То есть нельзя бороться со злом, перенимая стратегию зла, невозможно бороться и с диаволом методами дьявола. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19–21). Мытарство 13-е, злобы Поэтому так называемое христианское непротивление и деятельно, и наступательно, когда, побеждая зло добром, мы не усиливаем зло в этом мире, не множим его, но, напротив, останавливаем его движение в нашем мире. И это действительно так: зло происходит от источника зла, от дьявола. Человек может соглашаться или не соглашаться со злом, принимать его в свое сердце или нет, но сам человек не является источником зла, зол только дьявол и те, которые ему последуют. Фарисеи и книжники, несмотря на свою религиозность, последовали дьяволу, ибо стремились защищать Закон Божий и интересы Ветхозаветной Церкви нерелигиозными методами. Все это кончилось тем, что именно они и им подобные отдали Иисуса из Назарета на распятие язычникам. При этом эти религиозные ханжи – а правильнее сказать, «религиозные бесы» – были уверены (как уверены и в наше время), что, поступая подобным образом, они исполняют волю Божию. ...Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Какое бесчувствие! Какое коварство! Есть много людей, которые стремятся защищать Истину Православия неправославными методами Сейчас тоже есть много людей, которые стремятся защищать Истину Православия неправославными методами. Они выстраивают хитросплетенные интриги, пишут доносы, организуют судебные процессы и занимаются сбором компромата на инакомыслящих, с недоверием взирая на священноначалие Церкви. В основном таким черным пиаром Православия занимаются неофиты, вчерашние атеисты, позавчерашние воинствующие безбожники. Войдя в Церковь, они привнесли в нее дух комсомольского энтузиазма и сугубо коммунистическую агрессию...

http://pravoslavie.ru/101898.html

К тому же мы знаем, что на некоторых послевоенных олимпиадах никаких эстафет в принципе не было, и огонь зажигался в буквальном смысле в камине. К примеру, в 1952 году, когда была Олимпиада в Норвегии, огонь зажгли не в Олимпии, а в доме пионера-основоположника норвежского лыжного спорта Сондре Норхейма. На другую Олимпиаду огонь просто доставили самолётом, а вот сейчас для него почему-то придумали самый длинный и самый сложный маршрут. На мой взгляд, вокруг этого сейчас нагнетается слишком много пафоса. Второе. Организаторы утверждают, что это лишь спектакль. Но у нас как у православных церковных людей должна быть память о мученике Геласии. Геласий был профессиональным актёром, и в пародийном комическом представлении о христианах играл роль христианина-неофита. Геласий изображал христианина, принимающего Крещение. Коллеги-актёры бросили его в ванну с теплой водой, но Геласий вышел из воды действительно преображенным. Когда его одели в белые одежды, он воскликнул: «Я – христианин! Когда я был в купели, я видел сияние Божие, и теперь я готов умереть христианином». Сначала все аплодировали тому, какая это интересная находка, но он начал доказывать, что это не шутка. В конце концов, Геласия насмерть забросали камнями, и христиане почитают его, как мученика. Соответственно, неизбежен и обратный вопрос: как далеко может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам? Как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества «духовной настройки» не только действователя, но и зрителя. Вспомним советы апостола Павла – как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является “идоложертвенным”. Как я должен вести себя? “Если кто из неверных позовет вас… то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования” (1 Кор. 10, 27).

