Впервые с ясностью болгары высказали турецкому правительству свое негодование против греческого духовенства в 1840 году. В этом году ездили в Константинополь жаловаться назло·употребления и притеснения своего владыки Панарета представители от тырновской епархии. Находившиеся в то время в Константинополе архимандрит Неофит Хилиндарский Бозвели из Котла и монах Иларион Стоянович, бывший впоследствии сначала епископом при болгарской в Константинополе церкви под названием макариупольского, а потом тырновским митрополитом, посоветовали представителям от тырновской епархии просить у правительства, чтобы в Тырнов назначен был архиереем болгарин, что последние и исполнили. Порта не только не отвергла просьбы тырновских представителей, но даже показала вид, что сделает распоряжение об удовлетворении ее. Действительно, Панарет был отрешен. Но патриархия все-таки назначила на место его грека Неофита, усыпив болгар подкупами и обещанием приступить в скором времени к посвящению болгар во епископы в Рущук, Ловчу, Врацу, Преславу (Шумлу) и Ески-Загру. Но она не исполнила данных ею тырновским представителям обещаний, а новый тырновский митрополит Неофит в 1842 году сослал на Афон вышеупомянутого Неофита Хилиндарского, считавшегося кандидатом во епископа. Тогда в 1845 году тырновские болгары снова жалуются на своего архиерея и ходатайствуют об освобождении архимандрита Неофита Бозвели из заключения. Вследствие сих ходатайств, Неофит Хилиндарский Бозвели был возвращен из ссылки в том же 1845 году и снова приехал в Константинополь, где сообща с о. Иларионом Стояновичем опять стал хлопотать о восстановлении болгарской церковной иерархии и в июле 1845 года подал, по уполномочию пребывавших в Константинополе болгар, прошение Порте, в котором высказаны были следующие желания: 1) патриархия должна объяснить происхождение своих долгов, указав, кто заключал займы и для чего были израсходованы полученные от этих займов деньги; 2) если окажется, что эти займы были правильно и законно заключены, то необходимо определить для каждой епархии порознь сумму, которую она должна вносить на их погашение, и запретить на будущее время заключение займов для общеполезных дел без спроса епархий; 3) в болгарские епархии должны быть посылаемы архиереи из болгар, дабы они объясняли населению обязанности его к Богу, царю и ближним на собственном его языке; 4) необходимо назначить содержание архиереям и определить размеры следующего им вознаграждения за совершение священнодействий; 5) должно установить, чтобы на будущее время в синоде присутствовали вместе с греческими архиереями и трое из болгарских; 6) архиереи должны быть избираемы населением, а рукополагаемы патриархом, и не должны быть сменяемы иначе, как по распоряжению Высокой Порты и по желанию самого населения; 7) представителями болгарского народа перед правительством должны быть природные болгары в числе четырех, которые бы сносились с правительством посредством греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Заступничеством влиятельных константинопольских болгар Неофит был освобожден. Болгары в Константинополе (болгарская община) уполномочили Неофита Бозвели и иеромонаха Илариона (будущий Епископ Макариопольский и Митрополит Велико Терновский) представлять их перед турецким правительством и Вселенской Патриархией. В июне 1845 г. они подали прошение Вселенской Патриархии с просьбой исполнить семь требований болгарского народа, самые главные среди которых были: чтобы во всех болгарских епархиях были поставлены Архиереи болгарской народности, чтобы они избирались болгарской паствой, чтобы они имели твердый годовой оклад и тем пресеклись бы хищения и злоупотребления церковными средствами. Это была первая минимальная программа всенародной борьбы за церковную свободу. Однако по требованию русского посла в Турции в 1845 г. Вселенская Патриархия сослала архимандрита Неофита Бозвели и иеромонаха Илариона на Афон, где Неофит Бозвели умер в 1848 г. В 1849 г. иеромонах Иларион был освобожден заступничеством русского путешественника A. Н. Муравьева. В 1846 г. султан Абдул Меджид предпринял обход своего государства. В Болгарии его повсюду засыпали прошениями о поставлении болгарских