Грозный был ктитором Никитского монастыря, строил и украшал его храмы. В Житии Никиты Переславского рассказывается, что царица Анастасия «своима руками и боголепными своими труды вышила на плащанице... драгой камки венедицкой образ великого чудотворца Никиты и златом каймы обложила и слова серебром круг плащаницы вышила, а подпис имя чудотворцево драгим жемчюгом и драгим каменьм и бисером многоценным украсила и на раку чюдотворцеву положила» 141 . Во Владимирском музее хранится покров с изображением Никиты Переславского, и, несмотря на то что на нем нет ни жемчуга, ни камней, мы считаем его работой светлицы Анастасии (ил. 13) 142 . Подтверждением этому служат не только художественные и технологические признаки, но и близость этого выразительного изображения к образу святого на иконе середины XVI в., вышедшей из царских мастерских. Надо думать, что в создании покрова участвовал знаменщик того же круга и, возможно, именно то г, который писал икону 143 . Иной, но не менее выразительный образ был создан в царицыной светлице на покрове «Кирилл Белозерский», вложенном в монастырь царской четой вскоре после рождения царевича Ивана (ил. 14). Напряженный, трагический лик святого невольно заставляет вспомнить недавнюю гибель их первенца Дмитрия во время Кирилловского богомольного похода 1553 г. 144 . 14. Деталь покрова «Кирилл Белозерский» вклада царицы Анастасии Романовны. 1555. ГРМ К произведениям светлицы царицы Анастасии следует отнести и покровы «Авраамий Ростовский» и «Леонтий Ростовский», переложенные на новые ткани и утратившие каймы, возможно, с вкладными надписями 145 . Покров «Леонтий Ростовский», шитый шелками и золотными нитями, в деталях повторяет вышеупомянутый покров 1514 г. вклада Василия III и Соломонии. Однако при сравнении этих двух произведений особенно выявляются приметы времени. На покрове середины XVI в. фигура святого более плотная, в шитье больше золотных нитей с яркими цветными прикрепами, в лике появилась легкая моделировка темным шелком. То же можно сказать и о покрове «Авраамий Ростовский».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Поведал о том игумену. Игумен же с братиею, вжегши свещи, взошли в столп и нашли святого убитым, а тело его ещё тёплым. Спрятавши честное тело, уготовили его к погребению. Множество народа пришло почтить святого подвижника молитвами о упокоении его. И похоронили преподобного в церкви великомученика Никиты близ алтаря по правую сторону царских врат. Злодеи же грабители, дошедши до города Ярославля, остановились на берегу Волги посмотреть украденное ими сокровище, по мнению их, золотое: но как вериги, так и кресты оказались железными. Угрызаемые совестью и стыдом, злодеи бросили их в Волгу, а сами возвратились в свои дома. Господу не угодно было, чтобы погиб этот памятник трудов и подвигов преподобного. В ту же ночь один благочестивый старец Ярославского монастыря святых апостолов Петра и Павла увидел над тем местом Волги, в котором брошены были драгоценные памятники святого подвижника, три столпа от земли досязающие до небес и испущающие лучи наподобие солнечных. Об этом видении утром известил он настоятеля монастыря и старейшину города. Собор многих священников со множеством народа вышел на указанное место, и увидел в Волге плавающими вверху воды три креста и вериги. С благоговением и молитвою взяли святыни от воды – и честно перенесли их в город. Иноки Никитского монастыря, узнав об открытии святынь, благочестно взяли вериги и кресты в свою обитель и возложили их на гроб преподобного Никиты. О нетлении и открытии мощей преподобного Никиты составитель жития его в XVI веке со слов преподобного Даниила Переславского чудотворца, который жил в Никитском монастыре у родственника своего игумена Ионы, 3 повествует следующее: Митрополит Фотий, 4 слышав о Богоугодной жизни и чудесах преподобного Никиты, восхотел открыть святые мощи его: начали копать могилу его, открыли уже берёсту, которою вместо гроба было обвёрнуто многострадальное тело преподобного; один боярин взял было часть берёсты на благословение себе: но не восхоте преподобный верху земли быти – сделалась буря великая, которая изринула вон копавших могилу, и разрытая могила засыпалась сама собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

