Молитва преподобном отц нашем Даниил . О преподобне и Богоносне тче нашъ всесмиренно къ теб припадаемъ и теб молимс: не отстпай отъ насъ дхомъ твоимъ, но всегда поминай насъ во свтыхъ и молитвахъ твоихъ къ Господ нашем Христ. Молися да не потопитъ насъ бездна грховна и да не бдемъ врагомъ, ненавидящимъ насъ, въ да проститъ Хтосъ Бгъ нашъ твоимъ предстательствомъ за насъ вс наша, и Своею водворитъ среди насъ и любовь и избавитъ нас козней и навтовъ глада, огня, нжды и скорби, болзней дшевныхъ и тлесныхъ и напрасны смерти: да сподобитъ Онъ насъ, притекающихъ къ рац мощей твоихъ, въ истинной вре и пожити, непостыдны, мирны кончины живота нашего достигнти, и наслдовати царство небесное, и славити пресвтое имя со безначальнымъ цемъ и пресвятымъ Дхомъ во вки вквъ. Аминь. Житие святого благоверного князя Андрея, переславского чудотворца Снятый благоверный князь Андрей происходил от потомков князя Ростислава Мстиславича, а отечество и княжение своё имел во граде Смоленске: год же его рождения и время княжения его неизвестны; но кончину его относить к 1390 году. 13 Смоленское княжество при умножении князей Смоленских (коих в одно и то же время бывало до 17-ти) раздроблено было на мелкие части; почему при дележе достояний происходили ссоры между родичами. Прискорбно было блаженному князю Андрею быть предметом зависти своих братьев и видеть вражду их из-за земных стяжаний. Он восхотел сохранить мир души и пикой непорочной совести своей; почему по смерти своих родителей добровольно отказывается от княжества, раздаёт всё своё имение, совлачается светлых княжеских одежд, облачается в рубища нищих и, в образе нищего, тайно от родных и знакомых, исходит из града Смоленска, оставляет княжество и направляет путь свой к северным странам. Не было у него обдумано заранее места, где бы поселиться ему, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия; но совершенно предался водительству Божию, творя в пути молитву: «Призри на мя, Господи, и помилуй мя: стопы моя направи по словеси Твоему и да необладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». И тако шествуя по многим градам и странам, остановился наконец во граде Переславле- Залесском – и нашёл здесь удобное для своих подвигов место, близ городских ворот, именуемых Никольскими, при церкви святителя и чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вторую часть Рум. 397 ( л. 330а–432в) можно назвать агиографической. Она включает 35 проложных текстов, а также два посвященных преимущественно тем же святым и праздникам, что и службы первой части сборника. Расхождения касаются следующего: при наличии служб отсутствуют Жития Арсения Сербского и Игнатия Ростовского, Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, Сказание о Знамении Мирожской иконы Богородицы; в то же время при отсутствии служб имеются Жития Стефана Дечанского и Никиты Переславского. Состав Румянцевского сборника позволяет отнести его к новому типу сборников, которые, как отмечают исследователи, получают широкое распространение с середины XVI в. и содержат службы, жития, похвальные слова русским и некоторым южнославянским Такие сборники составлялись в связи с унификацией общецерковного почитания святых, начатой Макарьевскими соборами 1547 и 1549 гг., и могли включать гимнографические и агиографические тексты, посвященные в том числе и святым, прославленным до или после этих соборов. Однако специфика Рум. 397 , на которую до сих пор исследователи внимания не обращали, заключается в том, что он содержит целый комплекс проложных редакций житий и сказаний, которые, по-видимому, создавались именно в рамках унификации почитания русских и славянских святых, проводимой при митрополите Макарии, причем некоторые проложные редакции были составлены заново, несмотря на наличие уже существовавших проложных Как удалось выяснить, именно этот комплекс нашел отражение в так называемых Макарьевских видах/вариантах Псковской и Пространной редакций Пролога. Впервые Псковскую редакцию Пролога выявила и описала Е. А. По мнению исследовательницы, она возникла не ранее 20-х гг. XV в. во Пскове, в основу ее была положена 1-я русская, или Краткая, редакция Пролога. Наряду со значительным распространением нравоучительного отдела, Псковскую редакцию Пролога отличала открытость для проникновения современного агиографического материала, что позволило Фет выделить несколько ее видов. Последним по времени появления стал Макарьевский вид, включивший ряд русских и славянских статей, посвященных «новым чудотворцам», установление празднования которым было связано с Макарьевскими соборами 1547 и 1549 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Первый раз Никита не