Сущность религии в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Сущность идеологии в том, чтобы подчинить себе человека, дабы он стал исполнителем и слугой идеологии. Христос человека поставил выше всего, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Враги Христа хотели от религии земного благополучия, порядка, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам. Христос не сказал ни слова о государстве, обществе, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой — и над миром навсегда воцарилась идея личности. Сам Спаситель сказал: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15. 11). Апостол Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп. 4. 4). Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние — это средство, а не цель. Цель — стяжание Святого Духа, совершенная радость о Христе. При катехизации следует учитывать и особенности восприятия людьми разного возраста христианских истин. Детям и молодежи необходимо раскрывать радость Православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками. Мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: « Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству и диалогу с Церковью. Важным аспектом катехизической деятельности следует признать социальное служение. С сожалением можно констатировать индифферентность некоторых верующих в вопросах социального партнерства и совместного служения нуждающимся. Возникает парадоксальная ситуация, что проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества верующие православные могут объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений наедине, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей от Церкви и вынуждают обратить свое внимание на более социально активных неопротестантов.

http://patriarchia.ru/db/text/212598.htm...

Но как же освободиться пастырю от этого искушения? Прежде всего, следует горделивому самолюбию противопоставить смирение и исполнять заповедь Спасителя, Который говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10, 43–44 ). Эту заповедь должен пастырь исполнять именно потому, что он является продолжателем дела Спасителя, а «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10,45 ). Пастырю следует стремиться к утверждению в ангелоподобной жизни и не забывать, что он является служителем Бога. Св. Димитрий Ростовский , поучая пастырей, говорит: «Если ты служитель Божий, если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочен, как Ангел Божий. Возвещая слово Божие, не делай дел демонских» 64 . Епископ Неофит, разбирая этот вопрос в своем курсе Пастырского богословия, говорит, что степень смирения и братской услужливости ярко выражает подготовленность пастыря к ответственному пастырскому служению, как и является оценкой самого этого служения 65 . Не гордость, а смирение украшает пастыря. Смирением же пастырь стяжает благодать Божию, необходимую в пастырском служении. Чтобы приобрести смирение, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари; когда укоряют в чем-либо, то молчи; кротко объясняй истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения – вот истинный путь к смирению 66 . Победить эту страсть [гордость] можно, если пастырь будет постоянно поучаться в слове Божием и проводить свою жизнь согласно его требо­ванию, подражая во всем Пастыреначальнику, Который был кроток и смирен сердцем ( Мф.11,29 ). Готовящийся к священству еще заранее должен приучить себя к мысли, что если всякое звание дает человеку не только права, но и возлагает на него известного рода обязанности, то тем большие обязанности возлагает на него звание служителя Христова. Пастырь должен помнить, что дело служения спасению людей есть не столько дело самого пастыря, сколько дело Божие, и, следова­тельно, ему нечем гордиться и величаться. Служителю алтаря нужно знать, что рано или поздно гордость откроется пред всеми, потому что она противна Богу и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Православный христианин должен быть любвеобильным, радостным, миролюбивым, долготерпеливым, благостным, милосердным и истинно верующим ( Гал.5:22–23 ). Противоположность сих добродетелей: агрессивность, злость, интриганство, нетерпимость, коварство, мстительность и фанатизм. Сейчас часто, особенно среди неофитов, можно встретить хмурых и агрессивных людей, которые не понимают и не чувствуют светлого и радостного Евангельского Благовествования. Для них исповедание веры – война с иноверцами, праведность – сплетни о грехах других людей, а долготерпение – терпеливое отношение к своим собственным недостаткам и порокам. Но Евангелие учит нас другому. Сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). И такими Господь и хотел видеть среди Своих первых учеников – первых граждан Своего Небесного Царствия, сограждан Ангелам. И мы читаем далее: Мф.4:18–19 . «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Здесь для нас, для русских, важным обстоятельством является тот факт, что первым призванным апостолом был апостол Андрей, которого в церковной традиции называют «Первозванным». Летопись преподобного Нестора «Повесть временных лет» рассказывает нам о приходе апостола Андрея на нашу землю. Есть и греческие свидетельства о приходе апостола Андрея на Русь, например, в риторических похвалах, составленных Никитою-Давидом Пафлагонским в конце IX-ro века. Об этом говорит и первый церковный историк Евсевий словами: «получил в жребий… Андрей  – Скифию». Когда иезуит Антоний Поссевин склонял в унию государя Иоанна Васильевича (Грозного), ссылаясь на пример продажных греков, вступивших в унию с латинянами, на это царь Иван Грозный отвечал: «Греки для нас не Евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом, мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее нерушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я знаю людей, десятилетиями не вкушающих мяса и не пьющих вина. Сказать, что они жители рая или как-то заметно лучше других, нельзя. Девушки из модельных агентств по части воздержания от скоромного дадут фору многим архимандритам и даже более важным лицам. Не в этом дело. Обильная жирная пища совершенно очевидно мешает молитве. Шум в голове от обильного ужина убьет вечернюю беседу с Богом. Но излишнее упражнение в гастрономии опять заглушит немощную молитву неофита, у которого трещит голова от сухоядения и красовули. Постная кулинария – это костыли поста, а никак не самоцель. Что значат слова о послаблении поста? Может быть то, что человек готов сделать к Богу всего один шаг. Ну а что? Прекрасно. «Добродетель – не груша. Враз не скушаешь», – сказал преподобный Серафим. Шагай так, как ты можешь. Это похвально. Только не стой. Стоять подобно смерти. Вообще в глазах Бога имеет смысл только наше движение, изменение. Пост – это и есть движение. А еще есть скорость этого движения, которую условно можно назвать послаблением. Скорость внешнего пощения должна быть равна скорости благочестия и молитвы. Эти три вещи должны двигаться согласно, а иначе человек упадет. То ли голова уйдет вперед ноги, то ли ноги убегут от головы. Пост – это прежде всего новый шаг к раю. Пост – это новый разговор с Богом. Пост – это решение новых, более трудных задач жизни по сравнению с теми, что были до этого. А начиная пост и выбирая себе меру поста по плечу нужно помнить о главном, сказанном Богом: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.

