Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Монашество преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) принял в 1920 году одновременно со своей женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде. До принятия монашества Василий Николаевич был преуспевающим купцом, торговал пушниной с Англией, Францией, Данией, Германией, Австрией. Его духовным отцом и наставником был знаменитый старец Гефсиманского скита преподобный Варнава. Отцу Серафиму пришлось пройти множество послушаний, и наконец он был назначен духовником Александро-Невской лавры. Перед этим он принял великую схиму. В Александро-Невскую лавру, за наставлением и советом к старцу, потянулись люди. Часто в келью, где он принимал, тянулась длинная очередь. С отцом Серафимом советовались будущие новомученики святитель Серафим (Чичагов) , епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) старец предсказал будущее патриаршество. «Бог сподобил меня быть келейницей у отца Серафима в то время, когда он был духовником Александро-Невской лавры, – вспоминает монахиня Вероника (Котляревская). – Много светлого и много тяжелого переживала я в эти годы. Надо было уметь поговорить со всеми приходящими и очень внимательно следить, чтобы благословение батюшки было передано в точности. В его келию стучались непривычные гости: профессора, люди искусства и литературы. Интеллигенция, так долго стоявшая вдали от Православия, теперь упорно стремилась к Церкви. Пришел раз к ранней обедне старик – профессор, известный специалист. Красивое, умное лицо, седые волосы и борода. Смиренно опустился он на колени перед иконой Спасителя и простоял так всю обедню, низко опустив голову. Только изредка, чтобы никто не видел, смахивал потихоньку набегавшие слезы. Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Мне было жаль его, и я пыталась уговорить приходивших в поздний час к дверям его келии перенести встречу на другой день, но батюшка уже звал их к себе. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждавшие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...“