спал всю ночь, вновь и вновь он слышал и видел, прямо повсюду, эти слова пророка. А когда заблестело солнце и утро проникло в его мысли, он вспомнил о предстоящем пире, и, надеясь прогнать черную тоску, занялся приготовлениями, оживленно и радостно. Когда стали собираться друзья, ему уже полегчало, он мог улыбаться и говорить о привычном. Обед был совсем готов, дом наполняли вкуснейшие запахи и смех гостей, чего унывать, чего стыдиться? И вдруг он услышал крик жены. Он побежал, стрелой кинулся к ней, понимая, что крик этот именно к нему, случилось важное не с ней, а с ним. Жена стояла бледная и не могла сказать ни слова, а в котле, из которого она собиралась раскладывать обед, пенилась кровь, и на поверхность попеременно всплывали то руки, то ноги человеческие. Никита понял, что это он - убийца и людоед. Он медленно вышел, и не прощаясь даже с детьми, побрел к монастырю великомученика Никиты , что за три версты от города. Но странное дело, пока он шел, каждый шаг прибавлял ему силы. Стук был отчаянный и такой мощный, будто хотели сломать ворота. Когда вышел игумен, он упал на колени и заплакал: " Спаси погибающую душу! " , но игумен отвернулся и ушел. Он знал, кто такой Никита. Три дня стоял Никита у ворот, просил прощения даже у собак, он исповедовал все свои грехи, их знал уже каждый бродяга, а потом он вдруг пропал. Игумен велел его искать. Нашли его в болоте, изъеденного комарами, совсем распухшего и в крови. Для смирения. " Что ты с собой делаешь? " - спросил игумен. А тот повторил: " Спаси погибающую душу! " Вскоре Никиту постригли, он надел власяницу, тяжелую каменную шапку и железные вериги. Говорили, что он никогда не спал, только молился горько-горько. Он выкопал себе яму, где стал подвизаться. Он стал затворником и столпником, а, проложив узкий ход под церковную стену, ходил на службу невидимым, не считая себя достойным стоять вместе с братией. Он стал чудотворить, и о нем заговорили. Богомольцы быстро распространяют слухи - так Русь узнала о Никите Переславском, и монастырь стал наполняться недужными паломниками. Узнал о чудотворце и черниговский князь Михаил, совсем расслабленный от болезни, он велел вести себя в Переславль. Наш мир состоит не только из людей, и это не только природа, в сущности, нам дано видеть в нем очень мало. Вокруг нас есть еще мир невидимый, он очень деятелен, это мир Ангелов, наших заступников, и демонов, обманщиков, злых духов, отвращающих нас от Бога и манящих в погибель. Демонам не давало покоя это чудесное преображение жестокого мытаря в смиренного чудотворца, очень желали они опорочить преподобного. И вот, один из них сотворил такое дело.

http://pravoslavie.ru/1452.html

314. Книга в полдесть, Григорий Амиритский Иаков Жидовин, Селивестрово деяние и прение Афанасиево со Арием, сначала листы повыдраны. 315. Книга в полдесть, на бумаге, Соборник, на заставице крест, в начале: рече блаженный Иоанн Златоуст . 316. Книга в полдесть, Зерцало, начало приписано ново. 317. Книга в полдесть, Григория беседовника, сначала лист выдран, а назади выдран же, заставица писана красками. 318. Книга в полдесть, Федор Едесский, поволочена в затылок ветха. 319. Книга в полдесть, в начале писано послание понтийского Пилата к царю Тиверию, письмо плохо. 320. Книга в полдесть, Соборник в нем 25 глав, в начале писано: в лето великого Феодосия. 321. Книга в четверть. Соборник, в нем 25 глав, в начале: житие преподоб. Паисия великого, ветх. 322. Книга в четверть, сначала завет юным Чернецам. 323. Книга в четверть, Феодор Едеский, Князя Варламовская Оболенского. 324. Книга в четверть, сначала писано указ ирмосом, Князя Варлаама Оболенского. 325. Книга в четверть, на бумаге, Семиона Столпника. 326. Книга в четверть, мучение святых Евдоксима, Ромила, Зинона и Макария, поволочена кожею в затылок. 327. Книга в четверть, Никиты Столпника Переславского чудотворца, в тетрадях. 328. Книга в полдесть, в тетрадях Иосифа Волоцкого на Новогородских еретиков. 329. Книга Часословец в десть, заставица писана золотом. 330. Книга в полдесть, Часослов вначале: Блажени непорочнии. 331. Книга в полдесть, Часословец Серапионовский Курцова вначале: Канон Иисусов. 332. Книга Часословец в полдесть, а в нем заставица писана красками с золотом, поволочен кожею красною, дачи Келаря старца Аврамия Палицына. 333. Книга Служебник Серапиона Архиепископа Новгородского, поволочена дорогами полосатыми. 334. Книга в полдесть, Служебник письменный, ветх, поволочена крашениною. 335. Книга в четверть, Потребник в нем 76 глав, священника Нафанаиловской. 