Это было в княжение Всеволода Юрьевича. Никитский монастырь, вероятно, был один из тех монастырей древней Руси, которые, по замечанию летописца, были поставлены слезами, пощением и молитвою 1 . Из обстоятельств поступления Преподобного Никиты в монастырь это предположение хорошо оправдывается. Когда, после мирской грешной жизни, он, Никита, поражённый словами пророка Исайи: измыйтеся и чисти будете, слышанными им в церкви, пришёл в монастырь и просил игумена принять его; тогда игумен, как пишется в рукописном житии, говорил ему: «Толико лет, чадо, имаши волю совершая в небрежении, ни к своему духовному отцу послушание имел еси, и ныне ли имаши в послушании быти, и толик труд понести?» Когда же Преподобный обещался вся повеленная исполнити, тогда игумен назначил ему искус – три дня стоять пред враты монастыря и плакаться «грехов ради своих». На другой день Преподобный Никита пошёл неподалёку от монастыря в болотистое место и там сел нагой, предая греховное тело своё комарами мошкам так, что оно всё облилось кровью. Тогда только игумен увидел, что желание Никиты было желание душевное, и постриг его в иноческий образ. В монашеском образе Преподобный пребывал в посте и коленопреклонении, наложил на себя тяжёлые вериги, а для жития избрал столп. И такие суровые подвиги Преподобного были в духе монастыря, поставленного слезами и пощением. Начало основания таких монастырей трудно найти. В монастырь собирались жить единственно ради спасения своей души и ради Бога. Благочестивые иноки нарочно скрывались от суеты мирской и не спрашивали у мира средств для своего пропитания, довольствуясь тем насущным хлебом, какой они снискивали своими трудами. Монастыри эти делались известными по тем святым угодникам, которых сам Бог прославлял или даром чудес, или нетлением тел их. С XV и особенно с XVI века монастыри стали привлекать внимание благочестивых царей, которые дарили их вотчинами и землями, – и, таким образом, по необходимости они были введены в известность общественную. Это всё можно приложить и к основанию Никитского монастыря. Начало основания монастыря этого не известно; а известен стал он по житию Преподобного Никиты, которому Господь даровал дар чудес недуги исцеляти и бесы прогоняти. Затем известность его по письмени является со времени царя Ивана Васильевича Грозного, который воздвигнул в монастыре и каменные храмы, и устроил общежительство, и снабдил монастырь вотчинами. В 1611 году литовцы с паном Сапегою монастырь выжгли со всеми храмами, и немногое уцелело от древних времён. История устроения церквей, иконописи и стенной живописи, и прочих замечательных вкладов становится известною со времени царствования Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Святыни монастыря и другие монастырские здания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

