Подписал: Дьяк Семён Комсин. Справил: Гришка Старой. При переписи Новгороду в 1615 году после Шведского разорения было в монастыре сем: 1) храм каменный Преображения Христова; 2) в трапезе деревянный Храм Троица; 3) в приделе Храм Никита Халкидонский. В 1763 году, при сочинении Духовных Штатов, были здания в монастыре сем следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Христова. В ней два престола: а) Преображения Христова, б) в паперти ЦЕРКОВЬ св. Никиты Столпника Переславского на южной стороне; 2)  ЦЕРКОВЬ деревянная Введения во храм Божией Матери с трапезой ветхая и к починке не способная; 3) КОЛОКОЛЬНЯ деревянная восьмиугольная, строена Игуменом Варсонофием, вместо каменной, бывшей над приделом Никиты Столпника, очень ветхая и к починке не способная, на ней 5 колоколов; 4) ОГРАДА с двумя воротами на 243 саженях, очень ветхая; 5) за монастырём МЕЛЬНИЦА ветряная очень ветхая, в 67 саженях от монастыря; 6) коровий двор с двумя КЕЛЬЯМИ и сараями длиной 13, шириной 11 саженей; 7) РИГА 12 длиной 4, шириной 3 сажени, при ней гумно деревянное длиной 7, шириной 3 сажени. «Благословение Великого Господина, Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея Росии, о Святом Духе сыну и сослужителю нашего смирения Корнилию, Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому. Били челом Нам, Святейшему Патриарху, из великого Новгорода Юрьева монастыря Архимандрит Иов с братией: в Великом, де, Новгороде есть Спасской Нередицкий монастырь, а в том, де, монастыре только бывает чёрный Священник да братия по человеку, и по два, и по три, а больше не бывает, а в иное, де, время братии и никого не бывает, а крестьян, де, и бобылей за тем монастырём нет ни одного двора, только, де, земли под тем монастырём малое число. Да в Обонежской пятине их же монастырская пустошь Нечаева, а живут на ней и пашут из снопа Новгородцы посадские люди; а смежна, де, та Нередицкого монастыря вотчинная земля с их монастырской вотчинной землёй; и у Новгородцов, де, которые ту землю пашут, с монастырскими их крестьянами в землях бывают многие ссоры и вражда; а у них, де, в монастыре, братство умножилось и монастырь стал подле города и большой Московской и иных дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в кон. XII в. или на рубеже XII и XIII вв. на сев. окраине г. Переяславля (ныне Переславль-Залесский), на сев.-вост. берегу Плещеева оз. Первым ктитором мон-ря мог быть прп. Никита Столпник, раскаявшийся в жестокости и др. прегрешениях княжеский тиун. Он пришел в обитель для принятия монашеского пострига после завершения строительства новых городских укреплений. Из летописей известно, что это событие произошло в 1195 г., когда Владимирский вел. кн. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «заложи… град Переяславль месяца иуля в 29 день на память святаго мученика Калинника; того же лета и срублен бысть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 412). Когда прп. Никита стал монахом, игумен благословил его принять обет молчания и затвориться в узкой «хлевине». Преподобный стал подвизаться, возложив на себя «железа тяжка» и кресты. Согласно Житию, близ мон-ря он ископал 2 колодца (по преданию, один из них сохр.). В нач. XIII в., после гибели подвижника от рук родственников (или разбойников), его железные вериги и кресты были чудесным образом обретены и возвращены в обитель. Мон-рь неоднократно разоряли захватчики Переяславля и прилегавшей к городу территории, в т. ч. в февр. 1238 (нашествие монг. царевича Батыя), в 1252 (т. н. Неврюева рать), 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. Отношения с Московскими вел. князьями установились в 1302 г., когда переяславским князем стал буд. Владимирский, Московский и Новгородский вел. кн. Георгий (Юрий) Даниилович . Поскольку с кон. 1-й трети XIV в. потомки вел. кн. блгв. Даниила Александровича почти постоянно были правителями Владимирского великого княжества , они время от времени пребывали в Переяславле, посещали местные церкви и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

