Приближаясь к Тобольску, преосвященный Филофей обозревал все встречавшиеся ему на пути, начиная с Урала, церкви Тобольской епархии; для обозрения других церквей, по крайней мере более близких к Тобольску уездов, вскоре после приезда отправил доверенных и знающих дело лиц; познакомился он и с духовенством посещенных им церквей, а тем более с местным тобольским. Из лично виденного и слышанного им, а также из донесений посланных им лиц он увидел, что в Тобольской епархии, кроме общих недостатков и непорядков, присущих всем великороссийским и малороссийским епархиям, есть свои местные неустройства и дела, которые требуют особенной пастырской заботливости, увидел и решился для благоустройства сибирской церкви, по примеру пастырей первых веков христианства, а также по примеру Российских (Киевских и Московских) митрополитов и патриархов, ежегодно собирать из епархиального духовенства соборы – в один год из духовенства верховых городов и уездов (лежавших на западе и частью на юг от Тобольска к Уралу), к 6 декабря в Тобольске, а в другой – из духовенства низовых (всех от Тобольска на восток, начиная с Томска до Иркутска, Якутска, Нерчинска и далее) городов и сел к 15 или 20 июля в Енисейске. Собираться должны были всенепременно (под опасением штрафа в 5 руб.) настоятели всех монастырей, все заказчики или десятильники (что ныне благочинные) и священники по одному от двухклирных и трехклирных городских и сельских церквей. В первый, т.е. 1702, год управления сибирской паствой описываемый архипастырь и успел созвать собор из духовенства западной половины епархии к 6 декабря в своем епархиальном городе. Сколько времени продолжался в Тобольске собор и как много было духовенства на нем, это неизвестно. Но известно, что на соборе, на основании сведений о состоянии сибирской церкви, полученных от присутствовавшего духовенства, а также и из собственных митрополичьих наблюдений и при руководстве «Указанными статьями» Патриарха Адриана было составлено 51 правило, которые преимущественно касаются духовенства, благочинного совершения им богослужения, таинств и треб христианских, и которые после циркулярно были разосланы по всей епархии к точному их исполнению. Вот главнейшие (разумеется, в сокращении) из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Под таким просветительным влиянием миссионеров образовались целые селения и приходы особенно там, где были монастырские вотчины, – в которых миссионерами устроены сначала часовни, а потом и храмы, напр. на Хилке в Куналее, Елани. – В тоже время, игумен Феодосий и его преемники исполняли здесь обязанности закащиков духовных дел (по нынешнему благочинных) и имели разъезды по обе стороны Байкала, за сбором окладных и неокладных сумм Тобольской митрополии, ведали духовные дела; – что, конечно, помогало им и в миссионерских обязанностях. Грамотою на имя игумена Феодосия от 15 июня 1687 года митроп. Тобольский и Сибирский Павел поручал игумену Феодосию ведати церковные догматы и духовные дела в Даурских острогах: Иркутском, Удинском, Баргузинском, Нерчинском, Албазинском, Аргунском, Теленбинском (на озере Еравне), Селенгинском, Ишимском, Братском, и в Николаевской заимке, т. е. в Посольской Пустыни, где стало быть уже было братство. Славнейшим делом этой миссии должно быть почтено крещение князя Гантимура, начальствовавшего над 14 тунгусскими родами, с коими он перешел из Китая в русское подданство. Св. крещение принято им в 1684 году, т. е. вскоре по прибытии за Байкал миссии. Гантимур крестился в Нерчинске с одним из 13 своих сыновей – Катанаем: сам он наречен был Петром, а сын Павлом. Князь Петр был позван после того в Москву, и в том же году умер в Нарыме, близь Тобольска, а князь Павел (Катанай) был пожалован в Московские дворяне. Указом 16 марта 1685 г. велено было для князя Павла Гантимурова построить в Нерчинске дом и производить ему жалование по 30 р. в год, хлеба вдвое и соли по 6 пуд. Он умер в марте 1700 г.; потомки его все были христианами. Спафарий, в бытность свою в Нерчинске, видел князя Гантимура и доложил о нем Государю в самых лестных чертах, что Гантимур лучше всех ясашных Великого Государя, муж великий, храбрый. Спафарий прибавлял в своем донесении, что «китайцы прилежно просят о возвращении в Китай Гантимура, где он был у Богдохана царя четвертым боярином и получал ежегодно по 1200 лан (каждая 167 коп.) что он и племя его люди самые ратные, что живут они в Нерчинске и китайцы боятся, чтобы он не побудил Великого Государя служилых людей идти на них войною: потому что он жил в здешних местах и про все знает».