Хиротонию совершили митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) и епископ Псковский, Изборский и Нарвский Феофан (Прокопович). Обратим внимание, что эти все наставники Иоанна Кульчицкого, являлись выходцами с Малороссии, к тому моменту служившие на знаменитых русских кафедрах. Рукополагался Иннокентий во епископа, как гласил государев указ, «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало». Новопосвященный епископ просил у Синода «аще возможно отделить ко мне пограничные города, Иркутск, Якутск и Нерчинск», а также достойного жалованья для членов миссии и специальную грамоту, чтобы «к хинскому императору» было «удобнее и смелее» обращаться. 19 апреля 1721 г. Иннокентий вместе с 2 иеромонахами, 2 иеродиаконами, 5 певчими, поваром и 2 служителями отправился в «Хинское царство» (Китай). В Иркутск они попали лишь через 11 месяцев и провели там более года, китайцами не допускаемые. Затем епископу пришлось с сотрудниками жить в Селенгинском монастыре около 3 лет, без средств к существованию. Ожидая конца дипломатических переговоров, он писал иконы, выполнял различные монастырские работы. Изучил за это время монгольский и другие языки. С 1725 г. Иннокентию было предписано поселиться в иркутском Вознесенском монастыре. Там он занимался «обработкою отведенного ему огорода, беседами с посещавшими его инородцами и их детьми». Иркутскую епархию (42 церкви и 4 обители) он возглавил в августе 1727 г. В 1731 г. к ней были приписаны Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами и две обители. Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Восточной Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось «заложить основные направления, упорядочить церковно-административное устройство епархии, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибирской епархии». Святителем было возведено и восстановлено 10 церквей, т. е. пятая часть всех храмов, построенных в епархии за 100 лет до его правления.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/09/...

Мать Петра! Сколько величия, сколько славы для женщины в этом слове! Как занимательна должна быть ее история! Как любопытны все подробности, ее касающиеся! К тому же ведь это не первая супруга Алексея Михайловича, уже известная нам царица Мария Ильинична, из рода Милославских. Нет, она умерла в 1669 году, и царь женат теперь на другой. Итак, мои друзья, ваши ожидания и желания были не напрасны: вы услышите историю матери Петра, узнаете, кем была она прежде, чем судьба возвела ее на трон России. Возвратимся же на некоторое время назад, забудем, что Петр уже родился, и представим себе то время, когда Алексей Михайлович, недавно лишившись супруги, с которой жил долго и счастливо, должен был вскоре потом оплакать и смерть старшего шестнадцатилетнего сына, царевича Алексея Алексеевича. Но и эти большие, семейные горести не оказали гибельного воздействия на твердую душу царя. С прежней неутомимостью продолжал он заниматься государственными делами. Во всем его обширном царстве не было предмета, на который бы он не обращал своего благодетельного внимания. Собранные узаконения уже давно были изданы новой книгой под названием Уложение царя Алексея Михайловича, и эта книга, к славе мудрого государя, стала основой Русских законов. Его послы ездили не только в Германию, Францию и Швецию, но даже в Испанию и Италию, Турцию и Китай. Для торговли с последним в Сибири были построены города Нерчинск и Иркутск. Торговля вообще была сильно улучшена в это замечательное царствование; сами деньги получили другой вид: Алексей Михайлович учредил монетный двор, где начали чеканить серебряные рубли и Для распространения просвещения он основал в Москве первую академию, которая называлась Заиконоспасской . Что же касается правосудия, то редкий государь уделял правосудию столько внимания, как Алексей Михайлович. Кроме того, что он внимательно рассматривал все дела, какие представляли ему бояре, перед его дворцом всегда стоял запечатанный царской печатью ящик со скважиной на крышке, в которую можно было просунуть свернутый лист бумаги. В этот ящик каждому позволялось положить свою просьбу. Вечером его приносили к государю, который сам распечатывал его, сам рассматривал все имеющиеся там просьбы и сам тотчас же писал на них свои решения.