За годы советской власти в постройках Никитского монастыря размещались, сменяя друг друга, разные гражданские учреждения: сельскохозяйственная артель, школа 1 ступени, фабричные склады, мастерские, дом отдыха Главнауки, тюрьма МВД... В 1919-1920 гг. из храмов вывезли всю церковную утварь и иконы. Постепенно, без надлежащего ухода, на территории бывшей обители погибли сады, исчезло и старое монастырское кладбище, после ликвидации которого несколько старинных надгробий заняло своё место в музее. В настоятельских покоях была утрачена гипсовая лепнина по стенам и сводам. Не сохранились и прежние колокола. В 1933 году " новыми насельниками монастыря " варварски был сожжён иконостас Никитского собора. Реставрация старинных храмов на территории закрытой ещё тогда Никитской обители началась под руководством архитектора Ивана Борисовича Пуришева в 60-е годы ХХ века. В 1970-х годах был отреставрирован Никитский собор - древнейшее сооружение монастыря. Но то ли из-за халатного отношения строителей, то ли из-за просчётов архитектора центральная глава собора рухнула в 1984 году, на Ильин день. Сооружения, простоявшие многие века, уничтожались буквально за считанные годы. В 1977 году в пожаре была почти уничтожена Благовещенская церковь. Долгие годы храм стоял просто заброшенным, по стенам пошли трещины, площадка возле храма, да и на всей монастырской территории зарастала бурьяном. В декабре 1993 года монастырь был передан Переславской епархии, после чего началась постепенная реставрация зданий и обустройство территории. Работы по восстановлению монастырских построек ведутся и в настоящее время, но теперь уже при активном участии насельников Никитской обители, а также прихожан и паломников, желающих помочь древней православной святыне - неотъемлемой частице исторического и духовного наследия России. В 2000 году, спустя 814 лет после смерти преподобного Никиты, состоялось обретение святых мощей подвижника. Согласно церковно-археологическому исследованию, проведённому под руководством А.К. Станюковича, на черепе погребённого обнаружили повреждения от удара твёрдым зубчатым предметом, что подтвердило житийные сведения о насильственной смерти преподобного. По предположению учёных, орудием убийства могла быть скребница для чистки коня - часть древнерусского вооружения и обихода, имевшая вид мотыги с зубчатыми лезвиями на короткой рукояти. При обретении мощей преподобного Никиты все присутствующие периодически ощущали лёгкое благоухание, исходящее из могилы.

http://sobory.ru/article/?object=00441

В 1999 г. по благословению правящего архиерея владыка Михея Троицкая церковь была передана в подворье Никитскому монастырю. Монашеская братия через эти самые ворота вынесла такие груды мусора хлама и железа, что он ещё долго лежал напротив храма как горная гряда, потому что вывезти всё сразу было просто невозможно. К празднику Троицы только успели, засыпать ремонтную яму, закрыть закопченные стены зелёной юной берёзкой и заново залить цементную солею, чтобы можно было проводить Богослужения. Много понадобилось березок, чтобы прикрыть совершенно почернелое от сажи стены, и травы, чтоб застелить песчаный пол. И первая служба, наконец, то состоялась на Святую Троицу 30 мая 1999 года. Кроме праздника Святой Троицы в храме служатся ещё два больших праздника: Никиты-Столпника 6 июня и день памяти блаженного Миши - Самуила - 8 марта... В знаменательном для г. Переславля 2000 году, когда были обретены святые мощи пр. Никиты - Столпника и бл. кн. Андрея Смоленского, чудесным образом нашлась и прижизненная фотография блаженного Миши. До этого времени имелось только описание внешнего облика старца, которое дал священник о. Николай Смирнов, автор жизнеописания угодника Божия Миши-Самуила. Истинное усердие в поисках, фотокарточки Миши приложили благочинный о. Андрей Кульков и его редакция газеты «Переславский Ковчег», которые принимали неоднократные попытки отыскать её среди и краеведов, и искусствоведов, и переславских жителей. Поистине, дивны дела Твои, Господи! Вот как просто и ясно произошло это событие: «Неизвестная нам раба Божия принесла во Владимирский храм и оставила для передачи в редакцию копию с карточки Миши - Самуила. И случилось это 23 февраля по старому стилю, 8-го марта по новому, - в день преставления Миши, в день его памяти». (Газета «Переславский Ковчег. N22 (23) за 2000 г.). Теперь в Троицком храме можно видеть фотоизображение блаженного Миши-Самуила Переславского чудотворца и надеяться, что скоро после канонизации будет написана и икона этого угодника Божия...

