В заключение, насколько возможно, удовлетворяет всех нищих и убогих. В два часа владыка обедает; после обеда немного отдыхает. С четырех часов до всенощной иногда опять принимает просителей. После всенощной, которую владыка всегда слушает в своей домовой церкви, у него нередко опять можно встретить разных лиц, преимущественно священников, благочинных и законоучителей, являющихся к нему с разными делами, вопросами и недоумениями. Вечером владыка опять занимается епархиальными делами и чтением. Ко сну раньше двенадцати часов никогда не отходит, но иногда и позднее. Два раза в месяц владыка ездит в Вознесенский монастырь, где слушает литургию и акафист Святителю Иннокентию, читаемый Преосвященным настоятелем 15 . В четверг слушает литургию в кафедральном соборе и служит панихиду по усопшим Иркутским святителям. В пятницу служит акафист Покрову Божией Матери и литургию в своей домовой церкви. В воскресные и праздничные дни владыка всегда служит в кафедральном соборе, кроме тех случаев, когда его просят служить в церквах приходских. В мае месяце он переселяется на свою архиерейскую дачу, отстоящую от города в одной версте. Дача эта с громадным местом и превосходной сосновой рощей приобретена еще в прошлом столетии свят. Софронием, а Высокопреосвященным Евсевием устроена на ней благолепная домовая церковь с приличным помещением для Архипастыря. На даче владыка не живет постоянно, а проводит только послеобеденное время и ночует. Ежедневно в восемь часов утра он возвращается в город, где предается своим обычным занятиям, после которых едет на дачу отдохнуть. Впрочем, полного отдыха и здесь он не всегда имеет. Случается, и сюда идут и едут к нему все, кто имеет до него какое-нибудь дело, и он и здесь принимает всех с пяти часов вечера. Вторая черта в характере нашего владыки – его необыкновенное добродушие и простота в обращении. Мы уже видели, насколько доступен владыка для всех. Приемных часов у него нет. Когда только есть возможность, он готов принять всякого. Всех он принимает одинаково ласково и отечески; терпеливо выслушивает он всякую просьбу, и просьбу основательную всегда по возможности удовлетворяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

В марте 1729 года монах Посольского монастыря донес святителю, что игумен того монастыря Иов наказал монаха Игнатия за плотской грех так жестоко, что тот скоро умер, и что производивший по сему делу следствие скрыл правду. Святитель вытребовал игумена и монахов в Иркутск и здесь поручил двум следователям отыскать правду. По рассмотрении нового следствия приказ положил и преосвященный утвердил: за то, что Иов упрашивал и научал братию скрыть правду, взять с него 10 рублей; за то, что приказал бить Игнатия плетьми, по 154 артикулу устава, наказать самого плетьми; а за то, что обнаружил грех духовного своего сына в слух братии, на соблазн, лишить управления монастырем и послать в Селенгинский монастырь с запрещением священнослужения на четыре года. Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 года было написано: «Божиею милостью преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский, в Святотроицком Селенгинском монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Самого Великого Архипастыря Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 года марта 22 дня по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе быть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне тогожде Господа Бога властью, для нужды в Троицком Селенгинском монастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякие нужды, повеленные по правилам святых апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». В игумена Посольского монастыря определен был иеромонах Паисий и оставлен судьею в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 года дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроению быть игуменом, при том – выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономиею монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо Церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов), по старости, отказался от игуменства, и святитель поставил в Нерчинского игумена иеромонаха Нафанаила. Когда Нафанаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот, по наущению старика Панкратия, особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел. Святитель послал 17 июня 1729 года следующую грамоту:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В ряду Иркутских архипастырей, которые ревностно заботились о просвещении язычников светом христианской веры, прежде всего надобно упомянуть о епископе Иннокентии (Неруновяче) (1727–1736 гг.). Из фактов, характеризующих его