Далее следует Похвальное слово преподобному Даниилу «Месяца декабря в 30 день, слово о обретении мощей преподобного отца нашего Даниила игумена, переславского чудотворца». Это велеречивое, малосодержательное и малограмотное произведение отчасти не самостоятельно. Начало его шаблонно: оно повторяется в предисловиях к житиям преподобных Димитрия Прилуцкого, Евфросина Псковского и Иоасафа Каменского. В конце Слова автор заявляет, что он записал о святом, то, что слышал от неложных свидетелей, понуждаемый братией, много лет живущей в монастыре, что он стремится собрать во едину пленицу или как цветки (в букет) эти рассказы, чтобы святой не пришел в забвение. Такое заявление (если даже по литературной форме оно и не самостоятельно) показывает, что Похвальное слово стояло впереди рассказа, принадлежащего тому же перу, что написано оно тем же лицом, которое писало дальнейшую Повесть или «слово» об обретении мощей. Повесть встречается в трех редакциях: одной полной и двух кратких. Полная редакция (в рукописи собр. Тихонравова полууст. XVII в. 255 – прежн. 29 – лл. 242–256. Слово о преподобном отце нашем Даниле, о обевлении его честных мощей. Нач.: В лето 7-я тысящи сто пятьдесятаго году...), по всем признакам первоначальная. Две остальные редакции представляют самостоятельные ее сокращения. Полная содержит интересные подробности, отсутствующие в кратких: о том, как при обретении мощей 18 ноября 1652 года засыпан был землею и потом отрыт игуменом Тихоном эконом монастыря Никита, наиболее видный участник всего дела, столь важного для Даниловой обители; о том, как царь Алексей Михайлович и патриарх Никон справлялись у Никиты, кого им послать на освидетельствование мощей; передано о путешествии того же Никиты в Ростов к митрополиту Ионе Сисоевичу с приглашением его на открытие мощей и подробности прибытия Ионы в Данилов монастырь. Автор Повести – один из братии (стр. 89: «царь и святейший патриарх... преклоняются на наше недостойное моление»), очевидец происшествия, принимавший участие в торжестве открытия мощей преподобного [стр. 90: «мы же видевше толику благодать... от радости вопияху... (чит. вопияхом)»]. Описывая торжество встречи Ростовского митрополита, автор не забыл указать священноинока Пафнутия, читавшего малую вечерню (стр. 15–16), а с другой стороны он не знал по именам свиты митрополита Ростовского: «видев же людие велию скорбь их – некто их един архиерейского дому, ему же имя Бог ведый» – Следовательно, он не был Ростовцем. По мнению В. О. Ключевского , Повесть написана едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который вместе с митрополитом Ионой свидетельствовал мощи святого 59 . К сожалению, единственный известный нам список полной редакции Повести крайне неисправен. Тем не менее, он заслуживает полного внимания, так как первоначальная редакция Повести не использована в агиографической литературе как научной, так и популярной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия Третьего — Иван Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560—1564 годах по приказу царя возведено новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времён Василия Третьего стала южным приделом Никиты Столпника). Иван Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь св. Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван Грозный снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство. Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году. А в 1611 году литовцы с паном Сапегой после двухнедельной осады выжгли монастырь. Многих защитников монастыря перебили, а возглавлявший оборону игумен Мисаил после осады вынужден был скитаться. На территории монастыря остались литовские пушки (две сохранились и сейчас выставлены в Переславском музее). Монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, патриарх Филарет Никитич сделали в монастырь ценные дары. При Алексее Михайловиче в 1643—1645 годах (частично на средства патриарха Иосифа) стены и башни возобновлены с небольшими изменениями. Тогда же возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней. В 1668 году Алексей Михайлович дозволил рыбным ловцам на монастырский обиход ловить в озере всякую рыбу одним неводом. В феврале 1698 года это разрешение подтвердил Пётр I, который, по преданию, прожил в монастыре некоторое время.