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В те блаженные времена, когда русские – соблазняясь удачей Ермака – не спросясь наших государей, своего рассудка и вещественных средств, задумали покорить Китай, горсть отважных удальцов перешли Амур и поставили острог, назвали его Албазином. Прожив несколько лет довольно спокойно и видя, что их хозяйство на чужой земле не обратило на себя большого внимания пограничных китайцев, они задумали еще более углубиться в Китай. Но тут дело получило другой оборот: их попросили убраться за границу. Русские просили отсрочки, указывая на посеянный, но еще неубранный хлеб: их оставили в покое. На другой год русские снова посеяли хлеб и под этим предлогом снова желали остаться в Китае. Но китайцы хлеб истребили. Русские обиделись нарушением прав собственности, и вот сначала вышла ссора, потом драка и, наконец, и война. Коньси, в то время царствовавший в Китае император, выслал сильное войско с повелением – истребить мятежников. Русские, услышав об этом, отослали своих жен и детей в Нерчинск, а сами, в числе 500 человек, смело ждали неприятеля. Эта неслыханная дерзость увенчалась полным успехом; большая половина китайского войска легла на месте, а остальные возвратились с вестью и чудными рассказами о русских, их необыкновенной храбрости, силе; их заколдованных панцирях и шлемах, кои выдерживают самые сильные удары сабли, отбивают пули, даже и ядра. Что прикажете делать с такими людьми? Коньси выслал свою гвардию; запретил вступать в открытый бой, принудить к сдаче голодом и предложить – желающим – службу в рядах китайского войска или удалиться на родину – за границу. Русским не хотелось возвращаться на родину, где их ожидали или кнут, или виселица; опасались же и вероломства китайцев. После многократных усилий пробиться сквозь облегавшую их цепь гвардии, мучимые голодом, потерявшие большую часть своих товарищей в бесполезных схватках и ночных вылазках, они решились сдаться на волю победителей. Как русские – пленники были христиане. Они принесли с собою в Пекин образ св. Николая; у них был и священник, старец Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В верховьях р. Камчатки обе половины сошлись и основали Верхокамчатское ясачное зимовье (ныне заштатный город Приморской области 1203 . В то время, как русские завладели северо-восточными берегами Великого океана и двигались к Курильским островам, им пришлось уступить приамурские земли. Китайцам не нравилось, что казаки подходили к их границам и селились на Амуре, построив Албазинский острог. Обитатели небесной империи сначала предупреждали албазинского воеводу Алексея Талбузина, чтобы он уходил в Нерчинск. Воевода не послушался. В 1685 году 12 июля явились китайские войска. Началась война неудачная для русских. После долгих переговоров о границах, по Нерчинскому договору 1689 г., китайско-руской границей назначены р. Горбица, впадающая в Шилку и река Аргунь, приток Амура. Правая сторона осталась за Россией, левая за Китаем. Восточнее граница шла по горам мимо верховьев притоков р. Зеи-Гилюя и Брянда и самой Зеи а затем поворачивала южнее и, обойдя верховья Уда, направлялась к Шартомским островам. Бассейн Зеи и её притоков остался за Китаем, бассейн Уда за Русью. Албазинскую крепость срыли 1204 . Но война и Нерчинский договор с определением русско-китайской границы не только не сократили, напротив расширили территорию сибирской церкви. Китайцы пленили из Албазина православного священника Максима Леонтьева. Пленник явился первым миссионером в Пекине. Русские торговцы, завязавшие сношения с Китаем поддержали православие. В 1694 г. приказчик купцов Филатьевых Василий Лобанов с товарищами всего каравана бил челом сибирскому м. Игнатию, чтобы он позволил священнику Леонтьеву освятить храм, полученный русскими от самого Богдыхана, а также прислал антиминс и миро с необходимыми церковными богослужебными принадлежностями, так чтобы в китайском храме совершалось православное богослужение. Игнатий в следующем же году исполнил просьбу, снесшись предварительно с московскими царями и п. Адрианом 1205 . Виниус, которому поручен был Сибирский приказ, в 1698 г. писал Петру за границу, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Базановым. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 77, 834; Ратшин, 100; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 175; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Акты истор.”, V, 69 (Гр. 1681 г. о построении мон. и наказ об обращении язычников в христ. веру), 134 (Грлм. 1686 г. Сыбир. митроп. Павла игум. Феодосию о прощении сосланных в Нерчинск за раскол Ив. и Петра Арсеньевых), 178 (Ружная грам. 1689 г.); 211 (Грам. 1691 г. Сибир. митр. Павла игумену Феодосию, об отлучении от церкви сына боярского Як. Елагина), 243 (Грам. 1694 г. Сибир. митр. Игнатия игумену Мисаилу о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправл. в Китай с церковн. потребами и утварями); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 80 (надел. землею); 1881 г., 10 (основание); 1884 г., 239 (школа и богадель.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 562, 3; “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 91 (Акты 1681 – 82 г. относящ. до постр. м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 388 душ крест.); 1864 г., IV, смесь, 11, 18 (Мнимая могила быв. митр. Арсения Мацеевича ; в 1773 г. архим. Виталий); 1875 г., I, смесь, 132 (о том же; в 1763 г. наместник иером. Антоний, а в 1773 г. архим. Виталий Изотиков); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 432 (дело о заведении школы при Вознесен. Иркут. м-ре); VII, 1727 г., прилож., CXL, VIII (м-рь содержал 10 учеников в школе Вознес. Иркут. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 343 (история м-ря); “Матер. для ист. Сибир. городов XVII и XVIII ст.”, 67 (переписн. кн. убылых крестьян после 1-ой ревизии.). 505. Троицкий , мужской, общежительный, приписной к Межигорскому м-рю, близ гор. Киева. Учрежден в 1866 г. со скитом, со странноприимным домом, больницею и приютом для бедных, на пожертвованные вдовою бывшего Киевского генер.-губернатора княгинею Васильчиковою капитал и 3.794 дес. земли в Полтавской губ. При этом Государь Император соизволил повелеть: при учреждении на будущее время монастырей предлагать учредителям соединять, подобно настоящему случаю, с удобствами уединенной монашеской жизни, цель благотворительную или воспитательную, совместным учреждением при вновь образуемом монастыре соответствующих одной из вышеизложенных целей заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1822 г. родные Даниила узнали, что батарея его будет проходить чрез Полтаву, и брат его отправился туда для свидания с ним. Но Даниила не было, и от командира батареи брат его узнал, что Даниила сыскать трудно, что он предался богоугодным делам. Чрез полгода родные прослышали, что он находится в Диканьке (Полтавского уезда), где чудотворный образ святителя Николая, и тетка его поехала в надежде увидать его. Он подходил к ее возу, спросил, с кем она приехала, но подходил, как чужой человек. Когда он отошел, одна женщина рассказала этой тетке, что он странник, живет в лесах и получает от нее пищу — в скоромные дни яйцо и кусок хлеба. Эта женщина указала в лесу место, где странник начал рыть себе пещеру. С той поры родные совершенно потеряли Даниила из виду. Именно к этому времени относится великий перелом в жизни Даниила. — Эта жизнь, посвященная до сих пор служебному долгу, круто изменяется. В нее входят новые начала, и Даниил становится новым человеком. Служба Даниила Делие шла превосходно. Исполнительный, ревностный, честный, засвидетельствовавший храбрость раною, полученною в 12м году — он был отличаем начальством, и, после 17-летней службы, был представлен к офицерскому чину. Но он не хотел более продолжать службы, отказался от чина и просил только, чтоб его пустили в монастырь или в уединение спасать душу. Тщетно командир его, которому он открыл свое намерение, уговаривал его служить; он решительно от всего отрекался; напрасно страшили его суровыми наказаниями. Сидя под арестом, он утешался священными книгами, которые ему дозволено было иметь. Наконец, состоялся о нем такой приговор военного суда: “За принятое намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства, и так как, за всеми предпринимаемыми мерами и вразумлениями к продолжению службы, остался непреклоним и при том показал, что лучше согласен получить смерть, нежели оставить свое намерение, — по конфирмации г. главнокомандующего 1ю армиею, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить, выключен из воинского звания и назначен в ссылку в Нерчинск, на работы в рудниках тамошних горных заводов”.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

