Да ктомуж монастырю рыбный ловель озеро Вепрево, да половина озерка малого; а другая половина того озерка Чудова монастыря; да тогоже монастыря вотчина сельцо Дертник, а к сельцу припущено впашню пустошь, что была деревня Кривая слободка, Алагузово, да пустошь, что была деревня Юрино, да пустошь Палихина, да пустошь Лучинское...». Некоторое время Вепрева пустынь находилась в заведывании Переславского Горицкого монастыря. «В 1687 году, февраля 28 дня, Великие Го судари Петр и Иоанн Алексеевич и вместе с царевной Софиею слушали в Даниловском монастыре, в келье Архимандрита, записку о Вепревой пустыни, и утвердили оную за Даниловским Переславским монастырем», который и владел ею, как приписною пустынью, вплоть до 1764 года, т. е. до введения духовных штатов. Когда Император Петр Великий (в 1701 году) повелел прислать из Данилова монастыря четвертую долю всех колоколов на пушечный завод, для переделки их на пушки, нужные для войны с Карлом XII, то во исполнение указа Даниловский архимандрит Варфоломей при записке стряпчему Михаилу Павлову, послал семь колоколов весом 213 п. 18 ф., из 854 п. 19 ф.; из Вепревой пустыни послано было им же 3 колокола, в 3 и 32 фунта весом 8 . По ведомости Даниловского монастыря 1754 года за Вепревой пустынью числилось 12 четвертей пашенной крестьянской земли, 20 четвертей перелога, лесу непашенного 82 десятины и 1230 копен сена 9 . В синодике Вепревой пустыни конца XVII в. занесены, между прочим, имена игуменов: Иемелиана 10 , Ионы, Никифора и Пафнутия 11 (Л. 32). Из более именитых людей в Синодике записаны: род князя Никиты Ивановича Репнина (Л. 39), род именитого человека Григория Дмитриевича Строгонова, род Герасима Бельского (Л. 39 об.), род окольничьего Михаила Васильевича Собакина (Л. 40), род думного дьяка Иакова Кирилова (Л. 40 обл.) и др. В настоящее время в церкви села Вепревой пустыни никаких документов не имеется, так как весь архив был увезен в Переяславский Даниловский монастырь, а оттуда в архив Владимирской Духовной Консистории, где и до сего времени сохраняется этот драгоценный материал для истории пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

101 «Посла, – говорит летописец (св. Вел. Кн. Владимир с сыновьями своими), – «и священники, заповедая сынам своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть». Собр. Рус. Лет. 2, 259. 103 В Прологе под 21 числом мая помещено извлечение из рукописного жития сего св.Князя, где сказано, что Константин выступил из Киева в 1192 году. Это ошибка. Целое столетие прибавлено. Муромская область, как известно, была причислена к Ростовской епархии еще в 1160 г., во времена Андрея Боголюбского (см. Ист. Рус. Лет.1, 115); значит, не только в г.Муроме, но и во всей его области христианство в половине XII в. Было уже там значительно распространено. 104 На том месте, где лежало извергнутое из города тело св.Кн.Михаила, построена часовня. Она находится при въезде с поля в московскую заставу, пред мостом чрез успенский овраг. 105 В рукописном житии говорится, что муромцы устрашены были необычайным светом, происходившим от иконы Божьей Матери. 107 В Лаврентьевской летописи говорится, что Муромский князь Давид скончался в апреле месяце на святой неделе «в чернецах и в скиме». Собр. Рус. Лет. 1, 191. 109 Жизнь преп. Никиты почерпнута изрукописного жития, хранящегося в Переславском Никитском монастыре. Краткое извлечение из этой рукописи см. в прол. под 24 числом мая. 110 Это место из Пророка Исайи, или Паремия, читается при Богослужении на литургии накануне праздника Богоявления Господня. 111 Их было две: одна изних – полегче, носил он ее на теле; другая – весом в два споловиной пуда, возлагал и носил ее поверх одежды. Те и другие вериги хранятся и поныне в Никитском монастыре. 112 Об этом чудесном исцелении Черниговского Кн.Михаила и о поставлении им креста, в память сего события, говорится в степен.книг и по свидетельству писателя оной, крест тот был еще цел в конце XVI века (См. ч.1, стр.315 и 316). Ныне на этом месте находится часовня, расстоянием от монастыря Никитского в одной версте, возле Ростовского шоссе, и называется Черниговской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

