Последний ветхозаветный пророк, ангелоподобный Малахия, также говорит об этой таинственной книге: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» ( Мал. 3, 16 ). Так написано в Ветхом Завете об этой невидимой книге. Не меньше упоминается эта книга в Новом Завете. Особенно у апостола Павла и апостола Иоанна Богослова. Пишет святой Павел филиппийцам о своих сотрудниках, «подвизавшихся», говорит, «со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» (ср.: Флп. 4, 3 ). Быть изглаженным из этой книги – значит быть отъединенным от Христа и Его Царства. В этом смысле сказаны и слова Павловы о нем самом и о народе израильском: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9, 3 ). Святой Иоанн, тайнозритель, в своих видениях, превосходящих все, что когда-либо смертный человек мог увидеть и предвидеть от сотворения мира до конца света, слышал от Христа и эти слова: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» 805 . Только тот и войдет в Царство и в бессмертную жизнь, чье имя назовет Христос. Об этом свидетельствует и притча о богаче и Лазаре 806 . Господь не хотел упомянуть мирское имя немилосердного богача, и богач попал в ад. Упомянуто имя убогого нищего Лазаря, и душа Лазаря отошла в Царство жизни и света. Видение книги. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» 807 808 . Только Агнец Божий был достоин снять печати с этой таинственной книги. И когда Он снимал их, происходили различные события на земле. Книга исторических судеб народов и людей – не она ли та таинственная книга? Незаписанные и записанные в книге жизни. Когда перед концом времени появится зверь «с семью головами и десятью рогами» 809 , видел святой апостол Иоанн, то «поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» ( Откр. 13, 8 ). Таинственная книга эта, следовательно, есть книга Агнца, то есть Христова книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дан. 7 . Сон пророка Даниила о ратовании Божией Церкви против царств зверских, пока не воцарится Христос и не будет учреждено Царство Божиих святых. В Новом завете Мф. 1:20–21 . Сон праведного Иосифа Обручника, в котором явился ему Ангел Господень и повелел не отпускать Пресвятую Деву Марию [, а также возвестил имя Богомладенца]. Мф. 2:12 . Сон восточных мудрецов (волхвов) после поклонения [Младенцу Христу] в Вифлееме. В этом сновидении было им приказано не возвращаться в Иерусалим к Ироду, ибо тот хотел убить новорождённого Царя. И как следствие – волхвы иным путём отошли в страну свою. Мф. 2:13 . Сон святого Иосифа Обручника, в котором Ангел повелевает сему праведнику бежать вместе с Божественным Младенцем и Его Матерью в Египет – вследствие злого умысла Ирода. Иосиф так и поступил. Мф. 2:19 . По смерти Ирода снова Ангел Господень явился Иосифу, теперь уже в Египте, известил его о том, что Ирод умер, и приказал возвратиться в свою землю. Праведный Иосиф повиновался [небесному зову]. Мф. 27:19 . Сон жены Пилата со время неправедного суда над Господом Иисусом. Жена Пилата велела передать [своему супругу]: Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но вот последствия этого сна: малодушный Пилат умыл свои руки, но всё-таки осудил Праведника, а его жена, по преданию, в дальнейшем стала христианкой. Смотри к тому же повествования о снах святого апостола Павла: Деян. 16 (явился ему некий муж, Македонянин); Деян. 18:9 (явился ему Господь) и Деян. 27 (явился ему Ангел Божий). Все вышеуказанные сны истинны. Библия через них показывает нам, что Создатель человеков пользуется и снами как одним из способов объявить людям Свою волю. Однако Библия не оправдывает все сновидения всех людей на свете. Никоим образом! Напротив, она строго нас учит не верить всякому сну. Даже если некий сон и сбудется, но при этом отводит нас от истинной веры в Бога, то [такой сон] должен быть отвергнут. Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей ( Втор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Ефесе же нельзя найти даже пепла от знаменитого храма Дианы Ефесской. А храм этот был целым и крепким в то время, когда Павел проповедовал Радостную Весть о Царстве Небесном и о Христе Спасителе. И целым, и крепким, и самым знаменитым в Азии, знаменитее даже самого города Ефеса 484 . Но поднялось негодование против Павла и его друзей. Кто же его поднял? Жрецы и художники. Негодующих вдохновлял художник Димитрий, серебряник, «делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль» 485 . Он собрал своих мастеров и сказал им: «друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше». Но «этот Павел», говорит, «совратил весь народ в Асии, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» 486 . «Несчастье! – говорит Димитрий.– Несчастье еще большее, что народ перестанет чтить «храм великой богини Артемиды, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная» " 487 . Это якобы самое большое несчастье. Тогда закричали разъяренные художники и мастера: «велика Артемида Ефесская!» (ср.: Деян. 19, 28 ). Так кричали те, которым не было никакого дела до истины: им нужен был прибыток. Как было в Ефесе, так было и в Сирии, в Бальбеке 488 . Гигантские столбы, величественный храм, резьба, позолота – все дивно для глаз. Но все так же дивно снаружи, как дивна пестрая змея, исполненная яда. А внутри? Внутри стоял огромный вол из меди, который время от времени сильно растапливали, пока он не раскалится, и тогда в него бросали детей в жертву Молоху. Ах, Феодул, представь себе малых невинных детей, чьи Ангелы смотрят на лице Отца Небесного и чьи плотские родители предают их ненасытному огню! Разве ты не видишь, почему благий Иисус заповедал: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф. 23, 9 )? Как было в Сирии, так