великомученика Никиты, вторая – трапезная, в честь Благовещения Богородицы и третья церковь – во имя Св. архангела Гавриила, помещающаяся над святыми вратами монастыря. В монастыре ежегодно совершается шесть торжественных крестных ходов. Два из них бывают из города Переславля в монастырь: 24 мая – в день памяти преподобного Никиты – и 21 июля – в воспоминание избавления жителей Переславля от холеры в 1848 году. В понедельник же Светлой седмицы и во дни 2 февраля и 15 сентября крестные ходы совершаются вокруг обители. В 9-е воскресенье по Пасхе совершается еще крестный ход на колодезь преподобного Никиты. Никитский монастырь известен еще и как духовная школа иноческого подвижничества для Основателя Переславского Троицкого монастыря преподобного Даниила, который в конце XV века начал в Никитской обители свою монашескую жизнь. К достопримечательностям Никитского монастыря должно отнести ризницу обители, которая имеет много замечательных вещей из утвари и из других церковных предметов. Кроме того, при монастыре хранится 8 пушек. Управляет обителью игумен. Проезд в монастырь совершается до станции «Берендеево» Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Эта станция отстоит от города Переславля в 21 версте. Николо-Волосов монастырь во Владимирском уезде. Эта обитель находится при деревне Велисовой, в 27 верстах от Боголюбовской обители и в 17 – от города Владимира. Время возникновения этого монастыря неизвестно, но сведения о Волосовой обители можно находить еще в XV столетии. В половине XVIII столетия обитель эта была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В этом году в Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Царе-Константиновской обители. Сто с лишним лет после этого Волосовский монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество этой обители переведено было в Боголюбовский монастырь. Храмов в Волосовском монастыре три: 1) во имя Св. Николая Чудотворца; 2) в честь преподобного Сергия Радонежского; 3) разрушающийся храм над бывшими свв. воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А самым излюбленным местом царя Ивана Грозного в Переславле был Никитский монастырь. Это самый древний на Руси монастырь, основан он был князем Борисом (сыном святого равноапостольного великого князя Владимира) в 1010 году в честь великомученика воина Никиты, жившего в 4 веке в Византии. В 12-ом же столетии в этой переславской обители подвизался преподобный Никита Столпник, местный житель. Не довольствуясь подвигами поста и молитвы, Никита Переславский изнурял себя трудом, носил на теле железные вериги и на голове каменную шапку, затем взошел для молитвенных подвигов на столп. В 1186 году подвижник был убит своими родственниками, пришедшими к нему за благословением, которые приняли его железные вериги за серебряные. Рождение сына Ивана Грозного Ивана Ивановича и его исцеление от тяжелой болезни связывается с чудодейственной силой Никиты Столпника. Лишившись двух дочерей и первого сына Димитрия, убитые горем государь с государыней в 1552 году предстали с молитвой пред гробом переславского чудотворца. Молитва была услышана, в 1553 году у царской четы родился сын Иван. На втором году жизни младенец сильно заболел, и опять же по молитвам к святому переславскому чудотворцу царевич выздоровел. В Никитском монастыре царь Иван Грозный построил большой каменный собор Великомученику Никите с приделами Преподобного Никиты Столпника и Всех святых, а также построил здесь еще одну большую красивую каменную церковь - Благовещенскую. Всего же за годы царствования великого государя Ивана Васильевича Грозного по его личному распоряжению в государстве Российском было возведено 60 монастырей и 40 храмов. Священник Николай Аксенов, клирик Переславской и Угличской епархии Часовня Крест - замечательный историко-архитектурный памятник, созданный руками русских зодчих, стоит на высокой возвышенности, которую называют Поклонной горой. И сегодня, как в прежние дореволюционные времена, он является притягательным местом для паломников. Возле нее останавливает машины, проезжающие по автомобильной трассе люди любуются этим древним архитектурным памятником, фотографируются на его фоне. Ну а мы же, как народ православный, перекрестившись и призвав в помощь Святую Троицу, отправляемся в Переславль-Залесский царя Ивана Грозного.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

