По окончании приема просителей, владыка посещал училища и экзаменовал учеников в знании закона Божии, часто останавливался в училищах на долго и сам объяснял молитвы. Учеников, оказавших хорошие успехи, в законе Божием награждал книгами. Часто дарил по нескольку книг и в училищные библиотеки. В уездных городах владыка останавливался на более продолжительное время, служил в двух, трех церквах города, принимал представителей города и почетных граждан и сам не отказывался посещать их, посещал также училища и богоугодные заведения. Послеобеденное время употреблялось на переезд от одной церкви к другой. В большие переезды владыка, сидя в повозке или лодке, иногда заминался чтением благочиннических отчетов. В местах жительства благочинных занимался делами благочиния. Народ везде встречал Архипастыря с величайшим усердием, с почтением и благоговением к его святительскому сану. При въездах во многие села, большие собрания народа ожидали и встречали его с хлебом и солью, в проезд по селениям встречающиеся становились на колена; у почтовых станций также всегда большие собрания народа ожидали Архипастыря, с благоговением принимали благословение, становясь при этом на колена и делая крестное знамение. Там, где не было церквей и станций, народ встречал Архипастыря большой толпой среди селения. Архипастырь, видя собрание народа, останавливался, выходил из экипажа, благословлял народ и беседовал о его духовных нуждах. Когда Архипастырь плыл по Лене, жители селений выходили ему на встречу на берег реки. Лодку его узнавали по белому флагу с красным крестом. На станциях Архипастырь сходил с лодки на берег и преподавал народу благословение. Поздним вечером, жители селений везде встречали Архипастыря на берегу с возженными свечами. При темноте ночи, эти встречи представляли зрелище поразительное. Везде, где служил Архипастырь, храмы были переполняемы народом. Жители самых отдаленных деревень приезжали, чтобы помолиться при архиерейском служении и получить Благословение Архипастыря. Люди богатые иногда выражали свою преданность владыке пожертвованиями на пользу миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Подобного рода сочинения составляют немаловажное подспорье к словесным собеседованиям и имеют то преимущество, что грамотный старообрядец при помощи их получает возможность обдумать и прочувствовать свою неправоту отчуждения от церкви. Беда только в том, что между Забайкальскими старообрядцами мало распространена грамотность. Но распространение между старообрядцами противораскольнических сочинений популярного характера не исчерпывает всей веропроповеднической деятельности архимандрита Иринарха. Он заботится о религиозно-нравственной жизни Забайкальского старообрядческого населения и старается своими собеседованиями примирять их с православной церковью, для чего время от времени предпринимает в раскольнические селения миссионерские поездки. Донинское и Архангельское училище По примеру Селенгинского училища, открытого архимандритом Михаилом, при участии его преемника открыто было 9 декабря 1884 года другое училище при Донинском единоверческом приходе. В нем обучают единоверческих детей по руководствам, печатанным Московской единоверческой типографией. В том же году еще с большими задатками на успех открыто училище в Архангельском приходе благочинным единоверческих церквей священником Ксенофонтом Рещиковым. Здесь к участию в содержании училища привлечен приход с обязательством учить по изданиям Московской единоверческой типографии. Обучение детей приняла на себя под руководством благочинного дочь его, кончившая курс в Иркутском женском училище духовного ведомства. Учреждение школ с обучением по изданиям единоверческой типографии тем необходимее было, что большое затруднение встречается в назначении псаломщиков к единоверческим церквам вследствие поголовной безграмотности Забайкальских единоверцев. Взгляд Архипастыря на обращение раскольников Дав прочную основу православной веропроповеднической деятельности в среде Забайкальского старообрядчества и руководя этой деятельностью, владыка не мог все-таки не видеть, что наличных сил миссии недостаточно для успешной борьбы с массой закоснелых раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Прежде всего, при вступлении