Мужики Как-то захожу в квартиру к одному такому больному, помню, что жена его называла «Коленька». Казалось, он дремлет, но как только я стал к нему приближаться, больной открыл глаза и молча остановил меня взглядом. Потом спрашивает: «Ты и есть батюшка? «– «Я и есть, — отвечаю, — можешь не сомневаться». «Тогда получи», — и в меня летит костыль. Едва увернулся. 6 июня, 2010 Как-то захожу в квартиру к одному такому больному, помню, что жена его называла «Коленька». Казалось, он дремлет, но как только я стал к нему приближаться, больной открыл глаза и молча остановил меня взглядом. Потом спрашивает: «Ты и есть батюшка? «– «Я и есть, — отвечаю, — можешь не сомневаться». «Тогда получи», — и в меня летит костыль. Едва увернулся. Оказывается, не так и давно в церковных хорах пели одни мужчины, а исполнять обязанности псаломщиков женщинам благословили только на поместном соборе в начале прошлого века. Нет, я вовсе не собираюсь спорить и умалять роль женщины в Церкви, просто иногда кажется, будто мужиков, на самом деле, в храмах не было и вовсе. И от этого становится грустно. Прошла всего какая-то сотня лет и уже нормой стало услышать: – Это, что, у вас на клиросе бас появился? Интересно, как это вам удалось мужичка заполучить? Ещё и с музыкальным образованием? И поёт Христа ради?! Батюшка, да ты кудесник! Рассказывай, и как это тебе удалось? Мужчин в храме ценят. Порою, расхваливая священника, его пастырские качества в подтверждение этих самых качеств, говорят с уважением: — У них в храме много мужчин. И причащается сильная половина рода человеческого сразу же после детей. Сперва несут и ведут малышей, а потом окруженные женским большинством, подталкиваемые и направляемые, идём мы, те, кто когда-то строил храмы и дома, защищал свои семьи, воспитывал будущих мужчин. Теперь нас в храмах осталось мало, впрочем, такое положение дел отражает и реальный расклад роли мужчины и вне церковных стен. Рассказывают, как-то, это ещё в пятидесятых, в одном из московских храмов служил литургию митрополит Николай Ярушевич, известный проповедник и церковный дипломат. Один из тех трёх святителей, кто был приглашен на приём к товарищу Сталину в 1943 году. Так вот, выходит он в конце литургии с чашей на амвон. Людей в храме полно, много причастников — и только одни женщины. Владыка с досадой: «Что, только женщины, ни одного мужчины?» И вдруг в толпе слышится сдавленный мужской голос: — Есть, есть, владыка, я причастник, вот, только никак сквозь толпу не пробьюсь. И тогда митрополит громко с воодушевлением произносит: — Православные, расступитесь, дайте возможность мужчине первым подойти к чаше, и, вообще, берегите мужчин!»

http://pravmir.ru/muzhiki/

Воспоминания Марии Даниловой Ленинград 14.06.1964 г. Вижу сон: Иду я по длинному коридору (где-то в казенном месте), вижу – вдали пересекает этот коридор Владыка Митрополит Николай. Он оглянулся как-то между прочим в мою сторону и пошел дальше. Затем снова обернулся и, узнав меня, остановился, улыбаясь какой-то особой улыбкой, присущей только ему одному. Нерешительно, смущаясь, я подошла к нему и заплакала, говоря с сожалением о том, что его нет с нами. Он благословил меня и стал ободрять. У него было какое-то необыкновенно сияющее благодатное лицо, излучающее какую-то необъяснимую радость. Отдыхала я в Одессе по путевке в санатории после смерти сестры, сама еле живая в связи с ее полугодовой болезнью. Раньше, во всех случаях, при малейшей возможности старалась проездом заезжать в Загорск, поклониться Владыке, возложить цветы – дань благодарности и любви к нему. В данном случае об этом и думать не приходилось. Но вот пришло время отъезда, уже и билет на руках – Одесса-Ленинград – без пересадки – кратчайший путь, что мне и нужно при моем состоянии здоровья. Накануне дня отъезда я вижу сон (см. выше). Он произвел на меня такое сильное впечатление, что я ходила как зачарованная, какая-то обновленная. Чувствовала себя совершенно здоровой и телом и душой, удивляясь, куда девался мой физический недуг и душевное угнетение. Улыбка Владыки, его теплота, какая-то необъяснимая благодать и радость овладели мной, и меня с непреодолимой силой потянуло в Загорск, к Владыке. Он благословил меня заехать к нему, снимая с меня мою немощь и опасения, что мне тяжело будет с переездом, и что я не успею приехать в срок на работу, так как отпуск мой кончался, дней в запасе не было – только-только добраться прямым путем. И я не раздумывая, забыв обо всем, меняю билет на Москву. Чудом (прямо в трамвае) купила целую охапку цветов – бледно-розовых пионов (человек вез их на рынок на продажу), не рассуждая, как я справлюсь, ведь у меня помимо цветов есть еще и вещи... Чудом, откуда ни возьмись, объявился человек из отдыхающих, который проводил меня и посадил на поезд, нес мои вещи до вагона. А я могла нести только цветы, так их было много (25 штук с громадными шапками). Ведро с водой в поезде не выдерживало тяжести цветов. Все встречные и даже шофер, который вез нас, охали, такая была красота. А в поезде специально приходили смотреть на них из других купе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Божественная Мудрость и Божественная Любовь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй...» Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Божественная Любовь . О, как это утешительно для верующего сердца! Вся история мира и жизнь каждого из нас носит на себе яркую печать этой мудрости и этой любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Для чего сотворил Бог мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются созерцателями Его вечной славы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами. Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того, как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагий Небесный Отец и скорби, и болезни обращает нам на пользу и делает их орудием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека, он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что терпеливым перенесением скорбей и болезней не только укрепляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», – говорил один верующий поэт, и говорил это от лица каждого вдумчивого христианина. Христианин знает Божественное слово, сказанное еще через одного из ветхозаветных пророков, о том, что скорби – это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» ( Ос. 6:1 ). Христианин знает и о том, как утешает Господь Своих детей в их скорби: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). И во всем этом мы видим проявление Мудрости и Любви Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Болезни Многое множество разнообразных телесных страданий и болезней бывает у многих из людей на земном их пути. С одними болезнями люди рождаются и носят их в себе всю жизнь, другие приобретают. От иных, с помощью Божией, мы избавляемся, а от иных умираем. Разнообразны эти болезни и по своему происхождению и по месту их проявления в человеческом теле, и по своей продолжительности. Зная, что все по воле Божией совершается, все мы, подверженные болезням, должны научиться понимать, какой урок этим преподает нам Господь, ибо Он в течение всей нашей жизни земной не перестает нас учить: и в радостях наших, и в скорбех, в болезнях и телесных страданиях, и в здоровье и благополучии. Слово Божие учит нас тому, что послужило началом болезней у человека. Первоначальный источник болезней – грех. Когда не было греха, не было и болезней. Первые люди до своего грехопадения не знали не только болезней, но не знали смерти, созданные для бессмертия. Вошел грех в природу человека и следствием грехопадения человека явились скорби, болезни и страдания в роде человеческом. Мы знаем, что нередко болезни являются плодом личного греха человека или постигают его по его же собственной вине: или от проявления сильных страстей, или от всякого невоздержания... Но как бы ни страдал человек в болезни, – по своей ли вине или не по своей, он должен видеть в каждой своей болезни руку Божию, направляющую его к вечной жизни и к вечному счастью. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется», – говорит св. ап. Павел ( 2Кор. 4:16 ). Мы должны расти для Царства Небесного не только в дни благополучия и здоровья, но, может быть, еще больше в дни скорбей и телесных земных страданий. Наша болезнь – это остановка в жизни. Когда человек лежит больным, оторвавшись от всех своих дел и тревог, он как бы останавливается на жизненном бегу. Жизнь с ее ежедневными трудами и переживаниями уже несется мимо него. А он, больной, углубляется внутрь самого себя, когда остается наедине с самим собой, перед ним раскрывается дно его сердца. Человек видит самого себя: его грехи, его пороки, его ошибки, все его поступки выступают перед его сознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Вера и дела Вспомни об одном евангельском событии из земной жизни Господа Иисуса Христа. Однажды в городе Капернауме к Спасителю подошел сотник, начальник римской стражи, и просил у Господа исцелить его тяжко заболевшего слугу. Он был язычником, но слышал о Господе, как великом проповеднике и великом чудотворце, и в своем сердце носил веру в Него. Спаситель сказал сотнику: «Я приду и исцелю его». В ответ на это сотник воскликнул: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». В этих словах сотник проявил такую веру во всемогущество Иисуса Христа, в чудодейственную силу Его слова, что удостоился за это похвалы от Спасителя. Господь сказал, обращаясь к окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь добавил еще к этим словам: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут в тьму внешнюю». Обращаясь к сотнику, Он сказал: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе». Слуга сотника выздоровел в тот же час ( Мф. 8:5–13 ). Кто эти «сыны царства», о которых говорил Спаситель? Это иудеи, современные Господу Иисусу Христу. Они гордились тем, что по плоти были потомками Авраама. Они рассуждали о себе: мы – потомки Авраама; мы сохранили истинную веру в Единого Бога; мы исполняем все обряды закона, и, конечно, мы – первые наследники, первые участники Царства Божия. Господь же Иисус Христос не раз обличал их за это самопревозношение, за то, что они почитали себя наследниками Царства Божия, невзирая на то, достойны ли этого или нет по жизни и своим делам. Вразумляя иудеев, Господь говорил им, что одно происхождение от Авраама, без духа благочестия и без добродетелей, не спасет их. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», – говорит Христос ( Мф. 7:21 ). А одну из Своих притчей Спаситель закончил словами в отношении иудеев: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Внимание Если бы кто-нибудь из нас, пройдя длинную дорогу, увидел, что по своей неосмотрительности он прошел не тем путем, каким должен был пройти, какое огорчение испытал бы такой человек! А если бы уже наступала ночь и поздно было бы возвращаться назад, чтобы отыскать правильную дорогу, как увеличилось бы волнение и досада такого человека! Если бы кто-нибудь потрудился над большим делом с напряжением всех своих сил и вдруг увидел, что он трудился напрасно, что он делал совсем не то, что нужно было, – что пережил бы такой человек? И что же: все потеряно для этих людей? Нет. Тот, кто шел неправильной дорогой, имеет возможность в ближайшие дни исправить свою ошибку: вернуться назад и пойти нужным путем. Если человек делал долгое время не то, что следовало, он еще может заново потрудиться и, может быть, не без успеха выполнить свой труд. Но есть такая дорога, по которой можно идти только вперед, по которой уже нельзя возвращаться назад. Есть такое дело, которое долго делается, но только один раз, и его нельзя начинать сначала. Эта – наша земная жизнь. Все мы знаем, что с каждым днем нашей жизни мы приближаемся к неизбежной для каждого из нас смерти. Каждый из нас знает, что все мы после земного пути будем давать Господу отчет в том, как мы его прошли. Св. ап. Павел говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Вот и нужно чаще об этом думать: правильной ли дорогой мы идем в жизнь вечную? Над тем ли мы трудимся здесь, что приводит к вечной жизни? Мы должны быть на своей земной дороге внимательны к самим себе; проверять и спрашивать себя: действительно ли мы христиане? исполняем ли мы волю своего Небесного Отца? Горе, горе невнимательному! Если мы невнимательны к себе, если мы не проверяем правильности своего земного пути, если не умеем или не любим заглядывать для этого в глубину своего сердца, – как легко греху сродниться со всем нашим существом. Мы знаем, что повторить грех гораздо легче, чем в первый раз пасть во грех . И повторяясь в нас, грех может стать как бы второй природой нашей: можно привыкнуть ко греху настолько, что совершать его будет так же необходимо для нас, как дышать воздухом. Чтобы нам не впасть в такое состояние, надо следовать мудрому древнему правилу жизни: «Внимай себе», если хочешь спастись! ( Втор. 15:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Долготерпение Божие «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя» ( 1Ин. 1:8 ). Так сказано в слове Божием. Мы должны сознавать свои грехи и каяться в них перед Господом, открывая Ему свое сердце. Ведь мы не только сегодняшние или вчерашние грешники: мы многолетние грешники. Сколько раз мы каялись во грехах и вновь в них впадали! Сколько раз мы обещали Господу не повторять грехов, и не исполнили этого обещания! Господь Бог наш есть Бог милосердия и долготерпения: Он долготерпит каждого из нас, грешников, на земле. Ведь мы за свои грехи должны были быть давно наказаны не только скорбями и болезнями, но и смертью, чтобы смрадом этих грехов не оскверняли земли Божией. И Святые ангелы не вполне могли понять степень долготерпения Божия к грешникам. Мы знаем притчу, сказанную Господом Иисусом Христом о пшенице и плевелах: о том, как засеяна была пшеница на поле, а враг ночью засеял плевелы между пшеницей; взошла пшеница, взошли и плевелы. Это – верные Господу души и грешники нераскаянные. И ангелы, как сказано в этой притче, возмущенные этими грешниками, которые оскорбляют величие и святость Божию, обращаются к Господу со словами: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» И Господь им отвечает: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» ( Мф. 13:24–30 ). Таково долготерпение Божие. Господь терпит и самых закоренелых грешников, потому что в душе каждого человека, как бы он ни пал в своих грехах, отпечатлен образ Божий, потому что за каждого человека принесена крестная жертва Господом Спасителем, пролита Его Святейшая Кровь на Голгофе. Господь не поражает грешника смертью, пока не истощится хотя малая возможность его покаяния, пока не исчезнет хотя малая искорка добра в его сердце: Он ждет покаяния и обращения к Себе. Господь терпит грешника потому, что в бесконечной вечности, в жизни будущего века у Господа целая вечность и для наград, и для наказаний. Грешник еще будет поражен вечною скорбью, и праведник еще будет вознагражден за свою праведную жизнь. Господь оставляет плевелы и пшеницу до жатвы. Придет время жатвы; придет предопределенный Господом Суд Божий, когда пшеница будет отделена от плевел, когда Господь соберет пшеницу в житницу Свою небесную, а плевелы сожжет огнем ( Мф. 13:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Закон любви Однажды к Господу Иисусу Христу подошел некий законник и спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» ( Мф. 22:35–36 ). Почему же он спросил о наибольшей заповеди в законе? Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь – это первая из десяти заповедей Моисеевых: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будет тебе бозии инии разве Мене». Другие учили о том, что основною заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об умовении рук и ног считали наибольшей. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, который проповедывал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви. Чтобы разрешить эти споры, один из книжников и обратился к Спасителю. Спаситель ему ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:37–38 ). Почему же эта заповедь – наибольшая? Потому что Бог – это высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его надо всем сердцем – всеми движениями чувства, всей душой – всеми стремлениями воли, всем разумением – всеми действиями ума; любить всем существом. Продолжая Свою речь, Господь Спаситель сказал: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта вторая заповедь неразрывно связана с первой: кто любит Бога, тот не может не любить брата своего. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – учит св. ап. Иоанн Богослов ( 1Ин. 4:20 ). Христос указал и мерило, которым измеряется наша любовь к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Чего хочешь себе, того желай и ближнему; чего себе не хочешь, не делай ближнему. Тебе больно, если над тобой насмехаются, тебя оскорбляют, тебе говорят в глаза и за глаза неправду, клевешут, осуждают тебя, – не делай этого и ближнему твоему. Тебе горько, если в минуты скорби никто не спешит к тебе, чтобы разделить с тобой скорбь, и ты должен сам в себе переживать ее, – так, когда ты увидишь горе и слезы другого, поторопись утешить его и разделить с ним его скорбь. И закончил Спаситель ответ Свой книжнику словами: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Любовь и Правда «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ) – Таким явил Себя Бог в воплотившемся на земле Сыне Божием – Господе нашем Иисусе Христе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Земной подвиг Господа нашего Иисуса Христа – это подвиг любви. Вот Он, окруженный детьми, ласкает их, кладет на детские головки Свои божественные руки. Он сидит, у ног Его плачет блудница, слезами обливает Его ноги и отирает их волосами. Божественная любовь прощает ее. К Нему приводят женщину, обличенную в прелюбодеянии, с тем, чтобы Он наказал ее согласно закону Моисееву. Как Сердцеведец, Он знает, что совершается в сердце этой женщины, предлагает окружающим Его фарисеям бросить в нее камень, если они сами не имеют греха; и когда они, смущенные, расходятся, Он с миром отпускает эту женщину. Он склоняется к расслабленному, 38 лет лежавшему около Овчей купели. Он жалеет его, и, движимый милосердием, совершает исцеление. Проходя дорогой, Он останавливается против прокаженных, которые издали кричат Ему, прося об исцелении. И здесь Он совершает подвиг любви. Вот Он стоит около гроба Своего друга Лазаря и, видя слезы близких и друзей умершего, Сам не может удержаться от слез. Он всегда и везде идет навстречу горю, слезам, несчастью человека. В ореоле неиссякаемой любви и сострадания стоит Он перед нашим духовным взором на страницах Евангелия, и наше верующее сердце зовет Его Сладчайшим Иисусом. В конце Своего земного подвига, после тяжких страданий, невинный и безгрешный, Он висит на кресте. Его божественное тело источает искупительную кровь, а Его сердце – Божественную любовь. Он утешает плачущую у подножия креста Свою Матерь. Он молится за Своих распинателей, которые, по Его слову, «не ведают, что творят». – Таков наш Бог, в Которого мы веруем и Который есть любовь! Но мы знаем, что Бог наш – не только Бог любви, но и Бог правды. Мы видим проявления этой правды в дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Спаситель с гневом обличает книжников и фарисеев в их беззакониях. Он изгоняет бичом из храма торгующих в нем и оскверняющих этой торговлей «Дом молитвы». Он бичует грех с целью спасти человека: ведь для того Он и пришел на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшее» ( Мф. 18:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Милосердие Добродетель милосердия – высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. В течение всей своей земной жизни мы обращаемся к Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупить наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи ( Деян. 4:24 ; Прем. 10:12 ; Ис. 1:17–18 ). Делами милостыни, добродетелями милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед Лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца! Если мы желаем испросить себе милосердие Божие и на последнем Страшном Суде Христовом, будем тогда украшать свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем Суде: «Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:35–36,40 ). Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостию его к себе. То, что мы подаем нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным, отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь. Господь укрепит его на одре болезни» ( Пс. 40:1–4 ). А тот, кто оскорбляет убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И если бы человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь словами: «Суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010