– Спаси душу погибающую. Игумен удивился необычайной перемене Никиты и сказал ему: – Искуси себя до трех дней пред воротами монастырскими, плача и исповедуя грехи свои всем входящим и исходящим. Почти обнаженный, он повергся в тростник; насекомые сосали плоть его, кровь текла на землю. Игумен, видя его столь великое терпение, наконец принял его в монастырь и сподобил иноческого чина. Сделавшись иноком, преподобный Никита возложил на себя железные цепи, или вериги, избрал для уединенных подвигов своих столп и пребывал на нем день и ночь в молитве и посте. Прославившись св. своими подвигами и даром чудотворения, преп. Никита Столпник скончался в 1186 году мучеником. В одну ночь некоторые из родственников его пришли в монастырь для молитвы. Увидев тяжкие вериги, носимые святым, от многого труда исчистившиеся и блистающие, и почитая их золотыми, убили преподобного, чтобы снять их с него. Поутру тело его найдено было еще не остывшим и благоухало. С благоговением погребли мощи св. Никиты в монастырском храме великомученика. В XV веке при митрополите Фотии (1409–1431) они обретены нетленными и ныне почивают в том же монастыре под спудом 1822 . На гробнице находятся и вериги, в которых спасался и пострадал преп. Никита Столпник. Убийцы, сняв с него вериги, убежали в Ярославль и остановились на берегу Волги близ Петропавловского (ныне уничтоженного) монастыря. Развернув свою добычу, они увидели, что вериги, их прельстившие, не золотые, а железные, и бросили их в реку. По чудесному видению старцу обители Симеону, они вынуты были из воды, некоторое время находились в Петропавловском ярославском монастыре, а потом перенесены в Никитский переславский монастырь 1823 . В 1564 году при Московском митрополите Макарии составлены жизнеописание Никиты Столпника и служба в честь его. Между книгами патриарха Никона в описи, составленной в 1657 году, показана книга «Служба и житие Никиты Столпника, Переславского чудотворца» 1824 . 4 . Все преп. нноки подвизались во имя Господа; непрестанно носили Бога в сердце и уме, как говорит св. ап. Павел о себе: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ), и называются богоносными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

(b) два сосуда для благословения хлебов, серебряные, весом 34 золотника г]; (c) две серебряные кружки, весу в первой – 2 фунта 39 золотников г], во второй – 2 фунта 23 золотника г]; (d) блюдо серебряное, весом 1 фунт 59 золотников г]. XI. Ризница. 1 . Покровы для святых даров: (a) красной камки с низаным по ней шелками образом Спасителя с двумя Ангелами – вклад Ильи Даниловича Милославского, отца царицы Марии Ильиничны; (b) два золотых покрова с жемчугом, неизвестно чьи. 2 . Покровы на раку преподобного Никиты: (a) особенно замечательный по художественной отделке покров – вклад Милославских. На нём белым шёлком вышит образ преподобного Никиты, – венец и схима низаны жемчугом, – в венце 4 камня вишнёвого цвета и 5-й бронзовый, внизу три нитки жемчужные, мелкие, два креста с подножием и 7 небольших крестов. Вокруг покрова вышиты золотом тропарь и кондак преподобному и надпись: «Сей покровъ преподобнаго отца нашего Никиты Столпника Переславскаго чудотворца, дaяhie Ильи Даниловича Милославскаго и боярыни Катерины едоровны въ монастырь преподобнаго чудотворца Переславскаго на гробъ, на nokpobehie, по haмpehiю своему, и по отцахъ и по родителей своихъ 7165 (1657 г.), а возобновила оный покровъ генералъ-аншефа Петра Ивановича Стршнева жена его, Наталья Петровна Стршнева, урожденная Яковлева. Преподобне, молитвенниче о душахъ нашихъ»; (b) золото-серебряного глазета – вклад графа Михаила Владимировича Толстого в 1869 году. Из облачений священнослужителей – риз и стихарей, замечательных по древности и лицам – жертвователям, не видно. Есть набедренник с шитым золотом образом преподобного Никиты, неизвестно кем пожертвованный. 