Тобольский, призвав расколоучителя и вопросив, обретает его потаившася в ереси своей, якобы клеветная ему на ня возвещена быша и моли его отпустити себе свободна, дав ему некий от сребрениц подарок: той же окоянный лжеархимандрит, яко сребролюбец сый, восприят подарование и согласися с подобным себе десятильником отпустив его свободна и возвестившим же на него пристрастиша, во еже к тому на него Ваську ничего же да поведают: се же сотвориши мздоимания ради. 504 Духовные фискалы, которые при Петре Великом посылались в епархии для исследования, нет ли где каких беспорядков, также, как сказано в духовном регламенте, «дружа своим благодетелям или мзду емля, много утаивали. 505 Явно, что при таких благочинных раскол весьма удобно мог распространяться, легко мог пользоваться утайкой и покровительством. В-третьих, в церковно-иерахическом отношении весьма много благоприятствовали распространению раскола – малочисленность и обширность епархий, отсутствие епископских кафедр в таких местах, где оне, по местным обстоятельствам, были совершенно необходимы. 506 Раскол особенно свободно и успешно распространялся в самых больших епархиях, которые по чрезмерной обширности своей весьма неудобны были для епископских обозрений. И преимущественным поприщем его распространения здесь были отдаленнейшие, крайние пределы, которые почти совершенно лишены были епископского надзора и в которых по их обширности и отдаленности, следовало быть особым епархиям. Такова напр., была сибирская епархия и некоторые Великороссийские. Царь Федор Алексеевич об этом так говорил собору 1681 года: «архиерейское вновь прибавление потребно и нужно, для того, что сибирская страна пространна и в ней множество народа Христа незнающего, такожде и иные грады от архиерейского пребывания имеют дальнее расстояние и именно в сибирстей стране от столичного града той епархии до Даурских и Нерчинских и Албазинских острогов и до иных тем же подобных мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят, и в тех далъних местах христианская вера не расширяется, развратники же святые церкви там умножаются, 507 да не токмо в такой дальней и про- странной стране, но и в иных многих градех, именно в Путивле и в Севске, в Галиче, в Костроме, и в иных многих местех противники умнижилися, за неимением себе возбранения за расстоянием дальним понеже в епархиях град от града и место от места имеют расстояния не малая» 508 Города Путивль, Севск, Галич, Кострома и Нижний-Новгород принадлежали к московской патриаршей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Правда, что Высокопреосвященный Парфений, сменивший многих недостойных благочинных, значительно очистил и возвысил институт благочинных. Но и при нем злоупотребления благочинных в некоторых местах епархии еще существовали; особенно относительно неумеренных денежных поборов, так как никакой нормы в отношении этого определено не было. Поэтому, как выборное начало благочинных, так и назначение им определенной платы было благодетельно для духовенства. Духовенство приняло дарованное ему Архипастырем право с величайшей благодарностью и выбрало, за исключением только двух, прежних благочинных, так как подбор благочинных к тому времени был уже хорош. Правда, что выборное начало благочинных теперь уже у нас не существует; но оно отменено по всем епархиям высшей властью. Вскоре же по вступлении своем в управление Иркутской епархией, Преосвященнейший Вениамин обратил милостивое внимание на бедное содержание причта кафедрального собора и в декабре месяце того же 1873 года нашел возможность дать этому причту из соборного капитала единовременно на покрытие нужд 885 руб., а затем изыскал средства прибавлять ежегодно к бедному окладу жалованья соборян, в виду быстро возрастающей на все дороговизны, до 3300 рублей. Настоятель и братия собора выразили свою искреннюю благодарность перед Архипастырем вот в каких, излитых из глубины души, словах: «благовнимание Вашего Преосвященства к соборному причту и настоящее ему вспоможение – еще первое, небывалое. Примите наше сердечное благодарение, которого искренность засвидетельствована нами перед сердцеведцем, молебным пением о здравии и благоденствии благосердого Архипастыря, и о благопоспешении ему во всех благотворных для Иркутской паствы начинаниях» 51 . В сентябре месяце 1873 года был получен в Иркутске указ Св. Синода, от 24 мая 1873 г. о местных средствах содержания духовенства и разделе их между причтами с приложенными при нем правилами. По §§ 14 и 16 этих правил, настоятель должен