Христос не отвергает старое, но что-то выбирает из него и соединяет с новым. «Не нарушить пришел Я закон или пророков», говорит Он, «но исполнить» 287 . Ему принадлежит и старое, и новое, и Он, как мудрый Домовладыка, выносит из сокровищницы Своей «новое и старое» ( Мф. 13, 52 ). На Фаворе, когда Он преобразился, пред Ним стояли апостолы, а рядом с Ним – Моисей и Илия 288 , то есть благовестники нового и носители старого, и все – в Его Божественном свете Домовладыки. Как Домовладыка, Он пример трудолюбия и рачительности. Он спешит: Он знает, что Ему отведен короткий срок для трудов земных. А кому отведен не короткий? Он спешно обходит всю Галилею, Самарию и Иудею, несколько раз в течение трех лет, и посещает пределы приморские, где жили язычники, и гадаринские на противоположной стороне озера 289 . «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ср.: Мф. 9, 35 ). Как Домовладыка, Он не щадит Себя, только было бы хорошо всем домашним Его. Часто Он голоден и жаждет, устает и обливается потом из-за долгого пути, ночует там, где придется: под открытым небом, на голой земле, под деревом, на камне вместо подушки. В скорби о Своем народе Он проводит многие ночи без сна и отдыха, в молитве к Отцу Своему, в бдении и раздумьях. Наилучший Домовладыка, Он также и наилучший Врач. На Нем всецело исполняется предсказание славного Исаии пророка: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ). Слепым Он дарует зрение, глухим – слух, немым – речь. Расслабленных ставит на ноги, прокаженных очищает, бесноватых утишает, эпилептиков исцеляет, сгорбленных распрямляет, сумасшедшим возвращает рассудок, одержимых освобождает от злых духов, мертвых воскрешает, безутешных радует, малодушных ободряет, покаявшихся прощает. Он становится всем для всех, чтобы всё спасти, как отец семейства, как Домовладыка. Все, кто не осмеливался и рта раскрыть перед людьми, исповедуются Ему, веря, что Он поймет их и поможет им. Все, кто напрасно искал исцеления у врачей, притекают к Нему и получают то, что искали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И еще сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). Это говорит о том, что всякий боголюбивый человек имеет своего Ангела-хранителя, который направляет его на всякое добро, если человек сам не противится ему. Сказал, что Ангелы «не женятся и не выходят замуж» ( Мк. 12:25 ). Сказал, что когда Он снова явится, чтобы судить мир, то явится в силе и славе и Ангелы Его святые с Ним – «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ), тогда пошлет Он Ангелов Своих с великим трубным гласом и соберут они избранных Его со всех концов света, от края до края небес. Апостолу, который хотел мечом защитить Иисуса от Иуды и его помощников, Господь сказал: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 ). Из этих слов мы видим, как велико число святых Ангелов, видим, как велика власть Христа над Ангелами и как велика любовь Отца и Сына. Это были свидетельства Христа об Ангелах, разве могут быть свидетельства вернее этих? Те, кому было дано видение святых Ангелов, свидетельствовали о них, и свидетельства их были записаны в Священном Писании , а венец всех свидетельств – в свидетельстве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но все свидетельства об Ангелах невозможно было записать в Священном Писании, в двух заветах Божиих. Множество и множество свидетельств святых и мучеников Христовых через многие века дошли до нас от достоверных свидетелей. Некоторых из них Ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал Ангельские голоса, кто-то получал наставления, советы во сне и наяву, кого-то восхищали духом в Небеса, и там они общались с Ангелами. Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Век сей – век веры, а век не видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ), говорит Апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера – правило, а видение – исключение. Сколь драгоценным ни было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Если мы грешим и не каемся, то оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на язык, а на сердце, и, когда Он приидет судить мир, будет судить не язык, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца, отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми, исполненными милости и любви, примет нас в Свое вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч. 4:23 ). Если сгниет сердцевина дерева, долго ли проживет оно? А человеческое сердце гниет от греха, и если сгниет, то человек из человека превращается в тень и влачится по земле, пока совсем не исчезнет. Да не будет такого с вами, братья мои, да не обратитесь в тени, но останетесь людьми Божиими, а если вы люди Божии, то и наследники Царства Божия. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство ( Лк. 15:11–32 ). Апостол Павел говорит: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:4–7 ). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. О цели покаяния и веры в Евангелие пусть скажут два слова из Священного Писания. Что есть человек? Аз есмъ червь, а не человек ( Пс. 21:7 ), – сказал пророк Давид. Каким должен быть человек? Вы боги и сыны Божии ( Ин. 10:34 ; Лк. 20:36 ), – ЭТИ слова из уст самого Христа Спасителя. Превратить червя в бога и сына Божия – вот в чем цель покаяния и веры в Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Господь взвешивает, и Его мера истинна. Он праведен, и мера Его верна. Для нас это большое утешение, если мы творим добро, и страх, если совершаем зло. Весы Божии ни на йоту не ошибаются. Да убоится праведник и да трепещет грешник. У врат городских стоит весовщик, чтобы взвесить все, что приносится на торжище, чтобы взвесить на весах точных без обмана и пристрастия. Все мы взвешены на вратах нашей жизни, при входе в город и на торжище мира сего. Господь – хозяин времени. Каждому определил Он время жизни на земле, кому-то больше, кому-то меньше, что не имеет значения по отношению к вечности иного мира. Капля воды и океан. Маленькая травинка в бескрайней степи. Наступит День, великий и страшный, когда Господь объявит все тайны человеческие перед людьми и перед ангелами. Тогда мы увидим и узнаем друг друга такими, какими нас сейчас видит и знает один Господь. Все станет явным для всех, кто что делал, к чему стремился, что думал и чувствовал в своей земной жизни. И каждый войдет в ту вечность, которую заслужил во времени. И тогда во всей полноте откроются слова Христа: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы ( Лк. 8:17 ). Когда суд окончится, наступят ликование и вечное царство праведников:тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все временные царства падут, и всякая земная власть растает, как туман от света солнечного; одно только Царство останется, без границ и сопредельных царств. Как провидел и предсказал пророк: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и тленной земли, ибо сказано: увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство останется. С таким блеском, силой и славой, и величием завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной вифлеемской пещере. Да возрадуются этому души ваши, праведники, если за имя Христово терпите в этом мире притеснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Любостыньский стослов 1 . Сказал Господь: Покайтесь и веруйте в Евангелие. Истинное покаяние означает не просто сожаление о совершенных грехах, но – полное обращение души от тьмы к свету, от земли к Небесам, от себя к Богу. 2 . Покаяние без такого полного обращения не что иное, как заигрывание с Богом и с душой. А с Богом не шутят. Он милует кающихся, но тяжела Его десница для тех, кто не кается или кается неискренне и не до конца. Когда Он ранит, рана настолько глубока, что никто не может ее исцелить, кроме Него самого (кроме Того, Кто ее нанес). 3 . В чем цель покаяния и веры в Евангелие пусть скажут два слова из Священного Писания . Что есть человек? Аз есмь червь, а не человек, – сказал пророк Давид ( Пс. 21:7 ). Каким должен быть человек? Вы боги и сыны Божии, – эти слова сошли с уст самого Христа Спасителя. Превратить червя в бога и сына Божьего – вот в чем цель покаяния и веры в Евангелие. 4 . Что значит вера в Евангелие? Это вера в Благую весть, которую Небесный Вестник – Бог Сын принес роду человеческому. Иными словами, это вера Господу Иисусу Христу и Его Откровению. А Откровение Христа – величайшее открытие от сотворения мира. Только оно, Его Откровение способно преобразить человека-червя в человека-бога и сына Божьего. 