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Октябрьская революция 1917 г. стала поворотным моментом в истории П. д. м. В связи с инфляцией и аннулированием военных займов миссия оказалась на грани банкротства, в 1919 г. в Китае были закрыты все правосл. миссионерские станы. Оставшиеся финансовые и материальные средства были мобилизованы на поддержку беженцев из России. В заметке «Положение духовной миссии в Китае», опубликованной в газ. «Дальний Восток», говорилось: «Вследствие политических событий в России миссия лишилась почти всех источников доходов. Предприятия миссии за отсутствием оборотного капитала не могут конкурировать с китайскими предприятиями. По мнению начальника миссии, лучшим выходом из создавшегося положения является обеспечение промышленных учреждений миссии (мельница, механич. мастерская, маслодельный завод, салотопня, мыловарня, типография и пр.), благодаря чему миссия могла бы не только существовать, но и значительно расширить свою миссионерскую деятельность» (Дальний Восток: Газ. Владивосток, 1919. 9 окт.). В 1920 г. П. д. м. приютила многочисленных беженцев из России. Бывш. председатель Совета министров Временного Сибирского правительства П. В. Вологодский был принят в миссию юрисконсультом. Архим. Макарий (Счастнев) 23 июня 1923 г. был назначен кафедральным протоиереем и благочинным Успенского мон-ря в Пекине, 26 сент.- благочинным правосл. духовенства, проживающего в г. Шанхае. К Александро-Невской ц. в г. Ханькоу был назначен бывш. священник Енисейской епархии И. И. Михайлов, также покинувший Россию в составе Белой армии в нояб. 1922 г. В нач. 1921 г. послушником пекинского Успенского мон-ря стал бывш. офицер Л. В. Святин (впосл. митр. Краснодарский и Кубанский Виктор ), вскоре он был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; 10 авг. 1922 г. назначен настоятелем Покровской ц. в Тяньцзине. Учреждения миссии принимали рус. беженцев и в др. регионах: еп. Забайкальского и Нерчинского Мелетия (Заборовского ; впосл. митрополит Харбинский и Маньчжурский), архиеп. Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова ; впосл. архиепископ Харбинский и Маньчжурский), архим. Ювеналия (Килина ; в схиме Иоанн; впосл. архиепископ Ижевский и Удмуртский) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

19 мая 1879 г. 337 Иркутск. 37 20–24 авг. 1879 г. Иркутск. Отвечаю на письмо ваше, начатое 30 июля и конченное 8 авг., в порядке его содержания. 10 сентября отправляюсь я по тракту на Нижнеудинск. Увижусь с тамошним благочинным, к приходу которого принадлежать черные гуси, и попрошу его сообщить мне желаемые вами о них сведения 338 . От себя замечу, что у нас мелкие тунгусские племена теряют свой язык, принимающие христианство делаются русскими, а совращаемые ламами – бурятами. Теперь в целом ведомстве армацких тунгусов (за Байкалом в соседстве с Тункою) нет ни одного говорящего по-тунгусски. Когда я еще в 60-х годах был в их инородческой управе, где живут обрусевшие тунгусы, на вопрос мой, говорят ли они по-тунгусски, мне ответили, что есть один только старик между ними, который помнит несколько слов тунгусских. Та же история случилась в нерчинском округе князя Гантимурова 339 . Протоиерей Доржеев, выдающий себя за потомка Чингисхана, на самом деле тунгус ведомства кн. Гантимурова. Одни из них стали бурятами, другие русскими. Тоже творится теперь с сойотами, живущими на запад от Ниловой пустыни 340 . Вообще о тунгусах 341 » мне один крещеный инородец премудро сообщил, что они и родятся на три языка, т. е. тунгусский, русский и бурятский. Ваш размытый монастырь 342 дает мне мысль спросить вас, имеет он какие-нибудь материальные средства, например денежные вклады или земли и рыбные ловли, доходом от которых можно бы пользоваться издали? Если есть то и другое, в таком случай я не советовал бы вам восстанавливать его, а перевести доходы его на викариатскую кафедру 343 . Еще; есть ли где по Томской губернии казенно-оброчная рыболовная, земляная или другие какие статьи. Если есть, просите их также своей кафедре. Казна охотно отдает их, потому что сама получает от них ничтожный доход. Я в свое время 344 … 38 16 марта 1880 г. 345 Иркутск С братским лобзанием приветствую ваше преосвященство с приятием сугубой благодати и возведением в князи церкви. Да дарует вас Господь св. церкви в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25/IX-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 11. Церковное обновление. 