писан на золоте; образ местной святых жён мироносиц, – у Пресвятой Богородицы венец и цата серебряные басемные позолочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, на святых жёнах и на ангеле венцы басемные серебряные; образ святой мученицы Параскевы – нареченныя пятницы, венец и цата серебряные золочены с каменьем, смазни и с достаканы; ожерелье жемчужное, 18 копеек старых золоченых, писан на золоте, образ нерукотворенного Спаса – писан на золоте; образ Николая чудотворца в киоте, писан на золоте, венец сканной с финифтью и с каменьем, позолочен, цата басемная серебряная позолочена; образ Никиты Столпника переславского чудотворца в киоте, писан на золоте, венец серебряной, белой резной, цата басемная позолочена; да в олтаре образ Пресвятыя Богородицы умиление запрестольной, венец серебряной, резной, золочен, цата чеканная серебряная позолочена, а в ней три смазня, убрус и ожерелье низано жемчугом с поднизью; крест запрестольный резной выносный с праздники, писан на золоте, да на престоле евангелие печатное, евангелисты серебряные басемные позолочены; 2 евангелия письменные, евангелисты на одном серебряные, на другом медные; крест благословящий обложен серебром басемным, золочен, 2 кадила медных, двои сосуды церковные белые оловянные, воздух и покровцы дорогильные, кресты на них шиты золотом, ризы дорогильныя червчатыя, оплечья камчатыя, стихарь выбойчатой поповской, оплечье камчатое ж; два стихаря дьяконских полотняных, два уларя, участковой да выбойчатой, две епитрахили, двои поручи дорогильныя, пояс шелковый варварским жемчугом, 2 чаши водосвятных медные, паникадило спускное о 6-ти перах, 2 лампады малых спускных медныя, 6 свеч поставных вощаных, писаны красками, седьмая свеча белая восковая ж, да у Богородицы лампада медная ж большая, налита воском, пелена камчатая, опушка дорогильная, крест нашит мишурной; 2 пелены выбойчатых; да книг печатных: евангелие толковое недельное, апостол, 2 пролога во весь год, 2 триоди – цветная да постная, 2 октоя, 4 трефолоя, 2 служебника, требник полууставье, минея общая с праздники, 2 каноника, псалтирь, часослов, да письмянных книг 2 пролога во весь год минея общая, триодь цветная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Отцов, и в его отношении к человеческому горю и страданиям, как духовным так и физическим, и в его учении о православной царской власти, и в его учении о том положении, которое должна занимать в государстве Церковь . Можно сказать, что жизнеописание Никона Шушериным, не давая обилия фактов из деятельности Никона, а тем паче критического отношения к ним, дает однако основу для понимания нравственного облика Никона, и через это дает освещение главных стимулов его деятельности. Естественно, что неизменный спутник в жизни Никона больше поможет разобраться в его личности и делах, чем иностранец, иноверец, растрига, отлученный от Церкви, содомист, авантюрист, искатель наживы, фальсификатор документов, продавшийся придворно боярской партии – Лигарид, увидевшийся впервые с Никоном в июле 1663 г., а потом на суде, где молча принужден был выслушивать всю правду от Никона о себе самом. Жизнеописание, составленное Шушериным похоже на жизнеописание святого, но без всякой стилизации, и оно послужило материалом для более подробных описаний, составленных священником Михайловским в 1863 году, с подробным исчислением всех заслуг Никона перед Русской Церковью и государством. В смысле благоприятном Никону написана и биография его, составленная архимандритом Аполлосом, настоятелем Воскресенского монастыря в 1821–1837 году и изданная Воскресенским монастырем («Начертание жизни Патриарха Никона . Москва». 1845). xv) О чудесах Никона От Шушерина мы узнаем и главные события Никоновской жизни. Он родился в крестьянской семье села Вельдеминово около Нижнего Новгорода в мае 1605 года и назван Никитой по имени преподобного Никиты Переславского Чудотворца, празднуемого 24 мая. Он рано потерял мать и испытал жестокое обращение от мачихи, 12 лет ушел из родительского дома в монастырь Макария Желтоводского, где его игумен благословил пребывать с клириками и навыкать Божественному Писанию, в чем Никон был абсолютно исправен. Когда он подрос, его отец и бабка хитростью выманили его из монастыря, и «скоро их лишившись, Никон, по совету родственников, женился, потом ушел в село, где не было клирика, и там стал сначала псаломщиком, а скоро и священником, а потом перешел на священническое место в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