миссионерскую деятельность, должны быть отмечены: крещение епископом Иннокентием в 1734 году ламы Лапсана, учителя монгольской школы при Иркутском Вознесенском монастыре и путешествие его в том же 1734 году в Забайкалье. Во время этого путешествия им был призван ко Христу знатный зайсан Хатагинова рода Цецен Цокшиев, который и был крещен им лично в Вознесенском монастыре, а жена и дети Цецена крестились потом в Забайкалье. Кроме ламы Лапсана и зайсана Цецена, епископом Иннокентием (Неруновичем) было еще лично крещено 14 человек – инородцев, среди которых были знатные и влиятельные лица. В это же время в Посольском монастыре были крещены двое – Тунгус и Бурят, а священником Братского Острога было просвещено св. крещением 9 Тунгусов. Были, конечно, и еще случаи крещений иногородцев приходскими священниками, так как пример архипастыря не мог не возбуждать, по крайней мере в некоторых из них, ревности к делу миссии. Глубоко принимал к сердцу епископ Иннокентий (Нерунович) также заботы об устройстве быта новокрещенных. При его живом, деятельном содействии, они были наделяемы землей, получали иногда вспомоществование на заведение хозяйственного инвентаря, необходимого при обработке земли, освобождались от ясака на 5 лет и на некоторое время от платежа за пашню и покосы. 67 Из распоряжений по миссионерской части, сделанных преемником Иинокентия (Неруновича) Софронием (Кристаллевским), (1753–1771) обращает на себя внимание строгое предписание закащикам (благочинным) представить о новопросвещенных с 1744 г. по 1755 г. реестр «с точным показанием, которых улусов и родов, и как прежними своими именами и прозваниями писались, и как-де их русские имена и, в коликих кто местах, и ясашны ль, или кто еще в ясак не положен». 68 Эти реестры, представленные закащиками, показали, как еще «много находится особенно по Нерчинску и Якутску, идоляторов, неведущих истинного Бога», вследствие чего святитель обратился ко всем священникам своей епархии с особым воззванием, в котором, призывая их к усилению просветительной деятельности среди язычников, начертал им и самую программу их деятельности. 69 Нет, кажется, сомнения в том, что тогдашнее духовенство не оказало должного внимания к этому призыву своего архипастыря 70 и вышеупомянутое послание, а равно и новый указ епископа Софрония от 20 сентября 1742 г., касающийся того же предмета, по-видимому, не сопровождались никакими благоприятными результатами для миссионерского дела в Забайкалье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если преосв. Варлаам был такой деятельный, просвещенный и примерный архипастырь, то где же действительная причина того крутого поворота, что он вдруг оставил Иркутск и без указа выехал в Москву? Если скудны были средства к жизни, он мог просить об усилении средств, и тогда дело могло бы устроиться иначе. Жил он, конечно, в Вознесенском монастыре, начало коего относится к 1672 г. и устройство его было уже в удовлетворительном состоянии. Без сомнения, викарий пользовался еще особым окладом жалованья, соответственно своему святительскому сану. Разгадки этого вопроса надо искать в сопоставлении фактов. Проездом в Якутск и обратно чрез Киренск, где тогда были поставлены от митрополита особые благочинные (закащики), заведовавшие сборами окладных и неокладных налогов в пользу Софийской митрополии, не шел ли он в разрез с распоряжениями митрополита Филофея, который ради благословных вин (т. е. сборов) оставил весь этой край в своем ведении? Есть прямое свидетельство недовольства м. Филофея епископом Варлаамом именно из-за участия в управлении этою окраиною, куда в то время по Енисею, Ангаре и Лене было прямое водное сообщение из Тобольска до пределов Амура и Охотского поморья. Это – грамота м. Филофея от 14 октября 1709 г. Киренский монастырь, где он извещает строителя монаха Иоасафа Милюкова, что он, митрополит, оставя архиерейство восприял схиму и хочет быть на обещании в Киево-Печерском монастыре; при чем добавляет, что если преосв. Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский, учнет от себя какие указы к тебе присылать, или захочет Киренскую десятину под своею властью иметь: и тебе бы его ни в чем не слушать, и на Киренге и во всей Киренской десятине попам слушать его не велеть. В Якутске в это время настоятелем был уже архимандрит Иларион (Лежайский), тот самый, который был ранее командирован в Ургу и Пекин для проповеди Слова Божия при караванах. 