http://pravmir.ru/o-poslablenii-posta-i-...

Словно любящий отец, который желает воспитать детей в добропорядочности и благочинии, а также усердно печется о том, чтобы не пошло прахом унаследованное от предков благородство 50 , так и Христос, весьма радея о том, чтобы сердце наше всегда пребывало в [духовном] покое, стремится воцарить [среди нас] велие благочиние и не желает, чтобы мы питали вражду [к кому-либо], спорили, преисполнялись памятозлобия и прекословили. Поэтому Он говорит: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (см. Исх 21:24 – А. С.). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф 5:38–41 ) 51 . Видишь, как Владыка, словно заботливый земледелец свои нивы, ограждает со всех сторон возлюбивших святые заповеди Его 52 , потому что Он не только повелевает любить врагов, молиться за поносящих и благотворить ненавидящим и преследующим вас, но и не противиться злому 53 , предоставляя себя желающему властвовать. И не просто предоставляя, но еще и помогая ему в этом 54 , ибо Владыка повелевает, что, если он пожелает ударить, или применить насилие, или забрать рубашку, то и тогда не противиться злому, но отдать ему и верхнее платье. Почему же, Владыка, Ты повелеваешь уступать злому, да еще и помогать ему, так что ударяющему в правую щеку подставлять и другую, с принуждающим идти одно поприще шествовать два, а желающему судиться и отнять рубашку, отдать и верхнюю одежду? Делая это, говорит [Господь], ты разрушаешь лукавство того [человека], сокрушаешь алчную волю его 55 , отвечаешь на его жестокую суровость [мягкой и кроткой] податливостью, а поэтому своим смирением принесешь пользу и тому [человеку], поскольку лукавые бесы не могут подражать смирению 56 , и самому себе стяжать двойной венец. А если тот человек остается непреклонным в своем зле, то тогда тем более старайся не противиться злу, и будешь иметь многую награду на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф 19:21 ) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают ( Лк 23:34 ). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою ( Лк 18:28 ) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30 ) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного ( Мф 5:44–45 ); также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф 6:14–15 ) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф 18:35 ) 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Да поможет нам всем Господь! Елена Григорьева 6 мая 2011, 17:16 " Еще подобно Царство Небесное сокровищу,скрытому на поле,которое, найдя, человек утаил и от радости о нем идет и продает все,что имеет, и покупает поле то. " Для сохранения этого Сокровища человек отбрасывает все не стоящее внимания и забирающее драгоценные время и силы. Для мира это безумие, но для видевших это Сокровище-мудрость! Елена 5 мая 2011, 22:49 Устаревший взгляд. Сейчас масса в Храмах людей модных и современных, которые вполне ориентируются в современном мире. Просто автор давно не был в городских Храмах в воскресенье. Владислав 5 мая 2011, 22:28 Не могу согласится с Автором. Серость и безликость - это свойство, вообще, молодежных субкультур. Посмотрите на хиппи, на эмо, на готов - внутри своей группы они все на одно лицо. С одной стороны, это позволяет им выделиться из остального мира (все субкультуры противопоставляют себя миру), а с другой стороны, чувствовать общность, единство между собой. И что печально, православная молодежь часто идет по этому же пути. Хочу заметить, что если человек говорит, что ему все-равно как он выглядит, но при этом старается одеться похуже, хочет, чтобы у него был обязательно платок и длинное платье -то это значит, что ему далеко не все-равно, как он выглядит. Ему важно, чтобы он был бедно одет, носил платок и длинное платье. Что это - разновидность корыстолюбия, или гордыня - не имеет значения. Разницы между таким человеком, и богачом в золотых одеждах нет никакой. На мой взгляд, война с музыкой, одеждой, книгами - это война с ветряными мельницами, а не со страстями. Это, как пытаться защититься от мороза, заклеивая щели в окнах, когда доме нет одной стены. Александр 5 мая 2011, 18:51 Мне кажется автор письма очень верно поставил вопрос. Очень часто слова " не любите мира ... " понимают очень односторонне. В результате христиане начинают ... бояться мира. Вместо того, чтобы его преобразовать, как делал Спаситель. Мне кажется, это оттого, что мы все неофиты, нет глубокой традиции.