г] 5) Кадило серебряное в 75 золотников, вклад Палицыной. г] 6) Четыре кадила медных. (В 1619 году князь Фёдор Иванович Милославский пожертвовал кадило серебряное; на нём травки резные.) 6. Чаши водосвятные и сосуды для благословения хлебов 1) Большая серебряная чаша в 13 фунтов. кг] По краям надпись: «Лта 7163 (1655) мсяца Cehmebpiя въ седьмой день длана водосвященная чаша серебряная въ домъ чудотворца Никиты при игумен Movce Веневитин, да при казначе Iocuф Калачов съ бpamieю на казенныя деньги». 2) Две серебряных кружки, весом: в первой 2 фунта 39 золотников, г] во второй 2 фунта 23 золотника. г] 3) Блюдо серебряное в 1 фунт 59 золотников. г] 4) Два сосуда для вина и елея серебряные в 34 золотника. г] 5) 2 подсвечника серебряные в 62 золотника. г] Ризница Ризница не отличается особенным богатством; но и не бедна и очень достаточна. Нет надобности входить в подробности описания каждой вещи, – для сего существует церковная опись. В настоящее описание мы представим те, которые более других замечательны или по своей ценности, или древности, или лицам, жертвовавшим их. Священные одежды 1 . Покровы для святых даров. а) Два золотых покрова с жемчугом. б) Два – злато-серебряных. в) Два – красной камки, на коей низан шелками Спаситель с двумя Ангелами. Вклад Ильи Даниловича Милославского 7159 г. (1651 г.). г) Золотой насыпной, по шёлку, парчи, с 7 именами за упокой. Прочие покровы частью из бархата, частью из шёлка. 2 . Покровы на раку Преподобного. а) В числе первых художественных покровов надобно положить покров вклада Милославских. На этом покрове вышит белым шёлком образ Преподобного Никиты, – венец и схима на нём низаны жемчугом, – в венце 4 камня вишнёвого цвета и пятый бронзовый, – внизу три нитки жемчужные, мелкие, – два креста с подножием и 7 небольших. Вокруг покрова вышиты золотом тропарь и кондак Преподобного и тут же надпись: Сей покровъ Преподобнаго Отца нашего Никиты Столпника Переславскаго Чудотворца, дaяhie Ильи Даниловича Милославскаго и боярыни Катерины едоровны въ монастырь Преподобному Чудотворцу Переславскому на гробъ, на nokpobehie по haмpehiю своему, и по отцахъ и по родителей своихъ 7165, а возобновила оный покровъ Генералъ Аншефа Петра Ивановича Строганова жена его, Наталья Петровна Стршнева, урожденная Яковлева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В 1764 г. в ходе реформы о штатах Борисоглебский мон-рь был упразднен, а Смоленский храм обращен в приходскую церковь. В 1818 г. стараниями настоятеля храма свящ. И. Ф. Ремезова над ракой святого устроили сень, к-рую поддерживали резные фигуры ангелов. На гробнице находилась икона К., здесь же хранились четки, принадлежавшие преподобному ( Добронравов. 1895. С. 64). Смоленская ц. была закрыта в кон. 30-х гг. XX в. и использовалась под хозяйственные нужды. До сер. 70-х гг. в церковной трапезной и кельях проживали горожане Переславля-Залесского. В кон. 80-х гг. здание церкви частично обрушилось ( Ермакова. 2004. С. 47). В 1994 г. могила К. была вскрыта неизвестными злоумышленниками, к-рые разбросали св. мощи. Их собрали местные жители и передали в возобновленный переславский Никитский муж. мон-рь. 4 авг. 2000 г., в день памяти преподобного, мощи святого торжественно, крестным ходом были перенесены в Никольскую жен. обитель, к которой к тому времени был приписан Смоленский храм (Слово о Переславле. 2004. С. 137-138). Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленного в 1964 г. В наст. время в летний период мощи К. пребывают в Никольском храме, у сев. стены, зимой - в Благовещенской ц., за левым клиросом. В Смоленской ц. также установлена резная золоченая рака, изготовленная в 2007 г. попечением ктитора Никольского мон-ря В. И. Тырышкина. Ист.: Описание о российских святых. С. 89-90; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 22; Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца/Публ., пер., сост., коммент.: М. С. Крутова. М., 2013. Лит.: Иоасаф (Гапонов В. С.), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 95-97; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 269-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 317; Свирелин А. И., прот. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты Столпника, Даниила игумена, блгв. кн. Андрея и Корнилия молчальника. Вязники, 1890; Добронравов В. Г. Историко-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1895. Т. 2; Лавров А. С. Почитание св. мощей и петровская церк. реформа//Рус. религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 159-162, 170-171; Ермакова Н. Н. Храмы Переславля: Существующие и утраченные. М., 2004; Слово о Переславле: Земля русской святости/Авт.-сост.: И. В. Сойкин. М., 2004; Переславский Свято-Никольский жен. мон-рь. М., 2008; Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2008; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 411-412; Крутова М. С. К вопросу о предполагаемых авторах Жития прп. Корнилия Переславского//Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 1: Мат-лы междунар. науч. конф. (19-21 апр. 2011). С. 243-248.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

