Скачать epub pdf Простецы и глупцы Простецы узнали и признали Спасителя мира, глупцы Его отвергли. Известно ли тебе, Феодул, различие между простецом и глупцом? Поистине, различие это велико, несмотря на то что многие его не видят и, не видя, смешивают и отождествляют одно с другим. Простец и глупец, говорят, – это одно и то же. Так говорят те, кто привык, по лености ума своего, довольствоваться заблуждениями. Если здоровье то же, что болезнь, то и простой человек то же, что глупый. Знал это лучше меня и тебя Тот, Кто избрал простецов в Свои апостолы и благовестники. «Идите за Мной», – сказал Иисус рыбакам, и они оставили сети рыбацкие и пошли за Ним. Каким чарующим должен был быть голос уст Его, если сподвиг стольких людей оставить свое занятие и пойти за Ним! В простых душах Петра, Андрея, Иакова и Иоанна этот голос прозвучал не как голос человеческий, а как Божий. Доказательством тому да послужат нам Филипп и Нафанаил. Сперва Филипп. Услышав слова: «Идите за Мной», он понял, что это глас Господень, тотчас нашел друга своего Нафанаила и сообщил ему, что явился в мир прореченный и чаемый Мессия, говоря: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки», «Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» 182 (на самом деле Он их нашел 183 , а они Его узнали). Услышав это, Нафанаил с некоторой иронией ответил: «из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп не стал доказывать ему, а только сказал: «пойди и посмотри» 184 .– «Приди, Нафанаил, и сам посмотри на Его лицо и послушай Его голос и убедишься, как я, как Петр и Андрей и все остальные». Послушался Нафанаил своего друга, пришел к Иисусу и увидел и услышал. А когда увидел лицо Его, и услышал голос Его, и убедился в прозорливости Его, то даже превзошел Филиппа в признании Иисуса Господом, воскликнув: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» 185 . Вот первые две простые души, которые, после Иоанна Крестителя, выразили свое убеждение в том, что Иисус действительно Мессия, Царь царей и Спаситель мира. Иоанн первый узнал Его и назвал Агнцем Божиим: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 186 . Да и Иоанн, этот лев пустыни, в действительности тоже был простой душой, простой и, как кристалл, чистой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 Января. Поучение об Илии пророке Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову ( 3Цар.17:1 ) Ужасно звучат эти слова для уха каждого смертного, ибо их произнес человек, подобный нам ( Иак.5:17 ). Вы спрашиваете, братья, как может смертный человек затворить небо и остановить дождь? Но спросите себя, как может смертный человек отворить небо и ниспослать дождь на иссохшую землю? А мы знаем, что и сейчас по молитвам людей Бог отворяет небо и дает дождь. Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ), – сказал Спаситель наш. Как Моисей по живой вере и молитве совершал великие чудеса в Египте и в пустыне; как Иисус Навин остановил движение солнца, так и пророк Божий Илия открывал и закрывал небо, низводил огонь с небес и творил иные чудеса, большие и страшные – все верой и молитвой. Бог дал силу Илии, чтобы он творил такие чудеса, ибо Илия ревновал о славе Божией, а не о славе своей. Ревновал весьма о Господе Боге Саваофе ( 3Цар.19:14 ). Ничего для себя не искал этот человек Божий, а всё для Бога. Бог был для него всё: вся слава, вся сила, всё богатство. Поэтому Бог увенчал его славой бессмертной, силой страшной, и богатством, которое не истлевает, и которое моль не ест. Поэтому и не допустил Бог , чтобы Илия умер, а взял его на Небо, как и Еноха. Святой Илия был чистой, как роса утренняя, души, целомудренного, как у младенца, тела, непорочного сердца и ума, как Ангел Божий. Поэтому он и стал сосудом силы Божией. Поэтому творил чудеса тогда и творит их теперь. О, Господи Живой, Боже пророка Твоего Илии, нас через Крещение усыновивший по благодати Твоей святой, зажги и в нас веру и ревность пророка Твоего святого. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

30 Марта. Поучение о втором пришествии Господа Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ) Второе пришествие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Это Господь неоднократно говорил. Но здесь нам Он еще ближе указывает, на что будет подобно это пришествие. Будет подобно, говорит Он, на молнию. Этим Он раскрывает нам пять особенностей грядущего пришествия Своего. Во-первых, Его второе пришествие будет неожиданным, как молния. Об этом Он нас и предупредил: бодрствуйте, потому что не знаете дня и часа! Во-вторых, Его пришествие будет ярким, как молния. Солнце и звезды потемнеют, и вся вселенная утратит лучезарность лица своего, когда Он воссияет. Кто грешит, у того меньше света и лучезарности. То