Здесь следует напомнить, что сама ситуация, когда один супруг – христианин, а другой – нет, ненормальна. Она допустима только в том случае, когда супруги поженились, будучи в неверии, а затем один из них пришел в Церковь . Именно для такого случая апостол говорит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…» ( 1Кор. 7, 12–14 ). А та практика, когда православные уже после воцерковления женятся или выходят замуж за неверующих или иноверцев, однозначно запрещена Церковью . 72 правило V-VI Вселенского Собора гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться… Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников». И свт. Амвросий Медиоланский говорит: «Если сам брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?». Те же православные, которые оказались в ситуации, описанной апостолом, должны знать о нормах своего поведения в общении с неверующими родственниками. Выше уже было сказано о необходимости почитать и слушаться неверующих родителей и мужа. Это касается всех случаев, кроме тех, когда родители или муж призывают отречься от веры или совершить грех . В этом их слушать не должно: «Если они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское, об этом Христос, Сын Божий учил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 )» (св. Тихон Задонский ). И если муж ставит условием «или я, или Церковь », «или я, или Бог», жена вправе развестись с ним, по слову апостола: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны» ( 1Кор. 7, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 33-37). И тот, кто идет вослед Христу, должен оставить гордыню искаженной действительности, предав свою волю Провидению. Ибо и клятвы мы произносим, дабы утвердить свою самость, но никак ради Бога. Златоуст говорит, «что клятва происходит от неприязни…». Если любовь становится смыслом бытия, то нужно ли постоянно пустословить, ежечасно выражаю свою любовь не делом, но празднословием. Иудейский мир, привыкший к Ветхому закону, не мог принять Любовь Христа. Им казалось странным, что то, что было хорошо вчера, почему-то несовершенно сегодня. Святитель Иоанн приводил такие примеры: «… быть носиму на руках в первом возрасте хорошо, а после вредно. Питаться разжеванной пищей в младенчестве хорошо, а после – отвратительно. Питаться молоком и прибегать к сосцам в начале полезно и спасительно, а после вредно и опасно» (Толкование на святого Матфея Евангелиста). С одной стороны ветхие представления о жизни удерживали сознание, с другой – субъективное восприятие мира, что характерно было для неофитского сознания. «Когда человек, обращаясь к Богу, утаивает что-то свое, хочет сберечь в себе что-то от своего прежнего, удаленного от Бога существования, то он неизбежно впадает в то полухристианство, которое может оказаться в очах Божиих омерзительнее самого язычества: «о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16)» (архиепископ Нафанаил (Львов)). Христос побуждает к борьбе в первую очередь с самим собой. И в этой борьбе, возможны, падения и отступления. Однако не стоит отчаиваться. «Итак, когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы раз, хотя два, три раза, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; вставай и принимайся за тот же труд – и непременно останешься победителем» (Свт. Иоанн Златоуст). В таком непрестанном движении обретем спасение и истину, и это же движение, конечно же, не может принять клятву, которую объективно нарушаем в силу своей человеческой слабости.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Прп. Силуан Афонский учил: «…ты не ругайся с ними (язычниками), а посмотри? как они внимательно и серьезно относятся к своему культу. Дождись, когда они выйдут из кумирни, и доброжелательно пообщайся с ними». Насколько мне известно, люди, которые недоброжелательно относятся к моему служению в Церкви, – это неофиты. Войдя в христианскую общину, они втащили за собою, как некий грязный шлейф, и постъиудейское нетерпимое отношение к христианской этике, и комсомольский энтузиазм и напор, и некий снобизм, присущий мало духовно образованным советским интеллигентам. Даст Бог, со временем они изживут в себе эти болячки прошлой жизни. Ну, а если нет, то мне их искренне жаль. Я молюсь за них и желаю им душевного здравия и нравственного равновесия. Впрочем, а стоит ли на них обращать внимание? Ап. Павел говорил о своих недоброжелателях: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» ( 1Кор.4,3 ). В Писании есть даже такое предостережение Сына Божия, Он