в управление Иркутской епархией, Преосвященный Вениамин произвел следующее преобразование в управлении Иркутской миссией. До 1873 г. Иркутская миссия состояла под непосредственным управлением Преосвященного. К нему непосредственно обращались миссионеры со всеми своими нуждами, вопросами и недоумениями, и от него получали удовлетворение своих нужд и разрешение своих вопросов и недоумений. Но такой порядок в управлении Иркутской миссией был во многих отношениях неудобен. Во-первых, непосредственное управление миссией самим Преосвященным отвлекало его от общеепархиальных дел, делало затруднительным ежегодное обозрение обширной по пространству епархии. Решение многих вопросов и обстоятельств, касающихся миссии, и возникавших иногда неожиданно, возможно было только после непосредственного знакомства с делом на месте, и этого сделать епархиальному Преосвященному часто было невозможно. Во-вторых, миссионеры кроме прямых своих обязанностей имеют еще общеепархиальные, одинаковые со всеми приходскими священниками, по представлению разного рода церковных отчетностей. Прежде миссионеры, все такого рода отчетности представляли окружным благочинным, которым они не были подчинены, что ставило и благочинных, и миссионеров в неловкое положение. Не удобно было самому Преосвященному удовлетворять миссионеров жалованьем, и вести денежные отчетности по миссии. Вот почему Преосвященный Вениамин, сейчас же, по вступлении в управление Иркутской епархией, для непосредственного управления миссией назначил себе помощника, с званием начальника Иркутской миссии. Этому начальнику подчинены были все миссионеры с освобождением от всех обязательных отношений к окружным благочинным; он удовлетворял миссионеров жалованьем и вел все денежные отчетности по миссии; ему же представляли миссионеры как миссионерские, так и общеепархиальные отчеты. Он обязательно, не менее двух раз в год, обозревал все миссионерские станы. Он же составлял отчеты по миссии. За Преосвященным осталось общее руководительное управление миссией и надлежащее направление ее деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Преосвященнейший Вениамин, сразу по прибытии своем на Иркутскую кафедру, обратил внимание и на состояние церковного хозяйства и выразил заботы об улучшении его. На первом же отеческом совете своем с пастырями, бывшем 20 августа 1873 года в его покоях, он высказал желание, чтобы настоятели церквей везде позаботились об открытии приходских попечительств, дабы дела касающиеся церкви были предметом обсуждения своего прихода в лице доверенных приходских попечителей, согласно §§ 9, 10 и 12 Инстр. церковн. стар. Затем Архипастырь привел много опытов благотворных последствий участия приходских попечительств в церковной экономии в прежней его Камчатской епархии 29 . В ноябре месяце того же 1873 года, владыка дал Консистории следующее предложение. «При обозрении епархии в августе и октябре месяцах сего года мной усмотрено, что ни в одной церкви старостами и причтами не приглашались почетнейшие прихожане ни к освидетельствованию сумм церковных, ни вообще к совещанию по хозяйству церковному. Между тем, денежная отчетность по обширности Иркутской епархии и самых благочиний не имеет над собой надлежащего контроля и со стороны епархиального начальства, и от того в некоторых церквах найдена мной в беспорядочном состоянии. Имея в виду, что приходские попечительства составляются из почетнейших прихожан, предлагаю Консистории пригласить их принять на себя те права и обязанности, которые в ст. 9, 10 и 12 Инстр. церковн. стар. присвоены почетнейшим прихожанам. Вместе с тем, так как не при всех еще церквах открыты приходские попечительства, предписать благочинным и приходскому духовенству озаботиться немедленным открытием оных, а гг. начальников Иркутской губернии и Забайкальской области, на основании Положения о приходских попечительствах, просить от моего имени о содействии к открытию попечительств через местные власти» 30 . Насколько же настоятели церквей исполнили предложение Преосвященного? Увеличилось ли в епархии число попечительств? Это покажут нам цифры, именно: в 1873 г. всех приходских попечительств в Иркутской епархии было 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Приобретено ими: а) на