http://sobory.ru/article/?object=03216

Произведений лицевого шитья с именем второй жены Ивана Грозного Марии Темрюковны (1561–1569) нам не встретилось, хотя летописи и за эти годы отмечают частые богомольные походы царской четы. Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря под 1567 г. числятся в качестве вкладов Грозного шесть покровов без упоминания изображений. Вероятно, на них был Голгофский крест. В Троице-Сергиевом монастыре вклады его отмечены после 1570 г. и только орнаментального жемчужного шитья, в это время получившего особенное развитие. Смерть рукодельной Анастасии и последующая частая смена цариц, по-видимому, не могла не отразиться па деятельности дворцовых светлиц. Однако вполне вероятно, что некоторые не имеющие дату произведения могли быть выполнены и в это время, как, например, переславская хоругвь с изображением па одной стороне Благовещения, а на другой – Никиты Воина и Никиты Переславского. Шитая золотными нитями с яркими шелковыми прикрепами, она характерна для московского шитья второй половины столетия 148 . Интересным и редким по своей композиции памятником является так называемый «двойной покров» со стоящими друг против друга преподобными Сергием и Никоном Радонежскими в молении пред Троицей над ними 149 . Под надписью о вкладе его в 1592 г. царем Федором Ивановичем при реставрации были обнаружены фрагменты второй надписи с именем Ивана Грозного и датой – 1569 г. Художественные особенности дают возможность предположить, что это произведение было исполнено бывшими мастерицами княгини Евфросинии Старицкой, взятыми царем во дворец после ее смерти. А наличие двух преподобных в молитвенных позах, не характерных для надгробных покровов, позволяют считать его шитой иконой, возможно из царской походной церкви. 15. Деталь покрова «Сергий Радонежский» вклада царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой. 1581. Сергиево-Посадский музей С именем четвертой жены царя Ивана Грозного, Анны Колтовской (1571–1572), связывают пелену, хранившуюся в Тихвинском монастыре 150 . Однако вполне вероятно, что пелена была вышита уже не в дворцовой мастерской, а в этом монастыре, где Анна была пострижена с именем Дарьи и умерла в 1626 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Преображенский храм Е. м. находит аналоги среди соборов 80-х гг. XVI в. московского в честь Вознесения Господня и Пафнутиева Боровского мон-рей . Они имели не только схожие пропорции плана, но и выделенный в отдельный объем придел, правда размещенный не с юга, а с севера. Характерна для архитектуры времени царя Феодора Иоанновича и конструкция перекрытия Евфимиева придела коробовым сводом, прорезанным несущим сводиком распалубки (как, напр., в приделах Троицких церквей в Хорошёве, 1596-1598, и Б. Вязёмах, 1597-1599, и в приделе св. Ирины в соборе Пафнутиева Боровского монастыря). Однако иконография декора и пластика архитектуры Преображенского собора радикально отличаются от иконографии декора и пластики архитектуры кон. XVI в., когда всеобщее распространение получают итальянизирующие мотивы. Архитектура храма Е. м. прямо повторяет детали собора суздальского Покровского мон-ря (1510-1513): пропорции аркатурно-колончатого пояса, килевидные закомары, упрощенные балясины в карнизе апсид, импосты порталов и многое др. Подобное обращение к местным образцам характерно для архаизирующей архитектуры времени активного монастырского строительства в 40-х гг. XVI в. (после прекращения