К 1908 году на средства «железнодорожных прихожан» церковь была построена и 30 марта (12 апреля по нов. ст.) 1908 года освящена епископом Забайкальским и Нерчинским Мефодием. «Здание церкви деревянное с колокольней в одной связи, крыто кровельным железом, с позолоченными тремя главами». В начале 1909 года при Шилкинской железнодорожной церкви был образован самостоятельный приход. 7 апреля (ст.ст.) 1909 года настоятелем Петро-Павловской церкви назначается священник Николай Павлович Виноградов. До июня 1909 года храм относится ко II -му благочинному округу железнодорожных церквей, 24 июня (ст.ст) 1909 года церковь была передана в 25-ое благочиние Забайкальской и Неринской епархии. Церковным старостой с 25 июня 1908 года являлся инженер путей сообщения Георгий Иванович Лапкин. Нижний придел храма выложен из тесанного камня, и засыпан со всех сторон землей, от чего создается впечатление, что верхний предел храма стоит на холме. Верхний придел сложен из бруса в пяти километрах от города, в деревне Кибасово, и через три года перенесен на теперешнее место. Милостью Божьей, трудами железнодорожников и жителей района появился этот храм-красавец в честь святых апостолов Петра и Павла. Штат дореволюционного храма составлял 5 священнослужителей; протоиерей, два иерея, диакон и псаломщик. О том, что это был действительно красивый и богатый храм свидетельствует сохранившаяся фотография да наши знания о том, что Русь в свое время не зря называлась Святой и храмы православные были главным достоянием любого города или села. На их строительство не жалелись ни силы ни средства, иконостас храма был медным. И стоять бы этим храмам века, если бы деды и прадеды наши не забыли Господа Бога, не кинулись свергать царя-промазанника Божия, не утопили бы страну свою в крови. А порушенные храмы - это уже следствие свершившегося зла. В Шилке же волею Божьей молитва не прерывалась. Здесь всегда были люди, не боящиеся угроз властей, не потерявшие веры своей православной ни при каких обстоятельствах. Довоенные молитвенники, к сожалению, уже преданы забвению и о них знает один Господь. О тех, кто молился в войну и до открытия храма, кое-что известно. В войну о Боге вспомнили многие. А молиться-то где, если храм закрыт? У кого-то из верующих. Пострадала за это, как вспоминают здешние старушки, Мария Васильева. Забрали ее, осудили. Еще одна Мария, Климченко, отсидела десять лет, вернулась, в 1952 году уехала в Казахстан. Жива или нет, никто не знает.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Петропав...