http://pravoslavie.ru/46306.html

Кто эти наемники? - Это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату - спасение. Сыновья же это - те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое (Иоан. XIV, 23). Итак, тот младший сын, лишившись сыновнего достоинства, и по своей воле изгнав себя из священного Отечества и впав в голод, осудил себя и смирился, и в покаянии сказал: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. Справедливо вначале мы сказали, что оный Отец (в притче о блудном сыне) это - Бог; ибо как бы тот, отступивший от отца сын, согрешил против неба, если бы это не был Небесный Отец? Итак; он говорит: я согрешил против неба - т. е. против Святых на небе, и которых жительство на небе, - и пред Тобою, Который обитает с Твоими Святыми на небе. И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Прекрасно, в смирении прибавляя, он говорит: Прими меня, - ибо никто сам своими силами не вступает на ступень, ведущую к добродетели, хотя бы это и было не без его свободного выбора воли. Встал - говорится, - и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко... Как надо понимать, что он пошел, и, в то же время, был далеко; почему и Отец его, сжалившись, вышел навстречу ему? - Потому, что от души кающийся человек, тем, что имеет благое произволение и отступил от греха, приходит к Богу. Но, находясь в тирании злого навыка и дурных понятий, он еще далеко от Бога; и для того, чтобы он спасся, необходима большая свыше милость и помощь. Поэтому-то и Отец щедрот, сойдя, вышел ему навстречу и, обняв, целовал и приказал слугам, т. е. священникам, одеть его в первичную торжественную одежду, т. е. сыновнее достоинство, в которое он был облечен ранее чрез святое крещение; и дать перстень на руку его, т. е. на деятельность души, деятельность, которая представляется в образе руки, наложить печать созерцательной добродетели, залог будущего наследия; также и обувь приказывает дать на ноги его - божественное охранение и твердость, дающая ему силу наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию. Затем велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец - Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. К тому же Бог устраивает общую радость и пиршество со Святыми Своими, по крайнему человеколюбию воспринимая свойственное нам и говоря: приидите, станем есть и веселиться.

http://zavet.ru/a/page_all_89.html

Тогда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Он стал голодать, но еще не обратил взор к обращению, потому что он был распутным. Посему-то: пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Кто же - граждане и правители той страны, которая далеко от Бога? - Конечно, бесы, под властью которых содержателем притона и главным мытарем, и атаманом разбойников, и вождем мятежников стал он - сын Небесного Отца: ибо всякая страсть из-за крайней нечистоты называется свиноподобной. Свиньями являются те, которые валяются в грязи страстей, и младший сын стал их водителем, как превосходящий их в отношении услаждения себя, поскольку он не может насытиться от тех рожков, которые они ели, т. е. не может насытиться своею страстью. Как это так, что естество плоти недостаточно для служения страстям распутного? - Золото или серебро, увеличившись у златолюбивого или сребролюбивого, принесло и увеличение недостатка, и, насколько бы оно не прибавилось, настолько же и настраивает более жаждать его; чуть ли не целый мир, а, пожалуй, и целый мир, не будет достаточным для одного корыстолюбивого и властолюбивого. Поскольку же людей такого типа много, а мир - один, то как возможно кому из них насытиться своею страстью? - Посему-то так и оный, отступивший от Бога, не мог насытиться: ибо - никто не давал, говорится, насытиться ему. Да и кто бы ему дал? - Бог был далеко, единственно в созерцании Которого бывает для созерцающего радостное насыщение, по реченному: пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. XVI, 15). Диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним. Итак, по справедливости, никто не дал ему насытиться. Тогда-то только, придя в себя и поняв, в какое бедственное положение он попал, этот, отколовшийся от своего Отца, сын оплакал себя, говоря: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода.

http://zavet.ru/a/page_all_89.html

Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? - Он разделил им, говорится, средства к жизни. Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? - Ибо иной не разделил бы только на двоих и не только на две части, но третью часть средств к жизни сохранил бы и для себя. Но Он, как Бог, как говорит Пророк Давид, не нуждающийся в наших благах (Пс. XV, 2), только этим двум сыновьям, говорится, разделил имущество, т. е. весь мир: ибо как одно естество разделяется различной настроенностью, так и единый мир - различным использованием. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, говорит Христос. Почему же он не немедленно ушел, но по прошествии немногих дней, т. е. после нескольких дней? - Потому, что лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: И ты, живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра. - Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог-то везде присутствует, но единственное, что - далеко от добра, это - зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога. Таким образом, младший сын удалился от своего Отца и ушел в страну, далеко сущую, и там расточил имение свое, живя распутно. Каким же образом он расточил имение свое? - Прежде всего, наше имение и богатство это - врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума - Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство - это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло.

http://zavet.ru/a/page_all_89.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010