63 Очевидно, здесь задет был материальный интерес. Если содержание викарного епископа шло из тех же сборов с церквей и монастырей, то не иначе, как под контролем самого митрополита; иначе он мог ли воспользоваться сбором в тех местах, которые ради благословных вин были оставлены в ведении Софийской митрополии?... Пользуясь отсутствием Сибирского митрополита, викарий мог сделать распоряжение по всем церквам Иркутской провинции, чтобы все сборы присылать в Иркутск в его личное распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Иннокентий (Александров Илия Федорович; 1793–1869), епископ. В 1832 г. хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. С 1835 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Содействовал миссионерским трудам протоиерея И. Вениаминова, будущего митрополита Московского. С 1838 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский. В 1853 г. уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался. Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1947 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1949 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1949 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1958 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский, в 1961 г. Архангельский и Холмогорский, в 1962 г. Тамбовский и Мичуринский. Иннокентий (Неронович, Нерунович; ск. 1746), епископ. В 1732 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Создавал школы для новокрещеных, строил церкви. Совместно с духовенством епархии окрестил большое количество язычников, которые назывались «неруновскими». В Якутии учредил школу для детей духовенства. Иннокентий (Сокаль Иоанн Иоаннович; 1883–1965), епископ. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1921 г. в сане иерея служил в Призренской духовной семинарии. В 1922–1924 гг. преподавал в сербских духовных семинариях. Затем служил священником в Св.-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. настоятель этой церкви. Сразу после отъезда 7 сентября 1944 г. русских архиереев во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) и с канцелярией Архиерейского Синода в Германию, направил письмо от имени всех духовных лиц, оставшихся и пребывающих в Белграде, на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола митрополита Алексия (Симанского) с просьбой о воссоединении с Московской Патриархией и возвращении на Родину. В 1945 г. делегация РПЦ во главе с епископом Сергием (Лариным) провела воссоединение. Благочинный всех русских церквей в Югославии. В 1946 г. принял советское гражданство. В 1950 г. выехал в СССР. С 1950 г. ректор Саратовской духовной семинарии, затем ректор Минской духовной семинарии, ректор Одесской духовной семинарии. С 1957 г. настоятель Смоленского Успенского собора. Овдовев, пострижен в монашество, в 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Наталия 19 декабря 2020, 17:14 14 декабря после продолжительной болезни на 71-м году жизни отошёл ко Господу протоиерей Петр Евгеньевич Жаровский, совершавший служение на протяжении 30 лет в Успенском соборе поселка Чернянка Белгородской области.15 декабря на 73-м году жизни после тяжелой болезни в результате сердечной недостаточности отошел ко Господу благочинный Приморского округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Ипполит Ковальский Наталия 19 декабря 2020, 16:26 11 ноября, на 83-ем году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу клирик Петропавловского храма поселка Ильинский Раменского района протоиерей Виктор Никитович Хренов. Наталья 19 декабря 2020, 16:20 19.12.20 отошел ко Господу Инок НИКОЛАЙ, Свияжский монастырь. Наталия 19 декабря 2020, 15:53 11 декабря 2020 года, на 80-м году жизни, после непродолжительной болезни отошел ко Господу клирик храма великомученика Никиты в д.Бывалино Павлово-Посадского р-на Московской области протодиакон Евгений Шевчук. Наталья 19 декабря 2020, 07:36 18 декабря 2020 года отошел ко Господу протоиерей ГЕОРГИЙ Коновалов, Вознесенское подворье ТСЛ. Наталья 18 декабря 2020, 21:57 18.12.2020 на 64-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Нижегородской епархии диакон КОНСТАНТИН Солянинов. Последним местом его служения стал храм в честь Успения Пресвятой Богородиц г.Бор Наталья 18 декабря 2020, 14:52 18.12.2020 года отошел ко Господу клирик Нерчинской епархии в Забайкалье настоятель храма Св.Кн.Владимира с.Газимурский Завод Иерей АЛЕКСИЙ Рябов Наталья 18 декабря 2020, 07:41 17.12.2020 года, на 63-м году жизни, после непродолжительной болезни отошла ко Господу первая настоятельница Троице-Георгиевского женского монастыря села Лесное города Сочи Краснодарского края игумения Анастасия (Михалко). 17.12.2020 отошла ко Господу бывшая сотрудница и прихожанка Успенского Кафедрального собора г.Пензы монахиня Еликонида. Наталья 18 декабря 2020, 06:46 26 ноября 2020 года в результати аварии трагически погибли матушка Мария (30 лет) и отрок Герман (7 лет) - жена и сын священника Григория Ясковца, настоятеля Кирилло-Мефодиевского храма с. Новый Моквин Ровненской области УПЦ