говорил: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» ( Лк.6,26 ). ВОПРОС: Почему иногда молитва приводит чувства в депрессивное (нервозное) состояние? ОТВЕТ: Очень многие неправильно молятся. И от этого впадают в состояние депрессии, близкое к состоянию прелести. Особенно этим страдают женщины, но иногда и некоторые мужчины. Это состояние близко к состоянию кликушества. Чтобы избежать подобного духовного заболевания, во время молитвы надо помнить о некоторых правилах. ПЕРВОЕ: Прежде всего, нельзя во время молитвы что-то представлять – некие образы воображаемые. Некоторые закрывают глаза во время молитв и представляют Христа, Божию Матерь или святых. Это совершенно недопустимо. Ведь икона и существует для того, чтобы отсечь наше чувственное восприятие духовного мира и дать нам бесстрастные формы иной реальности. Канонически правильно написанная икона дает нам бесстрастный образ, который и делает наше восприятие объекта молитвы бесстрастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Понятна отсюда логическая связь и преемственность между двумя соседствующими стихами ап. Павла: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» (2 Фес. 2, 13–17). Смысл апостольских слов в том, что цель жизни христианина — «достигнуть славы», то есть войти в теофанию, в благую и явленную энергию Христа, что происходит «через освящение Духа». От апостолов здесь требуется слово проповеди; от неофита — вера; но все это будет бездейственно, если не будет третьего участника таинства синергии: Духа. Мы, апостолы, дали вам слово о Христе, чтобы впредь утешать вас мог Сам Господь. Естественно, что толкование св. Иоанна Златоуста на эту главу павлова послания завершается евхаристическим призывом (4 Беседа на 2 Послание к Фесс., 4). И если бы для Златоуста апостольское предание было бы всего лишь несколькими словами, добавляемыми к апостольским текстам, то был бы непонятен категоризм его утверждения: «Есть предание, и более не ищи ничего» (4 Беседа на 2 Послание к Фесс., 2). Если предание — это два или три философских тезиса, то перед нами формула отречения от Евангелия. Если предание есть некоторые неписаные учения апостолов, то эта фраза является чудовищной: это отвержение и Евангелия, и самого Христа. Достаточно тебе знать некоторые устные инструкции, и можно не искать самого Христа. Но если предание есть «достижение славы Господа нашего Иисуса Христа», тогда действительно христианину более искать нечего. Апостольское наследие состоит не только из посланий и даже не только из учений. Ап. Павел вручает Тимофею некий «залог» и увещевает ученика это нечто врученное ему «хранить духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1,14). Чтобы сохранить текст — помощи «Святого Духа, живущего в нас», не надо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Потому прекраснодушного " всё хорошо " быть не может. Сделаю цитату из Маяковского (стихотворение " Гуляем " ) Это - церковь, божий храм, сюда старухи приходят по утрам. Сделали картинку, назвали - " бог " и ждут, чтоб этот бог помог. Глупые тоже - картинка им никак не поможет. Это - дом комсомольцев. Они - умные: никогда не молятся. Когда подрастете, станете с усами, на бога не надейтесь, работайте сами. Кого жальче: Маяковского или отравленных этим ядом детей? Вывод очевиден: должен быть разумный фильтр. Не со всех цветов моя пчела может собрать мёд. Дмитрий 15 октября 2015, 13:19 " Выходить к людям зачастую страшно, больно, но их состояние – это же и наша вина, в конце концов.Глядя на нас, люди не видят света Христова! " Сколько ж можно одно и то-же мусолить!? не видят они света,да-не видят и не увидят, и не услышат,хоть ты в лепешку расшибись. И ненавидеть будут за то ,что ты христианин.Ты можешь ничего не делать(ни плохого, ни хорошего) ,или делать очень много добра-и отношение к тебе будет благодарно-равнодушное,но если ты скажешь,что ты христианин,что трудишься во славу Божию- тебя обязательно будут ненавидеть,да кто-то будет и уважать,но в основном -ненавидеть,за Имя Христа. Ну что-ж вы Евангелия не читаете-то ,а? " И будете ненавидимы всеми за имя Мое; " (от Марка 13:13.) ; " они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, " -(от Матфея 13:13-15) Неофит 15 октября 2015, 12:00 просто жуть. Статья перевертыш. Искусство порождено Каином (изучайте Библию), для восполнения вакуума в душе, образованного после оставления его Богом. Я не слышал ни об одном святом отце, который при жизни удостоился воссоединения с Богом, что бы ему потребовалось, хоть какое то, из проявлений искусства.