Совершал многочисленные поездки по отдаленным и труднодоступным приходам епархии. Способствовал развитию переводческого дела, увеличению числа служб, проводимых на якут. языке. В 1914 г. по его инициативе было основано Якутское об-во трезвости. 26 янв. 1916 г. назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В июне 1916 г. в Тобольске участвовал в торжествах в связи с прославлением Тобольского митр. свт. Иоанна (Максимовича) . Оказал содействие открытию в окт. того же года в миссионерских целях Селенгинского вик-ства и назначению на учрежденную викарную кафедру начальника Забайкальской духовной миссии архим. сщмч. Ефрема (Кузнецова) . После Февральской революции 1917 г. на собраниях «прогрессивного» духовенства и мирян архиерея обвиняли в «несочувствии революционному движению». Ближайший соратник М. еп. Ефрем решением представлявшего Временное правительство в Забайкалье Комитета общественной безопасности в мае 1917 г. был выслан за пределы области. Летом того же года М. стал членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Участвовал в 1-й соборной сессии, после чего вернулся в Читу; 3(16) февр. 1918 г. его полномочия на Соборе были переданы еп. Ефрему (казнен в Москве 5 сент. 1918). После установления в февр. 1918 г. в Забайкалье советской власти прекратили работу епархиальные духовные учебные заведения, были закрыты домовые церкви, происходило осквернение храмов. М. был лишен возможности выезжать из Читы для обозрения епархии. В июне того же года в Чите прошли аресты священнослужителей - членов епархиального совета, сопротивлявшихся изъятию архива духовной консистории; по собравшимся у тюрьмы на крестный ход верующим части местной ЧК открыли стрельбу, имелись жертвы. В авг. 1918 г. с разгромом красных войск белыми казачьими отрядами в Забайкалье установилась власть атамана Г. М. Семёнова, к-рый проводил благожелательную политику по отношению к Церкви. При белых в Забайкальской епархии прошла реорганизация благочиний, возобновилась работа духовных учебных заведений (однако помещения Читинской ДС были заняты под военные нужды, а семинаристы старших курсов мобилизованы в армию), было восстановлено преподавание Закона Божия в школах.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Ф. 492. Коломенское уездное полицейское управление. Оп. 2. Д. 179, 238, 427, 1084. Ф. 498 Товарищество Московского металлического завода. Оп. 6. Д. 41, 42, 44. Ф. 638. Московский губернский комитет попечительства о народной трезвости. Оп. 1. Д. 1, 3, 24, 30. Ф. 592. Можайское духовное правление. Оп. 1. Д. 1236. Ф. 673. Товарищество мануфактур Н. Н. Коншина в г. Серпухове Московской губернии. Оп. 1. Д. 50, 51, 344, 534. Ф. 707. Богородское духовное правление. Оп. 1. Д. 941, 942, 957, 978, 992, 1001. Ф. 1371. Канцелярия епископа Серпуховского, викария Московского. Оп. 1. Д. 4, 5, 21, 32, 33, 35. Ф. 2121 Церкви Замоскворецкого сорока. Оп. 1. Д. 1867. Оп. 3. Д. 72. Ф. 2127. Благочиния и церкви г. Богородска, Павловского посада и Богородского уезда Московской губернии. Оп. 1. Д. 23, 33, 36, 115, 203, 206, 225, 272. ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки Ф. 250. Розанов Н. П. Оп. 2. Д. 1. Ф. 524. Модестов С. С. Оп. 3. Д. 14. Законодательные акты О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности//ПСЗ РИ. Собр. III. Т. XVII. 14232. С. 355–356. Об устройстве церкви при Илгинском казенном винокуренном заводе//ПСЗ РИ. Собр. II. Т. 15. 1840. С. 853. О производстве священно-церковным служителям при казенных горных заводах увеличенных окладов жалованья//ПСЗ РИ. Собр. II. Т. 18. 1843. 16632. С. 141. Об окладах содержания священно и церковнослужителей Нерчинских горных заводов//ПСЗ РИ. Изд. 2. Т. 19. 1844. 17952. О пенсиях духовенству оружейных и пороховых заводов//ПСЗ РИ. Собр. II. Т. 20. 1845. 19007. С. 356. Определение Свят. Синода о безпрепятственном допущении православных священников для миссионерских бесед в промышленные заведения и заводы//Московские церковные ведомости. Официальный отдел. 1900. 33. С. 87. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Т. В. Барсов . СПб.: Синодальная типография, 1885. Число священников при церкви Сестрорецкого оружейного завода//ПСЗ РИ. Соб. II. Т. 26. 1851. 24794. С. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 сентября 2010 г. назначен войсковым священником Забайкальского войскового казачьего общества, включен в состав коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством . 1 декабря 2010 г. назначен ответственным за работу с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Читинской епархии. В 2011 г. окончил заочный сектор Московской духовной семинарии . 31 мая 2012 г. распоряжением полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконского присвоено звание войскового старшины Забайкальского войскового казачьего общества. 22 февраля 2013 г. назначен руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации. 14 марта 2014 г. назначен настоятелем прихода храма свт. Иннокентия, митрополита Московского, 16 мая — благочинным Читинского округа, 16 июня — председателем епархиальной комиссии по разбору проблем на приходах и в монастырях, 5 октября — благочинным 2-го Читинского городского округа, заместителем председателя аттестационной комиссии по рассмотрению кандидатов для рукоположения в священный сан и руководителем информационно-издательского отдела Читинской и Краснокаменской епархии. В 2004-2014 гг. — духовник православной гимназии имени свт. Иннокентия Иркутского. С 2010 г. — член Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю, член Общественного совета при Управлении внутренних дел на транспорте по Забайкальскому краю. С 2013 г. по ходатайству губернатора Забайкальского края К.К. Ильковского включен в состав Общественной палаты Забайкальского края в качестве члена комиссии по вопросам культуры, нравственности, межэтнических отношений и межконфессиональному диалогу. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 121 ) избран епископом Нерчинским и Краснокаменским. 4 января 2015 г. за Литургией в Казанском кафедральном соборе г. Читы епископом Читинским и Петровск-Забайкальским Владимиром возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 18 января 2015 г. в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Хиротонисан 22 февраля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавили Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199051...