украшение храмов 8, 411 р. 80 к.; б) на содержание школ и богаделен 775 р. 98 к.; в) в пособие причтам 1, 495 р. 51,5 к.; а всего: 10,683 р. 29,5 к.; в 1880 г. всех попечительств в епархии было уже 140. Приобретено ими: а) на построение и украшение храмов 28,657 р. 82,5 к.; б) на содержание школ и богаделен 2,244 р. 11 к.; в) в пособие причтам 2,537 р. 41 к.; а всего: 33,439 р. 34,5 к.; к концу же 1886 г. было всех попечительств 150. Собрано ими: а) на построение и украшение храмов 4,348 р. 61 к.; б) на содержание школ и богаделен 138 р. 91 к. и в) в пособие причтам 6 р. 15 к. 31 Таким образом, число приходских попечительств, постоянно возрастая в четырнадцатилетнее управление Преосвященнейшего Вениамина Иркутского епархией, к концу 1886 года увеличилось почти вдвое против того числа, каковое было при вступлении его в управление епархией в 1873 г. Насколько же была плодотворна их деятельность? Деятельность проявляли весьма не многие попечительства, как это видно из отчетов Архипастыря о состоянии Иркутской епархии, так как быть членом попечительства многие из прихожан, особенно сельских, считают такой же повинностью, как и прохождение других общественных служб. Действительную пользу попечительства оказывали только там, где председатель, или священник были преданы тому делу, для которого учреждалось попечительство. Пользовались ли по крайней мере приходские попечительства предоставленным им правом контролировать церковные суммы? Очень не многие. И это потому, что по Инстр. церковн. стар. контроль церковных сумм для почетнейших прихожан необязателен. Чтобы со стороны попечительства мог быть действительный контроль за церковным хозяйством, следовало бы прямо обязать их к тому с личной ответственностью за целость церковного имущества 32 . В октябре месяце 1874 года владыкой сделано подтверждение благочинным – предписать всем причтам со старостами немедленно пригласить приходские попечительства, по крайней мере в числе двух человек, кроме священника и старосты, к ежемесячному освидетельствованию церковных сумм и участию в израсходовании их, указанному Инстр.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Прошения этого не приняли, так как уже давно между этими монастырями происходила обоюдная вражда за угодья, подававшая поводы к беспрестанным дракам. Крестьянские волнения появлялись даже в отдаленной Сибири: в Ялуторовском уезде крестьяне отказывались от казенной пахоты; а когда для их усмирения послана была команда, то крестьяне поколотили дубьем прапорщика, начальствовавшего этой командой. Сенат приказал заводчиков бунта сослать в Нерчинск на работы. Все такие дела, касавшиеся благочиния в государстве, решались сенатом. Существовало одно учреждение, совершенно не подведомственное сенату - тайная канцелярия. Она наводила ужас в царствование Анны Ивановны под управлением Андрея Ивановича Ушакова; при Елисавете Петровне она находилась в его же управлении до его смерти в 1746 году, после чего перешла в ведение Александра Шувалова. Государыня, по восшествии своем на престол, ограничила деятельность тайной канцелярии тем, что не велела отсылать туда виновных в ошибках по написанию императорского титула , но зато самое производство дел в этой канцелярии облеклось еще более, чем прежде, непроницаемой тайной. Запрещалось давать куда бы то ни было, хотя бы в Синод или в сенат, какие-либо справки из тайной канцелярии, без собственноручного указа государыни. Из дел, производившихся в тайной канцелярии, кроме таких крупных дел, как, например, дело лопухинское, дело Лестока, дело Алексея Бестужева, производилось множество дел, которые до сих пор остались неизвестными по незнатности лиц, причастных к этим делам. Дела в тайной канцелярии производились преимущественно по оскорблению императорского величества или по поводу заговоров. Елисавета, как мы уже заметили, все свое царствование оставалась под страхом брауншвейгской фамилии. Ей хотелось, если бы то было возможно, уничтожить самую память о прежнем времени, когда она, будучи цесаревною, не смела предъявлять своих родовых прав; но в особенности ненавистны были ей времена правительницы Анны Леопольдовны и регента Бирона. Все указы и распоряжения, состоявшиеся в этот период, были признаны не имеющими легальной силы .