http://pravmir.ru/olimp-ogon-zachem/

Один из церковных авторов верно заметил: рок – музыка бунта. И если на Западе, в лоне традиционно (пусть и внешне) христианских ценностей, рок противостоял им и, эпатируя старшее поколение, искал свои темы в язычестве, богоборчестве, ниспровержении всех десяти заповедей Моисеевых (хотя христианская традиция в западной рок-музыке и не прерывалась), то мы в России именно с именем Христа связывали свой протест против атеистических «ценностей» отцов… Одного мы не заметили, не осознали – что сам по себе протест, отвержение, бунт – никак не согласуется с евангельским «блаженны кроткие», именно поэтому, наверно, мы и не унаследовали эту горькую землю, и   Русская Православная Церковь наша, сформатированная во многом уже — нами, неофитами 90х, так и не смогла толком стать услышанной чающими движения общественной воды. Вот – один из гимнов нашего поколения, озвученный Виктором Цоем: Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив, Мы хотим жить, мы живучи, как кошки. И вот мы пришли заявить о своих правах: «Да!» Слышишь шелест плащей — это мы…   Дальше действовать будем мы!   Мы родились в тесных квартирах новых районов, Мы потеряли невинность в боях за любовь. Нам уже стали тесны одежды, Сшитые вами для нас одежды, И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше…   Дальше действовать будем мы! Отвергнуть предыдущее, преподанное, отжившее, ложное, уничтожить его, начать с пустого места!… золотая мечта всех революций (Чем кончаются революции – увы, ныне известно слишком детально). А ведь тем не менее эти слова: «Дальше действовать будем мы» — как нельзя более актуальны именно для христиан. И именно сейчас, в праздник Вознесения Господня. Удаляясь от нас к Отцу, Господь Иисус Христос знал, что делал. Он оставлял нам доделать здесь, на земле, важную часть Своей работы по преображению мира, потому что без нас, без нашего участия – спасение не подействует. Евангелист Лука пишет: «…и, подняв руки Свои, благословил их; и, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50-51) Благословение это дано как конкретное знамение: благодаря ему ученики продолжают способность продолжить Его служение, жест благословения – древний ветхозаветный жест: «Тогда он, сойдя, поднимал руки свои на всё собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его, — народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» (Сирах. 50, 22-23), действие старшего, призывающего младшего — действовать, во имя и во славу Божию.

http://pravmir.ru/dalshe-dejstvovat-bude...

Но нам, благочестивые слушатели, должна быть известна причина постигшего нас несчастья. Представители науки естествознания, исследуя природу и ее проявления, пришли к тому убежденно, что корень зла заключается в иссякновении рек, упадке грунтовой воды, в недостаточности почвенной влаги, истреблении лесов, в вывозе за границу большего, чем следовало, количества хлеба и т. под. Но если мы устремим свой взгляд в исторические ветхозаветные времена, когда указанных явлений в природе не существовало, когда леса не были тронуты секирою, берега рек не вмещали массы воды, разлитой по лицу земли, когда таких сношений у народов друга с другому не существовало, как ныне, и хлеб не вывозился за границу для сбыта, то увидим, что неурожаи существовали тогда еще в большей мере, чем ныне, и люди испытывали несравненно более бедствий от голода, чем в настоящее время. Обратимся к Слову Божию, единственному истолкователю судеб человеческих, и мы найдем там указания для уяснения таких великих явлений в природе, которые ныне испытываем и переживаем. Оно говорит нам, что мы в этом случае стоим перед тайной мироправления, и эта тайна особенно предстоит перед сознанием целых народов, которые видят в народных тяжких событиях, как например неурожая, проявление могущественной и разумной Божественной силы. Народ Божий, Израильский, неоднократно претерпевал неурожаи: они длились то год, то три года, то даже 7 лет. Божественная цель в явлениях сих бедствий весьма видна в Слове Божьем. «Сын человеческий», говорит Господь к пророку Иезекиилю, «если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души», говорит Господь Бог ( Иез.14 ). В другом месте Господь Бог устами пророка Иеремия говорит так: «Меня ли вы не боитесь», говорит Господь, «предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе» ( Иер.5:22–25 ). Итак, Слово Божие нам ясно показывает, что неурожай со всеми его последствиями, какие испытывает на себе человек, есть кара Божья, посылаемая на него за то, что он забывает Господа своего Создателя и Промыслителя, не исполняет Его повеления, имеет сердце буйное и тяжелое, живет в грехах, по своим похотям. Но мы, чада Божии, неужели дожили до такого нравственного падения, до такого безверия, что заслужили гнев Божий и испытываем его теперь на себе, дабы обратиться к Господу и служить Ему по Слову Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

