Сентябрь 1 Сентября. Поучение о могуществе Господа и немощности идолов Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские...( Ис.19:1 ) Скрываясь от царя Ирода, фараона Иерусалимского, Господь прибыл в Египет. Настоящий Израиль оценивается не по месту, а по духу и делам. Во время рождения Господа в Иерусалиме царило зло большее, чем когда-то в фараонском Египте; это нередко бывает: когда верные отступят от веры, то становятся хуже неверных, которые никогда не знали настоящей веры. И так для Спасителя мира Египет в то время был местом более благоприятным и гостеприимным, нежели Иерусалим. Сравните слова пророка со словами, которые Ангел сказал праведному Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет ( Мф.2:13 ), и вы сразу убедитесь, что слова Исаии не могут относиться ни к кому иному, кроме Христа Господа. И еще более убедитесь в том же, когда услышите другого пророка, который говорит: ...Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). Что означает облако легкое, на котором Господь... грядет в Египет? Оно означает тело Господа, в которое Он облечет Божество Свое. Ибо тело человеческое подобно сгустившемуся облаку, в котором душа пребывает. Это, значит, пророческое видение воплощенного Господа. Некоторые толкователи считают, что облако легкое означает и Пречистую Богоматерь, Которая долгим постом и молитвой и иными подвигами сделала Свое тело легким, как облако. Особенно легким было это облако – тело Богородицы – из-за отсутствия страстей, которые обременяют человеческие тела. О, Господи Всемилостивый, желающий спасения всем людям, невзирая, кто еврей или кто египтянин, спаси и помилуй и нас, ибо на Твое Имя надеемся непрестанно. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Сентября. Поучение о том, как Египет обратился к Господу И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят ( Ис.19:21 ) О, как изменчиво сердце человеческое! Но из всех перемен его самая позорная из позорных – это когда верные становятся неверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

6 Апреля. Поучение о верности в страдании и венце жизни Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр.2:10 ) Своим страданием Господь облегчил наши страдания. Он претерпел наибольшие страдания и вышел победителем; поэтому Он может нас ободрять в нашем малом страдании. Он страдал и терпел за правду, а мы страдаем и терпим, искупая свои грехи. Поэтому Он вдвойне может нам напоминать, чтобы держались до конца, как Он, Безгрешный, держался. Ему никто из нас не помогал облегчить муки и страдания, а Он находится рядом с каждым из нас, когда мы страдаем, и облегчает нам наши муки и несчастья. Поэтому Он имеет право сказать каждому страдающему ради Имени Его: не бойся! Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть, – говорит Он. – Потому что Я Сам перенес все страдания и знаю их; и Я ни одного страдания не убоялся, а все их принял на Себя и все их в итоге победил. Я их победил, не отвергая или избегая, а приняв их все на Себя добровольно и выдержав их все до конца. Так же и ты прими на себя добровольно страдания, а Я вижу и знаю, сколько ты можешь выдержать и до каких пор. Если же страдания будут продолжаться даже до самой смерти, если они и смерть вызовут, все равно не бойся: Дам тебе венец жизни. Увенчаю тебя жизнью бессмертной, вечной, в которой Я царствую с Отцом и Духом Животворящим. Бог тебя послал на землю не для того, чтобы ты приятно жил, а для того, чтобы ты готовился к бессмертной жизни. Было бы большим несчастьем, если бы Создатель твой не мог тебе дать жизнь лучшую, более долгую и более светлую, чем эта на земле, которая вся отдает гнилью и смертью и которая короче жизни ворона. О, братья мои, прислушаемся к слову Господа, и все страдания нам будут облегчены. Если удары, получаемые от мира, мы сейчас воспринимаем как тяжелые камни, то когда прислушаемся к словам Господа, они станут как пена морская. Господи Победителю, научи нас еще долготерпению Твоему. И когда ослабеваем, протяни руку Твою и поддержи нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 148. Одному попечителю, о священстве Ты услышал, как еретики говорят: «Все христиане являются священниками, и поэтому особые священники нам не нужны. Ибо каждый крещеный в крещении получил священническое достоинство. Следовательно, каждый христианин или христианка могут совершать священнические действия, которые сейчас совершают только рукоположенные священники!». Знай, что это