деятельности последних итал. мастеров); это направление существовало и в 50-60-х гг. XVI в.; типичные примеры - соборы Микулина Городища и Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. Килевидные закомары последнего отсекаются от прясел стен антаблементом, близким по профилировке к антаблементу собора Е. м. Характерны и капители лопаток собора Е. м. с их перевернутой выкружкой, часто применяемой в это время для замены гуська. Наиболее близок к Преображенскому собору собор (1564) переславль-залесского во имя вмч. Никиты мон-ря . Кроме общих стилистических особенностей их объединяют и конкретные декоративные мотивы: профилированные ниши в карнизе центрального барабана (в суздальском соборе им придано стрельчатое очертание), ступенчатые кронштейны в малых барабанах. В Суздале практически повторяется строительная история собора Никитского мон-ря, также возведенного в камне при вел. кн. Василии III и полностью перестроенного в 1564 г. с добавлением 2 приделов, в т. ч. прп. Никиты Переславского. Перестройка собора Е. м. была связана с общерус. прославлением прп. Евфимия на Московском Соборе 1549 г. и с желанием возвести посвященный ему придел, выделенный в отдельный объем. Это соответствовало новому направлению в храмостроительстве сер.- 2-й пол. XVI в., когда в русле общей тенденции к созданию многопрестольных соборов формируются разные варианты многопридельных композиций. Все это позволяет датировать собор Е. м. в границах 50-60-х гг. XVI в. По-видимому, он был построен после ц.-колокольни Рождества Иоанна Предтечи, датирующейся 50-ми гг. XVI в., т. к. деревянный переход (на к-рый указывает портал дверного проема во 2-м ярусе колокольни) мог соединять ее только с собором, у к-рого были 2-этажные паперти: это мог быть собор 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Преображенская Нередицкая церковь в продолжение 757 лет подвергалась разным бедствиям во время разорений и пожаров. В 1383 году вместе с монастырем она пострадала от самих Новгородцев, жегших монастыри при нашествии Дмитрия Иоанновича Донского 1189 . В 1528 году введено в нем общежитие вместе с другими новг, монастырями 1190 . В 1544 году 12 мая, во время пожара «у каменной Преображенской церкви верх огорел до плеч», а вместе с нею сгорела и трапеза с церковию св. Троицы, кроме икон, которые успели вынесть 1191 . Впрочем, чрез три года храм был возобновлен, и 21 ноября 1547 года освящена была в Нередицах теплая Троицкая церковь 1192 . В 1582 году по писцовым книгам значилось: «монастырь Спасской Нередитцкой на реке на Малом Волховце. А на монастыре церковь Преображенье Спасово, каменной, да придел Никиты Столпника Переславсково чюдотворца, да другая церковь Троица Живоначальная древеная» 1193 . В 1611 году, во время шведского разорения, Нередицкий монастырь потерпел общую участь новгородских церквей 1615 года, в Нередицком монастыре значится опустелый каменный храм во имя Преображения Господня, другой в трапезе деревянный Троицкий храм, третий в приделе во имя Никиты Халкидонского 1194 . После шведского разо-рения, Спасо-Нередицкая церковь была возобновлена, и в 1617 году освящена, как свидетельствует надпись на оставшемся деревянном кресте: «водружен бысть крест сий в лето 6125 (1617) месяца августа в 6 день, на праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном государе нашем царе и в. князе Михаиле Феодоровиче всея России и при боголюбивом митрополите Исидоре Великого Новаграда и