336. Книга в десть, на бумаге, беседа о святом Иоанне Богослове нова, письмо Ионы Колоба, поволочена сафьяном червчатым, застежки и наугольники медные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1474 На это указывает первоначальный аркосолий с фресковой живописью XVI в., устроенный над их захоронением. В настоящее время в том же месте находится поздняя рака Феодора и Павла. 1475 Толстая Т. В. «Сорок севастийских мучеников» в программе алтарных росписей Успенского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998, с. 122. 1478 О том, что рака св. Сергия Радонежского изначально стояла в Троицком соборе (1420-е гг.) на том же месте, где пребывает и ныне, то есть у южной стены перед иконостасом, прямых данных не обнаружено. Но надежное косвенное свидетельство об этом имеется. Оно заключается в упоминании Жития Сергия Радонежского о том, что преподобного игумена Никона погребли «при гробе» его учителя св. Сергия (Клосс Б. М. Избранные труды. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. Т. 1, с. 420). А, как известно, местоположение захоронения св. Никона на всем протяжении своего существования не изменялось. И оно действительно находится при гробе св. Сергия, а точнее – по другую сторону южной стены. 1480 Мощи св. Никиты Переславского как в древности, так и вплоть до 1999 г. находились под спудом перед иконостасом Никитского собора вблизи его южной стены. 1482 На местоположение раки св. Леонтия указывает аркосолий, современный дошедшему до нас Успенскому собору (1508–1512 гг.). 1486 Лебедев А. Описание Троицкого Калязина мужского первоклассного монастыря Тверской епархии. Ярославль, 1867, с. 23. 1489 Соколова И. М. О резных раках Соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. М., 1991, с. 67. 1490 ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. Ч. 1, с. 228; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2, с. 441; ОР БАН. Архангельское собр. Д. 375. Л. 7. 1493 Лесючевский В. И. Культ Бориса и Глеба в памятниках искусства//Советская археология. М.–Л., 1946, с. 236. 1494 Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. IX – haчaлoXII века. М., 1978, с. 222; ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Ст. 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переславль-Залесский. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая слобода начинается сразу за городом, протянувшись в северо-восточном направлении и со временем заняла придорожное положение, когда в 1849 году старинный северный путь из Москвы на Ярославль из грунтового был превращён в шоссейный. Раньше она называлась ещё Отхожей слободкой, потому, как объясняют некоторые, сюда должны были отходить городские Переславские священники для совершения разных треб. До упразднения монастырских вотчин (1764) Троицкая слобода относилась к Переславскому Никитскому мужскому монастырю и населена была монастырскими служками. В основном они крестьянствовали: пахали, сеяли, косили, но были и ремесленники и квасовары. Троицкая слобода впоследствии сливается с Никитской слободкой, расположенной непосредственно вблизи самого монастыря. В настоящее время слободы сохранили и расположение, и свои названия, если не считать, того, что Никитская слободка получила значительное приращивание населения с образованием посёлка Приозёрного. Церковь в Троицкой слободке появляется в 1654 году с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. В архивных документах не указывается причина построения церкви, но удивляет точная дата появления её: 1654 г. для г. Переславля и его пригородов этот год оказался самым безутешным, когда свирепствовала эпидемия моровой язвы, унёсшая до 80% населения, несмотря на продолжительный срок (3 месяца). Известно, что в том же году «по обещанию от морового повального поветрия» была выстроена посадскими людьми церковь св. в - муч. Анастасии на правом берегу р. Трубеж. Можно только предполагать, что и Троицкая церковь построена по той же причине. Подробная опись церкви 1702 года представляет её деревянной об одной главе, крытой немецким железом с железным «крестом с перьями». Сама церковь, алтарь, трапеза, паперть и колокольня крыты тёсом. На колокольне три небольших колокола. Эта деревянная церковь в конце 1763 году сгорела и вместо неё усердием прихожан была отстроена новая деревянная же церковь, освящённая по благословению епископа Переславского Сильвестра (Строгальского) также в честь Св. Живоначальной Троицы. В 1855 году вместо деревянной церкви, которая видимо, была разобрана по ветхости, на средства прихожан устроен каменные храм уже с двумя престолами: главным во имя Живоначальной Троицы и тёплым приделом в честь Преподобного Никиты Столпника. Как отмечено в тех же документах, утварью, ризницей, св. иконам и богослужебными книгами храм был снабжён достаточно.

