Окладная табель с церквей по городу Иркутску, – составленная в Тобольской митрополии: Дани в казну архиерейскую Праздничных и предельных в келлию архиерейскую Столовых певчним на раздел Приказным людем на раздел Милостинных по грамоте в келлию архиерейскую Итого: Соборная Спасская Богоявленская Богород. (Тифвинская) Троицко-Сергиевская Прокопия и Иоанна Устюжских – Троицкая – Владимирская – Иркутский Вознесенский монастырь – Знаменский девичий монастырь – Церковное благочиние В числе первых предметов благовнимания Епископа Иннокентия были: введение порядка в совершении церковных служб и приходских треб, побуждение нерадивых мирян к очищению совести, вообще народная нравственность и поведение самого духовенства. По вкоренившейся издавна привычке, в Иркутске священники очень рано отпевали Литургию, к крайнему неудовольствию мирян. И вот в устранение сего непорядка распоряжение от 12 Ноября 1727 года, «Указ Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского из Иркутского из Архиерейского приказа в Иркутск протопопу Петру Григорьеву с товарищи.» «Понеже известно учинилось Его Преосвященству, что к литургии Божией весьма рано в Иркутску благовест бывает. A многие той ради вины, за неотправлением дел им врученных, слушания Божественной Литургии лишаются, того ради повелеваетея вам, чтоб в малые дни к литургии благовест был в полтора часа дни, а в великие в три часа. Ради же лучшего порядка всякому когда можно выслушать, петь по всякой день в Соборах понедельно раннюю Литургию, а имянно в отдачу часов не продолжая благовест, но токмо трижды в колокол ударить. И тебе протопопу по получении сего указа собрать всех священников и прочесть им сей указ, дабы всякой ведал и чинил, как выше изображено, непременно.» Чтоб понять распределение часов, какие назначались для совершения божественной Литургии, нужно знать, что тогда счет часов начинали не с полдня и не с полночи, как ныне, а с восхода и заката солнца; с восходом солнца считался первый час дня, с захождения солнца считался первый час ночи. И как, в половине Ноября, когда состоялся указ Преосвященного, солнце восходит в Иркутске в половине 8-го часа, то с этого момента и считался первый час дня. Следовательно, полтора часа дня, когда велел Преосвященный благовестить к литургии в будни, будет соответствовать, по нынешнему счислению, 9 часам утра; а три часа дня, назначенные для благовеста к Литургии в праздники – соответствуют половине 11 часа утра. Указанный же благовест к ранней Литургии в отдачу часов, определялся тем переходным временем, когда оканчивался последний час ночи, и начинался первый час дня, то есть, началом восьмого часа утра, когда начинало рассветать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он по обязанности своей разъезжал, собирая сведения и потребное для себя, по сю и по ту сторону Байкала, определив в тоже время от себя инквизиторами в Иркутском Вознесенском монастыре монаха Аарона, и послав с сим же званием в Селенгинский монастырь иеромонаха Корнилия. К чести Провинциал-инквизитора Иевлева сказать надобно, что он встретил Святого Странника Епископа Иннокентия, и во все время пребывания Его в Вознесенском монастыре оставался к Нему в почтительных отношениях; смотрел на Святителя и даже на находившихся при Нем монашествующих и служителей как на мирное примерное братство. Между тем игумен монастыря Пахомий отвел для жительства Святителю Иннокентию и для находившихся при Нем особые кельи и с огородом. Поездка архимандрита Платковского в Москву Архимандрит Антоний Платковский самовольно в 1721 году оставивший Иркутский Вознесенский монастырь и, отправившийся в Тобольск, по словам его, был ласково принят новым Митрополитом Антонием. Но мечта Платковского быть начальником духовной миссии в Пекине разрушилась посвящением туда Епископа Иннокентия, и особенно уже проездом сего Святителя чрез Тобольск в Иркутск. Ничего не оставалось обманутому в надежде, как возвратиться в Иркутский монастырь. При отправлении своем Шатковский получил от Митрополита Антония письменный наказ, чтоб ему вместе с Митрополичьим келейником Андреем, прежде засланным в Восточную Сибирь для ревизовки, в низовых городех, в