Скачать epub pdf Таинственная книга Много есть книг на свете, Феодул, воистину много-премного. Если они будут множиться с сегодняшней скоростью, то будет больше учителей, чем учеников. И расколется ум человека от книг, как зеркало разбивается на сотни осколков. И невроз станет главной болезнью человечества. Если бы могло подтвердиться, что чем больше книг, тем больше мудрости, то можно было бы радоваться множеству книг и множеству библиотек. Но это невозможно подтвердить. Напротив, кажется, что и те, кто книги пишет, изливают весь ум свой в книги и живут без ума. Пишется много книг не только в наше время – время быстрой печати и дешевой бумаги, но и в праветхое время писалось много книг. Три тысячи лет назад сказал мудрый царь Соломон: «составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела». Не знаю, почему только он не добавил: «И губительно для духа»? Главное, говорит этот мудрый царь, изо всего, что ты слышал, следующее: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12, 12–14 ). Много книг на свете, Феодул мой, но только одна из них названа Книгой жизни. Это Священное Письмо Божие 803 . Есть ли какой-нибудь народ на свете, кроме сербского, который эту Книгу жизни называет Письмом? Я не знаю. Может быть, ты знаешь, Феодул? А как раз именно это слово «Письмо» о многом говорит. Когда злой сын удаляется от отца, тогда отец общается с ним с помощью писем. Не говорит с ним, не видит его, а шлет ему письма. Это нечто совершенно обычное в повседневной жизни людей. Между тем самое обычное объясняет то, что необычнее всего. Через грех Адама, Каина и Каинова потомства, Хама и Хамова потомства 804 люди возрастали во зле и все больше удалялись и отделялись от Бога, Создателя своего. И Бог больше не принимал их для беседы, как некогда принимал праведных праотцев Ноя, Авраама и Моисея, а посылал им через Своих пророков письма. Все, что от Бога приходит, свято, и письма Божии заблудшим Его чадам святы. Я очень радуюсь, Феодул, что сербы назвали Библию , или Книгу жизни, Священным Письмом. Ведь это название соответствует действительному отношению Бога к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21 Апреля. Поучение о воскресении мертвых Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ( 1Кор.15:35 ) Апостол Павел заранее знает о сомнениях, которые неверующие будут выражать по поводу воскресения из мертвых, и заранее отвергает их. Как воскреснут мертвые? – спрашивают и сегодня неверующие, которые не видят чудес воскресения в природе ни телесным зрением, ни тем более духовным. Безрассудный! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Пока семя в земле не умрет, не прорастает злак, то есть нечто совсем отличающееся от семени. Но неверующий смотрит своими глазами и не видит, а продолжает спрашивать: «Как это может воскреснуть мертвый человек?» Как? Так, как Христос Воскрес. Он сошел мертвый во гроб, а восстал Живой. Воскресение из смерти показывает и природа; но убедительнее природы показывает Воскресший Господь. Чтобы нам было легче верить и надеяться – верить в Воскресение вообще и надеяться на собственное наше воскресение, Он Сам Воскрес из гроба, воскресив перед этим Лазаря Четверодневного, сына Наинской вдовы и дочь Иаирову. «Но в каком теле восстанут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком Бог пожелает. У Бога имеется бесчисленное множество видов тел. Однако апостол делит все тела на две группы: земные и небесные. В небесные тела, следовательно, облекаются те, кто умер в земном теле: нетленным заменится тленное, бессмертным заменится смертное, прекрасным заменится безобразное. Однако и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя так же, как узнает себя и когда одет в нищенские лохмотья, и когда облачен в царскую порфиру. Господи Пребогатый, не предай нас вечному тлению, но как царских сынов облачи нас в одеяния бессмертные. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы лишились имущества Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ). Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. ( Евр. 10:34 ). Всякая вещь говорит: «Не люби меня – уйду от тебя». Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.). Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает с радостью, а отдает с печалью. Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога. Преподобный Максим Исповедник († 662). Мы должны хранить имущества так, как будто оно у нас чужое. О чем скорбишь ты? О том, что потерял имущество? Но представь тех, которые не имеют даже насущного хлеба, и ты тотчас получишь утешение. И при каждом бедствии не печалься о том, что случилось, а благодари за то, что не случилось. Ты владел имуществом и лишился его? Не плачь о потере, а благодари за то время, в которое пользовался им. Вспомни, что ты наг вышел из утробы матери своей, наг и пойдешь отсюда. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям. Пресвитер Илия Екдик. Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано тебе за какой-нибудь грех. Подобные искушения посылаются за непристойные мысли о ближних. В утешение свое помышляй, что пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение и милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием, при пропаже же какой-либо суммы тщеславию места нисколько нет. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить людей ( Мф. 10:28 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Пропало состояние, но ты не пропал… Богатство не родилось вместе с тобою. На жизненном пути твоем оно прилепилось к тебе; при конце жизни оно должно отлепиться от всякого. Но оно отошло от тебя ранее конца твоей жизни, и тебя это удручает. Многим это дало величайшее счастье, так как, лишившись гнилого земного богатства, они еще имели достаточно времени обогатить душу свою Богом. Для тех, которые сбрасывают богатства вместе с телом, может быть и поздно, и все для них потеряно... Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881–1956). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 Января. Поучение об Иове терпеливом Господь дал, Господь и взял; да будет Имя Господне благословенно! ( Иов.1:21 ) Братья, да не убоится ничего праведник – все с ним хорошо будет. Все Священное Писание показывает нам, что Бог не оставляет праведника до конца. Пример Иова нам это являет ясно, как солнце. У Иова было семь сыновей и три дочери, было богатство и уважение среди людей, были друзья. И все это потерял он в один день. Он не возроптал на Бога, а пал на землю, поклонился и сказал: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Тогда Иов потерял и здоровье – последнее, что имел, и все тело его, от темени до пят покрыли раны и гной. И сидел Иов в пепле и возносил хвалу Богу. А жена его уговаривала, чтобы отрекся от Бога своего. И сказал ей Иов праведный: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Друзья укоряли его, что он грешен, и гордились своим умом и своей праведностью перед ним, но Иов смиренно молился Богу и терпеливо сносил раны свои и несчастье свое. Сейчас тоже бывает, как тогда: если нас постигнет какая-то беда, соседи наши ведут себя как более умные и более праведные, нежели мы. Но Бог Всемудрый пустил все эти беды на Иова, чтобы испытать не только Иова, слугу Своего, но и сродников, и друзей его. И когда каждый проявился, каков он есть, когда каждый прошел испытание пред Богом, тогда Бог всесильной десницей Своей вернул Иову и здоровье, и вернул богатство вдвое большее того, которое у него отнял, и дал ему опять семь сыновей и три дочери. Кто имеет сильную веру, братья, тот имеет и ясное зрение духовное, чтобы видеть перст Божий как в своем благополучии, так и в своем страдании. Кто имеет сильную веру, тот имеет и большое терпение в страдании. Когда ему Бог дает, он благодарит; когда Бог у него отнимает, он благословляет: Благословенно Имя Господне. Господи, Боже Иова многострадального и терпеливого, научи и нас благословлять Имя Твое в страдании нашем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4 Апреля. Поучение о величии Христа Победителя Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный ( Откр.1:14 ) Таким видит Иисуса после воскресения и победы Иоанн Боговидец. Видит Его как Сына Человеческого, облаченного в подир, опоясанного золотым поясом, с семью звездами в правой руке, а лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей. В такой силе и славе явился Тот, Кто на кресте был невзрачен и Кто всем проходящим мимо казался самым немощным из всех сынов человеческих. Но почему волосы Его были белы, как волна и как снег? Не было ли Господу, когда Его убили, едва лишь 34 года? Откуда у Него белые волосы? Не означают ли белые волосы старость? Воистину, белые волосы у смертных людей означают старость, но у Христа во славе они означают большее, чем старость – они означают вечность. Вечно молодая старость! Старость – это прошлое, молодость – будущее. Разве Он не то и другое одновременно? И больше, чем все времена прошлого и все времена будущего – надвременная вечность. И почему очи Его были, как пламень огненный? Он – Всевидящий, поэтому. От солнца что-то может и скрыться, но от Его взора не может скрыться ничто из того, что на небе, и на земле, и под землей. Он видит насквозь все волокна всех тканей в природе; Он видит насквозь все атомы в камне, все капли воды в море, все частицы воздуха, все помыслы и все желания всех сотворенных душ. Это именно Тот, Кто из сострадательной любви к роду человеческому сошел на землю, облекся в смертное и