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Переславльский Никитский 3 класса с 1764 г. общежительный мужской монастырь, в 3 верстах от уездного города, на возвышенном восточном прибрежье Плещеева озера. Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храмов три каменных. Крестные ходы из г. Переславля в монастырь совершаются: 24 мая - в день памяти пр. Никиты и 21 июля – в воспоминание избавления жителей города от холеры в 1848 г. Крестные ходы вокруг монастыря бывают: в понедельник Светлой седмицы, 2 февраля и 15 сентября, в 9-е воскресенье на Пасхе совершается крестный ход на колодезь преп. Никиты. В монастыре в конце XV в. начал иноческую жизнь преп. Даниил, основатель Переславского Данилова Троицкого монастыря. Монастырь владеет: хутором в местности «Александрова гора» в 3 верстах от обители, на берегу Плещеева озера; скотным двором в пустоши Чириково, в 12 верстах от обители; лесной дачей Макаровкой, в 10 верстах от обители; мельницей при с. Биберове, в 10 верстах от обители; рыбной ловлей на Сомине озере, в 15 верстах от обители. Монастырь получает из казны 711 руб. 42 коп.. Игумен, монахов 14, послушников 26. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Большие испытания выпали на долю древнего Никитского монастыря после Октябрьской революции. В 1923 году Никитская обитель в числе всех остальных монастырей Переславля-Залесского закрывается новой властью, имущество ее реквизируется, что не было разграблено - передано в музей, монахи изгоняются. Все здания и хозяйственные постройки монастыря были переданы новым хозяевам. Так, в 1920-30-е гг. жилые постройки монастыря претерпели значительный ущерб. Здесь нанимали помещения частные квартиросъемщики, среди которых было немало так называемых " лиц без определенных занятий " . Естественно, древним зданиям не пошло на пользу проживание в них подобных личностей, мало того, тогдашние " насельники " Никитского монастыря варварски относились и к храмам обители. Например, один из них, цыган, использовал монастырский собор как конюшню, для чего выломал в нем двери и косяки.

http://sobory.ru/article/?object=00441

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Саввин?; 1672, г. Осташков, ныне Тверской обл.- 17(27?).12. 1726, Москва), еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье священника. После переезда семьи в Москву отец И. служил в Вознесенской ц. за Никитскими воротами (совр. ц. Большого Вознесения). Буд. архиерей после рукоположения также служил в этом храме. Вероятно, после кончины супруги принял монашеский постриг в Ниловой Столобенской пустыни 18 июля 1714 г. И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем переславского Никитского монастыря (см. Переславль-залесский во имя великомученика Никиты монастырь ). «Деятельность Иосифа как настоятеля,- вспоминал один из современников,- была работой хорошего, деловитого помещика; в тиши монастырской жизни он вел обширное хозяйство, копил добро и созидал благополучие своего монастыря». После поданной И. челобитной, в к-рой отмечалась древность обители, в Никитском мон-ре была введена архимандрития. В грамоте, подписанной царем Петром I, говорилось: «Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем вперед будущим архимандритом вечно». 11 марта 1716 г. в Успенском соборе Кремля митр. Стефан (Яворский) возвел И. в сан архимандрита («ради всероссийския радости» - рождения царевича Петра Петровича). Вкладчики князья И. А. и С. Б. Голицыны, А. Ф. Лопухин (брат бывш. царицы Евдокии Феодоровны) и др. влиятельные лица способствовали повышению статуса мон-ря и власти настоятеля. В 1721 г. И. являлся одним из кандидатов на Иркутскую архиерейскую кафедру. В 1723 г. осуществлял ревизию Воронежской епархии, руководил следствием по делу о предполагавшихся финансовых нарушениях митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) ; возглавлял его погребение в строившемся Благовещенском соборе Воронежа. С разрешения Синода в память о покойном митрополите И. получил его рясу, «объяринную на хребтовом песцовом меху ценою в 23 рублей», а также 50 р. (ОДДС. Т. 4. 400. С. 407; Т. 7. VI. С. XLII). По поручению И. на время его воронежской командировки Никитским мон-рем руководил казначей иером. Лаврентий. В 1724 г. переславский каменщик В. Лоскутов подал в Синод донесение, в к-ром обвинял И. в организации убийства в июне 1719 г. монастырского крестьянина С. Недосекина, отданного в солдаты и бежавшего из полка. Однако в ходе расследования в Московской духовной дикастерии архимандрит доказал, что Недосекин, не раз сбегавший из-под стражи, был пойман и умер «за караулом... скоропостижною смертию» на монастырском дворе. И. был оправдан (Там же. Т. 4. 542. С. 548-550).