1925. 9. С. 67. ФАОС дело 10. Кат-АМ 19. Кат-ЯВ 15. С. 8. Кат-ЕС 2. С. 14, п/п 80. [Кат-ГУБ. С. 959.1 Арестован и расстрелян 31/VIII-1937 г. в г. Сыктывкаре. [ПСТБИ] АЛЕКСАНДР (Смирнов) Архиепископ Челябинский Родился в 1867 году. Окончил Оренбургскую духовную семинарию. Последние годы перед обновленчеством состоял настоятелем Михайло-Архангельской церкви в г. Троицке. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 1/V-1924 г. хиротонисан во еп. Кустанайского, вик. Челябинской епархии. 8/VIII-1924 г. назначен временно правящим Челябинской епархией. С 7/IV-1925 г. уволен (по личной просьбе) временно на покой. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. ФАОС дело 5д. Кат-АМ 20. Кат-ЯВ 16. С. 8. Кат-ЕС 3. С. 20, п/п 2. [Кат-ГУБ. С. 959.] АЛЕКСАНДР (Соколов) Епископ Новгородский Упоминается в 1921 году как викарный епископ Новгородской епархии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. До своей смерти жил в Старой Руссе. Год смерти неизвестен. ЛИТЕРАТУРА: ФАМ 1. Кат-АМ 21. См. Мануил. 1.90. [Кат-ГУБ. С. 959.] В 1921 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. АЛЕКСАНДР (Спасский) Архиепископ Канский Родился 23/11–1871 года. В 1895 г. принял сан священника в Иркутской епархии. Состоял благочинным. Был законоучителем Нерчинской женской гимназии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 14/Х-1923 г. хиротонисан во еп. Нерчинского, вик. Забайкальской епархии. В 1925 г. возведен в сан архиепископа. С сентября 1926 г. согласно прошению по болезни уволен на покой. С декабря 1927 г. – еп. Никольско-Уссурийский, вик. Владивостокской епархии. С 1928 г. – правящий Сретенской епархией. С октября 1933 г. уволен на покой, но оставлен настоятелем Сретенского собора. С августа 1934 г. вновь назначен правящим Канской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

286 . Мартынов Павел Иванович – Ассистент Московского Коммерческого Института – По избранию – Мирянин от Калужской епархий – 38 – Коммерческий инженер – Угодский завод, Малоярославецкого уезда, Калужской епархии. 287 . Маршан Петр Андреевич – Учитель – По избранию – Мирянин от Рижской епархии – 50 – Учительская семинария – Прекшаны, Венденского уезда, Лифляндской губернии. 288 . Масальский Александр Павлович – Священник Ярославской Ильинско-Тихоновской церкви – По избранию – Клирик от Ярославской епархии – 46 – Студент духовной семинарии – Ярославль. 289 . Матиков Илья Кириллович – Протоиерей, благочинный 20 Сибирской стрелковой дивизии – По избранию – От военного и морского духовенства – 58 – Духовная семинария – Действующая армия. 290 . Матвей – Архимандрит, ректор Пермской Духовной Семинарии – По избранию – От монашествующих – 36 – Кандидат богословия – Пермь. 291 . Медведков Николай Николаевич – Помощник смотрителя Бельского духовного училища – По избранию – Мирянин от Смоленской епархии – 54 – Кандидат богословия – Белый, Смоленской епархии. 292 . Мелетий – Епископ Забайкальский и Нерчинский – По должности – 48 – Кандидат богословия – Чита. 293 . Мельников Иван Иванович – Ветеринарный фельдшер – По избранию – Мирянин от Владивостокской епархии – 52 – Фельдшерская школа – Ст. Манчжурия, Восточно-Китайской ж. д. 294 . Мельницкий Сергий Антонович – Священник, настоятель Успенской церкви м. Песчанки, Ольгопольского уезда – По избранию – Клирик от Подольской епархии – 43 – Духовная семинария – М. Песчанка, Ольгопольского уезда, Подольской епархии. 295 . Менделеев Павел Павлович – Член Государственного Совета – По избранию – От Государственного Совета – 53 – Училище Правоведения – Петроград. 296 . Мефодий – Епископ Оренбургский и Тургайский – По должности – 61 – Кандидат богословия – Оренбург. 