мученическое тело и был осмеян и оплеван грешными людьми. Это именно Тот, Кто, невзрачный, висел на кресте между разбойниками и как мертвец был похоронен Иосифом и Никодимом. О, братья, как страшно и подумать, сколь Великого и Величественного Посетителя имела земля! А еще страшнее – на Кого же безумные люди подняли руку! Господи Величественный, прости нам грехи наши и помяни и нас в силе и славе Своей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.2:7 ) Великая тайна в том, что человек оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей. Сам апостол, который возвысился до третьего неба и видел многие тайны небесные, называет брак плотских людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни, и больше нее лишь тайна связи Христа с Церковью. Христос называется Женихом, а Церковь – Невестою. Христос так любил Церковь , что из-за Нее оставил Отца Своего Небесного – оставаясь, конечно, с Ним в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и за Нее пострадал, чтобы Ее Кровью Своей очистить от греха и всякой скверны и сделать Ее достойной называться Его Невестой. Любовью Своей Он согревает Церковь , Кровью Своей питает Ее, и Духом Своим Святым оживляет, освящает и украшает. Как муж для жены, так Христос для Церкви. Муж – глава для жены, и Христос – Глава для Церкви. Жена слушается своего мужа, и Церковь слушается Христа. Муж любит свою жену, как свое собственное тело, Христос любит Церковь , как Свое собственное Тело. Муж любит жену, как себя самого, а жена боится мужа, и Христос любит Церковь , как Себя Самого, а Церковь боится Христа. Как никто не питает отвращения к своему телу, но его согревает и питает, так и Христос согревает и питает Церковь, как Свое Тело. И отдельная душа человеческая – невеста Христа Жениха, и собор всех верных – Невеста Христа Жениха. Каково отношение отдельного верующего человека ко Христу, таково отношение всей Церкви ко Христу. Христос – Глава великого Тела, которое зовется Церковью и которое частично видимо, а частично невидимо. О, братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред Судом Христовым. О Господи, Спасителю Благий, очисти, и спаси, и укрась души наши, чтобы удостоились бессмертного и невыразимого единства с Тобой во времени и вечности. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2 Января. Поучение о Давиде И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом; Слезы мои были для меня хлебом и день и ночь. ( 2Цар.12:13 ; Пс.41:4 ) Согрешил царь Давид Богу, покаялся, и Бог простил его. Большим был грех царя, но еще больше покаяние. Он был виновен пред Богом за два тяжких греха – прелюбодеяние и убийство, но когда его изобличил Нафан, пророк Божий, он с болью воскликнул: Согрешил я пред Господом. Исповедовал, значит, свой грех и раскаялся горько-прегорько. И сокрушенно молился Богу, плача, постясь, лежа на земле и перенося кротко страшные удары, которые Бог послал на него и на дом его, и на народ его из-за согрешения его. В своих покаянных псалмах он говорит: Я же червь, а не человек ( Пс.21:7 ); ... От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей ( Пс.101:6 ); не сплю ( Пс.101:8 ); Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:10 ); Колена мои изнемогли от поста ( Пс.108:24 ). Вот настоящее покаяние, вот истинный кающийся! Он не погряз в грехе и не впал в отчаяние. А, надеясь на милость Божию, каялся непрестанно. И Бог, любящий кающихся, смиловался над этим примерным кающимся. И простил Бог его, и прославил его над всеми царями Израилевыми, и дал ему благодать превеликую, чтобы пел он самые прекрасные молитвы покаянные и чтобы предсказал приход в мир Спасителя мира, причем от его колена. Видите, братья, сколь удивительна милость Божия по отношению к кающимся! Так понравился Богу этот кающийся Давид, что Бог не постыдился Сам взять на Себя плоть от семени его. Благо тем, кто не погряз во грехе, и тем, кто не впал в отчаяние из-за греха. Покаяние спасает и от одного, и от другого зла. Господи Милостивый, смягчи сердца наши слезами покаянными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 206. Студенту педагогической гимназии, о новом человеке Ты и твои друзья хотите издавать журнал «Новый человек». Приглашаешь к сотрудничеству меня. Я охотно отзовусь при условии, что прежде ты призовешь в сотрудники апостола Павла. Ибо ни у кого нет такого точного учения о новом человеке, как у него. И все, что мы знаем об этом предмете, мы восприняли от него. Приведем лишь несколько слов из этого удивительного учения:/А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства/( Кол. 3, 8–10, 12–14 ). /Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины/( Еф. 4, 22–24 ). /Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое/( 2Кор. 