http://pravoslavie.ru/86759.html

Помни об этом, а все остальное - прости " . Человека призывает только Бог. Наивно думать, что мы можем как-то оттолкнуть или наоборот призвать. Если у нас есть цель призвать, то только самим попросив Бога об этом. Цели оттолкнуть, конечно, ни у кого нет. Ирина (еще одна) 16 сентября 2014, 17:36 НН, да и я с Вами соглашусь, что такие они - блудные дети или заблудшие овцы, но мы-то, кто уже видит себя в Церкви (тем паче служит в том или ином качестве), разве не должники, которым 500 динариев уже прощено? Мне кажется, статья об этом. Валентина 16 сентября 2014, 16:58 Еще нетерпимость проявляется дома по отношению к домочадцам. Потерпеть немытую посуду, пыль и т.д., не раздражаясь при этом, - это тоже подвиг. Не накручивать себя, вовремя останавливать, мягко делать замечания, - трудно. Я нетерпима дома и страдаю от этого. Надеюсь на помощь Божией Матери. Василий Н. 16 сентября 2014, 15:42 НН, а я так думаю, что если хамят, прикрываясь Богом или Церковью, то неокрепший в вере человек может и усомниться: а действительно ли православие несет любовь? Андрей 16 сентября 2014, 15:25 Спаси Господи! Есть над чем задуматься! Людмила 16 сентября 2014, 13:49 Поддерживаю автора. Пройдя этап неофитства надо заниматься своим внутренним миром, а не стремиться учить всех подряд. Скорее, думаю, нужно подражать тем аскетам, о которых автор пишет, чем становиться для многих людей непрошенными учителями. Помните, как сказал Господь Антонию Великому: " Антоний! Внемли себе " . Ирина 16 сентября 2014, 12:34 " Любовь ДОЛГОТЕРПИТ, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. " (Первое Послание к Коринфянам апостола Павла) И снова о Любви! А точнее об ее отсутствии. Любовь - это в первую очередь долготерпение.

http://pravoslavie.ru/73564.html

Обучение это пришлось на Пасхальную Светлую седмицу. Многие в группе обменивались " крашенками " , но никакого изменения в отношениях между ними после обмена не наблюдалось. Почему так? Много причин. Но я дерзну свести их к трем словам, которые пока, к сожалению, следует произносить с отрицательной частицей: знают - могут - хотят. 1.Знают ли они, как и большинство в нашей стране истинную историю России, особенно XIX-XX веков? Знают ли Писание? Знают ли церковные правила, устав? Имеется ли достаточное количество материалов, доступных, упорядоченных и понятных? Имеется ли достаточное количество хорошо подготовленных учителей? Наконец, удалось ли преодолеть наследие советского прошлого, когда вдалбливались в головы утверждения о том, что верующие - недалекие, отсталые люди? (продолжение - в следующем сообщении) Катя 3 мая 2015, 21:55 Спасибо за статью! Очень резанула фраза: «Церковь, ты отстала от жизни и ничего не понимаешь в любви». Может быть отсюда и есть все проблемы, которые перечисляются автором далее? Что в Писании сказано? " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " . Имеем ли мы, православные настоящую любовь между собою? " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... " . А степень любви какова? Тоже есть: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... " . Много найдется православных, которые стяжали такую любовь? Чтобы увидев ее, так хотелось неофитам стать частью Церкви, чтобы и они оказались в атмосфере христианской любви. Во мне пока нет такой любви, к великому сожалению. (продолжение - в следующем послании) Ирина 3 мая 2015, 21:53 Статья " не в бровь, а в глаз " . Читаю и перечитываю. Спаси Вас, Господи, батюшка. Георгий 3 мая 2015, 21:14 Готов подписаться под всеми комментариями...Господи, дай нам времени на вразумление!