7) Рыбные ловли на озере Сомине отдаются за 52 рубля и за 5 пудов рыбы. кг] б) Деньгами а) штатной суммы получается – 711 р. 42 к. б) в Государственных банковых билетах – 42 264 р. 00 к. в) на содержание церквей и братии – 571 р. 42 к. г) в доход братии – 1 096 р. 96 к. д) молитвословных – 321 р. 07 к. Библиотека Монастырская библиотека не может похвалиться богатством и разнообразием книг, тем более археологическим достоинством. Есть в ней богослужебные книги и творения Святых Отец в славянском переводе; но всё это можно найти в каждой небедной сельской церкви. К числу книг, более других примечательных, можно отнести следующие: 1) Требник Петра Могилы 1646 года, 2) возражение на лютеранский пасквиль, называемый «Молоток на Камень веры» и 3) розыск Святого Димитрия Ростовского . Архив Насколько библиотека монастырская небогата, настолько архив может быть отнесён к числу очень хорошо сохранённых архивов. Нет в нём рукописей очень древних; но довольно принадлежащих к XVII столетию. С 1700 года до наших времён рукописи за все годы очень хорошо сохранены. К чести настоятелей монастыря относится то, что архивные бумаги разобраны по годам и переплетены, – а это очень много облегчает труд изыскателя древности. Мы очень рады, что нашли такой полный архив; почему и представим возможно полное описание его. Для более раздельного описания разделим его на три главные отдала: I отдел рукописей целыми книгами, II отдел рукописей XVII столетия и III отдел рукописей с 1700 года до наших времён. 1. Книги-рукописи 1) Пентикостарий – письма XVI века. 2) Келейный летописец Святителя Димитрия Ростовского . 3) Житие Преподобного Никиты Столпника. 4) Синодик с кунштами в 2 экземплярах. 5) Синодик без кунштов. Эти синодики очень замечательны. В одном из них записан род Алексея черноризца, Митрополита Московского и всея Русии, с именами: Феодора, Марии, инокоу Евпраксею, инокоу Иоулею. В двух синодиках записано следующее: «лета 7091 (1583) прислал Царь и Государь великий Князь Иван Васильичь всея русии в дом Чудотворцу Никите по опальных людех и по своему Государеву указу велел тех людей поминати и в сенодик написати». После того означены самые имена таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В 1852 году губернский предводитель дворянства Богданов просил Епархиального Владимирского архиерея отдать эти пушки на ботик Петра I, обещая, что дворянство внесёт за них деньги в доход монастыря; но почему это дело не состоялось – неизвестно: пушки остались в монастыре. Примечание А прежде было довольно серебряной посуды: так, в 1750 году Преосвященным Серапионом было куплено: 10 больших разливных ложек в 7 фунтов 17 золотников кг] по 16 ¼ коп. за золотник, да прежде была 1 ложка в 62,5 золотника. г] В 1757 году было: а) шесть кружек пивных на ножках с крышками и ручками 13 фунтов 84 золотника. кг] б) 2 подноса 1 фунт 77 золотников. г] в) 9 стаканов пивных 2 фунта 66 золотников. 101 г] г) 12 колпаков винных 1,5 фунта. г] д) 36 колпаков малых 3 фунта 5 золотников. 250 г] е) 12 водочных 60,5 золотников. г] ж) 33 яичных ложек 1 фунт 34 золотника. г] з) Сахарная коробка со щипцами 73 золотника. г] и) 2 подсвечника 63 золотника. г] к) Итого 34 фунта 14,5 золотников. кг] Оставшиеся после игумена Варлаама Лихарева – серебряный стакан и кубок в 3/4 фунта велено было в 1700 году прислать в монастырский приказ к Мусину-Пушкину. В 1760 г. из 4 кружек сделана была дарохранительница. В 1773 г. велено было 22 фунта 33 золотника, в том числе 2 кружки и 2 подноса, продать за ненадобностью или сплавить и употребить на елейницу; а другая часть посуды пошла на ковчеги для хранения Святых Даров и на оклады евангелий. Настоятели Никитского монастыря С начала устроения монастыря были в нём настоятелями игумены. В 1716 году марта 11-го пишется во вкладной: по указу Петра I-ro и по прошению княжны Екатерины Алексеевны и благословению Наместника Патриаршаго престола, Митрополита Стафана Рязанскаго, возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и Великомученика Никиты Столпника, и посвящён тоя Лавры игумен Иосиф, первый в архимандриты с шапкою и палицею; и дадеся ему грамота на пергамене, златом росписанная, с кустодиею золотою и по нём впредь будущим архимандритам вечно. С тех пор до преобразования монастырей, до 1764 года, настоятелями Никитского монастыря были архимандриты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Преподобный Даниил ещё при жизни своей прославился даром чудес. Два больных инока получили исцеление молитвами его. Однажды преподобный отправился с купцами в Новгород по нуждам монастыря, особенно же для приобретения икон. На дороге, недалеко от Калязина, напали на них разбойники. Купцов стали мучить, выпытывая у них деньги, а преподобный Даниил, уклонясь в хижину, стал