Архиереев. Вся Болгария была охвачена движением против Вселенской Патриархии. Вселенская Патриархия, испуганная этим всенародным сопротивлением, начала хитрить и увертываться. Все ее обещания болгарам заканчивались обманом. Турецкое правительство отнеслось благосклонно к болгарскому движению и покровительствовало ему из соображения divide et impera. Россия, которая наивно считала Вселенскую Патриархию проводницей своей политики и гарантом русского влияния в Турции и на Ближнем Востоке, усмотрела в болгарском движении угрозу своим интересам и заняла враждебное отношение к нему, чем растянула болгарскую борьбу за восстановление Болгарской Церкви на двадцать лет. Вселенская Патриархия пыталась мелкими уступками успокоить болгар. Первая литургия на церковном-славянском языке для болгар была отслужена в греческом храме в Константинополе 10/23 февраля (на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

София, 1959; он же. В коя година се е покръстил българският княз Борис//Ист. преглед. 1966. Кн. 5. С. 92-99; он же. 1100 години от покръстването на българския народ. София, 1966; он же. Българската екзархия: Произход, същност и значение. София, 1969; Попруженко М. Синодик царя Борила. София, 1928; Арнаудов М. Неофит Хилендарски Бозвели (1785-1848). София, 1930, 1971 (2 т.); он же. Непознатият Бозвели. София, 1942; он же. Екзарх Йосиф и българската културна борба за създаването на Екзархията (1870-1915). София, 1940. Т. 1; он же. Живот и дейност на екзарх Йосиф. София, 1965; Иванова В. Старобългарски надпис от с. Теке Козлуджа//ИАИ. 1933. Т. 7. С. 319-321; Цанков С. Българската Православна Църква от Освобожденето до настояще време//ГСУ, БФ. 1939. т. 16; Дуйчев Ив. Преписката на папа Иннокентий III с българите. София, 1942; он же. Рилският светец и неговата обител. София, 1947; он же. Българско средновековие. София, 1972; он же. Проучвания върху средновековната българска история и култура. София, 1981; Верюжский В. , прот. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы//ЖМП. 1948. 7. С. 23-32; 11. С. 47-59; 12. С. 31-44; Динков К. История на Българската църква (Четива). София, 1954; Кирил, Патриарх Български. Екзарх Антим I (1816-1888). София, 1956; он же. Граф Н. П. Игнатиев и българският църковен въпрос. София, 1958. Т. 1: Изследвания и документи (1864-1872); он же. Принос към българския църковен въпрос: Док-ти от английското консулство в Солун. София, 1964; он же. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969-1970. Т. 1 (1878-1885). Кн. 1-2; Събев Т. Автокефалия, патриаршество и удостояване с тях//Десет години Българска патриаршия. София, 1963. С. 92-111; он же. Мисионерското дело на св. апостол Павел и неговите първи ученици на Балканския полуостров//ДК. 1967. Кн. 7/8. С. 26-32; он же. Основание на Българската църква - 870 г.: (Подгот. процес, обстановка, фактори, благоприятно решение)//ГДА. 1971.

http://pravenc.ru/text/149675.html

С пробуждением народного сознания, у болгар более и более созревало желание иметь собственное духовенство. Однако это желание не вдруг могло быть заявлено, в виде положительных просьб пред правительством. Турки всегда смотрели на болгар не как на отдельную, народность, а как на часть тех райев, которые имеют главой константинопольского патриарха. Поэтому желание освободиться от патриаршей власти могло показаться туркам проявлением духа непокорства и мятежа, что, конечно, повлекло бы за собой новые бедствия для болгар 78 . Только с изданием в 1839 г. гюльхинского гаттишерифа, обещавшего лучшее будущее для всех народностей Турции, болгары получили возможность безбоязненно обращаться с жалобами на жестоких и недостойных архиереев не только к патриарху, но к самому султану с его правительством, и даже открыто просить себе архиереев своей народности. Однако последнего нельзя было добиться без борьбы с греками и патриархией. «Греческое золото и интриги держав, из которых каждая преследовала свои цели, препятствовали болгарам освободиться мирным путём от фанаритского давления» 79 . Борьба болгар за народно-церковную независимость продолжалась целых тридцать лет. Она велась то спокойно, ограничиваясь жалобами пред патриархией и Портой, то бурно, сопровождаясь