24. Преподобного отца нашего Никиты, столпника Переславскаго, нового чюдотворца. Празднуют у Рожества на сенех. Есть, но позднейшая под текстом заметка: во 172-м году (1664) Никите в соборе не праздновали, отложено». «Никите Переславскому в соборе не празднуют». 26. Обретение честных мощей преподобного отца нашего Макария Колязинскаго, новаго чюдотворца. 27. Пренесение честных мощей иже во святых отец наших пресвященных митрополит Киприана, Фотия, Ионы, Киевских и всея Руси чюдотворцов. Аще ли волит настоятель, да поет им, яко же и прочим святым, с полиелеосом. 28. Успение иже во святых отца нашего Игнатия, епископа Ростовскаго, новаго чюдотворца. 29. Святого Иоанна, Христа ради юродиваго Устюжскаго, новаго чюдотворца. 1. Успение преподобного отца нашего Дионисия Глушицкаго, новаго чюдотворца. «В соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют». 3. Пренесение мощем благоверного царевича Дмитрея Ивановича, всеа Руси нового чюдотворца. Есть, но позднейшая припись: «Празднуют у Архангела, а в соборе поют рядовому». «В соборе поют рядовым, у Архангела (празднуют) царевичу Димитрию». ЗАПИСЬ 1621-ГО ГОДА. Запись до 1634 г. Запись между 1636–1639 г. г. Запись между 1666–1743 г. г. 4. Празднуем сретению иконы преподобнаго отца нашего Димитрия Прилуцкаго, новаго чюдотворца. 7. Память иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Суждалскаго, новаго чюдотворца. 9. Успение преподобнаго отца нашего Кирила, игумена Белозерскаго, новаго чюдотворца. «Кириллу Белозерскому в соборе не празднуют». 15. Успение иже во святых отца нашего Симеона, архиепископа Великаго Нова града. «В 15 день празднуют Ионе митрополиту». 16. Преподобнаго отца нашего Тихона, создавшаго обитель близ града Лухова. 19. Преподобнаго отца нашего Антония Сийскаго, новаго чюдотворца. 25. Святого благовернаго великого князя Петра, нареченнаго по монашескому чину Давида, и благоверныя его княгини Февронии, нареченныя в монашеском чине Ефросинии, Муромских новых чудотворцов. Есть, но на поле приписано: «62 (1654) Муромским отказано».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4-го апреля 1845 года архитекторы (с Рихтером во главе) Нового Кремлевского Дворца писали вице-президенту Московской Дворовой Конторы, барону Льву Карловичу Боде: «Для окончания хор, вновь устроенных во внутренности Благовещенского собора, необходимо нужно произвести масляную иконопись, как-то: на вновь сделанном своде хор, по частям двух внутренних столбов и по панелям стен хор, по откосу наружной двери хор, с исправлением по стенам хор и по откосу окна и вокруг него в нижней галерее. Какие – же должны быть изображены образы», то они «те же самые, которые существовали до переделки хор». Вот описание этих работ, заимствуемое из договора Киселева: «1. По верхним частям двух столбов собора, существующим при хорах, – по столбу с правой стороны два образа, в рост, св. Петра и Алексея митрополитов, с левой стороны по столбу свп. Филиппа и Ионы митрополитов; по средине свода изображение Нерукотворного образа, окруженного двумя ангелами и двумя образами (в рост) свв. цариц Елены и Александры; по пятам свода образа, в рост, с одной стороны св. царя Константина, свв. преподобных – Сергия Радонежского, Никона, Никиты Переславского, Саввы Звенигородского и Михаила Блаженного; с другой стороны св. князя Владимира, преподобных Антония и Феодосия Печерских , св. князя Александра Невского, Андрея Боголюбского и Василия Блаженного. Во внутренности всего откоса двери хор в кругах – Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Креститель, архангелы – Михаил и Гавриил, апостолы – Петр и Павел и евангелисты – Иоанн, Матфей, Марк и Лука. Все эти образы на золотом фоне, с венцами и уборкою по одежде золотом. – По панелям хор Киселев сделал белую драпировку с разноцветными крестами, с бляхами из золота и в нижней галерее церкви на западной стороне ее, где устроено вновь окно, внутри откоса его по пилястрам и вокруг окна, а равно и по капителям, расписано орнаментами по золотому фону». Киселев старался, чтобы священные изображения на стенах им были написаны, «сколь возможно византийским иконописным стилем сообразно с прочими частями собора» (Моск. Отделение Общего Архива Министр. Императорского Двора. Оп. 29, 37 993–995).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