на молитву. Разбойники хотели сжечь хижину и в ней Даниила; но сколько раз ни зажигали её, огонь погасал: страх напал на них – и они разбежались. Впоследствии их поймали; судьи дали знать преподобному Даниилу, чтобы он предъявил иск на них. «Не могу мстить», – отвечал святой старец. В 1539 году преподобный Даниил, удручённый старостью и ослаблением своих сил, призвал братию и сказал ей: «Возлюбленные о Христе отцы и братия! Бог собрал вас на место сие в прославление имени Своего, и Пречистыя Своея Матере и всех святых – и вы обещались для спасения своей души работать Ему до смерти своей, и меня имели общником ваших молитв и подвигов. Ныне видите, что я состарелся и ослабли силы мои так, что я уже не могу быть начальником вашим: изберите сами на место моё, кого вы хотите». С великою скорбью услышала братия завещание старца-подвижника – и, повинуясь ему, избрала на место его постриженника его, старца Илариона. Но и в старости добрый, оставив настоятельство, преподобный не оставался без дела. В последний год своей жизни (1540 г.) он путешествовал в царствующий град Москву – и ходатайствовал пред царём и митрополитом о возобновлении обветшавших Переславских церквей во имя святого Предтечи Иоанна и Святителя и Чудотворца Николая. При этом он объявил царю и митрополиту, что у ветхого храма Святителя Николая лежат в земле мощи князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена была служба и образ его был писан на иконах – и просил царского позволения и святительского благословения на открытие мощей его. Царь и митрополит приказали построить новые храмы на место обветшавших на иждивение царское и вместе дозволили осмотреть мощи святого князя Андрея. В том же году попечениями преподобного Даниила и обретены были честные мощи святого князя Андрея, Переславского чудотворца. Исполнивши во благих желания сердца своего, имевши радость видеть на необитаемом прежде месте обитель красну иноческу, поживши в ней 15 лет, преподобный Даниил в глубокой старости, на 81-м году своей подвижнической жизни отошёл с миром к Господу и погребён честно в устроенной им обители. Это было в лето от сотворения мира 7048-е, а от Рождества Христова 1540-е, апреля в 7 день, в 6 часов дня в среду, 2-й недели по Пасхе. Обретение и открытие святых мощей преподобного Даниила

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Когда он начал оправляться от болезни и проситься опять в затвор; то строитель и братия не пустили его и убедили жить вместе с ними. Преподобный Корнилий опять стал вести прежнюю подвижническую жизнь; ночи проводил в молитве, никогда не опускал церковной службы и исправлял должность пономаря, – трудился по-прежнему в пекарне и поварне, своими руками копал землю, садил овощи и плодовые деревья и ископал кладезь, 19 в котором вода была весьма вкусная и чистая. Господь благословил труды верного раба своего: в саду его росли превосходные яблоки, лучшие во всём городе, и он с любовью подавал их требующим безденежно. В иноческом послушании, при глубоком молчании, преподобный пребыл 30 лет. Тело его было изнурено совершенно; от постоянных трудов при летнем зное и зимнем мразе, при строгом посте и постоянной молитве оно было как сухое дерево; кости его были покрыты одною только кожею. Господь прославил своего истинного подвижника, даровав ему дар прозорливости: многим предсказал он будущее и давал знать знаками о своей кончине. Он всё время был молчальником и, когда предрекал будущее, то помавал своею рукою, как пишущею тростью. Предвидя свою кончину, преподобный пошёл в Никольский монастырь 20 к общему духовному отцу, игумену Варлааму, – исповедался у него и причастился святых Таин, и был по просьбе его облечён в схиму. Теперь только, по просьбе духовника, преподобный сказал о себе, что родом он из Переславля-Рязанского, отца зовут Гордием, мать Феодорою, – что у него два брата родных, – дом их стоял на конце городского посада, и что он ради спасения своей души оставил дом родительский. Возвратясь в свою обитель, он особоровался святым елеем, и чрез несколько часов в тот же день скончался, прожив в Борисоглебском монастыре около тридцати пяти лет. Это было в лето от сотворения мира 7201-е, а от Рождества Христова в 1693 году июля в 22 день. 21 Он был похоронен в часовне вблизи первоначального схимника, Адриана убиенного. История обретения мощей преподобного Корнилия 22 Игумен переславского Никольского монастыря Варлаам, бывший при погребении преподобного Корнилия в 1693 году, как духовник его, доносил Государыне царевне Наталье Алексеевне, что Корнилиево тело нетленно, только малая часть тленна и на груди у него мокрота была, и что ту мокроту он снял и положил в стеклянный пузырёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