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

С целью освободить последних от тягостного для них сожительства с православными и «по уважению претерпленного сими людьми разорения» их начали выселять с мест их жительства в Новороссию на Молочные воды мелитопольского уезда; при этом им давалась на подъем ссуда из казны, а на месте поселения они получали земельные наделы до 15 десятин на душу, льготу от податей на 5 лет и полную свободу вероисповедания. Указом 1801 г. (10 декабря) на отчет губернаторов возложены «как спокойство духоборцев, так и защита от всех притязаний к ним невежества и ложной ревности к их просвещению». В феврале 1803 г. вышел замечательный указ о свободе веры духоборцев. «Общее правило, говорилось здесь, принятое мной на заблуждения сего рода, состоит в том, чтобы, не делая насилия совести и не входя в розыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однако же никаких внешних оказательств отступления от церкви и строго воспрещать всякие в сем соблазны не в виде ересей, но как нарушение общего благочиния и порядка». На этом основании предписывалось, чтобы священники, не входя с сими людьми в споры и распри, старались обращать их не состязаниями и принуждениями, а единственно кротостью примера и святостью жизни, избегали раздражать их посещением в их домах и т. п., гражданские же начальства чтобы воспрещали им лишь явные соблазны и нарушение общего порядка разглашением ереси, и доколе не обнаружено будет с их стороны явного неповиновения установленной власти, дотоле не судили и не обвиняли их в сем преступлении по единому смыслу их ереси. В тех же видах чиновникам при следствиях не велено было входить с духоборцами и др. раскольниками ни в какие религиозные рассуждения о верховной власти. При определении духоборцев на службу по рекрутской повинности, от которой правительство не согласилось освободить их, позволено, согласно с их религиозными убеждениями, не приводить их к узаконенной присяге. За пропаганду ереси и за нарушение общего порядка они по-прежнему предавались суду и по обвинении или отдавались в военную сибирскую службу, или ссылались на нерчинские и селенгинский заводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Синода от 25 августа того года о предоставлении причтам и старостам всех церквей Иркутской епархии хранить при церквах до 300 рублей и на таковую же сумму производить расходы на церковные нужды, без разрешения епархиального начальства, а только с согласия почетных прихожан, или приходского попечительства и местного благочинного 35 . Было сделано также не одно распоряжение относительно хранения церковных сумм. Не раз были принимаемы Архипастырем меры и к более выгодной покупке и продаже церковных свеч. 31 августа 1874 года, после обозрения епархии, им было дано предложение консистории за 130-м, следующего содержания: «При обозрении епархии мной замечено, что многие церкви покупают свечи у частных торговцев и переплачивают им против настоящей цены, от 10 до 20 процентов. Предлагаю благочинническим съездам озаботиться выпиской свеч прямо от известных Томских фабрикантов. Деньги можно высылать – половину при заказе свеч, а другую половину при получении» 36 . В 33 Ир. Еп. Ведомостей за 1875 год напечатаны и условия выписки свеч из Томска, изложенные фабрикантом И. Михайловым в письме на имя Его Преосвященства, по которым назначается цена свечам и предоставляется благочинным высылать деньги, или по получении свеч или рассрочивать их по частям на один год. Наконец 23 октября 1879 года владыка дал Консистории предложение за 2756 следующего содержания: «при обозрении церквей мной усмотрено, что менее всего показывается в продаже свечей в благочиниях ближайших к Иркутску, потому что прихожане ближайших к городу приходов покупают свечи в Иркутских свечных лавках, а продажа свечей в лавках, как оказалось по расследованию, ведется в убыток церквам, при которых они состоят, то торговлю в них прекратить с 1-го января 1880 года». За тем Архипастырь вопрос о заготовлении и продаже свеч предложил обсудить городскому духовенству, которое было собрано в его покои 19 ноября. По обсуждении означенного вопроса Иркутское духовенство постановило: 1) открыть свечной склад при Иркутском архиерейском доме; 2) свечи для склада выписывать от Томских свечных фабрикантов; 3) для заведывания складом образовать комитет; 4) обязать все причты и церковных старост города и ближайших к городу благочиний покупать свечи, потребные на годовую пропорцию, непременно из упомянутого склада 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Стоит только эти частные школы, имеющие характер случайности, привести в надлежащий порядок, и из них ,и при малых материальных средствах, могут выкроиться сносные церковно-приходские школы, так как средства то могут восполняться взаимной платой за ученье; в-третьих, не можем не назвать мудрым в наставлениях Архипастыря и тот пункт, в котором он дело о церковно-приходских школах старается поставить прямо на практическую почву, советуя пастырям соединить учение в домашних, или церковно-приходских школах с пением и чтением в церкви, или молитвенном доме, так как чтение и пение в церкви наглядно доказало бы родителям пользу учения их детей. Не могло, конечно, не повлиять на скорейшее открытие церковно-приходских школ также и то, что Архипастырь со своей стороны обещает трудящимся в слове и учении оказать особенное внимание. 