В каждом своем слове и мысли, руководствуясь опытом Церкви (Писанием, Преданием и догматами), автор раскрывает архитектонику православной веры. И прежде всего он пишет о том, как правильно веровать и что есть подлинная вера. Это книга для вдумчивого чтения: она настолько же серьезная, как и произведения Достоевского. Но, несмотря на всю сложность, она будет настоящим помощником для думающей молодежи (особенно неофитов), ищущей Бога и пытающейся понять суть верной религиозной веры, а также для тех, кто хочет разобраться, во что он сам верует и верно ли это делает. Кроме того, она будет полезна для тех, кто интересуется философией, психологией, феноменологией религии. Иван Ильин утверждает, что проблемы в духовной жизни существуют оттого, что многие из верующих «лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности». Именно поэтому «современное человечество изобилует " православными " , " католиками " и " протестантами " , которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде " христиан " , которые суть христиане только по имени...». Можно с уверенностью сказать, что многие ереси, расколы и такие современные феномены, как «недовоцерковление», «перевоцерковление» и «расцерковление», также являются следствием нежелания ответственно строить религиозный опыт и владеть им. Религиозный опыт является основой всякого религиозного верования и делания. «Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и богосоответствии своего опыта». По сути, перед каждым христианином - или перед тем, кто таковым действительно хотел бы быть,- стоит задача-максимум: «соуподобиться Христу, охристоличиться, стать христоликими», как говорил преподобный Иустин Попович. Обретение настоящего христианства - задача не из простых. По словам Спасителя, не все говорящие Ему: «Господи! Господи!», войдут в Царство Небесное, но исполняющие волю Отца Его Небесного (см.: Мф. 7, 21-23). Исполнение воли Божией, настоящая вера в Бога проверяется прежде всего делами и любовью: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35-36). Но для этого нужно помнить, что подлинная вера зиждется на главных заповедях христианства: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-39).

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/2/ume...

3 . И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство 12 и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему 13 , Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов 14 , [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог ( Евр 11:10 ) 15 . 4 . И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек – Царь его – созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем ( Мф 13:24 ) 16 ; также: Царство Небесное подобно зерну горчичному ( Мф 13:31 ) и Царство Небесное подобно закваске ( Мф 13:33 ; Лк 13:21 ) 17 и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле ( Мф13:44 ) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море ( Мф 13:47 ) 18 ; еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой ( Мф 20:1 ) 19 , и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими ( Мф 18:23 ) 20 ; опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего ( Мф 22:2 ) 21 ; и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам ( Мф 25:1 ) 22 . 5 . Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию 23 ; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Середину марта Христос провел в маленьком городке Ефраиме, близ пустыни, а потом опять отправился в Вифавару. Потрясенные Вифанским чудом, ученики недоумевали, как могут быть такими бездушными слепцами священники и раввины – те, кому надлежало первыми выйти навстречу Спасителю. В ответ Христос рассказал апостолам притчу о богаче и Лазаре, который жил под забором у этого безымянного богача. После смерти нищий отнесен был Ангелами на лоно Авраамово, а его состоятельный сосед попал в ад. Тяжко страдая, он попросил патриарха послать к пяти своим братьям Лазаря, чтобы и они не оказались в месте мучения. Но Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. А если не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Дней за десять до Пасхи Господь объявил двенадцати, что снова переходит Иордан: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Евангелие от Марка Ничего из этого ученики не поняли. Братья Иаков и Иоанн вместе с матерью своей Саломеей просили Христа посадить их по правую и по левую руку, когда, как им казалось, Он взойдет на Иерусалимский престол, чтобы править миром, как мощный, непобедимый император. Господь, печально вздохнув, ответил, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». При входе в Иерихон они встретили слепого Вартимея, собиравшего у дороги милостыню. Услышав, что идет Иисус, нищий начал кричать: «Помилуй меня, Сын Давидов!» Впервые к Учителю из Назарета открыто обращались как к Мессии, к Тому, Кого ждали. Многие испугались и заставляли Вартимея замолчать, но он звал еще громче. И Господь исцелил его. После этого чуда вокруг Христа собралось столько людей, что Его трудно было увидеть. Возглавляемые Иисусом они двинулись к Иерусалиму. Все новые и новые богомольцы присоединялись к ним, пока, наконец, это торжественное шествие превратилось в огромный религиозный марш.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Праотцы Иаков и Иуда. Витраж собора Нотр-Дам в Страсбурге. XIII в. Особое место И. среди братьев подчеркивается в благословении Иакова (Быт 49. 8-12): «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое; блестящи очи [его] от вина и белы зубы [его] от молока». Мн. древние и совр. толкователи придают этому благословению мессианское значение. Центральное место в этих стихах занимает слово   (в синодальном переводе - «Примиритель»), к-рое больше не встречается в Библии; этимология его неясна, в МТ оно исправлено на столь же непонятное   Синодальный перевод «доколе не придет Примиритель» основан на созвучии слов   и   (мир/спокойствие). В переводе LXX: ως ν λθ τ ποκεμενα ατ («доколе не придет то, что ему предназначено») -   прочитано как   - «принадлежащее ему»; вероятно, на это понимание намекает и правка в МТ; из него исходит (перефразируя) таргум Онкелоса:             («доколе не придет Мессия, Которому предназначено царство»; практически такое же чтение в таргуме Неофити и Фрагментарном таргуме). Возможно, на это прочтение благословения Иакова опирается и Иез 21. 27 («…доколе не придет Тот, Кому принадлежит он...»). Словари древнеевр. языка (см., напр.: BDB. P. 1010), а также большинство переводов на совр. европ. языки отдают предпочтение вслед за Септуагинтой пониманию   как   Мн. комментаторы считают этот текст испорченным и прибегают к конъектурам: «…доколе не придет к нему дань» ( Moran. 1958), «доколе не придет правитель» ( Westermann C. Genesis 37-50: A Comment. Minneapolis, 1986. P. 231). Распространенное понимание «доколе он не придет в Шило (т. е. в г. Силом)» не требует эмендации, однако неубедительно по содержательным причинам.