937 ...б убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровского... Сергия чюдотворца. – Сергий Радонежский – святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, преобразовал монашество на Руси, возродив общежительный монастырский устав. Умер в 1392 г., канонизован в 1452 г., память 25 сентября. См. его Житие и комментарии к нему: наст. изд., т. 6, с. 254–411; 555–564. Пафнутий Боровский – основатель монастыря Рождества Богородицы близ Боровска; умер в 1478 г., канонизован в 1547 г., память празднуется 1 мая. См. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского и комментарии к нему: наст. изд., т. 7, с. 254–285; 519–521. Никита Переславский – русский чудотворец, избравший редкий путь подвижничества, – он был столпником. Был убит в 1186 г. разбойниками, решившими, что вериги подвижника сделаны из серебра. Никита был погребен в Переславском Никитском монастыре, память 24 мая. Указание Жития о том, что Пафнутий Боровский был учеником Никиты Переславского, не соответствует действительности. Наставником Пафнутия был ученик Сергия Радонежского игумен Покровского Боровского монастыря Никита, который не имел никакого отношения к Переславлю Залесскому. 938 ...бысть жилище разбойником... и до смерти убивающе. – Это сообщение Жития, опирающееся на указание самого Герасима в его завещании-уставе, имеет, скорее всего, реальную основу. Герасим пришел в Дорогобужский уезд в 1528 г., т. е. всего через несколько лет после того, как в 1514 г. эти прилегающие к Смоленску земли, находившиеся более ста лет во владении литовских князей, были возвращены России. Вполне возможно, что здесь, в еще не обжитых местах, находили пристанище разбойничьи шайки, промышлявшие на большой Смоленской дороге. 943 ...и многажды его виде у государя, приходяща ис Переславля Залского от старца Данила. – Великий князь Московский Василий III (1479–1533) глубоко почитал переславского старца Даниила. В 1530 г. Василий III пригласил Даниила крестить своего сына, будущего русского царя Ивана Грозного. Вполне вероятно, что ученик Даниила Герасим бывал в Москве, выполняя поручения старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) января Священномученик Павел Успенский Священномученик Павел родился 21 января 1874 года в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника Никиты Успенского. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он вернулся в родное село и стал прислуживать алтарником в храме, где его отец был настоятелем. 22 мая 1897 го­да Павел Никитич был рукоположен к этому храму священником. Впоследствии, уже во времена гонений на Церковь, он был пере­веден служить в храм в селе Вашка Петровского района, а с 30 сен­тября 1936 года стал служить в храме в селе Соломидино Переславского района. Отец Павел был еще на свободе, когда тройка НКВД 14 октяб­ря 1937 года приговорила его к восьми годам заключения в испра­вительно-трудовом лагере. 17 октября 1937 года священник был арестован и на другой день допрошен. – Вы арестованы как участник антисоветской церковно-монархической организации. Признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь. – Участником антисоветской церковно-монархической орга­низации я не состоял и виновным себя в этом не признаю. – Следствие располагает данными, что вы принимали участие в антисоветских сборищах. Вы это подтверждаете? – Нет, не подтверждаю. – Следствию известно, что вы среди крестьян-колхозников распространяли провокационные слухи о войне и склоняли кол­хозников к выходу из колхозов. Вы это подтверждаете? – Нет, не подтверждаю. 19 октября был допрошен член церковного совета, который подписал протокол с показаниями, подсказанными следователем: «Я слышал два раза, что поп Успенский в 1937 году в церкви в большие праздники при большом сборе верующих говорил пропо­веди, в которых призывал христиан бороться с советской властью, так как советская власть беззаконно угнетает религию и духовен­ство, насильно закрывает храмы и сажает совершенно невинных христиан. Успенский говорил, что колхозы, организованные ком­мунистами, есть признак разорения крестьян, причем Успенский всегда при этом приводил примеры ошибок колхозных руководи­телей и всегда при этом подчеркивал, что настало антихристиан­ское время, которое перемутит крестьян, а поэтому нужно сейчас же покаяться Богу и выходить из колхозов». Священник Павел Успенский был приговорен к восьми годам заключения в концлагерь. Он умер через три с половиной месяца после вынесения приговора, 30 января 1938 года, и был погребен в безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 144-145 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/71/pavel/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР (Колоколов Петр Александрович; 3.04.1866, С.-Петербург -1.10.1918, Вятка (ныне Киров)), еп. Михайловский. Из семьи гимназического учителя. После С.-Петербургской ДС поступил в 1887 г. в СПбДА. Во время учебы в академии принял 28 сент. 1888 г. монашеский постриг с именем Исидор. 17 окт. того же года рукоположен во диакона, 28 апр. 1891 г.- во иерея. Окончил СПбДА в 1891 г. со званием кандидата богословия. 4 июля того же года назначен преподавателем Тифлисской ДС. 24 сент. 1891 г. утвержден епархиальным миссионером, ему было поручено вести собеседования с сектантами Тифлиса. В апр. 1892 г. был командирован в Елисаветпольскую и Эриванскую губернии, где исследовал положение сектантов и вел собеседования с ними. Состоял членом Грузинского епархиального училищного совета и Совета Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе. За труды был награжден набедренником (дек. 1891) и наперсным крестом (март 1892). 18 июля 1892 г. переведен на должность инспектора Тифлисской ДС. 20 янв. 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора СПбДА. 26 марта того же года возведен в сан архимандрита и утвержден в должности инспектора академии. После протеста студентов в связи с предосудительным поведением И. он был уволен из СПбДА и в авг. 1893 г. отослан для исполнения обязанностей епархиального миссионера в Ставропольскую епархию. В февр. 1894 г. руководил высылкой братии старообрядческого Никольского скита в местности Обвалы близ ст-цы Кавказской Кубанской обл. На месте упраздненного скита был учрежден единоверческий Кавказский миссионерский Никольский муж. мон-рь. 13 марта 1896 г. назначен настоятелем переславль-залесского во имя вмч. Никиты муж. мон-ря . Был членом Переславского уездного училищного совета, а также председателем правления Об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам Переславского ДУ. 29 июня 1899 г. вызван на чреду священнослужения и проповеди в С.-Петербург. С 8 авг. того же года временно состоял членом 1-й экспедиции С.-Петербургской духовной консистории. 7 июня 1900 г. назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста муж. мон-ря .