народными волнениями, когда греческим епископам приходилось бросать свои епархии и бегством спасаться от раздражённой паствы. Руководители болгар, зная, что устройство независимой болгарской церкви будет иметь своим последствием не только дальнейшее пробуждение народа, но также даст официальное существование болгарской народности, с надеждой на политическую для неё свободу в будущем, вложили в борьбу за народо-церковные права всю свою энергию. Первым борцом против фанариотского клира явился смелый и непреклонный архимандрит хилендарский Неофит Бозвели, родом из г. Котла († 1849 г.). Целых двадцать лет странствовал Неофит по Болгарии, распространяя болгарские книги собственного издания (слав. грамматику, детоводство). Он открыто говорил народу о необходимости иметь своих болгарских архиереев и учил своих сонародников жаловаться правительству на греческие злоупотребления 80 . Позже Неофит перебрался в Константинополь (1887 г.) и здесь продолжал свою проповедь о необходимости народной епархии между многочисленными в столице болгарами. За это Неофит был сослан на о. Халки. Впрочем, вскоре был освобождён, по ходатайству константинопольских болгар, и явился даже кандидатом на терновский митрополичий престол. Но патриарх не согласился послать в Болгарию столь опасного человека, добился даже заточения Неофита на Афон, а в Терново назначил грека Панарета 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Между тем, в особенности со времени Адрианопольского мира (1829 г.), в Болгарию все более и более начинает проникать русское влияние. Болгарские купцы, жившие в России (в Одессе) – Априлов и Палаузов из Габрова, возбужденные к патротической деятельности преимущественно чрез чтение сочинений историка Венелина, открывают в разных местах Болгарии болгарские школы, которые потом начинаютъ все более и более умножатся. В связи с этой школьной и просветительной деятельностью стоят имена двух замечательных болгарских деятелей, двух Неофитов: иеромонаха Рыльского (род. в 1793 г.: † 1881 г.), учителя Габровской школы, игумена Рыльского, переводчика Евангелия на болг. языке, автора болгарского лексикона и других трудов, преимущественно в области педагогики 22 и архимандрита Неофита Петрова Хилендарского (Бозвели) († 1843 г.), автора школьной энциклопедии для учащихся («Славено болгарское детоводство за малки те деца») и других сочинений, а также одного из самых энергичных поборников болгарской церковной независимости 23 . Так постепенно подготовлялось и развивалось болгарское национальное возрождение, приведшее сначала к поднятию болгарского церковного вопроса, а потом и к политическому освобождению Болгарии. Как видите, на челе всего этого движения стояло болгарское духовенство. Я не буду здесь говорить о постепенном развитии болгарского церковного вопроса, приведшего к учреждению независимой болгарской экзархии (на основании султанского фирмана 1870 г.) и к провозглашению со стороны греческой церкви т. н. болгарской схизмы (1872 г.). Скажу только, что главными деятелями этого движения были три болгарских иерарха: Илларион, епископ Макариопольский, Авксентий Велесский и Паисий Пловдивский (хотя последний былъ и грек по происхождению, а также и другие; все они находились, правда, под сильным давлением болгарской чорбаджийской 24 партии (во главе с Чомаковым), проникнутой духом крайней нетерпимости по отношению к греческой церкви 25 . Несомненно, что создание независимой болгарской церкви было только прелюдией к полному и политическому освобождению Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Икос (на гр. «дом») – църковно песнопение, втората част от строфа от кондак или акатист, прославяща светец или празнувано събитие. Икумена или Ойкумене (гр.) – населената част от земята, хората; в по-широк смисъл територията на цивилизацията, вън от която се е считал светът на варварите. Употребява се и като синоним на религиозно-политическа общност (например византийското ойкумене). Константинополската патриаршия се титулова Икуменическа (Вселенска) от края на VI век. Виж Вселенска патриаршия. Католическа. Икуменизъм. Икуменизъм – виж раздела ИКУМЕНИЗЪМ. Св. Иларион Велики (291–372) – монах-отшелник (анахорет), преподобен, родоначалник на монашеството в Светите Земи. Родом от Палестина, в Александрия станал ученик на бащата на монашеството св. Антоний Велики. Прекарал по-голямата част от живота си в пустините на Палестина, Вавилон, Сицилия и Далмация и о. Кипър, винаги съпътстван от хиляди ученици и последователи заради смирения си живот и дара на чудотворството. Чества се на 21 октомври. Извън речника: Св. преподобни Иларион Велики. Св. Антоний Велики. Митрополит Иларион Доростолски (Димитър Цонев, 1913–2009) – иерей на Българската православна църква, всеотдаен духовник, писател и общественик, ненадминат аскет и постник. Роден в Елена, родственик по майчина линия на Иларион Макариополски (Стоян Михайловски). Подстриган в монашество през 1938 г. в Дряновския манастир. Заемал е изключително много и различни църковно-административни длъжности: игумен на Троянския и Бачковския манастир, управляващ Великотърновската епархия (1992–1994), патриаршески викарий (1994–2003), Траянополски епископ от 1973 г., Доростолски митрополит от 2003 г. до смъртта си през 2009 г. Автор е на над 40 книги и на повече от 300 стихотворения, статии, спомени, пътеписи, беседи и поучения. Извън речника: Митрополит Иларион Доростолски. Иларион Макариополски (Стоян Стоянов Михайловски, 1812 – 1875) – български митрополит (от 1872 г.), един от най-радикалните дейци на църковнонационалната борба. Роден в Елена. Учи последователно в родния си град, в гр. Арбанаси, в Карея (Атон), на о. Андрос, в Цариград и в Атина. Приема монашество на Св. Гора. От 1844 г. помага на Неофит Бозвели в началото на църковната борба в турската столица. В прошения до Високата порта излага българските искания за самостоятелна българска църква. Заради това той е заточен (1845–1850 г.) в Света Гора. Ръкоположен за епископ (1858). След завръщането си в Цариград, на 3 април 1860 г. не споменава на тържествената Великденска служба името на Константинополския патриарх и по този начин фактически отхвърля църковното подчинение на българите. Отново е заточен в Мала Азия (1861–1864 г.). След учредяването на Българската екзархия е избран за Търновски митрополит и участва в съставянето на първия ни Св. Синод. Умира 4 юни 1875 година в Цариград. Извън речника: Иларион Макариополски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Н. Орешковым. София, 1914. К сожалнию, мы не могли иметь под руками этого издания. О Софронии также см. М. С. Дринова: «Неколко забравени списания на Софровия Врачанскаго», Сочинения, т. II. София, 1911, стр. 321–330; А. И. Соболевского: «Неизвестные труды Софрония Врачанскаго». („Изв. отд. рус. яз. и слов. Ими. Ак. Н., т. XIU, 1908, кн. 6). Также: «Период. Спис.», год. I, кн. 5 и 6, Браила, 1872. 21 Об учениках Софрония см. следующие труды: М. С. Дринова – «Неколко бележки за Хаджи Иоакима, даскала Крчовскаго». Сочинения, т. II, София, 1911, стр. 478–482. Его же: «Първата българска типография въ Солунъ и нъкои отъ напечатаниъ въ нея книги». Ibid., стр. 425–450. А. Т.: «Първичето на Хаджи Иоакима». Пер. Сп., LXI., 1900, март, стр. 199–204. А. Шопова: «Из новата история на българите въ Турция», Пловдив, 1895 и др. его труды в Мсб. и Пер. Сп. 22 О нем см. «Откъслекъ отъ историята на Рилский монастирь», София. 1895. Также у Попруженко – «Очерки по истории возрожд. болг. нар». – Ж. М. Н . Пр., 1902, ноябрь, стр. 14. 23 О нем см. проф. Шишманова: «Единъ непознатъ трудъ на Неофита Бозвели» – Мсб., ХШ; Стоянова – Пр. Си., кн. 3. (Средец, 1882); Попруженко-Ж. М. Н. Пр. 1902, ноябрь, стр. 32. 24 „Чорбаджии» – это своего рода болгарская буржуазия, зажиточный класс в Болгарии. По политическим своим воззрениям чорбаджии в турецкую эпоху были по большей части туркофилами. 25 О болгарском церковном вопросе см. Т. Ст. Вурмова: «Българо-гърцката църковна распря». София, 1902; В. Теплова: «Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам». Историч. исследование. СПБ. 1889; Н. И. Петрова : «Начало греко-болгарской распри и возрождения болгарской народности». Киев, 1886; Е. Е. Голубинского : «Краткий очерк истории правосл. церквей», М. 1871, стр. 176–193 и 295–328; Ф. А. Курганова : «Исторический очерк греко-болгарской распри» (Правосл. Собес. 