2) Минея, Март, в лист, скоропись на тряпичной бумаге, с приложением ст.: Заповедь св. и великого и всей вселенной Никейского седьмого собора, Синодик и изложение от правил св. Отец от Номоканона. На конце подпись уставом: «Сия книга, глаголемая Минея четь, Март, написана бысть в царствующем граде Москве, при Царе и Государе, Великом Князе Иоанне Васильевиче, Самодержце всея Руси и при Митрополите Макарии всея Руси, в лето 7062, Сентября в 20 день; а писал Иуда Иванов сын Сасинов, прозвище Юшко». 3) Каноны и службы новым чудотворцам (Русским) и праздникам, которым установлено праздновать на Московском соборе 1547 года: Св. равноапостольного Князя Владимира, Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Стефана Пермского, Бориса и Глеба, Михаила Клопского, Никиты столпника Переславского чудотворца, благоверного Князя Петра и Княгини Февронии Муромских, Петра Митрополита, Павла Вологодского чудотворца, Димитрия Прилуцкого, Алексия Митрополита, священного Епископа Арсения, Тверского чудотворца, преподобного Сергия, Ионы Митрополита, Князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, Князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, Князя Смоленского Феодора, Максима Христа ради юродивого чудотворца, Авраама и Ефрема Смоленских чудотворцев. Рукопись эта в 4, на тряпичной лощёной бумаге, XVII в. В историческом и генеалогическом отношениях замечательны также три бумажных Синодика, писанные прекрасным уставом, два XVII века, третий 1725 г. в листе, сочинённый при Архимандрите Иерофее Прилуцком. В них внесены роды Государей и Святителей, также знаменитые роды бояр, из которых многие давали клады в этот монастырь на поминовение своё и родителей своих. Любопытны также в этих Синодиках и позднейшие отметки. Монастырская библиотека теперь состоит из отборных книг духовного, нравственного и исторического содержания. Из собора сойдём под нижние его белокаменные своды, в усыпальницу, где стоят ряды гробниц Романовых, их родственников Сицких, Ярославских, Катыревых, Оболенских, Трубецких, Шестуновых и Троекуровых, трёх Царевичей Сибирских, некоторых Иерархов и Архимандритов. При входе в усыпальницу на стене выставлены нынешним Настоятелем таблицы всех фамилий, здесь погребённых и план размещения их гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ныне священником в Ермове Ксенофонт Иванович Назарьевский, родной внук священника Филиппа Подлипского и родной дядя сиротам Миловзоровым по матери их. К великой чести и славе села Ермова можно и должно отнести то, что преосвященный Павел в 1860 году, 29 и 30 июня и 1 июля совершил сряду в том селе три обедни – две торжественные, праздничные, а третью среднюю собственно для поминовения своих родителей. Прихожане ермовские так были обрадованы и утешены посещением и служением преосвященного Павла, что на собственный свой счёт привезли, угощали и отвезли его в Переславль со свитою. Ныне в Ермове считается 250 душ; принадлежит оно к Андреяновской волости. Материальное состояние ермовцев посредственное. Занимаются они по большой части земледелием. В зимнее время некоторые из крестьян занимаются деланием облучков, дровней и санок, – весною телег. Немногие по зимам отправляются на заработки в Москву. 1 На этом месте и ныне иногда выпахивают остатки стекла, фарфора, железных вещей и других хозяйственных принадлежностей. 2 Ермовские воды до того хороши, что переславские преосвященные нередко, посещая Ермово – как свою вотчину, бочками брали воду из припрудного колодца и отвозили в Переславль для домашнего употребления, хотя и близкие к Горицкому монастырю родниковые воды тоже хороши по вкусу и для здоровья. 3 Пётр Первый, когда приезжал в Переславль для построения кораблей на озере Плещееве, то постоянно проживал подле этого монастыря. По уверению переславских старожилов купцов Михайла и Андрея Поповых (дед коих много любим был Петром 1-м за верную и усердную службу сокольничью и был награждён почётным званием старосты Сокольнического), небольшой деревянный дворец Государев находился на юго-восточном углу Горицкого монастыря при большой московской дороге, то есть подле нынешнего дома соборного протоиерея Никиты Бессонова. А дом особенно любимого Петром 1-м князя Феодора Юрьевича Ромодановского на градском посаде против часовни и кладезя – Никольских, где ныне стоит дом купца Тарелкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Взял его старец Даниил к себе в келью под духовное руководство. И проявлял Герасим свой добрый нрав во всем, жил же у старца в послушании добродетельном, почитая старца, как Бога, а братию, как ангелов. Смирением своим и послушанием, трудами и подвигами, строгим воздержанием и молитвами