5, 17 ). Есть еще много подобных слов, но и этих достаточно. И все слова апостола согласуются со словами Самого Христа:/если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия/( Ин. 3, 3 ). Когда царевич Иоасаф спросил своего учителя, старца Варлаама 368 , сколько ему лет, он услышал в ответ: «Сорок пять». Удивленный царевич сказал, что он дал бы ему все семьдесят. Старец ответил, что они оба правы, и добавил: «Но не считаю я того времени, которое прожил в суете мира, ибо не могу считать годы смерти годами жизни». Вот что такое новый человек, которого должен проповедовать ваш «Новый человек». Новый человек – это человек, преображенный изнутри, человек с преображенным сердцем. Только такой человек может помочь другим обновиться и переродиться. Без познания истины и пути правды Божией этого не достичь. Новый человек может жить и в одряхлевшем теле, и, наоборот, в юном теле может жить старик. И исчислять старое и новое движением солнца, а не обновлением души истиной и правдой Божией – значит не любить апостола Павла и его единственно верное учение о новом человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

18 Апреля. Поучение об исполнении пророчества ... Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 ) Это слова вдохновенного тайновидца, слова светлые, пророческие. Это Давид говорит о Христе Господе, о душе Его и о теле Его, то есть о том, что в Нем человеческое. Что эти слова Давида относятся к Христу Воскресшему, засвидетельствовал апостол Петр в своей первой речи, сразу после схождения Духа Святого ( Деян.2:27 ). Ибо он говорит: Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, эти слова не могут относиться к Давиду, даже если он говорит это как бы от себя и о себе, а относятся они к какому-то потомку Давида по плоти. Плоть Давида истлела, как истлела и плоть иных его потомков. Христос же – его потомок по плоти, Который не оказался в Аду и плоть Которого не изведала тления. Предвидевший (Давид) говорит о Воскресении Христовом. Воистину, блистательное пророчество! Воистину, чудесное провидчество! Но сколь непонятными и неразумными должны были казаться эти слова иудейским толкователям Псалмов до Воскресения Господа! Когда была снята печать с гробовой плиты, была снята печать и со многих довольно темных и непонятных пророчеств. Христос воскрес, и тайна стала явью. Гробовая плита снята не только с Его Святого Тела, но и с многочисленных слов и видений пророческих. Христос Воскрес – и пророческие слова воскресли. Сойдя в Ад, Господь вывел души праведных отцов и пророков на свет небесный, а Своим Воскресением вынес их слова и видения на свет разума и истины. Христос Воскрес – и все доброе, праведное и истинное до и после Воскресного утра воскресло. О Воскресший Господи, причисли и нас к воскресшим обитателям Царства Твоего Бессмертного! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Об ангелах Новый Завет полон ангелов. Они роятся вокруг Иисуса Христа, своего Творца и любимого Господа, готовые служить Ему от самого зачатия Его. Они служат и поклоняются Ему на земле, так же как служили и поклонялись на небесах, и любят такой же пламенной и возвышенной любовью, как любили Его в небесной Его славе. Они радостно и неустанно помогали в служении Его – в создании им на земле Своей Церкви. Они делают это и поныне и будут делать до конца времен. Когда Он родился в убогой пастушьей пещере, над ней явился хор ангельских сил и славил Господа ( Лк. 2:13–14 ). После искушения в пустыне, когда дьявол оставил Его, ангелы приступили и служили Ему ( Мф. 4:11 ). Наши иконописцы поступали правильно, когда, изображая Христа, помещали вокруг Него множество ангелов, так же, как и на иконах, изображающих Пророка и Предтечу Иоанна, Богоявление, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение. Если являлся архистратиг или другой ангел, то его всегда сопровождал сонм ангелов, невидимых нашим человеческим глазом. Мы думаем, что архангел Гавриил был не один, когда принес Святой Деве Марии благую весть о рождении Мессии. И ангела, который явился во время молитвы Господа в Гефсиманском саду и укреплял Его ( Лк. 22:43 ), сопровождал сонм невидимых сил небесных: там, где Царь, там и воинство Его. Кого Христос любит, того любят и ангелы Его. Он любит детей и повелел ангелам защищать их. Он сказал: говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ). Он не просто любит детей; Он и Себя приравнивает к малым детям: призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф. 18:2–5 ). И еще сказал: не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 19:14 ; Мк. 10:14 ; Лк. 18:16 ). Значит, приводить детей ко Христу Богу – это самая здоровая основа христианского воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010