http://pravenc.ru/text/1237745.html

За епископом остается последнее слово в определении того, что тот, или иной «старец» не прав. Почему же, могут спросить многие православые, на глазах которых в Москве в одном из братств, например, несколько лет зрела параллельная церковной (следовательно раскольническая!) структура «семей»-общин, а иерархия медлила с решительными действиями? Ответ прост, он кроется в природе епископского служения. Епископ всегда имеет перед собой повеление Спасителя распознавать лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Мф.7,15–17 ). Пока плоды антихристова духа не стали явными, никто не может быть уверен, произросли ли они из семян Духа Святого, или это плевелы, посеянные лукавым. Епископ тоже этого не знает и ждет «жатвы». Ведь сказал Господь Своим служителям: «оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». ( Мф. 13,30 ). Жатва – это не обязательно последний Страшный суд Божий. Время жатвы наступает тогда, когда плоды созревают, и становится очевидным, что вместо смоковницы вырос лопух. А как быть неофитам? Сегодня все же больше беспокойства церковной иерархии доставляют не старцы, а новообращенные члены Церкви. Неофиты с особенной горячностью вступают на ниву делателей Христовых; в связи с этим вся современная жизнь Русской церкви протекает на постоянном фоне озабоченности их неумеренной ревностью. Разумеется, это – радостная забота, слава Богу, что новые люди приходят в Церковь . Поэтому, хотя с подобными проблемами приходится сталкиваться в каждом приходе, духовенство и более-менее опытные прихожане стараются решать их бережно и не особенно делают достоянием гласности. Кто-то только вошел в Церковь , кто-то в ней уже несколько лет и сам уже притормаживает новообращенных...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

— К сожалению, это тоже особенность нашего времени. Есть священники, совершенно равнодушные к духовной жизни, не знающие и не желающие ничего о ней знать и не способные окормлять тех, кто к ней стремится. А есть священники, головы которых забиты какими-то неофитскими представлениями. И эту неофитскую горячность они проявляют не в собственной жизни, а учат ей других. Священник, который «благословил» человека бросить троих малолетних детей, на мой взгляд, заслуживает просто извержения из сана. Что касается евангельских слов (часто еще приводят слова о «ненависти» к ближним из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)), то не надо воспринимать их как призыв ко всем семейным людям бросить мать, отца, жену, детей… Здесь говорится о том, что нельзя ставить естественные родственные отношения выше любви к Богу. На первом месте в жизни человека должен быть Бог и исполнение Его заповедей. А среди заповедей Божиих — и почитание отца и матери, и любовь к ближним, естественно, и забота о них. Этот случай — как раз классический пример, как человек не хочет терпеть своего креста. Я часто сталкивался с этим как духовник, да и сейчас ко мне обращаются с подобными вопросами. Приходит какая-нибудь раба Божия, у нее, как это часто бывает, не очень хорошо в семье, и просит: «Благословите пойти в монастырь. Я так хочу в монастырь, так хочу!» — «У тебя муж, дети есть?» — «Есть». — «Какой же тебе монастырь?» — «Это все не то, все неправильно и не так…» И у мужчин бывает точно так же — хотят в монастырь, жену и детей готовы оставить: «Ничего, Бог им поможет…» Это, конечно, совершенно нехристианское отношение к жизни. Так делать нельзя, это противоположно всем Божиим и человеческим установлениям. У такого человека в монастыре точно так же ничего не получится, как не получилось в семье. Тот, кто нетверд на своих путях в чем-то одном, будет таким же нетвердым и в другом.

http://pravoslavie.ru/92211.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010