Первая часовня, не доходя версты до монастыря, так называемая Черниговская, устроена в память исцеления князя Черниговского Михаила Всеволодовича. Сей князь, страдая телесным расслаблением, слышав о чудесах Преподобного Никиты Столпника, прибыл в Переславль и, не доходя версты, раскинул шатёр и послал своего боярина Феодора к Преподобному, прося придти к нему. Преподобный дал этому боярину свой деревянный посох. Благоверный князь взял этот посох в руки, опёрся на него и получил исцеление. Это было в лето 6694 (1186), 16 мая, за 8 дней до кончины Преподобного. Благоверный князь тогда же повелел на месте своего исцеления поставить крест с означением года и дня месяца исцеления. Надпись эта существовала во дни написания жития Преподобного, то есть около 1566 года 11 . В Литовский погром, вероятно, уничтожилась эта замечательная древность. В указе 1702 года июня 16-го на имя игумена Иосифа было прописано, что под монастырём, на месте исцеления Черниговского князя Михаила, был поставлен крест каменный, а над ним шатёр деревянный, и как часовня и крест сгнили, то вкладчикам дозволено построить на том месте крест и часовню каменную, чтобы чрез то святое место в оскудении не было. В 1755 году московский купец Василий Котюнин дал в Черниговскую часовню крест, на одной стороне которого изображено распятие, а на другой образ Преподобного Никиты в житии. Этот крест, конечно, с поновлениями, стоит и доныне. Стенное писание в часовне новейшего времени. Другая каменная часовня на Ростовском шоссе – в полуверсте от монастыря. Она, по преданию, была сооружена переславцами и суздальцами в память заключённого между ними навсегда мира. Третья часовня, деревянная, над кладезем Преподобного Никиты, в версте от монастыря, на юго-запад, близ озера Плещеева и Борисоглебского монастыря. В эту часовню от времён Грозного совершается крёстный ход в 9-е воскресенье после Пасхи из Никитского монастыря и Борисоглебского кладбища (упразднённого монастыря) 12 . Четвёртая часовня, деревянная, над другим кладезем, ископанным Преподобным Никитою Столпником, в версте от монастыря на северо-запад, близ слудного потока. В эту часовню со времён Иоанна Грозного бывает каждогодно из монастыря крёстный ход в 10-е воскресенье после Пасхи. Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Январь Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Февраль Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Апрель Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Сего июня 12 дня возврат солнца с лета на зиму Август Сентябрь Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Октябрь Восхожд. солнца Захожд. солнца Долгота дня Долгота ночи Ноябрь Декабрь Сего месяца 12 дня возврат солнца с зимы на лето. 2 В 1528 году Великий Князь Василий Иоаннович, бывши в Данилове монастыре, завещал построить в оном монастыре каменную церковь во имя Святой Троицы, а в Горицком и Никитском монастырях уже были каменные церкви (см. мою книгу о начале и устроении Данилова монастыря 1863 года, с. 68). Великий Князь Василий Иоаннович был в Переславле четыре раза: в 1510, 1523, 1525 и 1528 годах. Вероятно, после которого-либо из этих пребываний построил храм и в Никитском монастыре. 4 На паперти церковной высечена на стене такая надпись. «Въ лто отъ combopehiя мipa 7072 (1564) года мaiя въ 12-й день совершена бысть ciя каменная соборная церковь во имя Святаго Великомученика Никиты, nobeлhieмъ Государя Царя и Великаго Князя Ioahha Васильевича всея Pocciu». 5 Этот художник Стефанов подрядился написать иконы за 102 р., 10 четвертей ржи 099 л], 5 четвертей пшеницы, 5 четвертей овса, 2 четверти гречневых круп, солоду 5 четвертей, баранов 10, гусей 3. 6 Граф М. В. Толстой свидетельствует, что кроме вериг Преподобного Никиты была каменная шапка, которую Преподобный надевал на себя, когда молился в веригах. Шапка эта будто оставалась в обители до 1735 года, и её де вместе с веригами носили на себе богомольцы, обходя вокруг столпа Преподобного. (См.: Толстой, М. В. Рассказы из истории русской церкви/ М. В. Толстой //Душеполезное чтение. – 1865. – С. 102.) Об ней в монастырских бумагах мы не нашли никаких сведений. 