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приложение Проповеди Епископа Николая Петергофского 1922–1926 года. Ленинград (Фрагменты, записанные слушателями) Слово, сказанное в церкви Благовещения за всенощной 22 ноября 1922 г. Избранному воеводе земли Российская, светлому украшению Церкви православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому. Из глубины веков смотрят на нас кроткие, лучезарные глаза Александра Невского. Ангел телом, ангел душой был он. Красивый, с черными кудрями, с бледным задумчивым лицом. Как орел, носился он от одного края Руси до другого, отгоняя врага. Когда закончились дни его земной жизни, он не упал на землю, но взвился на небо, туда, к престолу Божию. Оттуда молится он за нас, скорбит и болеет о нас. Великий княже Александре, прости и еще раз прости нас, не сумевших сберечь твою святыню. Научи нас любить Христа. Не оставь нас сиротами одинокими, не покидай нас духом, ты, покинувший нас телом. Будь же нашим Ангелом-Хранителем, как был ты им для наших предков. Укрепи, поддержи нас, готовых каждую минуту продать своего Христа! А сейчас будем молиться святому благоверному князю Александру Невскому, будем горячо ему молиться и просить его не оставлять нас одинокими. Еще раз прости нас, святый княже Александре! Люди Владимирские горько плакали, прощаясь с князем Александром, а как мы должны плакать, что осмелились вскрыть твою святыню! Это не наша воля, прости нас! Аминь. Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова (на Стремянной ул.) за обедней 4 декабря 1922 г. (Св. Троицы, Жен Мироносиц) Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. В этой кратенькой молитве, которую мы так часто слышим в церкви, да и не только в церкви, но и дома, когда молимся, так больше других приходится произносить вот эту кратенькую молитву: Господи, помилуй! Сколько в ней воодушевления, сколько сокрушения. Вот душная подземельная катакомбная церковь первых христиан, принужденных скрывать свое христианское звание. Доносится до нас через века и столетия их вопль: «Господи, помилуй!» Всемирное событие – Воздвижение Креста Господня. Вся собравшаяся толпа торжественно поет: «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Под сенью олив Художественно-документальная повесть Главная задача, которую поставил перед собой автор — передать атмосферу жизни верующих людей в 1950–1980е годы в Советском Союзе. А основная тема книги — поиск и сохранение живой веры через непрестанную молитву и покаяние. У главной героини много прототипов, но при этом в повести действуют реальные исторические лица, имена которых не изменены. Это митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Сергий (Голубцов), блаженная старица Любушка, матушка Маргарита дивеевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, старец Андроник (Лукаш) . Глава первая. Детство в монастыре Как хорошо ей было здесь — под кроной дерева, вернее, под кронами деревьев всей оливкой рощи. Каждое дерево она «знала в лицо», каждому дала свое имя и разговаривала с ними, прибегая утром на уступ монастырского холма. И все-таки одно дерево она выделяла среди всех и особенно любила. Она назвала его Афина. Оно связывало ее с умершей матерью, которая часто в разговорах повторяла это красивое имя. Мама была гречанкой, она умерла почти вслед за отцом, так рано, что Геля даже лица ее не помнила, помнила только голос и это повторяющееся слово «Афина». Потом она узнала, что семья бабушки раньше жила в городе Афины и об этом, видимо, любила вспоминать мать. «Здравствуй, Афина», — кричала Геля старой оливе, которая, пожалуй, действительно заслуживала имя богини мудрости, так как была пятисот лет от роду и очень многое помнила из той жизни, которая протекала на этих холмах и неподалеку — в святом граде, что на всех языках мира один единственный назывался именно так. В Горний монастырь сиротка попала тогда, когда ей едва исполнилось четыре года. Ко времени начала нашего повествования ей было уже семь лет. Девочка отличалась неповторимой внешностью: черные вьющиеся волосы обрамляли вылепленное по канонам античной красоты лицо. Но благодаря очень живым глазам, которые каждую минуту готовы были загореться весельем, классической строгости в этом лице не было. И в характере девочки также сочетались разные качества: основательность и любознательность, аккуратность и послушливость, и одновременно — живость, веселость, фантазерство.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Русская Православная Церковь на Северо-Западе в 1941–1945 годах. Часть 1 Передача танков. Митрополит Николай (Ярушевич) напутствует воинов Всем известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но не столь многие знают, что это воскресенье было по церковному календарю неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник был установлен в преддверии жестоких гонений и испытаний для Русской Церкви и явился своеобразным эсхатологическим знамением мученического периода в истории России, но в 1941 году он промыслительно явился началом освобождения и возрождения Церкви. Русские святые стали той духовной стеной, которая остановила бронированную немецкую машину с оккультной свастикой. В первый же день войны, за 11 дней до сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской Православной Церкви». «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и Родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины» . Значение этого послания трудно переоценить. Гонимая Православная Церковь сама протягивала руку помощи, но не столько атеистической власти, сколько заблудшему и несчастному русскому народу. В послании местоблюстителя Сергия речь идет только о народе и о всенародном подвиге, ни слова о вождях, которые в это время практически безмолвствовали. Восстанавливался в своем значении русский православный патриотизм, гонимый, оплевываемый и осмеиваемый космополитами-коммунистами. От воспоминания святых вождей русского народа Александра Невского и Димитрия Донского в речи местоблюстителя нить протягивается к соименным правительственным орденам и к сталинским словам из речи от 3 июля 1941 года: «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского – вперед к победе!»

http://pravoslavie.ru/34155.html

Русская Православная Церковь РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89412.html 10 октября 2011 Джейн Эллис Русская Православная Церковь Согласие и инакомыслие Глава первая ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА ДО 1974 ГОДА Члены Русской Православной Церкви, не согласные с политикой, проводимой руководителями Московской Патриархии, не проявляли себя открыто до конца пятидесятых годов. Лишь много лет спустя их суще – / ствование заметили за границей. Их взгляды распро – " странялись только в самиздате, то есть в рукописных или машинописных текстах, которые передавалцсь подпольно из рук в руки. Понадобились годы, прежде чем были найдены надежные каналы, по которым эти рукописи смогли тайно передавать на Запад. Ранние документы 11 самиздата, попавшие на Запад, обрисовывали картину церковной жизни настолько иначе, чем об этом высказывались высшие иерархи, что, за редким исключением, они вызывали лишь удивление и недоверие и были оставлены без внимания. РАННИЙ ПЕРИОД Некоторых церковно мыслящих людей заставило встать на защиту религии вообще и их Церкви, в частности, начало хрущевской антирелигиозной кампании. Восстановление Московской Патриархии во время войны, открытие церквей, монастырей и духовных школ было таким неожиданным событием, что вначале не раздалось ни одного независимого голоса, выступившего бы против ограничений церковной деятельности, которые продолжали существовать. Не протестовали даже после смерти Сталина, последовавшей в 1953 году. Однако резкий рост антирелигиозной пропаганды, начиная примерно с 19S8 года, побудил некоторых смельчаков возвысить голос протеста. Руководители Церкви, безусловно не одобрявшие, как и простые верующие, антирелигиозное неистовство, молчали. Митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), пробовавший возражать, был быстро удален на покой и вскоре после этого скончался. Ранний период диссидентства в Русской Православной Церкви до 1967-68 годов уже описывался многократно1. Поэтому мы здесь лишь кратко упомянем об этих годах, включив, однако, некоторые недоступные до сих материалы, а затем перейдем к более подробному описанию православного диссидентства, начиная с конца шестидесятых годов.

