Рассуждение Преподобный Пафнутий Боровский говорил своим ученикам, что душу человека и его тайные дела можно распознать по взору очей. Ученикам это казалось невероятным, пока сей Божий человек не удостоверил это на самом деле, причем неоднократно. Прозирая в чужие судьбы, преподобный Пафнутий предузрел и свою собственную. За неделю до смерти, будучи еще здоров, он предсказал, что в следующий четверг разлучится с этим А на рассвете оного четверга радостно воскликнул: «Сей день Господень – радуйтеся, людие! Се прииде чаемый день!» – Вот как встречает смерть человек, который весь свой век помышлял о разлучении с этим и о встрече с Богом. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как два Ангела являются ученикам, пока те всё еще смотрят вслед вознесшегося Господа; 2) как Ангелы возвещают, что Господь [паки] придет таким же образом , как ученики видели Его восходящим на небо . Проповедь о силе слова Господня Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Иер. 23:29 Да, Господи, слово Твое и вправду – как огонь, согревающий [и воодушевляющий] праведника и попаляющий грешника. И впрямь оно – как молот, размягчающий окаменелую твердость сердец у людей кающихся и в прах разбивающий сердца нераскаянных грешников. Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге ( Лк. 24:32 )? – спрашивали Апостолы после беседы с воскресшим Господом. Если сердце у человека праведно, то оно пламенеет от слова Господня, и тает от умиления, и расширяется от любви. А если сердце у человека неправедно, если окаменело оно от греха, то словом Господним оно пожигается и еще больше отвердевает. И ожесточилось сердце фараона . Напрасно укрываются грешники в свои крепости каменные, в свои крепости железные, в свои крепости серебряные и золотые – отвергая броню Божией праведности. Когда Бог изречет суд над этими мощными оплотами, в которые замыкают себя грешники, слово Господне опустится на них, как могучий и неотвратимый молот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

У Даниила пророчество о камне – для язычников, а у Исаии – для иудеев. Господь Иисус Христос есть тот камень, который, во-первых, положен – в основание всего Божия творения, ибо Он есть Слово Божие и словесность Божия, а во-вторых, в основание Ветхого Завета как приготовительного и, в-третьих, – в основание Нового Завета как завершительного. Камень краеугольный – это камень самый крепкий и самый прочный, связывающий другие камни и поддерживающий стены разных направлений в единстве и целостности. Если рассматривать Господа Христа внутри нас, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим различные духовные способности в единство и целостность, чтобы все действовало в одном направлении – в направлении Бога и Царства Божия. И если рассматривать Господа Христа в истории человечества, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим иудейство и язычество в один Дом Божий, в Церковь Божию. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ), – говорит апостол Нового Завета в согласии с пророком Ветхого Завета. И кто до сих пор веровал в этот Камень Спасения, тот не постыдился. Никогда не постыдится и тот, кто уверует в него. Ибо это Камень крепко утвержденный, воистину камень испытанный, краеугольный, драгоценный. О, Господи Иисусе, Камене спасения нашего, укрепи в нас святую и спасоносную веру в Тебя, Единственного Спасителя нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Сентября. Поучение о пророчестве чудес Христовых Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ( Ис.35:5–6 ) Приидите, братья, удивимся силе Бога нашей жизни, открывшего глаза смертному человеку, чтобы он видел во пребольшой дали времен то, что совершится. Да еще как чтобы видел – до подробностей, будто пророк тот сам был апостолом, ходил со Христом Господом и видел чудо за чудом: как Он слепым возвращает зрение, и глухим слух, и хромым здоровые ноги, и немым голос и речь! Когда Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, Господь Христос ответил им словами Своего пророка Исаии: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают ...( Мф.11:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А из всех перемен его самая славная из славных – это когда неверные обращаются и становятся верными. Первая перемена произошла с израильтянами, которые убили Христа; вторая произошла с египтянами, которые уверовали во Христа. Некогда в Египте были наибольшие гонения на верующих в Единого Живого Бога, ибо прежде египтяне имели множество мертвых богов – идолов и предметов, которым поклонялись, сказок и гаданий, которыми себя обманывали. Но вот что пророк прорицает! Какое дивное видение! Египтяне узнают Господа Единого и Живого тогда, когда Бог Господь во плоти явится среди людей. Идолы будут свергнуты, храмы демонам и животным разрушены, а Богу Живому и Единому алтарь возведен. Будет приноситься Жертва бескровная вместо кровной, словесная вместо бессловесной. Сотни тысяч иноков примут на себя обет бессребренничества, послушания и поста из любви к Господу. Наибольшие подвижники явятся в том некогда мрачном Египте, самые храбрые мученики за Христа Господа, самые просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И какое дивное осуществление этого видения! Святой Златоуст пишет: «Даже солнце со множеством своих звезд не столь сиятельно, сколь пустыня египетская со своими иноками». Истинно осуществилось все то, что увидел и прорек Исаия, сын Амосов, пророк прозорливый и истинный. О, Господи Благосердный, смиловавшийся над Египтом, некогда чинившим гонения над верными Твоими, и просветивший его Светом Истины, просвети и нас, и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих египтян-христиан. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Сентября. Поучение о чудесном камне в Сионе ...Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28,16 ) Этот чудесный камень, братья, – Сам Господь наш Иисус Христос. Потому что если бы пророк имел в виду обычный камень, то не упоминал бы веры в него, иначе бы он пророчил идолопоклонство. И у пророка Даниила речь идет о камне, который оторвался от горы, разбил большого истукана и сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан.2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как говорилось выше, повеление людям после потопа населять землю было сугубым напоминанием заповеди, которую дал Бог первым людям в раю: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 28). Однако, как замечает святитель Николай, наперекор воле Божией бесы хотели, чтобы все потомки Ноя жили в одном месте [xiii] . Характеризуя внутреннее состояние послепотопного человечества, сербский святой говорит: «Если люди до потопа были безнравственными, то после потопа они были и безбожными» [xiv] . Саму же Вавилонскую башню святой владыка называет нарывом на земле [xv] , чистой воды богоборчеством [xvi] , первым примером богоборческого коммунизма [xvii] . Следует отметить, что преподобный Максим Исповедник также смотрит на Вавилонскую башню как на символ богоборчества. По мысли преподобного, уже то, что люди прежде двинулись с востока – области света (то есть единственного и истинного ведения о Боге), а затем пришли в землю Сеннаар (Быт. 11, 2–4), которая толкутся как «богохульные уста», свидетельствует, что строившие башню впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая, словно башню, кирпичики речи каждого мнения, стали возводить, словно башню, многобожное безбожие [xviii] . Святитель Феофан Затворник прямо говорит, что Вавилон – это образ греховности всесторонней, и призывает всех христиан «оставить грех и обраться ко Господу всем сердцем» [xix] и тем самым выйти из Вавилона и спасти душу. В библейском повествовании о строительстве Вавилонской башни сербский Златоуст видит следующие греховные ступени: 1. «Построим себе город» (Быт. 11, 4) – означает, что люди хотели всю свою жизнь устроить без Бога и без Божиего благословения [xx] . Во все времена разница между людьми состоит в том, имеют ли они благословение Божие или нет. «Нерасторжимая общность с Богом, – читаем мы в «Миссионерских письмах», – приносит благословение, а отпадение от Бога – значит лишение благословения. От одного благословенного чада весь дом может получить благословение и преуспевать во всем, а от одного неблагословенного весь род может терпеть скорби» [xxi] . Святитель подтверждает свои слова Священным Писанием: «Пророк Иона бегал Бога и противился заповедям Его: так отпал он от благословения Божия. Из-за этого едва не погиб корабль, на котором он плыл. Когда Иону высадили с корабля, буря прекратилась. Благословенный Павел на пути в Рим спас от бури другой корабль и двести семьдесят шесть душ, находящихся на нем, по слову Ангела, который явился ему во сне и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 24)» [xxii] .