7 Рукописное житие Преподобного, помещённое в степенных книгах, написано после освящения церкви во имя Великомученика Никиты, то есть после 1564 года по 1566 год, вероятно, тем же Митрополитом Афанасием, который был на освящении церкви в Никитском монастыре и который написал житие преподобного Даниила. (См. мою статью о начале Данилова монастыря 1863 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вид В кроме подзаголовков имеет 2 блока дополнительных статей, в к-рых рассказывается о попытке обретения мощей Н. митр. Фотием в 1420-1425 гг., о посещении царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Никитского мон-ря, о строительстве церкви и посмертных чудесах преподобного. Первый блок, по мнению Н. В. Понырко, создан царским духовником митр. Афанасием ; второй,- повторяющий сюжеты первого блока, но содержащий ряд дополнений (о новом общежительном уставе мон-ря, о строительстве ц. во имя вмч. Никиты с приделом во имя прп. Никиты Переяславского, о земельных пожалованиях и льготах обители),- игум. Вассианом. Чудеса добавляются к Житию с сер. XVI в. Первое из них сообщает о попытке митр. Фотия обрести мощи Н.: уже обретенное нетленное, обернутое берестой тело святого было засыпано землей во время сильной бури, неожиданно поднявшейся во время раскопок. Это чудо было записано со слов, как сказано в Житии, прп. Даниила Переславского. Важным для почитания святого является чудо «О царском хожении по святым местам, о царских детях, и чудо о воде святаго Никиты и о расширении его монастыря»: по молитве святому в семье царя Иоанна Грозного появился наследник - царевич Иоанн Иоаннович, который в годовалом возрасте исцелился водой из колодца Н. Это чудо без изменений читается в 17-й грани Степенной книги (ПСРЛ. 1913. Т. 21. 2-я пол. С. 651-652), составленной митр. Афанасием, что еще раз убеждает в том, что именно митрополит, родом переславец, ставший духовником Иоанна Грозного, был автором этих и др. чудес Н. О чудесных событиях митр. Афанасий мог слышать и от своего духовного отца - прп. Даниила. Свое имя автор 2-го блока чудес зашифровал в записи: «И аще хощеши уведати имя игумену обителя тоя, второе первый началствуй, двое сотное сотным слагай, а с пятъдесятным ером навершается» (т. е. Вассианъ). Можно выделить 3 группы списков этого вида. Важное отличие 1-й группы текстов от 2-й заключается в том, что в подзаголовок о смерти святого добавлен год - 1193. Во 2-й группе дата преставления отсутствует, опущены посмертные чудеса, рассказывающие только об исцелениях Н. и не имеющие исторического содержания. В 3-й группе списков отсутствует Похвала святому.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

По указу Чудова монастыря архимандрита Иоакима и соборных старцев и Данилова монастыря архимандрита Гурия с братьею, велено крестьянам тех сёл и деревень выбрать из среды себя по 10 человек лутчих сверстных людей и, выбрав, «разыскать им межи в правду писцовыми межевыми книгами, а где будет не межёвано или учинится спор, и те места развесть старожилом в правду и тому разводу учинить межу, и по меже покопать ямы и грани покласть и всякие признаки учинить и в том росписаться и росписи межевыя на обе стороны рознять по противням». Мирским выбором выбрано для этого дела по 10 человек с каждой стороны; имена их написаны в записи. Это мирская выборная. Выборные съезжались на то спорное место, осматривали, где бы учинить полюбовную межу; но в писцовых книгах той земли не оказалось, никаких признаков не сыскано, крестьян старожилов не нашлось, и таким образом развесть межи было непочему. Десять с обеих сторон выборных крестьян выбрали и излюбили из среды себя по одному человеку – со стороны Чудова монастыря крестьянина Василья, а от Данилова монастыря крестьянина Тимофея, и обязались «по их отводу межу чинить, по меже ямы копать и грани тесать и всякие признаки класть, и во всём слушать и ни в чём не спорить и не прекословить, и ту межу учиня по их полюбовному разводу и промеж собою полюбовныя межевыя записи написать по противням, за руками те записи рознять». Это договорная мировая запись. Те двое излюбленных крестьян полюбовную межу учинили, по той меже ямы покопали, грани потесали всякие признаки учинили и всё это записали в межевыя полюбовные книги. 8. Заёмные кабалы В них обозначалось, сколько взято в заём денег, что отдано под залог, и содержались обязательства, соединённые с сим займом. Так в 1665 году некто Гаврило Сиверицын занял у Никиты Баранова 6 рублей денег московских ходячих, от весеннего Николина дня до зимнего, и заложил ему свою вотчину, свою долю в Долгом поле со всяким угодьем. «И ту мою вытку, – пишется в кабале, – Никите за росты пахати и пожни копати и лес сечи и всяким угодьем владети, а полягут деньги по сроце, и Никите пахати и всем владеть потомуж». Иногда, впрочем, кабалой должник не обязывался платить росту, но уже после срока. В 1576 году некто Иван Манасеин занял у казначея Данилова монастыря монастырских казённых денег полтораста рублей от Петрова дня до Рождества Христова до сроку без росту. «А полягут деньги, – пишется в кабале, – по сроце, и мне Ивану им рост давати по расчёту, как идёт в людех, на пять – шестой». 3 Батыйщик или батырщик – один из печатников, который посредством мац или валика набивает чернилами набранные буквы. Читать далее Источник: Свирелин А.И. Древние акты архива Переславского Данилова монастыря//Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым (СПб.: Тип. II отд. Собств. Е.И.В. канцелярии). 1862. Т. 4. С. 21-37. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