18 октября того же 1884 года Архипастырь дал предложение Консистории за 2532-м, об учреждении в Иркутске, на основании §§ 21 и 22 правил о церковно-приходских школах, епархиального училищного совета, в состав коего назначил председателем кафедрального протоиерея, а членами трех священников – законоучителей и инспектора народных училищ. Наблюдателями церковно-приходских школ Архипастырем назначены благочинные, как лица в среде прочего духовенства более образованные и более имеющие средств к наблюдению за школами в получаемом ими денежном окладе на прогоны и канцелярские расходы 46 . Теперь сообщим некоторые статистические сведения о развитии и умножении церковно-приходских школ, об учащих и числе учащихся в них и о материальном обеспечении их в Иркутской епархии, в управление Высокопреосвященного Вениамина. В 1873 году всех церковно-приходских школ в Иркутской епархии было 25; в них обучалось: мальчиков 311 и девочек 69 47 . К концу 1884 года всех школ в епархии было: миссионерских 26; церковно-приходских 37; в них учащихся было: а) в школах миссионерских мальчиков 3444 и девочек 60; б) в церковно-приходских: мальчиков 626 и девочек 130; а в тех и других обоего пола 1260 человек. Кроме того, в ведении священников находились 65 частных школ грамотности, в которых обучалось: мальчиков 478 и девочек 36. А всего учащихся во всех школах в 1884 году обоего пола было 1964 человека 48 . К началу 1887 г. число церковно-приходских школ возросло до 124 (из них 58 в Иркутской губернии и 66 в Забайкальской области), а число учащихся в них дошло до 1973 муж. пола и до 467 женского, всего 2440 (из них 868 мал. и 228 дев. в Иркутской губернии и 1105 мал. и 239 дев. в Забайк. области). Частных школ грамотности было 162 (из них 99 в Иркутской губ. и 63 в Забайк. области) с 1387 учащ. муж. пола и с 177 женского. Общее число школ, находящихся в ведении духовенства к началу 1887 года, простиралось до 286; а число учащихся в них до 3369 мальчиков и до 644 девочек; всего до 4004 человек обоего пола 49 , т.е. число школ было равно числу приходских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Чтобы однообразием наставлений и чтения не утомить внимания слушателей, предлагалось вводить в состав самых бесед пение разных церковных песней. Для детей такое пение могло служить уроком для приучения их к пению во время Богослужения. Дальнейшие подробности относительно воскресных бесед предоставлялись самим священникам. При этом Преосвященный советовал им самим более вникать в духовные нужды своих прихожан и сообразно с тем занимать их тем или другим во время бесед. О всех воскресных беседах священники должны были записывать в служебных журналах с обозначением числа лиц, бывших на беседе, предметов бесед и времени продолжения их. Журналы эти в конце года должны были представляться Преосвященному. Кроме того, благочинные должны были наблюдать за исполнением предложения о воскресных беседах, руководствовать священников в ведении их и доносить Преосвященному по полугодно о ходе этого дела и об особенно усердных в нем священниках, чтобы, по слову Апостола, «труждающиися в слове и учении могли быть сподобляемы сугубыя чести» (Тим.5:17). Но это благое дело не могло осуществиться так, как желал Преосвященный. Для подобного пастырского труда требуется много времени, уменья, а главное искреннего воодушевления идеей пастырского служения, по слову Божию, а всего этого и не было у большинства тогдашнего духовенства Камчатской епархии. Даже в самом Благовещенске духовенство, более развитое, чем сельское, не вполне воспользовалось для блага своих духовных чад и церкви этим наилучшим средством для духовного единения своего с пасомыми и религиозно-нравственного влияния на них. Несколько русское население Амура, настолько же и инородческое было близко сердцу Высокопреосвященного Вениамина. Хотя между инородцами православные считались тысячами, хотя миссионеры и продолжали крестить остававшихся в язычестве, тем не менее миссия нуждалась в лучшей, более прочной постановке: она нуждалась и в средствах, и в людях достойных, опытных и самоотверженных. Но пока не было ни того ни другого, Преосвященный, надеясь на лучшее будущее, при посещении миссионерских станов, напоминал миссионерам об их обязанности не только крестить инородцев, но и учить их удобопонятно, главным истинам веры; обращал большое внимание на открытие школ при станах и обучение детей грамоте; где были школы, там он испытывал знания учеников и поощрял лучших их них.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010