http://pravoslavie.ru/79021.html

Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние. Ибо подобное всегдашнее памятование о смерти и мытарствах может увенчаться радостью их прохождения и счастливого вхождения в Царство Небесное. Преподобный Исаия Отшельник: «Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления» . Сказано: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 13–14). Веруя в «прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», ибо мы исповедуем Его не только «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес», но и «нас ради человек и нашего спасения», «восшедшаго» в теле «на Небеса», обеспечив верующим в Него облегчение в прохождении воздушных мытарств. Преподобный Исаия Отшельник также пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться Ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют Ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не Ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда Ангелы (идя) впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радование. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем» . Так что же такое учение о мытарствах – богословские фантазии или согласное учение святых отцов? Сейчас многие уверовавшие из числа неофитов, и не только они, ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании. Однако недавно в Санкт-Петербурге вышел в свет пятитомник трудов епископа Сильвестра, где о мытарствах говорится в положительном смысле. Несколько раз переиздавался двухтомник «Православно-догматическое богословие» святителя Макария (Булгакова), где также положительно говорится о мытарствах. Книга преподобного Иустина (Поповича) содержит догматическое учение о мытарствах. И только горстка теологов-реформаторов в нашей стране пытается модернизировать церковное учение под влиянием западных теологов-рационалистов, исповедующих «суицидальную сотериологию».

http://pravoslavie.ru/94136.html

Александр 31 января 2020, 06:39 2 Великие достижения СССР и последующий распад страны также связаны с людской волей. Разве достижения СССР имеют отношение к спасению души? Если нет, значит Бог их попустил, а не благоизволил. “Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 4). Т.е. воля Божия, как благоизволение, содействует всему тому, что служит ко спасению. Материальные успехи СССР, США, Германии, Китая и Японии не имеют отношения к спасению души и познанию Истины. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Александр В 31 января 2020, 06:37 1 НН, в мире действуют 3 воли: Божия, человеческая и бесовская. Всё, происходящее в мире, происходит по промыслу Божию, но при этом промысл Божий действует: 1) как благоизволение, 2) как попущение Божие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал “Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию”. Нет воли Божией на аборты, алкоголизм, растление детей, жизнь по страстям, братоубийственные войны и т.п. Хотя Он это и попускает, не нарушая свободную волю человека. Мы не мусульмане, которые верят, что Аллах – источник добра и зла. Бог зла не творит. Так что, репрессии не от Него, а от воли человеческой, откликнувшейся на волю бесовскую. НН 30 января 2020, 11:23 Александр В29 января 2020, А что же нам, православным христианам, делать с Божией волей? Ведь как одно, так и другое, происходит по Его воле. Понятно, что просвещённые и продвинутые неофиты принимают то, что по их мнению правильно, и отвергают, что им не нравится. Но ведь это нехристианская позиция, православным негоже подвергать сомнению падения и достижения любого времени как Божиего промысла, ведь Господь всегда и везде Один и Тот же. Так что и репрессии, и великие достижения СССР - всё от Него. С большевиков что взять - они в Него не верили и действовали в своей логике, но мы-то говорим, что верим и доверяем. Не можем же мы избирательно принимать Его волю! И жить как нехристи. Или можем?

http://pravoslavie.ru/127357.html

Но в любом случае я хочу поблагодарить уважаемых авторов за то, что они подняли столь важные темы. Обратившись к истории Церкви, мы видим, что не одиноки в наших затруднениях. Трудности воцерковления, взаимоотношения верующих и неверующих в семье, отношение к светской культуре – это то, с чем сталкивались православные и пятьсот, и тысячу, и две тысячи лет назад. Эффективно разрешить их мы можем только в свете Слова Божия, как говорил прп. Антоний Великий: «Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании». Все рецепты, высказанные выше, можно свести к одному: живи по-христиански. Или, как сказал блж. Августин, «люби Бога и делай, что хочешь». Тот, кто искренне любит Бога, будет любить и слово Его – святую Библию. Будет любить и дом Его – храм, и народ Его – Церковь. Будет стараться всеми силами избегать того, что не угодно Ему, и, наоборот, делать все, чтобы приблизиться к Нему и быть вместе. И как только это удастся – тысячи вокруг нас спасутся. Да, может показаться, что это более тяжелый путь, чем жить по своему хотению, исполнять обряды, «пилить» родных… Но все, на самом деле наоборот. Потому как, если мы творим свою волю, то в нашем распоряжении лишь наши слабые силы, а если творим волю Божию, то Сам Господь нам помогает. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28–30). Это предписание, помимо логики (верно изъяснять слова Божии могут лишь те, кто соединился с Богом, то есть святые), продиктовано и реалиями духовной жизни, как свидетельствует прп. Иоанн Лествичник: «Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и еще более в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы». скрыть способы оплаты Комментарии Светлана 11 июля 2015, 10:47

http://pravoslavie.ru/5759.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010