http://pravenc.ru/text/578541.html

3 иконы Иоанна Златоустог о. 2 иконы Иоанна Богослова. (л. 62) Алексея митрополита Московского и всея Руси чудотворца 26 икон, тут же 2 иконы Петра митрополита да 2 иконы Петра и Алексея, Ионы Московских. Никиты епископа Новгородского чудотворца 147 икон; оклад серебрян золочен, басемный. Варлаама Хутынского чудотворца 172 иконы. Леонтия и Исаия, Игнатия Ростовских чудотворцев 211 икон. Одного Леонтия Ростовского ж чудотворца 156 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Александра Невского 115 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Пафнутия Боровского чудотворца 3 иконы. Дмитрия, Игнатия Вологодских чудотворцев 120 икон, оклад басемный, серебрян золочен. (л . 63) Благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев 71 икона, оклад серебрян золочен, басемный. Дмитрия Вологодского Прилуцкого чудотворца 33 иконы, оклад серебрян, басемный. Николая чудотворца 16 икон, оклад серебрян золочен, венцы резные, и в том числе 4 иконы поставлены с иконы Чудо архистратига Михаила. 3 иконы Иосифа Волоцкого чудотворца, поставлены с Евфимием же Суздальским. 3 иконы Корнилия Комельского, оклад серебрян басемный, поставлены с Евфимием же Суздальским. 2 иконы Макария Калязинского чудотворца, – поставлены с Евфимием же Суздальским. 7 икон Макария Унженского. 3 иконы Соловецких чудотворцев, – поставлены с Евфимием же Суздальским. (л. 64) Евфимия Суздальского чудотворца 28 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Антония Сийского чудотворца 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Никиты Столпника Переславского чудотворца 6 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Екатерины Христовы мученицы 16 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Святого славного Христова мученика Георгия 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Павла Обнорского 4 иконы, оклад серебрян, басемный. Алексея человека Божия 3 иконы, оклад серебрян, басемный, венцы резные. Ефросинии Суздальской 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный, поставлены с Евфимием Суздальским. (л. 65) 6 икон Авраамия Ростовского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Иоанна, архиеп. новгородского, 629, 664, 665, 692, 805. Иоанна юродивого, устюжского,676. Иоанна, затворника киево-печерского, 676, 712–714, 800. Иоанна и Сергия печерских, 676, 713, 714, 800. Иоанна, муч. литовского, 714. Иоанна, муч. казанского, 626, 673. Иоасафа каменского, 658. Ионы, митр. киевского, 675, 692, 811. Ионы, архиеп. новгородского, 671. Иосифа волоколамского, 664, 665. Кирилла, Славян учителя, 674, 723, 725, 726, 727, 770. Кирилла белоезерского, 645, 646, 677, 764, 771, 785, 795, 810. Кирилла новоезерского, 696. Константина, митр. киевского, 714. Константина, кн. муромского, с чады, 800. Корнилия комельского, 676. Кукши, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800. Лаврентия, то же, 676, 712–714, 800. Леонтия, еп. ростовского, 599, 630, 644–646, 712, 715, 716, 745, 761, 762, 786, 792, 793. Луки, еп. новгородского, 714. Людмилы, муч., 725, 726, 771. Макария желтоводского, 303, 625, 679, 694. Макария колязинского, 675, 692, 802. Марка, инока печерского, 676, 712–714, 800, 805. Мартина, инока туровского, 719, 724. Мартиниана белоозерского, 696. Матфея, инока печерского, 676, 713, 714, 800. Меркурия смоленского, 671. Мефодия славянского, 724. Михаила и Феодора черниговских, 466, 618, 642, 643, 663–665, 714, 725,771,792. Михаила, кн. тверского, 671. Михаила юродивого клопского, 626, 629, 673, 692, 735. Моисея Угрина, 676, 703, 712–714, 800, 805. Никиты, еп. новгородского, 629, 673, 676, 692, 712–714, 800. Никиты Столпника, переславского, 644, 646, 712, 761, 789, 801, 810. Никодима, инока киево-печерского, 714. Никона, то же, 676, 713, 714, 800. Никона игумена радонежского, 116, 199, 643, 654, 657, 670, 692, 699, 762, 763, 771, 788. Нила столобенского, 672. Нифонта, еп. новгородского, 714. Ольги, кн. русской, 679, 714, 719, 724. Онисифора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 767, 800, 806. Павла обнорского, 629, 673, 692. Пафнутия боровского, 563, 622, 692, 791. Петра и Февронии, кн. муромских, 692. Петра царевича, ростовского, 630, 677, 790. Петра, митр. киевского, 643, 646, 680, 681, 713, 786, 789, 792, 805, 811.