Томске, Енисейске, Туруханске, Красноярске, Якутске, Иркутске, Селенгинске и Нерчинске, осмотреть по монастырям и церквам все церковное благочиние, сосчитать и описать всякие приходы и расходы и всякую монастырскую денежную и борошневую казну, привести в известность монастырских крестьян и вкладчиков с их семьями, также лошадей, рогатой и мелкой скот, и те переписные книги за руками настоятелей и всей братии прислать в Тобольск. В случае же невозможности самому Платковскому исполнить всех сих поручений, ему предоставлялось или послать от себя для ревизии тех мест, которых сам посетить не успеет, иеромонахов или иеродиаконов, или добрых людей из мирян, или осмотревшись в Иркутске, снова в такие места следовать самому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постриг в схиму произошел 29 октября 1866 года с наименованием Мелетия Михаилом. После этого отец Михаил шесть лет выполнял послушание благочинного в монастыре. В 1872 году по благословению Святейшего Патриарха Константинопольского Анфима он был послан старцами Пантелеимонова монастыря к русским раскольникам-некрасовцам, проживавшим в Малой Азии, в селении Майнос и на реке Дунае, для религиозных собеседований с ними, вразумления и обращения их к Святой Православной Церкви. Потом по письменному приглашению Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Казанского и Свияжского, 12 июля 1874 года уволен настоятелем Русского Пантелеимонова монастыря в Казанскую епархию и принят в Казанский Архиерейский дом. Тем же архиепископом Антонием в Казанском кафедральном Благовещенском соборе 14 сентября того же года рукоположен в иеродиакона, а 20 октября – в иеромонаха. 27 ноября 1874 года по распоряжению епархиального начальства перемещен из Казанского Архиерейского дома в Свияжский первоклассный Богородицкий монастырь с определением миссионером по обращению раскольников в Православие. 15 декабря 1875 года награжден набедренником. Указом Святейшего Синода от 4 января 1879 года 16 он был назначен по представлению Высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского, настоятелем Селенгинского Троицкого монастыря и начальником Забайкальской противораскольнической миссии с возведением в сан архимандрита. А 28 января 1879 года возведен в этот сан тем же архиепископом Антонием в Казанском кафедральном соборе. Служение архимандрита Михаила за Байкалом в назначенном ему Селенгинском монастыре продолжалось почти пять лет. Все это время он неустанно трудился, успел многое сделать для старообрядческого мира, для убеждения раскольников в неправоте их действий отчуждения от Святой Церкви и надеялся при помощи Божией направить их на путь истины. К сожалению, он не смог здесь найти надежных и сведущих сотрудников в таком трудном деле. Везде должен был действовать почти один, хотя и приглашал к соучастию как единоверческих, так и православных священников в качестве свидетелей истинного учения и для приучения их к этой практике. По статистике, которая приводится военным губернатором Забайкальской епархии, раскольников считалось в ней тогда более 25 тысяч. Большей частью они были беспоповцы, выселенные из Вятки при императрице Екатерине Еще две тысячи беспоповцев жили от них отдельно, особняком.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предполагается, что при центре откроются мастерские по обучению иконописи, церковному пению, вышиванию и другим искусствам, ориентированные в первую очередь на студентов. Главный вход на территорию расположится прямо напротив университета, и эта точка должна стать важным фокусом всей общественной жизни на Русском острове. Приходской комплекс в составе большого храма, звонницы и дома причта будет повторять реализованный в российской столице на улице Софьи Ковалевской проект храма во имя святой блаженной Матроны Московской. При помощи Финансово-хозяйственного управления Московского Пат­риархата сейчас уточняем проектно-сметную документацию, чтобы в следующем строительном сезоне выйти на площадку. Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (Михаил Викторович Самохин) родился 18 ноября 1979 г. в семье служащих в г. Скопин (Рязанская обл.). Закончил Рязанское духовное училище (1997), Калужскую духовную семина­рию (1999) и Санкт-Петербургскую духовную академию (2003). Преподавал в Рязанском духовном училище, был экономом (2003–2004), проректором по учебной работе (2005–2011) и первым проректором (2011–2014) Рязанской духовной семинарии. В 2004 г. рукоположен во диакона, в 2005-м — во пресвитера. В 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом удостоен сана протоиерея. В 2011 г. пострижен в монашество и принят в число братии Рязанского Спасо-Преображенского монастыря, нес послушание и. о. наместника этой обители. За время служения на Рязанской земле также возглавлял подворье указанного монастыря в Рязанской клинической больнице им. Н.  А. Семашко, исполнял послушания благочинного церквей 1-го Скопинского округа и настоятеля скопинского Никольского храма.Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. (Журнал 135) избран епископом Скопинским и Шацким. Возведен в сан архимандрита 9 октября 2011 г. Наречен во епископа 25 ноября 2011 г., хиротонисан 2 декабря того же года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (Журнал 35) назначен Преосвященным Читинским и Краснокаменским (в том же году в связи с образованием Нерчинской епархии присвоен титул «Читинский и Петровск-Забайкальский»; назначен главой Забайкальской митрополии ).

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Приступая к изучению молитв, следует наблюдать, чтобы дети не только запомнили слова молитвы и поняли внешний смысл ее, но и вызывали в сердце своем те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением, а для этого «каждая молитва должна произноситься перед соответствующей иконой с крестным знамением и поклонами». Объяснение каждой молитвы должно делать после того, как дети хорошо заучат ее. Объяснение должно быть краткое, не многосложное, самое простое и доступное детскому пониманию. Но чтобы не утомлять детей однообразием, кроме изучения молитв, следует еще приучать детей петь молитвы с голоса и разнообразить занятия «назидательными рассказами из жития святых, или из духовных журналов, нередко помещающих на своих страницах очень назидательные рассказы». Но самым лучшим предметом таких рассказов должны быть по словам Архипастыря, Евангельские повествования о разных событиях из земной жизни нашего Господа Иисуса Христа. Весьма полезно также знакомить детей с устройством храма, с его священными принадлежностями, а равно с особенно торжественными обрядами Богослужения. Вводя это новое установление, Архипастырь заботился, чтобы оно существовало не для формы, не на бумаге только, но действительно отвечало своей высокой цели и удовлетворяло насущным потребностям его паствы. Он близко вникал в это важное дело, сам контролировал, регулировал его, стараясь оживить и поставить его на твердый путь, настойчиво требовал заводить служебные журналы за скрепой благочинных, записывать в них, обозначая с точностью, кто в тот или другой праздник совершал Богослужение, кто и на какую тему произносил поучение, что было предметом внебогослужебной беседы, сколько детей и взрослых присутствовало при собеседовании. Случалось, что в воскресные дни владыка сам приезжал в ту или другую приходскую церковь , и на ряду с приходским священником обучал детей молитвам и правилам христианской нравственности, вразумляя нерадивых и неисправных, поощрял более усердных тем, что их деятельность не будет оставлена без внимания, и епархиальная власть с полным беспристрастием отличит достойных наградами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Причастия и другие более выдающиеся пороки сибиряков – пьянство и нецеломудренная жизнь. Чтобы устранить, по возможности препятствия к ежегодному говению, владыка лично при обозрении епархии и письменно через благочинных и Консисторию убеждал приходских священников в великий пост самим ездить по деревням и по должном приготовлении на месте всех сподоблять причащения Святых Тайн запасными Св. Дарами. «Во время обозрения епархии замечено мной» писал, между прочим, Архипастырь через два года по приезде своем на Иркутскую паству, «предложение мое о том, чтобы священники в великий пост служили в каждой деревне для говеющих, исполнено весьма не многими. Снова подтверждаю об исполнении его; при этом