великое заблуждение. В таком случае можно было бы сказать, что все христиане – апостолы, но мы знаем, что Господь наш избрал в апостолы особых людей. Апостолы в свою очередь рукополагали сначала диаконов, потом священников и епископов или патриархов. Об этом ясно написано в Деяниях апостольских (см.: Деян. 6, 6, 14:23 ) и в посланиях святого апостола Павла (см.: 1Тим. 3 ; 1Тим. 4:14 ; 1Тим.5:17, 22 ; Тит. 1, 5 ). И святой апостол Иаков утверждает, что старейшинам церковным – пресвитерам Церкви – дана власть совершать священнодействия. Прочти слова его Послания:/Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне/( Иак. 5, 14 ). Как видишь, такое распоряжение Церкви было дано еще святыми апостолами, чтобы пресвитеры, имеющие власть от Духа Святаго, совершали таинства Божии и руководили народом крещеным и вели ко спасению. Слава Богу, это так! Ибо, если бы Промыслом Божиим не было так установлено, тогда каждый мог бы назваться священником и раскол христианства наступил бы в самом начале. Наступил бы раскол и в вере, и в церковном порядке; разве корабль церковный преодолел бы эти расколы всех минувших девятнадцати веков, подобных девятнадцати бурным океанам? И по закону Ветхого Завета священником мог быть не каждый, а лишь тот, кто был поставлен и посвящен. Но и в те времена появлялись бунтовщики, которые беззаконно присваивали себе власть совершать священнические обязанности. Так мы читали о Корее, Дафане и Авироне, которые восстали на Моисея и Аарона, восклицая:/все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?/( Чис. 16, 3 ). Но разгневался на них Господь и жестоко наказал их, и/разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их,... и сошли они ...живыми в преисподнюю, и покрыла их земля/(ср.: Чис. 16, 32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Декабрь 1 Декабря. Поучение о превосходящей разумение любви ...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф.3:19 ) Любовь, превосходящая разумение, превосходящая наше понимание, – это любовь Христова. Никто не может даже предугадать ни масштаб, ни силу этой любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не пробовал мед своими устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, тогда человек почувствует несказанный вкус любви Христовой, сладостный и упоительный аромат ее и непостижимую всеохватность ее. Как, имея Христа в сердце, человек приобщается к широте, долготе и глубине познания Божественной мудрости, так же, имея Христа в сердце, он приобщается к бескрайней пучине Божественной любви Христовой. О, братья мои, сколь бледны слова, когда нужно сказать о любви Христовой! Никогда и нигде не бывают они бледнее и немощнее, чем в этом случае. Воистину, что можно сказать при наличии таких поразительных доказательств любви Его: Он создал нас из любви, Сам воплотился из любви, из любви принял надругательства и смерть ради нас, из любви открыл нам Небо и объявил о приготовленной нам славе бессмертной! Но и то, что мы перечислили, – только часть из всего того неисчерпаемого богатства, славы, красоты и животворной пищи, что называется любовью Христовой. О, только бы мы удостоились верой, чтобы Господь Иисус вселился в сердца наши, чтобы мы могли вкусить любви Его неописуемой! О, Господи Иисусе Христе, Жизнь наша, Мудрость наша и Любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Декабря. Поучение о прославлении Бога во Христе Господе Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:21 ) Слава Богу! Слава Богу в Церкви! Слава Ему во Христе Иисусе! Слава Ему во все роды! Слава Ему от века до века! Никому не подобает слава так, как Богу. И никто не славит Бога так, как Церковь Божия. Христос – Откровитель Бога: поэтому вся слава Богу должна идти через Христа Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Спасение души Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить – за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет – спасет все; а кто душу утратит – утратит все. В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот. Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек – это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город – вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