http://sobory.ru/article/?object=03216

Будущие собственники, возможно, потеряют накопленные и вложенные деньги не только из-за строительных сложностей.   Земля вокруг Плещеева озера, стоящие на ней монастыри и церкви связаны с именами великого благоверного князя Александра Невского, первых русских святых  –  сыновей равноапостольного князя Владимира святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Никиты Стоопника, преподобного Сергия Радонежского, принимавшего священство и игуменство в Переславском Преображенском соборе,  Петра Великого, опробовавшего на озере свой «потешный» флот, ставший затем могучим и славным Российским флотом, с именем святителя Луки Крымского, бывшего в этом городе 7 лет главным врачом. Окрестности озера Плещеево, города Переславля-Залесского  –  это национальная святыня, неделимая, непреходящая историческую ценность. И те, кто просто видит в ней объект использования, устройства комфортной жизни на свой лад, не останутся без воздаяния. Такие истории в последнее время уже происходили и происходят в России. Так,  на заповедных землях древнего города Радонеж в Сергиево-Посадском районе Подмосковья без получения соответствующих разрешений были построены особняки внутри охранной зоны. Но затем владельцы стали обращаться в Московский областной суд с требованиями изменить статус охранной зоны, чтобы легализовать свои участки и коттеджи, однако суд отказал в удовлетворении исков граждан. В настоящее время владельцы домов вынуждены отстаивать свое имущество в Верховном суде, хотя надежды на успех еще меньше. Множество семей рискуют остаться на улице, так как на приобретение или строительство загородного дома потратили все свои сбережения илои взяли кредиты под высокий процент. Не сошло с рук и возведение коттеджей на землях  государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника  «Бородинское поле». Было вынесено судебное  решение о сносе жилых домов, хотя для этого понадобилось личное вмешательство бывшего губернатора Московской области Сергея Шойгу. Сегодня приостановлено жилищное строительство в зоне Истринского водохранилища, в Одинцовском, Красногорском районах, на Рижском шоссе и в других местах, связанных с исторической славой России и ее духовным и культурным наследием.

http://radonezh.ru/analytics/ne-razbit-c...

Исключением отсюда являются лишь самые первые по времени жития — св. Бориса и Глеба и Феодосия Печерского , составленные преп. Нестором , Леонтия Ростовского (до 1174), и жития составленные в ростовской области в XII и XIII вв., из которых отметим жития св. Исаии, еп. ростовского, Авраамия Ростовского, Игнатия, св. Петра, Никиты Столпника переславского, Появились жития и в других местностях северо-восточной Руси: Смоленске — житие Авраамия Смоленского, в Новгороде — Варлаама Хутынского, в Твери — князя Михаила тверского и др. Все эти жития написаны для церковного употребления и поэтому имеют характер проложной «памяти» о святом, написаны языком безыскусственным, сухим и сжатым; фактическая сторона жития занимает в них главное место и не обращается в материал для церковной проповеди или нравственно-риторического рассуждения, и только в позднейших из них заметно уже зарождение условных биографических черт и приемов. Рано сделана попытка к составлению сборника житий святых в посланиях Симона, еп. владимирскаго, к Поликарпу, иноку киево-печерскому (1225–1226), и в послании самого Поликарпа к киево-печерскому архимандриту Акиндину. В первом помещено 6 житий киево-печерских святых, во втором 12. Этими трудами было положено начало киево-печерскому Патерику . С XV века развитие житийной литературы на Руси принимает другой характер. Фактический материал, отступает на второй план и главное внимание обращается на его обработку. В житиях получают господство искусственные литературные приемы, устанавливается целая система правил. Направление это развивалось в сильной зависимости от южно-славянского влияния, проникавшего в нашу житийную литературу через писателей южно-славянского происхождения и через оригинальные произведения южно-славянской письменности. Кроме этой общей характеристики этот период отличается и другими особенностями. Личность писателя, прежде совершенно скрывавшаяся, теперь выступает более или менее ясно. В большинстве случаев мы знаем автора не только по имени, но и краткую его биографию.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