пребывающих в монастыре удивил, так что и сам старец Даниил дивился, как в таком молодом возрасте мудрость зрелая может быть; и много раз старец Даниил молил о нем Бога, чтобы дал Бог Герасиму терпение и крепость до конца жизни. Так прожил Герасим у старца Даниила в келье двадцать лет во всяческом послушании и угождении Богу. Затем старец Даниил, видя, что Герасим живет во всем по заповедям Господним и по обету иноческому, дал ему отдельную келью и повелел в ней жить. Преподобный же ни в чем не перечил старцу своему, но во всем волю его исполнял во благо, и принимал повеление старца как повеление Божие. И когда начал он жить в своей келье, стал труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам, в посте и молитве беспрестанно день и ночь без сна пребывая. Было у него смирение великое и любовь ко всем, целомудрие и прочие добродетели, и имел он в себе начало премудрости – страх Божий, о земной же проходящей тленной жизни сей не заботился и презирал ее. Когда же Герасим начал жить в своей келье, стал он помышлять об уходе в другое место, в пустыню, чтобы одному безмолвствовать. И поведал он о своем помышлении старцу Даниилу. Старец же не велел ему и ругал за такое намерение. И стал преподобный Герасим молиться Богу со слезами беспрестанно, день и ночь без сна пребывая, и думал про себя втайне: «Господи, устрой все, как ты изволишь, твоя воля, а не моя». Прожил преподобный Герасим с этим помыслом шесть лет, и, еще более распаляясь сердечным желанием уйти в пустыню, стал он старца молить со слезами, говоря: «Отче, отче, не презирай своего чада, подай прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мне молитвы свои, чтобы стали они сопутствующими и пребывающими со мною во все дни до скончания жизни моей». Старец Даниил, видя, что Герасим непреклонен в своем намерении, возложил все на Бога, сказав: «Воля Господня да будет». И отпустил его с миром, оградил его крестом и вооружил молитвою, дал наказ обо всем, благословил его и сказал: «Да будет, чадо, на тебе Божья милость, а Пречистая Богородица во всем тебе помощница и заступница, и молитвы с тобою преподобного отца нашего Сергия чудотворца и старца моего преподобного Пафнутия, чудотворца Боровского», – ибо был блаженный Даниил учеником преподобного Пафнутия чудотворца Боровского, Пафнутий же – ученик старца Никиты Переславского чудотворца, а Никита – ученик преподобного Сергия чудотворца. И так отпуская его, сказал старец Даниил с радостными слезами: «Мир тебе, чадо, мужайся и крепись перед ополчением невидимых врагов». И еще пророчески добавил: «Много будет тебе, чадо, от дьявола искушений и от злых людей, которые принесут тебе лютые беды. Но сила их немощна против милости Божией». И с тем отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54 Монахиня Евфросиния (Баранова) – насельница Переславского Феодоровского монастыря (1892–1974). В семье Недосекиных ее называли Фрося, тетя Фрося. 55 После закрытия Зосимовой пустыни в мае 1923 г. старец Алексий вместе со своим келейником Макарием (Моржовым) переехали в Сергиев Посад в дом 9 на Пионерской (бывш. Дворянской) улице. Старец Алексий преставился 19 сентября 1928 г. В 1931 г. о. Макарий был арестован и 10 июня того же года тайно расстрелян и захоронен на Ваганьковском кладбище. Ныне старец Алексий прославлен в чине преподобного, а о. Макарий – в чине преподобномученика. 56 Преподобный Аристоклий (в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, 1846–1918), старец Афонский и Московский чудотворец, архимандрит. В 1876 г. после смерти жены отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1880 г. пострижен в мантию с именем Аристоклий. С 1884 г. – иеродиакон, затем иеромонах. В 1891–1894 гг. – настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве (находилось на ул. Б. Полянка). Старец обладал даром исцеления и прозорливости, принимал ежедневно множество людей, нуждающихся в помощи. По доносу вынужден был покинуть Москву и возвратиться на Афон. С 1909 г. и до своей кончины в 1918 г. – снова настоятель Афонского подворья в Москве. В одном из зданий о. Аристоклий устроил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца – 30 сентября 1918 г. Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном. Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Но духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении. В 1923 г. его останки захоронили на Даниловском кладбище Москвы. В 2004 г. он был прославлен в лике святых. Были обретены святые мощи преподобного Аристоклия. Ныне мощи пребывают в храме св. вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. 