пострижен в иноческий образ духовным отцом своим переславского Никольского монастыря иеромонахом Варлаамом, и назван Корнилием. Принявши иночество, преподобный, вместе с пострижением влас, отложил свою волю и предпринял большие против прежнего труды и подвиги: в церковь приходил прежде всех и выходил после всех, – на дело монастырское исходил также прежде всех и успевал больше всех из братии. Никто не видывал его спавшим на постеле; напротив, видели его постоянно или в труде на пользу монастыря, или стоящим на молитве. Спустя три года такой подвижнической жизни он просил строителя построить для него особую келью, чтобы жить в затворе. Строитель, видя его, яко искусна инока и в добродетелях совершенна, исполнил его желание и устроил ему малую деревянную келийцу. Отпуская преподобного в затвор, он говорил ему: «Господь да благословит тебя и укрепит на невидимые враги; пред сущими же да не послужиши и не поработаеши им, есть бо дело ти благо, прочих трудов всех лиших тя». Преподобный Корнилий затворился в келье и начал строжайшую жизнь: день и ночь стоял он на молитве, борясь с невидимыми врагами нашего спасения и изнуряя плоть свою строжайшим постом. Враг нашего спасения диавол, не могши обольстить юного подвижника ни сладкими брашнами мирскими, ни мягкими одеждами, ни спокойствием телесным, не могши возбудить в сердце его ни гнева, ни зависти, ни ропота, ни другой греховной страсти, решился напасть на него, как некогда напал на преподобного Исаакия в пещере. В одну ночь он нагло пришёл к нему с своею тёмною силою и стал мучить его до того, что многие кости его были сокрушены и вежди издавлены; потом, извлёкши в верхнее окно, бросил его у кельи. При наступлении дня иноки увидели преподобного лежавшим вне кельи, едва испускавшим дыхание, – и как келья его была заперта извнутри и отворено было только оконце, то поняли, что он был поруган от бесов; братия перенесли его в другую келью, где и пролежал он больным более трёх месяцев, не вкушая пищи, и только мало пия от воды и сока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

После сего архимандрит Иона, в церкви же, начал спрашивать преподобного Даниила: по какой причине и с чьего дозволения и благословения он стал отыскивать мощи? – Преподобный старец отвечал ему: «Я, святый отче, предварительно извещал о том благочестивейшего Государя и преосвященнейшего митрополита, и с их дозволения открыл мощи святого князя. Ныне же благоволил Бог и вашему священству видеть мощи сего святого князя нетленными: вот и образ его на иконе написан, вот и служба ему, стихиры и канон в прежнее время написаны. Не мною это написано, добавил преподобный, – книга, как видите, старая. Спросите и народ, как недужные молитвами преподобного сего получали исцеления: от него вы узнаете всю правду и истину». По требованию архимандрита Ионы и протоиерея Гурия призваны были исцелившиеся, которые вслух всех поведали о себе и о бывших над ними исцелениях так: Приставник над царскими сёлами Иван Окляча объявил, что он много лет страдал головною болью, столь сильною, что не мог кланяться; но как только прикоснулся к святым мощам, тотчас же перестала боль, и теперь он совершенно здоров. Женщина из Переславля сказала о себе: «Три года болело у меня горло так, что не могла говорить и ждала постоянно смерти себе. Когда же обретены были сии святые мощи, я пришла поклониться им, и нашедши несколько крупиц от берёсты, которою обернуты были святые мощи, потёрла ими своё больное горло, и внезапно перестала боль, и я стала говорить: это могут засвидетельствовать мой муж и соседи мои». И они свидетельствовали, что всё то правда. Другая женщина объявила: «Много лет была я слепая и не могла видеть. На обретение сих святых мощей привели меня мои родственники и дали мне несколько крупиц от святых мощей. Ими я потёрла свои глаза и лицо – и стала видеть». После сих неопровержимых свидетельств о нетлении и чудотворении мощей благоверного князя, святые мощи его положили в новый гроб, обвили их плащаницею и совершили службу. Храм святителя Николая с того времени стали называть ещё храмом святого князя Андрея Переславского чудотворца. Это было в 1540 году, в год кончины преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010