297 . Миклашевский Николай Феодорович – Член Череповецкого Окружного Суда – По избранию – Мирянин от Новгородской епархии – 46 – Университет – Череповец, Новгородской епархии. 298 . Минченко Карп Димитриевич – Псаломщик Николаевской церкви села Селидовки, Бахмутского уезда – По избранию – Клирик от Екатеринославской епархии – 29 – Студент духовной семинарии – С. Селидовка, Бахмутского уезда, Екатеринославской епархии. (Сложил полномочия Члена Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. К истории Коломенской епархии. Сообщил М. Руднев а) Издаваемые от разных архиереев, бывших в Коломенской епархии, определения б) Инструкция благочинному Коломенского и Егорьевского уездов Зарецкой де-сятины в) Ведомости, учиненные в Коломенской духовной Консистории, по силе полу-ченного в оной сего июня «3» дня 1788 года от его преосвященного Феофилакта еписко-па Коломенского и Тульского приказания 3. К вопросу о месяцеслове канонизованных русских святых. Архим. Никодим 4. К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владими-ра. Его же 5. Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, как ревнительница христианско-го просвещения инородцев-чуваш. Свящ. А. Иванов 6. О поручной записи по подъячем Новгородского митрополита раскольнике Про-кофьеве. Сообщил Действит Член С.А. Белокуров Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. О так называемой Ростовской летописи. Действит. Члена А.А. Шахматова II. Материалы историко-литературные 1. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. Действит. Члена Н.И, Петрова. Вып. 3-й: рукописи Киево-Софийского собора 2. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров (с 17 рисунками в тексте). По рукописи XVII в. Сообщил А.Т. Успенский III. Смесь 1. Бытовые черты XVIII века 1) Раздача ветхих дощаников в жалованье служилым людям 2) Челобитье калмычки об освобождении из холопства 3) Челобитье татар о разрешении продавать детей по случаю голода 4) Отзывы служилых людей о картах 5) К истории Ирбитской ярмарки 6) Указ о бобровом пухе для шляп 7) К истории Нерчинского бунта 1700 г 8) Челобитье о часовщике 9) Вызов самоедских шаманов в Москву 10) Редкий отзыв о воеводе 11) Воеводский голос против выборного начала 12) Доставка в Москву живых соболей и магнита 13) К истории чайной торговли 14) Дело об «Истории Скифийской» 15) Два указа о «слове и деле» 1702 г 16) Посылка в Киев за книгами, Учителями, «студентами», «спеваками» и проч

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Правящему архиерею Челябинской епархии иметь титул «Челябинский и Миасский». 3. Правящему архиерею Златоустовской епархии иметь титул «Златоустовский и Саткинский». 4. Епископом Златоустовским и Саткинским избрать игумена Викентия (Брылеева), клирика Челябинской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Викентия (Брылеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ. 6. Включить Златоустовскую епархию в состав Челябинской митрополии.   ЖУРНАЛ 115 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении Читинской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Читинским и Петровск-Забайкальским быть Преосвященному епископу Нерчинскому и Краснокаменскому Димитрию, временно управляющему Читинской епархией, с поручением ему временного управления Нерчинской епархией. 2. Назначить Преосвященного епископа Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия главой Забайкальской митрополии.   ЖУРНАЛ 116 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об архипастырском окормлении приходов Московского Патриархата в Республике Армения. ПОСТАНОВИЛИ: Образовать Патриаршее благочиние в составе приходов, находящихся в Республике Армения, назначив управляющим упомянутыми приходами Преосвященного епископа Владикавказского и Аланского Леонида с сохранением за ним управления Владикавказской епархией.   ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений, о распределении выпускников в 2016 году. Справка: В своем заседании от 22 октября 2015 года (журнал 78) Священный Синод утвердил Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и регламент к нему. В своем заседании от 16 апреля 2016 года (журнал 19) Священный Синод утвердил распределение выпускников 2016 года на основании предложений Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений. Также председателю Комиссии было поручено представить Священному Синоду сведения о фактическом распределении с учетом результатов вступительных экзаменов на более высокие ступени обучения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