Великих Лук Спасского Нередицкого монастыря при игумене Тихоне, при старце Ионе». Не смотря на все изменения и возобновления в монастыре, Спасо-Преображенская Нередицкая церковь осталась в целости. Причиною этому было то, что монастырь, как устроенный в. князем Ярославом Всеволодовичем, не был оставляем в запустении его преемниками и другими благотворителями. В нем проживали иногда князья, из коих напр. князь Афанасий Данилович новоторжский, брат в. князя Юрия Даниловича, здесь облечен в иноческий образ и здесь же 1322 года мирно кончил жизнь свою 1195 . Для святителей новгородских Нередицкий монастырь был местом их встречи и отдохновения (Новг. I лет. стр. 38). Подобно другим знаменитым монастырям, он был обогащаем разными вкладами. Усердною вкладчицею в XV век является Устинья Осипова, одарившая обитель землею и деньгами 1196 . Из прежних вкладов в монастырь доселе остаются: водосвятная медная луженая чаша 1602 года, колокол в 15 пудов 1607 года, напрестольное евангелие, приложенное царициным крестовым дьяком Иваном Шушериным в 1686 году. Кроме этих частных вкладов, Спасо-Нередицкий монастырь пользовался некоторыми правами, дарованными ему в грамотах от царей, начиная с Феодора Иоанновича до Петра Великого 1197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Храм Димитрия Солунского возвращен верующим в 1996 году. Ремонтируется. В храме служил священномученик Гаврилович Плеханов Адрес: Ярославская обл., Переславский район, село Дмитриевское. Подробнее Храм Никиты мученика (Елизарово) [ править править код ] Церковь Никиты Мученика в селе Елизарово — старейшая постройка Переславского района Ярославской области (за пределами Переславля-Залесского), один из двух сохранившихся в регионе шатровых храмов XVI века. Трёхапсидная церковь возведена в 1566-67 годах в вотчине А. Д. Басманова, одного из предводителей Опричнины. В конце XVIII—XIX вв. к старой церкви пристроены трапезная и массивная колокольня в стиле классицизма, плохо сочетающаяся со средневековым памятником. Первоначальные оконные проемы были заложены, вместо них пробиты новые широкие окна, а над ними круглые оконца, расширены двери. В 1930-е годы храм был закрыт. В 1970-х годах в трапезной работала ремонтно-механическая мастерская. Реставрация церкви началась в 1975 году. В 1980-е годы понадобились консервационные работы, так как памятник находился в аварийном состоянии. Адрес: Ярославская область, Переславский район, Елизарово, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46. Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Елизарово) [ править править код ] Храм Троицы Живоначальной построен в 1885 году на средства прихожан по проекту архитектора Н.А. Артлебена. Позже была пристроена ярусная колокольня, которая не сохранилась. В 1930-х годах церковь была закрыта и осквернена, в здании устроен скотный двор. Адрес: Ярославская область, Переславский район, село Елизарово. Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Ефимьево) [ править править код ] Каменная церковь Святой Троицы с приделом святителя Николая Мирликийского построена на месте деревянной в 1818 году. В 1938 году храм был закрыт и разорён, в 1940-х годах сломана колокольня. В конце 2000-х возвращён верующим и восстанавливается. Адрес: Ярославская область, Переславский район, село Ефимьево. Подробнее... Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Загорье) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Переславский_р...