В 2011 г. заочно окончил Московскую ДС. Распоряжением полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконского 31 мая 2012 г. Д. присвоено звание войскового старшины Забайкальского войскового казачьего общества. 22 фев. 2013 г. назначен руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации. По ходатайству губернатора Забайкальского края К.К. Ильковского с 2013 г. включён в состав Общественной палаты Забайкальского края в качестве члена комиссии по вопросам культуры, нравственности, межэтнических отношений и межконфессиональному диалогу. 14 марта 2014 г. назначен настоятелем прихода храма свт. Иннокентия, митр. Московского, 16 мая - благочинным Читинского округа, 16 июня - председателем епархиальной комиссии по разбору проблем на приходах и в монастырях, 5 окт. - благочинным 2-го Читинского городского округа, заместителем председателя аттестационной комиссии по рассмотрению кандидатов для рукоположения в священный сан и руководителем информационно-издательского отдела Читинской и Краснокаменской епархии. Решением Свящ. Синода 25 дек. 2014 г. избран на новоучрежденную Нерчинскую кафедру. 4 янв. 2015 г. еп. Читинским и Петровск-Забайкальским Владимиром (Самохиным) в Казанском кафедральном соборе г. Читы возведён в сан архимандрита. 18 янв. во Владимирском крестовом храме патриаршей резиденции в Чистом переулке наречён. Богослужение возглавил Патриарх Кирилл (Гундяев) . Хиротонисан. 22 фев. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавили Патриарх Антиохийский Иоанн X (Язиджи) и Патриарх Московский Кирилл. Решением Свящ. Синода от 3 июня 2016 г. Д. поручено временное управление Читинской епархией. Решением Свящ. Синода от 27 дек. 2016 г. Д. назначен Преосвященным Читинским и Петровск-Забайкальским, главой Забайкальской митрополии. С дек. 2016 г. по июнь 2017 г. также временно управлял Нерчинской епархией. 3 янв. 2017 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2076753.html

5 марта 2010 г. назначен благочинным 1-го Скопинского округа и настоятелем Никольского храма г. Скопина. 5 апреля 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом удостоен сана протоиерея. 20 июля 2011 г. принят в число братии Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. 23 июля 2011 г. в Преображенском соборе Рязанского Кремля архиепископом Рязанским Павлом пострижен в мантию с именем Владимир в честь святого равноапостольного князя Владимира. 1 августа 2011 г. освобожден от должности проректора по учебной работе и назначен первым проректором Рязанской духовной семинарии. 22 августа 2011 г. назначен и.о. наместника Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани. Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. ( журнал 135 ) избран епископом Скопинским и Шацким. 9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Хиротонисан  2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 35 ) назначен Преосвященным Читинским и Краснокаменским. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 121 ) в связи с образованием Нерчинской епархии присвоен титул «Читинский и Петровск-Забайкальский»; назначен главой Забайкальской митрополии . 1 февраля 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан митрополита. Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. ( журнал 36 ) назначен Преосвященным Хабаровским и Приамурским с освобождением от возглавления Забайкальской митрополии и назначением главой Приамурской митрополии . Решением Священного Синода от 13 июня 2016 г. ( журнал 42 ) назначен на должность ректора Хабаровской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. ( журнал 107 ) назначен Преосвященным Владивостокским и Приморским, главой Приморской митрополии , с освобождением от управления Хабаровской епархией .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198769...