http://pravenc.ru/text/674894.html

Никитский монастырь в Переславле встретит юбилей обновленным Переславль, 15 марта 2011 г. Один из самых древних памятников земли Ярославской вскоре предстанет перед любителями старины в обновленном виде. К тысячелетию со дня основания Никитского монастыря под Переславлем в обители отреставрируют главный собор. После долгого перерыва монастырь был открыт вновь в 1993 году, и с тех пор святыни пытаются вернуть былое величие, пишет Благовест-Инфо. В сентябре Никитский монастырь отметит свое 1000-летие. Его история сложна, а порой и трагична. В XVII веке он был полностью разрушен, затем восстановлен из руин. Уже в XX веке одним из первых в Переславле передан Русской Православной Церкви. И сейчас здесь полным ходом идут восстановительные и реставрационные работы, передают «Вести». Главный собор монастыря преображается на глазах. Наместник обители отец Димитрий, считает, что монастырь надо вымолить, поэтому здесь практически не используется наемный труд рабочих. Всё совершается силами насельников и трудников. «Подход должен быть скрупулезным. Это древнее сооружение. Снаружи много работы, надо площадки мостить, а с росписью связано еще более длительные работы», - поделился наместник Никитского мужского монастыря отец Димитрий. По преданию, обитель появилась в XI веке по приказу князя Бориса, на месте, где жило языческое племя мерян. Монастырь стал оплотом православия. Первые письменные упоминания относятся в XII веку, и тогда же его судьбу связывают с жизнью преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца. Расцвет обители приходится на XV-XVI века. В разные годы ее поддерживали Василий III и Иван Грозный. «Часто бывал здесь женой Анастасией Романовной, делал большие вклады. По велению Ивана Грозного построили главный храм монастыря - Никитский собор», - рассказала сотрудник Переславского музея-заповедника Ольга Абдурашитова. Никитский собор в свое время был одним из самых величественных церковных сооружений. В XIX веке, когда монастырь отмечал 700-летие, стены храма расписали. Остатки былой роскоши сохранились и сейчас, но труды по их восстановлению предстоят очень большие. В конце 80-х годов XX века здесь произошла трагедия – рухнула центральная глава. Государство выделило тогда 1 миллион рублей и купол отстроили вновь. Сейчас масштабная реставрация проводится лишь на средства меценатов и пожертвования верующих. К сентябрю основные работы должны быть завершены. Летом благоустроят территорию и отремонтируют фасады. Свой юбилей Никитский монастырь встретит обновленным. 15 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45316.html