какая же тьма будет под этим небесным пламенем! Поэтому Он нас и предупредил, чтобы держали лампады душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, не оказаться бы нам во мраке в тот страшный час! В-третьих, Его пришествие будет мощным, как молния. Потому что Он Сам определенно в другом месте говорит, что Он придет в силе и славе. В-четвертых, Его пришествие будет всеобъемлющим и видимым для всех и каждого, от востока до запада. То есть, Он явится не как в первый раз, чтобы Его видели только ученики Его, либо только одно племя, один народ, одна страна, одно государство, а явится как молния, которую все люди и все племена на земле одновременно увидят. В-пятых, как появление молнии предшествует дождю и граду, так Его второе пришествие будет предшествовать Страшному Суду, который для праведников и верных будет как желанный дождь, а для неправедных и неверных как град. Будем готовиться, братья мои, потому что собираются тучи и из них в любое время может ударить божественная молния. Господи Великий и Грозный, добавь елея в лампады душ наших, чтобы не оказались мы в вечной тьме тогда, когда явится Твой вечный свет. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О жертве и жертвенности Господь смотрит на каждого приходящего. И вот, видит Он, подходит к храму бедный человек, благоговейно крестясь, достает из потрепанного кармана монетку и опускает в ящик. Он ради того и пришел, чтобы принести свой малый дар, но великое дело совершил он! Господь с любовью взирает на него и говорит, что он дал больше других, несмотря на то что иные жертвовали серебряные и золотые монеты. В чем преимущество мелкой монетки? Расположение сердца, с которым бедный человек принес ее и положил перед Господом… И Господь принял малую жертву нищего, радуясь драгоценному дару... Часто то, что люди считают ничтожным и малым, велико в очах Божиих, велико и драгоценно. Как велика бывает в небесах радость об одном кающемся грешнике ( Лк. 15:10 ), так и малая лепта на храм Божий, данная с искренним сердечным расположением, приносит человеку великое благоволение Божие ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ). Господь наш Иисус Христос плакал. Христос плакал и о друзьях, и о врагах Своих. Он плакал об умершем Лазаре, плакал об Иерусалиме, предвидя скорое его разорение. Иисус прослезился ( Ин. 11:35 ) – написано в Евангелии. И еще: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем ( Лк. 19:41 ). В обоих случаях Он плакал о людях, в обоих случаях это плач любви. Ибо, в то время как люди оплакивали смерть Лазаря, Господь плакал не потому, что Лазарь умер (Он пришел воскресить его. – Ин. 11:11 ), – Он плакал из-за тирании смерти, которая господствовала над народом. Как же люди, созданные по образу и подобию Бога живого, в Царстве Которого нет мертвых, могли утратить веру в жизнь, в победу Бога над смертью ? И, глядя на людей, подчинившихся тирании смерти, Иисус прослезился. В другом случае Господь плакал об Иерусалиме, Святом Граде, прозревая его разорение и угнетение и плен детей его. Смотря на него (на Иерусалим), заплакал о нем – там заплакал над уже умершим, здесь – над еще не рождёнными. Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом ( Евр. 5:7–10 ): это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения, когда был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк. 22:44 ). А как Господь проливал слезы о роде человеческом в уединении, втайне, в ночных молитвах ко Отцу Своему, об этом знают только небесные ангелы, которые как воинство Царя охраняли Его. И всегда Господь плакал не о Себе, но о людях. Эти пречистые слезы Господа – жертва за очищение и спасение рода человеческого, так же, как и Его Кровь, пролитая на Кресте. Да поможет нам Господь в память о Его святых слезах быть лучше и ближе к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 Января. Поучение о Самуиле О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:27–28 ) У Бога испрошенным и Богу посвященным был Самуил, пророк и вождь народа израильского. Блаженная Анна, бездетная мать его, слезами и жертвами испросила его у Бога. И его, единственного сына, наибольшее благо свое, отдала с самого детства на служение Господу. Мудрая мать считает своих детей не своими, а Божиими. Божии они и когда их Бог дает, и когда их Бог забирает, но более всего они Божии, когда их мать сама Богу посвящает. Божий дар возвращается Богу как ответный дар. Ибо мы ничего своего не имеем, чтобы дать Богу, а только то, что от Него получаем. И жил отрок Самуил при храме среди испорченных сыновей священника Илия, однако не испортился. И Господь не пожелал являться грешным старикам, а явился этому чистому ребенку... Ибо Самуил исполнял волю Божию и не позволил, чтобы осталось