А именно: определенных к нему караульных переменил, а потом и вовсе свесть приказал. А, как видно что оное им чинено, уповая, как паче чаяния он – Гедеон от того ареста освободится и воспримет первое свое достоинство, то за слабое содержание будет его – епископа благодарить или служить, а за крепкое содержание в аресте станет мстить злобою. И того его преосвященству не токмо самому думать и к слабому того Гедеона под караулом содержанию склоняться, но и подчиненных ему к такому весьма подозрительному действу допущать не довелось, а надлежало б того Гедеона содержать весьма под крепким караулом неотменно, и за подчиненными смотреть накрепко». В заключение приказано усилить караульный надзор над Гедеоном. В 1734 г. Георгий – Гедеон попробовал облегчить свое положение, заявив магическое «слово и дело государево» с добавлением, что он не желает доложить это никому другому, как только лично самой государыне. Осведомленный об этом Синод поспешил доложить государыне его мнение, что просто нужно Георгия-Гедеона убрать подальше на тогдашнюю границу Сибири в Иркутскую епархию. В результате этого мнения 2.XUII 1735 г. из Тайной Канцелярии Синоду было сообщено, что кабинет министры и генерал Ушаков слушали дело о ?. Дашкове и приказали: «послать его в Нерчинский монастырь. И содержать его там до смерти не исходно под крепким караулом и никого к нему не допускать без караула, и, если будет вновь заявлять за собою или за другими «слово и дело», то ему не доверять. Георгий был заслан в Нерчинск и там умер, когда-то до 1740 г., который бы его освободил наравне с другими. Другие ссыльные, Лев (Юрлов) и Игнатий (Смола), были живы и по представлению Синода были освобождены. Игнатий вскоре умер, а Льву был возвращен епископский сан, и он умер в 1755 г. на покое в Московском Знаменском монастыре. Как и при Петре В., часть малороссийских иерархов и теперь стояла на стороне российских консерваторов. В момент воцарения Анны Иоанновны таковым оказался Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Поэтому случаю блаж. Иннокентий доносил в Святейший Синод: «понеже богу, Царскому Величеству и Вашему Святейшему Синоду тако изволися, во еже бы мене нижеподписанного, почесть саном епископства, послать в Китай на дело, якое Вам известно, сего ради и аз таких высоких лиц воли не противяся, но паче со всяким достодолжным почтением облобызан, дерзаю некие нужды, без которых тамо и на пути бысти невозможно изъявити». Далее он в 12-ти пунктах просил сделать распоряжение о снабжении его ризницею и всем нужным к архиерейскому служению, как то: сосудами, причтом, певчими, ежегодным жалованьем, прогонными деньгами, подъёмными, грамотою к Хинскому императору и прочим. Между этими пунктами замечательны следующие слова блаж. Иннокентия: «аще возможно, отделить ко мне пограничные городы, яко: Иркутск, Якутск, Нерчинск, дабы мне к архиерею Сибирскому ни к сему, ни к предбудущему, токмо к единому Святейшему Синоду надлежать». Духовным своим взором он уже созерцал будущее назначение новой для себя паствы и кафедры Иркутской и Нерчинской. Святейший Синод представления блаж. Иннокентия исполнил, исключая подчинения просимых городов, потому что на это не было воли Государя Петра I. Посвящение в епископа назначено на вторую неделю великого поста, что падало на 5-е марта. Титул города, которым по 6-му правилу Халкидонского собора должен иметь всякий посвящающийся епископ, для святого Иннокентия придан: Переславский, от имени города Владимирской губернии 34 . Посвящение блаж. Иннокентия в епископа 4-го марта 1721 года блаж. иеромонах Иннокентий был наречён во епископа, а 5-го марта, во вторую неделю великого поста, в С.-Петербургском Троицком соборе Лавры, в присутствии Государя Петра I, посвящён во епископа Переславского преосвященными: Рязанским митрополитом Стефаном Яворским , Феодосием, архиепископом Новгородским, и Феофаном Прокоповичем , епископом Псковским 35 . В указе Святейшего Синода блаж. епископу Иннокентию сказано, что по именному указу Его Царского Величества и по избранию Святейшего Правительствующего Синода он рукоположен в епископа в Хинское государство для проповеди слова Божия и ради размножения православной веры восточного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В то же время, уже по назначении св. Иннокентия в Китай, Петр I приискивал достойного кандидата на Иркутскую кафедру. Уже по отбытии святителя Иннокентия