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

Свиток жизни. Слово в четверг 5-й седмицы Великого Поста Митрополит Николай (Ярушевич) Слово, сказанное на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Великого Поста На пятой седмице Великого поста в последний раз в этом году читается покаянный канон святого Андрея Критского и закрывается книга этого Великого канона до будущего года. И еще раз читать святые слова покаянного канона будут те из нас, кто доживет до будущего года, и внимать им, этим словам, и многочисленным воздыханиям: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , будут те, кого благословит Господь встретить Великий пост в будущем году. Много-много раз при чтении этого канона мы повторяли слова: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , и, повторяя их много раз, как бы видели раскрывающийся свиток всей жизни нашей: от дня рождения и не только до сегодняшнего дня жизни каждого из нас, но и до дня смерти, и дальше до дня последнего и Страшного Божьего Суда. Как началась жизнь каждого из нас? Плачем. И не было бы страданий рождающей нас и рождаемого, если бы не было вины и нечистоты. Какой? Что вопияло во мне, когда я, новорожденный младенец, начал жизнь свою плачем? Ни памяти, ни разума еще не было у меня. Вопияла моя природа от внутреннего несовершенства ее, от того, что рождается каждый младенец с печатью наследственного греха наших прародителей и с наклонностью ко греху, какую наследовал каждый из нас от своих праотцев. И когда мы, осквернявшие жизнь свою многими грехами, об этом вспоминаем, когда мы напоминаем себе о том, что рождаемся с наклонностью ко греху,- а наш долг ее препобеждать, и мы не сумели этого сделать,- опускается низко наша голова и при воспоминании первого дня нашего рождения из сердца исторгается этот молитвенный вопль: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя! " Призри, Боже, на бедное Твое создание, которое родилось с наклонностью ко греху, которое не захотело за долгие годы жизни земной удержать себя от этой наклонности и теперь страшится Твоего праведного суда! Пока мы еще были бесчувственными и несознающими существами. Господь Бог, наш Отец чадолюбивый, ввел нас в ограду Святой Своей Церкви, даровал каждому из нас, православных младенцев, счастье получить благодать Святого Крещения. В Святом Крещении Церковь Святая омыла с нашей души эту печать, остатки наследственного греха наших прародителей, первых людей. Она сделала каждого из нас чистым, она облекла нашу душу в ангельские одежды, она запечатлела нас знамением Святого Креста, омыла, освятила нас и для того, чтобы укрепить наши духовные силы, в святом Таинстве Миропомазания дала нам дары Святаго Духа, укрепляющие нас на духовную жизнь, на борьбу с искушениями, с соблазнами, с пороками и страстями.