237. С. 279). В 1611 г. Переславль-Залесский отказался подчиняться тушинцам. В результате карательного похода обитель подверглась 2-недельной осаде и разорению, из-за чего игум. Мисаил был вынужден нек-рое время скитаться «меж двор». Но реликвии мон-ря чудом уцелели. После окончания Смуты обитель нек-рое время пребывала в упадке, но затем на нее обратила внимание царская семья. Во вкладной книге мон-ря отмечено, что в 1617 г. в обитель приезжал молиться царь Михаил Феодорович с царицей Евдокией Лукьяновной. Царь пожаловал местному образу прп. Никиты Столпника 14 золотых и плащаницу, к-рая была писана по зеленой тафте на левкасе и подложена «тафтою лазоревою». В 1619 г. Михаил Феодорович вложил в обитель медное паникадило с 36 шандалами, с яблоком, кистью и орлом наверху. Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) в 1629 г. прислал медное паникадило со страусиным яйцом, обложенным серебром. В кон. 20-х гг. XVII в. на царские пожертвования началось восстановление стен и башен обители, разрушенных в 1611 г. артиллерией сапежинцев. В писцовой книге 1628-1631 гг. отмечается, что рядом с принадлежавшей Троицкому Данилову мон-рю дер. Кичибухино, на р. Кипсе, находилось «селище Дорожаево, что взято по судному делу и по крепости» у П.-З. Н. м. Рост авторитета обители среди др. мон-рей начался в 40-х гг. XVII в. В сер.- 3-й четв. XVII в. наиболее крупные пожертвования в мон-рь делали представители рода Милославских, остатки старинных вотчин к-рых находились в Переславском у. Их служебное и материальное положение улучшилось благодаря тому, что в 1648-1669 гг. Мария Ильинична, дочь Ильи Даниловича, была 1-й женой царя Алексея Михайловича . В 1657 г. боярин И. Д. Милославский и его жена Екатерина Федоровна вложили в П.-З. Н. м. новый покров на гробницу прп. Никиты, к-рый в XVIII в. был «реставрирован» их дальней родственницей Натальей Петровной Стрешневой (Яковлевой), супругой генерал-анфеша Петра Ивановича Стрешнева ( Сукина. Никита Столпник. 2013. С. 99). В 1677 г. вместе с властями переславского Троицкого Данилова монастыря крестьянин П.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

В начале XVII в., во время Смуты, сильно пострадало имущество П.-З. Н. м., включая б-ку. Ее восстановление происходило за счет новых вкладов рукописных и печатных книг, а также за счет переписки обветшавших кодексов. В 1-й пол. XVII в. осуществляется переписка монастырского синодика; ведется создание новой редакции текста вкладной книги. В нее включаются сведения о вкладах за XVI - нач. XVII в., выписки из жалованных царских грамот, информация из таких монастырских документальных источников, как «тетради строения» и «приходные книги» (Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 46). Эти источники пополнялись в течение сер. XVII - 1-й пол. XVIII в. На смену вкладной книге, последняя запись в которой относится к 1757 г., в П.-З. Н. м. была заведена «Книга записная подаваемым в святые церкви от вкладчиков всякого звания вкладным вещам». Впервые она упоминается в 1758 г. ( Левицкая, Сукина. 1996. С. 125-134). Ист.: ААЭ. Т. 2. 7. С. 42; АИ. Т. 1. 204. С. 383; Т. 2. 237. С. 279; 352. С. 420; Т. 4. 42. С. 145; АЮБДР. Т. 1. 86/III. С. 564; ДАИ. Т. 9. 118. С. 347-348; [Найденов Н. А.] Переславль-Залесский: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. М., 1884; он же. Переславль-Залесский Никитский мон-рь: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. М., 1888. С. 5, 12, 32, 39; Титов А. А. Синодики XVII в. переславского Никитского мон-ря. М., 1903; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, переяславского чудотворца: Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Шумаков С. [А.] Обзор «Грамот коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4 (по указ.); Смирнов М. И. Краткая сводка ист.-эпиграфич. мат-лов Переславля-Залесского//Тр. Переславль-Залесского ист.-худож. музея. 