2) Три медных паникадила: одно с 36-ю шандалами, яблоком и кистью, с орлом на верху – вклад царя Михаила Феодоровича в 1619 году. Другое паникадило с 14-ю шандалами и яицем строфокомиловым, обложенным серебром – приложено ко гробу преподобного Никиты в 1629 году патриархом Филаретом. Третье – с 24-ю шандалами и яицем строфокомиловым пожертвовано в 1666 году неким Александром Аничковым. Есть ещё четвёртое паникадило, сделанное в 1764 году. 3) Серебряные лампады: первая пред престолом, весом 4 фунта 43 золотника 821,5 г], приложена в 1667 году боярынею Анною Ильиничною Морозовою, урождённою Милославскою; вторая на горнем месте, весом 1 фунт 5 золотников г]; третья – пред иконостасом, весом 1 фунт 57 золотников г] – вклад купца Герасима Хлудова в 1854 году. Кроме сих есть ещё 6 серебряных лампад, весу в них 1 фунт 82 золотников г]. III. Тёплый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезою. Построен он также царём Иоанном Грозным с двумя приделами во имя Иоанна Списателя лествицы и во имя святого Феодора Стратилата, с двумя кельями; а под трапезою была хлебня и поварня, да под кельями погреба каменные. Храм этот в настоящее время совершенно переустроен; древнего в нём, разве одни стены. На месте придела Иоанна Лествичника устроена ризница; на месте придела Феодора Стратилата сперва сделаны были тёплые палаты, а потом в 1768 году для ранних обеден при архимандрите Иерониме устроен придел во имя святого Николая с холщовым иконостасом. Трапеза сокращена наполовину, а другая половина её в 1758 году, при епископе переславском Серапионе, вошла в состав настоятельских покоев с прежними двумя кельями. Окна в храме для большего света были пробраны большие при архимандрите Иерониме в 1766 году. Иконостас сделан им же и в том же году; в 1809 г. он был обновлён при архимандрите Лаврентии. Из древних икон в этом храме остались следующие: 1) Храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1696 году архимандритом Чудова монастыря Арсением. 2) За правым клиросом – шитая икона преподобного Никиты столпника. В длину имеет 12 четвертей см], ширины 5 четвертей см], шита шёлком и золотом, на верху иконы около венца надпись: «Преподобный Никита Столпникъ, Nepecлabckiй чудотворецъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Мы, ученики, – говорил И. Г. Б-й, – слушали своего ректора, можно сказать, затаив дыхание, и крайне были недовольны, когда слышали звонок к выходу из класса». Архимандрит Исидор часто, однако, засиживался в классе и после звонка, и уходил только тогда, когда являлся другой наставник давать следующий урок. «Почему у вас в Петербурге митрополит Исидор оказался таким... (кажется, прибавил мой собеседник) бесцветным?». Не знаю, что отвечал ему тогда, а теперь сказал бы, что таким его сделали: Петербург, имеющий несчастное свойство обесцвечивать личности, затем традиции истории синодального периода (вроде высылки из Петербурга двух Филаретов – Московского и Киевского, что очень помнил мудрый и осторожный митрополит Исидор и о чем как-то раз прямо заявил нашему петербургскому ректору – о. И.Л. Янышеву) и, наконец, личность митрополита Филарета, который был главным заправителем нашей церковной жизни и без которого у нас тогда ничего не делалось. Мудрый петербургский святитель митрополит Исидор, если хотел чего-либо достигнуть, действовал через глубоко им чтимого митрополита Филарета, сам оставаясь в тени. У о. диакона И. Г. Б-го познакомился с очень интересной и уважаемой в Москве личностью, с настоятелем церкви, при которой служил о. диакон, с протоиереем церкви Никиты мученика в Басманной, Пл. Ив. Капустиным (2-й магистр XII курса 1840 г. Московской академии, в 1840 – преподаватель Тобольской семинарии, в 1842 – бакалавр философии, в 1844 – математики, в 1850 – священник и протоиерей церкви Никиты мученика). Этот о. протоиерей считался не только очень умным человеком, но и большим знатоком и любителем физики. Он был, если не ошибаюсь, родным братом известного настоятеля нашей палестинской миссии, знаменитого архимандрита Антонина. Троице-Сергиев Посад, прекрасное место для серьезных ученых занятий, был, однако, очень скучен в часы отдохновения от них, в особенности для молодежи. Мы, молодые, положительно не знали, куда деваться в свободное от занятий время. Негде было даже погулять; во всем Посаде совсем не имелось тротуаров, приходилось совершать прогулки по немногим грязным или пыльным улицам: Переславской, Вифанской или около вокзала железной дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010