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Monuments de l " Athos. P., 1927. Pl. 81.2; М. Студеница. Београд, 1968. Ил. 78; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI в. М., 1968. Ил. 24; она же. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 12, 15, 26, 28, 31, 33-34, 43, 47, 67-69, 88-89, 91, 95-96, 102, 108, 119, 127, 133, 148; Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970. С. 156; Hutter I. Corpus der byzant. Miniatürhandschriften. Stuttg., 1978. Bd. 1. S. 49. Fig. 172; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода. М., 1987. С. 504, 522; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 7. С. 14-15, 79-80; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 21, 58. С. 40, 42-45, 56-58, 100-101; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 52, 282; Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 76; Б. Манастир Ресава. Београд, 1995. С. 60, 125. Ил. 36, 109; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Д. Сликарство. Ucmopuja. 2000. С. 200-202. Ил. 31; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 171. Кат. 7; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2003; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. Кат. 15, 24, 72, 83. С. 34, 35, 40-41, 44-45, 76, 81, 126, 127, 132-133, 195, 209; Икона Мурома. М., 2004. Кат. 41. С. 234-240; Иконы Углича XIV-XX вв./Сост.: А. Н. Горстка. М., 2006. Кат. 12; Иконы XIII-XVI вв. в ЦМиАР. М., 2007. Кат. 107. С. 568-569; Саенкова Е. М. О нек-рых рус. житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174; Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. М., 2015. Кат. 50. С. 136-139; Симон Ушаков - царский изограф: Кат. выст. ГТГ. М., 2015. 89. Е. М. Саенкова, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель

http://pravenc.ru/text/2565366.html

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 гг. село Мугреево значится вотчиной князя Димитрия Михайловича Пожарского; в селе церковь Николая Чудотворца – верх шатровый с приделами во имя св. Пророка Илии, благов. Князей Бориса и Глеба, св. Никиты Столпника, Переславского чудотворца, и муч. Луппа; другая теплая церковь во имя Пресвят. Троицы – древяна клецки с приделами во имя св. Алексия, митрополита Московского, и Препод. Сергия Радонежского – строение вотчинниково; при церквах 2 священника, 2 дьякона, дьячек, пономарь и просвирница, 6 келей нищих, 2 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 20 четв. в поле, сена 10 копен. По переписным книгам 1678 г. село Мугреево значится уже за князем Юрием Алекс. Долгоруковым, в селе тогда был двор боярский, на котором жили кабальные люди – конюхи, двор скотской, 13 дв. деловых людей и 9 дв. бобыльских (в настоящее время здесь 27 дворов). Всего в вотчине князя было 132 дв. крестьянских и 50 бобыльских с населением в 770 душ мужеского пола. До 1672 года Мугреевская церковь входила в состав патриаршей области, а с этого времени передана была в Суздальскую епархию. О судьбе церквей, упомянутых в 1628 г., не сохранилось никаких сведений. В настоящее время в Мугрееве три церкви: 1) Никольская каменная церковь , построенная в 1791 году, 2) Троицкая теплая церковь, построенная в 1806 году и 3) Артемиевская кладбищенская церковь, построенная в 1845 году. Престолов в этих храмах четыре: во имя Св. Николая Чудотворца, во имя Живоначальные Троицы, во имя св. в.-муч. Георгия и во имя праведн. Артемия, Веркольского Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (2,365 руб.) до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: пахотной 27 десят. 1,725 саж., сенокосной около 6 десят.; план и межевые книги на землю имеются; и та и другая земля неудобная.