1929. Вып. 10. С. 76-78; ДДГ. 99. С. 410; Тихомиров М. Н. Повесть о свершении большия церкви Никитского мон-ря//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 251-256; Житие прп. Никиты Столпника//Святые Земли Русской/Переяславский Никитский мон-рь. [Переславль-Залесский], 2004; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 366-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа. М., 2012; Курбский А. История о делах вел. кн. Московского/Изд. подгот.: К. Ю. Ерусалимский. М., 2015.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Аксёнов Владимир Александрович; род. 22.11.1958, г. Переславль-Залесский Ярославской обл.), еп. Кастанайский и Петропавловский. Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский В 1974-1978 гг. учился в Переславском техникуме химической промышленности, затем работал водителем на Переславском химическом заводе и в объединении «Сельхозхимия». В 1981 г. поступил в МДС, в 1985 г.- в МДА, к-рую окончил в 1989 г. со степенью канд. богословия за соч. «Переславль-Залесский и его святыни до нач. ХХ в.». С авг. 1989 г. преподаватель Московских духовных школ, профессорский стипендиат 1989/90 г. С сент. 1990 по апр. 1994 г. являлся старшим помощником инспекторов МДС и МДА, с нояб. 1990 г.- заместителя ректора по административно-хозяйственной работе. 16 июня 1987 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Анатолия Киево-Печерского, 28 июня рукоположен во иеродиакона, 18 июля - во иеромонаха, 10 апр. 1990 г. возведен в сан игумена. 22 янв. 1994 г. указом еп. Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) А. был назначен наместником переславль-залесского во имя вмч. Никиты и Данилова переславль-залесского мон-рей и строителем переславль-залесского на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря . С янв. 1994 г. А. окормлял Солбинский жен. мон-рь . 7 апр. 1995 г. возведен в сан архимандрита. 15 февр. 1998 г. в кафедральном Богоявленском Патриаршем соборе в Москве А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского, викария Ярославской епархии. С марта по дек. 1998 г. являлся ректором Ярославского ДУ. 28 дек. 1998 г. переведен на Магаданскую кафедру. С 8 окт. 2000 г. еп. Ялуторовский, вик. Тобольской епархии. 17 июля 2001 г. почислен на покой. 6 окт. 2010 г. решением Свящ. Синода назначен епископом Кастанайским и Петропавловским. Решением Синода от 25 авг. 2020 г. освобождён от управления Костанайской епархией и почислен на покой. Лит.: Наречение и хиротония архим. Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского//ЖМП. 1998. 4. С. 18-23. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/114982.html

Второй 37 сын её Юрий 38 родился у неё в Переславле. По смерти своего супруга в 1389 году, получив богатые вотчины, она особенно стала щедро жертвовать на украшение и устроение храмов Божиих и монастырей. В Переславле она построила Горицкий монастырь в память избавления своего и своих детей в 1382 году от преследования татар, которые едва не захватили их в плен. Есть посему большая вероятность полагать, что великий князь Димитрий Донской, а особенно его супруга Евдокия, принимали живое участие в украшении Животворящего Креста, который мог быть сперва, и помещён в устроенном ею Горицком монастыре. Из последующих после Донского князей особенное усердие к устроению и украшению Переславских монастырей имели: великий князь Василий Иоаннович III и царь Иоанн Васильевич Грозный – с супругами. Великий князь Василий Иоаннович с супругою четыре раза был в Переславле (в 1510, 1523, 1525 и 1526 гг.) и имел особое внимание и расположение к Переславскому чудотворцу, преподобному Даниилу и устроенному им (Даниилом) монастырю. 39 Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно был со своими супругами на богомолье в Переславле и имел особенное усердие к преподобному Никите Столпнику и Никитскому монастырю. 40 Он построил соборный храм в монастыре во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты Столпника, а супруга его Анастасия Романовна пожертвовала своих трудов шитый образ чудотворцев и покров на раку его, и ризы, и поясы. 41 В 1557 году в память рождения сына Феодора он же построил соборный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата в нынешнем Фёдоровском женском монастыре. 42 После царя Иоанна Грозного в Московских государях, по летописям, не видно особенного участия в устроении и украшении переславских церквей и монастырей. Таким образом, украшение Переславского Креста из царственных особ может относиться к усердию великого князя Димитрия Донского и супруги его Евдокии, а полное завершение украшения Креста ковчежцами с мощами русских святых – к усердию царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010