3 . Митры: (a) красного бархата шита золотом – вклад графини Орловой; (b) шитая золотом с жемчугом – вклад ярославской девицы Рукавишниковой; (c) шитая золотом с жемчугом и стразами – вклад переславского купца Алексея Чечелёва в 1853 году. XII. Иконы, хранящиеся в ризнице. Из них особенного внимания заслуживают: 1 . Казанской икона Божией Матери, шита золотом и серебром по красному атласу. Вокруг иконы вышит золотом и серебром тропарь «Заступнице усердная»; значился в описи 1701 года;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Герасим Грязнов (1868 года июля 10-го). Поступил из архимандритов Юрьевского Архангельского монастыря. Наум (1872 года апреля 23). Поступил из игуменов Козмина монастыря Владимирской епархии и настоятельствует в настоящее время. Ныне положено по штату монашествующих с настоятелем 12 человек. В 1877 году состояло в монастыре живущих 25 человек, а именно: архимандрит 1, иеромонахов 5, священник белый, иеродиаконов 2, монахов 2, послушников 2, проживающих на испытании 13. Владения монастыря – прежние и нынешние До 1570 года Никитский монастырь содержался сам собою без посторонних пособий. Братия питалась трудами своих рук и удовлетворяла только насущные потребности своей иноческой жизни. Когда царь Иоанн Васильевич в 1555 г. был в монастыре, братии тогда было с игуменом только 7 человек. С милостями царскими жизнь в монастыре пошла шире, средства монастыря стали быть очень хорошие. Монастырь мог не только пропитывать себя, но и делал немалые жертвы на пользу общую. Первым благодетелем монастырю является великий князь Василий Иоаннович, построивший в монастыре каменную церковь во имя Великомученика Никиты; другим – сын его, царь Иван Васильевич. Во вкладной монастырской книге под 1570 годом записано: Царь Иван Васильевич учинил общее жительство, строил трапезу каменную с тёплою церковию во имя Благовещения и с келарнею, и с колокольницею каменною, и над гробом чудотворца Никиты строил церковь во имя мученика Никиты, да два придела: один во имя всех Святых, а другой Преподобного Никиты, и святые врата каменные, и на святых воротах церковь во имя Архангела Гавриила честного и славного его собора, и ограду каменную состроил круг дому чудотворца Никиты и службы все устроил по общему жительству и в церквах Божие милосердие украсил. Он же царь Иван Васильевич в 1564 году пожаловал село Конюцкое с деревнями и под селом на реке Нерли рыбную ловлю и перевоз, да село Красное с деревнями, да село Городище с деревнями, да село Фалелеево со всеми угодьями. Третьим щедрым жертвователем из царей был царь Михаил Феодорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В иконостасе иконы: образ Спасителя, Александра Невского и храмовый – Преподобного Никиты в серебряной, чеканной ризе. Храмовый образ значился и по описи 1701 года. Иконостас позолочен и иконы возобновлены 1865 году апреля 24 при архимандрите Нифонте. При нём же свод и западная стена придела украшены живописными священными изображениями. Вместе с приделом во имя Преподобного Никиты с левой стороны алтаря соборной церкви, вверху, устроен был другой придел во имя Всех Святых; но, вероятно, по неудобству всхода в него, он недолго был в употреблении. В описи 1701 года он считается упразднённым и на месте его, как и ныне, помещались библиотека и архив. Из других предметов древности в соборной церкви примечательны: а) У колонного столпа, за правым клиросом, две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного, Анастасии Романовны. На первой хоругви с одной стороны вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, а на другой стороне Святой Троицы и Преподобного Никиты; подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На второй хоругви – с одной стороны – образ Одигитрии Пресвятой Богородицы вышит золотом и