в этот путь, 8 сентября 1721 г. Царь велел послать в Иркутск преосв. Игнатия – митрополита (Сарского и Полонского, Крутицкого и Суздальского) на правах епископа в Иркутск. Но Святейший Синод застоял его и отпустил на покой за старостью и болезнью в Нилову пустынь. Что святитель Иннокентий действительно был назначаем на Пекинскую кафедру, а не для Иркутска, – это видно из его собственных докладов Святейшему Синоду до отъезда его из Петербурга. Святитель ходатайствовал пред Святейшим Синодом: «аще возможно, определить ко мне пограничные городы, как-то: Иркутск, Якутск и Нерчинск. А ради поставления (посвящения), аще нужда позовет, можно будет с караваном ставленникам приходить (в Пекин). Аще же сего нельзя сделать, то учредить достойным трактаментом, дабы мне и вышеозначенным чинам (свите Преосвященного и ставленникам), живучи тамо (в Китае), у татар милости не выпрашивать и России безчестия не делать». 80 Теперь становится понятным и вполне естественным, что и преосв. Варлааму указано было ехать в Китай и там жить и оттуда действовать на Монголию и Даурию. Но он не мог на то решиться без определенного по трактаменту назначения. И теперь, чрез 10 лет оказалось это трудным в исполнении. Вопрос о правах епископа в Китае относительно пограничных городов остался неразрешенным, Синод определил: «отставить этот пункт, а о трактаменте писать в Сенат ведение». Сенат послал Пекинскому Трибуналу рекомендательную грамоту, в коей святитель из предосторожности не назван епископом, а духовною особою, господином Иннокентием Кульчитским, посланным в Пекин для отправления в Китае проповеди Слова Божия и размножения православныя восточного благочестия веры, с тем, чтобы позволено было не только в Пекине свободно жить и службу Божественную в церкви отправлять, но и в прочие места, где есть люди российского закона, для посещения оных невозбранно ездить.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

В Тобольской Митрополии не имелось надлежащих отчетов ни о нравственном состоянии пасомых, рассеянных по неизмеримому Пространству Сибири, ни о церквах, ни о монастырском хозяйств, ниже о числе монашествующих, потому Преосвященный Антоний, как для своего ведения, так и для донесения вновь учрежденному Святейшему Синоду, озаботился собирать все потребные сведения посредством доверенных лиц. Первое его по сему случаю распоряжение состояло в том, что на другой год (1722) своего прибытия в Тобольск, он поручил архиерейского дома служителю Ивану Евстафьеву ехать в низовые города, в Томск, Енисейск, Туруханск, в Иркутск, Нерчинск, на Киреньгу и в Якутск, для переписи монастырей и церквей, придельных храмов, часовень, при монастырях служителей, скота и прочих угодий, – для приведения в известность монастырских и церковных капиталов, и для немедленного взыскания накопившихся недоимок, следующих в казну архиерейскую. В то же время М. Антоний строго предписал, чтоб священнические и причетнические дети со всей Сибири, не исключая и Иркутского ведомства, высылались в Тобольск в школу. В какой бы малой мере ни были выполнены все предначертания Митрополита, за всем тем они, дали движение делам церковным и в Восточной Сибири. Из заложенных в Иркутске с благословения Митрополита Феодора церквей, по грамоте нового, Тобольского Митрополита Антония, освящена прежде других Владимирская 3 Октября 1723 года, антиминсом на камке, который священнодействован, еще Митрополитом Феодором, но подписан был Антонием, и служил до 1740 года. Архимандрит Антоний Платковский Антоний Стаховский был последний архиерей, который из Тобольска простирал иерархическую власть на Иркутскую провинцию и на Забайкалье. На этом переходном состоянии церковной зависимости Иркутска от Тобольска стоит лицо, с которым связь событий теперь же требует ознакомиться, – архимандрит Антоний Платковский. Помним, что в 1720 году, с благословения архиерео-схимонаха Феодора, поехал Плаковский с послом Измайловым в Китай. Но мы не имели еще случая узнать что-нибудь о характере сего архимандрита. Частная переписка лучше всего знакомит с характерами. Потому не поскучим прочитать письма, которые писал Платковский с дороги в Китай к строителю Иркутского Вознесенского монастыря иеромонаху Корнилию. Это первые данные, которыми выясняется личность, обреченная на вековую жалкую известность. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010