был получать три части, помощник настоятеля две и псаломщик одну часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Были, разумеется, и у нас настоятели, которые желали ввести при своих церквах новый раздел доходов, хотя они и так получали гораздо больше своих помощников, занимая лучшие должности, или по епархиальному управлению, или по законоучительству. Были высказаны эти желания и владыке. Но Архипастырь деликатно дал им понять, что он этого не желает. Затем журналом Консистории от 29 сентября 1873 года с утверждения Его Преосвященства было постановлено: Указ Св. Синода от 24 мая 1873 г. за 20 о местных средствах содержания и разделе их между причтами с приложениями к нему, напечатать в Иркут. Епар. Ведомостях к руководству и исполнению только в тех одноклирных приходах, в которых и по новому расписанию предполагается иметь причт в том же составе, в каком он находится на лицо 52 . Таким образом раздел доходов в Иркутской епархии остался прежний, и помощники настоятелей благословляли имя своего владыки. Впоследствии и само высшее правительство признало несправедливым неравномерное вознаграждение старшего и младшего священников при одинаковом их образовании и трудах, и отменило прежнее свое постановление. Еще при Архиепископе Парфении Губернским Присутствием по улучшению быта духовенства было издано постановление, чтобы все сельские общества доставляли дрова для отопления домов священно-церковнослужителей. Но постановление это было далеко не везде исполняемо. Преосвященнейший Вениамин письмом своим от 30 октября 1873 г. просил генерал-губернатора Синельникова о повсеместном приведении этого постановления в исполнение и генерал-губернатор предписал начальникам Иркутской губернии и Забайкальской области сделать распоряжение, чтобы сельские общества не отказывали в доставке дров священно-церковнослужителям, и уведомил о том Архипастыря отношением от 24 декабря 1873 года за 1650-м 53 . В мае месяце 1874 года, Духовная Консистория слушала заявление члена Консистории кафед. протоиерея Прокопия Громова, что Его Преосвященство, рассматривая клировые ведомости за 1873-й год, изволил заметить, что многих священно-церковнослужителей в послужных списках благочинными обозначены подсудность, состояние под следствием и штрафы без показания основания, на каком сделана такая помарка послужного списка, и приказал войти Консистории в рассмотрение сего обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

В январе месяце 1881 года сделано Архипастырем следующее подтверждение о том же предмете благочинным: «в 45 Иркут. Епарх. Ведомостей за 1880 год напечатано постановление обще-епархиального съезда духовенства относительно нравственно-религиозного назидания паствы. Желая, чтобы постановление это было исполняемо в точности и неопустительно, предлагаю благочинным наблюдать за исполнением оного и по окончании года помещать в годовых отчетах по благочинию, кто из священников исполнял оное и как, и кто не исполнял и почему? 41 Было сделано Преосвященнейшим Вениамином распоряжение и о выписке книг для народа и основании церковно-приходских библиотек. 31 августа 1874 года дано им духовенству предложение за 129-м: «озаботиться на благочиннических съездах выпиской книг из синодальных книжных лавок на церковные деньги, для продажи оных при церквах, так как с распространением грамотности в народе все более и более чувствуется нужда в духовных книгах, которых в деревнях достать нет возможности» 42 . Незнаем, приведено ли это распоряжение Архипастыря в исполнение и во многих ли церквах? Но в настоящее время Господь судил Архипастырю самому споспешествовать исполнению этого давнишнего его желания. Мы слышали, что владыкой из Петербурга послано книг духовно-нравственного содержания для продажи при свечном складе в Иркутске не на одну тысячу рублей. Внебогослужебное церковное обучение детей христианской вере и молитве Самым выдающимся актом просветительной деятельности Высокопреосвященного Вениамина нужно признать изданное им в январе месяце 1884 года распоряжение и подробное наставление о внебогослужебном церковном обучении детей истинам христианской веры и молитвам. Распоряжение это так важно, что и для всей нашей отечественной церкви может быть названо событием. Наставление о церковном обучении детей вере и благочестию составлено так мудро и представляет так много общеприложимого и общеполезного, для пастырей всей русской церкви, что не мешало бы и всем им воспользоваться таковым и приложить его к делу. В отчете обер-прокурора Св. Синода за 1884 год церковное обучение детей истинам веры именуется самой первой и простой формой церковного собеседования.