После долгого хождения по канце­лярским Святейшего Синода прошение мальтийцев попало на письменный стол Российского Императора, и 7 ноября 1804 года Указ о строительстве храма в далеком сибирском селе Мальта был подписан. В Иркутске «именное Его Императорского Величества пове­ление было получено декабря 23 дня 1804 года». Мальтинцы просили разрешение на строительство двухпридельного храма: во имя Вознесения Господня и Казанс­кой Божией Матери. Но в 1805 году были открыты миру мощи Святителя Иннокентия, и местные епархиальные власти разрешили пристройку третье­го придела. Таким образом, придельный храм Святителя Иннокентия в Мальте был одним из первых храмов во имя этого святого, если не самый первый. 28 сентября 1805 года по благосло­вению Преосвященного Вениамина, епископа Иркутского, священнику «Су­конной фабрики» (Тельминской) Плато­ну Старцеву было поручено произвес­ти закладку уже трехпридельного хра­ма, что отец Платон и сделал. Через четыре с небольшим года по­веренный от общества, местный мальтинский крестьянин Егор Вагин доносил епископу Иркутскому, что два придела: правый - во имя Казанской Божией Матери, и левый - во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутс­кого, чудотворца, «постройкою оконче­ны и к освящению годны». На заявле­ние Вагина 5 февраля 1810 года последовала грамота епископа Вениа­мина на имя настоятеля Вознесенского монастыря и члена Консистории Архи­мандрита Аполлоса освятить эти два престола «по препорции». Приказание епископа было выполнено: правый Ка­занский придел был освящен 13 февраля, а левый, во имя Святителя Инно­кентия - 14 февраля 1810 года. 2 ноября 1833 года, согласно грамоте Высокопреосвящен­ного Мелетия, архиепископа Иркутско­го, Нерчинского и Якутского, священник Вельской Сретенской церкви, Благочин­ный Харлампий Попов освятил Возне­сенский придел. Столетие со времени заклад­ки храма, в 1905 году, прихожане отме­тили капитальным ремонтом главного придела. Он состоял из об­новления громадного четырехъярусно­го иконостаса, он был перекрашен, перезолочен и добавлена резьба. В иконо­стасе особый интерес представляли царские врата, изображающие Распятие Господа Иисуса Христа, обрамленное лучистым сиянием и изображением ан­гелов. По всему храму были настланы новые полы, а под Святой Престол подведен камен­ный фундамент. Чин освящения обновленного Возне­сенского придела был совершен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архи­епископом Иркутским и Верхоленским.

http://sobory.ru/article/?object=38451

С сего времени до начала настоящего столетия в древне-Еравинской церкви скопились довольно значительные средства. Кроме денег, церковь имела стада рогатого скота, счет которым велся по особым книгам (одна из таковых книг сохранилась при Укырской церкви), выдававшимся для этого из Нерчинского «Заказа» благочиния) и имелся конный табун. На это-то достояние и сооружена нынешняя Укырская Спасская каменная, двухпрестольная церковь, с перенесением в нее иконостаса и утвари из церкви Еравинской. На месте последней снова имеет быть сооружена часовня, но только в том случае, если гражданское начальство вменит в обязанность самим окрестным улусным жителям заботится о сохранности и неприкосновенности христианской святыни. Под колокольней Укырской церкви устроен придел небольшой, не более 15 квадр. сажень, всего пространства с алтарем, во имя Святителя и чудотворца Николая. В нем поставлен иконостас из Еравинской церкви, замечательный старинной прекрасной живописью, по крайней мере, такой хорошей старинной живописи мне не приходилось встречать в Сибири; правильность письма, строгие и выразительные лики святых невольно заставляют взирать на св. иконы с благоговением. Веяния итальянщины не чувствуется никакой. Это лучший образчик живописи конца XVII и начала XVIII в. Потому иконостас этот заслуживает тщательного сохранения. К сожалению, иконы на нем начинают портиться; крыша на колокольне протекает, стекла в окнах выбиты. Снег и дождь свободно приникают в придел. Следствия для живописи не приятны. Большое спасибо будет сказано тому любителю церковного благоговения, который принял бы на себя расходы к исправлению придела и сохранению старинной живописи. Надо этим спешить. Через два или три года будет уже поздно. Церковь бедная и не в состоянии сделать искусных исправлений " . Свящ. Г. Асташевский. 31 августа 1888 г., с. Укыр. Опубликовано 10 декабря 1888 года. В 1805 году из Яравнинского острога в Укыр переносится деревянная Спасская церковь, которая простояла до середины XIX века и была заменена новой каменной. Весь иконостас и утварь были поставлены на свои места. Церковь обладала большим стадом скота и табуном лошадей. В то время на большую территорию Кульского отдельного общества было две церкви: в Укыре и Кульске, построенной в 1793 году.