было и в Халдее, в Ассирии, и в земле Ханаанской. Всюду искусные храмы с не-обыкновенными фасадами, разукрашенными дверями, с изваянным бычьим телом и с человеческими головами – с бородатыми головами царей Саргона 489 , Ксеркса, Артаксеркса, Навуходоносора, Сарданапала 490 , Дария и других. Все украшено и разубрано в одной последовательности, в одном разработанном стиле. Огромный труд, огромные расходы. Но так бес захотел, жрец задумал, художник исполнил, а польщенный царь оплатил. Так снаружи. А внутри – пустота, тщета и отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Знаете ли, братья, что для апостолов значила вера во Христа? Она значила то же, что значит и сейчас. Вера во Христа значила признание Его Мессией и Спасителем мира. Значила принятие Его слов как живую и бесспорную истину, поклонение Ему как бессмертному Царю и Господу Ангелов, и людей, и всякой твари. И еще, значила принятие всех Его заповедей как единственного спасительного закона жизни и единственного непогрешимого пути спасения. И еще, видеть в Нем единственного Человеколюбца, Который любит каждого человека больше, чем могут любить отец, мать, и брат, и сестра, и кто-либо из людей, живущих на земле. И еще, обрести в Нем величайшего Врача, Который исцеляет от всех недугов, и любимого Утешителя, Который дает истинное утешение во всякой печали и всяком страдании, мудрейшего Промыслителя, Который непрестанно мыслит обо всех и обо всем, чудеснейшего Переродителя, Который помогает грешникам стать праведниками, заботливого Пастыря людей, Который спешит за каждой заблудшей овцой, чтобы вернуть ее с пути погибели на путь спасения, славнейшего Победителя, Который сильнее всякой злобы и ненависти, всякого греха, всякого злого духа и смерти. И еще, каждый миг надеяться на Него и только на Него и, наконец, значит признать Его за Сына Божия и полюбить Его всем сердцем своим, всей душой и всем разумом, ждать Его как Судию, Который явится в силе и славе со всеми святыми Ангелами, чтобы судить по правде живых и мертвых. Такой верой веровали апостолы во Христа Господа и с такой верой последовали за Ним двенадцать Его учеников. Все оставили и пошли за Ним. Приняли на себя Его иго и положили души свои за Него, поэтому Господь прославил их на небесах среди Ангелов и на земле среди людей. Поэтому и вы, братья, каждый год прославляете их. Блаженны вы, ибо прославляете тех, кого Бог прославил. Блаженны вы, принимающие апостолов во имя апостольское, ибо и вы славу апостольскую приимете. Как сказано святыми устами Сына Божия: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таковым должно быть сынами Царства, сынами Отца Небесного и братьями друг другу. «Ибо у вас один Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» 579 . «Вы – соль земли» 580 . «Вы – свет мира» 581 . «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» 582 . В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: «Не убий» 583 . В высшей школе Христова Евангелия заповедь углубляется и запрещается даже гнев на брата 584 ; здесь вырывается корень, из которого произрастает убийство. В подготовительной школе сказано: «Не прелюбодействуй» 585 . В высшей школе Христовой эта заповедь углубляется до самого корня и семени прелюбодеяния: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» 586 . В подготовительной школе еще сказано: «Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» 587 . В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Да будет слово ваше: да, да; нет, нет» 588 . Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: «око за око, зуб за зуб» 589 . В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» 590 . Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» 591 . Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» 592 . Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух – человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

С кем же тогда Он разговаривает? С кем Иисус ведет беседы тысячу дней и тысячу ночей, Феодул? Втайне – с Отцом Своим Небесным, а открыто – с людьми. О чем говорит Иисус с людьми? В основном – о трех предметах: во-первых, о Царстве Небесном, еще неизвестном людям; во-вторых, о Себе как единственном настоящем Друге и всесильном Спасителе людей, но враге бесов; в-третих, о приготовлении людей к Царству Небесному, к сыновству Божию, к чему не допускается никто неверный, дерзкий, нечистый, оземлянившийся, боязливый, нераскаявшийся, небратолюбивый и так далее. Мы уже говорили с тобой о первых двух предметах, остановимся же и на третьем и последнем. Что значит подготовка к всыновлению в Царстве Небесном? Покаяние прежде всего. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», говорит Господь 569 . «Покайтесь и веруйте в Евангелие» 570 . «Если не покаетесь, все так же погибнете» 571 . Говоря о поведении по отношению к грешникам, Он так заповедует: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» 572 . На вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семиджы семидесяти раз» 573 . «Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» 574 . «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 575 . Сыны Царства покаянием добровольно разрывают связь с сатаной, обманувшим и соблазнившим их, исправляются и обращаются к Царю, Отцу своему Небесному. Всем Бог оставил «покаяние ко спасению» 576 , и «язычникам дал покаяние в жизнь» (ср.: Деян. 11, 18 ). Кто покается, того Бог прощает и принимает его в чада Свои в Царстве Своем Небесном. В беседе на Горе 577 Господь назвал блаженными, то есть счастливыми, тех, кто «нищ духом», кто «плачет», кто «кроток», кто «алчет и жаждет правды», кто «милостив», кто «чист сердцем», кто «миротворец», кто «изгнан правды ради», кто «осмеян и