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Дарование духовенству права выбора благочинных, улучшение быта причта кафедрального собора и другие распоряжения, благодетельные для духовенства Сразу по вступлении Высокопреосвященного Вениамина в управление Иркутской епархией, духовенство увидело в нем не начальника, а отца. Через несколько дней по приезде в Иркутск, а именно 20 августа 1873 года, он устраивает отечески-архипастырский совет с собранным в его келии духовенством г. Иркутска и уездным. На этом совете Архипастырь сам выразил желание – даровать духовенству право выбора благочинных с учреждением благочиннических советов и благочиннических съездов. Для обсуждения этого вопроса владыка предложил духовенству образовать комиссию из градских и уездных священников, под председательством кафедрального протоиерея, которая тотчас же и была образована. 30 августа того же 1873 года, Архипастырь утвердил составленную означенной комиссией инструкцию о выборе благочинных, благочиннических советах и благочиннических съездах; § 24 инструкции постановлено производить вознаграждение благочинным, половину коего заимствовать из кошельковых сумм, а другую половину из взносов самого духовенства 50 . Цифра этого вознаграждения в последствии определена в 150–400 р. Таким образом, духовенство Иркутской епархии, сразу по приезде нового своего Архипастыря Высокопреосвященного Вениамина, и без всякой просьбы со своей стороны, было осчастливлено им дарованием ему права выбора благочинных. Нельзя сказать, чтобы право это было маловажно для духовенства. Если духовенство многих Российских епархий еще в самые недавние времена жаловалось на злоупотребления своих благочинных, то тем более злоупотребления эти были возможны у нас в Сибири, где некоторые благочиния отстоят от епархиального города на расстоянии более тысячи верст. Про злоупотребления властью наших благочинных в доброе старое время существует у нас множество самых сказочных преданий. Например, на наших уже памятях был в одном отдаленном городе епархии благочинный, который своей властью запрещал в священнослужении не угодивших ему простецов священников, а причетников награждал стихарями; другой, смененный уже блаженной памяти Преосвященным Парфением, не стеснялся сечь розгами причетников, и его трепетало не только все духовенство его благочиния, но даже ямщики на всех станциях в его благочинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Если что можно назвать в этом деле трудным, то это не обучение детей, а привлечение их к учению. Всякое новое дело не вдруг прививается нашему народу. Благочинные в своих донесениях Архипастырю о церковном обучении детей выражают надежду, что когда оно прочно утвердится, то может высоко поднять религиозно-нравственное состояние народа 45 . Питаем эту надежду и мы. Дай только Бог , чтобы это важное дело не ослабевало, а с каждым годом все более и более развивалось и утверждалось, и не в одной только Иркутской епархии, но и в целой России. Церковно-приходские школы Сибирь по отношению к народному образованию находится в положении совершенно исключительном. При самых лучших намерениях и стремлениях Правительства, сельские школы здесь ни быстро развиваться, ни процветать не могут. Причин к тому много. С одной стороны недостаток народонаселения и разбросанность сел на громадных расстояниях, с другой – недостаток хорошо подготовленных учителей и затруднения, испытываемые при выписке учебных пособий и ведении правильного контроля за делом обучения, по отдаленности от просвещенных центров и при первобытных путях сообщения, вот причины, которые тормозили и долго еще будут тормозить развитие у нас народного образования. Если и школы министерские, вполне обеспеченные материальными средствами от обществ, хорошо поставлены здесь и переполнены учащимися только в немногих больших селах, а в большинстве едва поддерживают свое существование, то можно ли было ожидать, чтобы привились здесь и стали размножаться церковно-приходские школы? Большинство сельских священников, по разбросанности своих приходов, постоянно отвлекающей их от дома, сами учителями быть не могут. Нельзя также сказать, чтобы дело это не было затруднительно и для диаконов и псаломщиков, как по недостатку получаемого теми и другими образования, так и потому, что диаконы и существуют у нас не во многих селах, а псаломщики вместе со священниками также отвлекаются