1873 г., т. I–III) и др. 28 Гражданско-политическому значению известной местности, по церковнымъ канонам, должно соответствовать и ее церковно-административное положение: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Подробнее см.: Hovorun C . Ethnophyletism, Phyletism and the Pan-Orthodox Council//The Wheel. Issue 12 (Winter 2018). P. 63. Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898). М., 2006. С. 34-36. История Христианской Церкви в XIX в. Том 2. Христианский Восток. СПб., 1901. С. 339-344. Hovorun Cyril . Ethnophyletism, Phyletism, and the Pan-Orthodox Council. P. 63. Стоянов И . История на българското възраждане. Велико Търново, 1999. С. 134-135. Б. Icmopiя Балкан. XVIII i XIX cmoлimmя. К., 2003. С. 417-421. Стоянов И . История на българското възраждане. С. 137-138. См. о нем: Арнаудов М . Неофит Хилендарски Бозвели: Живот, дело, епоха (1785-1848). Т. 1-2. София, 1930; Смоховска-Петрова В . Неофит Бозвели и българският църковен въпрос: Нови данни из архива на А. Чарторийски. София, 1964; Атанасов Ж . Неофит Бозвели. София, 1974. Об истории храма см.: Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. София, 2005. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. Том I. СПб., 1904. С. 717-720, 758-782. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 262-263. Цит. по: Πρακτικ της Αγας και Μεγλης Συνδου της εν Κωνσταντινουπλει εν τω Πατριαρχικ Να του αγου ενδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου του Τροπαιοφρου περ του εκκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης εν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον και Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις, Σ. 36. Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. С. 53. Жечев Т . Българският Великден, или страстите български. София, 2000. С. 88-103. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. С. 574. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 271-272. Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 272.

http://bogoslov.ru/article/6176739

Болгарская Православная Церковь и болгарское Православие всегда относились ко Вселенской Патриархии с подобающей почтительностью и великодушным благородством. Так, во время греческого восстания (1821 г.) султан Махмуд II обратился к болгарским первенцам в Константинополе с предложением выбрать из среды православного духовенства болгарского происхождения кандидатов на замещение архиерейских кафедр Вселенской Патриархии и на пустующий престол Вселенского Патриарха (после того как был повешен Вселенский Патриарх Григорий). Однако князь Стефан Богориди и болгарские первенцы отнеслись к этому предложению султана отрицательно, мотивируя отказ тем, что болгары не желают оскорбить «Великую Церковь», когда она находится в трудном положении. Под нажимом турецкой власти, однако, первые три Вселенских Патриарха, после Патриарха Григория, были болгарского происхождения. Настоящая организованная борьба за восстановление Болгарской Церкви началась в Велико Терново, где греки Архиереи особо изощренно издевались над болгарами и над их человеческим достоинством. Был случай, когда им поставили в Архиереи бывшего анадольского пехливана (состязатель по турецкой борьбе), который после своей пехливанской карьеры купил себе архиерейскую должность. В 1839 г. султан Абдул Меджид издал Гюльханский Хатишериф, по которому признавалось равенство христиан и магометан перед законом. В том же году терновцы выгнали из Велико Терново греческого Митрополита-пехливана Панарета и настойчиво требовали поставления болгарина архимандрита Неофита Бозвели в Архиереи. Однако Вселенская Патриархия поставила им грека Неофита Византиоса в Митрополиты, а Неофита Бозвели назначила ему в протосинкеля, подтасовав их имена. Вселенская Патриархия туманно обещала поставлять на кафедры болгарских епархий Архиереев болгарского происхождения, но обманула ожидания болгарского народа. Велико Терновский Митрополит Неофит сослал своего протосинкеля Неофита на Афон. На Афоне Неофит Бозвели написал пламенное обращение к болгарскому народу «Мати Болгария» – плач Болгарии к своим сыновьям избавить ее от греческой напасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010