http://pravoslavie.ru/1667.html

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов 1 . Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “пере­мирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. Поздно вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча 2 И. В. Сталина, В. М. Молотова и Г. Г. Кар­пова с делегацией Русской Православной Церкви, которую представляли Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) и Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Николай (Ярушевич). Правительство, в течение двух с половиной десятилетий топившее в крови свой народ, опиравшееся на гигантский репрессивный аппарат и панически боявшееся каждой незаурядной личности, теперь ощутило необходимость союза с Церковью. С тех пор началась активная международная деятельность Церкви, и эта деятельность соответствовала интересам государства; одновременно совершалось служение Церкви внутри страны, которое этим интересам отвечало значительно меньше или не отвечало вовсе, что и привело в конечном итоге к новой волне гонений. Святая Соборная Апостольская Церковь есть Церковь святых: она состоит из святых, воспитывает святых и живет в общении со святыми, уже переселившимися в горний мир. Тот, кто святости в себе не имеет и к ней не стремится, чужд Церкви. Эпоха репрессий, обрушившихся на Русскую Православную Церковь после 1917 года, поставила ее вровень с Церковью первохристианской, Церковью мучеников и исповедников, и подобно тому, как героизм древних мучеников, их презрение к смерти и верность Христу служили наглядной проповедью христианства и привлекали в Церковь новых адептов, в России 20-х и 30-х годов клир Православной Церкви пополнялся людьми, сознательно избиравшими жребий страданий.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин посетили воссоздаваемый храм Преображения Господня на Преображенской площади столицы 30 октября 2014 г. 17:01 30 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы  С.С. Собянин  ознакомились с ходом строительства храма Преображения Господня на Преображенской площади российской столицы. Предстоятеля Русской Православной Церкви и столичного градоначальника сопровождали депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.В. Кибовский, префект Восточного административного округа г. Москвы В.А. Тимофеев. Также в осмотре участвовали председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата, председатель правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы  архиепископ Егорьевский Марк , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным викариатством г. Москвы  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , благочинный Воскресенского округа столицы протоиерей Александр Дасаев. Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин осмотрели верхний и нижний храмы, ознакомились с расположенной в стилобатной части храма музейной экспозицией,  в которой представлены предметы, найденные при проведении археологических изысканий на месте строительства. По окончании осмотра Предстоятель Русской Церкви поблагодарил В.И. Ресина и всех, кто принимает участие в деле, имеющем важное историческое значение, — в воссоздании Преображенского храма, взорванного в 1964 году по указанию Хрущева. Это был последний случай уничтожения действующей церкви в Москве. По словам Его Святейшества, храм был разрушен неслучайно — здесь служил  митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) , «который пользовался огромной популярностью в нашем народе и который посмел возвысить голос в защиту Церкви в начале гонений в 1959 году».

http://patriarchia.ru/db/text/3818426.ht...

Святыни, разрушенные войной Церковь Благовещения на Городище. Великий Новгород Страшные потери и чудовищные разрушения принесла нашему Отечеству война 1941-1945 гг. В течение первых же месяцев войны многие русские православные святыни были превращены в груды битого кирпича. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно и планомерно. Любая война несет с собой горе и страдание для народа, разрушаются города, гибнет культура. Но никогда мировая история не знала таких потерь и чудовищных разрушений, какие были совершены немецко-фашистскими захватчиками на территории нашего Отечества в 1941-1945 гг. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно, планомерно, по прямому предписанию Гитлера, объявившему, что «памятники истории на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». Был прямой гитлеровский приказ «сравнять Ленинград (Санкт Петербург) с землей», не только этот город, но и Москву, и все центральные города страны. Молниеносный захват русских территорий в первые месяцы войны, тотальное уничтожение всего на своем пути превратили в груды битого кирпича многие православные святыни. Сильно пострадал древнейший центр православия - Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие церкви. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры. От этого храма осталось лишь незначительная часть. Экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) писал: «Нельзя без пронизывающей все внутреннее существо скорби смотреть на груды развалин, высящихся на месте взорванной немцами Великой Лаврской церкви, или Успенского собора, созданного гением бессмертных строителей… Перед взрывом собора немцы вывезли ценности в крытых грузовиках.. Так называемая «Верхняя Лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора их руками ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырские корпуса». Разрушению и осквернению подверглись и другие святыни этого древнего города. В Чернигове разрушен древнейший храм св. Параскевы (конец XII в.) Пятницкого монастыря. 23 августа 1941 г. храм полностью выгорел от зажигательной бомбы, а 26 сентября 1943 г. стены храма разрушены во время воздушной бомбардировки отступающих войск неприятеля.

http://pravoslavie.ru/5212.html

Скачать epub pdf ГЛАВА VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) В конце августа 1943 г. гражданская власть предложила Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) возвратиться в Москву. На вокзале митрополита Сергия, который выехал из Ульяновска вместе с протоиереем Николаем Колчицким и архимандритом Иоанном (Разумовым), встречали митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), срочно приехавший для этого в Москву, и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . 4 сентября в Патриархию позвонил представитель Совнаркома Союза и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Православной Церкви. Встреча может произойти в любое удобное для них время в течение недели. Митрополит Сергий поблагодарил за внимание к нуждам Церкви и выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Звонил в Патриархию начальник 4 отдела III управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Г. Г. Карпов после беседы со Сталиным и по его приказу. Позже Карпов записал содержание беседы и те вопросы, которые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что известно о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в Советском Союзе и количество епископата». Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что «нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Церкви». Карпов предложил образовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов по образцу Комиссии по делам культов при ВЦИКе, но Сталин решил, что это будет Совет по делам Русской Православной Церкви не при Верховном Совете, а при правительстве. «На Совет будет возложено осуществление связей между правительством Союза и Патриархом... Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и получает указания от правительства» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010