5 . Неужели до пришествия Христа никто не приносил Благой Вести? Неужели ни один из многочисленных великих мужей, философов, учителей, законодателей, царей и пророков? Никто, совсем никто. Ни один из них не знал Благой Вести, ни один из них не мог и принести ее. Почему? Потому что все они были «сущие от земли и говорили как сущие от земли» (ср. Ин. 3:31 ). Говорили, как сыны земли, а не как сыны Неба. Говорили о Небесах, глядя на землю и о небесном по-земному судили... 6 . В этом причина того, что все религии и философии мира до пришествия Христа были сумрачными и расплывчатыми, полными пессимизма и колебаний. Такими они были в Элладе, такими были в Индии, в Египте и в Персии. Такими и в Китае, который уравновесил землю с небом, и в древней Мексике у инков, такими же остались у (нынешних) современных язычников. Ни одна из этих религий и философий не заслуживает звания Благой Вести. Самый светлый из певцов древности Омар сказал где-то: «Лучше быть живым псом в этом мире, чем царем Хадеса!». Как сущий от земли и говорил как сущий от земли, и не мог он видеть светлей и сказать радостней. (усл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Лишь однажды за эти тридцать Своих лет Господь Иисус прервал Свое молчание. Когда Ему было двенадцать лет, на празднике Пасхи в Иерусалиме Он пребывал в храме среди учителей и старцев, слушая их и задавая им вопросы. И «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» 126 . Три дня искала Его Матерь Его, Пресвятая Дева, с Иосифом, пока наконец не нашла в храме. «Зачем было вам искать Меня? -» сказал им Он.– «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» А они этого не понимали. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них», и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» 127 . Зачем это прерывание молчания Иисусова в двенадцать лет, Феодул? И для чего описана эта блистательная сцена в храме, перед учителями закона и старцами еврейскими, не имеющая никакой видимой связи с Его последующим наставническим служением? И зачем евангелист Лука записал это? Так благоволил Бог Отец, Который промышлял о Сыне Своем Иисусе и прозревал далеко в будущее. Провидел Отец Небесный, что извечные гонители и очернители Его Сына будут распространять ложь об Иисусе, будто Он отправился в Индию и там от йогов и факиров научился их мудрости, а равно и умению совершать чудеса. Или ты, Феодул, не видел среди огромной клеветнической литературы, направленной против Иисуса, книгу с названием «Иисус в Индии», или «Иисус среди индийских йогов», или «Иисус в Тибете» и так далее? Цель предателей и клеветников Иудиной закалки совершенно ясна: доказать, что Иисус Христос не сказал ничего нового, не совершил ничего оригинального, что до Него не было сказано и совершено в Индии. Согласно им, Он не Мессия, не Спаситель мира, не воплощенный Бог, а ученик Индии и один из бесчисленных индийских философов и йогов. Чтобы заранее обезвредить подобные измышления и клевету и чтобы христиане не смущались, слыша их, по Божию Промыслу предстал двенадцатилетний Иисус в храме иерусалимском перед еврейскими учителями и старцами, чтобы всех их изумить Своею мудростью. И, равным образом по Божию Промыслу, эту сцену записал евангелист Лука в своем Евангелии. Значит, Иисус в Свои двенадцать лет был в Назарете, в роде Своем и доме Своем, и уже тогда был мудрым и премудрым, не нуждающимся ни в какой Индии для научения разуму. Но не был ли Он в Индии до этого? Это нереально. Ведь что мог бы делать ребенок младше двенадцати лет в Индии, где в монастыри не принимали детей? Кроме того, из повествования Луки явствует еще, что Иисус до двенадцати лет ходил в Иерусалим с родителями на праздник Пасхи 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А что Иисус и позже, от двенадцати до тридцати лет, не бывал в чужой стране, это видно снова из евангельских слов. Видно, во-первых, что Мария и Иосиф сильно тревожились о Нем и не могли спокойно перенести расставание с Ним даже на два или три дня. И сказала Ему Мать: «Чадо! что Ты сделал с нами?» То есть почему Ты