключительным в нынешнем составе. Мы проработали вместе три года, и сделано было много. Сегодня мы обсудим отдельные аспекты проделанной работы и наметим планы на будущее. Начать, пожалуй, стоит с самого Издательского Совета. История этого старейшего Синодального учреждения своими корнями уходит в середину XX века. Его возглавляли такие видные иерархи нашей Церкви: Святейший Патриарх Сергий , митрополит Николай (Ярушевич) , митрополит Никодим (Ротов) , митрополит Питирим (Нечаев) и другие, но тогда, в условиях советского тоталитарного режима, стояли одни задачи, а сейчас иное время церковной жизни, время, требующее предельных усилий духовно просвещать народ, и перед нами Святейшим Патриархом и Священным Синодом были поставлены новые задачи и цели, которыми до этого никто не занимался. Нам пришлось работу Совета строить, в прямом и переносном смысле этого слова, с нуля. Еще три года назад штат Издательского Совета состоял всего из нескольких человек, которым были выделены для работы пара кабинетов. Сегодня Издательский Совет — сложившееся синодальное подразделение, решающее важные общецерковные вопросы. Структура Совета состоит из 4 секретариатов и 3 служб, в которых трудится более 60 квалифицированных специалистов, работающих над реализацией поставленных перед нами задач, а также Коллегии по рецензированию и 12 рабочих групп. Конечно, и по сей день мы испытываем некий дефицит в профильных сотрудниках, имеющих специальную подготовку, что в первую очередь относится к отделу рецензирования и экспертной оценки, на который приходится большая нагрузка. Чтобы оценить масштаб проделанной нами работы, озвучу ряд статистических данных.

http://patriarchia.ru/db/text/2534146.ht...

диакон Андрей Скачать epub pdf Чем православие хуже протестантизма? Парадокс состоит в том, что практически все обвинения, которые протестанты высказывают в адрес Православия, применимы к ним самим. Например, протестанты обвиняют православных в том, что мы слишком мало проповедуем. Но протестантская миссия не знает успехов, подобных тем, что знала миссия православная. Насколько мне известно, при всем их миссионерском энтузиазме протестантам не удалось присоединить к христианскому миру ни одного народа сверх тех, что были обращены еще православными и католическими миссионерами. Те народы и те страны, что и поныне считаются христианскими, были таковыми еще до Лютера. За последние столетия протестантам удалось несколько народов оторвать от католичества (но вновь повторю: эти народы стали христианскими усилиями еще до-протестантских миссионеров). Протестантам (впрочем, в мере, вполне сопоставимой, а иногда уступающей католикам и православным) удалось создать довольно большие общины во многих ранее языческих странах. Но обратить целиком какую-либо страну ко Христу они не смогли. Успехов, подобных миссии Кирилла и Мефодия или подвигу равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, протестанты не знают. Сегодня православные мало используют свой собственный опыт. Но этот опыт – есть. Чтобы стать миссионером, не обязательно уходить из православия в протестантизм. Более того, если поставить вопрос о миссионерстве в богословскую перспективу, если задуматься над тем, в какой из конфессий потенциально богаче миссионерские и “поучающие” возможности, то окажется, что именно в православии. Протестантизм избрал одну форму проповеди: проповедь через речь, призыв, рассказ. Православие, признавая и практикуя такую же словесную проповедь, умеет еще, например, проповедовать в красках. Каково имя самого великого русского христианского проповедника ХХ века? Кто привел более всего сердец ко Христу? Кто в самые мрачные годы госатеизма вновь и вновь будоражил души тысяч людей и поворачивал их лицом к Евангелию? Нет, это не отец Александр Мень, не митрополит Николай Ярушевич  и не митрополит Антоний Сурожский . Ясно, что это и не Билли Грэм. Это – Андрей Рублев. Его иконы, как и “черные доски” других древних иконописцев своими поразительными глазами тревожили души, не давали им окончательно потонуть в потоках атеистических издевок над Евангелием и Россией. Эмпирически, фактически, тысячами и тысячами судеб доказано, что икона может быть проповедью. Почему же протестанты, озабоченные проповедью, не используют этот способ обращения к людям?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010