требами. Но, сверх ожидания, церковно-приходские школы начали быстро у нас размножаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Консистория с утверждения Его Преосвященства, определила: так как по закону никакая помарка послужного списка недолжна быть допускаема, без судебного о том определения и без указанного предписания, то объявить всем благочинным Иркутской епархии, чтобы они составили списки всех тех священно-церковнослужителей, у которых нечисты формуляры, против каждого лица сделали объяснение, по какому именно предписанию обозначена та, или другая подсудность и сии списки в возможной скорости представили в Консисторию 54 . Следствием этого распоряжения было то, что формуляры многих священно-церковнослужителей очищены от помарок, так как они оказались сделанными без достаточного основания. Было несколько лиц в епархии, которые давно уже состояли под судом за свою давнюю неосмотрительность, и вероятно подсудность тяготела бы над ними еще многие годы, да и избавились ли бы они когда-нибудь от нее, если бы не спасло их благосердие владыки, который исходатайствовал снятие с них подсудности. Многим священникам владыка исходатайствовал у Св. Синода, чтобы подсудности их не считались препятствием к наградам. Но они совсем исключили подсудность свою из клировых ведомостей. Владыка усмотрел это в клировых ведомостях за 1883-й год, и сделал предложение Консистории от 19 октября 1884 г. за 2550, пересмотреть послужные списки всех священников, о которых состоялись подобные определения Св. Синода и предписать им продолжать писать свои подсудности, только с прибавлением определения Св. Синода о не считании таковых препятствием к наградам 55 . Предложением Преосвященного Парфения, от 6 июля 1861 года за 1591-м, было предписано всем приходским священникам, по окончании каждого года, представлять сведения к отчету непосредственно к Преосвященному. Преосвященнейший Вениамин предложением своим, данным Консистории от 18 октября 1874 года за 2705, отменил это распоряжение, так как в этих сведениях он усмотрел ежегодное повторение одного и того же и большей частью в общих неопределенных выражениях, и в тоже время и сам владыка не имел возможности, их прочитывать, и потому предписал, чтобы все эти сведения прописывали благочинные в своих отчетах 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

На просьбу неосновательную и не разумную ответит отказом; но всегда кротко, в тоне отеческом, так что и получивший отказ не уходит от него униженным и оскорбленным. Кажется, никогда не оставляет владыку его обычное благодушие и хладнокровие, и даже лица близкие к нему едва ли видали его, когда в состоянии духа непокойном и раздраженном. Любит иногда владыка на некоторые вопросы отвечать в тоне юмористическом; но и в юморе его никогда нет ничего едкого, оскорбительного, но проглядывает одно отеческое добродушие. О духовенстве, да кажется, и о всех людях он любит выслушивать одно только доброе. Благочинным, и особенно вновь определенным, он всегда дает наставление, возникающие дела о духовенстве по возможности прекращать миром. Не любит он людей не спокойных, сутяг и имеющих наклонность чернить и марать своих ближних. Ко всем он одинаково внимателен и доброжелателен. На сколько внимателен владыка даже к незначительным трудам своих подчиненных, каждый может судить по следующему факту: однажды приходит к нему накануне какого-то праздника один из городских священников с очередной проповедью. Владыка берет проповедь и говорит «к завтрашнему-то дню я и сам приготовил проповедь и хотел сказать ее в соборе», и потом, подумав немного, прибавил: «ну да ведь вы трудились; поэтому говорите проповедь-то уж вы, а я скажу в другое время». Кому неизвестна любовь владыки к награждению подчиненного ему духовенства. Всякое доброе дело всегда старается он по возможности наградить и всякого честного труженика ободрить и поощрить. Отеческие отношения Архипастыря к духовенству выразились также и в том, что он не пренебрегает бывать в домах подчиненного ему духовенства. В поездки свои по епархии он почти всегда останавливался у священников; отправляя богослужение в храмовые праздники в городских церквах, он имеет обыкновение прежде всего посещать священников, что служит к возвышению духовенства в глазах общества. А радушие Архипастыря к духовенству выражалось в отеческом приеме каждого из лиц духовных в его доме, в особенном гостеприимстве к избранным и в том, что Архипастырь не раз уступал духовенству свои покои для торжественных обедов по разным случаям.