в приходах имеющих более 5 деревень, где по отслужении первой и страстной недель в приходской церкви, не достало бы времени для недельного служения в каждой деревне, разрешаю разделить неделю между двумя деревнями, известив наперед жителей каждой деревни, когда у них будет говение, чтобы дать возможность приготовиться к тому времени, причащать же Святых Таин по отслужении литургии полной или преждеосвященной в приходской церкви, если расстояние деревни от церкви дает возможность по утру приехать в село к литургии, в противном случае причащать преждеосвященными Свят. Дарами в самой деревне; ибо лучше причащать по малом приготовлении в частном доме, чем оставлять вовсе без причастия на многие годы. Благочинным вменяю в обязанность следить за исполнением этого вторичного моего предложения и о не исполнивших доносить мне в годичном отчете по благочинию. Для обуздания грубых пороков – в прихожанах владыка предлагал приходским священникам, чтобы они не иначе допускали потерявших чувство стыда к приобщению Святых Таин, как взявши наперед обещание исправить свое поведение. Исповедь, по словам Архипастыря, есть самое лучшее средство к исправлению порочных. При исповеди «прихожанин немощное духовника выслушивает и принимает, как слово, исходящее из уст Господних, а потому со стороны духовника это слово истины должно быть проникнуто всей силой убеждения и растворено теплой любовью к кающемуся».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Святейший Синод, приняв рекомендации отца Иоанна относительно миссионерской работы в Северной Америке, установил договоренность с Русско-Американской компанией о значительном увеличении содержания миссии. Было принято решение устроить на о. Ситхе благочиние и направить в Русскую Америку еще нескольких священников. Тем временем, благодаря ходатайству митрополита Филарета и благорасположению императора Николая I, были устроены дети отца Иоанна: сыновья переведены из Иркутской духовной семинарии в Петербургскую, а дочери приняты в столичную школу для девочек. Отец Иоанн не стал противиться монашескому призванию. 29 ноября 1840 года он был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731), епископа Иркутского и Нерчинского, и получил сан архимандрита. Между тем Святейшим Синодом было принято постановление об учреждении епархии на Алеутских островах. Императору Николаю I был представлен список из трех претендентов. Государь пожелал видеть архимандрита Иннокентия. После беседы император на прощание сказал ему: «Передайте митрополиту, что я желаю, чтобы вы были назначены архиереем новой епархии». 14 декабря 1840 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге отец Иннокентий был поставлен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Направляясь к месту своего епископского служения, владыка Иннокентий прибыл в Иркутск. Здесь он посетил могилу почившей своей супруги, похороненной рядом с кладбищенской церковью в честь Входа Господня в Иерусалим, и отслужил панихиду. Посетил владыка церковь Благовещения, где начинал служить священником, и совершил там Божественную литургию с благодарственным молебном. Покидая Иркутск, он заехал на свою родину, в село Ангу, заходил в избу, в которой родился и провел детство. Владыке предстояло самое тяжелое расставание – расставание со своими детьми. Андрей Николаевич Муравьев вспоминал: «Велика была, однако, отеческая жертва, которую он приносил Богу; на другой день утром я посетил его в доме Американской компании, где он имел пребывание. Иннокентий в большом волнении ходил по комнате и старался побороть себя. Увидев меня, не мог он удержать слез. “Ах детки мои, детки мои! – сказал он прерывающимся голосом, – как мне вас жаль! Сей час только я с ними простился; ах, как они плакали! Особенно меньшая: ведь я еще никогда с нею не расставался; она при мне росла, со мною плыла кругом света и меня всегда утешала. Я еще должен остаться здесь один день, но я не знаю, ехать ли мне опять к детям? Очень хочется еще однажды, в последний раз, их поцеловать и благословить; но они будут плакать и опять меня расстроят; нет, лучше не поеду; ведь я их уже отдал Богу и добрым людям”, – и опять полились слезы из глаз нежного отца» .