http://pravoslavie.ru/133481.html

Неизвестно и то сам ли он совратился или кем совращен был в раскол, только заблуждение его было самое упорное. Началось тем, что он подал приходскому Николаевской церкви священнику Алексею Степанову своеручно написанное мнение, в котором выразил, что церкви не повинуется и в церковь ходить не желает по то число, как Синод пресечется, и в церкви на ектениях поминать его не будут. Священник предъявил письмо Якутскому архимандриту Феофану, а сей препроводил Сургучева вместе с письмом его в Тобольск к митрополиту Антонию. Многократно митрополит призывал к себе Сургучева, увещевал и вразумлял, но без успеха. Наконец отослал упорного к розыску в Тобольскую губернскую канцелярию, где и розыскиван дважды и жжен огнем, а с розысков и с огня стоял в упрямстве. Губернатор Сибирский князь Долгоруков просил от Синода указа, что делать с упорным. Синод отозвался, что как дело вступило уже следствием в светский суд, то он не считает своим правом чинить о том решение. Впрочем, сообщил письмо Сургучева на рассмотрение Сената. А Высокий Сенат определил сослать Сургучева в Соловецкий монастырь в тюрьму, в которой содержать его до тех пор, пока он от той своей противности обратится и принесет покаяние, для каковой цели и чинить ему, по рассмотрению Синода, непрестанное увещание, дабы те его суеверные бредни пресечь. Но обратился ли Сургучев – неизвестно. Известнее то, что он, кажется, первый появился в Восточной Сибири открытый расколоучитель. При обозрении церквей по сю сторону Байкала доверенными от Святителя, а иногда и лично самим Святителем, и при блюдении за благочинием за Байкалом чрез благонадежного игумена Успенского монастыря Нафанаила не открывалось во дни святителя Иннокентия таких вопиющих беспорядков, какие прежде пугали отсюда митрополита Тобольского. Однако ж прежние еще не все были очищены. К таковым относится брак Ефремова в кровном родстве и истязание игуменом Иовом монаха Игнатия. Припомним, что незаконный брак Нерчинского служивого Федора Ефремова открыт был в 1727 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никон скончался в 1681 году. С него было снято восточными патриархами запрещение, и он был погребен архиерейским чином в присутствии царя. Собор 1666–67 года, осудив патр. Никона, утвердил все его реформы, в том числе реформу духовного суда. В преемники Никону был избран скромный и кроткий Иоасаф II (1667–73). Раскол старообрядчества Во второй половине 17 века, русской Церкви пришлось пережить губительный раскол, поводом к которому было то направление, которое патр. Никон дал делу исправления книг, но корни были заложены в недоверии московских консерваторов к грекам и киевлянам. Необходимость исправления книг сознавалась очень многими, но патр. Никон, который только продолжил уже давно подготовленное дело, давал предпочтение греческим рукописям, справлялся в Греции о правильности того или иного исправления и не доверял московским справщикам. Он ввел кроме того трехперстное крестное знамение (при котором три пальца складывались вместе в честь св. Троицы) и тройное пение аллилуйя, тогда как в постановлениях Стоглавого Собора, авторитет которого был очень велик, говорилось о двуперстном знамении (двух пальцах, символизировавших два естества в Иисусе Христе) и двойном аллилуйя. Это дало повод защитникам старых русских текстов усомниться в истинности греческих исправлений и ссылаться в своих утверждениях на соборное постановление. В 1654 году патр. Никон собрал в Москве собор, который принял все его исправления, а в 1655 году они были одобрены восточными патриархами. Те, кто не согласились с постановлениями, были осуждены на ссылку. Во главе ревнителей старины был протопоп (протоиерей) Аввакум Петрович, человек неистового и властного характера, в своей ревности о благочинии церковном и в борьбе с распущенностью нравов доходивший до крайностей. Он происходил, как и патр. Никон, из Нижнего Новгорода, приехал в 1647 году в Москву к Ивану Неронову и принял деятельное участие в деле исправления книг. Он был горячим московским патриотом и видел в греках изменников православию. Патр. Никон сослал его в 1653 году в Тобольск, а потом в Нерчинский край, но он был оттуда возвращен после оставления патриархом Москвы. Вместе с ним был сослан и еп. Павел Коломенский, не признавший исправлений. Царь Алексей Михайлович уважал Аввакума и убеждал его принять исправления, но он оставался непоколебимым.