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Некоторые черты характера Высокопреосвященного Вениамина, его келейная жизнь и его жизненные отношения к духовенству и пастве . Чтобы дать более ясное понятие об Архипастыре нашем, как об администраторе, мы находим нужным познакомить читателей с некоторыми чертами его характера и с его домашней жизнью, в которой проявляется его административная деятельность. Первая отличительная черта в характере нашего владыки – его необыкновенное трудолюбие и неутомимая деятельность. Жизнь и каждого высокопоставленного лица, конечно, не легка. Кому дано много, с того много и взыскивается. Но особенно трудна жизнь Архипастыря, поставившего себя в отеческие отношения к своей обширной пастве. Мудрено быть отцом такого многочисленного семейства. Отдавать все время своей жизни обществу, ежедневно с утра до вечера быть окруженным народом и почти не принадлежать себе – что может быть труднее этого! Ежедневно с утра до вечера Архипастырь в трудах. Встает он в шесть часов утра, с семи часов он уже занимается епархиальными делами, и секретаря владыки не редко до восьми часов мы находили уже в канцелярии; в девятом часу владыка сходит из своего рабочего кабинета вниз и удовлетворяет просителей. Идет к нему в это время и духовенство, идут и ежедневно осаждают его бедные и нищие. С девяти часов в домовой своей церкви он слушает литургию, после которой в верхнем рабочем кабинете кушает чай и принимает должностных лиц – членов строительного соборного комитета, членов консистории и других, являющихся к нему почти ежедневно. Нередко принимает он здесь и священников городских и благочинных сельских, и всех угощает чаем. Если бывают посетители почетные, то он принимает их и кушает с ними чай в гостиной; сюда же являются к нему и должностные лица. Окончив прем почетных и должностных лиц, он выходит в общую свою приемную и здесь выслушивает просьбы всех остальных просителей. Если есть между ними священники, городские или сельские, то он просит их в кабинет и здесь, расспросив каждого о деле, удовлетворяет просьбу, или принимает прошение, дает отеческое наставление, или совет, как поступить в известном деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Одна мысль о том, как бы не огорчить Вас чем-либо, побуждала к точному исполнению возложенных на нас обязанностей и Ваших предначертаний. Празднуя ныне день двадцатипятилетия доблестного служения Вашего Высокопреосвященства в епископском сане, Иркутское духовное училище, во всем своем составе, движимое чувством глубокого уважения к Вашему Высокопреосвященству и беспредельной любви и преданности, почитает для себя счастьем почтительнейше принести Вашему Высокопреосвященству свое сердечное поздравление. Вместе с сим оно возносит теплые молитвы к Богу, да продлит Он драгоценные дни жизни Вашей, во благо воспитываемых под Вашим просвещенным покровительством детей, будущих деятелей на ниве Христовой. Третий адрес от служащих и воспитанниц женского училища дух. ведомства прочитал благочинный училища священник А. Назанский. Вот текст этого адреса: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь и отец! Мы служащие и воспитанницы Иркутского женского училища духовного ведомства, радостно празднуя двадцатипятилетие Вашего Архипастырского служения, почтительнейше выражаем наши искреннейшие чувства глубочайшей признательности и благодарности к Вам за все Ваши попечения и благосостоянии нашего заведения, за чисто отеческую любовь, с какой Вы всегда относились к нам, шли на встречу нашим нуждам, помогали нам, всеми находящимися в распоряжении Вашем средствами, не исключая и своих собственных. Воссылая усердные наши молитвы ко Всевышнему, да продлит Он на многие лета драгоценные дни Вашей жизни на благо нам и всей Вашей паствы, на благо церкви и отечеству, мы имеем честь почтительнейше повергнуть к стопам Вашего Высокопреосвященства наши искреннейшие чувства глубочайшего уважения и неизменной преданности Вашему Высокопреосвященству, глубоко памятуя все ваши благодеяния. Примите, святой владыка, это слабое выражение тех чувств, которые наполняют наши сердца». Все три адреса напечатаны на отдельных листах, бристольской бумаги, украшенных золотым бордюром и будут лично переданы Его Высокопреосвященству по возвращении его из Петербурга. Вслед за прочтением адресов от духовного ведомства, Иркутский городской голова В.И. Сукачев прочел нижеследующий адрес от граждан города Иркутска:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010