http://pravoslavie.ru/4493.html

Священник Прокопий Громов Архимандрит Антоний Платковский, самовольно в 1721 г. оставивший Иркутский Вознесенский монастырь и отправившийся в Тобольск, по словам его, был ласково принят новым митрополитом Антонием. Но мечта Платковского быть начальником духовной миссии в Пекине разрушилась посвящением туда епископа Иннокентия, и особенно уже проездом сего Святителя чрез Тобольск в Иркутск. Ничего не оставалось обманутому в надежде, как возвратиться в Иркутский монастырь. При отправлении своем Платковский получил от митрополита Антония письменный наказ, чтоб ему вместе с митрополичьим келейником Андреем, прежде засланным в Восточную Сибирь для ревизовки, в низовых городах, в Тобольске, Енисейске, Туруханске, Красноярске, Якутске, Иркутске, в Селенгинске и в Нерчинске, осмотреть по монастырям и церквам все церковное благочиние, сосчитать и описать всякие приходы и расходы и всякую монастырскую денежную и борошневую казну, привести в известность монастырских крестьян и вкладчиков с их семьями, также лошадей, рогатой и мелкой скот, и те переписные книги за руками настоятелей и всей братии прислать в Тобольск. В случае же невозможности самому Платковскому исполнить всех сих поручений ему предоставлялось или послать от себя для ревизии тех мест, которых сам посетить не успеет, иеромонахов или иеродиаконов, или добрых людей из мирян, или, осмотревшись в Иркутске, снова в такие места следовать самому. Затем приказывалось ему судить всех и каждого, как по челобитьям духовных, так и мирских людей, в правду, и в особенности донести митрополиту о принявших христианскую веру инородцах. Снабженный таким наказом в сентябре 1721 г., архимандрит Антоний в марте 1722 г. является в Енисейске. Отсюда пишет в Иркутск к строителю Вознесенского монастыря иеромонаху Корнилию, что по разным поручениям митрополита, также за распутицею, он намерен весновать в Енисейске до раскрытия рек Енисея и Тунгуски, и затем еще должен сплавать в Туруханск; требует по первому водяному пути прислать в Енисейск большую монастырскую лодку со снастями и парусом и трех человек работников, да с иеродиаконом Серафимом Месяцевым прислать к нему большой запечатанной сундук, в котором-де лежат разные лекарственные вещи, нужные для Туруханского архимандрита Лаврентия, и с тем вместе предписывает о высылке с тем же Серафимом собранных с церквей и часовен окладных денег, и в заключение дает наставление Корнилию, чтоб до его приезда в Иркутск, по посланным указам, к переписи имущества Вознесенского монастыря не приступать, так как у сей переписи должен-де быть и митрополичий келейник Андрей, который к тому времени должен возвратиться из Якутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 г. было написано: «Божиею милостию преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский, в Святотроицком Селенгиноком монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара всесвятого и животворящего Духа, данной нам от Самого Великаго Архипастыря, Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 г. мар. 22 д., по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе 5ыть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне Тогожде Господа Бога властию, для нужды в Троицком Селенгинском мовастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякия нужды, повеленные по правилам св. Апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». – В игумена Посольского монастыря определен был иером. Паисий и оставлен судьею в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 г. дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроении быть игуменом, при том – выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономиею монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов), по старости, отказался от игуменства, и святитель поставил в Нерчинского игумена иером. Нафанаила. Когда Нафаиаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот, по наущению старика Панкратия, особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 г. было написано: «Божиею милостью преосвященный Иннокентий, епископ иркутский и нерчинский, в Святотроицком селенгинском монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара всесвятого и животворящего Духа данной нам от самого великого Архипастыря Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 г. мар. 22 д. по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе быть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне тогожде Господа Бога властью, для нужды в Троицком селенгинском монастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякие нужды повеленная по правилам св. апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». В игумена Посольского монастыря определен был иером. Паисий – и оставлен судьёй в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 г. дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроении быть игуменом, при том выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономией монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов) по старости отказался от игуменства, и святитель поставил в нерчинского игумена иером. Нафанаила. Когда Нафанаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот по наущению старика Панкратия особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010