57 Похоронены игумения и монахини закрывшегося Феодоровского монастыря возле храма с. Троицкая Слобода. Там около церкви до недавнего времени находилась могила игумении Олимпиады. После разгона монастыря она отбыла срок в ссылке, а освободившись, нашла своих сестер по монастырю: схиигумению Максимиллу, игумению Евгению и игумению Таисию. Их могилы находились рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экономика и образование В 1707 г. Переславль вошёл в состав Московской губернии. Политическая и экономическая роль города уступали его духовному значению. Не имея особых оснований для развития торговли, переславцы в середине XVIII в. начали развивать промышленность: одна за другой стали открываться текстильные фабрики. Тем не менее, промышленным центром город не стал, и открытая в 1868 г. Северная железная дорога прошла мимо. Самые крупные из ныне действующих предприятий: ПО «Славич», хлопкопрядильная, строчевышивальная, швейная фабрики, авторемонтный и кирпичные заводы. Примечательно, что фильм «Александр Невский» Эйзенштейн снял в 1941 г. на киноплёнке переславского завода «Славич». В Переславле есть университет – вероятно, один из самых тихих и маленьких в мире. Святые [ править править код ] Собор Ростово-Ярославских святых (Переславль- Залесский) Святыни [ править править код ] Переславская земля — родина святого благоверного князя Александра Невского. В настоящее время в городе сохранилась Соборная площадь, где в княжеских палатах родился святой благоверный князь. Одно из памятных мест, которое связано с именем святого, — Спасо-Преображенский собор. Построенный в XII веке, — это уникальный памятник владимиро-суздальской школы зодчества. В этом соборе крестили князя Александра. В городе сохранились: Александрова гора у северо-восточного побережья Плещеева озера, на которой в XIII веке князь Александр основал Александров Борисоглебский монастырь; церкви Александра Невского и Сретенская XVIII века, построенные в честь Святого благоверного князя. С Никитским монастырем связано и имя первого из переславских святых — Никиты Столпника. Он служил сборщиком княжеских податей. Исцелял многих людей и недалеко от обители «ископал студенец», вода из этого источника и сегодня считается святой. Погребен Никита Столпник был на территории Никитского монастыря, официально канонизирован в XVI веке. В 2000 году произвели вскрытие его мощей, и сегодня они покоятся в Благовещенском храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

Так провел он 30 лет. Такова жизнь того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей. По догадке преосв. Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского Слепого и скончался около 1390 года. Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь – она приходская. Здесь почивают под спудом мощи св. князя Андрея, Переславского чудотворца. («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 418). Мощи обретены 27 октября 1540 года, при чем присланным из Москвы следователям преп. Даниил показывал в «старых книгах» службу кн. Андрею, стихиры и канон, по которым еще недавно праздновали блаженному Андрею в церкви, в которой он покоился. «Кто-то в Переяславле», замечает Ключевский, «выписал целиком этот рассказ из жития Даниила и, приделав к нему небольшое вступление, пустил под именем жития кн. Андрея» (стр. 282). В «Иконописном Подлиннике», под 29 октября: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч» (Филимонов, стр. 37). 218. Преподобный Корнилий Затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7100. И Корнилий Новый память его июля 22 день В мире Конон, сын Рязанского купца, в юных летах скрылся из дома родительского и прожил 5 лет в Лукиановой пустыни, потом пришел в Переславскую обитель св. Бориса и Глеба, что на Песках. Там он усердно ходил в храм и усердно трудился в послушании – молол рожь, носил дрова в трапезу и хлебную, таскал воду и принимал пищу только три раза в неделю. Он прожил 30 лет в обители, молчал и считался юродивым. Ум. 22 июня 1693 года. Мощи обретены в 1702 году, а в 1705 св. Димитрий, митрополит Ростовский, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона его. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием власы рус, брада не велика, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 65). Не канонизирован. 