В 1714 году церковь эта была освящена Даниловским архимандритом Варлаамом. Около того же времени учреждён и девичий Княже-Андреевский монастырь; потому что в феврале 1719 года значится уже при этом монастырь игумения Александра. В 1720–21 годах этот монастырь вновь окончен строением; а в 1764 году упразднён и обращён в приходскую церковь . (Извлечение из архива Переславского Данилова монастыря и из книги «Списки иерархов и настоятелей монастырей» П. Строева.) 16 Иконы, изображающие преподобного Корнилия, надписываются так: «образ преподобного Корнилия, Переславского чудотворца». О преподобном Корнилие упоминается в «Словаре историческом о русских святых» (СПб., 1862, с. 160), в сочинении «Краткие сведения о святых угодниках Божиих местно чтимых подвижников благочестия, коих святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии» (иеромонах Иоасаф, Владимир, 1860, с. 95–97) и в книге «Русские святые» архиепископа Филарета, июля 22 день; есть и рукописное житие при церкви переславской Смоленской. 1 Так в древности называлась Рязань, ныне губернский город. 17 Каких лет, не указано в рукописном житии. Когда он, после пятилетнего пребывания в Лукиановой пустыни, принят был в Переславский Борисоглебский монастырь, – братия сего монастыря мняху ему быти не вящше пятинадесяти лет. 18 Начало основания этого монастыря неизвестно; известно, однако, что в начале XVII века он был совсем опустевшим. В 1642 году монастырь был возобновлён строителем Адрианом, впоследствии убиенным в 1644 году; в 1767 году был упразднён и обращён в приходскую церковь . 19 Кладезь сей существует доселе; из него верующие, отпевши над преподобным панихиду, берут воду для исцеления от болезней. 20 Монастырь этот стоит почти рядом с церковью Смоленско-Борисоглебскою, то есть с прежним Борисоглебским монастырём, в котором жил преподобный Корнилий. 21 Пришёл преподобный в монастырь при строителе Сергие в 1659 году, имея около 15 лет, а скончался в 1693 году; следовательно, всех лет его жизни было около 50-ти, а рождение его следует относить к 1643 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В литературных памятниках домоногольской эпохи обитель не упоминается. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, подвизавшегося здесь в конце XII века, которое затем дополнилось описанием чудес, явленных святым посмертно. Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в обитель, украшены росписью. На всех вошедших сверху молча взирают архангелы. Это единственная сохранившаяся часть старинной художественной работы. На левой стене, теперь уже в новой росписи, можно увидеть события из жизни великомученика Никиты, общеизвестного византийского святого, в честь которого назван древний монастырь. Напротив, на правой стене, в трёх регистрах отражена история Никиты Переславского Столпника - одного из особо почитаемых переславских святых. Существует предание, что Никита жил во время строительства города и, будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличался жестоким характером и причинял много зла, взимал непомерно большие сборы, нажив себе тем самым значительное состояние. Однажды, когда жена его готовила пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы измученных им людей. " Велием страхом одержим был " , бросился искать он спасения в Никитский монастырь. Три дня стоял он у ворот обители и каялся в своих грехах, после чего его нашли в болоте облепленным комарами и окровавленным - раскаявшийся грешник изнурял своё тело, чтобы исцелить душу. Принятый в монастырь, надел он тяжёлые вериги и каменную шапку, заключив себя в земляную келью-столп, которая соединялась с церковью. Неподалеку от обители, в овраге под названием Слуда и возле Борисоглебского монастыря, что " на горе " , Никита " ископал студенцы " - два колодца, вода из которых считалась целебной. Совершив свой молитвенный подвиг, провёл Никита в Никитском монастыре более тридцати лет и исцелил многих людей, приходивших к нему со свой болью. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута была Черниговская часовня (нынешнее здание относится к 1702 году).

http://sobory.ru/article/?object=00441

В 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1186 году Никита Столпник погиб из-за своих железных вериг - корыстные убийцы (возможно, это были делившие его наследство родственники) приняли их за серебряные, уж больно они натёртые, подходили под цвет этого металла. Согласно преданию, выброшенные в Волгу вериги не утонули, их обрёл и передал в Никитскую обитель старец ярославского монастыря. Похоронили подвижника под открытым небом " у церкви святого великомученика Никиты " в деревянном гробу, по древнерусскому обычаю покрытом пластинами бересты. Перед погребением на усопшего Никиту возложили схиму и кожаный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. В 1420-1425 гг. по инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, " ... стали копать землю и обрели многострадальное тело преподобного берестом обверчено: но не восхоте преподобный вверху земли бытии. Один боярин восхоте взять часть бересты в благословление себе, - тогда сделалась буря великая и изринула всех копавших вон и засыпалось то место... " Но при этом, видимо, всё же обретены были некоторые реликвии, чудесно исцелившие впоследствии годовалого сына Ивана IV - царевича Ивана. Не единожды Иван Грозный и Анастасия Романовна бывали в Никитской обители на богомольях, в трудные дни обращались с молитвой жизни к Преподобному Никите. Само рождение и дальнейшее выздоровление своего наследника царская чета связывала с чудодейственной силой воды из выкопанного Никитой колодца и частиц святых мощей переславского подвижника. Видимо, в благодарность за это царь повелел частично разобрать каменный храм, построенный ещё Василием III в 1528 году вместо первоначальной деревянной церкви, и " ... новейшую Церковь больше воздвигнути над гробом чудотворцовым во имя Христова мученика Никиты, и придел преподобного чудотворца Никиты, а другий придел Всех святых " . Строился собор с 1561-1564 гг. Тогда же, начиная с 1561 года, на средства Ивана Грозного Никитский монастырь за несколько лет был отстроен в камне полностью. Возможно, при этом великий князь преследовал ещё одну цель - построить для себя здесь запасную резиденцию на случай измены в Александровой слободе. Царь снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.

http://sobory.ru/article/?object=00441

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010