http://bogoslov.ru/article/5514684

1. Во времена земной жизни Спасителя произошло два события, приведших к гибели людей, которые Сам Спаситель истолковал как сигналы. Когда Пилат расправился с несколькими жителями Галилеи и их кровь смешал с их жертвами, «Иисус сказал на это: думаете ли вы, что эти Галиеляне были грешнее всех Галиелян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:2–3 ). То есть, они были грешны, потому и понесли наказание. Однако они были не грешнее вас. Значит, их смерть – это знак от Господа Бога, что вам надо как можно скорее покаяться. Если вы не примете этот сигнал и не поймете его значение, то все так же погибнете. 2. В другом случае гибель людей произошла не от руки человека, а от падения башни Силоамской. Башня обрушилась, и под ее обломками погибло восемнадцать жителей Иерусалима. Неправильно было бы думать, что они были виновнее всех живущих в Иерусалиме. «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:5 ). Значит, это опять был сигнал людям. По словам Феофилакта Болгарского , они «были наказаны для того, чтобы мы стали лучше, но если мы не станем лучше, нас постигнут гораздо худшие наказания». 3. Похожим сигналом для грешников была и смерть Ирода. Он свершил множество злодеяний, но был преисполнен гордости. Ирод, вместо того, чтобы смирить свою гордыню, еще больше превознесся. И однажды, когда он снова держал надменную речь перед народом, «вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:23 ). Это пример знака Божьего всем гордецам и безбожникам. О тщеславные и горделивые люди, не воздающие Богу Божьего, вы точно так же погибнете, если не раскаетесь! 4. Сигналом от Бога была и неожиданная смерть Анании и Сапфиры, которые солгали апостолу Петру, утаив часть денег от продажи земли. Этим знаком Всевышний хотел напомнить молодой Церкви христианской, что следует идти чистым путем истины. 5. Посылая Апостолов проповедовать Евангелие всему миру, Христос сказал им, что уверовавших учеников Его будут сопровождать знамения: «они именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Все так и случилось, и происходило на протяжении всей истории Церкви, и происходит до сегодняшних дней через святых и праведных угодников Божьих. Все эти знамения-сигналы свидетельствовали, и сейчас свидетельствуют, что в мир действительно пришел долгожданный Спаситель и другого Мессию ждать не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ) Эти святые слова, братья, не только сказаны, но и кровью политы, Воскресением подтверждены, Духом Святым в сердца верных введены и Церковью на протяжении веков и веков доказаны – и доказаны. Из всех благ мира люди более всего любят жизнь. И люди жизнь любят больше, чем истину, хотя нет жизни без истины. Значит, верховное благо – жизнь, а истина – основание жизни. Кто любит жизнь, тот должен любить и истину. Но где путь к истине? Я есмь путь, – говорит Господь. Он не говорит: «И Я есмь путь», чтобы кто-то не подумал, будто есть и некий иной путь к истине, вне Господа Иисуса. Однако Он – не только путь, но также и истина и жизнь, чтобы никто не думал, будто бы есть и некая иная истина, и некая иная жизнь вне Господа Иисуса. Он для того родился как человек, чтобы людям путь показать; потому и распятию подвергся, чтобы Кровью Своей обозначить путь. ...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это должны понимать те, кто обманываются в помышлениях, будто бы могут познать Бога и обрести Царство Божие и вне Господа Иисуса Христа. Эту ложную надежду, этот отчаянный самообман их пресек вышеприведенными словами Господь. И апостол, который эти слова слышал и записал в Евангелии, а еще и в послании своем передал их так: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). О, Господи Иисусе Благословенный и Источниче благословения, Ты для нас воистину единственный Путь, единственный Свет, единственная Истина, единственная Жизнь и единственный жизни Податель. Тебя признаем пред людьми и пред Ангелами как Единого Бога и Спаса нашего. Помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Октября. Поучение о Божестве и сущностном равенстве с Отцом Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ) Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас, – сказал Филипп. На эти слова Господь Иисус ему ответил: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Так ответил Господь Своему ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому когда Бог Слово явился как человек во плоти, мир – тот мир, который Он создал, – не познал Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:11 ). Не приняли Его и не поверили Ему. Спросили Его: Кто [же] Ты? ( Ин.8:25 ). И Он ответил им: От начала Сущий (в серб.: Начало. – Пер.)