http://sobory.ru/article/?object=51879

Судя по всему, и священником он был прекрасным. По крайней мере, его проповеди стали в городе очень популярными. По воскресеньям он проводил в семинарской церкви внебогослужебные собеседования, и помимо семинаристов, в небольшой храм Сошествия Святого Духа набивалась толпа и простого люда, и иркутской интеллигенции. Шел от него какой-то аромат если не святости, то благочестия. В марте 1909 года отцу Евгению довелось стать участником комиссии по освидетельствованию останков епископа Иркутского Софрония (Кристалевского), управлявшего епархией с 1753 по 1771 год – основателя Иркутской семинарии и миссионера. Мы еще вспомним этого святителя – будущий епископ Евгений во многом повторит его путь. Архимандрит Евгений (Зернов) Якутия получила еще одного небесного покровителя Ректора явно тянуло к миссионерству. Был он и членом миссионерского комитета, и братства во имя святителя Иннокентия Иркутского (выдающегося миссионера начала XVIII века), и Российского географического общества, и доклады на миссионерских съездах, в сибирских епархиях регулярных, делал. А после хиротонии во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, то немногое, что успел сделать за всего полтора года в окормляемом им Киренском уезде – огромное для того времени миссионерское путешествие. Здесь – поднимем глаза на два абзаца выше. Святитель Софроний Иркутский. За годы своего архиерейства успел совершить поездки в Нерчинск, Киренск и Якутск – тогда Якутия входила в состав Иркутской епархии. Во времена епископа Евгения Якутская и Вилюйская епархия была уже самостоятельной, и Киренский уезд в нее не входил. В 2014 году Ленское благочиние Якутской епархии выпустило книгу на основе дневников сопровождавшего епископа Евгения в его поездке по Киренскому уезду священника Николая Пономарева. Это очень трогательные записки: в них автор даже не в интонациях (интонация подчиненного по отношению к начальнику может быть весьма возвышенной безо всяких к тому оснований), а в фактах показывает скромность молодого архиерея.

http://pravmir.ru/v-tyurmu-dlya-episkopa...

В XVII в. территория Б. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (учреждена в 1620), в 1682 г. Патриарх Иоаким предполагал поставить для Сибири 4 викарных епископов - в Тюмень, Верхотурье, Енисейск и Забайкалье, однако это не было осуществлено. С 1707 г. территория Б. являлась частью Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской епархии, преобразованного в 1721 г. в Иркутскую и Нерчинскую епархию, с 1894 г.- в Забайкальскую и Нерчинскую, с 1920 г.- в Читинскую и Забайкальскую, с 1943 г.- в Иркутскую епархии. В марте 1994 г. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию. Церковь в честь Вознесения Господня в Кяхте. 1830–1838 гг. Фотография. 2001 г. Церковь в честь Вознесения Господня в Кяхте. 1830–1838 гг. Фотография. 2001 г. Первые правосл. храмы на территории Б. появились в сер.- 2-й пол. XVII в.: в 1648 г. была построена Преображенская ц. в Баргузинском остроге, в 1665 г.- Спасская ц. в Селенгинском остроге, в 1679 г.- Покровская ц. в Тункинском остроге. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич по благословению Патриарха Иоакима повелел «в дальние города, на Лену в Дауры, посылать людей духовных», чтобы они построили «мон-рь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах», «призывали и крестили в православную веру иноземцев». 22 февр. того же года из Москвы в Тобольск была послана первая в истории Сибири правосл. миссия (см. ст. Забайкальская духовная миссия ) под начальством игум. темниковского Сретенского мон-ря Феодосия, состоявшая из 12 чел. Для распространения Православия в Забайкалье игум. Феодосием и его сподвижниками были основаны Селенгинский мон-рь во имя Св. Троицы (1681), к-рый должен был стать религ. центром недавно присоединенной Вост. Сибири, и Посольский мон-рь в честь Преображения Господня (1687). В 1722-1727 гг. в Забайкалье ожидал от кит. властей пропуска в Пекин (см. Пекинская духовная миссия ) свт. Иннокентий (Кульчицкий) , проповедовавший Православие среди бурят. В 1741 г. в Верхнеудинске было начато строительство Свято-Одигитриевского собора - первого каменного здания в Б.

http://pravenc.ru/text/153687.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010