219. Преподобный Роман строитель Введенскаго монастыря иже на Киржаче, ученик бе святому Сергию чудотворцу, преставися в лето 6900 Когда в пустыню преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Икона «Святые Никита Стратилат и Никита столпник с видом Переславского Никитского монастыря». Русская икона конца 18 века      Но я не житие пересказывать хочу. Житие вы сами найдете, если заинтересуетесь. Я хочу сказать, что святые Переславля-Залесского отображают Божественный свет с непривычных граней, не частых. Если про святых думают, что «родился, крестился, с детьми не игрался, много молился, рано постригся и чудеса творил», то это хоть и верно во многих случаях, но далеко не всегда. Переславские святые очень необычны. Вот Никита всем несытым кровопийцам говорит: «Поберегись! Кровью питаешься! Глянь на меня и покайся!» Кстати, Грозный царь Иван Васильевич очень чтил Никиту столпника за это его деятельное покаяние при прежнем злодействе. В день памяти святого царь приезжал в монастырь Никиты и на службах пономарил. Отметим для себя и эту черту. Похоть первенства тотальна в нашем мире. Потому свет лица Андрея Смоленского нам сегодня очень целителен Следующий необычный святой – Андрей, князь Смоленский. Этот попозже жил (умер в конце XIV века). Видя, как дерутся за власть его родственники, бежал сей Божий человек от родных мест куда подальше. Пристанище нашел при церкви Николая в Переславле. И был там простым прислужником около 30 лет. Утаенный князь двор мел, дрова рубил, к службе звонил и прочее. Как он молился по ночам и в тайне сердца, только Богу ведомо. Лишь по смерти нашли при нем записку, в которой говорилось, что он из смоленских князей, но «ради зависти и крамол» от братьев оставил власть и чин и удалился, бегая. На теле нашли также княжескую цепь и гривну. А еще – вериги, которые тайно носил святой. Этот Божий человек говорит нам тоже нечто очень важное. «Власти, – говорит, – хочешь? А я вот плюнул на нее, чтоб душу не марать. И князем природным будучи, не погнушался прожить жизнь безвестную и простую. Без славы, без сласти, без медных труб». Власть ведь это не только власть в государстве. Это может быть финансовая власть на рынке, мягкие кресла в министерствах и ведомствах, ученые степени, главные роли, досрочные звания… Похоть первенства тотальна в нашем похотливом мире, где Авель просто молится, а Каин зеленеет, на него глядя, и из зависти замышляет недоброе. Свет лица Андрея Смоленского нам сегодня по этой причине очень целителен.

http://pravoslavie.ru/81247.html

Во Введенском храме поставлен новый иконостас, отреставрирован Казанский храм, восстановлена часовня с колодцем. С 2018 г. П.-З. Ф. м. возглавляет игум. Даниила (Севериненко). К 2019 г. в обители проживают 20 сестер. Насельницы читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство. В мон-ре почитается как чудотворная литографированная копия Андроникового образа Божией Матери, хранятся частицы мощей вмч. Феодора Стратилата, свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского и др., Служебник и напрестольное Евангелие сщмч. Николая Дунаева. С 2016 г., после образования Переславской и Углической епархии, на территории П.-З. Ф. м. располагается здание Переславского епархиального управления. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 170; РГАДА. Ф. 281. ГКЭ Переславль-Залесский. 162/8886, 173/8897, 181/8905, 194/8918, 221/8945, 229/8953, 289/9013, 292/9016; РНБ ОР. Ф. 532. Оп. 1. 85. Ист.: ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; Т. 3. 212. С. 310-311; АИ. Т. 1. 165. Стб. 315-318; Т. 2. 237. Стб. 279; Т. 5. 234. Стб. 424-425; АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437; Иванов П. [И.] Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 234-236; Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 40; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442; 336. Стб. 651; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 292-293; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского гос-ва. М., 1895. С. 28; он же. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4: Кострома «съ товарищи» и Переславль-Залесский. 941. С. 306-307; 1019. С. 351; 1089. С. 389-390; 1259-1260. С. 454; 1518. С. 550; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского гос-ва. М., 1909. С. 130-133; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 376-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа: (С прил. Переписной книги 1677 г. С. Т. Салтыкова и подьячего Я. Шарапова). М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010