... Прежде нежели был Авраам, Я есмь (в серб.: Я есмь прежде, нежели родился Авраам. – Пер.) ( Ин.8:25,58 ). Тогда они, то есть свои, взяли каменья, чтобы убить Его ( Ин.8:59 ). Безгрешный Адам в раю даже не спросил бы Бога: Кто Ты? Узнал бы он Его как начало и свое собственное, и всего прочего. А праотец Авраам, хотя и рожден был под грехом, вне рая, однако как Божий праведник принял бы ответ Спасителя как истинный. Посему и свидетельствует о нем Господь, что рад был [он] увидеть день Мой; и увидел и возрадовался ( Ин.8:56 ). Но дальние потомки Авраама, еще более отдаленные от Адама, не познали Его и не признали. Ибо, глубоко погрязнув в земной, ложной логике, не могли они уразуметь логику истинную, небесную – логику Бога Слова. Его логика была им противна и ненавистна. И будучи не в состоянии ни постигнуть ее, ни совладать с нею, они в гневе схватили камни, чтобы умертвить Его. Неоднократно покушались они на убийство, но не удалось им это до назначенного времени. Наученные человеконенавистником-сатаной пытались они убить Единого Человеколюбца, полного благодати и истины ( Ин.1:14 ), снисшедшего на землю, чтобы возвратить людей к логике небесной и тем самым сделать их сынами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:13 ) и которые, как апостол Павел, могут воскликнуть: Мы имеем ум Христов ( 1Кор.2:16 ) и: Мыслим мы не о земном, а о небесном (ср.: Кол.3:2 ; Флп.3:19–20 ). Итак, здесь столкновение двух логик, небесной и земной, словесной и бессловесной. Собственно, [коллизия] логики и антилогики. В конечном же счете – противостояние Христа и сатаны. Оно простирается с Христова рождения, когда Ирод хотел убить Его, и вплоть до Его смерти на кресте. Лишь памятуя о (букв.: в свете. – Ред.) противоборстве двух названных логик, можно понять Новый Завет , а равно и всю историю Церкви до сего дня и до скончания века. Благая весть

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но для Марии были уготованы и гораздо более тяжкие испытания, способные сломить сильнейших духом и подавить величайшее мужество. После Своей первой материнской улыбки Своему Божественному Чаду, возвеселившей Ее душу, [утомленную] тревогой и трудным переходом в ночной тьме и под дождем, Она должна была немедленно бежать без оглядки [из Палестины в Египет], чтобы спасти это Свое дорогое и высочайшее Чадо. Именно так, ведь царь Ирод боялся Ее Младенца, лежащего на соломе, и людская зависть лишала Сына Божия всякого покоя даже в пещере, в этом скромном пристанище. Объятая страхом и трепетом, Она бежала по палестинским равнинам, прижимая к груди Свое Дитя, без устали спешила день и ночь по лесам и пустыням, не ведая ни дорог, ни троп, только чтобы спасти Его от меча царских палачей. Впрочем, не дрогнула Она и не ослабела духом в пути, не изнемогла от тревог и усталости, ободряя Себя мыслью о том, что Господь Бог – великий Царь над всеми богами и что в Его руке и горные вершины, и долы земные (ср. Пс. 49:1, 45:3–4 ), ибо еще с ранней юности вложила в Свою душу поучение премудрого Проповедника: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»» ( Еккл. 12, 1 ). Претерпевала Она все это с верой в Бога, никогда даже не подозревая, что имя Божией Матери принесет Ей больше горечи, чем радости. Да и могла ли Она иначе мыслить после столь великолепных предвестий Архангела Гавриила? Да и могло ли вообще прийти кому-то в голову, что люди так враждебно встретят Небесного Посланника и своего Спасителя? Ведь даже тогда, когда слава Ее Сына начала проноситься по всему миру, из Ее материнской души не уходили тяжелые предчувствия и заботы. Она постоянно сопровождала Иисуса, следуя за Ним издали, в массе любопытствующего народа, с опаской на него взирала и впитывала Его слова, но не решалась подойти к Нему поближе, боясь Ему докучать. Знала Она о Его безграничной любви ко всем людям, слышала Его слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк. 8, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Обо всех этих делах и мы, братья, услышали из Священного Писания . Да и о скольких и каких еще, которые Давиду неизвестны, поскольку были после него! Разве в дополнение к тому, что Давид слышал, мы не слышали о несравнимо больших и более чудесных делах Божия Промысла и Божия человеколюбия? Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и жил как человек среди людей, мудрость излил, чудеса совершил, смерть умертвил, дьявола посрамил, силу дал последователям Своим. Об этом не слышал Давид, а мы слышали, ибо нам это сообщили наши духовные Отцы – апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые от времен тех, дней давних, до дня нынешнего. И это не только они нам сообщили, но и Дух Божий ежедневно являет через Церковь Святую, через благодатные Таинства, через чудеса многочисленные и бесчисленные. Вот нам повод для великой радости, но и для великого страха. Ибо нам дано много, а потому и с нас много спросится. Нам дано духовных благ больше, нежели всем тем, кто жил до Христа – больше мудрости и знаний, больше славы Божией и силы, и больше, намного больше, примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Так вот, богачи из богачей, спросите себя, что вы за все это дали и даете Богу. Постарайтесь, следовательно, чтобы не устыдиться на Суде Божием. Как сон, пролетают наши дни на земле, и скоро пролетят все. И скоро глас трубы Ангельской созовет все народы и всех людей на Суд Божий Страшный. Постарайтесь, чтобы не устыдиться. Ибо вы не сможете оправдаться: дескать, мы не знали, мы не имели... Вы знаете, имеете больше откровений, чем Давид и Соломон. И спросится с вас больше, чем с них. О, Сыне Божий, Великий и Чудный Господи Боже и Спасе наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей Святой, пролитой за нас. Чтобы не забывали мы, Господи, и чтобы навечно осуждены не были. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Ноября. Поучение о боговдохновенном сердце и языке Излилось из сердца моего слово благое... язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ) Вот оно, вдохновение Духом Святым! Пророк желает говорить о Христе Господе – и сердце его наполняется силой и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010