А смирением своимъ и послушанием, и труды, и подвиги, и зелным воздержанием, и молитвами ту сущих удиви, яко и самому старцу Данилу дивитися, въ младе возрасте мудрость мужественная бываше; и многажды о нем старцу Данилу Бога молящу, дабы ему дал Богъ терпние и крпость до скончания жития. Живе же у старца Данила в клие двадесят лтъ во всем богоугождении и в послушании. Видив же его старец Данил во всемъ живуща по заповедех Господних и по обещанию иноческому, дастъ ему клию особную и повел в ней жити. Преподобный же ни в чем преслушася старца своего, но во всем волю его творяше во благо и вменяше старче повелние, аки Божие повелние. И егда начат жити себ в клии, начат труды к трудом прилагати и подвиги к подвигом, в посте и в молитве безпрестани день и нощь бес сна пребываше. Б же смирение имя зело и любовь ко всмъ, и целомудрие, и в прочих добродтелех, имяше же в себ зачало премудрости – страх Господень, 935 а о земном мимоходящем тлнном житии сем не радяше и презираше. И егда начат жити себ в клие, начат помышляти оттоитти во ино мсто, в пустыню, 936 единому безмолствовати. И повдаше помышление свое старцу Данилу. Старец же не повелеваше ему и браняше ему о такове помысле. Преподобный же Герасим, моляся Богу со слезами безпрестани, день и нощь без сна пребываше, глаголя соб втайне: «Господи, якоже ты волиши, устрои вещь, твоя воля, а не моя». И пребысть в том помышлении шесть лт, но и паче желанием сердечным распалаем, еже оттоити в пустыню, и начат старца молити со слезами, глаголя: «Отче, отче, не презри своего чада, даруй прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мн молитвы своя, спутьшествующими и спребывающими во вся дни до скончания живота моего». Видев же старецъ Данило неуклонна его от таковаго помысла, и возложи вещь такову на Бога, и глаголя: «Воля Господня да будет». И отпусти его с миром, и огради его крестом и молитвою вооружи, и наказав его о всем, и благослови его, рекъ: «Буди, чадо, на тоб Божия милость и Пречистая Богородица во всем теб помощница и заступница, и молитвы преподобного отца нашего Сергия чюдотворца и старца моего преподобного Пафнотия, чюдотворца Боровскаго», – б убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровскаго, Пафнутий же – ученикъ старца Никиты Переславского чюдотворца, Никита же – ученик преподобного Сергия чюдотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Финальной сценой служит композиция «Погребение Михаила и Феодора». На предшествующей миниатюре с изображением тел мучеников, огненного столпа и поющих ангелов голова М. В. увенчана округлым золотым венцом, видимо, обозначающим мученический венец. Еще одно изображение М. В. помещено в I Остермановском томе Лицевого свода (БАН. 31.7.30-1. Л. 64 об.), на нем представлена мученическая кончина кн. Романа Рязанского. В соответствии с летописным текстом, уподобляющим Романа его сроднику М. В., последний изображен в небесном сегменте, в райском саду, где Христос принимает из рук ангела душу кн. Романа. Эти созданные придворными мастерами миниатюры - вероятно, первый житийный цикл Черниговских святых,- не оказали воздействия на их иконографию. Еще один цикл иллюстраций повествования о М. В. и Феодоре относится к кон. XIX в. Он украшает рукопись Сказания о М. В. и Феодоре, переписанную и декорированную в 1895 г. каллиграфом и миниатюристом из Городца, старообрядцем-беглопоповцем И. Г. Блиновым (1872-1944) (ГИМ. Бахруш. 21 - Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре: Факсим. воспроизв. лицевого списка из собр. ГИМ/Пер. и прил.: И. В. Левочкин. М., 1988). По-видимому, эта серия миниатюр была создана без опоры на более ранние памятники. Примечательной чертой иконографии М. В. является то, что при отсутствии собственной житийной иконографии он изображается в качестве одного из действующих лиц в циклах Житий нескольких русских святых. В Житии прп. Никиты Столпника описывается чудесное исцеление Никитой больного князя, который в неск. редакциях текста назван М. В. Это событие представлено в клеймах древнейших житийных икон переяславского преподобного, относящихся к сер.- 2-й пол. XVI в. (ПЗИХМЗ; ГММК; Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. Кат. 40. С. 100-105; Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. Кат. 78. С. 184-185), и в более поздних памятниках. Судя по иконе из Кремля (на иконе из Переславля мн. клейма утрачены), сюжету отводится неск.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010