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но Святейший Синод своим докладом в генваре 1727 года, а Императрица Екатерина I своим утверждением этого доклада 15 того же генваря хотели высвободить и высвободили святителя Иннокентия из крайне неблагоприятных обстоятельств, сложившихся для него от неудачного посольства в Пекине. А св. Иннокентий, получивши указ о новом своём назначении 26-го августа того же года, будучи уже в Иркутске, в Вознесенском монастыре, по возвращении своём из-за Байкала, принял это назначение неиначе, как за указание воли Божией подвизаться на новом месте, во славу Божию и для спасения своего и вручённой ему паствы. Эти благочестивые мысли и эти св. чувства святитель выразил и в своих указах закащикам, по нынешнему, благочинным, повелевающих объявить по церквам после литургии о его назначении, и отправить благодарственное молебное пение, и в своём окружном послании к пастве, данном в день церковного новолетия 1-го сентября 1727 года. Не смотря на краткость этого послания, из него можно узнать, как святитель принял своё новое назначение, что думал о новой своей пастве, чего от неё требовал и к чему сам намерен был стремиться при управлении паствою. Это святительское послание, адресованное к послушным сынам Восточной церкви, духовным и мирским, есть и первая архипастырская проповедь его к Иркутской пастве. Сказавши о своём назначении святитель увещевает паству сохранять с ним, своим архипастырем, и между собою, как того требует аностол единомыслие в вере, единодушие и любовь, и соблюдать всё, что есть лучшее и богоугодное, чтобы достигнуть и временных и вечных благ. Вот это послание: «Божиею милостию преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем церкви святыя и восточныя сыновом послушным, духовным и мирским Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Св. Духа да будет со всеми вами. Понеже благословением Божием Её Императорское Величество, имея сердце своё благодатное в руце Божией, по докладу Святейшего Правительствующего Синода, благоволила мя милостивым своим Императорским указом определить в Иркутскую епархию настоящим епископом, и титуловати себе по той епархии, якоже и прежде бывало, того ради молю прежде всех творитя моления за Её Императорское Величество о здравии, и всея Её Императорской фамилии, Святейшего Правительствующего Синода, такожде и о нашем смирении титулуя нас Иркутским и Нерчинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Однако же, и при такой постановке православной миссии до Преосвященного Парфения, случались не только единичные, но и массовые обращения бурят в христианство. Так в 1842 году в Тункинском ведомстве, по убеждению заседателя Думы Бордой Порушенова, во святом крещении Павла Пятницкого, приняли крещение до 800 бурят. В 1848 г., по убеждению тайши Андреева, заявили желание принять христианство до 300 балаганских бурят и были крещены самим Иркутским Архиепископом Нилом; в 1856 г. Иркутским кафедральным протоиереем Петуховым, носившем звание миссионера, вместе с священниками Тункинской и Ниловой церквей, было крещено в Тункинском крае 1050 бурят. Наконец, в 1857 году крестился и сам родоначальник тункинских бурят, тайша Хомаков, вместе с 200 своих родичей. По случаю значительного обращения бурят в Тункинском ведомстве, здесь в Торской степи устроена была в 1852 г. миссионерская церковь во имя св. Николая, особенно почитаемого бурятами; богослужение положено в ней совершать на монгольском языке, по сему и миссионером назначен был в этой церкви природный бурят протоиерей Доржеев. К сожалению, этот миссионер не жил при самой церкви, среди бурят, а жил в Иркутске, занимаясь переводом Богослужебных книг на монгольский язык с Преосвященным Нилом; приезжал к официальному месту своего служения временно и потом уехал даже из Иркустка в Ярославль с Преосвященным Нилом для окончания своих переводов. Только в 1857 г. назначен был новый миссионер (из русских) к этой церкви, священник Григорий Щапов. В 1850 г. назначен был миссионер и для балаганских бурят, в значительном числе принявших христианство, священник Иннокентий Ливанов, но этот миссионер остался вместе с тем и приходским священником г. Балаганска и благочинным. Не ранее как в 1861 г. назначены были два миссионера, с увольнением от обязанностей приходского священника: один для Балаганского, Индинского и Аларского ведомств (свыше 35 тыс. душ), вышеупомянутый священник И. Ливанов; другой для Капсальского, Кудинского, Верхоленского и Ольхонского ведомств (свыше 50 тыс. душ), священник Иоанн Родионов. Но что могли сделать эти два миссионера при таком громадном числе бурят (свыше 100 тысяч), подлежащих их миссионерской деятельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010