30 Мая. Поучение о Духе Святом Утешителе Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ) Что же значат эти слова на деле, если не то, что нужно молиться ежедневно, чтобы к нам сошел Дух Святой, так же, как молимся мы каждый день о хлебе насущном? Бог может в любой день послать к нам Духа Святого, но Он требует от нас, чтобы мы каждый день молились о Духе Святом. Ибо как бывает хлеба то изобилие, то недостаток, так бывает и с Духом Святым. Дух Святой приходит к нам и уходит от нас, когда как, в зависимости от нашей ревности либо лености в молитве, в зависимости от добрых дел и терпения. Поэтому Церковь установила, чтобы первое утреннее богослужение начиналось призыванием Духа Святого: Царю Небесный Утешителю, Душе Истины... прииди! А затем идет молитва: Хлеб наш насущный даждь нам днесь... Почему так? Потому что без Духа Святого мы не умеем даже хлеб употребить как следует, для спасения нашего. Он будет научать вас всему. То есть научать каждый день и каждую ночь в соответствии с условиями, в которых вы находитесь. Он будет направлять вас на путь, советовать, наставлять, о чем следует думать, что следует говорить, что следует делать. Поэтому просите у Бога только Духа Святого, а остальное Он вам принесет – все, что вам потребуется в конкретный момент. Если Он сойдет на вас, вы будете все, что нужно, знать, все уметь и все мочь. И Он напомнит вам все, что Я говорил. То есть: не бойтесь, что забудете Мое учение и Мои слова. Дух Святой знает все, что Я знаю; поэтому, когда Он будет присутствовать в вас, будет присутствовать и все мое учение вместе с Ним. О Господи Душе Святый, соблаговоли сойти на нас не по нашим заслугам, а по заслугам Господа Иисуса и по Твоей безграничной доброте. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Часть вторая. Сигналы Глава 10. Сны как сигналы 1. Согласно Библии, Елиуй, друг Иова, поучал его: «Господь говорит с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей... тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ( Иов.33:15–18 ). Справедливость этих слов была множество раз подтверждена на опыте. 2. В книге Бытия сказано: когда царь Авимелех, ни о чем не подозревая, приблизил к себе Сару, жену Авраама, которую тот назвал сестрой своей из боязни, «пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» ( Быт.20:3 ). Царь испугался и утром следующего дня отпустил Сару к мужу ее Аврааму. Так Господь дал знак и удержал царя Авимелеха от греха. 3. Когда язычник Лаван обманывал и преследовал праведного Иакова, зятя своего, явился Лавану ночью во сне Господь и предостерег: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт.31:24 ). Это было сигналом Лавану оставить Иакова в покое и не замышлять против него зло. 4. В темнице одновременно с Иосифом пребывали двое слуг фараона, царский виночерпий и хлебодар, провинившиеся перед господином своим. Оба они одновременно видели сны и рассказали их Иосифу, а он объяснил их значение. Сон царского виночерпия был сигналом, что его скоро освободят из темницы, и продолжит он свою службу во дворце фараона. А сон хлебодара означал, что его тоже выведут из темницы, но он умрет на виселице. Как Иосиф растолковал сны-сигналы, так и исполнилось. 5. Другой сон, упоминаемый в Библии, это сон царя Навуходоносора об огромном плодоносящем дереве, высотой до неба, которое было срублено. Этот сон означал падение царства возгордившегося своим богатством и величием царя Навуходоносора и предвещал его безумие в течение семи лет. Когда прошло семь лет, разум возвратился к царю, и Навуходоносор покаялся в гордости своей и прославил вечную власть Царя Небесного, «Который силен смирить ходящих гордо» ( Дан.4:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Чему дважды удивлялся Господь Иисус Христос Очень поучительно узнать, чему удивлялся на земле Господь Иисус Христос. Удивлялся ли он красоте небосвода, которым, словно златотканым плащом, укутана земля? Удивлялся ли он величию солнца, настолько поражавшему людей и народы, что они веками обожествляли его? Удивлялся ли луне, предводительнице звезд и спутнице странников? Чему мог удивляться Тот, Который «изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй» ( Пс. 146, 4 )? Или удивляла его красота полевых цветов? Но не Он ли назвал прекрасный цветок, что прекраснее одежд Соломона во всей славе его, полевой травой, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» (ср. Мф. 6, 29, 30 )? Или удивлял Господа храм Соломонов, одно из бесценнейших и величайших дел рук человеческих, который считался чудом из чудес дохристианской истории? Но когда ученики Его однажды с восхищением указали на величие храма, говоря: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» – Он ответил им: «видите сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (ср.: Мк. 13, 1–2 ). Нет, не удивляли Господа ни величественный небосвод, ни земные красоты, ни размах человеческих творений. Ничто из того, что обыкновенно удивляет и восхищает людей. Да и удивлялся ли Господь когда-либо и чему-либо за время Своего пребывания на земле? Да, дважды: Он удивлялся двум совершенно противоположным вещам – неверию и вере. И с тем и с другим столкнулся Он в Галилее: с неверием в Назарете, с верой в Капернауме. И в обоих случаях в Евангелии использовано одно и то же выражение – «дивился Иисус». Первое событие произошло в Назарете, в отечестве Спасителя. В то время весть о Господе уже разнеслась повсюду, повсюду говорили о силе Его слова и о Его невиданных чудесах. И вот пришел Он на родину, и с Ним Его ученики. И когда наступила суббота, «Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии? ...И соблазнялись о Нем» (ср.: Мк. 6, 2–3 ). И не уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Жизнеописание Господа Нашего Иисуса Христа Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви... Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. ( Ин.15:9–10,12 ) Начало В начале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика ( Ин.1:1–10 ). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни. Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие. В начале – не в оном исконном начале (букв.: в пред-начале. – Пер.), которому нет конца, – а в начале драматичной истории сотворения Бог Слово создал небо и землю, мир бесплотный и мир вещественный, или мир духовный и мир вещественно-духовный. Все сотворил Он по порядку и в последовательности: сначала свет, затем воду, затем твердь, затем растения и плоды, затем солнце, луну и звезды, затем рыб и птиц, затем скотов и зверей и, наконец – человека, Свой живой образ. Все это [было так,] как Духом Божиим возвещено Моисею, автору книги Бытия ( Быт.1 ). А книгу сию преподал Бог людям по Своей милости тогда, когда человеческий ум, удалившись во грехе от своего Творца, покрылся пеленой забвения и людская память ослабла. Далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли ( Ис.55:8–9 ). Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою – земную – логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются – к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными. Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ноябрь 1 Ноября. Поучение о душе, жаждущей к Богу Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! ( Пс.41:3 ) Когда только искра любви к Богу вспыхнет в сердце человека, пусть человек ее не гасит, а позволит разгораться – и увидит чудо. Разгорится та искра в факел света невиданного. И свет, и тепло ее будут очень велики. При свете любви к Богу человек в этом мире будет чувствовать себя как во мраке; а от тепла ее почувствует неутолимую жажду духовную – жажду Бога, приближения к Богу, созерцания Бога. Боголюбец Давид сравнивает жажду эту с жаждой лани, которая бежит к источнику водному. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому. Разве не тленно все вокруг нас? Разве не превращается все быстро в прах? Мы хватаемся за тени; мы обнимаем мертвецов. Завтрашний смрад мы сегодня оплачиваем золотом и серебром, а подчас и честью и совестью, а иногда и жизнью – смрад завтрашнего дня! Это не любовь, а скотская похоть. Большая душа ищет предмет, достойный любви, ищет предмет, не подверженный разрушению, распаду, обезображиванию и тлению так, как преходящие тела. Поэтому царь-боголюбец и подчеркивает: ...к Богу крепкому, живому. Ибо кто же воистину крепкий и живой, как не Бог ? Бог даровал крепость и жизнь также Ангелам и святым Своим, но все это Его и от Него. ...Когда приду и явлюсь пред лице Божие! Вот жажда неодолимая настоящей любви к Богу. Пусть устыдятся все те, что говорят, будто бы верят в Бога и любят Бога, хотя уже сама мысль о смерти, об уходе из этого мира доводит до безумия. О, Господи Боже наш, Святый, Крепкий и Живый; Источниче святости, Источниче крепости, Источниче жизни, освети нас и зажги любовью к Тебе. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Ноября. Поучение о повествованиях давних и новых о чудесах Божиих Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние ( Пс.43:2 ) Так царь Давид говорит от имени народа своего. И перечисляет царь некоторые великие дела, которые Бог соделал для народа израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010