745 Вениамин (Василий Антонович Благонравов; 1825–1892), епископ Иркутский и Нерчинский, с 1878 г. возведён в сан архиепископа. Право славный миссионер и писатель. 746 Басин И. В. Авторство «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 167–177. 747 Феодосий (Благонравов, ум. 30 ноября 1880), миссионер, иеромонах, благочинный, а затем казначей Вышенской пустыни. Рукопись о. Михаила была послана к нему для представления на отзыв еп. Феофану, но, пока посылка была в дороге, о. Феодосий умер. 748 Письмо 39. 3 дек. 1880 г.//Письма Вениамина, архиепископа Ир кутского (ум. 1892), к Казанскому архиепископу Владимиру (ум. 1897)/с предисл. и примеч. К. В. Харламповича . М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. С. 134–135. 750 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу: Написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть храните, дела же божии открывати славно»: То вит. XII, 7. 3 е изд., испр. и доп. Казань: Михаило-Арханг. Черемис. монастырь, 1884. – 162 с. 751 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 752 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 753 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 756 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 757 Переписка крестьянина самоучки деревенского поэта Максима Васильевича Карасева с патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами, протоиереями, иереями и др. лицами». Ч. 1//ОР РНБ. Ф. 359. Собр. Н. Я. Колобова. 383.1. Читать далее Источник: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2016. – 308 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, первого викария Иркутской епархии и назначен настоятелем Забайкальской духовной миссии. Далее – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, епископ и архиепископ Иркутский и Нерчинский. В 1886 г. вызван в Санкт-Петербург для годового присутствия в Святейшем Синоде. Основные сочинения – отчеты о деятельности сибирских миссий, имеющие историческую и этнографическую ценность. С Вышенской обителью владыка Вениамин связан через своего родного брата, иеромонаха Феодосия (†1880), бывшего здесь благочинным, а затем казначеем. Отец Феодосий некоторое время служил под началом свое го брата в Забайкальской духовной миссии. О посещении архиепископом Вениамином Вышенского монастыря мы узнаем из письма святителя Феофана от 18 августа 1887 г.: «К нам ожидается Иркутский владыка Вениамин. Тут недалеко его родина. Неделю спустя. Иркутский – был, добрый и кроткий» 837 . Из письма не ясно, состоялась встреча двух владык на Выше или нет. Ответ содержится в переписке архиепископа Вениамина. 25 ноября 1887 г. он пишет из Иркутска епископу Томскому и Семипалатинскому Владимиру (Петрову): «Преосв Феофана, к сожалению, не мог видеть, хотя и был в Вышенской пустыни. Только получил от него письмо с извинением, что по болезненному состоянию он не может принять меня. Ранее он также не принял двух великих князей, бывших в Вышенской пустыни, по той же причине. Но мне кажется, он уклоняется от делаемой ему посещениями чести. Тамбовского владыку, как епархиального, впрочем, принимал. Но архимандрит Аркадий у него нередко бывает» 838 . 28 марта 1888 года: «Я забыл вам ответить на вопрос ваш о пр < еосвященном> Феофане. Я не видел его, а получил от него письмо с извинением, что не м. принять меня по своему болезненному состоянию. Так же он ответил и вел князьям, бывшим в Вышенской пустыни и желавшим посетить его. Своего епар преосвященного он впрочем принял. Меня, м б , не принял и потому, что я писал с Кавказа архимандриту, что буду просить молитв пр Феофана; ему вероятно по смирению не хотелось принять меня в виде своего поклонника. Я на письмо его ответил также письмом, выразив сожаление, что не мог видеть его, и с просьбой о молитве, как единственной цели моего желания видеть его» 839 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010