серебром по красной камке, – а с другой – образ Великомученика Никиты. б) Три медных паникадила: одно с 36 шандалами, яблоком и кистью, с орлом наверху; другое с 14 шандалами и яйцом строфокамиловым, обложенным серебром; третье – с 24 шандалами и яйцом строфокамиловым. Все эти паникадила значились по описи 1791 года. Первое паникадило, по всей вероятности, вклад царя Михаила Феодоровича в 1619 году; второе, поменьше, к гробу Преподобного Никиты в 1629 году пожертвовано Патриархом Филаретом при том же царе; а третье в 1666 году – неким Александром Аничковым. Между балдахином и столпом сделано было новое паникадило в 1764 году. в) Лампады: 1-я, пред престолом, серебряная лампада в 4 фунта 43 золотника 821 г], приложена боярынею Анною Ильиничною Морозовою, урождённою Милославскою в 1667 году; 2-я, на горнем месте, небольшая, чеканной работы, 1 фунт 5 золотников г]; 3-я лампада серебряная пред иконостасом в 1 фунт 57 золотников г] – вклад купца Герасима Хлудова в 1854 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

49 «0 начале и устроении Переславского Данилова монастыря». М. 1863, стр. 83–84, прим. Ср. Житие преп. Даниила 2 , 53, прим. 51 Книга Степенная, 208. Почему Сказание о преп. Данииле помещено в Степенной книге, куда попали жития только святых князей и митрополитов, см. об этом там же, стр. 210. 53 Знаком отмечены рукописи Сказания, просмотренные при настоящем издании. Не ручаясь, что здесь отмечены все рукописи Сказания, известные даже из описаний, приводим этот список в дополнение к сведениям в Источниках рус. агиографии Барсукова. 54 В Прологе, изд. В 1658–1660 гг. Жития преп. Даниила нет. Но в Прологе, напечатанном в Москве в 1686 г., уже помещается (лл. 196–197). Оно встретилось нам в ркп. Ундольского XVIII в. 1026, лл. 145–147. 55 Ркп., кажется, не имеет печатного описания. Она без начала, на 1–6 лл. поучения о звероядине, потешных животных и позорных ловитвах. 7–99 лл. представляют выписки из Степенной 100–126 лл. Житие преп. Никиты Столпника (См. В. О. Ключевского , Жития св., 44, 1 прим.). 127 л. след. Воспоминание отчасти св. горы Афонская. 134–239 лл. Житие преп. Даниила Переяславского. 239–256 лл. Слово о проявлении мощей его. 256 об. «Два чуда преподобного». 259–280 лл. Житие митр. Петра. – Имеются две записи: 126 об. «Переславского уезду Залеского Замецкого стану вотчины подполковника Александра Петровича Салтыкова»; л. 256 «Сия книга, глаголемая князя Владимира Переславского уезду». 56 См. о нем в кн. Добронравова, История Троицк. Дан. мон. 61–62, прим. и Свирелина, Пересл. Тр. Данил. монаст. 2 , 60–61. 57 В кн. И. Ф. Токмакова, Ист.-статистич. опис. г. Киржача, М. 1884, стр. 10, против имени Александра дат не поставлено (его предшественник упоминается в 1654 г., преемник в 1700 г.). У Строева (стб. 701) имени Александра нет. 58 Письма эти из архива Данилова монастыря напечатаны А. И. Свирелиным, о нач. и устр. Пересл. Данил. мон. М. 1863, 86–88, Житие преп. Даниила 2 , 54–55. В настоящее время, по наведенным справкам, в архиве их не имеется. 61 В брошюре прот. А. И. Свирелина «Переславский Федоровский монастырь», Влад. 1903 г. список игуменов составлен по архивным данным названного монастыря, и здесь (стр. 19–20) Леонид показан под годами 1628 сент. 1 – 1635, вторично 1636–1640; Вавила трижды: 1647–1648, 1650–1659, 1653 окт. 24 –1654. Затем в периоде между 1648–1659 гг. указано несколько других имен, по-видимому, не игуменов, а строителей. У Строева, Списки (стр. 693), стоит под 1651 и 1652 гг. Макарий, имени которого нет у Свирелина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия , буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , к-рого крестил прп. Сергий Радонежский ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно. К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника ( Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника. Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий ).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Храм Никиты мученика (Елизарово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Никиты мученика построен в 1567 году на средства А. Д. Басманова-Плещеева в память воинов, погибших при взятии Казани. В 1822 году расширен. Закрыт в 1930-х годах, восстанавливается с 1975 года. Один из двух сохранившихся в регионе шатровых храмов XVI века. Содержание История [ править править код ] Церковь Никиты Мученика в селе Елизарово — старейшая постройка Переславского района Ярославской области (за пределами Переславля-Залесского), один из двух сохранившихся в регионе шатровых храмов XVI века. Трёхапсидная церковь возведена в 1566-67 годах в вотчине А. Д. Басманова, одного из предводителей Опричнины. В начале XIX века к старой церкви были пристроены трапезная и массивная колокольня в стиле классицизма, плохо сочетающаяся со средневековым памятником. Первоначальные оконные проемы были заложены, вместо них пробиты новые широкие окна, а над ними круглые оконца, расширены двери. В 1930-е годы храм был закрыт. В 1970-х годах в трапезной работала ремонтно-механическая мастерская. Реставрация церкви началась в 1975 году. В 1980-е годы понадобились консервационные работы, так как памятник находился в аварийном состоянии. Описание [ править править код ] Шатровая бесстолпная церковь — почти квадратная в плане, с востока к ней примыкают три полукруглые апсиды. Переход от четверика к восьмерику выражен восемью полукруглыми кокошниками в его основании. Над восьмериком идёт широкая полица шатра, напоминающая деревянные церкви. Долгое время считалось, что на стенах храма были написаны имена переславцев, павших под Казанью. Во время реставрационных работ 1970—1980-х годов И. Б. Пуришев и Л. Б. Сукина открыли и прочитали эту надпись, которая оказалась храмозданной надписью. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Ярославская область, Переславский район, Елизарово, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46. Фото [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Никиты_му...

В 1702 году построена Черниговская часовня — последний образец переславской архитектуры древнерусского периода. Период XVIII—XX веков [ править править код ] Паломникам в монастыре XVIII—XIX веков показывали столп и древние вериги преподобного Никиты, а также его каменную шапку; последняя в 1735 г. была изъята московскими церковными властями. Монастырю удалось пережить губительное для многих обителей екатерининское время. В XVIII-XIX веках здесь продолжается строительство. В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви пристроен придел во имя св. Николая Чудотворца. В XVIII веке построена часовня над столпом св. Никиты и служебные корпуса (все строения сохранились). В начале XIX века вместо старинной (времён Ивана Грозного) надвратной церкви св. Архангела Михаила выстроена высокая колокольня. Ежегодно в монастыре совершалось 6 крестных ходов: 2 — из Переславля в монастырь (24 мая/6 июня в день св. Никиты и 21 июля/3 августа в память избавления переславцев от холеры 1848 году; в понедельник Страстной недели, 2/15 февраля и 15/28 сентября — вокруг обители; в девятое воскресенье после Пасхи к колодцу св. Никиты). Монастырь в XX веке [ править править код ] В 1918 году имущество монастыря было национализировано. Формально монастырь был ликвидирован в 1923 год, ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, горкомхоз, женская колония. В 1933 году был сожжён иконостас Никитского собора. В 1960—1970-х годах был отреставрирован Никитский собор — древнейшее сооружение монастыря. Однако в 1984 году, на Ильин день, рухнула его центральная глава. В декабре 1993 года монастырь вновь был открыт. Началась масштабная реставрация зданий и обустройство территории, которыми руководил наместник монастыря (до 1999 года) — епископ Анатолий (Аксёнов). С 1999 года архимандритом монастыря является отец Димитрий (Алексей Михайлович Храмцов). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010