оклеветан Христа ради». Таковым Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще сказал, что Он «пастырь». Волки с бесовским духом, но в человеческом обличье выбиваются в пастыри народов земли – не для того, чтобы их сберечь, а чтобы запугать, подавить и растерзать их. А Он, как пастырь добрый, пришел, чтобы и сотую овцу Свою не потерять, а разыскать и спасти ее 83 . Еще сказал, что Он «врач» и что пришел к больным, а не к здоровым 84 . В действительности здоровых не было в мире, но было много таких, которые пребывали в тяжкой болезни, а в разгоряченном воображении своем мнили о себе, что здоровы. Еще сказал, что Он «Сын Божий» 85 , что Он старше праотца Авраама 86 и что имя Ему «Начало» 87 . Пришел Он к людям как посланный Отцом Своим Небесным, единственным Живым Богом, Который имеет отеческую любовь к людям и хочет через Него, Своего предвечного и Единородного Сына, всыновить Себе всех людей по их вере и свободному произволению и ввести в Свое бессмертное Царство Небесное. Еще сказал, что каждый, кто в Него «верует», «имеет жизнь вечную» 88 ; кто Его принимает, принимает Отца, пославшего Его 89 , и кто за Ним идет, тот спасает душу свою 90 . А кто Его не чтит, не чтит и Отца Его, ибо говорит: «Я и Отец – одно» 91 . «Я и Отец – одно». «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» 92 . «Без Меня не можете делать ничего» 93 . «Я к Тебе иду», «Отче» 94 . «Ты дал Мне власть над всякою плотью» 95 . «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» 96 . Это свидетельство Мессии о Самом Себе; свидетельство словами, в полной и преизбыточной мере подтвердившееся Его делами. Никогда ни один человек за всю историю мира не говорил с такой силой и властью, как Он. И никогда ни один человек испокон века не являл таких могущественных дел, как Он. Не Ангел, не человек, а Сын Божий и Бог от Бога. Ведь если бы Он был Ангел, разве великий Архангел Гавриил, воевода Ангелов, стал бы сходить с небес, чтобы возвещать Его рождение? А если бы Он был человек, разве Иоанн Креститель, величайший из людей, «рожденных женами» 97 , был бы Его Предтечей и служителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников иудейских ( Ин. 3:1 ). В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом – начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек ( Ин. 4:14 ). Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6:35 ). Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая – Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:37–39 ). Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов – Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому что Он – питие, животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа, – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: Вы друзья Мои ( Ин. 15:14 ). Одно из оснований нашей веры – то, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает. Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сказал, что ангелы «не женятся и не выходят замуж» ( Мф.12:55 ). Сказал, что когда Он снова явится, чтобы судить мир, то явится в силе и славе, и ангелы Его святые с Ним – «...приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» ( Мф. 25:31 ), тогда пошлет Он ангелов своих с великим трубным гласом и соберут они избранных Его со всех концов света, от края до края небес. Апостолу, который хотел мечом защитить Иисуса от Иуды и его помощников, Господь сказал – «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, чем двенадцать легионов ангелов?» ( Мф. 26:52 ). Из этих слов мы видим, как велико число святых ангелов, видим, как велика власть Христа над ангелами и как велика любовь Отца и Сына. Это были свидетельства Христа об ангелах, разве могут быть свидетельства вернее этих? Те, кому было дано видение святых ангелов, свидетельствовали о них и свидетельства их были записаны в Священном Писании , а венец всех свидетельств, в свидетельстве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но все свидетельства об ангелах невозможно было записать в Священном Писании , в двух заветах Божиих. Множество и множество свидетельств святых и мучеников Христовых через многие века дошли до нас от достоверных свидетелей. Некоторых из них ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал ангельские голоса, кто-то получали наставления, советы, во сне и наяву, кого-то восхищали духом в небеса и там они общались с ангелами. Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит – «ты поверил, потому что видел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Век сей – век веры, а не век видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ), говорит апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера – правило, а видение – исключение. Сколь драгоценным не было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть – Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь . Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый ( Мк. 13:11 ). Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мёртвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры. Дух Святой зовется животворящим, ибо Он – податель жизни, Он возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ), а когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святой не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Почему только Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», а не от Отца и Сына, как утверждают неправославные? Потому что по логике Православной Церкви следует, что Бог знает о Себе больше, нежели люди о Нем знают. И наш Бог Господь Иисус Христос , открыватель всех Божественных тайн, открыл Своим ученикам о Святом Духе то, что Он исходит только от Отца, говоря: Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010