хоть одно из слов Его неисполнившимся ( 1Цар.3:19 ). И был Самуил судиею народу израильскому от юности до старости, и не сделал ничего плохого ни Богу, ни людям. И Бог дал ему силу, и он пророчествовал и творил чудеса; всех врагов Бога и врагов народа он победил, и двух царей помазал – Саула и Давида. А когда состарился, то созвал народ и спросил, учинил ли когда-либо над кем-то насилие или взял ли от кого что. А народ единогласно ответил: ты не обижал нас, и насилия над нами не чинил, и не притеснял нас, и не взял ничего из чьей-то руки ( 1Цар.12:4 ). Вот такой человек был тот, кто Богом дарован и Богу в ответный дар принесен и кто возрастал с благословением Божиим и благословением материнским. Пусть же матери используют пример Анны блаженной; пусть судьи и вожди народные используют пример Самуила праведного. О Господи Святый и Пресвятый, Благий и Преблагий, отвори души наши, чтобы мы видели святость и благость Твою, да чтобы раскаялись в злых делах своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Оружие против страха Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, исполняйте их, и будете жить спокойно на земле ( Лев. 25:18 ) Почему боятся народы? Чего боятся народы земли? Почему боится человек? Чего боится человек на земле? Народ боится народа, и народ испытывает страх перед народом. Человек боится человека, и человека наполняет страх перед человеком. Наш праотец испугался, и в Раю, среди Рая Адама охватил страх. Как же тогда жить без страха его потомкам, изгнанным из Рая? Когда Адам с женою преступил заповедь Божию и попрал закон послушания – «скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога » ( Быт. 3:8 ). Скрылся между деревьев в саду, потерялся среди тварей бессловесных, забился в заросли, как страус, прячущий голову в песок, когда почувствует опасность. «Голос Твой я услышал в раю и убоялся», – ответил Адам Богу, когда Он спросил Его – «где ты?». Вот так и поныне бывает с родом адамовым. Когда дитя исполняет заповеди родителя, оно радуется его голосу и спешит ему навстречу, а если нарушит заповедь родительскую, дитя испуганно прячется от голоса родителя, прячется или дома, или среди деревьев, теряется среди предметов, которые ниже его по достоинству, и ищет убежища в предметах неразумных. А когда родительская любовь окликнет его – где ты? Непослушное дитя отвечает так же, как ответил Адам Господу – «Голос Твой я услышал и убоялся». Здесь мы касаемся самой основы человеческой природы и основы отношения человека к Богу Творцу. Обе основы неразделимы, им обеим имя – любовь, а «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). О как свята эта истина! Если вы обозрите все пространство своей жизни, в ширину и в глубину, о земнородные, вы познаете, насколько свято и истинно слово Апостола, на собственной жизни. Пока есть любовь – нет страха, а в отсутствие любви во всем царит страх. От чего появляется страх – от отсутствия любви. В чем состоит любовь? Пусть Апостол скажет за меня: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» ( 1Ин. 5:3 ). Так говорит апостол любви, святой евангелист Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О Втором пришествии Христа Мессия – Судия мира, ибо по правде судить будет. Тот же Иисус – Которого Ирод в колыбели младенческой мечом судил, Которого Иуда за тридцать сребреников продал, Которого старейшины иудейские унижали и бичевали, Которого Пилат признал невиновным и на кресте распял, Который на кресте в страшных муках умер, Который в третий день славно воскрес из гроба, Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Отца, – Тот же самый Иисус приидет вновь в силе и славе. Приидет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Приидет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертия для праведников. И воссияют праведники в том Царстве, словно солнце. Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в уничижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между первым и Вторым пришествиями Его велика; при первом пришествии Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24:42 ). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз приидет как скорый собиратель жатвы. Существуют ли небесные свидетельства о Его Втором пришествии? Существуют. В момент Его вознесения явились два ангела и сказали апостолам: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Дорожа временем ( Еф. 5:16 ) – так говорит святой отец наш апостол Павел. Спрашиваешь, что означают слова дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: «Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем»; святитель Феофан Затворник говорит: «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям». Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: торгуйте, пока Я не вернусь ( Мф. 25:27 ). А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами? Как использовали мы время своей жизни? Поддались ли соблазнам этого времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою? Потому исполняй заповеди Христовы каждый день. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог . Ибо дорожить буквально означает платить. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Глас с небес Радуйся, о Феодул! Радуйся и веселись, ибо явился Еммануил, Бог от Бога, истинный Мессия и Спаситель людей. Не Ангел, не человек, не от тленного семени человеческого, а бессеменно рожденный от Бога и Пречистой Девы Марии в подземной пещере вифлеемской. Единственным семенем при Его рождении было чистое и святое слово Божие, и единственной силой при зачатии Его – сила Духа Святаго . Сказал Он, что «сошел с небес» 98 . А люди только с небес и ожидали еще помощи и спасения. Сказал также, что Он «дверь» 99 . А люди веками на ощупь пробирались по лабиринту жизни в поисках двери в лучшую жизнь. Еще сказал, что Он «воскресение» 100 ; что воскресит Себя, когда грешники убьют Его 101 , и воскресит всех, кто в Него верует и любит Его 102 . Еще сказал, что Он «победил» «мир» 103 , что видел «сатану, спадшего с неба, как молнию», в преисподнюю 104 . А миру был необходим Победитель зла, лжи и насилия, от сатаны произошедших и через людей действовавших. Еще сказал, что в конце времен, в конце драмы человеческой истории, Он снова «придет», в силе и славе, чтобы собрать живых и мертвых, отделить их друг от друга и возвестить последний, праведный Суд над всеми. И праведники пойдут в вечное блаженство, а нераскаянные грешники будут брошены в вечную муку 105 . Еще сказал, что Ему от Отца «дана всякая власть на небе и на земле» 106 , поэтому никто не может без Него и помимо Него 107 , а тем более вопреки Ему совершить какое-нибудь добро ни себе, ни другим; и что только одно имя под солнцем дано людям для спасения 108 , а это имя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Мессии, Спасителя. О Феодул, вот сильный Кормчий, вставший у руля сбившегося с курса корабля человеческой жизни! Вот Капитан, Который хорошо знает всю пучину времени и пространства и знает, куда ведет корабль и усталых путников. Радуйся же и веселись! Неверующие спрашивают себя: «Кто засвидетельствует нам о Нем?». Так спрашивают себя те, кто идет путем погибели и на этом пути ищет свое спасение. Поистине, Его дела свидетельствуют о Нем 109 . И даже сами убийцы иерусалимские не могли умолчать об этом, но говорили: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит» 110 . И подтвердили Его слова: «Я сотворил между ними дела, каких никто другой не делал» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Повелитель природы Облегчения, облегчения, Феодул, хочет человек, облегчения от довлеющей над ним природы, от страха перед природой, от сил природных. Предназначенный Творцом быть владыкой над природой (см.: Быт. 1, 28 ), человек стал ее слугой и рабом. Кто принесет человеку облегчение, кто даст свободу? Кто вернет ему власть над природой? Не кто иной, кроме Того, Кто ему вначале и даровал эту власть над природой. Тот, Кто сотворил словом Своим небеса и духом уст Своих все воинство небесное, Кто сказал: «да будет свет, и стал свет» 543 , Кто отделил свет от тьмы и море от суши, Кто повелел земле произрастить из себя траву и деревья, Кто повелел появиться солнцу и луне и звездам на своде небесном, Кто распорядился, чтобы вода наполнилась рыбами, воздух птицами, а земля мелким и крупным скотом и зверями, всем по роду их, и Кто напоследок сотворил человека и дал ему власть над землей, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» 544 . Действительно, Феодул, только Тот может человека вернуть в достоинство владыки над природой, Кто ему от начала и дал его, а человек это достоинство грехом своим погубил, как тот блудный сын, что, отделившись от отца, погубил имущество свое и стал слугой злого хозяина; только Тот, Кто этот Божественный дар время от времени возвращал отдельным праведникам и избранникам Своим; Кто через слугу Своего Моисея совершил десять страшных чудес в Египте 545 ; Кто разделил Чермное море и провел народ Свой по сухому дну морскому 546 ; Кто рассек скалу в пустыне и извел воду жаждущему народу 547 ; Кто одождил манну с неба, чтобы накормить голодных в пустыне 548 ; Кто через слугу Своего Иисуса Навина остановил солнце и луну на столько, на сколько была Его воля 549 ; Кто уничтожал языческие войска и даровал победы слабым, но более праведным; Кто бездетных стариц делал матерями 550 ; Кто через пророка Илию затворил небо, чтобы не шел дождь сорок два месяца 551 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010