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С севера к собору примыкает Всехсвятский придел, имеющий два этажа с ходом в верхний этаж по внутренней лестнице из жертвенника собора. Нижний этаж предназначался для хозяйственных надобностей, а в верхнем был придел. Он покрыт сферическим на парусах сводиком, который поддерживается дополнительной аркой; с востока примыкает конха абсиды. Придел представляет собой маленькую интимную капеллу, сходную по своим функциям с южной церковью Никиты. Он имел не дошедший до нас верх, вероятно, согласованный по своим формам с надстроенной южной церковью. О характере придела судить трудно: северный его фасад расчленён на три доли лопатками и оканчивается карнизом, западный внизу имеет плоскую арку с окном, а над ней - короткие лопатки, над которыми сохранились следы кокошников. Вероятно, придел завершался, подобно южному, симметричной надстройкой или имел шатровое завершение. Десятью годами ранее, в 1552-1554 г.г., также по заказу Ивана Грозного, в соседнем Ростове был создан собор Авраамиева монастыря, автором которого предание считает государева мастера Андрея Малого. В Авраамиевом соборе, подобно Никитскому, массив пятиглавого храма сочетается с боковыми приделами; в живописную асимметрическую композицию собора входят объединённые галереей паперти, столп колокольни и северо-западный придел. Во всём видно увлечение сложной композицией Дьяковской церкви, а также стремление связать с пятиглавым собором столпообразные и шатровые слагаемые, которые подчиняют своей игре даже основной массив храма. В переславском Никитском соборе мы видим уже проявление новых тенденций, вернее, возврат к старому: в композиции храма господствует его огромный крестовокупольный массив с тяжёлой средней главой. Боковые приделы как бы прилеплены к телу собора и стремятся к строгому и спокойному симметрическому равновесию. Может быть, поэтому мастера и стремились втянуть южную церковку Василия III внутрь собора, чтобы ослабить её самостоятельное значение, и сосредоточивали всё своё внимание на масштабном господстве старого по своему духу крестовокупольного собора. Позднее, в XVII в., гениальные ярославские зодчие используют мысли строителей Авраамиева и Никитского соборов в своих сказочно прекрасных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00441

Наконец, есть и ещё область, в которой покойный Александр Иванович обнаружил свои недюжинные дарования, в которой немало приложил своей энергии. Бог судил ему провести почти всю свою жизнь в скромном уездном городке Владимирской губернии – Переславле-Залесском. Но этот довольно глухой ныне уездный город принадлежит к древнейшим городам России, имеет свою историю и хранит в себе до настоящего времени памятники старины. Как часто многие и интеллигентные люди, живя при подобных условиях, остаются совершенно равнодушными к окружающей их родной старине, не интересуются ею, не хотят её знать, имея полную к тому возможность. Александр Иванович не был таковым. Поселившись в Переславле, видя перед собою постоянно памятники глубокой старины, он счёл своим долгом приняться за их изучение и к своим вышепоименованным трудам присоединил ещё труды по истории и археологии. Более всего Александр Иванович занялся Даниловым монастырём, в котором долгие годы помещалось Переславское духовное училище. Он составил житие преподобного Даниила, основателя этого монастыря, изучил все выдающиеся моменты истории монастыря, составил его описание и издал сохранившиеся в монастырском архиве акты. Затем покойный составил историческое описание и других древних Переславских монастырей Никитского, Феодоровского и Горицкого и издал краткое житие Переславских чудотворцев Никиты Столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника. – Переславль, далее, известен своим озером Плещеевым, на котором Великий Преобразователь России брал первые уроки мореплавания. Александр Иванович посвятил особую статью этому озеру и рыбной слободе, доселе существующей в Переславле. В XVIII столетии выделена была особая Переславская епархия, епископ жил в Переславле в Горицком монастыре. Александр Иванович на третьем археологическом съезде в Киеве читал своё исследование об этой Переславской епархии. Немало было им написано и других статей по местной и общей археологии и истории, перечислять кои мы здесь не будем. Важно, что Переславская церковная старина, особенно Переславские обители имеют в лице Александра Ивановича главного своего историка; ему мы обязаны освещением и уяснением их старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010