отделился от нас на несколько дней? «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» 129 . Заботливая и нежная Мать! Разве такие заботливые родители допустили бы, чтобы Иисус пошел в Индию, а они бы с Ним не пошли – если уж надо было идти? Они с Ним и в Египет убегали от кровавого Ирода и с Ним в Египте жили. И второе: боговдохновенный евангелист пишет, что после этого явления Иисуса в Иерусалиме Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был им послушен, и возрастал в мудрости, возрасте и любви к Богу и людям. Оставался Он, следовательно, до тридцатилетия Своего послушным Матери Своей и старцу Иосифу, работая ремесленником по делу плотническому и – храня молчание. Поистине, Ему нечего было делать в Индии, или в Египте, или в Греции, или в какой-нибудь иной стране и даже в Палестине, на Его земной родине. Но учился Он в стране Молчания – в душе Своей, в которой всегда дышал Дух Божий. Тот самый Дух Божий, силою Которого Он был телесно зачат в теле Матери Своей, не оставлял ни на мгновение Его душу. Так Он возрастал в премудрости от Духа Святаго и не нуждался в том, чтобы Его кто-либо учил . И чему бы Он мог научиться в Индии? Сейчас многие из нас знают то, что знает Индия, и с сожалением констатируют, что этого недостаточно. Индийцы говорят: «Воплощение Бога и появление Его в образе человека нам небезызвестно. Бог Кришна 130 много раз воплощался, ходил среди людей и учил их». Увы, чему он их научил? И от чего их спас, если и сегодня Индия, страна Кришны, погруженная в печаль и отчаяние, стонет от этой жизни и тоскует по нирване, небытию и пустоте? Какой же это бог, если он так часто воплощался и ходил по земле, а судьбу человечества к лучшему изменить не смог?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так и всякий человек, поглядев на Иисуса, чувствовал Его в себе и узнавал себя в Его лице. Ведь в лице Сына Человеческого каждый человек видел себя тем, что делало его человеком. Так и Закхей не мог не вздрогнуть от страха и радости, когда в его душу вошел луч света от лица Господня и ударил в такой «хрусталик» человечности в толще грязи его мытаревых эгоизма и алчности – ударил и попал именно в этот хрусталик и вызвал его отблеск и сияние. Тут же вся эта черная грязь эгоизма спала с этого малого осколочка, и освобожденный хрусталь засверкал светом Христовым в раскаявшейся и в возрыдавшей душе Закхеевой. Осиянный и спасенный, человек возопил: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел» (нанес ущерб, причинил убыток), «воздам вчетверо!» 210 Так говорит этот спасенный утопающий, говорит будто от Христова Духа, а Христос, отвечая, говорит будто из сердца самого Закхея: «ныне пришло спасение дому сему» 211 . Жена-грешница, известная в городе блудница, особенно между фарисеями, должна была почувствовать отвращение к самой себе, впервые увидев лицо Иисусово. Нечто зазеленело в помойной яме ее души, стало прорастать и уже не давало ей покоя: в лице Иисусовом узнала она свое подлинное существо. С тех пор что-то стеснилось в ее душе, что-то стало бороться: мусор – с тем, что зазеленело, что запало в душу, как сияющее семя, от этого Божественного лица. В конце концов пересилило в ней новое, чистое и святое, и, взяв свои деньги, грехом заработанные, она купила самый драгоценный нардовый аромат, пошла к Иисусу и излила на Него этот аромат вместе со слезами своими. Слепые фарисеи только соблазнились этой сценой. «Если бы», сказали они, «Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» ( Лк. 7, 39 )». Воистину Господь знал то, что знали они, но они не знали того, что Он знал: они знали только ее грех и ничего больше, а Он знал и нечто иное – то, что в помойной яме её души росло и в куче мусора блестело. Они были как луна, под чьим бледным светом и хрусталь кажется темным, без отблеска, как простой песок. А Он пламенеющее Солнце Правды, Которое разделяет и различает, вызывает сияние светом лица Своего на искривленном осколочке хрусталя души жены-грешницы. Потому Он укорил фарисеев, эти бледные луны, а жене сказал: «прощаются тебе грехи» (то есть мусор твой Я изметаю из тебя); «вера твоя спасла тебя, иди с миром» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010